Аппликации в детский садик. Опыт работы воспитателя

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума..» Сухомлинский В.А.

3 слайд

Описание слайда:

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом. Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

4 слайд

Описание слайда:

Виды аппликации В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения,. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом. Декоративная аппликация- вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения.

5 слайд

Описание слайда:

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника. 1).Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира. 2).Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. 3) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. 4) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. 5) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний.

6 слайд

Описание слайда:

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

7 слайд

Описание слайда:

Развивает художественное воображение и эстетический вкус. Развивает конструктивное мышление. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология. Итак, аппликация:

8 слайд

Описание слайда:

Обрывные аппликации Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать. В этом случае края выходят более «живыми», ворсистыми. При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон. Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперек – более «стихийный», с белым ореолом, что неплохо, например, если вы делаете море – на волне сразу получается пена.

9 слайд

Описание слайда:

Аппликация из песка или соли Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу?

10 слайд

Описание слайда:

Квиллинг Квиллинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

11 слайд

Описание слайда:

Аппликация из салфеток Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

12 слайд

Описание слайда:

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Торцевание

13 слайд

Описание слайда:

Аппликации из мятой бумаги Техника сминания - это самая простая техника, которая интересна детям любого возраста. С ней могут справится даже самые маленькие детки в возрасте 2-3 лет, конечно под чутким руководством взрослых

Введение. 3

Приобщение к аппликации по программе «Детство» начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.


Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой)

3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы : сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства, а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

По «Программе воспитания и обучения» под редакцией в процессе обучения аппликации ставятся следующие задачи, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи обучения и воспитания аппликации детей дошкольного возраста

Возрастная группа

Задачи обучения и воспитания аппликации

Вторая младшая группа

1. Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности . Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу

2. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

3. Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

4. Учить детей создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и пр.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических форм и приемных материалов, повторяя и чередуя их но форме и цвету. Развивать чувство ритма.

Средняя группа

1. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

2. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться
ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания
по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять
из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скруглення углов. Использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

3. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, гак и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на дне иди четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат - на треугольники и т. п.).

4. Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Старшая группа

1. Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в 2-4 треугольника, прямоугольник - в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

2. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложен-
ной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).

3. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять
их деталями, обогащающими изображения.

4. Формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам.

Подготовительная к школе группа

1. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и но мотивам народного искусства.

3. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью и частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита.

3. Особенности методов и приемов и методика обучения детей дошкольного возраста аппликации

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.


В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской. В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов. Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цвета; грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы.

По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величинных соотношений (дома разных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнезда на дереве»). При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:

Вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

Расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух-плановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);


Подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций.

Уже в младшей группе дети способны элементарно передать содержание, показать взаимосвязь между однородными предметами. Из готовых форм они выкладывают и наклеивают композиции (летят желтые листья, блестят в небе звезды, жуки ползают в траве). Для этого малыши используют яркие цветовые сопоставления на всем пространстве листа или размещают несколько предметов в ряд (грибы растут, одуванчики расцвели).

При выборе темы аппликации педагог учитывает запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребенка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. При планировании занятий с детьми разного возраста воспитатель группирует задания по темам. Они могут отражать явления природы (листопад, снегопад, ледоход, цветение сада, луга, жизнь животных, птиц, насекомых, рыб), общественную жизнь страны (праздники, труд людей, героические подвиги и т. д.), трудовую деятельность самих детей (дежурство по группе, работа на участке детского сада, уход за растениями, животными), игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов. Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй аппликации, ее колорит, доступные детям приемы работы. Сюжеты аппликации могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». В младшей группе они наклеивают разноцветные листья, «складывают» яблоки в корзину. В средней группе усложнение идет за счет увеличения количества наклеиваемых предметов, их сочетания по величине, окраске: «Осенний парк», «Осенние цветы на участке». Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края».

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются. Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Декоративная трактовка реального предмета, его стилизация, как продукт творческой фантазии человека, создает радостную приподнятость и праздничность народного искусства.

Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента. В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки).


В декоративной аппликации может быть применена композиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречаются в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера. Они характеризуются особой декоративностью, нарядностью, что подчеркивается симметричным расположением составляющих элементов.

Построение элементов орнамента по законам композиции зависит от формы и назначения предметов, а также исторически сложившихся национальных традиций орнаментирования.

Для воспроизведения разных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов. При этом важно направлять мысль ребенка на поиски самостоятельных путей выполнения узора, его творческую интерпретацию. Дети каждый раз должны убеждаться в возможности создания новых, оригинальных комбинаций узора, что является важным стимулом их активного, творческого отношения к содержательной деятельности.

Насколько успешно дошкольники будут овладевать способами построения орнаментов, во многом зависит от взаимодействия двух видов занятий - декоративной аппликации и декоративного рисования. Такое сочетание орнаментального творчества способствует закреплению усвоенных приемов и переносу их на другой, более сложный вид занятий, отличающийся по технике выполнения узоров.

Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов.

В обучении детей подбору цветовых сочетаний воспитателю могут оказать определенную помощь умело подобранные образцы народного искусства. Во многих из них элементы узоров расположены на цветном фоне, который в одном случае усиливает гамму цветов, в другом - смягчает ее, а в целом создает богатую цветовую гармонию. Благодаря цветной основе орнаментальная композиция становится более четкой, выделяется ее ритм, создается согласованность окраски элементов и основы украшаемой поверхности.

Заключение

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т. д.


Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера, в которых аппликативной техникой является техника коллажа, которая заключается в том, что в изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и все это делается для создания неповторимого художественного образа.

Занятия аппликацией в технике коллажа или близкой к нему, как правило носят интегрированный характер так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует ее возможности, обучает детей техническим приемам. Для развития интереса используется интеграция с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями.

Конспект коллективного занятия по аппликации в средней группе на тему «Зимушка-зима»

Тип занятия: Итоговое, игра – путешествие.

Методы и приемы: Наглядно-словесные: показ, объяснения, поощрение, художественное слово, игровой, прием обрывания.

Цель: Закрепление темы: «Зима».

Закрепить: прием «обрывания» (снежные хлопья), наклеивать их на поверхность листа; уточнить представление детей о многоцветии снега; побуждать использовать бумагу разных оттенков для изображения снежных хлопьев.

Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; умение композиционно располагать «снег» на листе бумаги; словарь (снежные хлопья, снежинки); умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива.

Воспитывать у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей.

Вызывать у детей положительные эмоции.

Предшествующая работа: Занятия на тему «Зима»; рассматривание картин, иллюстраций о зиме, наблюдения за снегом на прогулке; загадывание загадок, стихов, рассказов о зиме; фотовыставка «Зимушка – Зима» (отдых и развлечения детей на природе).

Здоровье сберегающие технологии: физ. минутка, рефлекторные коврики, релаксация.

Оборудование: ТСО (магнитофон), диски с записями музыкальных произведений, декорации, накидка – Зима.

Материал: бумага разного цвета и качества, клей ПВА, кисточки, салфетки, готовый зимний пейзаж (сделанный на предыдущем занятии) на бумаге формата А-3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте дети!

«Кто угадай-ка,

Седая Хозяйка?

Тряхнет перинкой –

Над миром пушинки!» (Зима) /Ответы детей/.

Воспитатель: Правильно зима, а вы хотите в гости к Зимушке – Зиме? /Ответы детей/.

Воспитатель: Хорошо, тогда давайте отправимся в путь – дорожку. (Дети встают на рефлекторные коврики и закрывают глаза).

Воспитатель: раз, два, три в зимний лес лети! (Дети «прилетают» в зимний лес, где их встречает Зима).

Зима: Приветствую вас в своем зимнем лесу, посмотрите, как красив лес.

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте ее

«На всех садится,

Ни кого не боится!» (Снег). /Ответы детей/.

Зима: А сейчас давайте поиграем. (Проводится физ. минутка «Снежок»).

Посмотри, как блестит Поднимают руки вверх и плавно качают

кистями рук.

Под ногами хрустит Топают ногами.

Беленький снежок, Постепенно опускаются на корточки.

Лёгкий, как пушок. Показывают руками, как идёт снег.

Дует, дует ветерок, Плавные движения рук в право – в лево.

И летит, летит снежок, Плавные движения рук сверху вниз.

Закружился, заблестел, Покружиться,

Над поляной полетел. Плавно поднимая руки вверх – вниз.

А потом на землю пал. Присесть,

До весны там пролежал. Обнять колени.

Зима: Дети, я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы, хотите там побывать? /Ответы детей/.

Зима: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую).

Зима: Дети, давайте вспомним из чего можно сделать снежинки? /Ответы детей/.

Правильно способом вырезывания. А еще можно сделать снежинки, снег приемом обрывания, тогда получатся «снежные хлопья», которые выглядят более выразительно, чем при вырезывании ножницами.

(Дети «делают» снег, в это время педагог подготавливает картину, которую они делали на предыдущем занятии «Зимний пейзаж»).

Зима: Дети, «снежные хлопья» могут «летать» по воздуху.

«…Белый снег пушистый

По небу кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится…»

Когда снежинки «ложатся» на землю, то располагаются не строго рядом, беспорядочно, в накладку. (После того, как большинство справилось с изготовлением «снега», «хлопья» наклеиваются). Если дети проявили инициативу и использовали бумагу разных оттенков, то воспитатель интересуется, почему они так сделали. Если выбор был сделан не случайно, то хвалит ребенка и напоминает о многоцветии снега. Возможно, для изображения «снежных хлопьев» дети воспользуются одним только цветом. В этом случае воспитатель не прерывает процесс их работы. Но после того как «белые хлопья» будут наклеены, нужно обратить внимание детей на солнце, облака, которые должны отражаться на снежной поверхности. Вследствии этого появляется снежное многоцветие, которое легко изобразить с помощью бумаги разных оттенков.

Зима: Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь вам пора возвращаться в детский сад, а на память о том, что вы были у меня в гостях я дарю вам композицию, которую вы сделали на тему «Зимушка – Зима». А теперь вам пора в путь. Вот вам снежинка она поможет в пути, детский сад найти. Для этого нужно сказать «волшебные» слова. (Дети встают на рефлекторные коврики, звучит музыка «Зимняя мелодия»).

«Лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

И в детский сад загляни!»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы

1. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией я детском саду.- М.: Просвещение, 1988.- 224с.

2. Аппликация в детском саду (для детей 3-5 лет). - М: Развитие, 2005. – 203с.

3. Григорьева дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. – 344с.

4. Гусакова. - М.: Инфра-М, 20с.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. , . – М.: Детство – Пресс, 2004. – 244с.

6. , Ермолаева в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. , . – М.: Мозаика – Синтезис, 2005. – 208с.

8. Репина изделия. - Минск: Спецтехнология, 20с.

9. – Аппликация. – М.: Мир книги, 2010. – 144с.

10. Шелковая лента. Вышивка. Аппликация. Создание объемных изображений. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 128с.

Румянцева. – М., 2010. – С.5.

Богатеева 3. А. Занятия аппликацией я детском саду. - М., 1988.- С.34.

Репина изделия. - Минск, 2006. – С.16.

Шелковая лента. Вышивка. Аппликация. Создание объемных изображений. – М., 2000. – С.12.

Логинова. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – М., 2004. – 244с.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. , . – М., 2005. – 208.

Цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствований умений в аппликации.
Интеграция областей:
«Художественно - эстетическое развитие» (приоритетная, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине. Закреплять умение детей создавать декоративные композиции. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания бумаги мелкими движениями пальцев. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения
Развивающие :
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитания желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, шаблоны грибов, цветные бумажные салфетки, тряпочки, кисточки, клей, клеёнки на каждого ребёнка. Рисунок корзинки на Ф- А1.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с грибами. Вырезывания шаблона гриба по желанию детей (боровик, лисичка, мухомор) по контуру, окрашивание ножки гриба. Разрезание цветных бумажных салфеток (красного, белого, коричневого, жёлтого цвета.) на 4 части,
1. Организационная часть.
(Звучит спокойная музыка, фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Дети: Гриб
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста, ближе к телевизору. рассмотрим фотографии грибов и вспомним некоторые из них.
- Грибы растут в лесу с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага. Какие грибы вы знаете?
Дети: (Боровик, лисички, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Воспитатель: Правильно, какие это грибы, назовите одним словом?
Дети: съедобные.
-В каком виде вы любите есть грибы?
Дети: (Грибной суп, солёные, маринованные, жареные и т. д.)
-Воспитатель: А ещё какие растут грибы?
Дети: несъедобные (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать. (Нет).
2. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем изготавливать очень интересную и необычную аппликацию «Грибы» (Показ изготовленного шаблона, сначала украсим шляпку гриба, а потом их сложим в волшебную корзинку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
Физкультминутка
По тропинке шли, (Маршируют)
Подберёзовик нашли. (Наклонились)
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли. (Наклонились)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Показали, руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли – (Ходьба по кругу).
Хорошо, что тихо шли. (Остановились)
Инструкция:
1. Берём салфетки по цвету шляпки вашего гриба.
2. Аккуратно пальчиками рвём маленький кусочек салфетки.
3. Сминаем этот кусочек салфетки пальцами, чтоб получился маленький шарик.
4. Приготовим много таких шариков.
5. Наносим клей на шляпку гриба.
6. Затем всю шляпку заложим шариками из салфеток.
7. Дать изделию подсохнуть - грибочки готовы!
3. Самостоятельная работа детей.
Я предлагаю взять ваши шаблоны (боровик, лисичка, мухомор, которые вы приготовили вчера, и приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель садится рядом с детьми. Приступаем ребята к выполнению работы (пояснение, индивидуальная помощь).
4. Итоговая часть .
Молодцы ребята, принесите ваши грибочки к корзине.
Дети красиво располагают их на листе с корзиной.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у нас получилось?
Дети: Композиция.
Воспитатель: Как мы назовём эту композицию?
Дети: «Корзина с грибами»
Так как в нашей корзине собрались и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю подарить её лесным игрушечным жителям, которые стоят у нас в группе. Вы согласны со мной?

Аппликация — один из самых любимых техник детского творчества. Однако, мало кто знает, насколько разнообразными и удивительными бывают аппликации. Аппликации можно делать из бумаги, кожи, камней, ракушек, стекла, круп, пластилина и многих других материалов. В этой рубрике мы стараемся собрать как можно больше поделок выполненных в технике «аппликация».

Ну вот и пришла пора подумать, чем удивить и порадовать любимого учителя в первый день нового учебного года. Букеты живых цветов стали наскучившей традицией, с магазинными открытками всегда существует риск повторения. Исключением из этих правил станет самодельная открытка.

Поделки из макарон своими руками могут делать даже самые юные любители творчества. Нередко именно макароны становятся одним из первых материалов, которые осваивают детки в детском саду и у себя дома: сначала они учатся перебирать их, сортируя по размеру и форме, а затем начинают создавать из них разные картинки и объемные фигурки.

Как сделать поделки на Пасху в детский сад? Пасха – очень красочный праздник, наполненный по-детски веселыми традициями. Процесс подготовки к нему привносит приятное оживление в жизни малыша, предвкушение радостных моментов и сюрпризов.

Поделки для детей становятся особенно интересными тогда, когда им находится хорошее практическое применение. Поэтому, чтобы привить ребенку интерес к творчеству, лучше мастерить с ним то, что пригодится в ближайшее время – например, различные сувениры, украшения и подарки к праздникам, которыми наша страна очень богата.

Открытки на 8 марта в детском саду с преогромным удовольствием мастерят все без исключения ребятишки. Еще бы! Ведь этот подарок предназначается самому дорогому и самому важному человеку в их жизни – МАМЕ.

Аппликация к 23 февраля, своими руками сделанная на занятиях в детском саду – это замечательный подарок, который ребенок сможет преподнести своему папе, дедушке и старшему брату. Аппликацию можно оформить в виде картины, поместив ее в рамку, или в виде открытки, разместив ее на первом листе.

Планируете смастерить поделку для кого-то из своих защитников? Предлагаем освоить очередную интересную технику работы с бумагой – торцевание. К 23 февраля, как и к любому другому празднику, при помощи этой техники можно будет сделать оригинальную и очень симпатичную открытку или панно.

Приближается весна, а значит, скоро во всех детских садах ребятишки начнут мастерить поделки на 8 марта. Старшая группа к тому времени уже успевает достичь в этом деле заметного мастерства, поэтому поделки детей старшей группы к 8 марта обычно отличаются определенной сложностью изготовления.

Картины из семян и круп, своими руками сделанные ребятишками, становятся особенно актуальными в начале осени, когда в большинстве школ и детских садов проводятся различные конкурсы детского творчества. А если картина сделана достаточно профессионально, она может стать не только экспонатом выставки, но и украшением дома – например, кухни или обеденной зоны.

Аппликации из цветной бумаги – давно уже ставшее традиционным творческое занятие для детей. Оно позволяет развить навыки обращения с ножницами, усовершенствовать работу детских ручек и сделать малыша более аккуратным. Каждый ребенок сможет сделать аппликации из цветной бумаги своими руками, если поставить перед ним выполнимую задачу.

Как сделать весенние поделки для детского сада? Давно замечено: когда земля освобождается от снежного покрова, просыпается не только природа, но и стремление к творчеству. Особенно – к созданию маленьких шедевров, напоминающих о самых приятных весенних моментах.

Поделки на День космонавтики дают ребятишкам возможность погрузиться в самую любимую для многих из них тему – тему Космоса. Детям очень нравится фантазировать и мечтать о необъятных космических просторах, представляя себя летящим на ракете или космическом корабле.

Аппликация ко Дню космонавтики для детского сада – это прекрасная возможность рассказать ребятишкам об огромном прорыве в развитии всего человечества – первом полете нашего, советского, человека в необъятный и неизведанный космос.

В школах часто проводятся тематические выставки, участником которых обычно желает стать каждый ребенок. Темой выставки может стать любой праздник или событие. Даже поделки к Пасхе в школу на выставку дети будут мастерить с особым интересом.

Открытка к Пасхе в технике квиллинг станет довольно неожиданным, но очень приятным дополнением к традиционным крашеным яичкам и куличам, которые в этот день преподносятся в подарок близким людям.

Что подарить самому главному человеку в нашей судьбе — маме? Подарки на День матери своими руками с подробными мастер-классами и пошаговыми фото. При этом совсем не обязательно создавать шедевральные произведения искусства – материнское сердце растопят даже самые простые поделки ко Дню матери, выполненные с душой.

Для того, чтобы занятие творчеством всегда вызывало у ребятишек интерес, нужно постараться придумать для него самую подходящую тему. Например, осенью все малыши с удовольствием сделают необычные поделки на День матери. В детском саду

Лучше узнать и понять окружающий мир ребятишкам помогает творчество. Так, отражая в своих работах явления природы и смену времен года, дети хорошо запоминают их, учатся распознавать и описывать словами.

Поделки из колосков пшеницы смотрятся очень эффектно и необычно – на выставках детского творчества они появляются нечасто. Поэтому, если вы хотите привлечь внимание к своей работе и удивить ребятишек и педагогов, смело можете брать колоски за основу творчества.

Аппликация - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изобра­жения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - ри­сунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщен­ная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко от­личается.

Как средство художественного оформления аппликация соз­дает своеобразный декоративный эффект.

Простота и легкость исполнения аппликации делают ее до­ступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и созда­вать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изобра­жений и т. д

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и на­ выков, с другой - развитию творческих способностей детей.

В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных ра­бот:

-по используемым материалам: в детском саду аппликации могут быть из бумаги, ткани, из природных материалов, коллаж.

Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика . Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений.

- по технике выполнения: мозаика ; обрывание краев бумаги ; аппликация из вырезанных форм .

- по цветовому решению : монохромные ;полихромные

- по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея, на пластилин

Последовательность выполнения аппликации:

1. продумывание композиции

2. подбор бумаги

3. заготовка деталей

4. детали изображения располагают на фоне

5. наклеивание и высушивание деталей изображения

Способы вырезывания

Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое (симметричное вырезывание). Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное ).

Силуэтное вырезывание.

Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

10.Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.

Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.

Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.

Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2 – 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к декоративнойЁ сюжетной апп.

Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами

Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры. Создание проблемных ситуаций.

Средний дошкольный возраст.

Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.

Методы и приемы обучения.

Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.

В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод - уп­ ражнение в том или ином способе.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится но­вый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры. Возрастает роль сло­ ва. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово .

Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания, обрывания и др.

Старший дошкольный возраст.

На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом - от этого за­висит качество работ.

Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.

Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразитель­ный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изоб­разительной деятельностью детей, но значительно реже - только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения . Вместе с тем используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особен­ностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анали­зировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.

Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познава­тельных и эстетических интересов; формирование самооценки.

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовле­ния аппликаций.

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятель­ность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.

Анализ аппликаций проводится при ак­тивном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.



Похожие публикации