Консультации родителям по сказкам. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка

Савилова Марина Александровна , воспитатель
ЯНАО, Тюменская область,г.Ноябрьск

Раскрыть родителям важность сказок в воспитании и становлении личности ребенка



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Воспитание сказкой

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть - выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

О себе: Живу в далеком сибирском городе. Воспитываем с мужем двух замечательных деток - сыночка и дочку. Именно для них в свободное время создаю эксклюзивные вещи (вязание, шитье, вышивка). Летом люблю творчески подходить к работе на грядках. Основное увлечение - работа. Нравится придумывать различные дидактические игры и пособия.

Как сочинить ребенку сказку

Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание: Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Сказка не дает прямых указаний, но в ее содержании всегда заложен поучительный смысл, который дети постепенно воспринимают и реализуют в собственной жизни.
Назначение: материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, педагогов, воспитателей.
Цель: рекомендации родителям детей дошкольного возраста по сочинению сказок, с целью заложения нравственных качеств.
Задачи: предоставить родителям рекомендации по составлению персонализированных сказок.

Мир сказок – это удивительный мир фантазии и волшебства, мир, который помогает ему войти в мир взрослых. Сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она объединяет родителей и детей, дает возможность приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.
Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы, способны оказывать влияние на формирование личностных качеств, воспитывать положительные качества у ребёнка, справляться с рядом имеющихся проблем. Дети учатся понимать поступки других, отличать добро от зла, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Часто наши наставления «надо чистить зубы», «пойдем скорее, а то опоздаем в детский сад», «все дети днём спят, и ты ложись» наталкиваютребенка на мощный протест. Тогда нам на помощь может прийти сказка или интересная история.
Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются сказки: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и другие.
Дети часто не рассказывают о том, что их беспокоит, потому, что стыдятся этого, боятся непредсказуемой реакции взрослых, а иногда и сами не понимают в чём дело или не могут подобрать слов для описания своих чувств и эмоций.
Для ребенка рассказ или сказка намного интереснее, чем поучительная лекция. Одна знакомая девочка лет пяти, когда ей начиналиговорить о том, как она себя плохо ведёт, она закрывала уши, не переставая говорить – я васвсё равно ничего не слышу. А рассказы или сказки о непослушнойдевочке слушала с огромным удовольствием.
Такие интересные рассказы позволяют малышу почувствовать, что он не одинв своих переживаниях, страхах, тревогах и др. Это успокаивает и избавляет от комплекса неполноценности, дает уверенность и помогает бороться с трудностями.
Сказку можно не только читать или рассказывать, но и показывать с помощью игрушек или кукол, разыгрывать в ролях.
Самый простой и эффективный способ для родителей - придумывать сказку вместе с ребенком.
Сочинять сказки можно, когда выдается свободная минутка или в специально выделенное для этого время. Желательно больших перерывов не делать, возвращаться к сказке хотя бы раз в 2-3 дня, можно и чаще. Для занятий достаточно 30-40 минут. Переделать готовую сказку в психотерапевтическую не составит большого труда. Потребуется лишь немного времени и фантазии.


Рекомендации родителям, как сочинить сказку?
1. Сформулировать проблемы, которые вы хотите решить с помощью сказки.
2. Мысль, которую вы хотите донести до ребенка.
3. Главный герой, в чём схожесть с вашим ребенком.
4. Ситуация, её описание в которой главный герой оказался.
5. Выход и решения ситуации.
6. Выводы, которые сделал главный герой.
7. Мораль сказки.
Для начала необходимо определиться с целью сказки, какую проблему мы собираемся решитьс её помощью. Ребенок боится темноты? Он со слезами ходит в детский сад? Плачет, когда надо чистить зубы?
Для малыша до 5– 6 лет лучше всего сочинять сказки про различных животных. Для большей схожести выбранный зверюшка из сказки может обладать такими качествами, которые есть у вашего ребенка.Именно тут можно напомнить о его сильных сторонах, хороших качествах, талантах, способностях.
Сформулируйте решения, которые вы собираетесь предложить своему ребенку, придумайте персонаж, который похож на ребёнка. Пусть главный герой данной сказки окажется в похожей с ним ситуации, столкнется с трудностями, что и у ребенка. Другие герои сказки не должны быть слишком страшными и злыми, потому что ребенку будет трудно понять, как справиться с ними.
Вот тогда он станет отождествлять себя с этим персонажем и сравнивать свои поступки и его.
Для того чтобы придуманнаясказка напоминала реальную жизнь, сказочное пространство необходимо заполнить знакомыми для ребенка предметами (свитером в горошек, как у брата, любимой чашкой и другое).
Для мальчиков, которые увлекаются техникой, героем сказок может быть машинка, трактор или самолёт, для девочек – кукла или любимая мягкая игрушка.
Можно так же предложить малышу за главного героя придуманной сказкирешить, как поступить в той или иной ситуации. Ответы ребенка могут говорить о его страхах, агрессииили неуверенности в себе.
Например, если он посоветует при встрече со сказочным чудовищем спрятаться или убежать.Главным героем сказки может стать и любимая игрушка вашего малыша. Очень важно, чтобы главный герой сказки имел схожие переживания, страхи, тревоги, опасения, конфликты, тогда ребёнку будет легче сопоставить себя с персонажем. Необходимо почувствовать, что если этот герой в чем-то преуспевает или добивается, то и он сможет добиться того же.
Текст сказки для детейпостарше, умеющих читать и писать набирают на компьютере, иллюстрируют картинками из Интернета или семейными фотографиями, и распечатывают.
Сочиняя сказки на новый лад для своего ребенка, можно быстрее и проще найти с ним общий язык, помочь ему в избавлении от имеющихся комплексов.

Например:
Жил-был весёлый слоник. Он был добрый, дружелюбный, ласковый. Но в его жизни была одна неприятность –он очень боялся темноты.
Если вы не знаете, что именно беспокоит ребенка, можно узнать, что, по его мнению, беспокоит главного героя сказки.
Например:
В одной кроличьей семье рос маленький крольчонок, который боялся… Чего он боялся?- спрашиваете вы. Ребенок отвечает. Вы за ребенком повторяете его ответ: «Да, он боялся лису, волка, оставаться один дома, а что ещё?». (Ответ ребенка).
Любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша.
Другой вариант:
«Рос бобрёнок, который не очень любил чистить зубы. Почему ему не нравилось чистить зубы?»
Соответственно, говоря за бобрёнка или крольчонка, ваш ребенок говорит о себе. Малыш идентифицирует себя с главным героем. Вы сможете лучше понять причины его такого поведения.

После того, как с основной беспокоящей проблемой главного героя определились, необходимо в сказке найти пути выхода. Их может быть большое количество, всё зависит от вашей фантазии.


Например:
Медвежонок, который очень медленно собирался в детский сад, не успел на интересный чемпионат, в котором всем игрокам давали его любимое лакомство. Мышонок, который жадничал и не хотел делиться машинками и игрушками в результате остался один и никто не захотел с ним играть.
По ходу сказки стоит деликатно коснуться проблем в воспитании вашего ребенка, будь то жадность, страх, лень или боязливость.Кроме того, главный персонаж может встретить в сказке помощника, который поможет преодолеть отрицательные качества, подскажет выход из сложившейся ситуации. Уже по ходу сказки можно спросить самого ребенка: «И как ему помог мудрый филин? Что он посоветовал трусливому крольчонку?» Очень важно, отвечая на этот вопрос, ваш малыш будет самостоятельно находить правильное решение, учиться справляться с трудными ситуациями.
Если ребенок не сможет придумать, как помочь главному герою, вы можете предложить ему использовать какие – либо волшебные сказочные предметы или самостоятельно ввести их в сказку.
Например:
Мудрый филин не знал и не понимал, как помочь крольчонку, он рассказал ему, где спрятан фонарик, прогоняющий темноту, или волшебная палочка, исполняющая все желания.


Например:
Бобрёнок в сказке может встретить маленького бельчонка, который подарит красивую, волшебную зубную щетку, чтобы зубки стали сильными и крепкими, что ими можно было бы разгрызать самый крепкий и твердый орешек.
Чтобы ребенку было легче сделать вывод из сказки, его должен будет озвучить главный герой или любой персонаж: «Мышонок решил, что теперь он не будет жадничать и будет делиться своими игрушками и машинками».
Придумывайте и сочиняйте разные финалы для сказок в зависимости от проблемной ситуации – как положительные, так и грустные, но не забывайте обсудить с ребёнком, что необходимо сделать, чтобы помочь основному персонажу исправить ситуацию.
Если вдруг после такой сказки ребенок попробовал предложенное в ней решение, а оно не дало результатов, не огорчайтесь. Спросите у малыша, что не получилось так, как было задумано. После, расскажите ребенку про одного малыша, у которого тоже сначала не все хорошо получалось. Он не оставлял попыток, и в конце концов нашел выход из трудной ситуации. Его родители очень им гордились.
Очень важно, чтобы родители внимательно слушали малыша, воздерживались от таких комментариев, как "давай сначала", "не совсем так", убеждали ребенка.
Дайте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, не перебивайте, с интересом его слушайте и помните, что он рассказывает в первую очередь о себе и о том, что его волнует. Поэтому будьте внимательным слушателем и верным другом.

«И нельзя без сказок Нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти Слова для любимых деток или малыша» .

Введение

Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказок очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.

Тема: «Сказка в жизни ребенка?»

Цель: Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам.

Задачи:

  • дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка
  • дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать.
  • показать родителям приемы работы со сказкой в условиях детского сада.
  • раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.

Ожидаемый результат:

Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с детьми.

Стабилизация эмоционального состояния детей;

Ход консультации

Уважаемая Анна Петровна, если не возражаете, я хочу вам рассказать о важности воспитании малыша сказка терапия, так как ваш малыш с не большим желанием слушает сказки в детском саду. Мы хотим, чтобы вы нам помогли развить интерес к сказкам. Предложила Анне Петровне сесть за стол, где разложено много книг на столе и вместе рассматривали картинки разных сказок, которые соответствовали возрасту ребенка. Рассказала особенность сказок

Какова же Роль сказки в воспитании детей.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Сказка умеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать о смысле жизни и о том, как стать счастливым. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить. Сказка, наш преданный друг, Дети способны вырасти в Древо Мудрости, только если мы сможем сохранить в себе одно истинно волшебное свойство – способность слушать сказку с пониманием и любовью.

Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.

Слушая народные сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок» , «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Снегурочка» . Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики» , хитрость – в сказках «Лиса и журавль» , «Лиса и тетерев» , «Лисичка – сестричка и серый волк» . Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка» , «Мороз Иванович» , «Царевна-лягушка» ) , мудрость восхваляется («Мужик и медведь» , «Лиса и козел» ) , забота о близком поощряется («Бобовое зернышко» ) .

Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяет ей. Хотя и говорится, что сказка ложь…да в ней намек, добрым молодцам урок!

Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им побольше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослым людям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книг не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный - а таких сейчас доcтaточно много.

Самые популярные детские сказки

Сказка на ночь - это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми.

Если вы хотите, чтобы ребенок поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Читать сказки лучше тихо и ровно, это успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для ребенка существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.

Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь ребенка, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «еще» . Тут уж не до сна, когда волк унес царевну! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению в целом: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!

Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоитьребенка А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.

Существует мнение о том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть ребенок может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Вообще, весь текст сказки - это хорошая русская речь, необходимый набор ключевых слов. В сказках - особый ритмический строй, что тоже развивает соответствующее чувство у ребенка. А если потрудиться читать сказку с хорошей дикцией, четко проговаривая все звуки, то можно сэкономить на визитах к логопеду! Есть также мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете решить вместе с ним.

Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами.

  • Волк и семеро козлят
  • Гуси-лебеди
  • Хаврошечка
  • Морозко
  • Маша и Медведь
  • Царевна-лягушка
  • Гадкий утенок
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Кошкин дом
  • Каша из топора
  • Красная шапочка

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время - когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа» . Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.

После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

Уважаемые родители, помните, что сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций

Приложение № 1

«Роль сказки в жизни ребенка»

Консультация для родителей

2015

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»

В.А. Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

Прочитайте с детьми дома такие сказки:

«Петушок и бобовое зернышко»

«Кот и петух»

«Ворона»

«Гуси – лебеди»

«Лиса и журавль»

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Приложение № 2

Консультация для родителей

2015

Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»

(Джанни Родари).

Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.

Приложение № 3

Познание (Ф Ц К М)

2015

Цель: учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывки из сказок, драматизировать их. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», мягкая игрушка – лиса, колобок.

Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, физкультминутка, вопросы к детям и ответы.

Предварительная работа: чтение сказок «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», обыгрывание сказки «Колобок» (настольный театр), изготовление колобка (апликация).

Воспитатель: ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну сказок. Для этого нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Звучит музыка, дети закрывают глаза и произносят вместе с воспитателем:

«Один, и два, и три, и восемь,

В сказку всех мы просим».

Воспитатель: ребята, осмотрите, мы очутились с вами на волшебной поляне. (Дети подходят к одной из елочек, под которой лежат иллюстрации к сказке «Маша и медведь», воспитатель загадывает загадку)

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирожками.

Путь не близкий, дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не дает на пенек присесть

И румяный пирожок по дороге съесть.

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: посмотрите, ребята, здесь иллюстрации к сказке! (Рассматривают).

Персонажей, какой сказки вы видите на иллюстрациях? («Маша и медведь»).

Как Машенька перехитрила медведя? (Напекла пирогов, забралась в короб, медведь принес ее домой к бабушке с дедушкой).

Очень хотелось медведю пирожков отведать, но что говорила Маша, когда медведь садился на пенек отдохнуть? («Не садись на пенек, не ешь пирожок»).

Как в сказках называют медведя? (Косолапый, топтыгин).

А давайте, ребята, поиграем в игру «Как то мы в лесу гуляли».

Как-то мы в лесу гуляли Ходьба по кругу, взявшись за руки.

И медведя повстречали.

Он под елкою лежит,

Растянулся и храпит. Остановиться, послушать.

Мы вокруг него ходили Ходьба в другую сторону на носочках.

Косолапого будили: Погрозить указательным пальцем.

«Ну-ка, Мишенька, вставай

И быстрей нас догоняй!». Убегают, медведь догоняет.

(Под другой елочкой дети видят лису).

Воспитатель: посмотрите-ка, ребята, лиса – всему свету краса. И хвостик у нее пушистый, и мордочка остренькая… Ну точь в точь лисичка из сказки «Заюшкина избушка».

Напомните мне, пожалуйста, кто сначала хотел помочь зайцу выгнать лису? (Собака). А что ответила лиса? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»).

А кто еще пытался выгнать лису, но им это не удалось? (Волк и медведь).

Кому удалось прогнать лису? (Петушку). Самомассаж «Петушок».

(На пенечке дети увидели колобка).

Воспитатель: ребята, вы узнали этого сказочного персонажа? (Колобок).

Скажите мне, а как заканчивается эта сказка? (Лиса съела колобка).

Ребята, а какая лиса в сказках? (Хитрая, плутовка, обманщица).

Как жаль колобка! И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его искали, ждали. Ребята, а давайте сядем и придумаем другой конец сказки – добрый, хороший. (Ответы детей).

А теперь послушайте, как я придумала: «Спел колобок песенку, а лиса ему и говорит: «Славная песенка! Да только, голубчик, стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок». Колобок знал, что лиса хитрая и решил ее сам перехитрить. Спел он ей другую песню – «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и заснула, а колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».

Ребята, вам понравилась моя сказка? Давайте поиграем. Веселый тренинг «Колобок».

Что за странный колобок в окошке появился:

Постоял совсем чуток, взял и развалился!

(Дети ложатся на спину, затем садятся, обнимая ноги руками, убирают голову в колени. Прижимают колени к плечам и смотрят на свои пятки).

Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять –

Развалились все опять!

(Дети вытягивают ноги и ложатся на спину).

Ну вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад к своим игрушкам, а то они вас заждались. А вам понравилось путешествие? В каких сказках мы побывали?

Звучит музыка, дети закрывают глаза и произносят:

Один, и два, и три, и восемь,

В детский сад всех переносим.

Приложение № 4

Непосредственно образовательная деятельность

«Любимый сказочный герой»

(По мотивам русских народных сказок)

Художественное творчество (рисование)

2015

Цель. Учить детей рисовать понравившихся сказочных героев по мотивам русских народных сказок. Создать творческую ситуацию для свободного выбора изобразительно-выразительных средств, для передачи характера и настроения персонажа. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений о русских народных сказках в изодеятельности.

Предварительная работа. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Проведение занятия «Путешествие в страну сказок».

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого, желтого, розового, светло-зеленого цвета, краски акварельные, кисти разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, фломастеры, цветные карандаши.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие сказки им читали, как они путешествовали в «Страну сказок», с какими героями встречались. Воспитатель предлагает детям нарисовать свои иллюстрации к любимым сказкам. Дети вспоминают сюжеты любимых сказок, по своему желанию выбирают художественные материалы (краски, цветные карандаши, фломастеры) и листы бумаги соответствующего цвета для фона. Дети рисуют по замыслу. Воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами, поддерживает любые сюжеты.

После занятия. Оформление выставки «Любимый сказочный герой». Перессказывание отдельных эпизодов любимых сказок.

Приложение № 5

Непосредственно образовательная деятельность

Игра – викторина

«Вспомни сказку»

Коммуникация (развитие речи)

2015

Цель. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к русским народным и авторским сказкам.

Материал и оборудование. Сюжетные картинки по сказке «Колобок», картинки к загадкам.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель говорит, что сегодня им предлагается поучаствовать в викторине по сказкам.

Воспитатель читает отрывки из знакомых детям произведений, задает вопросы, а дети должны определить название сказок, вспомнить имена персонажей произведения.

    Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте. В лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде! («Мойдодыр».)

    Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла… («Федорино горе».)

    За кого держалась Жучка? (За внучку.)

    Кто одолел тараканище? (Воробей.)

    Как звали медведей в сказке Л.Толстого «Три медведя?» (Михайло Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка).

    Какую песенку пел Колобок?

(Я Колобок, Колобок,

По амбару метен,

По сусекам скребен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел…)

    Какие предметы сбежали от мальчика в сказке «Мойдодыр»? (Одеяло, простыня, подушка, свечка, книжки, брюки.)

    Какие звери звонили по телефону в сказке К. Чуковского «Телефон»? (Слон, крокодил, мартышки, газели, свинья, медведь, бегемот, зайчата)

    Кто прихдил в гости к Мухе-Цокотухе? (Тараканы, блошки, букашки, бабушка-пчела, жуки, червяки, казявочки, кузнечики, клоп, муравей.)

10)Кто жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище-серый хвостище, медведь косолапый.)

Игра «Исправь ошибки»

Дети рассматривают сюжетные картинки по сказке «Колобок», прикрепленные на доске в неправильном порядке.

Воспитатель. Это иллюстрации из сказки «Колобок». Правильно ли они расположены? Вспомните сказку «Колобок», как она начинается, какие события произошли с Колобком, как заканчивается сказка? Разложите картинки в правильном порядке.

Игра «Загадки-обманки»

Воспитатель читает загадки-обманки и показывает детям карточки, на которых изображены животные, названия которых подходят по рифме, но не подходят по смыслу. Дети должны найти правильный ответ (назвать животное, подходящее по смыслу).

    Маленькую корку 5) Хохлатая птица

В маленькую норку Речью гордится.

Тащит тихо-тихо За нами слова

Серая… (мышка) Повторяет… (попугай)

    Любит драку, 6) Лезет через форточку,

Похож на собаку, Лапой моет мордочку,

Коварен и зол Жмурится сладко,

Серый… (волк) Мышку съев,… (кошка)

    Сзади хвост, а сверху грива, 7) Напуганный лисой,

Цокает подкова. Пустился вскачь косой.

С ездоком бежит игриво Петляет меж сосенок

Стройная… (лошадь) Ушастый… (заяц)

    Мед искал, в лесу бродил 8) Ноги как колонны,

Косолапый… (медведь) Весит больше тонны.

Тигр, прячься! На таран

На тебя идет… (слон)

Воспитатель предлагает найти в группе игрушки – персонажи из разных сказок (Лиса, заяц, колобок, медвежонок и др.), рассмотреть их и вылепить любого сказочного героя самостоятельно. Затем оформляется выставка детских работ «Любимый сказочный герой».

В конце занятия воспитатель спрашивает детей чем они сегодня занимались, что им больше всего понравилось.

Приложение № 6

Непосредственно образовательная деятельность

Игра - викторина

«Сказки дедушки Корнея»

Чтение художественной литературы и аппликация

2015

Цель. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Познакомить детей со значением слова «Путаница». Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе.

Оборудование. Картинки с изображением диковинных животных. Билеты – раздаточные карточки с изображением птиц, зверей, чьему звучанию можно подражать. Портрет К.И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к ним. Лист бумаги для коллективной аппликации с нарисованным на нем деревом, вырезанные картинки для наклеивания, оборудование для аппликации.

Предварительная работа. Чтение произведений К.И. Чуковского. Просмотр м/ф по мотивам произведений К.И. Чуковского. Разучивание наизусть английской народной потешки «Дженни».

Содержание организованной деятельности детей.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому. Он был веселым человеком и любил шутки. Поэтому, чтобы попасть к нему в гости необходимо получить шуточный билет. Взгляните на эти картинки и отгадайте, на каких знакомых вам зверей, птиц или насекомых похожи эти существа.

Дидактическое упражнение «Зоопутаница».

Теперь, когда вы все получили билеты, проходите и располагайтесь поудобнее. Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» - по имени, или «дедушка Чуковский» - по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки. А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете?

Ответы детей : «Муха – Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Бармалей», «Чудо-дерево», «Мойдодыр».

(Воспитатель говорит названия неизвестных детям сказок и обещает скоро познакомить с ними).

Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых. Давайте вспомним некоторых из них. (Дети называют, если затрудняются, воспитатель наводит их на мысль строчками из сказок или вопросами типа: «Вспомните героев сказки «Муха-Цокотуха»). А еще Корней Иванович ездил в Англию. Поэтому он хорошо знал английский язык и переводил с английского языка, который нам не знаком, на русский – хорошо нам знакомый язык. Всем английским детям знакома потешка «Джилли Силли Джартер». А когда дедушка Корней перевел

ее на русский язык, мы тоже смогли с ней познакомиться. Она нам знакома под названием «Дженни». Давайте расскажем наизусть эту потешку.

«Дженни»

Дженни туфлю потеряла,

Долго плакала, искала.

Мельник туфельку нашел

И на мельнице смолол.

А сейчас поиграем. Я буду читать отрывок из сказки дедушки Корнея, а вы будете подсказывать мне словечки. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой сказке.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!»

«Айболит»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке).

«Федорино горе»

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик).

«Муха-Цокотуха»

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать … (перчатки)?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!

«Телефон»

Вдруг, из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает … (головой).

«Мойдодыр»

Но однажды поутру

Прискакало кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан? … (Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан! Ха-ха-ха)

«Тараканище»

Динамическая пауза «В гости».

(В разных углах групповой комнаты размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Айболит». Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения пружинка, ковырялочка, кружение, притопы).

В гости к Мойдодыру

Все скорей спешите, « Ля-ля-ля-ля-ля-ля»

Вместе с Мойдодыром (хлопки с пружинкой)

Весело пляшите.

В гости к Федоре

Все скорей спешите « Тра-та-та-тра-та-та»

Вместе с Федорой (хлопки с ковырялочкой)

Весело пляшите.

В госте к Цокотухе

Все скорей спешите, « Па-ра-ра па-ра-ра»

Вместе с Мухой (хлопки с кружением)

Весело спешите.

В гости к Айболиту

Все скорей спешите, « Ну-ну-ну-ну-ну-ну»

Вместе с Айболитом (хлопки с притопами)

Весело пляшите.

Ребята, а сейчас садитесь как вам удобно и приготовьтесь слушать самую забавную сказку Корнея Ивановича Чуковского. В этой сказке он шутливо все перепутал. Кошки там хрюкают, море горит, а пожарные тушат его пирогами. В общем все запутано-перепутано. А сказка так и называется «Путаница».

Чтение сказки «Путаница».

Вопросы по содержанию:

Какое событие произошло в этой сказке?

Кто не мяукал и не хрюкал, а был паинькой – значит послушным?

Почему крокодил не смог потушить море?

Кто же помог потушить море?

Что вам понравилось больше всего?

Как нужно баюкать Мурочку – так ласково называют девочку Машу?

У каждого из вас есть билетики. Не показывайте друг другу, что на них изображено. Мы попробуем это отгадать. Произнесите голосом звуки, которые издает то животное, которое нарисовано на вашем билете.

Звукоподражание

Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Каждый из вас наклеит на ветку этого Чудо-дерева один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Пока вы будете аккуратно наклеивать картинки, я прочту вам сказку «Чудо-дерево».

Коллективная аппликация «Чудо-дерево».

Чтение сказки «Чудо-дерево».

Приложение № 7

Непосредственно образовательная деятельность

«Два жадных медвежонка»

(по мотивам венгерской сказки)

Художественное творчество (лепка).

2015

Цель . Учить детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Предварительная работа . Чтение сказки, рассматривание и обследование фигурок медвежат.

Материалы, инструменты, оборудование . Пластилин коричневого, черного, оранжевого, желтого цвета,стеки, влажные и сухие салфетки, подставки.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель читает детям венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» и показывает иллюстрации.

Воспитатель показывает вылепленную заранее фигурку мамы-медведицы и предлагает детям слепить медвежат, чтобы поиграть в сказку. Советует лепить медвежат в парах – кто с кем сидит за столом. Уточняет представление детей о внешнем виде медведя: большое туловище в форме вытянутого яйца, небольшая круглая голова с маленькими круглыми ушками, четыре лапы. Поясняет, что сегодня на занятии мы лепим сказочных медведей.

Затем поясняет способ лепки:

*делим брусок пластилина пополам; из одной половинки лепим туловище –яичко;

*вторую половинку бруска делим на неравные части; из меньшей лепим круглую голову; мордочку слегка вытягиваем; прикрепляем маленькие круглые ушки; глазки и носик делаем из пластилиновых шариков черного цвета; присоединяем голову к туловищу;

*оставшуюся часть пластилина делим стекой на четыре части: сначала пополам, потом каждую половинку еще раз пополам – получится четыре одинаковых кусочка; катаем из них столбики – получаем четыре лапы; прикрепляем лапы к туловищу так, чтобы медвежата могли ходить на задних лапах, а передними держали сыр.

Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить. Воспитатель выставляет пластилиновую лису, предлагает детям поиграть в сказку и переходит от одной пары детей к другой, включая детей в игровой диалог по сюжету сказки. Дети лепят для своих медвежат сыр и начинают играть.

После занятия.

Оформление выставки детских работ.

МБДОУ «Детский сад №4» комбинированного вида

п.г.т. Уруссу Ютазинского района РТ

Проект на тему:

«Сказка в гости к нам пришла»

Выполнила воспитатель

Рогачева Елена Александровна

2015

Полное название проекта: «Сказка в гости к нам пришла».

Продолжительность проекта: краткосрочный, с 26.01.15-05.02.15.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

2.Актуальность проекта.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

3.Цель проекта.

Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как произведению искусства; раскрытие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности.

Задачи.

Для детей.

Образовательные:

Расширять представление детей о сказках;

Учить детей рассуждать;

Формировать умение инсценировать эпизоды сказок;

Обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

Воспитывать культуру речи.

Для родителей.

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Для педагога.

Развитие творческого потенциала ребенка;

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

Развитие интереса детей к сказкам;

Закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;

Воспитание чувства дружбы и коллективизма;

Получить эмоциональный отклик от своей работы;

Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Для родителей:

Содержательно проведенное с ребенком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;

Активное участие родителей в жизни группы;

Рост уровня информированности родителей о деятельности педагогов ДОУ.

Для педагога:

Разработка серии конспектов;

Изготовление пальчикового, настольного театров по сказкам «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса»;

Оформление книжной выставки «Наши любимые сказки»;

Презентация проекта на педсовете;

Желание продолжать проектную деятельность;

Оформление проекта.

4. Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;

Предложить детям принести в группу из дома любимые сказки;

Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала;

Оформление папок передвижек для родителей;

Составление плана реализации проекта.

2 этап – Основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Чтение и рассказывание сказок, беседа по прочитанной сказке;

Проведение словесных и дидактических игр;

Изготовление масок для драматизации сказок;

Изготовление пальчикового театра;

Рисование на тему: «Любимый сказочный герой», «Мишка и мышка»;

Отгадывание загадок по сказкам;

Аппликация на тему: «Чудо-птица», «Чудо-дерево»;

Лепка на тему: «Два жадных медвежонка», «Муха-Цокотуха» (коллективная);

Драматизация сказок;

Показ настольного театра;

Показ пальчикового театра;

Игра – викторина по сказкам: «Отгадай сказку», «Сказки дедушки Корнея».

3 этап – Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности;

Представление материалов проекта на педсовете;

Оформление пальчикового и настольного театров по сказкам;

Выставка детско-родительских работ «Моя любимая сказка».

5.План мероприятий.

Познакомить род. с темой проекта.

Консультация для род. «Роль сказки в жизни ребенка». (Приложение №1)

Оформление книжной выставки «Наши любимые сказки».

Рассматривание иллюстраций к сказкам разных жанров.

НОД

«Путешествие в страну сказок»

(познание)

(Приложение №3)

НОД

«Любимый сказочный герой»

(рисование)

( Приложение №4)

Донести до родителей, что сказки развивают и воспитывают ребенка, побуждая в маленьком ребенке самые разнообразные творческие начала.

Привлечь внимание детей к новым книжкам, познакомить со сказками разных жанров.

Расширять знания детей о сказке, воспитывать интерес к русским народным и авторским сказкам.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам, закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям

Расширять знания детей по сказкам. Развивать память, воображение, фантазию.

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Беседа по прочитанной сказке.

Словесная игра «Подскажи словечко».

Творческая мастерская: рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой».

НОД

«Игра-викторина»

(коммуникация)

НОД

«Два жадных медвежонка»

(лепка)

( Приложение №7)

Творческая мастерская: совместное изготовление атрибутов для театра картинок (вырезание, наклеивание).

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

Изготовление родителями масок и атрибутов для театрализованных постановок.

Воспитывать интерес к сказкам, умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Вспомнить знакомые сказки К.И. Чуковского, развивать мышление. Воспитывать интерес к авторским сказкам.

Создать условия для сам. деятельности

детей (выбор материала, техники рисования); развивать творческое воображение, фантазию.

Расширять знания детей по сказкам. Развивать внимание, мышление, память.

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом. Развивать глазомер, чувство форы и пропорций.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, умению договариваться о совместной работе.

Продолжать развивать интерес к сказкам, познавательную активность; совершенствовать выразительность связной речи.

Пополнить предметно-пространствен-

ную развивающую среду.

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Чтение сказок К.И.Чуковского «Телефон», «Тараканище».

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Учить внимательно слушать сказки, отв. на вопросы по содержанию произведения, давать простейшие характеристики персонажей

Обсудить с д. поступки героев, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления. Учить понимать урок, который содержит сказка.

Привлечь внимание детей к новым книжкам, познакомить со сказками разных жанров. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Игра-викторина «Вспомни сказку». (Приложение №5)

НОД

«Чудо-птица»

(аппликация)

Игра-драматизация «Репка»

Расширять знания д. о сказках. Восп. интерес к русским народным сказкам. Развивать у д. образное мышление, обогащать и расширять словарный запас.

Продолжать учить вырезать круги из квадратов разного размера, украшать работу дополнительными деталями. Развивать творчество, фантазию.

Развивать выразительность интонации, мимики, движений, учить д. подбирать средства выразительности в соответст-вии с характером персонажей. Учить д. ориентироваться на действия партнера в ходе игры.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль».

Игра-драматизация «Теремок».

Игровая ситуация «Что значит бить баклуши?». Чтение укр. нар. сказки «Колосок».

Консультация для родителей «Как читать детям сказки»

.(Приложение №2)

Познакомить д. с новым худ. произведе-нием, учить внимательно слушать, да-вать оценку поступка героев, отвечая на вопросы воспитателя. Учить определять жанр произведения.

Развив. выразительность интонации, ми-мики, движений, учить д. подбирать средства выразительности в соответст-вии с характером персонажей. Учить д. ориентироваться на действия партнера в ходе игры.

Познакомить детей с новым художест-венным произведением, учить внимательно слушать, давать оценку поступкам героев, отвечая на вопросы воспитателя.

Заинтересовать родителей жизнью груп-пы. Научить родителей эмоционально читать сказки, беседовать по содержанию произведения.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

НОД

«Мишка и мышка»

(рисование)

Изготовление билетов в театр «Лиса и заяц»

Театр картинок «Лиса и заяц».

Рекомендации родителям по домашнему чтению русских народных сказок.

Развивать у д. эмоциональную отзыв-чивость на произведения книжной гра-фики, обращать внимание на использу-емые художником выразительные средства.

Учить детей создавать простую сюжет-ную композицию; совершенствовать технику рисов. красками. Продолжать развивать интерес к сказкам.

Развивать у детей воображение, творчес-кие способности, умение договарив. о распределении коллективной работы.

Воплощение зрительного образа героев.

Продолжать учить детей драматизиро-вать сказки; восп. чувство коллективиз.

Заинтересовать родителей жизнью груп-пы. Содержательно провести с ребенком выходные, получить новые впечатления. Побеседовать о прочитанном при помощи вопросов.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели,

родители, дети.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

Мини-викторина по сказкам К.И.Чуковского.

НОД

«Муха-Цокотуха»

(лепка коллективная)

Рекомендации родителям по домашнему чтению авторских сказок.

Учить д. предугадывать развитие сюже-та с опорой на иллюстрации, высказы-вать свое мнение о том, как будут разви-ваться события.

Помочь детям вспомнить названия и со-держание сказок К. Чуковского.

Вызвать интерес к созданию коллектив-ной композиции по мотивам литератур-ного произведения. Учить лепить насе-комых, передавая характерные особен-ности строения тела.

Вызвать интерес к авторским сказкам, обсудить отношение детей к поступкам героев. Заинтересовать родителей жизнью группы. Содержательно провес-ти с ребенком время, получить новые впечатления.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея».

(Приложение №6)

Творческая мастерская: «Чудо-дерево»

(аппликация коллективная)

Задание для родителей: дома вместе с детьми нарисовать рисунок

для выставки на тему «Моя любимая сказка».

Познакомить детей с жизнью и творч. К.И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произв. этого автора. Познакомить детей со значением слова «Путаница». Развивать мышление, слуховое воспр., чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе.

Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе.

Заинтересовать родителей жизнью группы. Содержательно провес-ти с ребенком время, получить новые впечатления.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Пальчиковый театр «Заюшкина избушка».

Собирание пазлов по сказкам.

Мини-викторина по русским народным сказкам.

Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «Моя любимая сказка».

Активизировать интерес детей к теат-рализованной деятельности, учить ими-тировать голоса животных. Вызвать желание выступать перед сверстн.

Расширять знания детей по сказкам, развивать умение узнавать и назвать сказки.

Помочь детям вспомнить названия и со-держание уже знакомых им сказок. Учить отгадывать загадки. Создать положительную атмосферу в группе.

Заинтересовать родителей жизнью группы.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители .

6. Выводы.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Дети очень любят слушать сказки в исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В свободной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали идею проекта, во всем помогали воспитателям и своим детям. Проявили инициативу и творчество в изготовлении масок для театрализованных постановок. Приняли активное участие в наполнение развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получили положительные отзывы об организованной в группе выставке детско-родительских работ по теме «Моя любимая сказка».

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка в гости к нам пришла»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.

7. Литература:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.

2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007.

Содержание:

    Информационная карта проекта.

    Актуальность проекта.

    Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта.

    Этапы реализации проекта.

    План мероприятий.

    Выводы.

    Литература.

Похожие публикации