Конспект НОД для детей старшей группы «История создания стекла. Конспект занятия «Удивительный мир стекла Беседа на тему стеклянный мир свойства стекла

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Конспект занятия экспериментированию

в старшей группе

«Удивительный мир стекла и металла »

подготовила: воспитатель Гильманова Г. Н.

2018 год

Тема: «Удивительный мир стекла и металла »

Интеграция: « Познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Интегрированные задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;

5. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

6. Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла).

7. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

8. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.

Словарная работа: магнит, магнитные силы, пластмасса, железный, скрепка. стекло, стеклянный, металл, металлический, гладкий, твёрдый, прозрачный, не прозрачный, хрупкий, не хрупкий, водопроницаемый, водонепроницаемый, разноцветный, звучит.

Материал: металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. стеклянные предметы

Ход ООД:

(Дети на ковре встают в круг.)

В: « Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »

В: А сейчас давайте закроем глазки и все вместе скажем - Крибле-крабле- бумс!

Теперь, Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, куда мы сейчас попали?

мы оказались в лабораторию Волшебников. И сегодня мы познакомимся с несколькими предметами. А вот с какими, вы постарайтесь отгадать:

1.Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

(Стекло.)

Отгадали, молодцы .

(на столе рассматриваем небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. Дети называют, а воспитатель подводит детей к выводу, что они сделаны из стекла, т.е. стеклянные.)

В: А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло. Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Физкультминутка «Мы здоровы! »

Мы ногами – топ, топ

Мы руками – хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами – чик – чик

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли

Сели, встали. Сели, встали.

Руки к телу все прижали.

И подскоки делать стали.

В: Молодцы, справились с заданиями. Я вам сейчас загадаю еще одну загадку:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

- Дети, что это? (машина). Воспитатель достает машину и подтверждает отгадку детей.

- Дети, что вы можете сказать о машине? (цвет, форма и т.д.). Если машина железная, значит, из чего сделана? (из металла). А если она сделана из металла, значит она какая? (металлическая).

Эксперимент №1 «Звук металла»

Детям предлагается постучать сначала деревянной полочкой по металлическому предмету, а затем железной, сравнить какой звук был громче и почему.

Эксперимент №2 «Вес металла»

Дети сначала взвешивают на ладонях два шарика одинаковых по размеру, но разные по материалу (напр., металлический и деревянный). Определяют, какой тяжелее. Затем проводится опыт: в стаканы с водой опускают шарики. Дети озвучивают, что произошло с каждым из шариков, сравнивают. Делают вывод, что металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелый.

Эксперимент №3 «Теплопроводность металла»

Воспитатель предлагает проверить, нагревается ли металл от огня. Дети на ощупь определяют, что пластина холодная, затем сравнивают после того как педагог нагрел пластину при помощи свечи. Делают вывод, что металлические предметы нагреваются. Педагог говорит, что металл проводит тепло – это называется теплопроводностью.

Эксперимент №4 «Волшебная рукавица»

Воспитатель предлагает детям «интересную вещицу – волшебную рукавицу». и демонстрирует детям фокус: с «волшебной рукавицы» не падают металлические предметы. Детям предлагается разгадать, в чем ее секрет. Дети рассматривают рукавицу, находят в ней магнит. Делается вывод, что металл магнитится, это свойство называется магнетизмом. Воспитатель дарит детям магнитики, для того, что бы они без труда могли отличать металлические предметы среди других.

Опытно-экспериментальная деятельность

с детьми старшего возраста «Удивительный мир стекла»

Цель: Познакомить со способом получения стекла. Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д). Развивать любознательность.

Предварительной работы: чтение энциклопедии, рассматривание…

Задачи:

  1. Образовательные
  1. Уточнить представления о том, что стекло разнообразно (прозрачное, хрупкое, цветное, гладкое и т. д)
  2. Сформировать знания о значении стекла в жизни человека
  3. Расширить словарный запас детей
  1. Развивающие
  1. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности. Уметь рассуждать, делать выводы
  2. Развивать и укреплять навыки безопасности при обращении со стеклом
  3. Развивать интерес к познанию предметного мира
  1. Воспитательные
  1. Воспитывать бережное отношение к стеклу
  2. Воспитывать уважение к людям профессий, работающим со стеклом
  3. Формировать художественный вкус

Материал

Колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда

Ход деятельности

Ребята, послушайте загадки, отгадайте их и, тогда, вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня.

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь. (Стекло)

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено. (Стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся. (Стекло)

Отгадали, молодцы.

Воспитатель:

Сейчас я вас приглашаю в лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок-

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Воспитатель: Почему осколки собирают веником и совком?

Дети: Можно порезаться. Для безопасности можно пользоваться и пылесосом.

Воспитатель: Молодцы ребята, усвоили правило безопасности.

Хотите узнать, как появилось стекло?

Песок важнейший компонент из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а в другой конец трубочки выдувал стеклянный пузырь. Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал две формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

А теперь займите свои места.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Вывод делают дети-

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные

предметы.

Дети определяют, что они гладкие, холодные, ребристые

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для в стакан наливает воду, убеждается, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Показать несколько примеров: стекло тонкое, хрусталь). Чем стекло толще, тем звук глуше, чем тоньше стекло - звук выше.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями.

Физкультминутка «Стеклодувы»

Управляя раскалённой каплей (дети, имитируют действия стеклодува)

Облачая в форму вещество,

Создавая лебедя иль цаплю,

Стеклодув в любое существо

Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)

Пара сизокрылых голубей,

И кокетливо уже гарцует

Рыжий конь, и шустрый воробей

Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,

А за ним охоту кот ведёт…

Стеклодув-он как кудесник редкий-

Хоть кого на свет произведёт.

Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую, где можете проявить своё творчество со стеклом.

Дети подходят к столам, где лежит цветной картон и цветные стеклянные камешки. Каждый ребёнок придумывает свой сюжет.

После того как дети закончат, предложить им посмотреть на творения художников, дизайнеров из стекла.

  1. Просмотр презентации «мир стекла».
  2. Прослушивание игры на бокалах («Новогодние фантазии» Тимофей Винковский http://www.youtube.com/)

Спасибо за внимание!


Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ СОШ № 842, город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Свойства стекла» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Этот конспект познавательного направления, знакомящий детей со свойствами стекла.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Образовательная область: Познавательное развитие
Цель:
Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные:
Учить выявлять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по предметам, не глядя на них, находить существенные признаки.
Формировать способы словообразования прилагательных.
Развивающие:
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Воспитывать бережное обращение с предметами, сделанными из стекла.
Словарная работа: Прозрачное, светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, бьется, хрупкое, свойство.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково-исследовательская деятельность.
Материалы и оборудование:
Изделия из стекла: тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки, часы и т.д.
Мяч

Организационный момент

В группу заходит грустный Карлсон (взрослый), здоровается с детьми.
Карлсон рассказывает детям историю о том, как Малыш подарил ему большую банку с малиновым вареньем. Он довольный и радостный летел к себе домой на крышу, но засмотрелся на пролетающую мимо птичку. Банка выскользнула у него из рук и, упав на дорогу, разбилась. Все варенье растеклось. Он очень опечален, ведь это его любимое лакомство. Карлсон говорит, что во всем виновата стеклянная банка. Почему она разбилась? Спрашивает у детей, что же такое стекло? Каковы его свойства?
Воспитатель предлагает детям помочь Карлсону разобраться в свойствах стекла и приглашает всех в лабораторию.

Поисково-исследовательская деятельность

На столе стоят изделия из стекла (тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки). Воспитатель обращает внимание детей на эти предметы, просит назвать их. Отмечает, что вещи похожи друг на друга, так как все они родственники.
Воспитатель: Очень много предметов делают из стекла. Интересно почему? Давайте займемся определением свойств стекла.
Воспитатель предлагает Карлсону опустить шарик в стакан. Спрашивает у детей, что в стакане. Интересуется, как они догадались о том, что в стакане цветной шарик. Выслушивает ответы детей.
Дети делают вывод о том, что стекло прозрачное.
Воспитатель: Где используется это свойство стекла – его прозрачность?
Дети: Окна в зданиях, очки, линзы, телескоп, микроскоп, аквариум, стекла в машинах, часах и т.д.
Воспитатель: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла и определите их цвет.
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырек, зеленая бутылочка, голубая ваза, черные солнцезащитные очки, разноцветная стеклянная фигурка и т.д.
Воспитатель интересуется, зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшения помещений. Для защиты глаз (солнцезащитные очки). Темные пузырьки делают для увеличения срока годности лекарств.
Затем дети по предложению воспитателя берут стеклянные изделия в руки, определяют каково стекло на ощупь (гладкое, с бугорками, ребристое, скользкое, холодное и тд.). Вычленяют еще одно свойство: есть изделия из тонкого стекла, есть – из толстого.
Воспитатель: Практически в любую стеклянную посуду можно налить жидкость.
Карлсон наливает в стакан воду. Дети делают вывод о том, что стекло водонепроницаемо.
Воспитатель спрашивает детей, где используется это свойство.
Дети: При изготовлении стеклянной посуды, в аквариумах.
Воспитатель: Есть у стекла и еще одно свойство: если до него дотронуться металлической палочкой, оно издает мелодичный звук. Послушайте (демонстрация).
Воспитатель: Что случиться, если уронить стеклянную вещь?
Дети: Оно разобьется.
Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что стекло хрупкое. Просит рассказать Карлсону о правилах обращения со стеклянными предметами.
Воспитатель вместе с детьми обобщает результаты наблюдений, еще раз называя свойства стекла.

Игра «Какой предмет?»

Воспитатель говорит Карлсону, что предметы делают не только из стекла, но и из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?»
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и называет какой-либо предмет и материал, из которого он сделан, ребенок, возвращая мяч, называет какой предмет.
Пузырек из стекла – стеклянный
Ложка из металла – металлическая
Ложка из дерева – деревянная
Ваза из глины – глиняная
Ваза из стекла – стеклянная
Машинка из пластмассы – пластмассовая
Мяч из резины – резиновый
Кораблик из бумаги – бумажный
Линза из стекла – стеклянная
Поднос из металла – металлический

Занятие с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим миром
«Знакомство со свойствами стекла»

Старшая группа

Программные задачи:

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.

Материал: предметы из стекла, покрывало, фишки, схема-задание.

Ход задания:

Воспитатель. Ребята, а вы любите играть? Давайте с вами поиграем. Хотите? Встаньте полукругом.

Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре, пять/загибают пальцы

Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки),

Будем дружно мы играть

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу).

Воспитатель. У меня для вас есть сюрприз, нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама Королева Стеклянной Страны, но чтобы добраться до стеклянной страны надо сначала выполнить задания, которые помогут нам там побывать.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны.

Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание:

Назвать вежливые слова.

Воспитатель . Дети вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны?

Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

Воспитатель . Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу на котором лежат предметы из стекла накрытые салфеткой.) Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем).

Воспитатель убирает салфетку и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы вазы бутылки салатницы, различные флаконы и т. д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они - родственники.

Воспитатель . Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку.) Дети, что в стакане? А как вы узнали что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стакан цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан).

Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому что стекло прозрачное.)

Воспитатель . Ребята, что делают из стекла, где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, аквариумах и т. д. За правильные ответы дети получают фишки.)

Воспитатель . А какое ещё бывает стекло по цвету? Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.).

Физкультминутка.

Отражение в стекле

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья -

Раз, два, три-

И снова повтори!

Воспитатель . Ребята, давайте определим какое стекло на ощупь, что вы ощущаете? (Ответы детей: гладкое, холодное, скользкое и т. д.)

Воспитатель помогает выявить ещё одно свойство: посмотрите на стакан а теперь на графин, чем они отличаются? Какие они по толщине? (Есть изделия из тонкого стекла, а есть из очень толстого.)

Воспитатель . Что произойдёт, если я уроню стеклянное изделие?

Дети . Оно разобьётся. Значит, стекло хрупкое.

Воспитатель . Будем проводить опыт?

Дети. Нет.

Воспитатель . Конечно нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия. Ребята у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?

Дети . Ответы.

Воспитатель . Как же надо обращаться со стеклянными изделиями?

Дети . Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч.

Воспитатель . Как надо собирать разбитое стекло?

Дети . Веником на совок смести, в перчатках собирать.

Воспитатель . Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.

Воспитатель. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло - водонепроницаемо, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Воспитатель. А если карандашом ударить по стеклянной посуде, что вы услышите? Правильно мелодичный звук. Так же можно прикоснуться одним стаканом к другому, (дети повторяют опыт).

Воспитатель. А если вы дотронетесь до стекла, что почувствуете? Какое стекло на ощупь?

Дети . Оно холодное и гладкое.

Воспитатель . Да, ребята, сейчас стекло холодное, но если мы нальем горячий чай, то стеклянный стакан станет тоже горячим, значит, стекло хорошо пропускает тепло.

Воспитатель . Давайте назовём все свойства стекла:

Стекло прозрачное;

Стекло окрашивается (цветное);

Стекло хрупкое;

Стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;

Стекло мелодичное;

Стекло холодное, но пропускает тепло;

Стекло гладкое.

Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла. Зная свойства стекла можно загадать загадку.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

Дети . Стекло.

  1. Стеклянный домик на окне.

С прозрачною водой

С песком и камушком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

2 . Вот стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит а вечером проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)

3 . Бабушка Варвара

Всюду их искала

Не залезла чуть в трубу

А они нашлись на лбу. (Очки.)

4 . Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник.)

5. У золушки с ножки

Свалились случайно

Была не простой она

А хрустальная. (Туфелька.)

6 . Заболели ушки

Прохудился носик

Заболели глазки

Капаем из неё без опаски. (Пипетка.)

7 . Глядись в меня

Хоть целый день

Коль на себя

Смотреть не лень. (Зеркало.)

Воспитатель.

А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил».

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки.

Воспитатель. Дети посмотрите, что в этой стеклянной баночке?

Дети . Песок.

Воспитатель . А зачем нам нужен песок?

Дети . Ответы детей.

Воспитатель. Я хочу вам рассказать историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок. (Сода добавляется для получения стекла.)

Воспитатель . Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны?

Воспитатель . А теперь давайте посчитаем у кого сколько фишек? (Победители получают медали.)


Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;

2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.

Ход занятия.

Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь - разобьется.

Отгадали, молодцы.

Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)

Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.

Человек давно научился делать предметы из стек-ла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флако-ны, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королев-ских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды ма-стер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на сто-ле. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень цени-лось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали ма-шину, которая вытягивала из плавильной печи жид-кую стеклянную массу в виде широкой ленты. Зас-тывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, кото-рое вам понравилось.

Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.

Опыт №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.

Похожие публикации