Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание детей: какая роль отводится семье, а какая воспитателям и педагогам

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Понятия нравственности

Содержание и формы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.


Цель нравственного воспитания - развитие понятий о морали

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые придти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.


В детском саду ребенок учится коллективизму

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Основные понятия нравственного воспитания

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.


Воспитание с помощью творчества

Цель нравственного воспитания на сегодня - это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

  • личностные качества ребенка,
  • отношение детей к другим людям,
  • духовные ценности,
  • гласные и негласные правила этикета,
  • патриотические чувства и уважение к власти.

Нравственное воспитание начинается в семье

Учреждение детского воспитания стараются работать во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.


Участие в жизни страны - основа патриотического воспитания

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.


Воспитание духовности - один из аспектов нравственности

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

Период раннего детства

  • Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
  • Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.

Дети с раннего возраста обучаются уважению к другим

Ребенок младшего дошкольного возраста

  • Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
  • Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

  • Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.
  • Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.
  • Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.
  • Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.

Эмоциональное воспитание

Старший дошкольный возраст

  • Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.

В игровой форме можно учить детей вежливости

Нравственное воспитание с акцентом на духовность

Цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести.

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.


Духовно-нравственное воспитание - главное направление работы воспитателей

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях. Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах.

Социально-нравственное воспитание

Его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.


Игра - самый простой метод социального воспитания

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц.

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном

Есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении.


Патриотическое воспитание - одна из форм социальной адаптации

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства

Современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.


Виды эстетического воспитания

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.


Общение с природой

Нравственно-трудовое воспитание

Существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага.

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.


Детям надо давать посильные задания

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, это сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем.

Нравственно-эстетическое воспитание

Все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.
Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.
Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны - гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка.
В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Основные методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

  • Убеждение и беседа;
  • Побуждение к действию;
  • Взывание к сочувствию и сопереживанию;
  • Поощрение;
  • Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

  • Сказка;
  • Игра;
  • Творческое задание, труд, человеческая деятельность;
  • Природа;
  • Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.

Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка.

Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы.

Важно ли воспитывать детей нравственно?

Нравственное воспитание детей подразумевает воздействие на ребенка семьи, школы и общества с целью развития в нём нравственных качеств, поведения и чувств. Подражание - это основа любого обучения для маленького ребенка. Малыш понимает, какая атмосфера в семье, отношения между родителями. Он чувствует тон их разговоров. То, что происходит внутри семьи, не может не отразиться на ребенке. Именно отсюда он берет привычки своего поведения и отношения к миру.

Нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка нравственных убеждений. Одно из них - отзывчивость. Она заключается в понимании потребностей и состояния другого человека. Отзывчивость - это сопереживание, желание помочь, что делает ребенка чутким к чужим проблемам. Воспитание отзывчивости в семье заключается в привитии маленькому человеку навыка заботы о близких и уважения их желаний и чувств.

Ещё в раннем детстве нужно сформировать у ребенка установку на добро. Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не разговоры о добре.

Таким образом, нравственные качества детей начинают формироваться в семье. Они берут своё начало из поведения и примера взрослых. Важно, чтобы слово родителей всегда подтверждалось делом. Только так можно сформировать необходимые нравственные качества у своих детей.

Воспитание малышей

Становление нравственных качеств личности берет своё начало в раннем детстве. Именно в этот период ребенок усваивает первые моральные требования и входит в мир общественных отношений. Взрослый выполняет ведущую роль в формировании нравственных качеств малыша, который либо копирует его поведение, либо перенимает необходимые качества в процессе общения с ним.

Чтобы первичная социальная адаптация ребенка прошла нормально, нужно вызвать у него потребность в общении со взрослыми. Этап является базой для создания положительного отношения к сверстникам и близким людям. В этот период развивается потребность маленького человека в подражании, понимании речи, обращенной к нему. Ребенок должен научится различать «можно» и «нельзя». Раннее детство - это период, когда формируется правильное поведение и положительные привычки.

Эмоциональное общение, которое существовало между взрослым и малышом до шести месяцев, сменяется предметным. Манипулируя игрушками, родители вызывают желание ребенка к подражанию. В этот период у малыша формируются необходимые для нравственного воспитания качества: понимание речи, самостоятельное воспроизведение действий, предметное общение с людьми.

Малыш начинает понимать слова одобрения и запрета лишь к концу первого года жизни. Эмоционально окрашенные слова воспринимаются ребенком более серьезно, чем сказанные без определенной мимики и интонации. Ребенок охотно играет с предметами и повторяет действия взрослого.

Возможности нравственного воспитания годовалого малыша расширяются, так как он уже может ходить и ему становится проще познавать мир и взаимодействовать с ним. Ребенок уже хорошо понимает речь взрослого, что позволяет словесно контролировать его поведение. Важным аспектом этого периода является общение не только со взрослым, но и со сверстниками. На этой основе формируется дружелюбное отношение к другим детям, любовь к родителям и привязанность к воспитателю.

Формирование правильного поведения ребенка во многом зависит от оценки взрослого. Все его поступки развиваются на этой основе. Если взрослый положительно оценивает поведение малыша, у него появляется желание сделать ещё что-то хорошее. Наказание вызывает чувство неудовлетворенности.

Развить положительное отношение к сверстникам, умение правильно вести себя в коллективе помогут игры. Они также создадут определенную дисциплину среди детей раннего возраста. Обычно используют такие несложные игры, как «Каравай» или «Кто у нас хороший?».

Игра «Каравай»

Обычно в неё играют малыши, но она распространена и у школьников. Для её проведения детей вместе со взрослым ставят в хоровод и начинают петь всем известную песенку:

«Как на Нюшины (Сашины, Катины и т. д.) именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины (дети встают на цыпочки и поднимают руки),

Вот такой нижины (малыши должны присесть),

Вот такой ширины (дети расставляют руки в стороны, увеличивая хоровод),

Вот такой ужины (хоровод сужается)

Каравай-каравай

Кого хочешь - выбирай!»

После этого водящий выбирает другого ребенка, называя его имя, и танцует с ним в середине круга. И так игра продолжается, пока не сыграют все дети.

Важным в воспитании детей раннего возраста является обучение их совместной и бесконфликтной игре. Взрослый должен научить малышей играть одной игрушкой и уметь меняться ими. Важно, чтобы дети могли играть рядом со сверстниками, не отбирая у них игрушки. То есть играть сосредоточенно.

Итак, к концу раннего возраста ребенок усваивает простые правила поведения, учится быть в коллективе, выполнять поручения родителей. У него появляется положительное отношение к окружающим. Поведение ребенка регулируется оценкой взрослого. Так в ребенке формируется чувство удовлетворения тем результатом, который он получит при правильном выполнении поручений взрослого.

Как воспитывать дошкольников

Нравственное воспитание детей в семье должно строиться на развитии в них определенной системы ценностей, привитии положительных поступков, что в целом создает правильную личность. Ребенок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми, если он будет понимать значение таких слов, как доброта, дружба, сопереживание, любовь и справедливость. Правильно воспитанные дошкольники более устойчивы к стрессам.

Нравственные нормы лучше усваиваются в дошкольном возрасте, поэтому их воспитание нужно начинать именно в этот период. Образцы поведения, которые устанавливаются обществом, в дальнейшем будут выступать регуляторами поступков детей. Правильно организованное нравственное воспитание позволяет развить в ребенке желание поступать хорошо не из-за одобрения взрослого, а потому что он хочет так поступить и знает - это правильно.

Дружелюбное отношение к другим детям, отзывчивость на чужие проблемы является центром нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Эмоции играют немаловажную роль в воспитании ребенка. Они становятся более разнообразными по мере взросления малыша. Эмоции помогают сформировать определенное отношение к действительности и реакцию на неё. Чем взрослее ребенок, тем богаче его эмоциональная сфера. Так, дошкольник овладевает вербальными и невербальными средствами выражения эмоций. Он учится управлять ими и осознанно реагировать на происходящее.

Нравственное воспитание присутствует в жизни ребенка на протяжении всей его жизни. Среда, в которой ребенок растет и развивается, является основой для нравственного развития личности. Поэтому участие семьи в формировании нравственности дошкольников является важным моментом. То, как ведут себя родители, ребенок очень быстро схватывает и воспринимает это как норму поведения.

Чувства, которые затем становятся ценными для ребенка, формируются не без помощи взрослых. Они способны вызвать угрызение совести за плохой поступок и удовлетворение за правильное поведение. Поэтому родителям необходимо обсуждать с дошкольником нравственные вопросы, формируя в нём систему ценностей и понимание правильных и неправильных поступков. Чаще всего используют приём обсуждения поведения литературных героев и людей, окружающих ребенка. Так, понятие нравственности становится более ясным для малыша.

Если ребенка вовремя не научить понимать чувства других людей, то может сформироваться конфликтная личность. Поэтому эмпатия - важное чувство, которое необходимо развивать в дошкольнике. Взрослые должны обращать внимание на переживания ребенка, учить его выражать словом свои чувства и эмоции.

Каждый год жизни ребенка - это выполнение разных социальных ролей, которые он примеряет на себя: друг, дочь (сын), воспитанник и т. п. Эти роли позволяют сформировать нравственную личность, обладающую добротой, заботой, дружелюбием, справедливостью и другими качествами. Чем богаче будет мир ролей, тем больше нравственных норм усвоит ребенок.

Воспитать дошкольника поможет игра. Например, «Копилка добрых дел» . Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку. Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший поступок, он должен будет положить в «копилку» одну форму. Эта игра послужит мотивом для совершения хороших поступков.

Если есть возможность провести коллективную игру, то в качестве примера можно рассмотреть «Комплименты» . Дети должны сесть в круг и взять друг друга за руки. Каждый по очереди говорит приятное слово своему соседу, на что тот должен поблагодарить товарища. Если ребенок затрудняется в подборе слов, взрослому стоит помочь ему в этом.

Что должно быть привито школьникам в плане нравственности

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью и развратом. И педагог, и родители должны уделить внимание этому аспекту в развитии школьников. Чтобы оградить детей от грубого мира, необходимо знакомить их с положениями морали, рассказывать об этике, развивать правильные убеждения.

Центром всестороннего развития личности выступает не что иное, как нравственное воспитание. Оно направлено на формирование должного отношения к Родине, окружающим, обществу и самому себе. Оно учит существовать в коллективе и трудиться.

Любой вид воспитания имеет в своём арсенале набор методов и средств воздействия на личность. В нравственном развитии они тоже присутствуют и направлены на развитие нравственных суждений, понятий, представлений и оценок. С этой целью проводят этические диспуты и беседы. Не исключается и проведение лекций на этические темы.

Беседы и диспуты следует проводить таким образом, чтобы они не выглядели, как чрезмерное навязывание своих принципов детям. Беседуя со школьниками, необходимо обсуждать жизненные ситуации, имеющих отношение к нравственности. Чем взрослее ребенок, тем более серьезные темы можно затрагивать. Содержание беседы должно ориентироваться также на уровень нравственной подготовки детей. И конечно же, нельзя обойтись без обсуждения вопросов, волнующих самих школьников.

Учитель играет одну из первостепенных ролей в становлении нравственных представлений и ценностей у детей школьного возраста. От того, как педагог преподнесет необходимый материал, зависит успех нравственного воспитания. Донести до ребенка определенные принципы можно лишь через слово, а этим инструментом прекрасно владеет педагог. Проведение бесед на духовные тему помогает школьнику посмотреть на себя другими глазами, здраво оценить свои поступки, познать и усовершенствовать самого себя.

Чтобы ребенок развивался успешно, нужно правильно организованное нравственное воспитание детей в семье. Для этого нужно создать благоприятную атмосферу вокруг школьника. Ведь всё оказывает влияние на формирование его нравственности: стиль семейного воспитания, его хорошие и плохие стороны, среда, в которой развивается ребенок.

Нужно помнить, что развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в яслях, детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители, ведь нравственность - это непросто совершенствование самого себя, но и изменение всей окружающей среды.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. Но не стоит забывать и о том, что в нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника.

Взаимоотношение ребенка со сверстниками - необходимое развитие для его нравственного развития. В совместной деятельности с одноклассниками у ребенка развивается умение помочь ближнему, правильно отреагировать на требования и поставить их самому, пережить вместе все неудачи и испытать радость от успеха. В противном случае сформируется личность тщеславная, эгоистичная и завистливая.

Школьнику необходимо общение со сверстниками. Лишь так у него появится товарищ, с которым можно обсудить школьные вопросы. Товарищ - для него друг, с которым он хочет общаться.

Формированию нравственности способствуют игры. Так, например, можно провести с ребенком игру «Избавимся от злости» . Для её проведения необходимо заранее нарисовать кляксы или тучки, которые затем отдать ребенку. Также понадобиться мешочек, который можно сшить вручную. Ребенку следует предложить складывать тучки в мешок, рассказывая о своих неудачах и плохих поступках, которые он совершил сегодня. Нужно договориться с ребенком, что в этот мешочек он складывает все свои негативные эмоции, которые затем нужно выбросить.

Предложите детям сыграть в «Пирамиду любви» . Правила просты: каждый из участников называет то, что он любит и кладет руку в центр круга. Таким образом получается пирамида.

Что сказать в заключение?

Нравственное воспитание раннего, дошкольного и младшего школьного возраста должно строиться на умении переживать, проявлять свои чувства, усваивать правила поведения, дружелюбно относиться к окружающим. Чаще всего в помощь берут простые детские игры. С их помощью ребенок примеряет на себя различные общественные роли, становится более общительным, лучше выражает и понимает чувства свои и других людей.

Желание помочь и сопереживание также можно развить, играя с детьми. Первые нравственные представления ребенка формируются именно в игре. Накопив их, он может соотнести эти убеждения со своими поступками. У него уже есть определенная база морали, поэтому он способен делать собственный выбор. В игре ребенок учится следовать тем нормам, которые одобряются обществом.

Мне нравится!

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.).

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» .

В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» . Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» .

Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» . По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» . Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.

Материал по теме:

Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» .

Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» . В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание - это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» .

И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» . Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» . Результатом нравственного воспитания, - добавляет Ю. К. Бабанский, - является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» .

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» .

Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение .

О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников - это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» . Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» .

Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями - это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой - к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» .

По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства - это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» .

Воспитание нравственного поведения дошкольников , по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, - это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» .

Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.

Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста - общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» . Второе направление - «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». . Третье направление - формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» . Четвертое направление - «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» . Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.

Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств , среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы .

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.

2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.

3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм - сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.

4. Окружающая обстановка - социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.

Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада - это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение . Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа . Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» .

Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:

1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).

2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.

3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников - нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.

Библиографическое описание: Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р. М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762-766.

Литература:

1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. - 2009. - № 17 // URL:www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 25–27.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 96 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.

9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Академия, 2014. - 362 с.

11. Ушинский К. Д. Избранное. - М.: Владос, 2009. - 465 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

13. Харламов М. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2011. - 519 с.

14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 195 с.

http://www.moluch.ru/archive/87/16622/

Введите e-mail адрес:

Родители - это самые эффективные инструкторы в вопросах нравственности для своих детей, но родители часто не используют свое влияние из-за ложного понимания некоторых аспектов воспитания. В целом, существуют семь воспитательных мифов, которые особенно губительны для нравственного (морального) IQ ребенка, т. е. для его нравственного интеллекта.

Понятие «нравственный интеллект» (или «моральный интеллект») введено в научный оборот в 1994 году американским философом Боссом (Джой), который при этом опирался на исследования психолога Говарда Гарднера, разработавшего теорию «множественного интеллекта» и описавшего семь его видов.

Босс выделил четыре компонента нравственного интеллекта: вынесение нравственных суждений, принятие нравственных решений, понимание возможных последствий предпринятых данным человеком действий и осознание нравственных ценностей (эмпатия, нравственная чувствительность и др.).

Миф 1: нравственный интеллект развивается естественным путем

Одно можно сказать наверняка: дети не рождаются с высокой нравственностью. Нравственный IQ нужно развивать. Лучшая школа для обучения важным качествам цельной натуры - это родной дом, семья. Зачастую родители предполагают, что эти навыки и личностные особенности развиваются естественным путем, но это большое заблуждение. Для того чтобы дети приобрели стойкие моральные принципы и убеждения, родители должны целенаправленно моделировать, подкреплять и учить детей добродетелям и принципам, составляющим нравственный IQ. Если этого не делать, дети, скорее всего, не приобретут соответствующие нравственные убеждения и станут морально беззащитными и уязвимыми.

Миф 2: то, какими дети вырастают, зависит от генетической предрасположенности

Большинство из нас согласятся с тем, что существуют некоторые «данности», которые мы не можем изменить в наших детях, такие как их генетическое строение и врожденный темперамент. Но даже они подлежат корректировке. Исследования подтверждают это. Двенадцатилетнее исследование семидесяти двух пар генетически связанных подростков доказывает, что их биологические склонности могут либо развиваться, либо подавляться, в зависимости от реакции родителей. Вывод: биология - это не судьба, но лишь в том случае, если родители понимают, что большая часть ответственности за воспитание детей достойными и нравственными людьми лежит именно на них - родителях. Если относиться к детям нравственно и сознательно учить их моральным принципам и убеждениям, они, скорее всего, станут высоконравственными людьми, и исследования это также подтверждают. Но первый важный шаг заключается в понимании родителями того факта, что именно от них зависит, какими вырастут их дети.

Миф 3: нравственные убеждения устанавливаются в раннем подростковом возрасте

Исследования подтверждают, нравственный рост это непрерывный процесс, охватывающий весь период жизни наших детей. На самом деле, современные исследования утверждают, что часть мозга, отвечающая за формирование сознания и высокой морали, полностью развивается у мужчин к 21-у году. Юношеские годы - это тот возраст, когда дети при принятии сложных нравственных решений более всего нуждаются в руководстве взрослых. Поэтому усилия родителей при воспитании нравственности должны быть непрерывными и не прекращаться в подростковом возрасте, т. е. в тот период, когда родители часто ошибочно полагают, что нравственное развитие ребенка остановилось.

Миф 4: сверстники оказывают бо́льшее влияние на нравственный облик ребенка, чем родители

Результаты исследований показывают, что, хотя сверстники и имеют огромное нравственное влияние, родители влияют на своих детей в наиболее важных вопросах морали, таких как религия, образование и нравственные ценности. Влияние сверстников больше происходит на бытовом уровне, например, в таких вопросах, как развлечения, выбор музыки или одежды. Родители должны понять, что они могут и должны влиять на нравственное развитие своих детей, так как они теснее связаны с ними. Вывод: сверстники оказывают сильное нравственное влияние на ребенка тогда, когда родители допускают это, а значит, родители сегодня не могут позволить себе совершить такую ошибку.

Миф 5: интеллектуально одаренные дети обязательно вырастают нравственными людьми

Интеллект не гарантирует нравственное поведение. Если вам нужны доказательства, просто подумайте о таких блестящих лидерах, как Гитлер, Сталин, Ленин. Если родители хотят добиться успеха в воспитании высоконравственных детей, они должны помогать своим детям не только нравственно думать, но и поступать нравственно. И это означает, что они должны сознательно учить своих детей важнейшим навыкам морального IQ, таким как урегулирование конфликтов, сострадание, милосердие, проявление эмпатии, управление гневом, умение справедливо договариваться, использовать самоконтроль и т. д. Мы осознаем, что истинная суть характера определяется действиями, а не просто мыслями. Если дети не знают, как действовать правильно, их нравственное развитие неполноценно. И это знание зависит не от их интеллектуальных способностей, а от того, чему их научили.

Миф 6: нравственный рост начинается в школьном возрасте

Многие родители ошибочно ждут того времени, когда их детям исполнится 6 или 7 лет, так называемого сознательного возраста, чтобы начать формировать их нравственный IQ. К этому возрасту формируются качества низкой морали, которые очень трудно перевоспитывать. Правда заключается в том, что родители могут начать развивать нравственность у своего ребенка уже с ясельного возраста. Хотя в этом возрасте дети, конечно, не имеют достаточных когнитивных способностей для осознания и усвоения сложной моральной аргументации, но именно в нем зарождаются основные нравственные принципы, такие как осуществление самоконтроля, справедливость, уважение, сочувствие и сопереживание. Таким образом, чем раньше родители начинают культивировать нравственные качества своих детей, тем больше вероятность того, что дети вырастут высоконравственными людьми.

Миф 7: предыдущие поколения не формировали у детей нравственный IQ, поэтому родителям в наши дни не нужно это делать

Сегодняшние дети воспитываются в гораздо более нравственно нездоровой атмосфере, чем предыдущие поколения, и происходит это по двум причинам. Во-первых, ряд жизненно важных социальных факторов, которые формируют нравственно целостный характер ребенка, медленно разрушается: руководство и контроль взрослых над детьми, примеры высоконравственного поведения, духовная или религиозная подготовка, полноценные взрослые взаимоотношения, индивидуальное обучение, четкие национальные ценности, поддержка общества, стабильность и адекватность родителей. Во-вторых, наши дети подвержены постоянному влиянию извне, идущему вразрез с ценностями, которые мы пытаемся им привить. Оба эти фактора усложняют воспитание нравственных детей. Сегодняшние родители больше не могут сидеть сложа руки и считать, что их дети сами станут порядочными людьми. Сознательное преподавание моральных добродетелей и качеств, которые развивают в детях высокий нравственный IQ, это лучшая гарантия того, что дети в своей жизни будут руководствоваться моральными принципами. Первый шаг, который стоит предпринять родителям, чтобы дети выросли нравственными людьми, состоит в том, чтобы развеять эти семь вредных мифов.

Похожие публикации