Что такое китайская вышивка шелком и как её выполнять? Шелковые картины китайских мастеров ручной работы.

Вышивка шёлком по шёлковой же ткани – жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад). Император царства У (нынешняя территория нижнего и среднего течения реки Янцзы) СуньЦюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шёлковой ткани.

В книге “Тайные сокровища Цинов” написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают. Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая.

Сами китайцы называют эту местность “Рай на земле”; иностранцы предпочитают другое название “Китайская Венеция” – из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами “великий” и “благородный”.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Елены был послан в Италию как государственный подарок и произвёл там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Традиции и опыт сохраняются и приумножаются в современных работах.
Шёлковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями. Лучшие вышивки превосходят рисованные картины. Вышивка шёлком по шёлку может быть и двусторонней – вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.

Сучжоуская техника шёлковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов.

Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шёлковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия,сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: “переулок шёлковой нити”, “фабрика шёлка”, “улица вышивки цветов”, и другие.

В прошлом каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях.

Основными сюжетами для них служили символы:

Рыбы (карп) – символ успеха;
Бабочки – символ безмятежной радости, счастья;
Цветы лотоса – символ верности;
Сливы, персики – символ плодородия и изобилия;
Птицы – символ свободы и радости.

Любимые в народе узоры вышивались синей нитью на белом фоне. Такими традиционными вышивками украшались пологи, которые были обязательной частью приданого невесты. На множестве личных предметов, одежде, платочках, зонтиках, веерах, туфлях, нарядных халатах, кисетах, подушках, встречается вышивка по шелку.

Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света: когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке – писал в 17 веке Дун Цичан.

Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:

Синий – олицетворение высшего Ян, символ неба;
Белый – олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Красный – символы огня, радости, счастья;
Желтый – символы земли, власти, мечты;
Черный – символ воды, изменяемости, вечности, пространства.

Город Сучжоу превратился в центр шёлковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шёлковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию Запада.

Появилась техника “Реалистичная вышивка” – именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Елены, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.


Тот самый знаменитый портрет королевы Италии Елены

В 30-е годы появился стиль “Произвольный стежок”: эта техника вышивки
предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоёв шёлковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, “трёхмерности” и реалистичности вышитых картин.

Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

  • Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники вам нужно будет использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру;
  • На картинах вышитых при помощи техники «Сян» чаще всего изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью;
  • Картины, вышитые при помощи «Yue» поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими;
  • Отличительной особенностью вышивки «Шу» является то, что в ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Картины при помощи такой техники вышивают на мягкой атласной ткани, используя при этом нитки, максимально приближенные по цвету к самой основе.

Китай - родина шелка. Одним из главных исторических центров шелковой вышивки является город Сучжоу. Вышивальное мастерство умельцев Сучжоу - это богатая история в четыре тысячи лет, включающая периоды расцветов и затуханий, новаций и консерватизма. Произведения, созданные иглой и шелковой нитью настолько искусны, что техника их создания получила название «сюйхуа», что означает «живопись иглой».

Еще большего мастерства требует двухсторонняя вышивка шелком. Только единицы берутся за столь сложное дело. Основные его условия - не сделать ни одного лишнего стежка (нить можно вытащить, но след на тончайшем прозрачном шелке все равно останется), не закреплять нити при помощи узелков, сохранить абсолютно идентичное изображение с двух сторон (для это используется большое зеркало, с помощью которого вышивальщица видит изображение на изнанке). Особое искусство - вышить два разных изображения с двух сторон, например, с одной стороны вы видите птиц, а с другой - цветы.

Произведения китайской вышивки приобретают в свои коллекции музеи, такие как Бостонский музей, Музей вышивки в Нью-Йорке, Азиатский художественный музей в Сан-Франциско, Британский музей и др.

У нас Вы можете купить картины китайских художников-мастеров вышивки шелком. Все работы авторские, а не машинная вышивка.

Вышивка на шелке - самая изысканная и дорогостоящая, так как требует кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальшицы. Вышитая картина шелковыми нитками по шелку - вещь эксклюзивная, можно сказать, уникальная, единственная в своем роде, потому что каждое произведение создается вручную, и картины с повторяющимися сюжетами никогда не являются абсолютно одинаковыми. Для того чтобы освоить данную технику и самостоятельно выполнить двухстороннюю картину, необходимо учиться долгие годы. В Китае этому искусству начинают обучать с самого раннего детства, чтобы будучи взрослыми, мастера имели возможность создавать прекрасные шелковые шедевры.

Рукодельницы при вышивании используют более 100 видов стежков и швов, благодаря которым они достигают необычайной реалистичности изображений - цветов, рыб, животных, фруктов, пейзажей, и в своей работе используют только натуральные шелковые нити, которые окрашиваются вручную натуральными красителями специально под каждую картину.

При взгляде на картины, созданные китайскими вышивальщицами, не верится, что это вышивка. Полотно выглядит точно нарисованное - настолько маленькие незаметные стежки и нежные краски используются при его создании. Цвета переходят друг в друга так мягко и плавно, что кажутся нанесенными кистью красками. Мастера суачжоуской вышивки особенно гордятся тем, что умеют так искусно прятать узелки, вплетая их в общее полотно, что невозможно определить, где у картины изнанка, а где лицевая сторона. Техника вышивки шелком такова, что вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковым.

Если одностороннюю вышивку шелковыми нитями по шелку можно назвать жемчужиной китайского мастерства, то двухстороннюю вышивку можно назвать алмазом. Она представляет собой сюжет, вышитый на тончайшем шелковом полотне с двух сторон. Вышитая картина помещается в специальный экран, располагаясь между двумя слоями стекла, который фиксируется на специальной подставке таким образом, что может вращаться вокруг оси, давая возможность любоваться «зеркальным» изображением картины. Как можно вышить подобную картину, знают только настоящие вышивальщицы, и свои секреты они передают из поколения в поколение.

Используя особую технику вышивки, мастерицы не только умело прячут кончики шелковой нити и узелочки, но и совершенно скрывают следы своей работы, поскольку даже при скрупулезном осмотре невозможно найти дырочки от иголок или же увидеть четкие стежки, свидетельствующие о человеческом присутствии. Поэтому величайшим мастерством считается уметь делать эту шикарную вещь, а величайшей ценностью - обладать двусторонней вышитой картиной, которая по сути является двумя картинами в одной.

Эти великолепные и изящные авторские картины шелковыми нитями по шелку выполнены мастерами-вышивальщицами Китая: Джао Дуньбин, Джан Чуньфан, Та Тин, Юнь Чен, Ван Вэй Чжун, Юнь Ванг, Сюе Динь Тин, Сунь Чжунь-шань, Ву Хуанг, Йо Ши Мэй, Тинг Юнь, Янг Чень, Ву Цянь, Йо Ши Мэй, Сыма Цянь.


Китай - родина шелка. Производство шелка привело страну к развитию шелкового производства и китайской вышивки, зародившейся более 3000 лет назад. Вышивка шелком по шелку - самая изысканная, но требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальщицы.

Картины, вышитые мастерицами являются настоящим произведением искусства. Прозрачные, воздушные вышивки, изменяющие цвет в зависимости от освещения, всегда ценились при дворе императора и в .

Есть в Китае провинции, в которых работают самые известные вышивальщицы. Это Цзянсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой провинции свой стиль вышивки, и все они восхищают своей красотой. Их называют «китайские школы вышивки».

История вышивки в Китае


Еще во времена династии Сун (960-1279 гг.) появилась первая вышивальная мастерская и с тех пор искусство вышивания развивается, собирая все лучшее из опыта самых достойных мастериц-вышивальщиц. Частота наложения стежков в китайских вышивках в три раза выше, чем в лучших французских гобеленах.

Известная во всем мире школа вышивки находится в провинции Цзянсу в городе Сучжоу. Вышивка Сучжоу имеет 2-х тысячелетнюю историю. Город Сучжоу и сегодня является центром шёлковой вышивки в Китае. Этот город один из самых посещаемых туристами городов. Китайцы гордятся им, и называют эту местность «Рай на земле». С ними, наверное, следует согласиться, даже если не пришлось еще увидеть этот райский уголок, ведь красота вышивки могла возникнуть лишь в окружении красоты природы.

Многие иностранцы, посетившие Сучжоу, говорят о его сходстве с Венецией. А Марко Поло, побывавший здесь в 1276 году, назвал город такими возвышенными словами, как «великий» и «благородный».

В давние времена в Сучжоу почти каждая семья занималась разведением червячков-шелкопрядов для получения шёлковых нитей, а девочек . В названиях улиц Сучжоу сохранились доказательства тому, что шелковые нити и вышивка для города имела огромное значение, например, «переулок шёлковой нити», «улица вышивки цветов» и многие другие. В зависимости от достатка семьи в вышивках использовались нити разного достоинства. В состоятельных семействах вышивка могла быть украшена и драгоценными камнями.

Китайские вышивальщицы знают десятки различных швов, используют до 1000 видов вышивальных нитей. Работы китайских мастериц отличаются тонкостью и сложным рисунком. Их котята, тигры, кошки и собаки на готовых вышивках будто живые, можно увидеть каждую шерстинку животного.

Если вышивальщицы Сучжоу любят на своих вышивках изображать котят, то в провинции Хунань отдают предпочтение тиграм и львам. Эти вышивки отличаются четкостью линий и яркой расцветкой. В китайских вышивках изображают и пейзажные сюжеты, и цветочные натюрморты, а потому, вышивая, часто копируют живописные полотна.

Вышитые изображения получаются объемными и реалистичными. Вышивки китайских мастериц удивляют и восхищают искусной и необычной работой но здесь следует заметить, что и шелковые нити, используемые ими, тоже необычные. Их окрашивают вручную, для каждой вышивки. Шелковая нить имеет форму восьмигранника, что позволяет ее раскрасить до полутора тысяч оттенков. А свет, падая на нее, преломляется и отражается различными цветовыми оттенками, создавая ощущение реальности.

Когда вышивальщица кладет нити в разных направлениях, достигается эффект необходимой светотени. При переходе с одного тона на другой нитки подбираются все тоньше и тоньше. Отличительной особенностью шёлка является его блеск. Свет переливается, отражаясь или преломляясь в волокне шелка. И нити, играя световыми переливами, создают подвижность изображения, которое обретает объём и будто бы оживает.

Нити сохраняют яркость в течение долгих лет. Они ложатся на поверхность полотна, создавая тончайшую текстуру, в которой отражается и искрится свет. Такие работы создают ощущение воздушного пространства и состояния реальности.

В провинции Гуандун мастерицы любят вышивать сказочные существа: драконов и птицу-феникс. Китайские мифы и легенды рассказывают об этой птице уже много тысяч лет, с начала китайской цивилизации, а вышивка в Гуандун появилась около 1000 лет. В этой вышивке необычайное богатство красок, уникальные узоры.

Гуандунские изделия отличаются вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастерицы сначала вышивают шелковыми или хлопчатобумажными нитями, а затем, когда изображение становится выпуклым, покрывают вышивку золотыми или серебряными нитками.

Иногда для создания выпуклости подкладывают вату, обшивая ее шелком или слоем из серебряных и золотых нитей. Такая вышивка делает изделия объемными. В гуандунской вышивке можно встретить, кроме шелковых нитей, шерстяные или хлопчатобумажные. Вышивка отличается насыщенными композициями и контрастными красками.

Сычуаньская вышивка появилась чуть раньше, более 1000 лет назад, и с тех пор восхищает своей красотой. В ней используется около 100 видов стежков и швов. Мастерицы шелковой вышивки Сычуань предпочитают вышивать цветы, птичек, рыбок и насекомых. Но есть и изображение пейзажей и людей. В сычуаньской вышивке короткие и изящные стежки.

Вышивки каждой китайской школы восхищают нас аккуратностью и тщательностью выполнения работы, переливчатым блеском нитей. Особенности китайского народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые характеризуют символику орнаментации и цвета. В вышитых изделиях птицы, цветы и любые предметы тесно связаны с представлениями народа о жизни, природе и счастье.

Некоторые мастерицы садились за работу лишь в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и теплый, тихий ветерок чуть наклоняет головки благоухающих цветов. В погоду, когда дует ветер, льет дождь, или хмурится небо, за работу не брались. Мастерицы считали, что вышивка, которую они выполняют должна наполниться их добрыми чувствами, именно тогда удастся выразить свои дивные ощущения, одухотворенность мысли.

Китайская вышивка шелком – цвета и символы


В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.

Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:

Белый - олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Синий - олицетворение высшего Ян, символ неба;
Красный - символы огня, счастья, радости;
Желтый - символы земли, власти;
Черный - символ воды, вечности, пространства.

А любимыми изображениями считаются:

Рыбы – символ успеха;
Бабочки - символ радости, счастья;
Птицы - символ свободы и радости.
Сливы, персики - символ плодородия и изобилия;
Цветы лотоса - символ верности.

Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.

Каждое изображение в вышивке имело определенное значение и пожелание владельцу вышитого изделия. Например, изображения бабочки – пожелания счастья; тигра – силы, чиновника на лошади – успешной карьеры.

Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.

В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.

Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.

Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.

Вышивка картин шелковыми нитями на шелке


Создание картин из шелковых нитей - чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.

Двусторонние картины оправляют в специальные рамки, которые в свою очередь бывают также произведениями искусства. Они содержат элементы резьбы и узел вращения, который облегчает просмотр картины с обеих сторон.

Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.

























Похожие публикации