Что делать, если с ребенком не хотят дружить в детском саду.

Детская игра имеет важное и огромное значение для развития малыша. Через игру все дети учатся общаться друг с дружкой, они познают, что такое коллектив, как вести себя в нем.Рассмотрим варианты,почему ребёнок не играет с детьми в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему ребенок не играет с детьми в детском саду.

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №65 «Буратино» Грушецкая О.Г.

Зачастую сами родители не задумываются над тем, что детская игра имеет важное и огромное значение для развития малыша. Имеется в виду не банальное катание машинки за веревочку, а именно ролевые игры. В большей степени занятость, а иногда и лень, не дает ребенку возможность проявить фантазию, воображение, перед глазами у него не было примера коллективной игры.


Причины замкнутости малыша

Как часто можно увидеть, как родители, чтобы их чадо не приставало к ним, дают ему разнообразные игрушки, которые прыгают, мигают, бегают. На какое-то время ребенок увлечен, но это увлечение быстро проходит, и тогда родители снова бегут в магазин за покупкой нового развлечения. А между тем ребенок не развивает свой внутренний мир, ему не надо не о чем думать, ведь игрушка сама может думать и делать за него.

Эта ошибка родителей начинает проявлять себя позднее, когда ребенок не играет с детьми в детском саду. Он, попав в коллектив, не знает как вести себя в игре, что от него требуется. А через игру все дети учатся общаться друг с дружкой, они познают, что такое коллектив, как вести себя в нем. Да, и адаптация ребенка к садику в этом случае проходит гораздо сложнее.

Когда ребенок отказывается играть в саду со сверстниками, надо постараться выяснить причину. В этом возрасте они еще не умеют лукавить, поэтому при хорошем контакте ребенка со своей мамой можно легко узнать, в чем тут дело.

Возможно, что ребенку страшно или он очень стесняется. И тут родителям надо помочь своему малышу преодолеть робость. Заставлять не надо, надо рассказать ему обо всех преимуществах коллективной игры, и может быть, даже включиться и самим в это занятие, чтобы ребенок увидел на вашем примере, что это здорово.

Стоит принять во внимание и индивидуальные характеристики своего ребенка, может вы рано забили тревогу, ведь у каждого даже взрослого человека есть свой ритм вхождения в коллектив.

Причиной может стать и меланхоличный склад характера вашего малыша. Такие люди лучше всего чувствуют себя в тихой и спокойной обстановке, избегая шумных компаний. Тогда родителям надо больше играть с малюткой, чтобы ребенок отвыкал от игры в одиночестве.

Принимает срочные меры

Особенно насторожить должно нежелание играть не только с другими детьми, но и с близкими, даже с родителями. В этом случае говорят о признаках развития аутичности. Вам срочно к специалисту!

Когда ребенок наотрез отказывается играть в саду, а предпочитает только игры с родителями, ребенка надо немного подтолкнуть. Возможно, вы мало гуляли с ним на детских площадках. Надо наверстать. При чем старайтесь посещать разные игровые площадки, чтобы ребенок видел, что где-бы не находились дети, они всегда вместе и им это очень интересно.

Самое хорошее поощрение общительности это разрешение ребенку приглашать сверстников к себе домой, возможно, дети подружатся, и вашему малышу не будет так страшно на игровой площадке.

Для развития общительности хорошо записаться в кружок или секцию. Но заставлять его не нужно. Посетив несколько детских занятий, пусть он сам выберет, где ему нравиться и что ему нравиться.

Конечно, если перед родителями встает такая проблема, что ребенок отказывается от коллективных игр, то от них требуется много терпения и труда. А если причина состоит в том, что вы сами не уделили этому должного внимания, то наступило время все исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание натюрморта с детьми в детском саду, для педагогов детского сада.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу изменчивости природы....

Использование методов арт-терапии и сказкотерапии для работы с детьми в детском саду

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что при...

Здравствуйте, хотела проконсультироваться по поводу ребенка. Нам 2,6 года. ходим в сад с июня месяца. Заметила, что сын не играет с детьми, а держиться в стороне, воспитатель говорит что больше времени проводит с ними рядом. Во дворе тоже с детьми общаться не хочет наотрез. Как мне поступать в данной ситуации? не навредит ли бездействие сейчас в дальнейшей его жизни? Как научить его дружить?

Здравствуйте, Евгения.

Возможно, у вашего сына еще не проявился социальный интерес, и пока общение с мамой или игры с самим собой ему предпочтительнее. Понаблюдайте за ним. Как он реагирует, когда к нему обращаются другие дети, не боится ли, не стесняется ли. Показывайте своим примером, как можно общаться, разговаривайте с детьми и со взрослыми на площадке, дома обсуждайте деток из садика и с площадки: кого и как зовут, кто чем занимался сегодня. Что он делал и с кем играл. Вероятно, что ближе к 3-м годам интерес все же проявится. Если же вас по-прежнему будет что-то настораживать, или ребенку будет сложно в коллективе, будут страхи или другие переживания, лучше в таком случае обратиться на прием к детскому психологу .

С уважением, Анна.

Зиновьева Анна Сергеевна, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Евгения.

Дело в том, что ваш ребенок еще не готов к полноценному общению с детьми в силу своего возраста. Как правило, в этом возрасте дети играют не вместе, а рядом.

От года до трех лет ведущий вид деятельности -предметно-манипулятивный. На этом этапе ребенок овладевает действиями с различными предметами. Манипуляции с предметами служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов.

От трех до семи лет ведущий вид деятельности - ролевая игра. Благодаря игровым приемам ребенок стремится к самостоятельности, примеряет на себя роль взрослого и моделирует их в межличностных отношениях. Поэтому нужно способствовать большему общению ребенка с другими детишками. Это важный этап развития, т.к. за ним следует учебная деятельность, и ребенок должен как следует к ней подготовиться и проиграть различные жизненные сценарии.

С уважением.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Евгения, здравствуйте.Цель любого воспитания ребенка в том, чтобы в жизни он стал самостоятельным человеком, ведь жизнь тогда счастливой становится.

" нам 2.6 года, ходим в сад с июня месяца.."-Евгения, даже в этом предложении видно, как вы чрезмерно опекаете ребенка и пока не готовы отделиться от него.

В этом возрасте у ребенка должны быть наработаны некоторые навыки (самостоятельно кушать, уверенно держать ложку,самостоятельно умываться,Уверенно и много говорить,надевать обувь на "липучках,самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице и т.д.)

Если ребенок не достаточно самостоятельный для его возраста, в группе других детей он будет испытывать стресс.

Поощряйте его больше, хвалите за любое желание сделать что то самостоятельно.

С уважением, Ольга Чемерис.

Чемерис Ольга Валентиновна, психолог Костанай

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Итак, почему же мой ребенок не играет с другими детьми? Разве это не естественно — стремиться вместе погонять мяч, играть в дочки-матери или построить замок? Причин по которым ребенок может избегать игровой деятельности с другими детьми может быть много. Хочу обратить Ваше внимание на то, что все дети очень разные. Есть активные «сорвиголовы», которые вечно носятся где-нибудь, мгновенно организовывают какую-то совместную игровую деятельность с даже незнакомыми ребятами, главное для них — движение, деятельность, активность. Но есть и совсем другие по типу мироощущения дети — чувствительные, вдумчивые, внимательные к мелочам. Им порой достаточно сложно вот так, сразу включиться в одну игру, переключиться на вторую, третью. Их приоритет- не просто деятельность, а осмысление своих чувств, связанных с игровой деятельностью. Порой «движуха» деток активного типа просто отпугивает их избыточностью активности. Есть и другие типы детей, каждому из которых близок свой тип игровой деятельности и ее организации. Некоторым требуется эмоциональная поддержка близких, доверенных взрослых для того, чтобы войти в игровую ситуацию с другими детьми.

Зачастую сегодняшние дошкольники избыточно «заорганизованы» взрослыми. Попросту не имеют ни времени, ни пространства для спонтанной игры. Одним из главных аспектов игры и ее развивающих факторов является как раз свобода: свобода начала и окончания, установления правил, выбора ролей и создания общей структуры. Но сегодня взрослые слишком озабочены развитием с пеленок, попытками втиснуть как можно больше образовательных элементов буквально в любую деятельность ребенка. Не избегает этой участи и игра, теряя при этом свои основные характеристики, а с ними и воодушевление, мотивацию, интерес ребенка.

Еще один аспект, напрямую вытекающий из выше описанной тенденции — гиперстимуляция когнитивного (интеллектуального) развития, в итоге — неминуемое обкрадывание других аспектов развития. В первую очередь — эмоционального и коммуникативного. И вот перед нами ребенок, напичканный энциклопедическими данными, но плохо понимающим себя и других, что сильно осложняет его ориентирование в совместной деятельности с другими детьми, и в первую очередь, в игровой деятельности. Ведь совместная игра — это как раз прообраз социальной жизни со своими правилами, конфликтами, эмоциональным сопереживанием. Но ребенок, испытывая в этом сложности предпочитает быстрее вернуться в свой узкий мирок воспроизведения фактов, что обеспечивает ему некоторое чувство уверенности и позитивной стимуляцию взрослых: «молодец!»

Иногда мама избыточно переживает за своего малыша, забывая, что с каждым днем он становится все более крепким, умелым, самостоятельным! Мамина тревожность перерастает в опасливость ребенка, в ощущение, что окружающий мир является постоянной угрозой, а справиться с его вызовами и рисками не удастся. Мама продолжает бесконечно «спасать» подрастающего малыша от «страшных и агрессивных» детей в песочнице, на площадке, в гостях. Ребенок хотел бы поиграть с другими детьми, но для этого ему необходимо проявлять себя, отстаивать свои интересы, а практики в этом ему не хватает. Все контакты проходят через маму. Она — партнер по играм надежный и знакомый, зачем же рисковать и идти на контакт со сверстниками?

А еще бывает так, что ребенок является центром всей семьи, когда все взрослые: мама, папа, бабушки, дедушки видят главный смысл своей жизни в ребенке. Перегруженный взрослыми ожиданиями и вниманием, ребенок в значительной мере занят не собственным детством, а взрослыми жизнями своих родственников. И тогда он тратит массу энергии на понимание их настроений, мотивов, стремлений, что просто не оставляет ему сил на детские «глупости». Ориентированный на мир взрослых, такой ребенок не очень разбирается в мире детей,чувствует себя в нем либо неуверенно, либо сталкивается с определенной конфронтацией со стороны других малышей. Ведь он привык, что все ради него, а в детской игре почему-то не все хотят играть по его правилам. И вот такой ребенок быстро обижается и идет играть с бабушкой, которая сделает все, чтобы только малыш не расстраивался!

А нужна ли та самая игра со сверстниками, порой спрашивают родители. Так ли уж она важна? Может ребенок обойдется самостоятельными играми и взаимодействием с родителями? Важно, чтобы мы помнили: детская игра — это модель будущих разнообразных жизненных ситуаций и взаимодействий, с которыми ребенок неминуемо столкнется в своей жизни. И в значительной мере это будет взаимодействие и построение отношений с людьми своего поколения. Вопрос лишь в том, как нам грамотно помочь и поддержать ребенка на этапе вхождения в это взаимодействие, на этапе получения опыта, пусть пока в игровой форме. Как не помешать, как увидеть то чудо детской внутренней интуиции, которая ведет ребенка в его развитии и человеческом становлении.

Фотобанк Лори

Психологи называют совместные игры наиболее простым и удобным способом развития ранней социализации личности. Этот урок непременно надо пройти, чтобы сделать шаг к умению самостоятельно общаться с самыми разными людьми, находить с ними общий язык, . Не зря же некоторые счастливцы с гордостью говорят: «С моим лучшим другом мы познакомились в песочнице, и до сих пор мы не разлей вода». Почему ваш ребенок не желает взаимодействовать с другими детьми? Вот несколько вероятных причин:

У него еще не выработался такой навык. Это самая простая и

распространенная причина. До сих пор он общался в основном с собственными родителями, и другими взрослыми людьми (дедушками, бабушками, тетушками, нянями), которые всячески опекали чадо, подыгрывали ему, хвалили за любой пустяк. Сейчас другое дело: ребенок – равный среди равных, и находится в социуме на общих основаниях.

Совет: не форсируйте события, вполне возможно, что ребенку просто нужна «параллельная комфортная зона». Сделайте перерыв в пару недель, а потом вновь ведите чадо на приглянувшуюся детскую площадку.

Врожденный темперамент. Так, ребенок-холерик сам жаждет быть в центре внимания, игры с другими детьми ему необходимы как воздух. Сангвиник, как правило, относится к новым знакомым доброжелательно – если сам и не проявляет инициативы, то охотно дает увлечь себя в общий «хоровод». А вот маленькие флегматики или меланхолики не очень охотно идут на контакт, и подвигнуть таких ребят к активному общению – задача не из легких.

Совет: научно доказано, что особенности темперамента проявляются не одинаково ярко на протяжении всей жизни. Вполне возможно, что, пообвыкнув в новой для себя среде и присмотревшись к новым лицам, ваш флегматик или меланхолик втянется в общие развлечения. Проявите терпение и такт, а еще постарайтесь сами сблизить чадо с другими детьми.

Особенности характера : кто-то чрезмерно стеснителен, кто-то с младенчества очень разборчив (не желает общаться со всеми подряд), кто-то легко обижается, впечатлителен и возбудим. А кто-то просто жадничает, и не хочет делиться с другими детьми своими игрушками или вниманием взрослых.

Совет: именно вы, как никто, можете определить личностные особенности собственного ребенка. Побудьте какое-то время беспристрастным наблюдателем. Определите, из-за чего адаптация малыша идет не так гладко, как хотелось бы. Станьте «играющим тренером», деликатно помогающим ребенку решить его .

Фотобанк Лори

Начните с себя, честно ответив всего на несколько довольно простых вопросов.

Вопрос 1. Умею ли я взаимодействовать с другими людьми, и всегда ли мое поведение адекватно?

Если вы отдаете себе отчет, что картина далека от идеальной, для начала хотя бы последите за своим тоном. Если в вашей речи, в том числе и при общении с ребенком, частенько звучат командные нотки, от этого надо избавляться. Дети – прекрасные имитаторы, фразы типа «Иди-ка быстро сюда и немедленно выкинь эту гадость», ваше чадо обязательно включит в свой лексикон. И другим детям это точно не понравится.

Вопрос. 2. Не слишком ли назойливо я пытаюсь контролировать ситуацию?

Мамочки-наседки постоянно вмешиваются в детские развлечения, чтобы их любимое чадо не пострадало. Запомните: немедленного вмешательства требуют только действительно опасные для здоровья и жизни ситуации. Все другие, в том числе и конфликтные, происшествия на детской площадке, могут решать сами дети. Это бесценный опыт.

Вопрос 3. Не чересчур ли многого я требую от своего малыша?

Может, у вашего ребенка нет желания играть, потому что все свободное время вы учите с ним английский и осваиваете азы компьютерной грамотности? Конечно, современное общество требует от детей ранних интеллектуальных успехов. Вы можете загружать детсадовца занятиями и развивающими играми, которые сами по себе хороши, но абсолютно не предполагают взаимодействия в коллективе.

Вопрос 4. Не тороплю ли я события?

В любом воспитательном процессе важна постепенность. Возможно, вы сбились с ног, впервые устраивая образцовый день рождения для своего ребенка, и пригласили в гости всю детвору из окрестных домов. Но в итоге праздник не задался: подарки вручены, торт съеден, приглашенные клоуны выступили, гости разбежалась, а ваш ребенок так и остался в одиночестве. Поймите: одноразовой акцией делу не поможешь, надо предоставить ребенку возможность встречаться с другими ребятами в вашем доме на постоянной основе, способствовать выработке навыков совместной игры в привычном для них месте, и, конечно, относиться миролюбиво к детским шалостям.

Как еще помочь ребенку?

На помощь тем родителям, чьих детей никак «не принимают в компанию», придут коммуникативные игры.

На общении не настаивайте, но если пойдет к детям на площадку - поощряйте. Его можете не заставлять играть, а сами попробуйте поиграть с другими детьми. Займитесь с ним каким-то интересным делом, которое привлечет других детей. Мы зимой лепили снежные фигурки и красками их разукрашивали. Я специально из дома брала 2-3 кисточки, чтобы желающие могли присоединиться.

Игры для развития речи. Необходимы тем детям, которые стесняются разговаривать с малознакомыми людьми. Рассказывайте малышу интересные истории, сказки, читайте стихи – но не монотонно. Сопровождайте свою речь мимикой, активными жестами, меняйте интонацию и разговаривайте разными голосами. Словом – актерствуйте. Малыш должен почувствовать, что свои мысли и чувства можно выражать самыми разными средствами – даже пантомимой. Потом попросите его изобразить полюбившегося героя, пересказать заинтересовавшую сказку. Поддерживайте интригу повествования, сопереживайте. Вполне возможно, что, увлекшись, ребенок начисто забудет о своем смущении, и очень скоро станет среди других детей главным рассказчиком.

Игры для развития эмоциональности. Для того чтобы уметь расположить к себе людей, необходимо распознавать и понимать чужие эмоции. У некоторых людей такие способности заложены с генами, а кого-то этому надо учить. Возможно, у вашего ребенка «эмоциональная глухота», и он просто не понимает, когда кому-то рядом грустно и обидно. Потому он и не может наладить отношения со сверстниками. Но все поправимо: для начала прослушайте с ребенком его любимую песенку, попросите определить, радостная она или не очень, быстрая или спокойная, и какие чувства вызывает. Постепенно переходите к более сложным, незнакомым малышу композициям. Например, отрывкам из классики – коротеньким, чтобы малыш не потерял интерес. Ровно те же упражнения можно проделать с картинками из книг, репродукциями картин (соответствующим возрасту ребенка), или с героями любимых мультфильмов.

Я считаю, что современные родители слишком переживают за своих детей. Из-за этого переживания они ограничивают ребенка в общении с окружающим миром и замыкают его на себе. Из-за того что дети с рождения не привыкли общаться со сверстниками, воспитателями и любыми другими людьми они, пугаются и закрываются, когда попадают в реальный мир. Им проще «дружить» с компьютером или телевизором, чем находить общий язык с одноклассниками. Первая драка, безответная любовь, ссадины и синяки - непременные составляющие становления личности, и чем раньше это произойдет, тем быстрее ваш ребенок адаптируется во внешнем мире. Например, дети, которые ходили в ясли и детский сад, в разы лучше воспринимают аниматоров чем те, которых воспитывала мама в домашних условиях. Лично мое становление прошло в футбольной команде, куда меня отдали в 4 года. В чисто мужском коллективе, где нет мамы и папы, действительно формируется личность мальчишек

Анатолий Никитин

Игры для физического развития ребенка. В этом нет ничего странного: давно доказано, что человек, находящийся в хорошей спортивной форме, уверенно владеющий своим телом, чувствует себя более раскованно. А значит, ему легче общаться с людьми и он меньше смущается. Занимайтесь с ребенком не только обычной зарядкой (которую он может и не любить), но еще и физическими упражнениями в игровой форме. Например, танцуйте вместе с малышом, плавайте, прыгайте на батуте, бегайте с мячиком и наперегонки. Предложите ему изобразить кошку, мартышку или слона – пускай копирует их позы, звуки, походку.

После того как перечисленные этапы пройдены, пора приступать к «полевым испытаниям». Приведите малыша на площадку, затейте командную игру и посмотрите, как ваш ребенок будет взаимодействовать со сверстниками. Пусть не с первого раза, но у него обязательно все получится.

Ребенок сторонится других детей. Придя на детскую площадку, не спешит присоединиться к играющим ребятам, все в сторонке да в сторонке, а порой и вовсе прячется за деревьями, украдкой поглядывая на сверстников. Та же ситуация и в детском саду: ребенок ни с кем не дружит, все время проводит в одиночестве, без общения. Подобное поведение всегда вызывает тревогу у родителей. Что с малышом не так, какие психологические причины лежат в основе нежелания идти на контакт с ровесниками?

Когда главный друг – семья

Как считают психологи, необщительность в 2-3 года – это нормальное и закономерное явление. В этот период для ребенка главное общение происходит в семье, здесь он получает все необходимое для личностного развития, здесь удовлетворяются все его коммуникативные потребности. Он очень тесно связан с мамой и с ухаживающими за ним другими членами семьи или приходящей няней. А все, что происходит за пределами родного дома, для него малозначимо. Поэтому и нет стремления к контактам с чужими, в том числе с детьми.

Почему он необщительный?

Но вот ребенок взрослеет, и к трем-пяти годам , как правило, начинает социализироваться. Другие мальчики и девочки вызывают у него пристальный интерес, он хочет общаться с ними. Однако некоторые дети продолжают ограничиваться семьей. Психологи называют несколько причин подобного поведения.

Застенчивость

Многие дети стесняются чужих, испытывают робость в их присутствии, замыкаются. Им стоит труда просто поздороваться, к примеру, с соседями, а если те обращаются к ним с вопросом, прячутся за маминой спиной. Медики даже считают, что эта черта характера врожденная. Означает ли это, что ее нельзя преодолеть, ведь, как известно, против природы не попрешь?

Неумение общаться

В некоторых семьях не принято много говорить, активно обмениваться мнениями. У таких молчунов и дети не особо разговорчивые получаются. Но даже если родители общаются друг с другом, на разговоры с ребенком у них может не хватать времени и сил.

Индивидуализм

Такой ребенок не хочет никому подчиняться, приспосабливаться, подстраиваться, а ведь без этого нельзя влиться в группу, найти общий язык. Между тем в любом сообществе, даже детском, всегда присутствует один или несколько лидеров. Не признавая чужой авторитет, малыш предпочитает оставаться в одиночестве, чем участвовать в играх.

Гиперопека со стороны семьи

В этом случае малыша могут ограничивать в общении со сверстниками, чтобы избежать плохого, по мнению родителей, влияния. Ему могут запрещать приглашать к себе других детей, потому что кто-то из членов семьи нездоров и требует тишины, или родители устают после рабочего дня и не хотят слушать детскую возню, или же мама особо рьяно следит за порядком в доме, а после визита маленьких гостей приходится заниматься уборкой. Причин гиперопеки множество, но главное, что такое отношение к ребенку формирует в нем отшельника, он предпочитает проводить время у экрана телевизора или за компьютером, что не самым лучшим образом отражается на здоровье и на способности социализироваться.

Последствия в будущем

На нежелании ребенка идти на контакт с детьми можно было бы не акцентировать внимания, если бы это не приводило в будущем к многим проблемам, не осложняло жизнь взрослого человека. Все комплексы, как известно, растут из детства. И милая детская робость в зрелые годы может обернуться замкнутостью, неумением строить отношения ни в семье, ни в рабочем коллективе, мизантропию, депрессивный настрой.

Как помочь ребенку?

Стеснительность, как и другие врожденные черты характера, можно корректировать. В этом поможет психолог. Почаще хвалите ребенка! За рисунок, поделку из пластилина, за хорошие поступки. Обязательно подчеркивайте, какой он умный, способный, и вообще добрый и хороший человек. Не закрывайте свой дом для гостей. Общайтесь с друзьями. Известно же, что мы своим примером воспитываем наше чадо. Приглашайте соседских ребят, детей своих знакомых. Приобщайте ребенка к семейным беседам, рассказывайте ему о каких-то своих наблюдениям. Научите малыша знакомиться: «Подойти к понравившемуся мальчику/девочке и скажи: здравствуй, меня зовут Саша, давай вместе играть».

Похожие публикации