Психосоматика детского возраста: почему болеют наши дети.

Изучению психосоматики как причины множества заболеваний посвящено немало научных исследований. К сожалению, психосоматозы развиваются не только у взрослых, но и у детей, причем даже у тех, что воспитываются в самых благополучных семьях. Зачастую психосоматика болезней детского возраста лежит, что называется на поверхности, но нередко эти причины зарыты настолько глубоко, что без помощи специалиста просто не обойтись.

Почему появляется психосоматика заболеваний

Частые болезни детей - это серьезное испытание для их родителей. Уж, как только ни стараются они уберечь свое чадо: регулярно посещают врача, соблюдают все рекомендации, следят за питанием, не позволяют переохлаждаться, избегают посещения людных мест в период разгула ОРВИ или гриппа. Но есть такие дети, которых словно сглазили - никакие меры предосторожности не помогают, раз в 2 - 3 месяца приходится брать больничный. Родителям таких болезненных деток нужно знать, что их заболевания далеко не всегда вызваны или какими-то существенными проблемами с внутренними органами. Очень часто случается так, что даже самые лучшие специалисты, к которым обращаются за помощью, не могут при обследовании ребенка обнаружить у него серьезных патологий. Тем не менее, ребенок все продолжает болеть. Вроде бы подлечится, пропьет все лекарства, состояние на какое-то время улучшится. Но пройдет немного времени - и вновь жалобы на все те же недомогания, а следом за ними очередная вспышка болезни. В таких случаях вероятнее всего имеет место именно рассматриваемый нами феномен - устойчивое психосоматическое расстройство. А это значит, что проблемы со здоровьем имеют не только соматические, но и психологические причины. И помощи одного только педиатра мало, необходима еще консультация психолога или детского психотерапевта: именно они занимаются выявлением и устранением причин психологического уровня.

Психосоматика детских заболеваний - одна из основных проблем педиатрии нынешнего века. Число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, расстройствами , заболеваниями мочевыводящих путей и желчного пузыря, различными аллергиями с каждым годом возрастает. И это при том, что в целом качество детского медицинского обслуживания если не улучшается, то, по крайней мере, остается стабильным. Значит, причины психосоматики того, почему болеют дети, именно внутренние, их надо искать в самих малышах, в их организме, в окружающей их обстановке.

Психосоматозы у взрослых также развиваются все чаще. При этом исследования показывают, что корни психосоматических расстройств в подавляющем большинстве случаев уходят в дошкольное детство. Это связано с особенностями эмоциональных реакций у детей в раннем возрасте. К подростковому возрасту психосоматозы уже «цветут пышным цветом» . Неутешительная статистика свидетельствует о том, что в последнее десятилетие вегетативная дистония наблюдается у каждого третьего подростка, неустойчивое артериальное давление (начало гипертонии или гипотонии) зафиксировано у каждого пятого ребенка, каждый четвертый стоит на учете у гастроэнтеролога, пульмонолога, кардиолога или эндокринолога. А такое традиционно возрастное заболевание, как атеросклероз сосудов, в последнее время катастрофически помолодело - его можно выявить уже в 12-13 лет. Так почему же именно дети в первую очередь подвержены психосоматическим заболеваниям? Попробуем в этом разобраться.

Возникновение детской психосоматики и причины, почему болеют наши дети, – те же, что и у взрослых, и формируются они по тому же механизму. Дети не всегда в состоянии справиться с негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций, чувством душевного дискомфорта. Они могут даже не до конца понимать, что с ними происходит, не знать, каким словом обозначить то, что они испытывают. Осознанность таких переживаний развивается только в подростковом возрасте. Маленькие же дети чувствуют что-то смутное, давящее на них, испытывают неудовлетворенность чем-то. Но зачастую не могут пожаловаться, не зная, как описать свое состояние. Ситуация осложняется еще и тем, что дети не умеют снимать психологическое напряжение, им недоступны те способы, к которым могут прибегнуть в подобной ситуации взрослые. Вот почему психосоматические расстройства в детском возрасте возникают с куда большей легкостью. Ведь рано или поздно подавленное психическое состояние ребенка вызывает реакцию на физическом уровне. Это может выразиться в
развитии психосоматоза, устойчивого заболевания, которое будет терзать ребенка долгие годы и перейдет в его взрослую жизнь. А могут возникать более кратковременные болезненные состояния - в тех случаях, когда ребенок неосознанно запускает механизм, приводящий к появлению болезненных симптомов всякий раз, когда он не в состоянии никакими иными способами справиться с мучающей его проблемой.

Наверняка многие мамы сталкивались с ситуацией, когда малыш не любит ходить в детский сад, капризничает, плачет. А через какое-то время, понимая, что его обычных протестов недостаточно, начинает жаловаться на разные недомогания - то у него болит живот, то голова. В некоторых случаях подобные жалобы являются чистой воды симуляцией и манипулированием, но они быстро выявляются и пресекаются бдительными родителями. Но вот если у ребенка действительно возникают различные болезненные симптомы - кашель, насморк, повышенная температура, диарея, тошнота и т.п. - можно уже говорить о развитии психосоматического расстройства.

Предрасположенность ребенка к психосоматическим заболеваниям нужно рассматривать как комплекс проблем, включающий в себя соматический, психологический и социальный аспекты.

Соматические факторы, определяющие психическое здоровье человека и риск заболеваний

Соматическими факторами психического развития являются те особенности детского организма или те воздействия на него в раннем возрасте, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию. К факторам соматического здоровья относятся:

  • генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию (наличие подобных болезней у родителей или близких родственников);
  • осложнения в первые месяцы беременности мамы или какие-либо вредные воздействия на протекание беременности (курение, алкоголь, психологические травмы, инфекционные заболевания и т.п.) в тот период, когда формируются внутренние органы будущего ребенка;
  • нейродинамические сдвиги в организме ребенка, т.е. различные нарушения деятельности центральной нервной системы;
  • стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни младенца;
  • гормональный дисбаланс или биохимические отклонения в организме ребенка в раннем возрасте.

В результате действия этих факторов риска соматических заболеваний у ребенка может быть ослаблена та или иная система организма. А как уже упоминалось, психосоматические расстройства развиваются по принципу «где тонко, там и рвется». Это означает, что психосоматическое заболевание возникает не произвольно, а выбирает слабое звено именно там, где сам организм дает сбой. Но сам по себе этот сбой мог бы так и не привести к заболеванию, если бы не действие психологических механизмов. Вот почему исследователи психосоматических расстройств утверждают, что, несмотря на безусловную значимость соматических факторов, ведущую роль в возникновении психосоматозов все-таки играют социально-психологические факторы. Это внешние события и внутренний отклик на них, все факторы, определяющие соматическое здоровье человека и не позволяющие ему чувствовать себя комфортно дома, не дающие ребенку нормально адаптироваться в детском саду и школе, препятствующие установлению равных отношений с другими детьми.

Ранние предпосылки к психосоматическим заболеваниям

Последние исследования в области психосоматической медицины показали, что предпосылки к психосоматическим заболеваниям могут закладываться у детей на очень ранней стадии - в младенчестве и даже в период внутриутробного развития. Казалось бы, что такое предположение беспочвенно, у эмбриона еще нет психики как таковой, следовательно, не может быть и речи об эмоциях и переживаниях. Но в действительности все не так просто. Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает очень сильное влияние на здоровье ребенка. Трудно с точностью сказать, действительно ли заболевания берут свое начало еще во время вынашивания плода или они возникают лишь при рождении. Но нельзя отрицать, что такая связь существует.

Эти данные были получены при обследовании так называемых «нежеланных» детей - когда беременность была незапланированной и воспринималась будущей матерью как событие безрадостное, тяготящее, нарушающее ее планы. У таких детей сразу после рождения обнаруживались различные соматические расстройства, относящиеся к классическим психосоматозам: бронхит и врожденная бронхиальная астма, нейродермит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, различные аллергии, дистрофия, частая подверженность респираторным заболеваниям. То, что подборка заболеваний именно такова, позволяет говорить не об ослабленном здоровье в целом, а конкретно о раннем развитии психосоматозов.

Для того чтобы плод формировался и развивался нормально, очень важно позитивное эмоциональное состояние будущей мамы во время беременности. Для этого она нуждается в поддержке мужа, родных, близких. Любые негативные переживания, любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот важный для нее период могут послужить толчком к тому, чтобы у ребенка заложился очаг патологии. И эта патология проявится либо сразу после рождения, либо в первые месяцы жизни младенца. Даже если сама будущая мама хочет ребенка и ждет его рождения, на ее эмоциональное состояние очень сильно влияет отношение к ней окружающих. Обида, вспышки ревности, недостаток любви и внимания, ощущение покинутости вызывают сильнейшие негативные переживания, которые, в свою очередь, отражаются на ребенке.

Все сказанное касается не только периода беременности. Психоэмоциональное состояние матери после родов влияет на ребенка с удвоенной силой. После рождения малыш становится отдельным от матери существом с собственным организмом. Но в первые месяцы жизни между ними сохраняется теснейшая связь. Мама является для ребенка всем его внешним миром, и он невероятно чутко улавливает все сигналы, поступающие из этого мира. Все страхи, волнения, переживания матери передаются ему незамедлительно. Физически его организм уже отделился, но эмоциональное поле пока еще одно на двоих. Любой негатив, возникающий в этом поле, серьезнейшим образом сказывается на самочувствии ребенка и напрямую является причиной психосоматики болезней, ведь у младенца вообще еще нет возможности осознавать эмоции, не говоря уже о том, чтобы понимать происходящее с ним.

Вот почему так важен позитивный настрой матери во время беременности и после родов. И любящие родственники, в первую очередь отец ребенка, должны приложить все усилия, чтобы женщина была спокойна и счастлива, не нервничала, не раздражалась, не переутомлялась. Это не только залог счастливых семейных отношений, но и способ уберечь ребенка от ранней психосоматики.

Психосоматика как причина детских болезней

У многих болезней имеются наследственная предрасположенность, объективные причины (воздействия вредных внешних факторов, инфекция), однако в большинстве случаев болезни развиваются как психосоматические при неблагоприятных для детей условиях в семье. Особенности формирования личности ребенка, его способность адаптироваться к детскому саду и школе, коллективу ровесников и предшествующие психотравмирующие ситуации являются основой этих болезней. Причины, почему появляется психосоматика, можно сгруппировать следующим образом:

  • общие неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание;
  • повышенная нервозность родителей из-за нестабильной и напряженной жизни в современном мире;
  • сложность семейных взаимоотношений;
  • большая учебная нагрузка ребенка, который вынужден много часов проводить за выполнением уроков;
  • оценочные требования к детям и их разделение по способностям (успеваемость в классе, посещение школы с профильным уклоном);
  • непринятие индивидуальности ребенка в семье и школе, прививание ему стандартных норм поведения;
  • отношения между взрослыми переносятся в детский круг общения, где также возникают желание быть лучше, доминировать и т.п.;
  • повышение ответственности детей за свои поступки без учета реальных возможностей и неспособности многое предвидеть;

Психосоматические расстройства можно наблюдать у новорожденных, детей дошкольного возраста, но наиболее выраженными они становятся, начиная со школьных лет. В этот период жизнь детей значительно изменяется, появляются новые трудности, с которыми они не могут справиться и реагируют на них болезнью. В семьях с нарушенными отношениями и неправильным воспитанием дети часто остаются инфантильными. В отличие от взрослых, они не могут уйти, отказаться от посещения школы, поступить вопреки требованиям родителей и очень от этого страдают. У каждого ребенка есть самолюбие и чувство собственного достоинства, защитить которые он не может, что тоже приводит к болезни.

По мере того как малыш вырастает из пеленок, а затем начинает ходить в детский сад, школу, ему уделяют все меньше и меньше внимания, а требования увеличивают. Личные переживания ребенка при этом остаются незамеченными. Многие дети страдают от чувства вины, одиночества, отчаяния, считают себя неудачниками и подвергаются унижениям. Порой это происходит часто и совсем не замечается родителями.

Высок риск психосоматических проявлений у детей, к которым родители предъявляют завышенные требования. Они прилагают много усилий для того, чтобы оправдать ожидания родителей, и воспринимают ровесников как соперников и помеху. Выработанная под влиянием родителей завышенная самооценка формирует в их характере такие негативные черты, как зависть к чужим успехам, враждебное отношение к тем, кто оказывается лучше и получает похвалу от взрослых. На этом фоне постепенно вырабатывается «желчный» или «язвенный» характер. Органы пищеварения быстро реагируют на стрессы и отрицательные эмоции, а особенности личности вызывают соответствующие болезни (гастрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит). Дети при таком воспитании при слабых способностях вступают в упорную борьбу, что закрепляет психосоматические реакции и формирует болезнь. Все неудачи и промахи они воспринимают крайне болезненно, а сигналы тела они не понимают и не желают сдаваться.

Далее у ранимого ребенка появляются плаксивость и обидчивость, а общее самочувствие ухудшается, так как возникают головные боли, бессонница и другие недомогания. Ведь детский организм испытывает огромные перегрузки из-за постоянного нервного напряжения. Ребенок становится конфликтным - вспыльчивым и требовательным, а родители воспринимают его как взрослого и подчиняются ему.

При воспитании с эмоциональным неприятием у ребенка подсознательно формируется заниженная самооценка, но он не желает с ней примириться. Осознание собственной неполноценности вызывает у него протест и ожесточение. Он стремится всячески доказать, что он лучше, добивается признания и тоже затрачивает на это сил несоизмеримо больше по сравнению со своими возможностями. Такие усилия приводят к подавлению инстинкта самосохранения и непониманию своего тела. Несмотря на слабость, усталость, болезненные проявления, он упорно пытается доказать другим, что он достоин уважения. Уже в школе такие дети проявляют честолюбие и невероятное упорство, но терпят неудачи, постоянно переживают и зарабатывают проблемы со здоровьем.

Еще один вариант неизбежного появления психосоматики - внушение родителями ребенку необходимости социального успеха. Это становится наиглавнейшей ценностью для него, и он, проявляя послушание, лишается детства. Ребенку неинтересно играть с ровесниками, он предпочитает общаться с такими же серьезными детьми, как он сам, или взрослыми. Если у ребенка сильный характер, то он идет по пути взрослого и добивается социального успеха. У слабой личности появляются признаки психосоматики. При таком воспитании ребенок уже в детском саду отличается нервностью, повышенной раздражительностью, нарушениями сна. У этих детей выявляются нарушения работы пищеварительного тракта, перепады уровня артериального давления, функциональные нарушения сердечной деятельности, нейроциркуляторная дистония.

Нередко психосоматику того, почему мы болеем, провоцируют сами тревожно-мнительные родители. У детей, воспитываемых такими взрослыми, вырабатывются аналогичные качества. Он сомневается в своих силах, ожидает неудачи, не доверяет в полной мере родителям, воспитателям и ровесникам. У него отсутствуют такие черты, как зависть и честолюбие, но он обостренно воспринимает любые ситуации и всего боится. Стараясь избежать неудачи, он стремится выполнить все требования, сделать значительно больше, чем позволяют его силы и возможности. Такими детьми движет страх, и они подвержены заболеваниям сердца, легких и почек.

Ребенок с психосоматикой болеет то тем, то другим, иногда вообще непонятно, что с ним. Обеспокоенные родители постоянно заняты диагностикой, хождением с ребенком по врачам-специалистам, следят за малейшим изменением его самочувствия. Они проявляют внимание к ребенку, почти все время вместе с ним. Но, несмотря на усилия, ситуация усугубляется. У подростков и взрослых подобная привычка именуется ипохондрией и возникает, если человек постоянно прислушивается к своему телу, улавливая малейшие перемены. Он пристает к докторам с просьбами или требованиями излечить, облегчить страдания. Никаких серьезных патологий (по крайней мере, соответствующих описанной тревожной симптоматике) не обнаруживается. Иногда человек не просто выискивает болезнь, в той или иной степени увеличивая ее в своем сознании, но и действительно заболевает.

Диагностические процедуры при этом могут показать любую степень тяжести заболевания. Назвать такого человека ипохондриком уже сложно, так как болезнь действительно начала развиваться.

Если болезненные проявления повторяются у ребенка, то стоит рассмотреть их с точки зрения психосоматозов и выявить истинную причину возникновения психосоматики.

Статья прочитана 4 530 раз(a).

Дети часто жалуются на то, что у них болит живот: психосоматика этого недуга давно изучена психологами и педиатрами. Малыш нервничает, мышцы брюшины начинают непроизвольно сокращаться, в результате в области пупка появляется резь. Психосоматические боли в животе могут длиться от четверти часа до двух-трех часов. Если такие спазмы сопровождаются рвотой и повышением температуры, необходимо пройти полное медобследование.

У ребенка болит живот: психосоматика недуга

Психологические боли в животе отмечаются у многих детей 4 - 12 лет. Наиболее подвержены такой психосоматической реакции дети с повышенной нервозностью, замкнутые и очень стеснительные. Часто после медицинского обследования причина болей остается неясной, так как заболеваний органов брюшной полости и таза не выявляется. Тогда их связывают с психосоматикой, если боль в животе повторяется 3 раза и более на протяжении 3-х месяцев, то она считается рецидивирующей.

Обычно симптомы психосоматических болей в животе проявляются в области пупка и продолжаются от 15 мин до 2 - 3 ч. Она появляется чаще во время еды или на фоне переживаний. Симптом может сопровождаться побледнением и потливостью, появлением синевы под глазами и рвотой. Интересное занятие, игра, общение с друзьями отвлекают ребенка, и боль проходит.

Боль в животе у ребенка как реакция психосоматики всегда вызывает беспокойство у родителей и врачей, так как может быть признаком тяжелых заболеваний органов пищеварения, почек и др., имеющих серьезные последствия. Поэтому даже если ребенок практически здоров и боль в животе не связана с болезнями, нельзя оставлять ее без внимания, и следует выяснить, почему она повторяется.

В случае если у ребенка отмечаются поносы, снижается масса тела, ухудшается аппетит, периодически повышается температура тела или эти симптомы появляются в дальнейшем, боль в животе уже не является психосоматической. Необходимо комплексное обследование для установления точного диагноза.

Психологические причины болей в животе у ребенка

Для уточнения психосоматической природы симптома необходимо оценить психологическую обстановку в семье, понаблюдать за ребенком, выяснить, как складываются у него отношения в детском коллективе, с воспитателями и учителями. Нужно также поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.

Спровоцировать боли в животе могут психологические причины: семейные конфликты, громкие выяснения отношений и драки между членами семьи, развод родителей. Боль в животе может возникнуть у ребенка в связи с болезнью или утратой близких (родственников, друзей), любимого животного. Она может являться защитной реакцией при конфликтах в детском саду и школе, ведь в таком случае ребенок останется дома и избежит неприятного общения. Боль в животе возникает у детей при отсутствии понимания, друзей, при пребывании вне семейного круга. Болезненно дети воспринимают появление в семье новых членов (брата или сестры, отчима или мачехи). Подобным образом ребенок может также реагировать на ограничения, с которыми ранее не сталкивался, например, при отказе в покупке дорогой игрушки в связи с материальными затруднениями. Жалобы на боль в животе могут быть при физических и эмоциональных перегрузках, астеническом синдроме, истерическом неврозе. При выяснении причин симптома необходимо обратить внимание на условия сна ребенка. Если он спит вместе с родителями в одной кровати или в комнате с кем-то из старших, то это тоже может быть основанием для развития психосоматики.

Современные родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда та или иная болезнь ребенка - простуды, кишечные расстройства, аллергии и так далее – возвращаются к нему снова и снова, что бы они ни делали, чем бы ни лечили. И вот уже задействованы все ресурсы, найдены лучшие врачи, а облегчение не наступает.

В этом случае психологи советуют обратить внимание не столько на физиологическое состояние ребенка, сколько на его психику. Сегодня широкое развитие получила наука под названием психосоматика, которая утверждает наличие связи между психологическим состоянием человека и его здоровьем.

Что такое психосоматика

Ни для кого теперь уже не секрет, что психологическое состояние сказывается на нашем физическом состоянии. Эта взаимосвязь и называется психосоматикой (слово состоит из двух греческих корней: психэ – душа, и сома - тело).

Но почему-то многие даже не задумываются о том, что дети точно так же подвержены психосоматическим воздействиям, как и взрослые. Ошибочно считать, что раз детские проблемы нам кажутся несерьезными, значит, и малышами они переживаются также легко. На самом деле, малыши относятся к своим неурядицам ничуть не менее остро, чем взрослые люди.

При этом маленькому человечку гораздо сложнее высказать наболевшее. Особенно если взрослые запрещают полноценно выражать свои мысли и чувства: «Ты же мальчик, разве мальчики плачут? Ты же воспитанная девочка, хорошие девочки так не кричат».

Чем более категорично высказывание родителей, тем больше ребенок чувствует себя виноватым, причем не только за то, как он выражал чувства, но и за сами эмоции. В итоге в стрессовых ситуациях ребенок остается один на один со своими проблемами, и вымещает их из области психологии в область физиологии.

В этом случае и возникают психосоматические расстройства у детей. Часто бывает очень сложно заподозрить психологическую основу реальной болезни. Но если болезнь возвращается вновь и вновь без видимой на то причины, имеет смысл рассмотреть психосоматику, как возможное объяснение.

Согласно последним исследованиям, психосоматические расстройства могут возникать даже у новорожденных детей. А некоторые медики высказывают предположение, что и в перинатальном периоде психологические факторы могут влиять на состояние плода.

Давно замечено, что нежеланные дети часто бывают излишне болезненными, ослабленными. Часто у них встречаются и заболевания, которые сложно бывает вылечить в рамках традиционной медицины. Что и позволяет предположить наличие психосоматики.

Вообще, для плода и детей в первые месяцы жизни эмоциональное состояние матери имеет огромнейшее значение. Уже давно никто и не пытается отрицать, что между матерью и ее ребенком существует тесня связь. Ребенок чувствует малейшие изменения в состоянии матери. Поэтому стрессы, недовольство, ревность, беспокойства могут повлиять негативно не только на женщину, но и на ее малыша.

Какие проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка в более старшем возрасте? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей, даже излишняя забота со стороны взрослых.

Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд.

Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей . Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть.

У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая таким образом душу.

Как понять, в чем причина?

Врачи выделяют несколько групп заболеваний, которые чаще других бывают связаны с психосоматикой. К ним относятся простудные заболевания, ангины и бронхиты, аллергии, экземы и дерматиты, кишечные расстройства, даже диабет первого типа и онкология.

Причём, согласно наблюдениям опытных психологов, часто работающих с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, по тому, какое именно заболевание мучает вашего малыша, можно предположить и характер мучающей его проблемой.

Так, если ваш ребенок постоянно простужен , его мучает кашель или насморк, другие расстройства, связанные с затрудненным дыханием, вам предстоит найти, что именно «мешает дышать» вашему ребенку. Это может быть и чрезмерная опека взрослых и резкая критика в адрес любых его действий, и завышенные (не по возрасту или не по темпераменту) требования.

Все эти действия как бы заключают ребенка в кокон, мешая полноценно жить. Заставляют постоянно оглядываться: не обманет ли он ожидания родителей своим поступком, не расстроит ли их, не вызовет ли новый поток упреков, обвинений и критики.

Частые ангины, потеря голоса могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет сказать что-то, но не решается этого сделать. Его может мучить чувство вины и стыда. Часто эти чувства надуманны, являются следствием попыток родителей убедить ребенка, что то или иное действие является недостойным, стыдным.

Возможно, у ребенка возник конфликт с кем-то из детей или воспитателей в садике, и он считает, что сам виноват в этом? Или он очень скучает по маме, но ведь ей надо работать, и он боится ее беспокоить.

Анемия также считается психосоматическим расстройством у ребенка и может свидетельствовать о том, что в его жизни слишком мало ярких, радостных моментов. А может быть, ребенок просто сомневается в своих силах? И то и другое, по мнению специалистов, может вызвать стойкий недостаток железа.

Стеснительные, замкнутые нервные дети чаще других страдают кишечными расстройствами . Кроме того, запор, боль в животе могут быть свидетельством острого чувства страха.

Чаще других на нервной почве возникают проблемы с кожей : аллергическая сыпь, экземы, дерматиты, крапивницы. К сожалению, определить причину подобных расстройств бывает очень сложно, такую реакцию вызывают самые разные трудности у детей. Проблемы и напряжение уже распирает ребенка, выплескиваясь на его кожу красными и зудящими пятнами, но какая это именно проблема? Вам придется проявить максимум внимания и тактичности к своему ребенку, чтобы разобраться и помочь ему.

Лечение психосоматических заболеваний

Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.

Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.

В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.

Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики. Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать.

После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.

Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.

Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.

Профилактика психосоматических заболеваний

Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.

Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни . Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.

Это не значит, что к больному ребенку не нужно проявлять внимание. Нужно, но не чрезмерное. К тому же важно стараться наполнить жизнь здорового малыша достаточным количеством радостей, в которых больной ребенок будет ограничен.

Соизмеряйте нагрузку и требования . Не стоит ждать от ребенка только отличных оценок, иначе каждая четверка станет для него огромным стрессом. Не нужно также занимать каждую его свободную минуту какими-то занятиями и кружками. Развитие ребенка не должно происходить в ущерб его собственному свободному времени.

Современный ритм жизни почти не оставляет нам времени на себя и наших детей. Однако крайне важно все же находить время. Пусть это будет всего лишь час или даже полчаса, но вы должно посвящать его только ребенку и его интересам.

Помните о том, что чрезмерная опека и постоянные запреты могут быть не менее губительны, чем полное отсутствие внимания. Оставьте своему малышу личное пространство, хозяином которому будет только он.

Какими бы сложными ни были отношения в семье, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка это не касалось. Не ругайтесь при детях, не кричите и не устраивайте скандалов. Не говорите плохо о тех людях, которые дороги вашему малышу.

Доброжелательная спокойная атмосфера любви и понимания в семье – лучшая профилактика любых психосоматических расстройств у детей. Да и взрослым она будет только на пользу, ведь мы так же подвержены психосоматике, как и дети.

Ответов

«У дочери с пяти лет герпес, – рассказывает Жанна. – За три года мы обращались к разным специалистам, принимали ацикловир, кортизон, витамины. Помогало ненадолго. Тогда один врач рекомендовал поговорить с психологом».

Проблем, c которыми не справляются педиатры, немало. Астма, кожные заболевания, нарушения сердечного ритма, необъяснимые боли в животе... По разным оценкам, от 40 до 60% детских заболеваний могут считаться психосоматическими (когда психологическая трудность проявляется в виде телесного симптома). Но к специалисту по психосоматике врачи направляют детей редко. Инициатива скорее исходит от родителей.

«Чаще ко мне обращаются из-за проблем с поведением: замкнутость, агрессивность, плохая успеваемость, – делится детский психоаналитический терапевт Наталия Зуева. – Позже может выясниться, что у ребенка есть и другие симптомы, например сыпь или энурез».

Разговор без слов

Язык телесных проявлений для детей очень важен. С самого первого дня жизни ребенок общается с родителями и, не владея речью, использует как средство общения тело. «Высказываниями» ребенка могут быть кожные высыпания, крик, срыгивания или рвота, бессонница, жесты.

«Мать умеет понимать их смысл, слышит их, как речь, обращенную к ней, и реагирует на важность сообщенной ей информации», – считал детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать знает, из-за чего ребенок плачет: беспокоят ли его мокрые пеленки, голод или жажда, или ему хочется пообщаться со взрослым, ощутить его присутствие и тепло. Но иногда женщина слишком устала или встревожена, чтобы вникать в оттенки «речи» своего младенца, и его нужды остаются нераспознанными.

Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу»

«Бывает, что мать привычно дает заплакавшему ребенку грудь, – продолжает Наталия Зуева. – И когда он отворачивается, поскольку не голоден, она сердится, потому что не понимает, чего же он хочет. Ребенок тоже сердится, потому что чувствует себя непонятым». Так возникает провал коммуникации. В ближайшем будущем взаимопонимание матери и младенца восстановится, но моменты нераспознанных потребностей могут повторяться, создавая предпосылки для возникновения проблем.

Отсутствие понимающего общения приводит к тому, что посредством собственного тела ребенок выдает более «громкие» сигналы. Цель все та же – быть услышанным. Многие дети реагируют заболеваниями на появление в их жизни детского сада.

«Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу», – замечает Наталия Зуева. – По какой-то причине ребенок не решается сказать это словами и говорит иначе».

Смысл симптомов

Понимать свои желания ребенок учится у родителей. «Разговаривая с ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему узнавать и называть эти переживания», – объясняет Наталия Зуева. Он понимает и осознает себя в той мере, в какой его научили этому родители. Если же они были на это неспособны, то в его распоряжении остается бессловесный способ коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, писала детский психоаналитик Франсуаза Дольто:

«Экзема может означать желание перемен.

Шелушение кожи и неприятие чего-либо означают недостаток чего-либо необходимого.

Астения может проявиться у ребенка, которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах».

Психоаналитик Диран Донабедьян, директор детского отделения в Институте психосоматики в Париже, делится показательными случаями из своей практики. Например, у маленького мальчика были постоянные боли в животе: так выражалась его неразрывная эмоциональная связь с матерью.

16-летняя девушка стала страдать эпилептическими припадками. В грудном возрасте у нее наблюдались судороги при плаче, потеря сознания и остановка дыхания после приступов слез и гнева, но они не представляли серьезной угрозы и хорошо поддавались лечению. Первый эпилептический припадок с ней случился в девять лет, в год, когда расстались ее родители. После этого долгое время ничего не происходило, но недавно случилось три припадка с интервалом в несколько недель.

В ходе сеансов с Дираном Донабедьяном выяснилось, что эти припадки были вызваны эмоциональным перенапряжением из-за влюбленности. Девушка репетировала роль Изольды в театральной пьесе и без памяти влюбилась в своего партнера, но не решалась ему в этом признаться. Расставание родителей научило ее, что любовные истории плохо кончаются. Да и история рыцаря и его возлюбленной была неутешительна.

Осознание вытесненного

«У каждого из нас может быть психосоматическое заболевание, – утверждает психоаналитик. – У взрослых оно чаще всего накладывается на переживания, связанные с утратой близкого человека или расставанием. Психосоматическое заболевание возникает как следствие «вытеснения из сознания». Утрата вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева, а ошибочно перенаправляются в тело».

И ребенка поражает эпилептический припадок, сильнейшая крапивница, всеохватывающий псориаз… «Не все детские болезни психосоматические, – уточняет Диран Донабедьян. – Но если они трудно излечиваются, нужно обратиться к истории ребенка, чтобы увеличить его шансы на выздоровление».

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему: ребенок с хронической астмой продолжает принимать препарат, назначенный врачом. Опираясь на игру, рисунки и сказки для самых маленьких, на словесную работу и психодраму для более старших, специалисты стараются помочь ребенку восстановить целостность, соединив его телесные переживания со словами, которые придают им смысл.

Работа в среднем продолжается два-три года и не прекращается с исчезновением симптомов: известно, что они могут просто поменять место проявления. Хотя дочь Жанны и не избавилась от вируса герпеса, у нее уже два года не было высыпаний.

Возможно, наступит время, когда педиатры и психологи всерьез объединят усилия, чтобы учитывать при диагностике и лечении болезней особенности личности ребенка и его окружения.

Некоторое время назад официальная медицина с достаточным скептицизмом относилась к попытке нетрадиционно ориентированных специалистов объяснить ряд заболеваний проблемами психологического характера. Благодаря многочисленным тестированиям и статистическим данным воздействие эмоционального состояния ребенка на физическое оказалось доказанным. Ввиду этого, сегодня все большее число врачей вынужденно признают существование психосоматики , а родителей – обращаются за помощью к психологам.


Фото: Помощь психолога

Характеристика психосоматики

Психосоматические расстройства представляют собой телесные болезни, вызываемые душевной дисгармонией . Проще говоря, через тело детская душа пытается выразить свои беспокойства, рассказать о своих переживаниях и чувствах.

Малыши относятся к волнующим их вопросам не менее серьезно, нежели взрослые. При этом следует понимать, что высказаться ребенку намного труднее. Особенно сложной ситуация становится под давлением взрослых, пытающихся доказать ребенку, что «мальчики не должны плакать», а «приличные девочки никогда не капризничают». Категоричность родителей – причина, по которой ребенок начинает чувствовать себя виновным за попытку выразить чувства и эмоции . В результате, при очередной стрессовой ситуации, он остается наедине со всем, что творится внутри. Накаливаемое со временем нервное напряжение, подкрепляемое безысходностью, постепенно просачивается наружу, выражаясь в телесных неприятностях . Таким образом, очищается и освобождается душа.


Фото: Детская психосоматика

Рассмотреть психосоматику в качестве причины неполадок в детском организме уместно в случае регулярного развития новых заболеваний и возвращения старых.

Психосоматические расстройства способны проявляться даже у грудничков. Более того, существует предположения, что психологические факторы неблагоприятного характера оказывают воздействие даже на находящийся в утробе матери плод!

Что может вызвать психосоматические расстройства?

Некоторые дети появляются на свет крепкими и активными. Про таких говорят не иначе как «богатырь» и «крепыш». Случается и обратное: ребенок рождается явно вялым, лишенным сил и здоровья. Адепты нетрадиционной медицины утверждают, что к последней категории детей относятся те, которые с самого своего зарождения внутри женщины были нежеланными. Другими словами, в первую очередь на здоровье малыша оказывает состояние матери в тот момент, когда ей становится известно о своем положении .


Фото: Состояние матери влияет на здоровье будущего малыша

Главная причина психосоматических нарушений у детей после рождения – пошатнувшееся эмоциональное состояние матери . Выглядящий совершенно беззащитным малыш очень чувствителен к материнскому состоянию, склонен чувствовать любые изменения в ее поведении и настроении. Ревность, беспокойство, нервозность и прочее крайне негативно воздействует на женщину и ее дитя.

Толчок к развитию психосоматических расстройств у детей старшего возраста дают следующие ситуации:

  • недостаток родительского внимания и чрезмерная их требовательность по отношению к ребенку;
  • регулярные ссоры между родителями;
  • сложности в период и школе;
  • неумение наладить дружбу со сверстниками, и прочие.


Фото: Неумение наладить дружбу со сверстниками- причина психосоматического расстройства

На самом деле, у детей всех возрастов может быть невероятное количество трудноразрешимых с их точки зрения проблем, о которых взрослые не догадываются или попросту не спешат этого делать.

Психосоматические заболевания у детей

Специалистами выделены часто встречающиеся детские заболевания, имеющие связь с психосоматикой. Среди таковых:

  • ангина;
  • бронхит;
  • аллергия;
  • кишечные расстройства;
  • анемия;
  • онкология.

Согласно утверждениям специалистов, занимающихся изучением психосоматики, по атакующему ребенка недугу можно понять характер терзающей его душу проблемы. Так, если ребенок подвержен частым простудам , его настигают кашель и насморк, вполне очевидно наличие мешающей свободному дыханию проблемы. Вероятно, нарушение дыхания связано с чрезмерной опекой родителями, частой критикой с их стороны, предъявляемыми высокими требованиями.

Дети, которые с заметной регулярностью и прочими заболеваниями горла, попросту не могут высказаться. Порой ребенка может мучить чувство стыда или вины. Доказано, что частые ангины настигают детей при ссорах со сверстниками, особенно если ребенок ощущает собственную вину за произошедшее. Еще одна причина – разлука с мамой. К примеру, во время адаптации к детскому саду, когда малыш очень скучает по маме, но молчит о своих переживаниях и просто плачет.


Фото: Эмоции и заболевания

Кишечными расстройствами , согласно статистическим данным, чаще страдают замкнутые дети. Чувство страха перед окружающим миром и незнакомыми людьми усиливает проявления проблемы, то есть возникают запоры/поносы и боли в животе.

Кожные неприятности возникают на нервной почве. Когда напряжение внутри ребенка, вызванное сильными негативными эмоциями, достигает своего апогея и выплескивается наружу через кожу, крапивница, сыпь или дерматиты.

Специалисты в области психосоматики настаивают на принадлежности к этой области и анемии.

Стойкий недостаток железа свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка ярких моментов и положительных эмоций. Возможна и иная причина — неуверенность малыша в собственных силах.

Одну из частых неприятностей в детском возрасте, энурез , тоже можно объяснить с точки зрения психосоматики. Урологическое нарушение говорит о страхе ребенка перед взрослением, нежелание принимать ответственность за свои поступки.


Фото: Энурез- психосоматическое заболевание

Можно ли помочь ребенку?

Основная трудность в борьбе с психосоматическими расстройствами заключается в их диагностике . Очень часто родители, наблюдая за пошатнувшимся здоровьем чада, на протяжении месяцев и даже лет не придают значения участию в процессе психологического аспекта. Ввиду этого, специалистам по психосоматике часто приходится сталкиваться с весьма запущенными случаями.

Борьба с психосоматическими нарушениями предполагает слаженную работу самого ребенка, его родителей, педиатра и психолога . Врач-педиатр должен подобрать консервативное лечение того или иного заболевания, а психолог приступает к работе с душой ребенка, уделяя особое внимание взбунтовавшемуся органу или системе. Родители же должны прислушиваться к рекомендациям обеих сторон, поддерживать своего ребенка и создавать в семье теплую атмосферу. Взрослым непременно нужно выстроить с ребенком по-настоящему доверительные отношения!


Фото: Доверительные отношения с ребенком

Профилактика

В случае с психосоматическими расстройствами профилактике отведена ведущая роль. Гораздо проще предупредить тот или иной телесный недуг, вызванный душевными терзаниями, нежели заниматься его устранением . Не допустить развития болезней помогут следующие правила:

  • Не поощрять болезней (не стоит слишком облегчать жизнь болеющего ребенка, позволяя ему все то, что недопустимо в здоровом состоянии)
  • Соизмерять возлагаемую на малыша нагрузку и предъявляемые к нему требования
  • Предоставлять ребенку личное пространство
  • Создать спокойную атмосферу в доме

Похожие публикации