Фребель педагогические труды. Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста

Центры финансовой ответственности.

Система контроля исполнения финансовых планов.

Кассовый план. Платежный календарь и его значение. Методы составления прогнозного баланса.

План движения денежных средств.

Баланс доходов и расходов.

Жесткий и гибкий бюджеты.

Принцип пессимистичности в планировании.

Этапы финансового планирования и прогнозирования.

Финансовая стратегия и финансовая политика предприятия.

Финансовое планирование как метод управления предприятием. 2.Прогнозирование, текущее и оперативное планирование финансовой деятельности предприятия.

Контрольные вопросы к лекционному занятию № 9.

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852). Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад» , который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей» , проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу .

Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство . Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Следовательно, главная задача воспитания - не испортить врожденной и позитивной природы ребенка, развить природные особенности ребёнка . Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности , который в настоящее время получил широкое признание. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля - необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.


Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка . «Игра, - пишет он, - есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее». Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики, а простые предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он исходил из того, что чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первый дар - мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Второй дар - небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Шар - символ движения, кубик - символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило поведения. Так у Фребеля реализовывался принцип единства действия и слова.

Недостатки: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Между тем, многие из занятий Фребеля, методически преобразованные, находят применение в современных детских садах.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37(091)(430)

В. Б. Помелов

ФРИДРИХ ФРЁБЕЛЬ И ЕГО ВКЛАД В ПЕДАГОГИКУ: к 230-летию со дня рождения педагога и к 175-летию открытия им первого в истории детского сада

В статье раскрывается жизненный путь и педагогическая деятельность выдающегося немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, дается характеристика его «даров», приводятся сведения о распространении его педагогических идей в России.

The article reveals the life and the pedagogical activities of the outstanding German teacher Fridrich Fryobel, the characteristics of his gifts is given, the information is brought about the spreading of his ideas in Russia.

Ключевые слова: Фридрих Фрёбель, детский сад, «дары Фрёбеля», подготовка «садовниц», фрё-белевские общества.

Keywords: Fridrich Fryobel, the kindergarten, the Fryobel"s gifts, the upbringing of «gardeners», the Fryobel societies.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель родился 21 апреля 1782 г. в семье приходского пастора в деревне Обервей-сбах (княжество Шварцбург-Рудольштадт). В родной деревне была только начальная школа для девочек, которую некоторое время он посещал. Фактически его первым учителем был отец. В 1782 г. Фридриха взял к себе брат его матери Гофман, служивший суперинтендантом в г. Штад-тильме. Здесь он посещал школу, особенно любил Закон Божий и математику, а обучение латинскому языку, пению и игре на рояле давались с трудом. В 15 лет было решено направить мальчика на выучку к грамотею лесничему, жившему в селении Нейхаус близ Реннштига в Тюринг-ском лесу, в доме которого имелись сочинения по математике, ботанике и другим наукам. Здесь он провел более двух лет, утвердившись в решении продолжить образование. Фридриху помог случай. Отец поручил ему передать деньги брату Трауготту, студенту Йенского университета. Оживленная умственная деятельность, студенческие диспуты понравились Фридриху, и он попро-

© Помелов В. Б., 2011

сил разрешения остаться в Йене; поступил на курс топографического черчения, а затем стал студентом факультета камеральных наук. Слушал лекции по математике, минералогии, ботанике, физике, химии, камеральным наукам, лесоводству, архитектуре и проявлял огромное рвение в учебе, что нашло свое проявление в том, что общество естествоиспытателей приняло его в свои члены. Ввиду отсутствия средств для продолжения обучения в начале 1801 г. с разбитым сердцем и в подавленном состоянии Фридрих был вынужден вернуться в отцовский дом. Здесь он продолжил самообразовательную работу.

Отец считал его занятия бесполезными, но старший брат Кристоф, ненадолго приезжавший в гости, поддерживал его в этих устремлениях. В ноябре 1801 г. отец отправил Фридриха в Гиль-дбургхаузен, где у его родственников было имение, с целью практического изучения сельского хозяйства. После смерти отца в феврале 1802 г. Ф. Фрёбель покинул родной дом навсегда. Он устроился делопроизводителем в лесничество близ г. Бамберга; спустя год переехал в этот город, где поступил на должность землемера и картографа. Затем поступил на службу счетоводом в имение фон-Фельдерндорфа близ г. Байройта, потом секретарем помещика фон-Девиц в Гросс-Мильхове, неподалеку от г. Мекленбурга.

Эти занятия не удовлетворяли Фрёбеля, не оставлявшего мечту о продолжении изучения математики и архитектуры с тем, чтобы в дальнейшем стать архитектором. Исполнению этого намерения способствовало теперь то обстоятельство, что его дядя Гофман скончался и при этом не обошел Фридриха в своем завещании. Однако по совету своего друга - домашнего учителя, с которым он познакомился в период работы делопроизводителем, в конце июня 1805 г., Фрёбель прибыл во Франкфурт-на-Майне, где его представили старшему учителю, то есть директору, недавно основанной образцовой школы Г. А. Гру-неру, являвшемуся последователем Й. Г. Песта-лоцци. Грунер даже написал книгу о методах работы своего кумира под названием «Письма из Бургдорфа». Грунер предложил Фрёбелю место учителя, но тот колебался, - хотелось продолжить учебу в университете. Однако на его выбор повлияло неприятное обстоятельство: у него крадут деньги, и теперь предложение должности учителя становится выходом из затрудни-

тельного материального положения. Он поступает учителем в школу Грунера и работает в ней в 1805-1807 гг. Рассказы директора о своем замечательном наставнике вызывали у юного учителя неподдельный интерес и стремление лично познакомиться с Песталоцци и методами его работы. В августе 1805 г. с рекомендациями Грунера он едет в Ивердон, где проводит две недели. Увиденное производит на молодого педагога неоднозначное впечатление. Однако притягательность личности Песталоцци побуждает Фрёбеля к принятию решения когда-нибудь вернуться сюда снова с тем, чтобы работать вместе с великим педагогом. По возвращении во Франкфурт-на-Майне он узнает, что он утвержден учителем. Ему поручается разработка учебного плана школы, в которой тогда было пять классов для мальчиков и три класса для девочек, - всего двести учащихся. Этот план использовался длительное время и зарекомендовал себя с положительной стороны, хотя и требовал от учителей серьезной подготовки. Сам Фрёбель преподавал математику, географию, немецкий язык и рисование. Он впервые ввел преподавание отечествоведения. Первые же экзамены дали блестящие результаты, его классы стали рассматриваться как образцовые.

Работа в школе предопределила его интерес к педагогике. Следующие четыре года жизни он посвятил работе в качестве домашнего воспитателя троих детей барона фон-Хольцхаузена. В работе с детьми он практиковал игры в саду, занятия с бумагой, картоном и древесиной, однако чувствовал, что для безупречного выполнения обязанностей воспитателя ему не хватает опыта. Поэтому он выпросил у барона разрешение отправиться вместе со своими воспитанниками на длительное время к Песталоцци, с тем чтобы в дальнейшем использовать в воспитательных целях опыт работы школы великого швейцарского педагога. Он убеждал своего патрона, что обучение детей на дому не позволит в полной мере развиться их способностям. Незадолго до этого, в 1805 г., Песталоцци перевел свой «институт», состоявший из средней школы и учебного заведения по подготовке учителей, из г. Бургдорфа во французскую часть Швейцарии - в г. Ивердон, где ему был предоставлен целый замок. Учреждение получило большую известность; его посещали высокопоставленные особы. В нем училось немало детей аристократов. Последнее обстоятельство убедило барона, и он дал согласие на столь необычную «командировку», которая продлилась ни много ни мало три года.

Ф. Фрёбель поселился вместе с мальчиками по соседству с учебным заведением Й. Г. Песта-лоцци и был с ним фактически неразлучен. Его воспитанники участвовали на равных с другими учащимися в жизни института. Все это время

молодой педагог изучал сильные и слабые стороны деятельности учебного заведения. Лучшими воспитательными приемами, которые Фрёбель наблюдал в Ивердоне, были, например, игры мальчиков на открытом воздухе. В этих играх он увидел основу воспитания моральных качеств воспитанников, превосходное укрепляющее средство. Впоследствии он вспоминал, что практическая деятельность Песталоцци и обаяние личности великого педагога «увлекали, ободряли и побуждали к созданию высшей, благородной жизни, но не направляли определенным и ясным путем к достижению этого, не указывали средства к осуществлению этой цели. Каждый был в приподнятом состоянии, но не получал удовлетворения, так как положение дела вело всегда к большому разделению, разъединению, но вовсе не к единству» .

Возвратившись во Франкфурт-на-Майне, Ф. Фрёбель в течение года выполнял обязанности воспитателя. В последних числах июня 1811 г. он отправляется в Гёттингенский университет для получения высшего образования, которого ему так не хватало. Принятию такого решения способствовало то обстоятельство, что после смерти сестры его матери он опять получил наследство. За год им пройдены курсы физики, химии, минералогии и всеобщей естественной истории. Изучение природы представлялось ему «основным, краеугольным камнем, чтобы на другой ступени развития жизни с уверенностью выяснить для себя законы и ход человеческого развития, образования и воспитания» . Следующий учебный год он провел в Берлинском университете, где под руководством профессора Вейса изучал минералогию, кристаллографию и геогнозию, углубил знания в области физики. Здесь сложилось его мировоззрение под влиянием классиков немецкой философии Ф. Шеллинга, И. Фихте, Г. В. Гегеля.

Годы учебы Фрёбеля были временем тяжелых испытаний для германских государств, по территории которых прошел тяжелый молох наполеоновской орды. Ф. Фрёбель не стоял в стороне от военных событий 1813 г.: живая впечатлительность и возвышенные, благородные чувства увлекли его в общий строй борцов против насилия и угнетения. Он поступил в корпус добровольцев под командованием генерала Лютцова и принимал участие в боевых действиях. Здесь, в армии, он познакомился с молодыми людьми, ставшими его единомышленниками, - Генрихом Лан-геталем и Вильгельмом Миддендорфом. Они заключили союз, которому суждено было продолжаться вплоть до смерти Фрёбеля. Он предложил своим товарищам по оружию основать воспитательное учреждение. Все свободное время они посвящали обсуждению этой идеи.

По окончании войны (1814 г.) Фрёбель был назначен на почетную, хорошо оплачиваемую и не слишком обременительную должность инспектора минералогического музея в Берлине; его друзья продолжили занятия в университете. Однако идея открытия воспитательного учреждения не покидала их; они не знали только, где и как осуществить ее, с чего начать.

В дело вмешался трагический случай. Летом 1816 г. от лихорадки умирает старший брат Ф. Фрёбеля Кристоф и оставляет после себя дочь Доротею, а также трех сыновей - Юлия, Карла и Теодора. В октябре Фридрих отправляется к брату Христиану, который был владельцем небольшой ткацкой мануфактуры, жил достаточно зажиточно; у него были два сына - Фердинанд и Вильгельм, девяти и шести лет. Он убеждает его отдать их на обучение вместе с детьми Кристо-фа. В ноябре Фридрих вернулся домой, в княжество Шварцбург-Рудольштадт, где в деревне Грис-гейм открыл свое первое воспитательное учреждение под громким названием «Универсальный германский воспитательный институт»; учениками были пять его племянников. (В июне 1817 г. он перевел его в соседнюю деревню Кейльгау, где его невестка купила небольшое крестьянское поместье.) Фрёбель сообщил об открытии школы в Грисгейме своим берлинским друзьям. Мидден-дорф приехал незамедлительно. Попутно он заехал в г. Эрфурт и привез с собой в качестве еще одного учителя Христиана Лангеталя, младшего брата Г. Лангеталя, а вскоре к ним присоединился и Генрих Лангеталь.

Открытие школ совпало с периодом голода в стране, и руководителю школы приходилось прежде всего заботиться о материальном обеспечении своих питомцев. Педагоги-единомышленники хорошо дополняли друг друга. Г. Лангеталь обладал глубокими научными познаниями, был прекрасным педагогом, решительным и мужественным человеком. Очень скоро из Эрфурта и других мест он привлек в школу новых учеников. Мальчишек привлекали в нем умение организовать спортивные игры, музыкальные спевки. В. Миддендорф прекрасно знал классические языки; он увлекал детей рассказами из античной истории, рассказами о немецких императорах, но не имел педагогических навыков, которыми, наряду с творческой одаренностью, в избытке обладал Фрёбель. Количество учеников к 1826 г. возросло до 50.

В 1818 г. Ф. Фрёбель женился на дочери члена военного совета, гофмейстера из Берлина Генриетте Вильгельмине, с которой познакомился во время учебы в столице Пруссии. Вместе с ней приехала ее воспитательница Эрнестина Крис-пина, которая вышла замуж за Г. Лангеталя. Жена Ф. Фрёбеля была образованная женщина; к делу воспитания она относилась с самопожер-

твованием, стойко переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Она скончалась в 1839 г. В 1820 г. брат Ф. Фрёбеля Христиан продал свое имение в Остероде и переселился в Кейльгау с женой и тремя дочерьми - Эмили, Элизой и Альберти-ной, впоследствии вышедшей замуж за В. Мид-дендорфа. В 1828 г. учителем в школу поступил студент богословия из Дортмунда, племянник Миддендорфа Иоганн Барон; вскоре он женился на Эмили. Фрёбель стремился к тому, чтобы объединить воспитательные силы коллектива в своего рода «объединенную педагогическую семью». Школа становилась известной. В 1823 г. в нее поступили новые учителя; среди них были Георг Лютер, Фердинанд Фрёбель, а также преподаватель естественных наук Шенбейн из Вюртембер-га и Герцог из Люцерна.

Внутреннее призвание и неудовлетворенная еще ребенком потребность в любви влекли Ф. Фрёбеля к педагогической деятельности. Он помнил, как живо чувствовал и мыслил он ребенком; помнил и препятствия, которые встречал на пути своего развития из-за недостатка настоящих руководителей и теплой материнской любви. В его памяти вставали картины бедности крестьянских семей и их жизнь, полная сумятицы и неразберихи; он не забыл загнанных детей, злых жен и неуживчивых соседей. Размышления над причинами жизненных неурядиц своих земляков привели его к выводу о недостатках в их воспитании. Многие люди, размышлял Фрёбель, вступают во взрослую жизнь духовно и физически неразвитыми, нравственно истощенными, не готовыми ни к жизненной борьбе за кусок хлеба, ни тем более к проявлению возвышенных чувств и поступков. Исправление общества взрослых людей он связывал с организацией здорового воспитания начиная с раннего детства. Обычные методы, основанные на наказаниях и запретах, способствуют достижению ближайших результатов, служат слишком ничтожным целям, и при этом чаще всего вредят естественному развитию ребенка. Тенденция к применению наказаний и запретов в школах получила особенное распространение именно в германских государствах, где было особенно сильно влияние педагогики Й. Ф. Гербарта, поддерживавшееся влиятельным бюргерством.

Ф. Фрёбель решил посвятить свою жизнь созданию школ, в которых бы уважалась личность ребенка, а его здоровые потребности становились бы руководством к действию для педагога. В действительности этот «институт» располагался в нанятом им на собственные деньги небольшом крестьянском домике и представлял собой начальную школу для крестьянских детей. Места в школе было крайне мало, и для того чтобы взять в аренду более просторное помещение, а также

с тем, чтобы иметь возможность рассчитаться с сотрудниками, Фрёбель дошел до невероятного самоотвержения - был вынужден питаться только картофелем, хлебом и водой. При этом он покупал про запас более дешевый черствый хлеб, который по какой-то причине, обычно из-за низкого качества, не удавалось продать в магазине, и мелом обозначал на буханке свою дневную порцию . В последующие годы все средства, что удавалось получить Фрёбелю, он тратил на детей, отказывая себе во всем. Так, много путешествуя, в теплое время года он из экономии обычно останавливался на ночлег не на постоялом дворе, а прямо в поле; зонтик заменял ему спальню, а дорожный мешок - подушку...

В школе Ф. Фрёбеля дети много занимались гимнастикой, плавали, бегали на коньках, ходили на экскурсии в горы и в лес. Пища была самая простая, а из напитков только вода и молоко. Вечером в дружеском кругу пели песни, изготовляли поделки из картона. В своей педагогической деятельности Фрёбель применил на практике плодотворные идеи Песталоцци о наглядности в обучении, соединении обучения с физическим трудом, приучении детей к производительному сельскохозяйственному труду. Он разработал учебный план своей школы. По его мнению, дело воспитания и обучения должно было составлять органическое единство. Руководящим принципом для него стало пробуждение у детей самостоятельности. Этого предполагалось достичь живым наблюдением в природе изучаемых предметов и явлений. Фрёбель утверждал, что выученное можно только тогда правильно понять усвоить, когда ученик имеет возможность передать свои знания другому ученику.

руководил школой в Эдинбурге. Еще один из братьев, также выпускник школы Фрёбеля, стал фермером в Цюрихе.

Новая организация учебно-воспитательной работы с детьми формировала у них отношения, которые можно назвать коллективистскими. В итоге в 1828 г. Фрёбеля обвинили в распространении вольнолюбивых идей. Специально назначенная комиссия рудольштадтского правительства не обнаружила ничего подозрительного и недозволенного в деятельности школы и ограничилась лишь одной рекомендацией - постричь детей. Тем не менее большинство родителей забрали детей из школы, их количество сократилось с шестидесяти до пяти. В 1829 г. школу пришлось закрыть. Ф. Фрёбель пытался открыть школы в других населенных пунктах, но неизменно встречал упорное сопротивление феодальной реакции и не получал на это разрешения. Так, он составил план «Воспитательного учреждения для народа» в Гельбе, имении в долине речки Верра, принадлежавшем герцогу фон-Мейнинген. Педагог представил герцогу подробный план, и проект уже был близок к осуществлению, но тайные враждебные внушения герцогу со стороны недоброжелателей Фрёбеля расстроили все дело. Ф. Фрёбель знакомится с композитором Ксаве-ром Шнидером фон-Вартензее, ранее работавшим у Песталоцци. Он предложил Фридриху сообща основать в своем имении Вартензее в кантоне Люцерн воспитательное учреждение. Фрёбель с радостью соглашается. В итоге школа открывается в местечке Виллисау, и вскоре она получает признание: бернское правительство направляет в нее молодых людей для продолжения образования.

В 1833 г. Ф. Фрёбелю предложили возглавить сиротский приют в швейцарском Бургдорфе, некогда открытый Песталоцци. Здесь воспитывались дети разного возраста, в том числе дошкольного. Это обстоятельство педагог считал очень важным. Ведь раньше в его школы поступали уже достаточно взрослые мальчики, с такими недостатками в развитии, которые, по всей вероятности, образовались у них от полного небрежения к ним со стороны родителей в раннем возрасте. Именно первые проявления человеческого разума и чувств нуждаются в особенно тщательном уходе - к такому выводу пришел Ф. Фрё-бель. Более того, нет другого возраста, в котором уход за ребенком был бы так нужен. В Бург-дорфе, вдали от убогой местечковости педагогической практики сельских школ в разрозненных германских княжествах и будучи избавленным от гнетущей педантичности всевидящих немецких «педагогических фельдфебелей», Фрёбель развернул в полную силу свою экспериментальную работу, в центре которой находилось определение

В научных и практических поисках он был, по существу, первопроходцем. Предшествующая педагогика фактически игнорировала ранний возраст детей. Великие педагоги прошлого были озабочены тем, как лучше обучать и воспитывать детей, достигших известного возраста, и практически никто не озабочивался вопросами, каким приходит ребенок в школу, способен ли он осваивать ее программу, готов ли он к построению правильных отношений с другими детьми... Фрёбель первым поставил в теоретическом и в практическом плане вопрос о необходимости дошкольного воспитания и образования. Поэтому его с полным основанием можно считать основоположником этого направления педагогической науки. В 1836 г. плохое самочувствие жены вынуждает Фрёбеля покинуть Бургдорф и отправиться в Берлин. Здесь он все свободное время посвящает изучению деятельности приютов, пишет статью «Наставления для первых игр и занятий с детьми» (опубликована в 1838 г.).

Еще задолго до Фрёбеля в 1769 г. француз Ж. Ф. Оберлин вместе с Луизой Шепплер в немецком городке Штейнталь основал первое учреждение для маленьких детей, получившее название «вязальной школы», где применялись игры, использовалась наглядность, уделялось особое внимание развитию речи и нравственно-религиозному воспитанию. Р. Оуэн и Бьюкенен в Шотландии, пастор Флиднер в Кайзерсверте, Юлий Фельзинг в Дармштадте, графиня фон-Брунсвик в Венгрии продолжили практику открытия дошкольных учреждений. Но именно Фрёбель первым не только практически организовал такое учреждение, но и всесторонне научно обосновал его воспитательную деятельность и осуществил свои педагогические взгляды на практике.

В 1837 г. в г. Бад-Бланкенбурге, близ Кейль-гау, Ф. Фрёбель открыл «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков», которому было суждено стать фактически первым в истории детским садом. Его племянница Амалия Мюллер взяла на себя заведование хозяйством. В 1837-1840 гг. Фрёбель выпускал иллюстрированную газету «Воскресный листок» с девизом «Давайте жить для наших детей», где он излагал свои педагогические взгляды, печатал художественное приложение, включавшее песни с нотами, стихи и рассказы для детей. Картинки в газете, изображавшие фрёбе-

левские игры, рисовал Фридрих Унгер, бывший воспитанник школы в Кейльгау. Он был иллюстратором изданного в 1843 г. Фрёбелем сборника «Материнские и ласкательные песни».

В. Миддендорф с 1838 г. снова работал вместе с Фрёбелем. Г. Лангеталь, хотя и продолжал свою работу в Бургдорфе, также оказывал ему помощь: придумывал множество хороших игр и делился ими со своими единомышленниками. Сам Фрёбель в этот период часто предпринимал поездки, в ходе которых стремился распространить свои взгляды на дошкольное воспитание детей среди родителей и педагогов. Его идеями интересовались многие знатные дамы, имя Фрёбеля стало известным. Ф. Фрёбель думал о том, как кратко и выразительно назвать свое учреждение. Решение пришло неожиданно. Летом 1840 г., возвращаясь из Кейльгау в Бад-Бланкентург в сопровождении Миддендорфа и Барона, при взгляде на цветущую местность он воскликнул: «Я нашел название, - детский сад!» Это название закрепилось, и в дальнейшем дошкольные учреждения во всем мире так и стали называть. Вскоре после этого, 28 июня 1840 г., отмечался 400-летний юбилей изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом. К этому празднику и приурочил Ф. Фрёбель основание учреждения под названием детский сад. Педагог обнародовал план, согласно которому он собирался готовить в своем учреждении садовниц, то есть воспитательниц для детского сада.

Практическая подготовительная школа Фрё-беля должна была послужить основой для создания подобных учреждений по всей стране. Был организован комитет в поддержку организации «Немецкого детского сада» (таково было официальное название учреждения) под началом городского главы. Власти города выделили помещение с садом и территорией для игр. Прекрасно проявила себя в качестве руководительницы детского сада «садовница» Ида Зееле. Однако собранных средств хватило лишь на короткое время. Первый в истории детский сад в Бад-Бланкенбурге был закрыт в 1844 г. из-за недостатка средств. Не помогло и обращение Ф. Фрёбеля к основанному им же в селе Эйхвельде «Воспитательному союзу». В то же время идея Фрёбеля нашла свое плодотворное развитие, и детские сады в Рудольштадте, Дрездене и других городах успешно развивались. В Дармштадте Фрёбель нашел своего единомышленника И. Фельзинга, который начал свой эксперимент со «школой для дошкольников» еще в 1830-е гг.; сюда была приглашена для продолжения своей работы И. Зее-ле. Идеи Ф. Фрёбеля нашли отклик среди немецких учителей, особенно в Тюрингии и Саксонии. С целью их дальнейшей популяризации он вместе с педагогами Г. Гейзингером, Ю. Келленом,

И. Штангенбергером и другими созвал летом 1848 г. в Рудольщтадте представительное собрание учителей, на котором изложил свои педагогические воззрения.

В 1849 г. Ф. Фрёбель поселился в курортном местечке Бад-Либенштейн, в Тюрингском лесу. Здесь он устраивал для детей отдыхающих свои игры. Его восторженная поклонница баронесса Берта фон-Маренгольц-Бюлов представила Фрё-беля Ф. В. А. Дистервегу, после чего тот стал ревностным защитником фрёбелевских идей в воспитании. Фрёбелю посвятил он свой первый «Ежегодник» (1851 г.); там же опубликовал его биографию и дал характеристику его взглядов. Зиму 1849-1850 г. Ф. Фрёбель провел в Гамбурге в кругу единомышленников. Особенно тесно он сблизился с «Союзом женщин». Педагог ставил задачу основания высшей женской школы. Его всячески поддерживал племянник Карл Фрё-бель. Однако руководительниц «Союза женщин» больше занимал вопрос женской эмансипации и пути ее достижения. Ф. Фрёбель стремился пропагандировать свои идеи. Для этого в 18381840 гг. он издавал газету «Воскресный листок», имевшую девиз «Будем жить для наших детей». В 1844 г. под его редакцией вышли собранные им «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». Фрёбель понимал, что подготовка педагогов для детских садов должна иметь свои специфические особенности по сравнению с подготовкой школьных учителей. Эту замечательную по своей глубине идею, получившую в дальнейшем плодотворное развитие, он практически осуществил, организовав в тюрингском городке Бад-Либенштейн в 1849 г. обучение воспитательниц для детских садов -«детских садовниц»

Герцог фон-Мейнинген предложил Ф. Фрёбе-лю для проживания находившийся по соседству с Бад-Либенштейном небольшой охотничий замок Мариенталь. Здесь педагог жил с весны 1850 г.; открыл детский сад, собрал вокруг себя кружок молодых дам, с которыми стал проводить занятия по подготовке из них «садовниц». Среди них была его бывшая ученица еще по школе в Кейльгау Луиза Левин, ранее работавшая домашней воспитательницей в Рендсбурге. Ф. Фрё-бель увидел в ней продолжательницу своего дела, полюбил ее, и в мае 1851 г. она стала его женой.

Верной сторонницей идей Фрёбеля была выпускница мариентальской школы Минна Фриде-рика Доротея Шелльборн (1829-1910), основавшая в родном Веймаре, на Ролльплатц, сначала фрёбелевский детский сад, а в 1860 г. учреждение по подготовке «садовниц в духе Фрёбеля». К этой работе она привлекла младших сестер Берту и Эмму. Сам Фрёбель в письмах давал ободряющие советы по его организации. Учрежде-

ние «трех тетушек Шелльборн», как называли сестер в Веймаре, в 1861 г. посетил Л. Н. Толстой, проявлявший интерес к идеям Фрёбеля .

Вернувшись в Бад-Либенштейн, в 1850 г. Фрё-бель стал издавать «Еженедельник» под редакцией В. Миддендорфа и Вихарда Ланге, в котором печатались статьи и самого Фрёбеля. «Еженедельник» существовал недолго; с 31 октября 1851 г. Фрёбель стал выпускать новое издание под названием «Журнал для выяснения стремлений Ф. Фрёбеля». Его редактором был живший в Дрездене Бруно Маркварт. 4 августа 1850 г. усилиями Фрёбеля и его учениц был организован детский праздник, в котором участвовало до трехсот детей из окрестных селений. Играми руководил сам Фрёбель; ему помогали свыше двадцати педагогов. Праздник привлек внимание большого количества местных жителей, которые с интересом внимали происходящему.

7 августа 1851 г. министр просвещения Пруссии фон-Раумер запретил детские сады, обвинив их организаторов в атеизме. Прогрессивные педагоги, среди которых, помимо Ф. Фрёбеля, были Ф. В. А. Дистервег, Б. Маркварт, В. Миддендорф и другие, публично протестовали против такого решения на специально созванных собраниях и в печати. Но все было тщетно; детские сады закрывались один за другим. Некоторые, правда, уцелели под другими названиями, например «Школа для игр». Хотя официально этот запрет распространялся лишь на Пруссию, но она была крупнейшим и наиболее влиятельным немецким государством, поэтому влияние запретов, так же как и вскоре последовавших пресловутых «регу-лятивов Раумера», поставивших в основу обучения религию, выходило далеко за пределы этого государства. В то же время в некоторых немецких государствах и городах того времени детские сады продолжали существование, например в гг. Веймаре, Готе и др.

В 1851 г. педагог выпустил крупный труд, в котором были обобщены его педагогические воззрения, под названием «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фрёбеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». Эта работа после смерти Фрёбеля была обобщена его последователем и первым издателем Ланге, и на ее основе составлена книга «Педагогика детского сада». Эта работа лишь однажды, в 1913 г., издавались на русском языке под названием «Детский сад» и фактически неизвестна современным отечественным педагогам, так же как практически малоизвестно его творчество в целом. Ф. Фрёбель стремился принимать активное участие в педагогической жизни. В 1852 г. его с воодушевлением приветствовали делегаты учительского съезда в Готе.

Однако его физические силы были подорваны. 6 июня он тяжело заболел и вечером 21 июня 1852 г. скончался в Мариентале. 24 июня Фрёбель был похоронен на местном кладбище под названием Швейны. Каменный памятник Ф. Фрё-белю представлял собой три геометрические фигуры - шар, цилиндр и куб, три «дара Фрёбе-ля». В год столетия педагога 4 августа 1882 г. в Бад-Бланкенбурге был проведен съезд Германского фрёбелевского союза. Участники съезда торжественно открыли памятник, воссозданный в первоначальном виде, причем на том самом месте, где находился первый детский сад. В. Мид-дендорф, потрясенный смертью друга, издал брошюру «Смерть Фрёбеля». Вместе с вдовой друга он руководил детскими садами в Мариентале, а затем в Кейльгау. Однако 26 ноября 1853 г. он скончался от нервного расстройства. Другой последователь и соратник Фрёбеля И. Барон руководил заведением в Кейльгау до самой смерти 5 августа 1878 г.

В Германии чтут память великого педагога. В 1932 г. Обервейсбах при утверждении его в качестве города получил и второе почетное название - «Фрёбельштадт» (город Фрёбеля); в 1890 г. здесь была установлена «башня Фрёбеля», а в 1981 г., к 200-летию педагога, открыт музей. В нескольких километрах отсюда, в Бад-Бланкен-бурге, в так называемом "Haus ueber Keller" (т. е. в «доме над погребом») также есть музей Фрё-беля. В Германии едва ли не в каждом городе есть улица его имени.

Идеи Ф. Фрёбеля быстро получили распространение в германских государствах, особенно в Тюрингии - колыбели детских садов. Именно здесь усилиями М. Шельборн было организовано первое фрёбелевское общество. В 1860 г. у общества появился ежемесячник «Детский сад», который был в то время единственным печатным органом, где развивались идеи Ф. Фрёбеля. В 1883 г. усилиями последователей Фрёбеля, таких как М. Шелльборн, вышло в свет издание трудов Ф. Фрёбеля. В 1873 г. фрёбелевские общества, открывшиеся в Берлине, Бреслау, Данциге, Кенигсберге, Гейдельберге, Мюнхене, Шней-ере, объединились в «Германский фрёбелевский союз», печатным рупором которого продолжал оставаться ежемесячник «Детский сад». К октябрю 1924 г. союз объединял 177 детских садов с количеством детей 15 630, имел высшую женскую школу, выпускавшую педагогические кадры воспитателей.

Фундаментальной идеей Фрёбеля был принцип доступности образования для всех детей, независимо от их социального положения. Демократический подход в образовании более всего соответствовал общественным потребностям общества в условиях быстрого развития промыш-

ленности и науки. Всеобщее образование он рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному, базировавшемуся на знании классических языков. Цель образования ребенка заключается в развитии дремлющих в нем внутренне заложенных и готовых к проявлению в уготованное природой время потенций, а вовсе не подготовка с раннего возраста к предопределенному месту в обществе или обучение его какой-либо профессии. Эта идея, впервые высказанная именно Фрё-белем, нашла верных сторонников в Германии и в других странах, в том числе в России (Пирогов Н. И. Вопросы жизни. 1862), интерпретировавших и развивавших ее в соответствии с национальными, историческими и иными особенностями.

Ф. Фрёбель разработал учебный план, который порывал со средневековой схоластикой и был нацелен именно на всестороннее развитие ребенка. Его составными частями были: искусство, естествознание, обучение «способам использования природных ресурсов», а также «простой и более сложной переработке» сырья, «знание о природных веществах и силах», «естественная история и история человечества и отдельных стран», математика, языки. Эту обширную образовательную программу он стремился реализовать в своих школах. Фрёбель впервые в педагогике выявил три основных вида деятельности ребенка: игру, учение и труд - и показал их развивающее, дидактическое и воспитательное значение. При этом особое значение он придавал их взаимодействию, а также правильному и разумному соотношению: чем меньше ребенок, тем большее место занимает игра в его жизни. По мере взросления все более значительное место занимает учение, а затем и труд. И все-таки именно игру Фрёбель считал высшей ступенью детского развития. Он разработал теорию игры, придумал, собрал и методически обосновал и прокомментировал большое количество игр, прежде всего подвижных. Многие игры Фрёбеля сопровождаются песнями и считалками, в чем проявляется их физкультурно-оздоровительная и вместе с тем эстетическая направленность. Само имя Фрёбеля в педагогической среде обычно ассоциируется с понятием «дары Фрёбеля». Действительно, немецкий педагог тщательно отобрал и методически глубоко обосновал группу предметных средств, использование которых в работе с дошкольником он считал крайне необходимым для его полноценного развития. Кратко охарактеризуем эти «дары».

Первый «дар» ребенку - это мяч. Педагог пытается даже филологически обосновать особую значимость мяча в жизни ребенка, трактуя «мяч», по-немецки Ball, как Bild vom All («изображение всего»), или Bild des All («изображение Все-

ленной»). Мяч имеет такую «особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детского возраста, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения и выбора является первой и самой важной игрушкой», объяснял Ф. Фрёбель . Мячи должны быть разноцветными, разными; их должно быть много: одними малыш играет на улице, другие подвешены на веревочке, и он их толкает, наблюдая за их движением. Они могут быть связанными из шерсти шариками. Мяч выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка, и как инструмент ознакомления его с миром явлений, особенно природных, где многое имеет форму мяча.

Вторым «даром Фрёбеля» являются шар, куб и цилиндр. Первый является телесным выражением движения, второй - телесным выражением покоя; цилиндр может быть и тем, и другим в зависимости от его положения в пространстве. Играя с ними, ребенок познает разницу между этими двумя состояниями предметных тел. Шар движется сам и побуждает к движению ребенка, сопровождающего свою игрушку. Куб есть прямая противоположность шара: он имеет плоскость, основание, поверхность; он стоит прочно; он устойчив, неподвижен и статичен. Все эти предметы являются средствами для выражения других предметов. Например, куб может быть и столом, на которое что-то ставится, и скамеечкой, и стулом, и очагом, и ящиком, и домом. Соединение шаровой и цилиндрической форм может ассоциироваться у ребенка с человеческой фигурой, с другим живым существом. Третий «дар» - это куб, разделенный на восемь кубиков. На этой стадии игры ребенок учится использовать предметные средства для элементарного конструирования, то есть осмысленного создания формы; знакомится с понятием множественного числа. Усложнение практики создания предметных форм постигается ребенком в процессе освоения четвертого «дара», заключающегося в восьми брусках (или плитка), на которые поделен куб. Пятый «дар» состоит в разделении кубиков по диагонали пополам, что дает возможность ребенку составлять еще более сложные конструкции и узоры. Наконец, шестой «дар» - это куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых разделены вдоль, а другие - поперек.

«Дары» Фрёбеля, представляющие собой дидактическое пособие для познания ребенком формы, величины, размеров, пространственных отношений, в тесной связи с развитием речи, мышления, строительных навыков и т. д., впоследствии получили плодотворное развитие, трансформировались в самые разнообразные наборы игр, в частности типа «конструктор», использо-

вание которых базируется практически на тех же дидактических принципах, что и изначальные средства. Фрёбель разработал методические основы работы с бумагой (складывание, фигурное разрезание), складывания из палочек, рисования красками, проведения подвижных игр с мячом и с пением и т. д. Важное значение Фрёбель придавал работе ребенка на земле. В этом полезном и крайне важном для дальнейшего развития малыша занятии педагог, помимо познавательной, оздоровительной и воспитательной задач, выделял еще одну задачу, решение которой педагог должен обеспечить, - одновременное развитие коллективизма и индивидуальности. Здесь ребенок выступает и как отдельное лицо, и как член общей жизни. Поэтому он считал обязательным для начальной школы и для дошкольного учреждения наличие сада, который бы разделялся на две части: в одной части дети все вместе ухаживают за посаженными растениями (цветами, овощами, деревцами), в другой части находятся маленькие грядочки каждого из детей, где они могут проявить свою трудовую и эстетическую индивидуальность. Уже осмысленный уход за маленьким садом на окне или в горшке составляет для ребенка чистый источник нравственного самосовершенствования; тем в значительно большей степени это относится к работе в саду и на огороде. Для придания процессу детского труда эстетической выразительности педагог предлагал, чтобы «детская садовница» сопровождала возделывание садового участка соответствующими песенками: «Отпустите нас в наш садик / Семена цветов посеять. / Там теплом весь воздух дышит, / Все растет и зеленеет». Когда семена пойдут в рост, дети поют: «В садик просим отпустить / Наши клумбы посетить!»

В XIX в. имя Ф. Фрёбеля было известно российским педагогам, хотя его труды в России издавались мало. Роль распространителя и интерпретатора идей Фрёбеля взяли на себя периодические издания: журналы «Современник», «Детский сад», газеты «Русский инвалид», «Голос» и др. С его системой и самим фактом существования детских садов в Германии впервые познакомил российских педагогов в 1857 г. В. И. Водовозов. Постепенно в России стали появляться первые детские сады: в Гельсингфорсе (1859, 1863), Санкт-Петербурге (1863, 1866), Николаеве (1866), Одессе (1866), Москве (1866) . Их руководители (С. А. Люгебиль, К. И. Герке и др.) считали себя последователями Фрёбеля. Но это не означало, что они во всем следовали наставлениям немецкого педагога. Так, в детском саду Софьи Андреевны Люгебиль, открытом в Санкт-Петербурге 1 мая 1863 г., игры и занятия проводились без строгой регламентации. Детям предоставлялась возможность играть самостоятельно, но при

постоянном надзоре «садовницы». Начальница наблюдала за индивидуальным развитием детей, их успехами в развитии и вела дневник педагогических наблюдений. В теплую погоду все занятия проводились на воздухе в саду. Проводились экскурсии, катанье с ледяных горок. Родители приглашались присутствовать и наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; им давались советы по воспитанию детей. Подвижные и настольные игры, занятие ручными работами, рассказывание сказок и стихов, проведение бесед - такие формы работы практиковались в каждом детском саду. Малыши были в восторге от детского сада, вечером родители с трудом уводили их домой. Е. Н. Водовозова в своих воспоминаниях выражает сомнение в том, что госпожа Люгебиль придерживалась какого-либо метода в своей работе; однако очевидно, что детей окружала атмосфера истинного счастья, которой они наслаждались .

По-видимому, совершенно иначе была организована работа в детском саду Е. А. Вертер, о деятельности которого сохранились воспоминания его воспитанника в 1876-1878 гг. А. Н. Бе-нуа. «Надо всем витал дух Фрёбеля, - вспоминал известный историк искусств и художник. -Вообще же о Фрёбеле и его системе было тогда среди мамаш и воспитателей столько разговоров, что и детям имя знаменитого реформатора-педагога было знакомо» . Некоторые занятия, по мнению Бенуа, не были интересны, особенно те, что были предназначены для развития наблюдательности, внимания и сметливости. Даже в играх дети не были предоставлены сами себе, каждая игра должна была иметь какой-то дидактический смысл. В то же время «бывший детсадовец» с благодарностью признает, что на занятиях детей обучали грамоте, счету; в программу входило даже отечествоведение, а в его рамках рекомендовалось ознакомление детей с их ближайшим топографическим окружением. В итоге Бенуа отмечает, по всей вероятности с немалой долей преувеличения, что «все, чему я тогда научился, создало основу, которую не удалось затем расшатать ни дилетантски поставленными домашними уроками, ни безобразной казенщине гимназии. Даже и до сих пор то малое, что я знаю твердо, это то, чему я научился... в школе госпожи Вертер» . Многие первые детские сады работали непродолжительное время, что объяснялось нехваткой средств на их содержания. Так, детский сад Люгебиль прекратил свою работу в 1869 г.

Начиная со второй половины XIX в. в России появляются фрёбелевские общества, объединявшие представителей прогрессивной педагогической интеллигенции, стремившейся к организации дошкольных учреждений. Наиболее известными

были фрёбелевские общества в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове и Тифлисе. Общества создавали платные и бесплатные (на добровольные пожертвования) дошкольные учреждения: детские площадки и летние колонии для организации оздоровительного отдыха детей, издавали литературу и проводили публичные лекции. В деятельности фрёбелевских обществ проявили себя две, во многом противоположные, тенденции. Одни педагоги предлагали использовать педагогическое наследие Фрёбеля в неизменном виде. Однако прогрессивная и наиболее влиятельная часть педагогов (Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради, А. М. Калмыкова, П. Ф. Кап-терев и др.) считали необходимым творческое применение наследия немецкого педагога с учетом российских реалий и последних достижений педагогики. Самое раннее по времени открытия и самое крупное - Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей - было учреждено в 1871 г. Его организаторами были Полина Карловна Задлер (в замужестве Раухфус) и Евгения Аристовна Вертер, которые в конце 1860-х гг. посетили ряд детских садов Германии, изучили применявшуюся в них методику работы Ф. Фрёбеля и ознакомились с деятельностью Тюрингенского фрёбелевского общества. Помимо открытия благотворительных дошкольных учреждений, общество организовывало лекции по дошкольной педагогике, имело платные фрёбелевские курсы (с 1872 г.) по подготовке «детских садовниц». На курсы принимались женщины, имевшие среднее образование или сдавшие экзамен при гимназии на звание домашней наставницы или учительницы. Сначала курсы были годичными, с 1878 г. срок обучения был продлен до двух лет. На первом курсе преобладало теоретическое обучение, на втором - практическое. В 1907 г. курсы стали трехлетними. При обществе действовала школа по подготовке «сведущих нянь» (с 1895 г.), два бесплатных детских сада на 100 детей, летний народный сад (его ежегодно посещало свыше тысячи детей), детская летняя колония на 100 детей. С 1877 г. общество устраивало бесплатные детские праздники и экскурсии на природу, демонстрацию фрёбелевских игр, выставки детских поделок и т. п. С 1870 г. оно присуждало премии за лучшие литературные произведения для детей и издавало их. В совет общества первоначально входили С. А. Люгебиль и ее муж, профессор греческой филологии Санкт-Петербургского университета Карл Ноакимович Люгебиль, создатель одной из лучших гимназий К. И. Май, редактор журнала «Учитель» И. И. Паульсон, детский врач К. А. Раухфус, П. К. Задлер, председатель столичного педобщества П. Г. Редкин, основательница детского сада Е. А. Вертер.

После 1917 г. курсы были преобразованы в институт дошкольного воспитания, при котором работал опытный детский сад фрёбелевской направленности.

Двухлетние курсы по подготовке «фрёбели-чек» работали в Одессе и Харькове. Киевское Фрёбелевское общество, открывшееся в 1872 г., было известно тем, что его сотрудники разрабатывали теоретические вопросы дошкольного воспитания, издавали литературу, например «Летние детские площадки для игр» (1914), «Парижские детские сады» (1914). Здесь в 1908 г. на платной основе был открыт Фребелевский женский пединститут с 3-летним сроком обучения, готовивший воспитателей детсадов. При институте имелись педагогические и психологические лаборатории, детские сады и площадки. В советское время преобразован в институт народного образования . Детские сады стали появляться в российской провинции. В Вятской губернии первый детский сад был открыт в феврале 1918 г. (зав. Мария Ивановна Новокрещенова), в июне 1918 г. при Вятском гороно организован подотдел дошкольного воспитания (зав. Клавдия Андреевна Луппова).

Теория Ф. Фрёбеля и его практическая деятельность, тщательно разработанная система общественного воспитания детей дошкольного возраста, оснащенная методическими пособиями и предметными средствами, оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли и практики, способствовали выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область научных знаний. Его педагогическое наследие не утратило значимости и до настоящего времени существенным образом определяет основные направления теории и практики дошкольного образования.

Примечания

1. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Воспитание человека / под ред. Д. Н. Король-кова. М., 1913. С. 12-13.

2. Там же. С. 14.

3. Первый детский сад, устроенный в Петербурге: сб. ст. СПб., 2003. С. 12.

4. Voelkel Ulrich. Weimarer Persoenlichkeiten. Weimar, 2009. S. 213.

5. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост. Н. Б. Мчедлидзе. М., 1986. С. 209.

6. Там же. С. 527.

7. Водовозова Е. Н. На заре жизни. М., 1987. С. 275.

8. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 353.

9. Там же. С. 364.

10. Фрёбелевские общества // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / редкол.: В. В. Давыдов (гл. ред.). М., 1999. С. 527.

УДК 374.7(091)(470.342)

Е. И. Горбушина

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РАБОЧИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ВОЛГО-ВЯТСКОМ РЕГИОНЕ в 1920-1930-е гг.

В статье рассматривается опыт деятельности рабочих факультетов в 1920-1930 гг. на примере Волго-Вятского региона. Автором описывается история, особенности учебного и воспитательного процессов рабфаков.

The article illustrates the work of the Workers" Faculties of 1920-1930 at the example, Volga-Vyatka region. The author describes the history, especially the educational and training process of the Workers" Faculties.

Ключевые слова: рабочий факультет, педагогическое образование, Волго-Вятский регион.

Keywords: Workers" Faculties, teacher education, Volga-Vyatka region.

20-30-е гг. XX в. в России рассматриваются как период коренной ломки традиционных устоев и становления нового общественного строя. Изменения коснулись всех сфер жизни, в частности и системы образования. Советское государство рассматривало просвещение как инструмент построения нового общества. В стране было введено всеобщее обязательное начальное обучение и существенно расширена сеть школ. В результате этого возникла необходимость в увеличении числа учительских кадров. Особенно остро эта проблема стояла в области подготовки педагогов высшей квалификации.

С приходом к власти большевиков первоочередное право на получение высшего образования получили рабочие и крестьяне. Началась «пролетаризация» вузов: государство стало рабоче-крестьянским, следовательно, и высшая школа должна быть такой же. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР) от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» открывал двери институтов и университетов всем гражданам Советской республики, достигшим 16 лет. Но пролетарская молодежь была не подготовлена для прохождения курса высшей школы. Тогда для планомерной подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вузы начали организовывать рабочие факультеты (рабфаки).

Рабфак - форма организации обучения, целью которой была «подготовка к научным знаниям в вуз всех типов лиц из рядов пролетариата и трудового крестьянства» . Этот своеоб-

© Горбушина Е. И., 2011

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

Родился Фрёбель в Обервайсбахе, Шварцбург-Рудольфштадт, Тюрингия (Oberweißbach, Schwarzburg-Rudolstadt, Thuringia). Отец его был священником в местной лютеранской церкви; церковь в целом и лютеранская вера в частности играли в жизни юного Фридриха чрезвычайно большую роль. Обервайсбах был довольно богатым селением; местный лес славился большим количеством целебных трав – из которых местные жители активно изготавливали лекарственные средства, микстуры, бальзамы, мыло и мази. Каждая семья владела собственной лесной делянкой; рецепты изготавливаемых на продажу средств у разных семей также различались довольно радикально.

Мать Фрёбеля скончалась, когда мальчику был всего 9 месяцев; это на жизнь Фридриха также повлияло довольно сильно. В 10 лет Фрёбель перебрался в городок Штадтильм (Stadt-Ilm); там на тот момент проживал его дядюшка, человек в высшей степени мягкий и любящий. В 15 лет Фридрих – природой во всех её проявлениях интересовавшийся с ранних лет – стал подмастерьем лесника; в 1799-м, однако, он решил оставить выбранную работу и отправился изучать математику и ботанику в Йену (Jena). В период с 1802-го по 1805-й Фридрих Фрёбель работал землемером.

В 1805-м Фридрих получил место в одной из школ Франкфурта; именно здесь он впервые познакомился с работами Песталоцци. Позже Фрёбелю довелось поработать с самим Песталоцци в Швейцарии (Switzerland). В 1806-м Фридрих получил место преподавателя в одной из франкфуртских дворянских семей.

В 1811-м он вновь взялся за брошенную когда-то из-за проблем с финансами учебу; увы, и на этот раз доучиться до получения официального диплома ему не удалось. Вскоре после этого Фридрих устроился в одну из лучших берлинских школ для мальчиков.

В 1813-м и 1814-м Фридрих служил в корпусе Лютцова (Lützow Free Corps); именно во время службы он познакомился и подружился с теологом и преподавателем Вильгельмом Миддендорфом (Wilhelm Middendorf) и преподавателем Гейнрихом Лангеталем (Heinrich Langethal). После окончания военных действий Фрёбель вернулся на гражданку; некоторое время он работал в минералогическом музее, однако позже перебрался в Ильмталь, близ Арнштадта, Тюрингия (Ilmtal, Arnstadt, Thuringia), где основал новое учебное заведение. Еще через год Фридрих вновь сменил место жительства; работу его – уже в 1831-м – продолжили Лангеталь и Миддендорф.

11 сентября 1818-го Фридрих женился на Вильгельмине Генриетте Хоффмейстер (Wilhelmine Henriette Hoffmeister); в 1839-м Вильгельмина скончалась, так и не родив Фрёбелю детей. В 1851-м Фрёбель женился вторично.

Важнейшую свою работу, "О воспитании человека" ("Die Menschenerziehung") Фридрих Фрёбель опубликовал в 1826-м.

В период с 1831-го по 1836-й он жил в Швейцарии. Вернувшись в Германию, Фрёбель решил сконцентрироваться на проблемах дошкольного образования; именно в этот период им была разработана целая серия развивающих детских игрушек. Термин "детский сад" ("kindergarten") Фридрих предложил уже в 1840-м.

Лучшие дня


Посетило:21
Мария Курденевич

Фридрих Вильгельм Август Фребель (21 апреля 1782 – 21 июня 1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания.

Краткие биографические данные

Родился в 1782 году в деревне Обервейсбах в семье пастора. Рано лишившись матери, воспитывался прислугой и старшими братьями, сёстрами, а затем – мачехой. Отец был постоянно занят выполнением пасторских обязанностей, в связи с чем уделял воспитанию сына недостаточно внимания. Элементарное образование Ф. Фребель получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году Ф. Фребель переехал жить к дяде в Ильме. Там продолжил обучение в городской школе, где считался малоспособным к обучению. Лучше всего происходило усвоение математики и естественной истории. В свободное время Ф. Фребель занимался чтением книг, сбором и определением растений, геометрией.

В 1799 году поступает учиться в Йенский университет, где занимался естественными науками и математикой, в связи с плохим материальным положением, покинул университет, не закончив курс обучения. Начал работать делопроизводителем в лесничестве, через несколько лет переехал во Франкфурт на Майне, где начинает изучать строительное искусство. Знакомство с Грунером (учитель образцовой школы) и беседы с ним способствовали появлению интереса Ф. Фребеля к педагогической деятельности; Фребель становится учителем в школе Грунера.

В 1808 году получает должность учителя в школе Песталоцци. Получив наследство от дяди, в 1811 году поступает учиться в университет Гёттингена, где изучает философию, естественные науки и языки. Через год переводится в Берлинский университет, учится и работает в университетской школе.

В 1814 году получает должность ассистента у профессора Вейса, но вскоре уезжает из Берлина.

В 1816 году в местечке Грисгейм организует собственную школу, в которой обучение и воспитание детей осуществляет по собственной системе.

В 1840 году переселяется в Блакенбург, там было открыто первое заведение для дошкольников, названное «детский сад».

Только после 1850 года система Фребеля получает признание.

Умер в 1852 году.

Вклад в науку

Наиболее значителен вклад Ф. Фребеля в дошкольную педагогику , в частности, им раскрыты вопросы педагогики и методики воспитания в детских садах. Основную цель воспитания Ф. Фребель видел в развитии природных особенностей детей, их самораскрытии. В идею Ф. Фребеля об организации воспитания детей в детском саду входила мысль о необходимости всестороннего развития ребёнка, которое начинается с физического развития, педагогом прослеживается связи между организацией работы по формированию навыков самообслуживания у детей, начиная с раннего возраста, с их психическим развитием. Важное значение Ф. Фребель придавал организации игровой деятельности.

Для обеспечения сенсорного развития детей на раннем этапе возрастного развития Ф. Фребелем использовались шесть «даров», которые представляют собой набор предметов (мячи, кубики, шары, цилиндры и др.), использование их направлено на ознакомление детей с пространственными представлениями, логическими операциями, формой, цветом, величиной предметов, с целым и составляющими и др.

С использованием «даров», Ф. Фребель предлагал организовывать различные виды детской деятельности. Использование данной идеи, несколько преобразованной в методическом плане, находит применение и в современных детских садах.

Замечание 1

Ф. Фребелем впервые в науке детально разработана, оснащена дидактическими материалами система общественного дошкольного воспитания. Кроме того, исследования педагога позволили обосновать необходимость в выделении дошкольной педагогики в качестве самостоятельной области знаний.

Основные труды

Фундаментальными трудами Ф. Фребеля являются:

  • Педагогика детского сада (в России издана под названием «Детский сад»;
  • О воспитании человека.
Похожие публикации