Гигиеническое воспитание и этикет приучаем ребенка к гигиене.

Чистка зубов, умывание, купание — какие ещё правила личной гигиены актуальны для детей школьного возраста? Давайте пробежимся по основным.

Правила личной гигиены для детей

Личная гигиена — это то, к чему следует приучать с самого детства. Как показывает практика, дети, родители которых вовремя не привили им необходимые навыки, на всю жизнь остаются неаккуратными. Таких людей называют по-разному: неряха, замухрышка, замарашка, поросёнок… Общество придумало немало синонимов для обозначения нечистоплотного человека. И для того, чтобы ни один из горе-терминов нельзя было адресовать вашему чаду, вам придётся немного поработать.

Правила личной гигиены просты. В них нет ничего замысловатого. Подрастающий малыш не способен выполнять все до единого из них самостоятельно. Поэтому первые годы жизни маме и папе придётся помогать своему крохе. Спустя время все привитые навыки будут с лёгкостью реализованы без родительской помощи.

Правила личной гигиены для детей школьного возраста

Правила личной гигиены для малышей и для детей школьного возраста начинаются одинаково — с мытья рук. Перед обедом, после туалета, после прихода с улицы, после общественного транспорта.

Умывание

Утреннее умывание — ещё одно обязательное правило. Приучите ребёнка умываться в нижнем белье. В этом случае он не забрызгает школьную форму и не измажет её зубной пастой. Кстати, о зубной пасте: чистить зубы необходимо два раза в день — утром и перед отходом ко сну. Приучив чадо делать именно так, вы избавите его от необходимости часто посещать стоматолога в будущем.

Уход за волосами и ногтями

Ухаживать за волосами и ногтями ребёнка мамам и папам приходится даже тогда, когда чадо ходит в среднюю школу. Но здесь важно другое. Важно научить кроху обращать внимание на состояние ногтей и волос. Если он сам подходит к вам с просьбой подстричь ногти или расчесаться, значит, вы на верном пути.

Интимная гигиена

Обязательным правилом является ежедневная интимная гигиена и купание (будь то утренний душ или вечерний). Интимная гигиена важна для девочек и мальчиков абсолютно одинаково. Объяснить ребёнку необходимость ежедневного мытья — одна из основных родительских задач в этой области.

Что ещё должен уметь школьник?

Вы ознакомились с основными правилами личной гигиены. Но это отнюдь не все умения, которыми должен обладать ребёнок школьного возраста. Что же он должен уметь делать кроме этого?

  • Использовать салфетки за трапезой,
  • прикрывать ладонью рот во время чиханья или кашля (врачи рекомендуют кашлять и чихать в согнутый локоть, дабы избежать распространения вирусов),
  • мыть фрукты и овощи перед употреблением,
  • заботиться о своём внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость содержания в чистоте лица, рук, прически, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Чтобы облегчить ребенку освоение этих навыков, надо сделать процесс обучения доступным и интересным. Прививать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности малыша и степень его самостоятельности.

Надо, надо умываться…

Утреннее и вечернее умывание, чистка зубов, мытье рук перед едой, содержание в чистоте своего тела – обязательные мероприятия в процессе воспитания гигиенических навыков. Формирование этих привычек необходимо начинать еще в раннем детстве.

Объясните крохе, зачем нужно мыть руки перед едой, после общения с животными, прогулки, пользования туалетом и просто если они испачкались. В годовалом возрасте можно воспитывать эту привычку, основываясь на ощущениях ребенка. Например, перед мытьем рук можно дать малышу мыло в красивой обертке, предложить развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло! Какое душистое. Понюхай, как вкусно оно пахнет. Наверное, мыло хорошо пенится. Давай проверим!» А после мытья можно вместе с малышом рассмотреть его ручки, отметив, какие они чистые и красивые.

Детям постарше будет интересен небольшой рассказ о вредных микробах, которые живут, например, на улице и могут попасть на руки ребенка, и о том, как можно быстро избавиться от них, вымыв руки с мылом.

Чтобы понятно объяснить малышу, что такое микробы, можно нарисовать их и рассказать о них, используя сказочные сюжеты. Изобразите на листе бумаги не только «страшных» микробов, но и «рыцарей», которые с ними борются, мыло, воду и т.д. Знакомя кроху с подобными терминами, избегайте запугивания, жизненных историй с плохим финалом и т.п. Нужно детально объяснять все ребенку на уровне игры или рисунка, тогда не возникнет проблем с пониманием и приучением малыша к личной гигиене. Расскажите крохе, как мечтают его пальчики помыться, как им стыдно, что они грязные, как теплая водичка ждет его.

По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. И наоборот, назидание, приведение нелицеприятных примеров начисто лишает ребенка интереса к гигиеническим мероприятиям. Поэтому, знакомя малыша с правилами гигиены, стоит избегать рассказа о неприятных последствиях невыполнения этих правил, запугивания ребенка («Не будешь мыть руки – будет болеть живот/ съедят микробы/ заболеешь» и т.п.). Воспитание полезных привычек должно строиться на позитивном, доверительном отношении к миру.

Обучая малыша гигиеническим навыкам, лучше всего основываться на ощущениях, которые может испытывать ребенок: приятном запахе, ощущении чистоты, полезности для здоровья и самочувствия.
Для формирования необходимых навыков большое значение имеют и атрибуты гигиены: зубная паста, зубная щетка, шампунь, пена для ванны, мыло в мыльнице. Пусть все эти средства имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные дополнения, привлекающие внимание малыша, и способствуют проявлению интереса к гигиеническим процедурам.

У ребенка должно быть индивидуальное полотенце яркой расцветки с забавными рисунками, чтобы кроха мог безошибочно отличить его от личных вещей других членов семьи.

Все вещи малыша должны иметь в ванной постоянное место. После того как крохе исполнится 1–1,5 года и можно будет обучать его умываться самостоятельно, эти предметы должны быть для него доступны.

Лучше всего хранить вещи в специально отведенном для ребенка шкафчике или на полочке в ванной комнате, подвешенной на уровне роста малыша. Это необходимо для того, чтобы кроха смог все рассмотреть и самостоятельно достать из шкафчика необходимую вещь для проведения очередной гигиенической процедуры. Также важно иметь в ванной невысокую устойчивую скамеечку, чтобы ребенок мог дотянуться до крана с водой.

В гости к Мойдодыру

Аккуратности, умению следить за собой, содержать себя в чистоте нужно учить спокойно, ненавязчиво, в игровой форме, сохраняя, однако, незыблемую систему обязательных требований.

Привлекайте внимание ребенка к проведению гигиенических мероприятий средствами фольклора например, перед каждым мытьем рук или умыванием прочтите малышу небольшой стишок или потешку:

Знаем, знаем, да, да, да!
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, –
Мы пришли умыться!

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Буль-буль-буль, журчит водица.
Мы умеем сами мыться.

Умойтесь вместе с ребенком, приговаривая «умывалочку»:

Вместе с мамой кран откроем –
Пусть бежит водичка,
Она чисто Оле (Саше и т.д.) моет
Руки, шею, личико!

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия лучше разделить на несколько операций. Например, при мытье рук ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, стараясь не разбрызгать воду, и насухо вытирает.

Необходимо несколько раз повторить последовательность действий вместе с малышом, чтобы он успел их запомнить. На начальном этапе формирования навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия.

Можно подобрать или изготовить для ребенка небольшую памятку, на которой будет изображена последовательность действий при мытье рук, умывании и т.д., и прикрепить ее на стену в ванной. Например, основные действия при мытье рук можно изобразить в виде отдельных картинок:

Первая картинка: засучиваем рукава.
Вторая картинка: моем руки водой под краном.
Третья картинка: намыливаем руки мылом.
Четвертая картинка: смываем мыльную пену водой.
Пятая картинка: вытираем руки полотенцем.

Эти несложные для взрослых действия ребенок усвоит не с первого раза. Для годовалого малыша самостоятельное мытье рук является сложной задачей, но все равно следует предоставить крохе возможность самостоятельно выполнять эти действия, открыв и закрыв за ним кран с водой, отрегулировав ее температуру и при необходимости помогая на всех этапах освоения навыка.

Обучая кроху быть аккуратным, опрятным и чистым, можно использовать наглядное изображение противоположных состояний: грязное – чистое. Можно приобрести или изготовить подобные карточки, на которых изображены неумытый и чистый ребенок, неопрятный малыш и аккуратно одетый и т.д. Показывая карточку, эмоционально окрашивайте свой рассказ, выражая позитивное или негативное отношение в зависимости от изображения.

С годовалым крохой можно поиграть в игру «Кукла Маша купается». Покажите ребенку куклу и скажите: «Кукла Маша давно не мылась, у нее грязные лицо и ручки. Давай скорее умоем Машу». Отправляйтесь с малышом в ванную и покажите, как правильно моет кукла ручки, как нужно ее умывать, приговаривая:

Маша, мой лицо и шейку,
Мойся мылом хорошенько.
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай.

Для трехлетнего ребенка игра усложняется: предложите ему самостоятельно вымыть кукле лицо и ручки. Направляйте его действия подсказками. Потом предложите малышу самому умыться и вымыть руки.

Деликатные проблемы

Самостоятельно посещать туалет кроху можно учить не ранее 1,5–2 лет – до этого времени его нервная система не способна распознавать сигналы, идущие от органов выделения.

Приучая малыша к горшку, необходимо обозначить несколько правил соблюдения чистоты и опрятности. Пусть ребенок пробует самостоятельно снимать и надевать штанишки. Упростите процесс снятия одежды: надевайте крохе штаны на резинке, без бретелек и пуговиц.

Научите ребенка вытираться после опорожнения кишечника или мочевого пузыря, используя при этом мягкую туалетную бумагу или гигиенические салфетки. Конечно, сначала все будет получаться не очень хорошо. Деликатно направляйте действия малыша, но позвольте ему все делать самостоятельно. Не настаивайте, если у ребенка по какой-либо причине нет желания выполнить все самому – просто еще не пришло время. Обязательно проговорите состояние малыша после гигиенической процедуры: «Вот теперь все чисто, сухо, хорошо». Приучите кроху мыть руки после туалета.

Даже научившись самостоятельно ходить в туалет, ребенок время от времени может написать в штанишки. Не ругайте его за это, не упрекайте и не стыдите!

В стремлении малыша к самостоятельности важно деликатно и мягко направлять его действия и с пониманием относиться к неудачам.

Можно отработать навык самостоятельного посещения туалета и изучить гигиенические правила, привлекая к этому любимую игрушку малыша. Желательно, чтобы на ней были те же элементы одежды, что и на крохе: трусики, штанишки. Попросите ребенка повторять вслед за игрушкой последовательность действий: снять штанишки и трусики. Усадите игрушку рядом с крохой на импровизированный «горшок». Побуждайте малыша повторять действия игрушки: «Смотри, чтобы сходить в туалет, Зайка снимает штанишки. И ты снимай тоже». Таким же образом обучите ребенка вытираться, надевать трусики, мыть руки после туалета.

Чей носовой платок?

Когда малышу исполнится 1,5–2 года, его надо начинать учить пользоваться собственным носовым платком. Платок должен всегда находиться в кармане одежды ребенка. Объясните, что носовой платок необходим, чтобы вытирать нос во время насморка; чтобы протереть грязные руки, если нет рядом крана с водой; чтобы вытереть рот или стереть с одежды пятно, если испачкался. Расскажите крохе, что носовой платок – это личная индивидуальная вещь для каждого человека и пользоваться ею может только хозяин. Платок должен быть личным, чтобы избежать переноса микробов другому человеку. Объясните малышу, что при кашле или чихании нужно отворачиваться и прикрывать рот и нос платком. А лучше всего приучать ребенка пользоваться одноразовыми бумажными платочками. И главное – следить, чтобы у малыша в карманчике уличной одежды всегда была упаковка или несколько штук таких платков.

Игра «Постираем платочки» поможет ребенку 2–3 лет следить за чистотой личных вещей. Налейте немного воды в тазик и, протянув ребенку мыло, предложите ему самостоятельно постирать свой носовой платочек.

Предварительно нужно показать, как правильно это сделать. Повесьте платок сушиться, а когда он высохнет, покажите малышу, как правильно свернуть его. Пусть ребенок потренируется аккуратно складывать платочек, класть его в карман и доставать оттуда.

Я возьму свою расческу…

Объясните малышу, зачем нужны другие личные вещи: расческа, салфетка, полотенце. В своем рассказе раскройте важность и необходимость иметь у себя личные вещи, не брать их у других людей и не разрешать пользоваться своими личными вещами.

Малышу в 1,5–2 года можно показать, как правильно пользоваться расческой. Причешите кроху, а затем предложите ему сделать это самостоятельно.

При расчесывании волос ребенка используйте небольшие стишки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.

Причешу сынишку –
Вихрастого мальчишку!
Приглажу чубчик,
Красавец, мой голубчик!

Укрепить навык пользования расческой можно, предложив причесать маму, папу, других членов семьи. Только не забудьте, что у каждого должна быть своя расческа.

Трехлетнему малышу можно показать, как содержать в чистоте свою расческу – вымыть ее с мылом, вытереть и положить в специально отведенное место. Расческу, которой ребенок пользуется в детском саду, можно положить в специально сшитый чехольчик.

Сменим трусики и майку

Устройте вместе с крохой стирку, поменяв ему белье. Пусть малыш сам положит в барабан стиральной машины свои трусики и майку, а затем немного посмотрит, как машина стирает эти вещи.

В возрасте 2–3 лет можно показать ребенку, как стирать белье вручную. Предоставьте ему возможность самостоятельно намылить трусики, постирать и прополоскать их в небольшом тазу, а затем помогите отжать мокрую ткань и повесить сушиться. Так ребенок не только учится ухаживать за собой и своим телом, но и приобретает необходимый трудовой навык.

Во время стирки можно объяснить крохе, что такое нижнее белье и почему оно так называется. Расскажите ребенку, что нижнее белье нужно обязательно менять каждый день после подмывания или купания. Обозначьте важность этих моментов для чистоты и здоровья. Объясните малышу, что это необходимо для поддержания чистоты своего тела.

Покажите крохе место в шкафу, где лежит его нижнее белье, и каждый вечер просите доставать оттуда чистые трусики. Этот ежедневный повторяющийся ритуал будет своего рода сигналом ребенку, что нужно принять вечерний душ и сменить белье.

Скажите малышу, что грязную одежду нужно складывать в корзину для белья, а затем стирать, чтобы она вновь стала чистой. При наблюдении за действиями мамы, освоении и многократном выполнении тех же действий приобретенный навык становится прочным, постепенно перерастая в привычку.

Не забудем про ножки…

Объясните крохе, что, придя домой с прогулки и сняв уличную обувь, необходимо переобуваться в домашнюю.
Перед сном надо мыть ноги, потому что на них особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Пусть кроха стоит в ванне или душе, а вы будете поливать его ножки водой. Предложите двухлетнему ребенку попробовать самостоятельно помыть себе ноги. Для этого можно налить в детскую леечку немного теплой воды и показать малышу, как правильно лить воду на ножки.

Также необходимо каждый день менять носочки и колготки. Объясните малышу, что редкое мытье ног и ношение грязных носков может привести к неприятному запаху и болезням. По этой же причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. Скажите ребенку, что в бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки. Можно рассказать крохе небольшую историю о том, как его ножки за день вдоволь набегались, устали, стали грязными, на них скопилось много микробов. И теперь нужно помочь им вновь стать чистыми, отдохнуть за ночь, чтобы завтра целый день ходить, бегать, прыгать.

Следует приучать детей бережно относиться к вещам, одежде. Ложась спать, малыш 2–3 лет может аккуратно сложить одежду, поставить рядом с кроватью свою домашнюю обувь. Если у него что-то не получается, нельзя подчеркивать его неумение, а надо подсказать, как исправить ошибку, и доделать все по возможности с участием ребенка.

Полезные правила

Прививая ребенку правила гигиены, необходимо соблюдать постоянство в условиях. Вначале просто повторяйте ритуал умывания, чистки зубов и т.д. каждый день, без исключения. А затем предоставьте ребенку больше самостоятельности. Тогда это не будет подчинением взрослому, а войдет в привычку и станет нормой.

Нужно объяснять малышу, почему тот или иной навык значим для здоровья, почему важно выполнять правила.
Обучение должно быть последовательным и постепенным в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Формирование того или иного навыка надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью малыша, привычкой его поведения.
Гигиенические навыки и умения могут быть сформированы у ребенка только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования.
Поведение взрослого должно служить для малыша примером во всех его действиях и поступках.

Обед и этикет

Культуру еды часто тоже относят к гигиеническим навыкам.

Перед едой нужно тщательно вымыть руки. Здесь подойдет небольшой рассказ или сказка о вредных микробах, которые «прилипли» к ручкам, пока ребенок гулял, играл. И теперь этих микробов нужно смыть водой, чтобы они не попали в организм вместе с пищей. Существует много детской литературы, в которой в интересной для ребенка форме говорится о важности мытья рук перед едой.

Обучите кроху правилам поведения после приема пищи. Маленькие дети редко бывают аккуратны за обедом, но все поправимо: покажите ребенку, что после еды, если испачкался, нужно вытирать рот салфеткой или умыться.
Обратите особое внимание крохи на то, что есть нужно всегда за столом дома или в специальных местах – в столовой, кафе и что не следует принимать пищу на улице. Если кто-то угостит малыша конфетой, нужно съесть ее дома, предварительно вымыв руки. Данное правило можно аргументировать рассказом о микробах, о том, что есть на улице, «на ходу» вредно для животика и, чтобы он не заболел, нужно принимать пищу дома, за столом, вымыв руки.

Для того чтобы закрепить навыки гигиены и правильного поведения за столом, поиграйте с малышом в игру «Кукла обедает». Понадобится набор кукольной посуды, кукла или любимая мягкая игрушка. Попросите ребенка покормить куклу по всем правилам. Проговаривайте и подсказывайте каждый этап организации обеда: «Сейчас мы вымоем Кате ручки с мылом», «Посади ее за стол правильно», «Нужно повязать ей салфетку, чтобы она не запачкала одежду». Можно задавать малышу наводящие вопросы, попутно исправляя ошибки в его действиях. Например: «Что нужно вымыть перед тем, как сесть за стол? Покажи, как ты моешь ручки Кате», «Что нужно повязать кукле, чтобы она не испачкалась во время еды?», «Смотри, Катя запачкалась. Как помочь Кате снова стать чистой и опрятной?».

Таким же образом можно обыграть правила: «Перед едой надо мыть руки с мылом», «Фрукты и овощи перед едой нужно мыть», «Есть следует не торопясь».

Еще один вариант – обыграть с игрушкой (перчаточной куклой) небольшие рассказы о правилах приема пищи, например отрывки из стихотворения З. Александровой «Мой мишка»:

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку,
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей!

На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между ребенком и игрушками.

Сюжетов для рассказов и инсценировок можно придумать очень много: про рубашку (платьице), которая убежала от малыша, оттого что он забывал засучивать ее рукава во время мытья рук; про куклу, которая постоянно шмыгала носом и не хотела пользоваться носовым платком; про непослушного мальчика, который все время забывал, где его тапочки, и т.д.

В обучении малыша правилам гигиены важную роль играет собственный пример родителей. Например, трудно научить кроху пользоваться за обедом салфеткой, если она редкая гостья на вашем столе. Необходимо помнить, что формирование правильных представлений о гигиене, чистоте и режиме питания возможно только в том случае, если все члены семьи следуют единым правилам.

Личная гигиена – это основа здоровой, полноценной и счастливой жизни ребенка. Незаметный, но такой важный уход нужен для защиты от возможных вирусных или кишечных инфекций, заболеваний кожи, слизистых оболочек. Первые месяцы и годы жизни малыша о его чистоте заботится мама, но когда ребенок уже весело бегает по дому, пора задуматься, как приучить его самому следить за гигиеной.

Гигиена младенца: на заметку молодым родителям

Соблюдать чистоту и порядок необходимо с первого дня жизни малыша, тщательно заботясь о нежной бархатистой коже малыша, помнить про ротик, носик и ушки, подстригать ногти и заботиться о чистоте волос. Основные гигиенические процедуры для самых маленьких:

  • Ежедневное купание. Это обязательный, приятный и очень веселый ритуал. С первых дней младенцев купают в водичке со специальными лечебными травяными сборами, некоторые родители используют кипяченую воду до месяца жизни. Хорошо, если эта процедура станет правилом на всю жизнь, но потом можно будет заменять купание душем или подмыванием;
  • Обработка пуповины. Первые несколько недель нужно обрабатывать ее зеленкой и оберегать от влаги;
  • Уход за кожей. Опрелости – одна из частых проблем грудничков. Чтобы этого не допускать, нужно выбирать для ребенка чистую проглаженную одежду каждый день, устраивать воздушные ванны, вытирать влажной салфеткой или подмывать после смены подгузника;
  • Чистота рук. Мыть ручонки малышу перед едой можно с самого детства, даже если он сам еще не держит вилку или ложку. Мыть руки нужно часто, обязательно – после прогулки;
  • Уход за ногтями. Срезать маленькие ноготки неудобно, но это обязательно.

В первые месяцы жизни ребенка вопрос чистоты остается главным на повестке дня. Чистым должна быть вся квартира, чистой – одежда и постель малыша, все игрушки, домашние вещи, обувь. Конечно, невозможно достичь полного совершенства, да и не стоит. Когда же ребенок начинает ходить, становится более самостоятельным и уверенным в себе, нужно потихоньку прививать ему основные правила личной гигиены.

Первые самостоятельные шаги: учим детей быть чистоплотными и следить за собой

Исследование мира ребенком начинается с непосредственного тактильного контакта. Малыш трогает, обнимает, пробует «на зуб» все подряд. Играя во дворе или на прогулке, дети не задумываются о том, что могут испачкаться, взять руками что-то грязное, или о том, что от этого может быть плохо. Поэтому личная гигиена начинается у детей с мытья рук.

Мытье рук

Учить ребенка мыть руки после прогулки, перед едой, после туалета не так сложно, как кажется. Все просто: показывайте все на своем примере, постоянно, терпеливо и неукоснительно. Дети повторяют все, что делают взрослые – воспользуйтесь этим в воспитательных целях.

Утреннее умывание

После крепкого и здорового сна первым делом нужно умываться – это должно быть законом для всей вашей семьи. Как это лучше делать:

  • Лучше умываться в майке и трусиках, или же раздетым до пояса;
  • Сначала моем руки с мылом, потом – лицо, ушки и шею;
  • Аккуратно моем глаза;
  • Высушиваем все тщательно полотенцем.

Чтобы малышу было интереснее, добавляйте в эти занятия игровые элементы, веселитесь и радуйтесь вместе. Обычные гигиенические процедуры могут быть очень приятными и увлекательными.

Чистим зубы

Чистка зубов — один из главных этапов личной гигиены ребенка. Стоматологи рекомендуют начинать

Щеткой с двух лет, когда большая часть молочных зубов уже сформирована. Уход за этими нежными зубками не менее важен, чем за постоянными. Более того, болезни молочных зубов провоцируют заболевания основных зубов.

Начинать очищать первые зубки нужно и раньше. Начиная с одного года, делайте это сами, очищая поверхность зубов простой марлевой тряпочкой. После еды давайте малышу кипяченую воду, а деток постарше нужно учить полоскать зубы после еды. Начинать чистить зубы самостоятельно нужно без пасты, и только с трех лет можно использовать специальную щадящую детскую пасту.

Любая мать желает, чтобы ее малыш рос счастливым и здоровым. Насколько часто будет болеть ребенок, во многом зависит от соблюдения правил гигиены, поскольку они являются одним из главных профилактических средств большинства инфекционных заболеваний. Эти правила предполагают, что ежедневно осуществляется уход за кожей, ногтями, волосами, глазами, ротовой полостью, носом, ушами ребенка. Не зря же говорят, что чистота - залог здоровья. В целом гигиена (от греч. hygienos - приносящий здоровье) представляет собой отрасль знаний, которые позволяют улучшать и сохранять здоровье.

Уход за младенцем

За организацию гигиены младенца, как правило, отвечает его мама, поэтому каждой женщине необходимо знать, как правильно ухаживать за маленьким ребенком. Для этого от нее требуется ежедневно выполнять несложные процедуры и мероприятия.

Пупочная ранка

В первую очередь каждую новоиспеченную мамочку интересует, как производить обработку пупочной ранки, ведь это самое уязвимое место новорожденного. Для того чтобы минимизировать риск инфицирования и ускорить заживление необходимо придерживаться определенных правил.

Следует производить чистыми руками и желательно с помощью средств, не имеющих красящих свойств, что позволяет своевременно обнаружить развивающееся воспаление.

Для этой цели подойдет перекись водорода и, например, раствор хлорофиллипта. Процедуру лучше выполнять непосредственно после купания, в противном случае необходимо размягчить образовавшиеся геморрагические корочки с помощью нескольких капель перекиси, затем удалить их ваткой и подсушить ранку хлорофиллиптом.

Имеет место способ ведения остатка пуповины без применения дезинфицирующих растворов, а только путем содержания его в чистоте, поскольку некоторые источники утверждают, что антисептики в определенной степени замедляют естественные процессы мумификации, отсрочивают его отпадение.

Важно: не нужно обрабатывать пупочную ранку чаще трех раз в день, поскольку это излишне травмирует кожу и задерживает заживление.

Кроме того, следует позаботиться о свободном доступе воздуха к поврежденным кожным покровам. Полное заживление ранки при благополучном течении происходит в течении месяца.

Кожные покровы

На коже любого человека есть сальные и потовые железы, которые выделяют на поверхность кожи секрет, загрязняя ее таким образом. В связи с этим кожные покровы младенца нуждаются в регулярном очищении так же, как и взрослого. Тем более что у детей кожа очень нежная и более уязвима перед болезнетворным влиянием различных микробов. К уходу за кожными покровами прямое отношение имеют смена подгузника, подмывание, умывание и купание.

Можно начинать после отпадения пупочного канатика. До этого момента гигиенические процедуры могут выполняться путем протирания кожи ребенка влажным полотенцем или специальными салфетками.

Пока не зажила пупочная ранка, то есть около месяца, ребенка нужно купать исключительно в кипяченой воде . Оптимально начинать процедуры, когда температура воды достигнет температуры тела. Со временем купание можно будет совмещать с закаливанием, постепенно понижая температуру воды с 37 до 23-25 градусов. Во время всей процедуры ребеночка нужно аккуратно поддерживать или купить специальное приспособление - анатомическую горку. Продолжительность купания для новорожденных составляет 5-7 минут, но с возрастом этот временной интервал увеличивается. Например, в 3-4 месяца можно купать ребенка уже в течении четверти часа.

Полезно знать: для мытья кожи малыша необходимо использовать только специальное мыло. Но и его не следует применять часто, поскольку оно смывает с кожи специальную защитную пленку - гидролипидную мантию.

У обычного мыла уровень pH колеблется в пределах от 7 до 10, а pH кожи новорожденного 5,5 или лишь спустя несколько месяцев он изменяется на слабокислый (6,5). Поэтому при частом применении щелочные компоненты мыла так легко разрушают естественную защиту кожи. После купания с мылом кожу крохи нужно ополоснуть чистой водой.

Если купают малыша преимущественно вечером, то по утрам его нужно умывать. Для этого смоченными в чистой и теплой воде ватными дисками нужно протереть его личико, в том числе щечки, лобик, подбородок и шею. Излишки влаги удаляются сухим ватным диском или бумажным полотенцем промокательными движениями. Кожу вокруг рта крохи целесообразно очищать после каждого кормления, поскольку остатки пищи, будь то молоко или смесь, могут спровоцировать возникновение высыпаний.

Как утром, так и в течении дня или даже ночью ребенку может потребоваться смена подгузника. Раньше от детских неприятностей спасали мам клеенки и пеленки, при этом отмечалась масса неудобств, которых лишены современные подгузники. Это изобретение человечества хорошо абсорбирует жидкость, но, тем не менее, менять их нужно раз в 4-6 часов или после каждого акта дефекации , поскольку продолжительный контакт нежной детской кожи с мочой или калом повышает риск появления опрелостей или пеленочного дерматита.

Испражнения желательно смывать проточной водой температуры тела, но такие удобства есть далеко не в каждом доме, поэтому можно применять обмывания с помощью ватного тампона и влажные гигиенические салфетки, в составе увлажнителя для которых нет спирта и антисептиков. Мыло целесообразно применять при выполнении этой процедуры не чаще одного раза в сутки.

Совет: перед тем как надеть на кроху чистый подгузник его кожа должна полностью просохнуть, также на нее можно нанести специальный крем, обработать присыпкой или прокипяченным подсолнечным маслом.

Следует заметить, что во время процедуры внимание нужно уделять не только ягодицам и промежности, но и естественным кожным складкам.

Подмывание имеет некоторые особенности у мальчиков и девочек в связи с их физиологическими особенностями. У девочек анальный сфинктер расположен в непосредственной близости к влагалищу, поэтому во избежание попадания в него частиц кала девочек нужно подмывать по направлению от пупка к попе. Для мальчиков это не принципиально.

Половые органы

Уход за половыми органами у девочек и мальчиков существенно отличается. И у тех и у других на половых органах можно обнаружить беловатый налет, который называется детской смегмой и представляет собой некую смесь отмерших эпителиальных клеток, секрета сальных желез и влаги. У девочек она обнаруживается между большими и малыми половыми губами, а у мальчиков между крайней плотью и головкой полового члена. У девочек смегма подлежит удалению, а у мальчиков нет. Для ее удаления может использоваться ватный тампон, смоченный растительным или специальным детским маслом.

Важно: если при подмывании девочки используется мыло, то нужно следить за тем, чтобы оно не попадало на слизистые оболочки, то есть глубже больших половых губ.

Для маленьких мальчиков нормальным физиологическим состоянием, не зависящим от качества ухода за половыми органами, является фимоз - сужение крайней плоти. При этом невозможно увидеть головку члена, поскольку препуциальный мешок находится в закрытом состоянии. Ситуация саморазрешается в большинстве случаев к 10 годам. При уходе за пенисом малышей ни в коем случае нельзя отодвигать крайнюю плоть вниз. Если возникла необходимость промыть область между головкой и листком крайней плоти в случае покраснения или воспаления, то крайняя плоть сдвигается вверх и осуществляется промывание с помощью шприца физиологическим раствором, например. Таким образом, здоровым детям мужского пола показаны только наружные обмывания полового члена, головка пениса в специфическом очищении не нуждается.

Даже при правильном уходе практически у любой малышки могут наблюдаться синехии - слипание малых половых губ, поскольку работа слизистых оболочек их половых органов зависит от выработки гормона эстрогена. Этот гормон в организме маленькой девочки вырабатывается в незначительных количествах, но во время полового созревания ситуация нормализуется и синехии проходят самостоятельно, их механическое разделение недопустимо.

Волосы

Некоторые новорожденные появляются на свет лысенькими, другие с определенным количеством волос, поэтому им также нужно уделять долю внимания. Волосики у младенцев очень тоненькие и жиденькие, похожие на пушок, поэтому мыть их нужно с помощью специальных пенок не чаще раза в неделю. Процедуру следует выполнять во время вечернего купания. При этом нужно следить за тем, чтобы вода не попадала на лицо ребенка, так как это может его напугать.

Глаза

Если ребенок не страдает каким-либо заболеванием глаз, то уход за этой частью тела допустимо выполнять во время умывания по утрам. Промывать глазки можно обычной кипяченой водой и ваткой. Существует несколько правил выполнения самой процедуры. Так, промывать глаза принято от уха к носу с использованием для каждого из них отдельного тампона. При наличии инфекции промывания осуществляются чаще. Причем если инфицирован один глаз, то промывать нужно оба начиная со здорового.

Нос

Необходимо хотя бы раз в день очищать нос ребенка от скопившейся в нем пыли, микробов и прочих загрязнений. Кроме того, естественная слизь, которая выделяется в носу, может загустевать и засыхать, мешая носовому дыханию. Особенно неприятно, если не дышит носик у грудничка, поскольку это становится причиной отказа от еды. Полезно знать: проще всего почистить носик ребенку после купания, когда все подсохшие корочки отмокают и размягчаются, но можно использовать с этой целью физраствор или другие солевые растворы.

Непосредственно к чистке следует приступать спустя несколько минут. Для этого нужно взять ватку или ватные диски и свернуть из них жгутики. Эти жгутики необходимо аккуратно вворачивать в носовые ходы малыша на глубину не более 1 сантиметра, слегка провернуть и вытащить. Вращательные движения позволяют удалить скопившиеся слизь и загрязнения.

Уши

В ушах вырабатывается специальный секрет - сера, которая служит для смазки и защиты слуховых каналов. У маленьких детей глубоко проникать в ушную раковину с целью удаления серы не следует, достаточно очищать только ушную раковину. Если серы скапливается много, то можно вычистить ее слегка влажным ватным жгутиком. Но слишком глубоко в слуховой проход проникать им не следует. Также нужно помнить об области за ушами, так как там скапливается слущенный эпителий.

Ногти

Ноготки у детишек активно растут уже в материнской утробе, поэтому их придется регулярно подстригать.

Для нужно использовать специальные ножнички, которые имеют закругленные концы лезвий, или младенческие щипчики с вмонтированной лупой.

Такие инструменты можно приобрести в специализированном детском магазине. Процедуру лучше всего осуществлять пока младенец спит, что сведет к минимуму проявление негативных эмоций. Находясь в глубокой фазе сна ребенок ничего не почувствует, но его ручку все же лучше придерживать и фиксировать. Желательно также устранить все неровности края ноготков с помощью пилочки.

Если ногти слишком длинные, то кроха может поранить себя, но и обрезать их под самый корень, то есть очень близко к подушечке пальчика не рекомендуется. Малышам, движения которых еще не отличаются координацией, можно надевать специальные варежки - антицарапки.

Самостоятельное выполнение гигиенических процедур ребенком

Уход за младенцем осуществляется взрослыми. Подрастая, дети могут принимать посильное участие в этом процессе, со временем приобретая элементарные навыки личной гигиены. Проще всего научить ребенка чему-нибудь на своем собственном примере, ведь малыши во всем стараются подражать взрослым.

Полезно знать: как правило, дети полностью осваивают правила осуществления гигиенических процедур и могут самостоятельно их выполнять без всякого напоминания к 6-7 годам.

Кожа

Как упоминалось, продукты жизнедеятельности сальных и потовых желез загрязняют кожу, отрицательно влияя на кожный газообмен и ее бактерицидные свойства. В связи с этим ребенку ежедневно нужно принимать ополаскивающий душ или мыться с помощью тазика и ковшика. Когда на улице очень жарко, то эту гигиеническую процедуру рекомендуется выполнять несколько раз в день и обязательно перед сном. Раз в неделю малыш должен купаться в ванной, хотя если позволяют условия, то можно и чаще. У ребенка должны быть личные банные принадлежности: мыло, мочалка, полотенце.

Можно приобрести специальный резиновый коврик на дно ванны, который предотвратит случайные падения и травмы. Для мытья желательно использовать воду на 1-2 градуса выше температуры тела. По окончанию процедуры можно облить ноги чуть более прохладной водой, что позволить уменьшить потоотделение. После мытья ребенок должен сметить нательное белье.

По утрам и по мере необходимости ребенок должен умываться, поскольку открытые участки тела наиболее подвержены загрязнениям. По этой же причине нужно как можно чаще мыть руки с мылом, особенно после возвращения с прогулки, посещения туалета или контакта с животными, перед едой. Стоит сказать, что до того, как сходить в туалет также нелишне вымыть руки , особенно девочкам, поскольку грязь с них может попасть на половые органы и вызвать воспаление. Не следует забывать об этих правилах и в дороге. Но если нет возможности помыть руки мылом и водой, то можно воспользоваться специальными антибактериальными растворами или хотя бы влажными салфетками.

Нос и уши

Носовые ходы ребенок после трех лет может научиться прочищать самостоятельно. Задача мамы - научить его сморкаться . Можно, например, поиграть в ежиков или попробовать сдувать носом кусочек ватки со стола. Чистка ушей довольно трудная и ответственная процедура, поэтому лучше, если в дошкольном возрасте ее будет продолжать выполнять мама.

Ротовая полость

Уход за ротовой полостью подразумевает чистку зубов и языка. За зубами малыша нужно начинать ухаживать, как только они появились, с помощью марлечки или салфетки, а налет с языка младенца можно счищать специальной щеточкой-напальчником или чайной ложечкой. Обучать премудростям выполнения этих процедур можно начинать ребенка приблизительно с двух лет. Нужно купить ему собственную зубную пасту и щетку, желательно со специальным скребком для удаления налета. Паста должна быть исключительно детской, так как малышам свойственно ее проглатывать.

Для того чтобы минимизировать риск развития следует приучать чадо чистить зубы после завтрака и перед сном, а также полоскать рот после каждого приема пищи кипяченой водой.

Ногти

Под ногтями скапливается большое количество грязи и микробов, поэтому их нужно состригать. Выполнять эту процедуру самостоятельно дети могут с 7-9 лет . До этого времени маме следует раз в неделю срезать ногти на руках и раз в месяц на ногах.


Волосы

Мыть волосы нужно по мере загрязнения с использованием детского шампуня теплой водой, поскольку горячая усиливает выработку кожного сал. Кроме того, в дошкольном возрасте малыши уже могут сами расчесываться. Поспособствовать приобретению этого полезного навыка можно подарив ребенку собственную расческу.

Также следует приучать ребенка следить за чистотой своей одежды и обуви.

Гигиена мальчиков и девочек. В чем отличия? Как проводить процедуры? Видео

Мы привыкли подразумевать под словом «гигиена» содержание тела в чистоте. Между тем, этот термин имеет и иные толкования. Одно из них подразумевает, что гигиена – наука о здоровье. И действительно, чистота очень многое значит для прекрасного самочувствия, отличного внешнего вида и остальных составляющих этого ёмкого слова – здоровье. Именно поэтому так важна личная гигиена ребенка , который сам о себе пока позаботиться не может. Слежение за чистотой тела маленького человечка полностью под ответственностью его родителей. Давайте же постигнем аспекты этой важнейшей науки гигиены, касающиеся ухода за ребенком.

Гигиена новорожденного ребенка

Правила личной гигиены для детей, если это ваш первый ребенок, могут оказаться для вас в новинку. Так, нужно каждое утро осторожно мыть личико малыша. Но делается это не так, как вы привыкли мыть свое лицо, а следующим образом: нужно взять стерильную ватку, окунуть ее в емкость с тепловатой, обязательно кипяченой водой и протереть личико, уделяя особенное внимание глазам и носику, и ручки крохи. Обратите внимание, ротик трогать не нужно, в противном случае на уязвимой слизистой могут появиться ранки. Можно протереть и ушки, но в целом их достаточно мыть во время ежевечернего купания. Также необходимо подмыть малыша – утром и каждый раз, как он «сходит в туалет». На процедуре подмывания мы остановимся подробнее чуть ниже, так как она требует особенного внимания, к тому же зависит от пола ребенка.

Бытует мнение, что мальчиков можно подмывать в обоих направлениях. Однако всё же во избежание попадания бактерий на половые органы лучше делать это спереди назад. Нужно ли оттягивать крайнюю плоть? Можно прекрасно обходиться без этого, особой нужды в этом нет, но все зависит от физиологии конкретного малыша. К тому же она сдвигается не у каждого мальчика (и это нормальное явления), так что можно и вовсе нанести ему повреждения, если пытаться сделать это с усилиями.

Девочек тоже подмывают только в направлении спереди назад, чтобы не занести инфекцию и не вызвать воспаление, причём нужно осторожно протереть половые губы снаружи, а вот изнутри часто их мыть не рекомендуется. Можно использовать специальные влажные салфетки, но без фанатизма.

Малышей обоих полов подмывают под теплой проточной водой. Можно использовать детское мыло или специальные средства гигиены для детей, а вот ваша косметика не подойдет – она может нарушить микрофлору крохи и высушить нежную кожицу. А вообще лучше в большинстве случаев обходиться просто теплой кипяченой водой (без добавления трав или марганцовки). Ведь детские средства тоже могут сушить кожу, так что лучше применять их не каждый раз.

После того как вы подмыли кроху, осторожно промокните мокрые места мягким полотенцем, но не растирайте. При необходимости нанесите на кожные складочки мягкий детский крем, дайте ему полностью впитаться и только после этого надевайте подгузник. Таким образом вы сможете избежать появления на коже малыша опрелостей. Если малыш обладает здоровой кожей, то каждый раз использовать кремы, масла и прочие детские косметические средства не стоит.

Важно строго соблюдать основы гигиены детей, так как в противном случае можно спровоцировать:

  • Синехии- э то сращивание половых органов, за которым могут последовать инфекции или, как минимум, проблемы с мочеиспусканием. Бывают как у мальчиков, так и у девочек
  • Опрелости - д анная проблема также известна как пеленочный дерматит. У ребенка начинается шелушение кожи, зуд, наблюдаются покраснения, сыпь. Важно обязательно разобраться, из-за чего появились опрелости (например, из-за бактерий) и разделаться с этой причиной. В противном случае могут появиться эрозии, гнойники и развитие более тяжелой инфекции. Чтобы избежать опрелостей, необходимо часто менять подгузники и давать коже «дышать» (позволять ребенку принимать воздушные ванны). Если пеленочный дерматит уже появился, необходимо использовать средства, содержащие пантенол, цинк, салицил. Чтобы вовремя заметить опрелости, необходимо ежедневно осматривать тельце малыша, особенно в области подмышечных впадин и ягодиц.

Гигиена детей дошкольного возраста

Детки постарше сами должны следить за своей гигиеной, но этому сначала нужно их научить. Ежедневная чистка зубов утром и вечером, уход за кожей и лицом при помощи теплой (не горячей и не холодной воды) – все это поможет ребенку не только опрятно выглядеть, но и быть здоровым. Необходимо проводить беседы с детьми о гигиене , в частности рассказать, как важно мыть руки с мылом каждый раз после посещения туалета, улицы, игр с домашними животными и т.д, ведь именно так можно избежать инфекций и многих неприятных заболеваний. Также необходимо каждый вечер не только мыть ноги, но и, желательно, смазывать их кремом – это поможет предупредить разные проблемы с кожей ног.

Умываясь, ребенок должен уделять внимание не только лицу, но также шее и ушам, чего многие дети стараются избежать. Поэтому родителям лучше взять это под свой контроль и наблюдать за чадом во время совершения им омовений. Необходимо объяснить ребенку, что очень важно тщательно вытираться после умывания, ведь в противном случае на коже могут появиться шелушения или трещинки.

Мыться полностью с мылом и мочалкой рекомендуют один раз в 4 дня. Но если ребенок занимается спортом, то необходимо принимать душ (можно без мыла) каждый день, непосредственно после физической активности.

Ежедневно совершая нехитрые гигиенические процедуры, ребенок значительно отдаляет от себя риск возникновения многих заболеваний и других проблем, мешающих ему считать себя полностью здоровым человеком. Постарайтесь это ему объяснить (можно в игровой форме), и тогда вам не придется контролировать свое чадо и стоять у него «над душой» во время умывания. Ребенок и сам будет заинтересован в постоянном соблюдении чистоты.

Похожие публикации