1 основные определительные признаки понятия физическая культура. Для чего человеку нужна физическая культура и кто её придумал

Физическая культура представляет собой

а) учебный предмет в школе

б) выполнение физических упражнений

в) процесс совершенствования возможностей человека

г) часть человеческой культуры

Физическая культура личности характеризуется

а) знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями, о способах укрепления здоровья и повышения физической подготовленности. правилах контроля за индивидуальным физическим развитием и физической работоспособностью

б) уровнем развития физических качеств силы. быстроты и выносливости, достижения высокой техники владения двигательными действиями одного вида спорта.

в) качественным свойством человека, проявляющимся в здоровом образе жизни, крепком здоровье, высокой физической и двигательной подготовленности. владении знаниями. умениями по организации и проведению индивидуальных и коллективных занятий

Отличительными признаками физической культуры являются:

а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;

б) использование гигиенических факторов и оздоровительных сил природы.

в) высокие результаты в учебной. трудовой и спортивной деятельности,

г) определенным образом организованная двигательная активность.

Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в:

а) укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей,

б) обучение двигательным действиям и повышения работоспособности,

в) совершенствовании природных, физических свойств людей,

г) создании специфических духовных ценностей.

Один из видов человеческой культуры. специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей, принято называть:

а) физическим развитием,

б) физическим воспитанием,

в) физической культурой,

г) физическими упражнениями.

Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение:

а) физической подготовленности человека к жизни ,

б) развитие резервных возможностей организма человека,

в) сохранение и восстановление здоровья,

Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение…

а) развития резервных возможностей человека.

б) физической подготовленности человека к жизни.

в) сохранение и восстановление здоровья.

г) подготовка к профессиональной деятельности.

Что из представленного не является отличительным признаком физической культуры?

а) знания. принципы, правила и методика использования упражнения.

б) виды гимнастики, спорта. игр, разновидности комплексов упражнений,

в) обеспечение безопасности жизнедеятельности,

г) положительные изменения в физическом состоянии человека.

Каковы роль и значение занятий физической культурой для человека:

а) занятия физической культурой способствуют развитию культуры человека, укреплению его здоровья и повышению общей работоспособности,

б) занятия физической культурой содействуют оптимизации психических и физиологических процессов, прививают навыки культурного общения и поведения. положительно сказываются на развитие умственных. эстетических. нравственных качеств человека,

в) занятия физической культурой являются одним из условий всестороннего физического, психического и нравственного развития человека. укрепления его здоровья и продления сроков активной творческой деятельности. приобретения навыков и умений в организации и проведении разнообразных форм ЗОЖ,

г) занятия физической культурой являются необходимым условием удовлетворения интересов человека в совершенствовании физических возможностей и подготовки к участию в соревнованиях.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

б) процесс воздействия на развитие индивида.

в) процесс выполнения физических упражнений.

Физическое воспитание представляет собой:

а) специализированный педагогический процесс по направленному использованию ценностей средств и методов физической культуры для преимущественного становления системы двигательных способностей человека;

б) направленный педагогический процесс формирования активности личности в восприятии. чувствовании и оценивании прекрасного в культуре социума;

в) специализированный педагогический процесс формирования комплекса знаний о физической культуре.

Специфика физического воспитания заключается в:

а) в повышении адаптационных возможностей организма человека,

б) в формирование двигательных умений и навыков человека,

в) в воспитании физических качеств человека,

г) созданиеблагоприятных условий для развития человека.

Физическое воспитание представляет собой…

а) способ повышения работоспособности и укрепления здоровья.

б) процесс выполнения физических упражнений.

в) способ освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры.

г) обеспечение общего уровня физической подготовленности.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЗДОРОВЬЕ

Какое из определений наиболее полно характеризует состояние здоровья человека? Здоровье это:

а) отсутствие наследственных хронических заболеваний и вредных привычек;

б) высокая устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды. к инфекционным и вирусным заболеваниям;

в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, сочетающегося с активной творческой деятельностью и максимальной продолжительностью жизни .

Под здоровьем понимают такое состояние человека, при котором:

а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы

б) человек обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических нагрузок

в) человек бодр и жизнерадостен

г) наблюдается все вышеперечисленное.

При возникновении легких ушибов во время занятий физическими упражнениями необходимо:

а) растереть ушибленное место, затем обратиться к врачу;

б) наложить тепло (горячую грелку, шерстяную кофту и т.п.) на ушибленное место и затем обратиться к врачу;

в) наложить холод (лед, смоченную холодной водой тряпку и т.п.) на ушибленное место и затем обратиться к врачу.

Правильное дыхание характеризуется

а) более продолжительным вдохом,

б) более продолжительным выдохом,

в) равной продолжительностью вдоха и выдоха,

вдохом через нос и выдохом ртом.

При выполнении упражнений вдох не следует делать во время:

б) прогибания туловища назад,

в) возвращения в исходное положение после поворота, вращения тела,

г) поворотах, вращениях тела, наклонах.

ЗАКАЛИВАНИЕ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на

а) развитие физических качеств людей;

б) поддержание высокой работоспособности людей;

в) сохранение и улучшение здоровья людей;

г) подготовку к профессиональной деятельности.

Аэробные процессы энергообеспечения характеризуются:

а) недостатком кислорода в мышцах и тканях организма;

б) избытком молочной кислоты в мышцах и тканях организма после окончания работы;

в) достаточным обеспечением кислородом работающих мышц во время физической нагрузки.

Какие физические упражнения не являются основными тренировочными средствами систем «Атлетическая гимнастика» и «Шейпинг»:

а)физические упражнения, выполняемые в режиме статического напряжения мышц;

б)физические упражнения, выполняемые со средним отягощением на работающие мышцы;

в) физические упражнения, выполняемые с максимальным отягощением на работающие мышцы.

Определите наиболее полный и правильный ответ на вопрос «Каковы общие правила организации самостоятельных занятий физическими упражнениями?»

а) необходимо подбирать спортивную одежду и обувь в соответствии с условиями проведения занятий и интересами к разным физическим упражнениям; проверить наличие необходимого спортивного инвентаря;

б) расположить инвентарь и оборудование таким образом, чтобы они не мешали выполнению

и необходимо планировать занятия в определенное время в режиме дня,

в) необходимо подготовить место для занятий и разработать план-конспект занятия, уточнить его в соответствии с погодными условиями и текущим самочувствием и отнести содержание занятия с наличием инвентаря и спортивной одежды,

г) необходимо распланировать последовательность выполнения упражнений и подобрать соответствующую спортивную одежду, подготовить место для занятий подвижными или спортивными играми, индивидуальными или коллективными видами физических упражнений.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на …

а) развитие физических качеств людей.

б) поддержание высокой работоспособности людей.

в) сохранение и улучшение здоровья людей.

г) подготовку к профессиональной деятельности.

ОСАНКА

Что принято называть осанкой?

а) Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

б) Пружинные характеристики позвоночника и стоп;

в) Привычная поза человека в вертикальном положении;

г) силуэт человека.

Осанкой называется:

а) привычная поза человека в вертикальном положении;

б) качество позвоночника. обеспечивающее хорошее самочувствие;

в) особенности телосложения человека.

а) затылком, ягодицами, пятками;

б) затылком, спиной, пятками;

в) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

Главной причиной нарушения осанки является:

а) привычка к определенным позам,

б) слабость мышц.

в) отсутствие движений во время школьных уроков,

г) ношение сумки-портфеля на одном плече.

а) развернутые плечи, ровная спина,

б) приподнятая грудь,

в) запрокинутая или опущенная голова.

г) через ухо, плечо, тазобедренный сустав и лодыжку можно провести прямую линию.

Профилактика нарушения осанки осуществляется с помощью:

а) скоростных упражнений,

б) упражнений на «гибкость»,

в) силовых упражнений.

г) упражнений «на выносливость».

Признаки, не характерные для правильной осанки:

а) запрокинутая назад голова.

б) развернутые плечи, ровная спина.

в) через ухо, плечо, тазобедренный сустав и лодыжку можно провести прямую линию.

г) приподнятая грудь.

При формировании телосложения не эффективны упражнения … ?

а) способствующие увеличению мышечной массы.

б) способствующие снижению веса тела.

в) объединенные в форме круговой тренировки.

г) способствующие повышению быстроты движений.

РЕЖИМ ДНЯ

Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому, что:

а) позволяет избежать неоправданных физических напряжений;

б) обеспечивает ритмичность работы организма;

в) позволяет правильно планировать дела в течение дня.

С какой целью планируют режим дня?

а) с целью организации рационального режима питания,

б) с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма,

в) с целью четкой организации текущих дел, их выполнения в установленные сроки,

г) с целью высвобождения времени на отдых и снятия нервных напряжений.

УТОМЛЕНИЕ

Чем характеризуется утомление:

а) отказом от работы;

б) временным снижением работоспособности организма;

в) повышенный ЧСС?

Укажите группу внешних признаков, характеризующих острое переутомление 1 степени:

а) значительное покраснение кожного покрова, учащенное поверхностное дыхание (38-46 в минут), напряженная мимика;

б) небольшое покраснение кожи, бодрая походка, спокойная мимика;

в) учащенное поверхностное дыхание (до 22-26 в минуту), отказ от дальнейших движений, изможденное выражение лица.

Главным для определения нагрузки при выполнении физических упражнений является:

а) напряжение определенных мышечных групп;

б) величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся;

в) чувство усталости

Укажите признаки чрезмерной психофизической нагрузки на человека:

а) увеличение мышечной силы и жизненной емкости легких;

б) адекватное возвращение показателей к норме;

в) неустойчивые кривые пульса. дыхания, артериального давления во время занятий с тенденцией к снижению этих величин после краткосрочного отдыха.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Физическими упражнениями называются:

а) двигательные действия, используемые для формирования техники движений;

б) двигательные действия, используемые для развития физических качеств и укрепления здоровья;

в)двигательные действия, выполняемые на уроках физической культуры и в самостоятельных занятиях;

г) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки при решении конкретных задач.

Физическое упражнение – это

а) действие, выполняемое для приобретения и совершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков

б) двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека

в) двигательное действие с помощью которого развиваются физические качества, укрепляется здоровье и повышается работоспособность человека

Физическими упражнениями называются:

а) двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здоровье;

б) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения;

в) движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики;

г) формы двигательных действий, способствующие решению задач физического воспитания.

Нагрузка физических упражнений характеризуется:

а) подготовленностью занимающихся в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, самочувствием во время занятий;

б) величиной их воздействия на организм;

в) временем и количеством повторений двигательных действий;

г) напряжением определенных мышечных групп.

Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения…

а) основы техники.

б) ведущего звена техники.

в) деталей техники.

г) исходного положения.

Подготовительные упражнения применяются если…

а) обучающийся недостаточно физически развит.

б) в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы.

в) необходимо устранять причины возникновения ошибок.

г) применяется метод целостно-аналитического упражнения.

Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность, принято обозначать как…

а) функциональные системы.

б) мышечные напряжения.

в) физические качества.

г) координационные способности.

Нагрузка физических упражнений характеризуется…

а) величиной их воздействия на организм.

б) напряжением определенных мышечных групп.

в) временем и количеством повторений двигательных действий.

г) подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья.

Величина нагрузки физических упражнений обусловлена:

а) сочетанием объема и интенсивности двигательных действий;

б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;

в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;

г) частотой сердечных сокращений.

Величина физической нагрузки дозируется:

а) регулированием объема и интенсивности выполнения физических упражнений4

б) регулированием степени утомления, возникающего в результате выполнения физических упражнений;

в) регулированием состояния самочувствия при выполнении физических упражнений;

г) регулированием интервалов отдыха при выполнении физических упражнений.

Техникой физических упражнений принято называть

а) способ целесообразного решения двигательной задачи

б) последовательность движений и элементов, включенных в упражнение

в) выполнение упражнения с наименьшим расходом энергии

г) ритмичность выполнения физического упражнения

а) во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости;

б) достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации;

в) в результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения;

г) человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить большой объем физической работы за отведенный отрезок времени.

Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что:

а)обеспечивают усиленную работу мышц;

б) обеспечивают выполнение большого объема мышечной работы с разной интенсивностью;

в)обеспечивают усиленную работу систем дыхания и кровообращения;

г)обеспечивают усиленную работу системы энергообеспечения.

Положительное влияние физических упражнений на развитие функциональных возможностей организма будет зависеть:

а) от технической и физической подготовленности занимающихся;

б) от особенностей реакций систем организма в ответ на выполняемые упражнения;

в) от состояния здоровья и самочувствия занимающихся во время выполнения физических упражнений;

г)от величины физической нагрузки и степени напряжения в работе определенных мышечных групп.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ И НАВЫК

Упражнения «на гибкость».

Упражнения «на внимание».

а. разучивания координационно сложных действий.

б. закрепления сформированных навыков.

в. воспитания выносливости.

г. совершенствования гибкости.

Волейбол как спортивная игра появился в конце XIX века в …

б. Канаде.

в. Японии.

г. Германии.

Олимпизм

Термин «Олимпиада» означает…

а. синоним Олимпийских игр.

б. собрание спортсменов в одном городе.

Б. 1912 г. за «Оду спорту».

в. 1914 г. за флаг, подаренный Кубертеном МОК.

г. 1920 г. за текст Олимпийской клятвы.

Впервые олимпийская клятва спортсменов бороться честно прозвучала в

В истории современного олимпийского движения (до 2005 г.) было проведено…

а. 20 Игр Олимпиад и 16 зимних Олимпийских игр.

б. 25 Игр Олимпиад и 18 зимних Олимпийских игр.

в. 28 Игр Олимпиад и 19 зимних Олимпийских игр.

г. 30 Игр Олимпиад и 21 зимние Олимпийские игры.

Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке…

а. Вверху – синее, черное, красное, внизу – желтое и зеленое.

б. Вверху – зеленое, черное, красное, внизу – синее и желтое.

в. вверху – красное, синее, черное, внизу – желтое и зеленое.

г. вверху – синее, черное, красное, внизу – зеленое и желтое.

В. 1896 год

Назовите первого россиянина, вошедшего в состав МОК:

а. Смирнов;

б. Бутовский;

в. Шахлин.

Развитие олимпийского движения содействует :

а. созданию новых духовных и материальных ценностей физической культуры, форм и видов спортивных соревнований и занятий физическими упражнениями, накоплению знаний и технологий по развитию и совершенствованию физических возможностей человека, подготовки его к соревновательной деятельности;

б. увеличению количества людей разного возраста. регулярно занимающихся физической культурой, использованию спортивных технологий в укреплении их здоровья и повышения творческого долголетия. пропаганде здорового образа жизни;

в. экономическому и техническому развитию государств, развитию архитектуры. искусства, литературы. здравоохранения и образования в обществе.

Укажите, к каким Олимпийским играм была впервые предложена Олимпийская эмблема из пяти переплетенных колец:

а) 1908 г. – Лондон;

б) 1912 г. – Стокгольм;

в) 1920 г. – Антверпен.

Какой континент символизирует кольцо красного цвета в олимпийской эмблеме:

б) Австралия;

в) Африка;

г) Америка;

д) Европа?

Спортивные термины

АКРОБАТИКА. 1. Система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия (балансирование) одним спортсменом, вдвоем или группами. 2. Вид спорта, соревнования в выполнении произвольных и обязательных композиций (акробатические прыжки, парные и групповые упражнения) с последующей их оценкой в баллах. 3. Жанр циркового искусства (акробатика силовая, прыжковая и т.д.).

АМИНОКИСЛОТЫ. Класс органических соединений, содержащих карбоксильные и аминогруппы. Основные структурные единицы молекул белков, определяющие их биологическую специфичность.

АМПЛИТУДА. Наибольшее отклонение от нулевого значения величины (тело спортсмена, часть его тела, спортивный снаряд), совершающий колебания по определенному закону.

- А. бокового смещения ОЦМТ конькобежца. Расстояние, на которое перемещается ОЦМТ конькобежца при отталкивании ногой.

- А. движений. Размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу или всего тела по отношению к снаряду. Одна из характеристик двигательного действия. Обусловлена подвижностью в суставах. Одни движения выполняются с максимальной амплитудой, но для большинства движений требуется определенная оптимальная амплитуда. Измеряется в угловых градусах или линейных мерах.

- А. движений ногами при плавании кролем. Размах движений ногами в вертикальной плоскости при плавании кролем на груди и на спине. оптимальная амплитуда подбирается индивидуально в зависимости от роста и др. данных пловца.

- А. движений стопами при плавании брассом. Во время отталкивания стопы пловца брассом расходятся в стороны на расстояние, которое примерно в 1,5-1,8 раза больше ширины таза.

- А. размахивания снарядом. Величина предварительных движений руки со снарядом метателя диска или молота в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С увеличением амплитуды увеличивается путь приложения силы метателя к снаряду.

- А. сгибание шеста. Величина сгибания шеста в опорной фазе прыжка с шестом. Достигает в прыжках сильнейших спортсменов, пользующихся высококачественными эластичными шестами, 150-160 см.

- А. укороченная (частичная). Выполнение упражнений с укороченной амплитудой движения (лишь на определенном ее участке) в пауэрлифтинге используется для преодоления «мертвой точки» в том или ином соревновательном движении.

АНТРОПОМЕТРИЯ. Система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и др. физических характеристик тела человека (рост, масса, плотность, окружности и т.п.).

АТЛЕТИЗМ. 1. Система физических упражнений, направленная на всестороннюю силовую подготовку и совершенствование телосложения путем развития мышц. 2. Вид спорта, суть которого заключается в художественном позировании, позволяющем наиболее эффективно продемонстрировать развитие мышечной системы спортсмена и получить за это соответствующую оценку (бодибилдинг).

АУТ. (1). Выход мяча за пределы площадки или поля в спортивных играх.

АУТ. (2). В бейсболе – выбивание бьющего из игры или осаливание мячом бегущего игрока нападающей команды, когда он находится вне базы.

- двойной А. Осаливание в бейсболе бегущего игрока нападающей команды после промежуточной передачи. «Аут!». Завершающая команда рефери, после которой боксеру присуждается победа нокаутом.

АЭРОБИКА. 1. Система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (бег, ходьба, плавание, гребля, езда на велосипеде, катание на лыжах, коньках), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 2. Комплекс разнообразных физических упражнений, выполняемых под музыку, направленный на повышение физической подготовленности занимающихся. Используется в оздоровительных и спортивных целях. Включает множество различных систем и направлений, различающихся по составу средств, возрастным особенностям, применению снарядов и предметов, проведению в различной среде (в зале, на стадионе, на воде и т.д.).

- Аквааэробика (гидроаэробика). Система упражнений, выполняемых в неглубокой и глубокой воде. Это в одних случаях облегчает условия их выполнения, в других - усложняет. Применяется различный инвентарь, который может использоваться для изменения интенсивности упражнений: пояса, жилеты, гантели, манжеты для рук, ног, лодыжек, ручные планки, перчатки, весла, ласты. Используется представителями других видов спорта в период реабилитации после травм и как средство физической подготовки.

- Аэробика для детей. Система упражнений для обеспечении нормального роста и развития детей. Способствует увеличению плотности костей, эластичности связок, мышечной ткани и увеличивает их прочность. Выделяются 3 возрастные группы: 3-6; 7-12 и 13-16 лет. Занятия проходят в непосредственной форме.

- Базовая аэробика. Наиболее разработанная, строго регламентированная система, состоящая из общеподготовительных гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых поточно без пауз отдыха под музыкальное сопровождение (120-160 акцентов в минуту). Упражнения выполняются стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в стороны), лежа, сидя в упорах. Могут выполняться с небольшими отягощениями, эспандерами, амортизаторами. Хореографическая часть включает простейшие и специфические шаги, подскоки, элементы, части и комбинации.

- Бокс-аэробика. разновидность аэробики, использующая элементы боевых искусств в некоторой стилизации. Бокс-аэробика, каратэ-аэробика требуют специального инвентаря: боксерских перчаток, скакалок, груш и др.

- Йорг-аэробика. Разновидность аэробики, соединившая элементы восточной и западной культуры движений. Характеризуется сочетанием статистических поз (асан) с динамическими и стато-динамическими упражнениями. Имеет хороший оздоровительный эффект благодаря включению в деятельность психики, концентрации внимания занимающихся на работе мышц и деятельности внутренних органов.

- Пумп-аэробика. разновидность аэробики, характеризующаяся выполнением упражнений с облегченной штангой, сочетающая воспитание силовых способностей и выносливости. Как и в других видах, упражнения выполняются поточным методом и под музыку. Рекомендуется лишь хорошо подготовленным людям.

- Ризист –А бол. разновидность аэробики с использованием специальных мячей. Применяется специально для тренировки равновесия, двигательного контроля, приобретения хорошей осанки, проработки отдельных групп мышц, мало нагруженных в других видах аэробики, мышц спины и брюшного пресса, тренировки координации движений, стретчинга, «сжигания» большого количества калорий, чем при обычной силовой тренировке.

- Слайд-аэробика. Атлетическая форма аэробики, в которой используются специальное покрытие и специальная обувь (носки). Упражнения напоминают движения конькобежцев. Высокоинтенсивный вид тренировки. Воспитывает выносливость, равновесие, координацию движений, укрепляет мышцы ног (особенно приводящие и отводящие). Является одним из самых эффективных видов занятий для снижения жировой прослойки.

- Спортивная аэробика. Вид спорта, выделившийся из системы занятий различными видами аэробики. Включает соревновательную деятельность, состоящую из выполнения под музыку широкого круга гимнастических упражнений циклического характера, пластики, мимики и др.

- Степ-аэробика. Разновидность аэробики, характеризующаяся использованием специальной степ-платформы, которая позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях; использовать платформу для выполнения упражнений, направленных на воспитание силы и силовой выносливости, укрепление мышц пояса верхних конечностей, брющного пресса и спины. В основе степ-аэробики лежит в основном хореография базовой аэробики.

- Танцевальная аэробика. Р азновидность аэробики, к которой относятся: фанк-аэробика, афро-аэробика, кардио-фанк, самбаробика и др., т.е. использование различных танцевальных движений под соответствующую музыку. В основе всех танцев лежит своеобразная джазовая техника движений. танцы и общеподготовительные гимнастические упражнения способствуют выпрямленному удержанию туловища, повышению тонуса мышц брюшного пресса и ягодичных мышц. Различные части тела двигаются как бы независимо друг от друга.

- Хо-лонерс аэробика. Разновидность аэробики, характеризующаяся использованием пружинистой пластины, прикрепленной к подошве ботинок (Xo-Loners). Дает возможность получить удовольствие от любой физической активности и предотвратить неприятные болевые ощущения, сократить возможность получения травм и ушибов. Особая конструкция пружинистой пластины позволяет при выполнении упражнений снимать нагрузку с коленного и тазобедренного суставов и позвоночника. Эти занятия характеризуются высокой интенсивностью.

3. В бодибилдинге – совокупность методов и средств повышения аэробной производительности организма, направленных на максимальную мобилизацию и сжигание подкожного жира в интересах демонстрации предельного мышечного рельефа и венозности на соревнованиях. Включает выполнение упражнений на степперах, стационарных велотренажерах, бегущих дорожках, лыжных и гребных тренажерах, а также непрерывный, медленный и интервал ьный бег. В бодибилдинге и пауэрлифтинге является средством восстановления функций сердечно-сосудистой системы в переходном и подготовительном периодах тренировочного макроцикла.

БАДМИНТОН. Спортивная игра с ракетками и воланом (легким мячом с перьями), на площадке 13,4 х 5,2 м (для одиночных встреч) или 13,4 х 6,1 м (для парных встреч). Цель игры – одним ударом ракетки направить волан через сетку (высота 155 см) на сторону соперника и приземлить мяч там или вынудить соперника послать волан в сетку или аут.

БАЛАНСИРОВАНИЕ. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев.

БАСКЕТБОЛ. Командная спортивная игра с мячом на площадке 15 х 28 м командами по 5 человек. Цель игры – забросить мяч руками в корзину соперников, укрепленную на щите (высота 3,05 м), и не дать забросить мяч в свою.

БАТТЕРФЛЯЙ. Способ спортивного плавания. Возник как разновидность брасса. Пловцы удлинили гребок руками до бедер и стали проносить руки вперед над водой. движения ногами выполнялись как в брассе. Скоростной разновидностью техники баттерфляя является дельфин.

БЕГ. 1. Один из естественных способов передвижения человека в пространстве. Главное отличие бега от ходьбы – наличие фазы полета в процессе выполнения беговых шагов. 2. Самостоятельная дисциплина легкоатлетического спорта, наиболее распространенное физическое упражнение, входящее в состав различных спортивных дисциплин.

- Б. «в мешок». Элемент техники спортивного ориентирования, использование которого целесообразно в случае нахождения искомой точки на пересечении двух линейных ориентиров. Применяя этот метод, спортсмен движется по маршруту «грубо», практически без ориентирования, памятуя, что после достижения намеченного линейного ориентира он выйдет вдоль него в искомую точку.

- Б. в облегченных условиях. Тренировочный бег под гору, бег с тягой, бег в специально созданных условиях, уменьшающих действие силы тяжести или помогающих развить большую скорость.

- встречный Б. В спортивном ориентировании – передвижение спортсменов во время соревнований на отдельных этапах подхода к КП или ухода с него, на которых могут произойти встречи спортсменов, облегчающие обнаружение места установки КП. Встречный бег может создаваться участниками в целях облегчения «взятия» КП искусственно. Квалифицируется как просчет в планировании дистанции.

- гладкий Б. Бег по стадиону без препятствий или барьеров, а также по шоссе.

- длительный Б. Тренировочный бег, критерием которого является не скорость, а преодоление определенного расстояния или бег в течение продолжительного времени.

- Б. до отказа. 1. Упражнение на воспитание специальной выносливости спортсмена, заключающееся в выполнении бега до наступления полного утомления в виде отказа от работы. 2. Тест для определения физической работоспособности.

- заключительный Б. Бег, выполняемый в конце тренировочного занятия или после соревнований с целью снятия физического и психического напряжения. обеспечивает плавное уменьшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма с целью перехода к последующей деятельности.

- интенсивный Б. Быстрый бег или бег, выполняемый в интенсивных режимах, чаще всего при дефиците кислорода.

- интервальный Б. Тренировочный бег, выполняемый со строго регламентированными перерывами для отдыха. Направлен на решение определенных задач: воспитание специальной выносливости, скоростных качеств.

- контрольный Б. Тренировочный бег, выполняемый с целью контроля за уровнем подготовленности.

- кроссовый Б. Бег по пересеченной местности с преодолением естественных и искусственных препятствий.

- марафонский Б. Вид легкой атлетики. Бег на сверхдлинную дистанцию, равную 42 км 195 м.

- Б. на выносливость. Продолжительный бег, направленный на воспитание выносливости спортсмена. Практически бег на дистанции более 800 м.

- Б. на длинные дистанции. Бег на дистанции 3 000 м и свыше (3 000, 5 000, 10 000, 20 000 м, часовой бег).

- Б. на короткие дистанции. Бег на дистанции от 30 до 400 м (наиболее распространенные 60, 100, 200 и 400 м).

- культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура». Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями. Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества.

Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в группы:

Активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.

Положительные изменения в физическом состоянии человека:

Повышение его работоспособности, уровня развития морфо - функциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений;

Улучшения показателей здоровья.

Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.

Таким образом, физическая культура – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический прогресс, а с другой, - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства (В.М.Выдрин, 1999).

Для примера можно привести еще несколько определений данного понятия: физическая культура - это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

Физическая культура – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И. Ильинич, 2001)


Физическая культура – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003). Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение. Терминов и понятий, используемых в теории и методике физи­ческого воспитания, много.

Физическая культура - это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

Физическая культура - это часть общей культуры, поэтому уровень ее развития зависит от уровня социального и экономиче­ского развития общества.

Физическая культура имеет множество функций. Следует знать о таких функциях, как:

- нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм деятельности;

- информационная, отражающая свойство накапливать куль­турную информацию, быть средством ее распространения и пере­дачи от поколения к поколению;

- коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению, установлению межличностных контактов;

- эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических пот­ребностей личности;

- биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического, состояния и обеспечения необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества.

Функции лежат в основе классификации видов физической куль­туры, которая может быть представлена как базовая физическая культура, спорт, прикладная и оздоровительная физическая куль­тура.

Базовая физическая культура обеспечивает физическое образование и физическую подготовленность, которые необходимы каждому человеку как первооснова физического совершенствова­ния для углубленной специализации и активной жизнедеятельно­сти в целом. В зависимости от возраста занимающихся она видо­изменяется, приобретает своеобразные черты.

Начальный вид базовой физической культуры условно можно назвать «дошкольной и школьной физической культурой». Этим обозначается обязательность занятий в дошкольных учреждениях, а также физическая культура как учебный предмет в общеобразо­вательной, профессиональной школе и других учебно-воспитатель­ных учреждениях для детей школьного возраста, где она направ­лена на то, чтобы заложить основы общего физического образования, обеспечить разностороннее развитие физических спо­собностей, крепкое здоровье, гарантировать тем самым необходи­мый каждому базовый уровень физической дееспособности.

Школьная физическая культура является в этом отношении фундаментальной частью базовой физической культуры.

Базовая физическая культура не ограничивается дошкольными и школьными формами: она включает также дальнейшую физиче­скую подготовку, обеспечивающую более высокий, чем в школе, уровень физической подготовленности.

Прикладная физическая культура делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную.

Их особенности определяются непосредственным включением в сферу профессиональной деятельности, а также в систему специ­альной подготовки к ней в зависимости от конкретных требований и условий профессии.

Прикладные виды физической культуры самым тесным образом связаны с базовой физической культурой. Их органическая связь выражается в том, что профессионально-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка строится на базе общей физи­ческой подготовки. Кроме того, в содержание прикладных видов физической культуры входят соответствующие элементы базовой физической культуры и спорта.

Физическая культура дает человеку не только телесную крепость, но и духовное здоровье. Гармонично воспитать личность невозможно, если не прилагать усилий к формированию красивого и здорового тела.

Комплекс упражнений, который направлен на укрепление физических составляющих, и, как следствие, эмоционального состояния, — вот что такое физическая культура. Упражнения используются во всем мире для профилактики различных заболеваний, в качестве дополнительной методики для лечения.

Комплекс определенных спортивных упражнений, направленных на развитие всех групп мышц - это понятие физкультуры.

Определение представляет собой не только спортивные аспекты, но и определенные знания, умения, ценности, которые позволяют вести здоровый образ жизни человеку. Активность благоприятно сказывается на здоровье, позволяет адаптироваться социально.

Обычно люди находят себе постоянных друзей, посещая спортивные секции, кружки, группы. Объясняется это тем, что здоровое увлечение спортом позволяет найти единомышленников, которые имеют схожие жизненные ценности.

Понятие очень связано со спортом. Цель одна - через результативность упражнений развить телесные и духовные качества. Тем не менее, если спорт преследует цель, чтоб человек стал самым лучшим и сильным, используя при этом изнуряющие тренировки, то физкультура включает другие методы.

Это, в первую очередь, соблюдение комфорта для человека (здесь нет тяжелых упражнений, которые может сделать только хорошо подготовленный человек). Главными чертами являются массовость и лечебный эффект.

Виды

Упражнения, массаж, личная гигиена - это то, что включает в себя физкультура. Невозможно гармоничное развитие, если не учесть все факторы.

Комплексное применение всех методик здорового воспитания — основа полноценного развития организма, физиологического и психологического.

Направлений существует несколько, каждое развивает определенную область или же нацелено на определенный тип активности.

Виды физкультуры:

  • фоновая - это движения, которые человек выполняет практически неосознанно: подъем по лестнице, поездка на велосипеде, короткая пробежка за отъезжающей маршруткой. Такая активность практически не требует нагрузки, выполняется автоматически, но в тоже время, приносит неоценимую пользу здоровью;
  • массовая - это вид активности, который выполняется под контролем специалиста. К этому виду можно отнести посещение различных спортивных мероприятий, групп, секций;
  • адаптивная носит строго индивидуальный характер, комплекс упражнений подбирается с учетом состояния пациента и нацелен на реабилитацию организма, коррекцию самочувствия, часто применяется после получения травм, растяжений и при хронических заболеваниях;
  • лечебная — настоящая панацея, не требующая финансовых вложений, но показывающая эффективность. Для реабилитации в ходе прохождения курса медикаментозного лечения используют специально разработанный комплекс упражнений, помогающий восстановить физическое здоровье после болезней и травм.

Видов существует много, и все они предполагают комплексное воздействие на организм человека.

Возьмите на заметку! Двигательная активность показана людям любого возраста, здоровым или имеющим заболевания.

Значение

Ответ на вопрос, для чего надо заниматься физкультурой, каждый должен ответить сам. Физически здоровым людям спорт помогает держать тело и дух в тонусе.

Во время реабилитационного периода после операций упражнения помогут быстрей восстановить двигательную активность.

Что дает человеку постоянная физическая нагрузка:

  • укрепление здоровья;
  • закаливание;
  • всестороннее развитие физическое и психосоматическое;
  • тренировка работоспособности;
  • повышение выносливости;
  • стимулирование деятельности мозга.

Польза от занятий спортом несомненна. Во время тренировок кислорода в организм поступает больше, особенно если занятие ведется на открытом воздухе, в следствие этого сохраняется молодость.

Возьмите на заметку! Пожилым людям особенно полезно заниматься, так как это позволяет стабилизировать деятельность ЦНС.

Прикладная физкультура

Прикладная физическая культура представляет собой специализированную методику. Что это такое легко можно понять, если понаблюдать, как метод используется на практике.

С его помощью восстанавливают мышцы, активный отдых позволяет снять напряжение, полученное за долгую рабочую неделю. Обычно такая физкультура входит в обязательный план при обучении в заведениях с военным уклоном.

Моряки, пожарники, МЧС в обязательном порядке должны, кроме профессиональных занятий, иметь отличную физическую подготовку.

Существует несколько аспектов, которые характеризуют дисциплину. Самые простейшие из них - базовые. Это те, которым обучают в школе. В юном возрасте закладывается фундамент для дальнейших достижений.

После этого следует переходить к достижению более высоких результатов. В это ключе выделяют детский и юношеский спорт, а после - массовый и индивидуальный.

Существует прикладная и профессиональная культура, которая позволяет освоить определенную профессию. Для этого направления практикуется применение немного других методик, оно отличаются более тщательным исследованием достижений.

Оздоровительное ориентирование также включено и направлено на укрепление функционала организма. При этом не стоит забывать о гигиенической составляющей, которая включает гимнастику, ежедневные разминки, соблюдение режима питания и сна.

Появление термина

Впервые в современном понимании слово «физкультура» возникло лишь в 19 веке в Англии. До этого времени то, что принято сейчас называть физической культурой, относилось к спорту.

В России этот термин начали использовать в 20 веке, когда появились специальные школы для детей из богатых семей. А в общеобразовательных российских учреждениях понятие начало использоваться только после 1918 года.

Тогда были установлены определенные планы, нормативы и количество отведенных часов. С этого времени данное направление было отдалено от спорта окончательно.

Как появилась физическая активность, ставшая всеобщей культурой, сказать однозначно нельзя, также как и ответить на вопрос, кто ее придумал. По официальной версии, все началось с того, что человеку нужно было выживать в тяжелых условиях. Чтобы защитить себя и свою семью от хищников, добывать пропитание требовались огромные усилия и подготовка.

В древности людям приходилось выдерживать большие нагрузки, много двигаться. Человек понимал: чем больше он двигается, тем более возрастает его сила и выносливость. Опыт начал передаваться от одного поколения к другому, и позднее занятия уже не стали выполняться лишь для достижения определенной цели.

Даже когда не нужно было охотиться на хищников, люди занимались просто так, для общего укрепления организма, так сказать “для себя”. Именно так и появилась физическая культура.

Ученые до сих пор не знают, когда появилась физкультура. Ответить на вопрос сложно из-за того, что доподлинно неизвестно, было ли это достижением древних людей.

С тем, когда появились определенные упражнения и люди начали заниматься не ради пропитания и выживания, проще.

В Древней Греции устраивались гладиаторские бои и соревнования, которые показывали, на что способен человек. Это неудивительно, ведь именно тогда зародился культура красивого тела (это можно увидеть, если посмотреть на античные статуи), и люди начали прилагать всяческие усилия, чтоб сделать свое тело красивым.

В современном понимании определение появилось в 19 веке. Тогда впервые были разработаны определенные методики и появилось окончательное разделение понятий «физкультура» и «спорт».

Польза упражнений

Первого, кто впервые понял, что развивать организм полезно не только инстинктивно, а планомерно и постоянно, не найти.

Дело в том, что даже не ясно, когда впервые появилось понимание того, что делает спорт с организмом.

Тем не менее, отвечая на вопрос, кто придумал физическую культуру, можно назвать имя П.Ф. Лесгафта, врача, который занялся научным построением картины правильного воспитания гармоничной личности с помощью спортивных упражнений.

Физкультура по Википедии определяется как область человеческих знаний, которая призвана сохранять и укреплять здоровье, развивать психофизические связи. Также Википедия указывает, что наука формирует здоровый образ жизни, во время занятий происходит социологическая адаптация.

Спорт, в отличие от физкультуры, не призван укреплять здоровье, а направлен на достижение максимальной результативности. Что дает физическая культура человеку и для чего она нужна сегодня знает каждый.

Каков будет результат регулярных занятий:

  • подтянутое и красивое тело;
  • здоровые и гибкие мышцы;
  • улучшенный обмен веществ;
  • здоровая дыхательная и кровеносная системы;
  • уменьшение риск инфаркта и инсульта;
  • повышение иммунитет;
  • улучшение работы мозга и качества памяти.

Полезное видео

Подведем итоги

Здоровый образ жизни - это самый первый фактор, на который стоит обратить внимание современному человеку.

Даже 20-30 минут в день легких занятий, которые не обременят и не потребуют финансовых вложений, позволяет получить удовольствие и сохранить тело молодым, повысить настроение и жизненный тонус, приобрести активных и здоровых друзей. Любите физкультуру и будьте здоровы!

В библиотечку учителю физической культуры и для подготовки учащихся к теоритическому туру на олимпиаде по физической культуре.

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином СПОРТ (sport) , происходит от Disport - игра, развлечение . В физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура - это цель, а спорт - средство ее достижения (игры, соревнования). Основы физической культуры были заложены в , которая объединила - военное обучение, обряды и танцы в систему . На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, обряды и танцы, например « ». В современной России традиции забыты, даже плясать по-русски далеко не каждый сможет - здоровья не хватит.

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основные средства физкультуры - игры и различные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Начиная с , легких тренировок и заканчивая соревнованиями, установлением личных и всеобщих рекордов. Для достижения результата используются только естественные силы природы (солнце, вода, воздух), режим питания, гигиена, отдых. Показатели физической культуры в обществе: - уровень и здоровья нации; - степень использования физической культуры в сферах воспитания, образования, быту и на производстве.

Виды физической культуры

1. Базовая физическая культура - это часть физической культуры, где закладываются основа - база - фундамент для нормального физического развития и дальнейшего совершенствования.

Базовая физическая культура подразделяется на дошкольную и школьную физическую культуру.

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка - это процесс в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.

Физическая подготовка . Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Физическое развитие . Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  3. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный уровень физической подготовленности и высокая степень здоровья.

Физическое совершенство - это одна из сторон гармоничного развития человека.

Физическое совершенство в разное время имеет разные физиологические особенности и зависит от социально-экономических условий.

В недавнем времени физическое совершенство предполагало три параметра:

  1. духовную чистоту;
  2. моральное совершенство;
  3. физическое гормоничное и оптимальное развитие.

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта.

Физическое совершенство . Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта; 2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; 3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций; 4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека; 5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия; 6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт . Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

В качестве продукта общественного развития спорт составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализу¬мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во воем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

Физическая культура - деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. Является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что без занятий физической культурой здоровым быть невозможно. Постоянные и разнообразные физические упражнения делают тело человека сильным и прекрасным. До сих пор нас восхищают произведения античных скульпторов, воплотивших в своих творениях физическую силу и гармонически развитое человеческое тело - Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Геракл, Дискобол, Копьеносец.

Если природа не наградила вас внешностью Аполлона, ее можно достичь с помощью физических упражнений. К тому же физкультура помогает сохранить здоровье, повышает работоспособность, снимает усталость.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы, соревнования, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Физические упражнения, действуя на кору больших полушарий головного мозга и подкорковые центры, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости. В основу физического воспитания положены принципы систематичности занятий и постепенного увеличения нагрузки.

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством для этого является закаливание.

Оказывая благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, физическая культура продлевает жизнь, молодость, красоту. Подобно резцу скульптора физические упражнения "шлифуют" фигуру, придают грациозность движениям, создают запас сил.

Пренебрежение к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости, гибкости.

Таблица 4. Расход энергии при занятиях различными видами физических упражнений.

Физическая культура - путь освобождения от цепей наследственности. Победите раба биологии наследственности, и вы почувствуете себя комфортно, уверенно и можете рассчитывать на внимание со стороны окружающих. См. Физические упражнения, а также в разделе "Здоровье" - Лечебная физкультура, Активный отдых.

Р.Бардина

"Что такое физическая культура" и другие статьи из раздела

Похожие публикации