Дошкольное воспитание «Методы и формы активизации родителей как условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в доу. «Методы активизации родителей

Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно — образовательных задач ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей.

Метод убеждения как метод формирования сознания личности.

Метод убеждения задействуется для:

— долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

— привлечения к сотрудничеству;

— побуждения объекта к нужному поступку.

Существуют правила эффективности метода:

1. Обращение к человеку по имени. Для человека нет сладостнее звука, чем звучание его имени. Все имена родителей нужно знать наизусть.

2. Привлечение внимания. Люди чаще говорят «да» тем людям, которых они знают и любят. Педагог должен выглядеть привлекательно, речь должна быть подготовленной, мимика и жесты сдержаны и уместны.

3. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место при этом процессе занимает аргументирование. Использовать аргументы можно с ссылкой на авторитетный источник или на собственный практический опыт. Некоторые люди владеют этим с детства.

Видеоролик «Дети находят нужный аргумент» из передачи «Устами младенца»

4. Обоснование чёткого плана действия. Рассказать, как достичь нужного результата, какую помощь при этом хотите получить от родителей.

5. Подчёркивание общих целей. Употребление в речи таких фраз: «Мы – одна команда!», «Мы вместе добьёмся многого».

6. Обращение к лимиту времени. Каждый новый совместный проект регламентировать временем, указывать четкие сроки.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

— Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

— Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант — буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

— Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

1. Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

— Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

— Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

— Для ребёнка первые воспитатели — это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

2. Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

— Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка).

— Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

— При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.

2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 22nd Ноябрь, 2015
Вы находитесь:

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы активизации родителей.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течение месяца (до следующей встречи), например, выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года») .

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут.

Активный родитель.

В 1995 году я закончила школу № 20, в 1999 году – Тульский государственный педагогический университет и в этом же году пришла на работу в родную школу. 4 «Б» - это мой третий выпуск. Определенный опыт работы, в том числе, работы по активизации родителей накоплен; очень помогло знание традиций школы.

Много лет работаю над проблемой: организация работы родителей в школе. Работу веду по нескольким направлениям.

Информационно-аналитическое: изучение семьи, например, с помощью анкетирования, что помогает лучше ориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи. Анализ анкет позволяет выделить три группы родителей: родители – лидеры, родители – исполнители, родители – критические наблюдатели. Становиться понятно, в какой степени и на кого можно опереться в дальнейшей работе.

Познавательное направление: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. С этой целью использую активные формы и методы работы с родителями:

Родительские собрания (организационные, тематические, итоговые); формы различны: беседы, анализ педагогической ситуации, просмотр видеоматериалов, детских работ;

Совместное создание предметно-развивающей среды (открытие Пушкинского класса на базе Пушкинской школы – первого в России и не имеющего аналога специального (пушкинского) учреждения дополнительного образования детей);

Создание совместных проектов («Город у самого сердца России»);

Совместные экскурсии (это и награда детям по линии Пушкинской школы, и по инициативе родителей, что тоже очень важно);

Оформление классного уголка «Юные пушкинисты» (фотомонтажи, различная тематическая информация «Семейный отдых», «Моя родословная» и др.)

Считаю, что родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию: умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

Тематический материал (« О правильном питании», «Режим дня младшего школьника»,

«Чем и как занять ребенка дома»);

Фотогазеты (пребывание в санатории «Тонус – Плюс»; выступление на школьной научно-практической конференции «Путь к успеху»; отрытые уроки, классные часы);

Презентации (внеклассные мероприятия: конкурсы под общим названием «Мой Пушкин»; участие во Всероссийских, региональных, муниципальных творческих конкурсах, олимпиадах).

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Думаю о создании специального уголка для родителей.

Такая работа позволяет сформировать у родителей потребность воспитывать детей грамотно. Помогаю родителям овладевать понятием «педагогическая рефлексия»: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Всё это формирует родительскую позицию, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Молодым педагогам:

Определите педагогическое кредо («Дорогу осилит идущий»);

Любите свою работу;

Читайте, читайте и ещё раз читайте.

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями.

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания , на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов дошкольного блока используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

педагогическая мастерская , организационно –деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

^ Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…
^ Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
^ Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.


Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно - образовательных задач ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей.

Метод убеждения как метод формирования сознания личности.

Метод убеждения задействуется для:

Долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

Привлечения к сотрудничеству;

Побуждения объекта к нужному поступку.

Существуют правила эффективности метода:

1. Обращение к человеку по имени. Для человека нет сладостнее звука, чем звучание его имени. Все имена родителей нужно знать наизусть.

2. Привлечение внимания. Люди чаще говорят «да» тем людям, которых они знают и любят. Педагог должен выглядеть привлекательно, речь должна быть подготовленной, мимика и жесты сдержаны и уместны.

3. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место при этом процессе занимает аргументирование. Использовать аргументы можно с ссылкой на авторитетный источник или на собственный практический опыт. Некоторые люди владеют этим с детства.

Видеоролик «Дети находят нужный аргумент» из передачи «Устами младенца»

4. Обоснование чёткого плана действия. Рассказать, как достичь нужного результата, какую помощь при этом хотите получить от родителей.

5. Подчёркивание общих целей. Употребление в речи таких фраз: «Мы – одна команда!», «Мы вместе добьёмся многого».

6. Обращение к лимиту времени. Каждый новый совместный проект регламентировать временем, указывать четкие сроки.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т.п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т.п.

За каждый предлагаемый вариант - буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

1. Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

Для ребёнка первые воспитатели - это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

2. Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка).

Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.

2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

Бутакова Наталья
«Методы активизации родителей»

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями . Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители , которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях :

Повышение педагогической культуры родителей .

Вовлечение родителей в деятельность БДОУ ,

Совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель : сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей , воспитанников и педагогов детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей .

Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

С какими проблемами столкнулись мы педагоги, решая данные задачи :

Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.» ;

Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;

Занятость родителей , отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;

Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители» , «мы пришли отдохнуть»

Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями :

Не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют» , а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут » ; и т. д. ;

Не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 % , при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители , или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание , то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию . Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному» , ни повестки, ни решения.

Не желание прислушиваться к потребностям родителей , а точнее не изучать их запрос.

Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.

Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога, так как педагог должен владеть :

трудовыми действиями : «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»

необходимыми умениями : «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»

необходимыми знаниями : «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью ».

Что уже имеется и используется в нашем учреждении :

Детско-родительский клуб выходного дня «Вместе весело шагать» - совместное посещение музея им. Врубеля (старшая и подготовительные группы, к сожалению, количество участников клуба не увеличивается. Можно использовать посещение не только музея, а кинотеатра, театра, катка, бассейна и т. д. После проведенных мероприятий, выставлять информацию в форме газеты, информационного листа, выставки, чтобы родители не участвовавшие могли, познакомиться с данной формой работы. Вести портфолио клуба : где, когда были, кто участвовал, впечатления, рисунки, фотографии, поделки. Провести фото, видео отчет на родительском собрании . Провести итоговое мероприятие в группе (участвуют и дети и родители , где будут подведены итоги.

День открытых дверей. Очень малое количество родителей , которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей , что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями , принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.) .

Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей . (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.

Родительские собрания , проводимые в нетрадиционной форме : Круглого стола «Детские капризы и упрямство» , Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком» , Тренинг «В школу собирайтесь» , Квест «Родительские директивы » названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей , их деятельность в ходе родительского собрания , участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные , и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы » были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали» , родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители , но и педагог.

Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию , отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).

Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей :

1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.

- «Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)

- «Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.

- «Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»

- «Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.

- «Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.» . любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.

- «Передай улыбку по кругу»

- «Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.

- «Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.

- «Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.

- «Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.

2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.

3. Продумать, как будет проходить деление на группы

С помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)

С помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма) .

С помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.

С помощью игр «Займи место» , «Зайкин домик» , «Подводная лодка» и т. д.

С помощью считалки

С помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»

4. Продумать как активизировать в ходе деятельности :

Переход хода (по кругу,

Отвечаем вместе, парой,

На каждое задание новый капитан (передается фуражка)

Инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации

Игра «Ромашка» , каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.

- «Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.

Круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»

Квест - это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек.

Любые игровые технологии.

5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.

Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям , что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Необходимо активно сотрудничать с родителями , используя разные формы работы :

Нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

Мастер-классы,

Дни открытых дверей,

Совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

Участие родителей в семейных конкурсах, выставках,

Организация совместной трудовой деятельности,

Наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,

Консультации,

Анкетирование,

Индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи : анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей , посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями , сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Методы активизации родителей
«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»
В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики. Существуют так же игровые методы активизации родителей. Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его. Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.
Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.
Игра - связующая нить.
Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми. Данные игры и игровые ситуации педагоги могут использовать при проведении родительского собрания, чтобы избежать монотонности, для организации досуга с детьми или семьей и при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы. Это прекрасная социоигровая разминка для любой категории слушателей (детей и взрослых).

Похожие публикации