Метод символдрамы. Что такое символдрама

    Символдрама. Описание метода.

    Стандартные мотивы

    Техника проведения психотерапии

    Проведение психотерапии

    Эффективность метода

    Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву ”) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как психоанализ при помощи образов .

Название метода * происходит от греческих слов ката -“соответствующий , зависящий ” и тимос - одно из обозначений “души ” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально обусловленное переживание образов .

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа , а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология Я Х. Хартманна).

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения .

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

Тем не менее, символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.

СИМВОЛДРАМА. ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел Техника проведения ).

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме (!) тему - стандартный мотив (см. раздел 1.1 Стандартные мотивы ).

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы “сопровождает” пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа “да , угу , восклицаний типа “Вот как! ”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми , так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: “Дерево большое?” - или - “Далеко ли это дерево?”, - что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут , но не должна превышать 35 - 40 минут . Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут .

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов * , в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов . Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю . Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной , групповой форме и в форме психотерапии пар , когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии .

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Стандартные мотивы

Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения К.Г. Юнга, в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа , где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту. *

С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов - это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией ”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение .

Мотивы , используемые в символдраме , были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг , как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору , чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома ;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка , появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8) пещера , которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли , чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше .

Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл .

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы:

- дерево ;

- три дерева ;

- цветок .

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

Представление реальной ситуации в школе или дома;

- воспоминания из прошлого опыта;

Представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

Интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

Представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки .

Таблица:

Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития.

Проблематика

Соответствующие мотивы

Актуально-насущные конфликты , актуальное настроение

Мотив луга , ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках

Оральная тематика

Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме

Агрессивно-экспансивная тематика:

а) анально-агрессивная

б) орально-агрессивная

в) экспансивное раскрытие и развитие

Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана

Мотив льва

Мотив следования вдоль ручья , путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы

Эдипальная тематика:

Мотив горы

Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом):

Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы

Оценка собственной личности:

а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала

б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне

Мотив дома , в который нужно зайти и тщательно обследовать

Мотив символического существа, выходящего из темноты леса , из пещеры, из отверстия на болоте или моря.

в) оценка способности целиком чему то отдаться

Мотив ручья или реки , когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще

Проблема идентичности и идеала Я :

Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека

Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект)
или настоящего:

а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения ); животные (или семья животных ) и символические существа , возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря)

б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)

Сексуальная и эдипальная тематика:

Мотив спальни в доме , окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню

Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях:

Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития (см. Таблицу ), а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Мотив цветок

Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии , чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в Кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый “тест цветок ” дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы . Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, “зависшим” на каком-то неопределенном фоне. * Отсутствие “почвы под ногами” может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. Символическое значение этих критериев разбирается в разделе о мотиве луга .

После окончания представления “цветка” рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: “У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение” - или - “У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву ”. Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его “хорошей предрасположенности к представлениям” или что-то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии .

Мотив дерево

Гюнтер Хорн отмечает, что образы, которые ребенок представляет после задания мотива дерева , можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне .

На объектном уровне образ дерева символизирует родителей ребенка или других значимых для него лиц. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Ребенок может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами ребенок может питаться, в его ветвях он может играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали: представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево, стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли дерево, не опали ли его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.

В ходе сеанса у ребенка могут сложиться определенные отношения с его деревом. Возникающие у ребенка образы характеризуют актуальную для него бессознательную проблематику.

Мотив три дерева

Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн, рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми - членами его семьи. В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных. Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример “кататимной семейной психотерапии ”.

Мотив семья животных

Гюнтер Хорн отмечает, что этот мотив возникает у детей часто спонтанно. Это связано с тем, что дети, с одной стороны, еще более тесно связаны с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще не полностью сформировалось сильное и зрелое Я , чтобы они были в состоянии непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам. Представление семьи животных дается ребенку в целом даже легче, чем представление отдельного животного, так как в последнем случае он в большей степени подвержен отягощенной конфликтами конфронтации между внутренними структурами Я и Ты .

Сначала ребенок наблюдает семью животных - часто с некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах таким образом проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости.

Происходящее в семье животных отражает в символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных , как показывает приводимый пример.

Техника проведения психотерапии.

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу.

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет) , предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование . Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы , длящейся от 5 до 15 минут . В ходе этой беседы необходимо прежде всего обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто нибудь заболел, приехали гости и т. п.)

Проведение психотерапии.

Серёжа , 11 лет, единственный ребенок в семье, сильно привязан к матери. Родители обратились с жалобами на его неуравновешенность и повышенную подверженность страхам. Он постоянно “цеплялся за мамину юбку” и из за своей сверхчувствительности не мог установить нормальные отношения со сверстниками.

В образе дерева у него явно отразилось стремление к матери, желание найти у нее защиту. Ветви спускаются вниз до самой земли так, что под ними можно спрятаться. О дереве Серёжа говорит в восторженно-благоговейных словах, что позволяет предположить, что, помимо стремления найти у дерева защиту и покровительство , оно символизирует для него также и эдипальные желания по отношению к матери.

Серёжа представляет себя стоящим внизу под ветвями дерева и говорит, что только отсюда можно увидеть, какая жизнь происходит в кроне дерева: птицы свили себе гнезда, бабочки порхают между веток, пчелы собирают пыльцу и т. д. К дереву приходят козы и коровы, которые обглодали внизу не только листья, но и кору, отчего на стволе дерева образовались раны. “Дереву от этого больно.” Приходит крестьянин и прогоняет животных. Овцы и коровы, очевидно, символизируют оральную зависимость и инфантильные желания симбиоза с матерью. Ребенок на уровне образного сознания понимает, что затянувшаяся оральная зависимость доставляет страдания матери. Крестьянин, символ интроецированной фигуры отца , помогает преодолеть оральные и эдипальные побуждения.

На вопрос: “Что можно было бы сделать, чтобы спасти дерево от коз и коров?” - Серёжа говорит, что лучше всего было бы переставить дерево куда-нибудь, где никого нет, где было бы красиво и где ему никто ничего плохого не сделает (идентификация с образом матери, нарциссические установки). Но так как дерево пересадить нельзя, он строит, опять же при помощи крестьянина, вокруг дерева забор. Настроение в образе после этого изменилось, “...птицы успокоились, дерево тоже”.

Таким образом на символическом уровне ребенок нашел разрешение актуальной для него проблемы.

Эффективность метода

Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы :

    Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества

    Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне . Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.

3. Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной “грандиозности”.

4. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.

5. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар , когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

6. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Высокоэффективными оказались результаты психотерапии и в случае невротических нарушений школьной успеваемости и утомляемости, при психосоматических расстройствах (за исключением энуреза) и в случае чисто эмоциональных нарушений. Наименее эффективными оказались результаты лечения заикания и коррекции асоциального поведения. У половины детей с энурезом после прохождения психотерапии наблюдалось определенное улучшение их состояния, у других детей вновь возобновилось ночное недержание мочи.

Обобщая, можно сказать, что, по данным проведенного исследования, эффективность Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков составляет около 85%. В случае энуреза позднее потребовалось проведение дополнительной гипнотической терапии. При заикании вопрос о целесообразности символдрамы проблематичен. Для детей со склонностью к асоциальному поведению символдрама в изолированном виде противопоказана.

Исследование Х. Шэфера выявило еще одну статистическую закономерность. В ходе Кататимно-имагинативной психотерапии с детьми и подростками между примерно 8 и 15 сеансом наблюдается сопротивление против психотерапии, а между 14 и 16 сеансами нередко происходят какие-то неприятные случаи или легкие соматические заболевания (не считая опоздания и пропуски сеансов психотерапии, в 3 4% случаев происходили ожоги, растяжение связок, появлялись ссадины на лице, был выбит зуб). Данный феномен можно объяснить сильными тенденциями зависимости ребенка от родителей, которые стремятся помешать процессам психологического отделения и становления самостоятельности ребенка, которым способствует психотерапия. На это следует обратить особое внимание и провести соответствующие беседы с родителями, объясняя им происходящие с ребенком процессы.

Список литературы

1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.

2. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, ? 3, 4.

3. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд. // Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, ? 3-4.

4. Русских, Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х. Лёйнеру). // Журнал практического психолога, 1996, ? 5.

5. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., ММПП “Эси”, 1994.

6. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс”, 1993.

7. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., “Медицина”, 1991.

8. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989.

9. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989.

10.Юнг К. Психологические типы. М., 1923.

11.Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., “Канон”, 1994.

12.Обухов Я.Л./ Психотерапия детей и подростков. Символдрама. М. 1999г.

* Понятие “кататимный” ввел в немецкоязычную психиатрическую литературу H.W. Maier в 1912 г. для обозначения зависимости от эмоций и аффектов.

Понятие “имагинативный” происходит от латинского слова “имаго” - “образ”.

* Эта особенность КПО эффективно используется в ряде случаев, когда “пробуксовывает” классический психоанализ, что позволяет считать символдраму прикладным методом современного психоанализа.

*При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не “где стоит ” или “где растет цветок?”, что уже предполагает некоторое внушение, а “где находится цветок?”

Реферат >> Психология

Сердце. Психотерапия по методу символдрамы открывает новые возможности психотерапевтического... использования сказки. Символдрама , известная также как... в себе элементы сказкотерапии и символдрамы , получившая название "Кататимный поход...

Семинар А1 «Введение в основы символдрамы» (30 акад. часов)

Этот семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы , разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы. Отдельная лекция посвящается психоаналитической этике. Рассматриваются вопросы отношений между пациентом и терапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и терапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: луг, ручей и дерево , а также тест цветок и мотив сосуд. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета.

Семинар А2 « Основная ступень символдрамы » (30 акад. часов)

Этот семинар продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: гора , дом и опушка леса , а также техника работы с ночными сновидениями. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Прорабатывается шестишаговая техника интерпретации содержания образа, рисунка или сновидения пациента.

Семинар В1 «Символдрама – углублённое прорабатывание основной ступени» (30 акад. часов)

Семинар дает более объемное представление о действующих принципах символдрамы на основной ступени, знакомит со специальными мотивами основной ступени символдрамы, происходит детальное прорабатывание техники психотерапевтического ведения пациента по образу, прорабатывается техника ведения предварительной беседы и последующего обсуждения. Прорабатываются стратегии завершения курса психотерапии, разбирается работа З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный». Прорабатывается мотив «Узелок в дорогу» как возможность завершения курса психотерапии. В малых группах подробно прорабатывается мотив «Опушка леса» как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Определяется место и возможности супервизий в работе психотерапевта. Отдельное занятие посвящено символдраматической технике работы с ночными сновидениями. Особое внимание на этом семинаре уделяется техникам работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины (прорабатываются мотивы «Два берега», 3 формы мотива «Подарок», 5 форм мотива «Животное, растение, камень»), разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни, критерии определения половой конституции по Г.С. Васильченко.

Семинар В2 « Интенсивная проработка основной ступени символдрамы« (30 акад. часов).

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Обращение к месту силы . Протагонистский сеанс и его разбор.

Интегрирующие мотивы основной ступени символдрамы, направленные на проработку собственной идентичности: «Строительство дома », «Старинная мастерская по изготовлению сосудов ». Два протагонистских сеанса, работа в малых группах и её разбор.

Итоговый коллоквиум.

Семинар С1 «Символдрама – основы техники средней ступени» (40 акад. часов).

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику символдрамы средней ступени: конфронтация символов, усиление конфликта, контакт глаза в глаза, фокусировка на теме конфликта. Прорабатываются основные мотивы средней ступени (2 формы мотива «Значимое лицо в реальной форме», «Корова», «Слон», 3 формы мотива «Куст розы», «Автостоп», «Плодовое дерево», «Дикая кошка», «Лев», «Идеал Я»). Отрабатывается более гибкий стиль ведения. Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1 и В2, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы (Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., 1996; Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4; Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., 1997; Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. – Харьков, 1999; Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. – Ростов-на-Дону: «ООО «Мини Тайп», 2005).

Особенности символдрамы средней ступени. Необходимость ее отделения от основной и высшей ступени символдрамы в ходе обучения Кататимно-имагинативной психотерапии. Требования к психотерапевту для работы по технике средней ступени: клинический опыт работы с техникой основной ступени символдрамы, тонкое чувствование пациента (эмпатия), опыт работы с возможными аверсивными реакциями пациента, умение уверенно, конструктивно и быстро с ними справляться, хорошее владение техниками основной ступени символдрамы. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе. Работа с мотивом значимое лицо. Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом форме. Техника “контакт глаза в глаза”. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Техника “контакт глаза в глаза” — продолжение. Представление себя значимым лицом. Представление значимого лица в символической форме. Корова как символический образ матери. Слон как символический образ отца. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Куст розы для женщины – обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Мотив «Идеал Я» в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности.

Семинар С2 «Символдрама средней ступени – ассоциативный метод » (20 акад. часов). (Ведущий: Я.Л. Обухов-Козаровицкий)

Количество участников: не более 20; участников просят иметь материал для рисования.

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику средней ступени символдрамы: ассоциативный метод. Отрабатывается стиль ведения пациента по образу в соответствии с принципами нулевого структурирования.

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1, В2 и С1, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы.

Особенности символдрамы средней ступени. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор. Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный. Сравнение работы со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос) и ассоциативного метода. История создания ассоциативного метода. Дискуссия 1960 г. Разбор случая пациентки Х. Лёйнера. Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий». Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними. Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры. Особенности работы с возрастной регрессией. Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения.

Семинары по теории и практике психоанализа и глубинно-ориентированной психологии

Т 1 Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Предварительное интервью. Психологические защиты. Начало психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Основы психоаналитического процесса (30 академ. часов).

Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета. Как структурируется первая встреча. Этический кодекс МОО СРС КИП. Предварительное интервью: цели и содержание. Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб. Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта. Тема оплаты и порядка ее внесения. Позиция пациента. Частота и продолжительность встреч. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса. Начало психотерапии. Определение целей и проработка альтернатив. Взаимодействие пациента и психотерапевта. Функции «Я » пациента и понятие рабочего альянса . Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен. Трудности начала психотерапии с различными категориями пациентов. Переход к средней части психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Т 2 Основные психоаналитические теории в символдраматической практике (30 академ. часов). З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, Д.В. Винникотт, О. Кернберг, Х. Когут.

Т 3 Теория объектных отношений. Теория привязанности. Символизация и интерпретация в символдраме (20 академ. часов).

Т 4 Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси I, II, III, IV (60 академ. часов).

Семинар знакомит с последним достижением современного психоанализа — Операционализированной психодинамической диагностикой (OPD), разработанной ведущими психоаналитиками Германии в 1992-1996 гг., а также с её более современной версией OPD-2 (2006 г.). Создание OPD — это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой. В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям: ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения ; ось II – отношения (в том числе перенос и контрперенос); ось III – внутренний конфликт ; ось IV – ; ось V – психические и психосоматические нарушения (связь с МКБ-10 и DSM-IV). Постановка диагноза по критериям OPD – обязательное требование для написания итоговой дипломной работы, рассматриваемой на экзамене для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы » в структуре Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО). В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Участники семинара учатся определять структурный уровень развития личности (хорошо интегрированный, умеренно интегрированный, мало интегрированный и дезинтегрированный) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разбираются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне. В рамках семинара проводятся супервизии, в ходе которых определяются основные конфликты и уровень развития личности пациента.

Т 5 Работа с переносом и контрпереносом в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением и механизмы защиты (20 академ. часов).

Виды переноса и контрпереноса ; признаки переноса в психотерапии по методу символдрамы; методы прорабатывания переноса; общая теория возникновения и развития психических и психосоматических заболеваний; исцеление или улучшение через понимание и позитивный опыт отношений; центральная роль переноса , контрпереноса и сопротивления в аналитическом процессе и символдраме; принцип нейтральности (эквидистанция к ОНО , Я и СВЕРХ-Я , а также правило абстиненции ); поддерживающие и помогающие отношения как основа психотерапевтического процесса (по Woller/Kruse); триада областей отношений по L. Luborsky: актуальные психотерапевтические отношения (работа с переносом и контрпереносом), актуальные отношения за пределами психотерапии, ранние отношения; прорабатывание Центральной темы конфликта отношений (ЦТКО) по Х. Хеннигу; превербальные репрезентации (по D. Stern): генерализированные репрезентации интеракций (Representation of Interaction that have been Generalized – RiG).

Механизмы защиты. Сопротивления. Сеттинг. Определение, взаимозависимость психотерапевтической задачи и сеттинга. Психотерапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего» как «переходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.

Работа с сопротивлением . Работа с «фиксированными образами ». Когда необходимо аналитическое прорабатывание? Показания для применения техники аналитического прорабатывания.

Т 6. Введение в аналитическую психологию К.-Г. Юнга (20 академ. час.). Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К‑.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений. Понятие архетипа . Архетип и комплекс . Отщепление комплекса . Структуры идентичности : эго и тень . Индивидуальное и коллективное бессознательное . Практические методы аналитической психологии. Активное воображение . Творчество. Работа со сновидениями: понятие амплификации .

Т 7 Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (40 академ. часов).

Понятие невроза. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства». Невротический конфликт и психическая защита. Психический конфликт и психические защиты при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний (у детей и взрослых). Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Нуклеарная семья и проблема формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребенка. Неврозогенная семья. Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности. Клиника невротических расстройств. Акцентуации и психопатии.

Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики. Истерический невроз. Неврастения. Обсессивно-фобический невроз. Ипохондрический невроз. Невроз страха: определение, клинические проявления. Позиция «от» и «к». Страх и тревога. Депрессивный невроз. Психо-вегетативный синдром. Психосоматические переключения. Особенности психосоматических расстройств у детей. Психосоматика и материнская депривация.

Т 8 Пограничные личности расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты (20 академ. часов).

Т 9 Мифы, сказки, фантазии в символдраматической практике (30 академ. часов).

Психоаналитический разбор сказок, отражающих конфликты оральной, анально-садистической, фаллически-эдипальной, латентной, пубертатной стадий («О курочке рябе», «Репка», «Колобок», «Буратино», «Волшебная лампа Аладдина», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Синяя борода», «Красная шапочка», «О Гензеле и Гретеле», «Дюймовочка» и др.). Психоанализ сказки в работах Б. Бетельгейма. Разбор архетипа «Великой Матери » по Э. Нойманну. В.Я. Пропп об исторических корнях волшебной сказки. Использование сказки в психодиагностике и психотерапии. Практические упражнения: кататимный поход в сказку . Упражнения в малых группах и их разбор.

Т 10 Теория и практика групповой психотерапии в символдраме. Супервизия, интервизия, балинтовская группа (30 академ. часов).

Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии. Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер). Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы. Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции) Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность. Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации). Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «Представить себя животными и пойти друг к другу в гости », «Озеро », «Нелегальный переход границы и пронос контрабанды », кататимный поход в сказку .

Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 - 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Чаще, чем 3 раза в неделю, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы не рекомендуется, так как между сеансами должно пройти некоторое время, которое Х. Лёйнер называл «инкубационным периодом», в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне. На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях рекомендуется проводить полуторные или двойные сессии. Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:

1) предварительная беседа , которая проводится по стандартной схеме (см. раздел «Методика проведения символдраматического сеанса »), длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);

2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), пациент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

3) собственно представление образов , длительность которого зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);

4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы - стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.

Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа . Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом (см. Таблицу III ).

Таблица III :

Соответствие стандартных мотивов символдрамы определенной проблематике и стадиям детского развития (H. Leuner, 1994)

Проблематика

Соответствующие мотивы

Актуально-насущные конфликты , актуальное настроение

Мотив луга , ландшафтные мотивы, "фигуры" в облаках

Оральная тематика

Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме

Агрессивно-экспансивная тематика:

а) анально-агрессивная

б) орально-агрессивная

в) экспансивное раскрытие и развитие

Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана

Мотив льва

Мотив следования вдоль ручья , путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы

Эдипальная тематика:

Мотив горы

Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом):

Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы

Оценка собственной личности:

а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала

б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне

Мотив дома , в который нужно зайти и тщательно обследовать

Мотив символического существа, выходящего из темноты леса , из пещеры, из отверстия на болоте или моря.

в) оценка способности целиком чему-то отдаться

Мотив ручья или реки , когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще

Проблема идентичности и идеала "Я ":

Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека

Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект)
или настоящего:

а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения ); животные (или семья животных ) и символические существа , возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря)

б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)

Сексуальная и эдипальная тематика:

Мотив спальни в доме , окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню

Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях:

Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование

В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) , как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) вверх или вниз по течению;

3) , чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

4) обследование дома ;

5) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов (см. Таблицу III ).

Похожие публикации