Современные татарские платья. Татарский женский народный костюм

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпак): одни - больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой, золотой или серебряной нитями, шерстью, синелью, бисером, жемчугом, иногда - бахромой из золоченых нитей, др. - небольших размеров, сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани, украшенные также вышивками, позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки разных видов, в том числе и шапку с лопатообразным выступом сзади.

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

Мужская одежда

Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыш-тан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у та-тар не прослеживаются).

По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах:

1. туникообразный-без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями;

2. рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.

Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название "штаны с широким шагом". Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатского производства.

Общим признаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам:

1. одежда с приталенной спинкой;

2. одежда с прямой спинкой.

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой - шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника. Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.

Обувь по материалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени.

Кожаная обувь у татар име-ла почти исключительно башмако-видную форму, т. е. отдельно кроились верх и подошва. Она различалась по твердости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.

К первому типу кожаной обуви относятся ичиги (читек)-сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего края голенища (вытяжными); к головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из той же кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичиги имели длинные голенища.

Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ, киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувь старшего поколения. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в нач. XX в. некоторое место имели узорные валенки.

Национальный костюм народа, пожалуй, важен, как и герб, и гимн, и язык. Он идентифицирует человека с конкретной народностью, дает возможность обрисовать национальные черты и особенности. С помощью национальных нарядов, зная их тонкости, легко можно определить принадлежность к той или иной народности. В становлении национального костюма всегда играют роль климатические условия проживания народа, моральные принципы и устои, особенности экономической политики государства. Костюмы совершенствовались, менялись, впитывая в себя новизну и традиции. Татарский народный костюм совсем не исключение, он прошел длинный путь своего становления и развития.

Национальная одежда татар олицетворяет народное прикладное творчество, которое состоит из изготовления материалов, головных уборов с многогранным орнаментом, тонких ювелирных украшений, а также изготовления разнообразной обуви.

Особенности татарской мужской одежды

Ансамбль национальной одежды татарского народа одновременно сложен и гармоничен, все элементы татарской одежды, бесспорно, сочетаются друг с другом по фактуре, цветовой гамме и силуэту. Верхняя одежда должна быть обязательно приталенной на спине, на рубаху надевается камзол без рукавов. Сверху камзола мужчины надевали свободный халат с воротом, подпоясывая кушаком. В стужу носили чикмены и бушметы, а также дубленки и шубы. Тюбетейка – неотъемлемый элемент национальной одежды татарского народа. Мужчины носили тюбетейку, состоящую из четырех клиньев, которая имела форму полусферы или конуса, обрезанного на конце. Тюбетейку декорировали вышивкой, зимой мужчины носили .

Женский национальный татарский народный костюм

Женский народный костюм ярче выражает особенности татарской культуры. Общий силуэт притален, имеет трапециевидную форму, низ камзола декорирован бахромой или мехом. В отделке костюма в изобилии используют драгоценности и разнообразные украшения, а также вышивку и богатые, насыщенные цвета. Мех всегда у татар был в цене, и татарки из знатных семей успешно применяли его в отделке своих костюмов.

Головной убор женщины говорил о ее семейном и общественном положении, незамужние девушки надевали светлые тканевые калфаки. Замужние татарки должны были покрывать голову, пряча от чужого глаза волосы, с помощью шалей и платков. На лоб и височную зону надевали спадающие украшения, полоски, расшитые бусами.

Национальный костюм — это своего рода визитная карточка каждой национальности. Тенденции моды постоянно меняются, а национальный костюм продолжает оставаться отличительным признаком и гордостью каждого народа. Традиции по его изготовлению бережно хранятся и передаются из поколения в поколение в описаниях и фото.

Особенности и разновидности татарского национального костюма

Главной составной частью как мужского, так и женского наряда является удлинённая просторная рубашка. Ее обязательными составляющими должны быть клинья сбоку и глубокий вырез на спереди. Рубаху носили без пояса и украшали различными декоративными элементами. Силуэт одежды является трапециевидным. Важнейшей составляющей является пояс, изготовленный из яркого бархата, и украшенный ценнейшим мехом или позолоченной тесемкой. Его украшали крупными золотыми и серебряными пряжками. Шаровары шили из плотных льняных тканей.

Выражение национального колорита наиболее ярко выражено в женском костюме. Он выглядит намного богаче мужского поскольку татарки с детских лет обучались шитью,вышиванию и различным ручным работам. Для него характерен приталенный силуэт, придающий женщинам изысканную грациозность.

Поверх длинной рубахи с большими рукавами женщины надевали безрукавку или камзол. Камзол шился из цветного или однотонного бархата, а по длине обязательно должен был перекрывать колени. Он мог быть как с рукавами, так и без низ. Его декорировали монетами, перьями и другими красивыми изделиями. Также носили чулки, сшитые из суконных материалов или связанные из шерстяных ниток.

Как женская, так и мужская одежда украшалась дорогостоящими и ценными шкурами меха. Высоко ценились мех бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы. Украшает народный костюм обилие элементов из вышивки.

Важно! Одежда для детей шилась по образу и подобию взрослой одежды. Отличительной особенностью является обилие всевозможных ярких деталей и яркая броская расцветка.

Мальчики также носили просторные длинные рубашки. На рукава для удобства пришивали манжеты. Также молодые люди носили нарядные камзолы и брюки контрастных расцветок. Наряды девочек отличаются еще большей изысканностью.

Долгими вечерами их матери и бабушки создавали эксклюзивные наряды для своих красавиц. Платья шили многоярусными. Они полностью перекрывали все части тела и были очень длинными. Голову украшал традиционный убор, с которого вниз свисала почти прозрачная ткань,закрывающая спину.

Праздничные костюмы и в современном стиле у татар

В настоящее время людей в традиционных костюмах вряд ли можно встретить, прогуливающимися по улицам городов. Однако их очень любят использовать костюмеры в качестве создания образов для танцев или представлений. В целом костюмы должны сохранять основные черны национальной одежды, но могут отличаться разнообразными дизайнерскими решениями. Например, уже нет строгой привязки к длине костюма.

Женская одежда стала со временем намного короче. А вот в декоре стараются сохранять традиционные растительные орнаменты. Обязательным атрибутом остался и калфак. Можно увидеть такую шапочку самых замысловатых форм. Чаще ее шьют под цвет платья ее обладательницы.

Справка! Особенно традиционные костюмы востребованы на праздничные мероприятия, например, на свадьбы.

Платье невесты может быть как белоснежного цвета, так и выполнено в ярких броских цветах. Обязательно оно должно быть длинным и закрывать все части тела. Хорошим дополнением к нему служат традиционные камзол и калфак. Непременно приветствуется огромное количество различных украшений: браслеты, массивные сережки и кольца.

Обилие дорогостоящих украшений свидетельствует о высоком социальном положении ее обладательницы. Женихи предпочитают обычные классические костюмы, украшенные разноцветными ленточкам. Если свадьба проходит при более строгом соблюдении обычаев, то мужчина должен быть одет с традиционную рубашку и камзол, сшитый из бархата.

В изготовлении современной одежды:

  • Пользуются популярностью легкие и воздушные материалы, такие как шелк или атласа;
  • Любят экспериментировать с комбинированием материалов по цвету и текстуре, создавая необычайно сложные комбинации;
  • В процессе разработки одежды в первую очередь прислушиваются к пожеланиям людей и их вкусовым предпочтениям.

Какие материалы используются для национальных костюмов татар

Для изготовления одежды применяли разнообразные материалы. В основном это были тканевые составы и куры животных. Меховыми вставками декорировали края одежды. Также очень любили применять изысканный бархат контрастного цвета. Со временем одежда стала выполнять другие функции и становиться намного легче. Соответственно и ткани стали использовать менее плотные.

Популярностью пользовались шерсть, хлопок и шелк. Камзолы отшивали из узорчатой парчи отшивают из парчи. Для повседневной носки применяли более дешевые и износостойкие материалы. Для праздничных нарядов ткани часто создавали собственноручно с авторскими рисунками и декором не скупясь при этом на дорогие камни, меха и прочую отделку.

Внимание! Особое внимание в древние времена отводилось цветовым характеристикам изделий. Цвета для татар служили определенным отражением жизненных реалий. Каждый цвет отражает религиозные предпочтения человека и его положение в социальной иерархии.

Например, в 19 столетии красный цвет символизировал принадлежность к определенному роду и сословию, а позднее о финансовой независимости человека. Через какое-то время этот цвет стали повсеместно использовать в праздничных одеяниях на различных торжествах. А вот белая одежда у большинства ассоциируется со старостью и траурными мероприятиями.

В настоящее время наблюдается тенденция использования разнообразных броских и даже дерзких оттенков. Все чаще используется изумрудные, сиреневые и синие цвета сочетают с контрастными тонами и яркими узорами. Более изысканно выглядит вышитый золотом наряд.

Аксессуары для дополнения национального костюма

Основной частью костюма служит головной убор, по которому знающий человек легко сможет определить общественный статус, возрастные характеристики, а также семейное положение его обладателя. Основные виды головных уборов :

  • Тюбетейка. Представляет собой мужской головной убор. Она может быть как домашней небольшой шапочкой, так и на выход. При их изготовлении применяли большое количество интересных материалов, орнаментов и украшений. Именно поэтому в музейных коллекциях сейчас храниться огромное количество различных вариантов этой одежды;
  • Калфак. Его носили женщины, и по его внешнему виду можно было сказать многое. Так, если девушка не замужем ей полагалось носить калфак белого цвета. У замужних женщин они сортировались определенным образом в зависимости от клана. Форма изделий тоже могла отличаться. Большинство из них по внешнему виду напоминали мужскую тюбетейку. Интересно смотрелись колпаки с заостренным матерчатым концом, украшенным бахромой из золотистых нитей;
  • Шапки на меху пользовались особенной популярностью в холодное время года. По форме они напоминали цилиндр и имели плоский верх. Шили их из ценного меха. В основном использовали каракуля и добавляли вставки из меха соболя, куницы, бобра и других животных. С такой шапкой носили специальную тюбетейку, называемую каляпуш. Ее шили из бархата и также эффектно украшали, несмотря на то, что она была лишь дополнением к основной вещи;
  • Покрывало. Особым пунктом следует выделить покрывало. Его ношение было обязательным условием. Это связано особенностями древних языческих верований. Издревле считалось, что волосы обладают особыми магическими свойствами. У каждой религии свои особенные предписания к одежде. Например, приверженки ислама должны закрывать лицо и голову, а также скрывать под массивными тканями формы и очертания своей фигуры;
  • Накосник представляет собой особый вид украшения женской головы. Они очень разнообразны по конструкции, украшениям и цветовому решению.

Одежда татар выделяется среди нарядов других народов обилием всевозможных украшений высокого качества и яркостью цветов. Украшения носили все независимо от возраста и пола. Мужская часть населения носила объемные перстни с камнями. Женщины также отдавали предпочтение большим и массивным украшениям, часто очень тяжелым. Их одевали на шею, руки и уши. Одним из древнейших и излюбленных видов аксессуаров были серьги. Их начинали носить с раннего детства и до пожилого возраста.

Женский национальный татарский костюм дает полное представление о национальном быте и эстетических понятиях. Вкупе с физическими факторами, татарский народный женский костюм повествует нам о возрасте и статусе женщины, ее семейном и социальном положении, а также о личных вкусах и предпочтениях.

Описание татарского национального костюма

Национальные костюмы татарского народа – это уникальная, характерная только для данного народа, художественная составляющая, которая включает в себя ткачество, изготовление головных уборов и обуви, а также ювелирное искусство.

Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Зимой в качестве верхней одежды носили шубы.

Для женщин было обязательно носить покрывало, чтобы скрывать фигуру и частично лицо. В 19 веке покрывало сменилось платком, который девушка в национальном татарском костюме завязывала на голове, надвинув его на лоб.

Именно головной убор женщины говорил о ее . Незамужние девушки носили сшитые или связанные мягкие «калфаки». Важная роль головному убору отведена была и в татарском национальном свадебном костюме, который отличался обильным украшением и роскошной меховой отделкой. Дамы, которые были уже замужем, накрывали голову легкими шелковыми покрывалами или шалями, и носили ювелирные украшения на лбу и висках.

Обувь в татарском национальном костюме

Обувь, которую носили татары, представляла собой кожаные башмаки и сапожки «ичиги». Праздничные модели обуви были выполнены из разноцветной кожи, а в будни носили татарские лапти «татар чабата», надевая их на тканые чулки.

Об особенностях культуры татарского народа можно судить, проанализировав национальный костюм женщин. Ведь именно представительницам прекрасного пола присуща необходимость проявлять красоту во всем. И одежда – яркое тому подтверждение. Татарские женщины стремились к красивому, приталенному силуэту одежды и по-восточному насыщенному декору (вышивка, использование камней, соболиного и лисьего меха).

Сложно определить единый тип татарского национального костюма, ведь существует немало подгрупп татар. На формирование национального образа в одежде оказали влияние восточные народы, ислам, особенности национального костюма поволжских татар.

Как и традиционные костюмы всех прочих народов, национальная одежда прошла долгий и непростой путь исторического развития.

В национальном костюме татар представлены в гармоничном сочетании ткани ярких «восточных» цветов, головные уборы с непростым орнаментом, обувь разных видов и назначений, изящные и сложные ювелирные украшения. За счет всех этих элементов формируется особенный характер национальной татарской одежды.

Элементы национального татарского костюма

Основу традиционного костюма татар составляют шаровары (ыштан) и рубаха-платье (кулмэк). Поверх рубахи традиционно надевали кафтан или халат. Причем само слово «халат» имеет арабские корни и очень созвучно с подобным элементом арабской одежды – хильгатом.

Также татары часто надевали чобу. Это была легкая верхняя одежды без подкладки, достигавшая длины чуть ниже колена. Обычно ее шили из льняных или конопляных тканей.

Обычно верхняя распашная одежда татар не имела застежек, поэтому несомненным атрибутом национального костюма является пояс. Он мог в равной степени быть сшитым из ткани или связанным из шерсти.

Еще одним отличительным моментом татарской одежды была ее трапециевидная форма. А также большой размер и удивительная яркость тканей. Для было характерно надевать большое количество украшений, что только добавляло яркости образу.

Женская традиционная одежда

Татарская была более разнообразна, нежели мужская. Она различалась не только по сезонным периодам, но и по назначению (повседневная, праздничная), и даже по возрастному признаку. Именно в женской традиционной одежде ярче были видны территориальные особенности той или иной подгруппы татар.

Основу женского традиционного костюма составляли рубаха, штаны и нижний нагрудник. Также часто использовались камзолы и бишметы. Камзолом называлась короткая безрукавная одежда, чаще всего приталенная, в отличие от мужского варианта камзола. А бишметом - кафтан с длинными рукавами и приталенной спинкой. Его часто шили из бархата и отделывали мехом. Он застегивался с помощью большой серебряной застежки, которая выполняла еще и эстетическую функцию.

Источники:

  • Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм является ярким выражением народного творчества. Он включает в себя изготовление тканей, пошив и украшение одежды, создание сложных и богато декорированных головных уборов, производство обуви и уникальных ювелирных украшений.

Инструкция

Ярче всего национальные особенности прослеживаются в женском наряде. Для традиционного костюма характерен трапециевидный силуэт, сочные цвета, обилие вышивки и украшений. Одежда в большинстве случаев состояла из длинной туникообразной рубашки и распашного верхнего платья с длинными рукавами и приталенной спинкой. Обязательной частью женского наряда был нагрудник, который надевался под рубаху с глубоким вырезом на груди. Под рубашкой носили широкие штаны. Верхнюю одежду богато украшали вышивкой, отделывали ценным мехом, декорировали бусинами и мелкими монетами.

Одежда мужчин также состояла из рубахи, которая была значительно короче женской, и широких штанов, шившихся, как правило, из полосатой ткани. Верхняя мужская была распашной и повторяла силуэт женской, но полы камзола доходили колен, и он часто шился с короткими рукавами или вовсе без рукавов. Бишмет, зимний кафтан, утеплялся ватой или овечьей шерстью. Обязательным атрибутом мужского костюма татар был пояс. Он мог быть домотканым или сшитым из фабричной ткани, реже использовали вязаные пояса.

Татарские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). В доме носили тюбетейку – небольшую на макушке. Поверх тюбетейки надевали в зависимости от времени года матерчатые, войлочные или меховые шапки. Представители исламского духовенства среди татар носили чалму.

Похожие публикации