Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Проект «Народный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Проект

«Народный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников»

МДОУ детский сад №8 « Звёздочка» городского округа город Мантурово с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников второй категории

2010 год

Задачи: 1. Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.

2. Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам культуры и мировоззрения родного народа; развитие у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края.

3. Формировать навыки в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

4.Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русским музыкальным фольклором.

5. Прививать уважение к культуре и истории и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

6. Способствовать развитию физических качеств через народную игру, как национального богатства русского народа.

Бытие" href="/text/category/bitie/" rel="bookmark">бытия и самосознания, возродить патриотизм и подтвердить высокую культуру русского народа.

Виды фольклора

https://pandia.ru/text/78/611/images/image004_53.gif" width="1038" height="636">.jpg" width="718" height="480 src=">

Материально-техническое обеспечение

Комната « Русская изба»

Уголки старины (по группам) –куклы в национальных костюмах, предметы старины.

Групповые « Фольклорные центры»- уголки ряжения, атрибуты к театрализованной деятельности.

Альбомы по краеведению :

« Наш город», « Наша малая Родина», « Мантурово 45 лет», « Из истории города Мантурово», « Наши земляки».

Наличие аудио-визуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты , диафильмы)

Использование подлинных музыкальных русских народных инструментов: балалайка , бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.

Учебно-дидактическое обеспечение


1. Проведение занятий

2. Проведение праздников, развлечений

3. Работа кружков « Русская горница, « Русские узоры»

4. Дидактические игры

5.Проведение диагностики

6. Экскурсии

Работа с воспитателями

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть. Если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания которые будут достигнуты детям дошкольного возраста то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

- организация выставок и экскурсий;

- подготовка и проведение праздников и развлечений;

- Дни русской кухни;

- Дни открытых дверей;

- совместная работа с семьёй;

- изготовление методических пособий;

- определение этапов совместной работы специалистов и воспитателей;

- организация игровой деятельности и создание игротеки;

работа со словом, музыкой и пластикой;

https://pandia.ru/text/78/611/images/image016_15.jpg" width="861" height="670">


Ожидаемый результат

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем:

Воспитать у детей зачатки гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

Раскрыть смысл понятия « патриоты своей страны»

Воспитать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев;

Способствовать формированию чувств гордости за свой народ;

Научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям России;

Воспитать гражданина своей страны.

Цель: Раскрыть значение фольклора как средство воспитания патриотических и нравственных качеств детей; сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.

Шевчук Надежда Николаевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №16 «Березка» , Музыкальный руководитель, Д. Зарудня Коломенского муниципального района Московской области

Теоретические основы формирования нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

1. 1 Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

1. 2 Роль народной культуры и фольклорных традиций в формировании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

Практика работы с детьми.

2. 1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников посредством ознакомления их с историей и культурой русского народа.

2. 2 Методика формирования нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры и фольклорных традиций.

3. Библиографический список.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ нравственного поведения и здорового образа жизни.

1. 1 Дошкольная педагогика и психология делает выводы о том, что к старшему дошкольному возрасту появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я» , но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи:

1)все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, 2) их оценочную сторону и 3)эмоциональное к ним отношение. В общении со взрослым ребенок усваивает моральные понятия вначале в форме категории, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. Старший дошкольник 6–7 лет способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо - плохо» , по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, окружающим ребенка и живущим рядом с ним. Следовательно, основным содержанием работы по воспитанию чувства патриотизма является изучение истории, культуры своей страны, «малой Родины» , а также сохранению культурного наследия своего региона.

Таким образом, необходимо сделать выводы:

1)социально-нравственное развитие дошкольника предполагает широкое задействование возрастных, индивидуальных и личностных качеств ребенка. В связи с этим педагогическая деятельность рассматривается как диалог культур взрослого и ребенка, как особая форма взаимодействия, сотрудничества и содружества;

2) общение ребенка со взрослыми и сверстниками и разнообразные виды детской деятельности – главные условия усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания, чувства патриотизма.

1. 2 Определяя роль народной культуры и фольклорных традиций в нравственно - патриотическом воспитании старших дошкольников, важно озвучить точку зрения великих педагогов:

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова» .

Ключевский В.О.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа» (Зеньковский В.В.)

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Сухомлинский В.А.

По единодушному мнению педагогов-классиков, музыкальный фольклор является совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей. Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке нравственных качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма.

Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции показаны так ярко, что по ним можно восстановить прошлое отдельных времен и народов. Произведения народного искусства отшлифовались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое. Поэтому важными особенностями фольклора является совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности.

Фольклор – коллективное художественное народное искусство и творчество, где народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир нравственных образов. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Народная музыка - музыкальный фольклор - вокальное (преимущественно песенное) , инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Его основу составляет музыка крестьянства, это песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки) , инструментальные пьесы и наигрыши. Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни) , полевые работы (покосные, жатвенные песни) , рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и т.п..

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. Именно от педагога и сформированной им развивающей фольклорной среды зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде, воспитают в нем нравственное начало, привьют любовь к родному краю и желание сделать его более красивым и успешным.

Глава 2.Практика работы с детьми.

2. 1 Учитывая то, что все народные песни и мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, я как педагог-музыкант, стараюсь в своей работе использовать как можно больше фольклорных произведений во всех разделах музыкального воспитания и видах деятельности детей. Посредством народной музыки знакомлю их с жизнью и бытом русского народа, с лучшими образцами народного музыкального творчества.

«Каравай» , «Горелки» , «Теремок» – лучшие игровые песни, «Земелющка-чернозем» , «Во поле береза стояла» , «Калина» – старые обрядовые хороводы. Тематика игр, песен, хороводов очень разнообразная, как разнообразен и характер самой музыки. Знакомя детей с веселой плясовой мелодией, предлагаю такие, как «Ах ты, береза» , «Ах вы, сени» , «Как у наших у ворот» , «Из-под дуба» и т.д. Спокойным характером отмечены такие народные песни, как «Возле речки» , «По улице мостовой» , «Прялица» . Под русские народные мелодии детям хочется не только подвигаться, но и показать движение красиво, эмоционально, таким образом атмосфера увлеченности народными песнями, играми создает условия для зарождения в душе ребенка любви к народному искусству, для проявления у детей творческого начала, воспитывает у дошкольников нравственные начала, способствует приобретению первого социального опыта.

Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольника является игра, что именно через нее он познает мир, я стараюсь с помощью фольклора обогатить детские игры новым содержанием. Здесь на помощь приходят игры со словом.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество приговорок, потешек, прибауток, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений, в приятной для ребенка форме обучить его тому или иному навыку, воспитать в нем трудолюбие и доброту, привить любовь к ближнему, ко всему живому, научиться видеть красоту в окружающем мире. Поэтому в работе с детьми я стараюсь использовать игры со словом на сельскую тематику. «Скок-скок-поскок» , «Трактора» , «Барашеньки-крутороженьки» – эти игры вызывают особый интерес у детей. Они очень ритмичны и оригинальны в текстовом плане. Получая жизнь на музыкальных занятиях, игры со словом затем находят свое применение на вечерах развлечений, при постановке календарно-обрядовых праздников, в повседневной жизни детского сада, в быту.

Естественным продолжением моей работы с народным творчеством является самостоятельная деятельность детей в свободное от занятий время, для успешного прохождения которой вместе с воспитателями мы оборудовали педагогически – развивающую среду, где ребята с удовольствием поют задушевные русские народные песни, водят самостоятельно хороводы, играют и забавляются.

Выполняя требования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2015 года, которая дает целевые ориентиры в воспитании старших дошкольников, а именно:

1)Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

2) Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения…имеет представления о важнейших исторических событиях;

а также для оценки индивидуального развития, повышения эффективности своих педагогических действий и более целесообразного планирования, я использую педагогическую диагностику. Проводя ее в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности, в специальную карту наблюдений детского развития заношу данные по каждому ребенку, что позволяет видеть индивидуальную динамику и его перспективы развития. Эта методика разработана и предложена для практики методистом дошкольного музыкального воспитания С.И. Мерзляковой.

2. 2 Известное высказывание В.А. Сухомлинского говорит, что «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетья…» Понимая огромное значение фольклора и пропагандируя в жизни детского сада народное творчество, я пытаюсь в сегодняшнее время снова возродить традиции русской деревни, дать второе рождение календарно-обрядовым праздникам, обычаям, обрядам.

Для планомерной, наиболее углубленной работы я адаптировала парциальную программу авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, а также разработала перспективное планирование занятий на весь учебный год. Приведу пример нескольких тем:

  1. «Кто мы, откуда, где наши корни»
  2. «Путешествие в прошлое России»
  3. «С чего начинается Родина?»
  4. «Восенушка-осень - сноп последний косим»
  5. «Покров день. Посиделки после сбора урожая»
  6. «Дом, дом! Открой свою тайну!»
  7. «Русская народная песня в детском саду»
  8. «Новый год на Руси»
  9. «Потешки-прибаутки»
  10. «Проводы Русской Зимы. Масленица» .
  11. «Пасха Христова. Торжество Торжеств» .
  12. «Береза моя, березонька. Береза кудрявая»

Объясняю детям, что наши далекие предки жили по природному календарю земледельца, который вырабатывался веками и передавался из поколения в поколение. С принятием в 10 веке на Руси христианства вошел в употребление церковный месяцеслов. Единый календарь, которого на Руси ранее не было, объединил людей, внес порядок в общественную жизнь. Многие церковные праздники приурочены к народным: Рождество и Крещение совпали с Новогодними Святками, Троица - с Зелеными Святками и т.д. Таким образом, в результате наложения христианского календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не исчезли, они продолжали жить, потому что были накрепко связаны с сельским укладом. С ранних лет крестьянские дети знали, как тяжело достается людям хлеб, помогали взрослым в полевых работах: пахать и сеять, косить и жать, убирать урожай. Помогали и по дому: ухаживали за скотиной, нянчили младших братьев и сестер. Мальчики с малолетства обучались мужским ремеслам, плотницкому и столярному делу, а девочки осваивали женские работы: прядение, шитье, вышивание, ткачество. Дети вместе с родителями ходили в храм, знали все главные православные праздники. Христианские заповеди становились с детства нормой поведения.

Увидев в этих традициях основу для нравственно - патриотического воспитания современных дошкольников, в своей работе я стала более подробно знакомить детей с различными событиями в жизни сельской православной общины. Ребята с удовольствием участвуют во всех календарных праздниках и обрядах: на Святках дети кликают коляду, славят Рождество, потом встречают «широкую гостью Масленицу» , закликают весну с жаворонками, на Троицу завивают березку. Весь народный календарь пересыпан ребячьими песенками, обрядовыми играми и забавами. Традиции всегда переходили из поколения в поколение, от подраставших к младшим. Это дает возможность воспитывать у дошкольников чувство любви и уважения к человеку-труженику, к родной природе, к деревне. Важно и то, что произведения детского фольклора открывают целый мир яркого поэтического творчества, который учит ребят видеть и понимать красоту, окружающую их.

В последнее время все чаще в педагогике встает вопрос: что такое «патриотизм» . Как развить нравственное начало и патриотические чувства у подрастающего поколения? Как воспитать человека-гражданина?

Совершенно ясно, что самой главной конечной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование у него социально-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Важную роль в решении этих задач играет народное творчество, родная культура, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка, тем самым началом, которое порождает личность.

Идеал русского человека, особенно его быта и духовного мира, воссоздают произведения фольклора, основной чертой которого является теснейшая связь с окружающей жизнью. Совершенство формы, яркость средств музыкальной выразительности позволяют привлечь внимание ребенка к народным творениям, а от них перейти к воссозданию жизни русского народа, его обычаев, традиций, преломленных во времени. Разрабатывая перспективное планирование музыкальных занятий, я стараюсь вводить в детский репертуар наиболее яркие, образные и разнообразные по содержанию фольклорные произведения, те, которые оживляли, заинтересовывали детей, побуждали их к творческой деятельности. Мое желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну достигается именно с помощью различных жанров и направлений фольклора, что в свою очередь создает у ребенка более целостное восприятие мира, обращает его к глубинным истокам человеческого бытия, а значит, и к культурному наследию. Именно эта философская связь помогает развить у ребенка чувство цельности, гармонии, красоты, а следовательно, углубить его морально-нравственный облик.

Итак, приобщение к фольклорному музыкальному наследию и традициям детей старшего дошкольного возраста влечет за собой появление у ребенка желания не только создать свой положительный музыкальный образ, но и воспитывает в нем лучшие человеческие качества.

3. Библиографический список.

  1. «Дошкольная педагогика» авт. Т.М. Бабунова, М., «Сфера» , 2007
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика Синтез» , 2015
  3. «Дети, взрослые и мир вокруг» авт.Н. А. Виноградова, М., «Просвещение» , 1993
  4. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, С.-П., Детство Пресс, 2008
  5. «Педагогика» учебник авт. Л.П. Крившенко и др., М.,» Проспект», 2009
  6. «Возрастная психология» авт. И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, М.,» Сфера», 2008
  7. «Концепция дошкольного воспитания» 1989г.
  8. «Народная культура и традиции» авт. В. Н. Косарева, М., «Учитель» , 2013
  9. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» авт. С. А. Козлова, М., «Педагогика» , 1998
  10. «Воспитание детей на традициях русской культуры» Г.В. Лунина, М.,» Воспитание человека», 2005
  11. «Педагогика» авт. П.И. Пидкасистый, М. «Высшее образование» , 2008
  12. «Стратегия воспитания в России до 2025 года» (интернет – ресурс)
  13. «Духовное краеведение Подмосковья» , Л.Л. Шевченко, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010
  14. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, М., 1991

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, ФОЛЬКЛОРА»
Карачева Инна Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня - не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа, освоение народной культуры. Так, в соответствии с новыми государственными требованиями, согласно приказу № 655 от 23 ноября 2009 года Министерства образования Российской Федерации в содержании образовательной области «Социализация» входит одна из задач формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. По мнению К.Д. Ушинского, «фольклор – одно из направлений воспитания дошкольников, влияние русских народных традиций на воспитание гражданственности и патриотизма».
Влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста – эта проблема заинтересовала меня.
Таким образом, целью исследования является влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста.
Для осуществления поставленной цели, решали комплекс задач:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Выявить значение народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников.
Определить особенности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка.
История человечества показывает, что вопросы гражданского воспитания издревле находились в центре внимания любого государства, но решались они в различные исторические эпохи по-разному с учетом социальных потребностей, экономических условий, использованием различных средств, методов, форм работы. В каждую эпоху оно наполнялось новым содержанием и, было обусловлено характером, организацией жизни общества и отражало общественные противоречия своего времени.
Так, одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина. «В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа. Об этом свидетельствует включение в государственно-образовательный стандарт по программе дошкольного воспитания такого раздела, как «Человек в истории и культуре» .
По мнению Шергина Б., «патриотизм, гражданственность – это твое и мое, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нем не забывать благотворно действовать и в повседневной жизни, способно строить твое сознание, твое миропонимание, твои поступки и всю жизнь»
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу, можно с уверенностью сказать, что фольклор является важным средством воспитания патриотизма, гражданственности у детей дошкольного возраста. Другим словами все произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В современной литературе существует огромное количество разнообразных форм и методов, способных зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов. Это могут быть и занятия, и развлечения, и праздники, и экскурсии, и театр, и игры, и чтение литературы и многое другое.
Следовательно, наша гипотеза - воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста будет успешным, если: систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, а так же проявлять творческий подход в обучении и воспитании гражданственности, патриотизма у детей.
Так, сначала был организован кружок «Гусельки». На протяжении четырех лет работы кружка нами были использованы разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями с использованием народных традиций, фольклора. Для занятий с детьми были подобраны иллюстрации к различным сказкам, потешкам, стихам.
Были созданы картотеки, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, такие как «Пословицы», «Поговорки», «Потешки», «Частушки», «Колыбельные песни».
В приобщении к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьёй.
Благодаря родителям было создана в детском саду база для знакомства с истоками русского народного творчества: уголок быта со множеством предметов-образцов, экспонатов народно-прикладного искусства; обширный наглядный материал, представленный набором открыток, иллюстраций, схем, альбомов с изображением русских костюмов и его элементов, предметов русского быта, образцами русских народных художественных промыслов; библиотечка русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, приговорок, потешек, дразнилок; набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки, дудочка и др.Основными формами работы с детьми в рамках кружка были следующие: экскурсии, комбинированные занятия, развлечения, беседы, народные праздники и традиции, народные игры, посиделки игры на русских народных инструментах. А в свободное время дети слушали музыку с аудиокассет, дисков в исполнении музыкантов и оркестров на народных инструментах. Для углубления знаний о музыкальных инструментах приглашали детей для выступления из школы искусств в детском саду. Особая роль в системе работы кружка отводится народно-прикладному искусству – Хохлома, Городец, Дымка, Гжель, волжские кружева, резьба по дереву и т.д. В изобразительной деятельности «превращались в народных умельцев» и сами изготавливали эти предмет, закрепляя виды росписей. После проделанной работы оформляли выставки работ в группе, дарили в виде подарков изделия детям младших групп. В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому одним из методов воспитания гражданственности являются наблюдения, экскурсии, походы.
Основными показателями воспитания гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста можно считать – изменение у детей интеллектуальных, творческих способностей, изменение содержания, выразительности хороводных игр, плясок и других жанров фольклора, их использование в самостоятельной деятельности.
Так, у дошкольников повысился интерес к народным традициям, фольклору, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности; мы зажгли в детях искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитали патриотов; взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными, практически бесконфликтными; у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения является первым и непременным условием воспитания гражданственности у дошкольников.
2. Залогом успешного развития и воспитания детей явилось также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
3. Исследование показало, что надо строить обучение так, чтобы не только накапливались практические умения, но и развивалась мысль детей, интерес, желание и умение думать, а также воспитывалась их личность.
4. Подтвердилась большая эффективность разнообразных методов, средств, приёмов, конкретизировалась методика их применения.
5. Также подтвердилось и то, что именно с дошкольного возраста необходимо начинать воспитывать гражданственность, патриотизм у дошкольников.
6. Огромную роль в патриотическом воспитании сыграл целесообразный подбор русского народного материала и оборудования, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наши исследования позволяют нам утверждать, что в воспитании гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста особое внимание необходимо обратить на народные традиции и фольклор.
Поэтому, обобщение педагогического опыта и выявление значения народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников, которое было целью нашей работы, является полезным вкладом в решение данной проблемы.
Материалы данной работы были использованы педагогами и родителями МДОУ «Детский сад № 1» г. Александровска, на базе которого проводилось исследование, и позволит эффективнее работать над данной проблемой. Также эти материалы могут быть использованы и методистами, педагогами ДОУ, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а также всеми заинтересованными этой проблемой лицами.
Список литературы.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002. – 115 с.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: Планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148 с.

Шахова Н.Е., музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Меня, как музыкального руководителя больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока — сорока» и т. д.

Работая с малышами над музыкально — ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры — песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклинки, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.). В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений! на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является приведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Осенние посиделки», интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию. Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества. Моя тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» тесно переплетается с работой фольклорного кружка «Росинка», который я веду в нашем детском саду.

«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. При отборе содержания и методов работы кружка я поставила перед собой следующие воспитательно — образовательные задачи:

— Знакомить детей с русским музыкальным фольклором через различные формы обучения.

  • Приучать детей внимательно слушать музыку и эмоционально реагировать на неё.
  • Прививать любовь к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей.

Несколько слов об организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для старшего дошкольного возраста 30 минут.

Тематику занятий определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр… Кроме того, на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки… Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о русском фольклоре.

Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально — ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Используя фольклорные средства в работе, поставила перед собой цель: создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

  • познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
  • развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;
  • прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;
  • Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
  • воспитывать патриотические чувства.

Изучив и систематизировав имеющийся материал, стало понятно, что начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

Развивающую предметно-пространственную среду я построила так, чтобы каждый ребенок мог эффективно развиваться с учетом его склонностей, интересов, уровня активности: оборудовала книжный уголок; создала игротеку с малыми фольклорными формами; пополнила аудиотеку сказками, фольклорным песенным материалом; в музыкально-театральном центре есть звучащие игрушки, костюмы в народном стиле, разные виды театров.

Прогулочный участок оборудован (частично) в русском народном стиле.

Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм: потешек, закличек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, игр.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором, включаю их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Уже в младших группах малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Постепенно привлекаю детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, играя с зонтиками, рисуем зонтики, вспоминаем потешку «Дождик, дождик, пуще», изготавливая аппликационную работу «Котик», вспомнили потешку «Пошел котик на Торжок»; заучивая потешку «Ешь, собачка, ам, ам!» мои воспитанники предложили вылепить собачек. Даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения.

Использую дидактические игры, например «Узнай потешку», «Собери сказку», «Я начну, а ты закончи», «Чья песенка?». С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности речи, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Использую забавные игры («Коза рогатая», «Ивану-большому – дрова рубить», «Идет кисонька из кухни»), которые побуждают детей к импровизации. На начальном этапе показываю детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Игры способствуют развитию у детей чувства юмора и воображения, желания сопереживать герою и друг другу. Через народное творчество учу детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Бабочки», «Хлоп, хлоп, убегай», водящего выбираем при помощи считалок.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые по содержанию и форме («Теремок», «Репка»), и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от игровых потешек к поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.

Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Строю воспитательный процесс на основе принципов интеграции: изготавливаем коллективные поделки - беседуем о сказках, ее особенностях, героях, рассматриваем иллюстрации;

Знакомимся с закличкой «Мороз, мороз…бабу снежную принес…» - лепим снеговиков; зовем в гости солнышко «Солнышко-вёдрышко, взойди поскорей» - а вот и оно.

Для знакомства детей с культурой русского народа слушаем музыкальные произведения, сказки в аудиозаписях; играем на музыкальных инструментах; рассматриваем народные игрушки, изделия народно-прикладного искусства; в различные мероприятия включаем элементы фольклора

Традиционным стал праздник Масленицы как для малышей, так и для детей постарше. Рассказывая сказку о дочери Деда Мороза создаю условия для знакомства с праздником, символами которого являются – чучело, карусель, круг, народные гуляния, ну и, конечно, блины.

Работая над проектом, параллельно появляются вспомогательные проекты. Много потешек, поговорок, песенок существует про домашних животных, в результате родился проект «В гостях у Матроскина» для расширения представлений о домашних питомцах.

Семейный фольклор натолкнул меня на проект «Это важное слово – семья». Воспитанники познакомились с родословной, традициями своей семьи, узнали, что человек силен своей семьей.

Идея о создании мини-музея «Чудо-ложки» появилась во время работы над фольклором речевых ситуаций. Детям интересно было узнать что ложкой «не только щи хлебают и шалунов усмиряют, но и на пиру людей развлекают». Оформили картинную галерею, выставочную композицию разных видов ложек.

Проект «Сказка – кладовая мудрости народа» также осуществлялся с учетом дифференцированного подхода и ФГОС, включал в себя разнообразные формы и методы работы - выставка рисунков, изготовление различных видов театров, дидактических игр, тематических альбомов, заключительным мероприятием стала литературная викторина «В гостях у сказки».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта о своем родном крае, поэтому знакомлю малышей с Орловским фольклором. Воспитанники с удовольствием познакомились с пословицами о городах нашей области: «В названье «Мценск» есть меда блеск», «Наш Болхов тем гордится, что он церквей столица»; поют колыбельные песни, используют считалки, приговоры-зазывалки, как способ сбора на игру.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не взаимодействие с родителями. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Они – активные участники деятельности ДОУ: посещают «Дни открытых дверей»; играют роли на досуговых мероприятиях; участвуют в конкурсах и многое другое.

Деятельность в выбранном мною направлении дает свои положительные результаты: у детей сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств; обогащен и активизирован словарный запас; появился интерес к народным традициям родного края, который проявляется в развитии способности к применению в игровой деятельности. В дальнейшем планирую работу над проектом «Богатство и самобытность русского фольклора», чтобы выяснить зачем сохранять традиции.

У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни. И у всякого народа есть корни - это его история. Сквозь сито веков просеял народ свое

культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре.

Мой опыт работы убедительно доказывает, что знакомство дошкольников с фольклором способствует познавательному, художественно

Эстетическому, духовно-нравственному и эмоциональному развитию.


Похожие публикации