Новорожденный ребёнок. Анатомические и физиологические особенности новорожденного ребёнка

Здоровые младенцы сразу после появления на свет имеют спектр функций для дальнейшей жизни. После родов врачи внимательно изучают кроху и отмечают его соответствие нормативным показателям. Оптимальным считается вес от 2,5 до 4,5 кг, а рост – 46-56 см. Дополнительно неонатологи измеряют окружность головы и грудной клетки.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка дают возможность сделать вывод о состоянии его здоровья и наличии патологий внутриутробного развития. Дополнительно у младенца должен присутствовать набор условных рефлексов, которые помогут ему в дальнейшем ориентироваться в пространстве.

Доношенные дети в течение первых дней жизни упражняются концентрировать внимание на статичном объекте, шевелить руками и ногами. Они также должны быстро научиться сосать грудь.

Основные отличия недоношенного ребенка

Ребенок может появиться на свет раньше срока. Как правило, это случается в период с 28 по 37 неделю созревания плода. При этом масса его тела будет в пределах от 1 до 2,5 кг, при общем росте от 35 до 46 см. У доношенного ребенка данные показатели находятся в другом пределе.

Существует ряд внешних признаков, которые позволяют отличить таких малышей:

  • Детальный осмотр недоношенного малыша позволяет выявить недостаточное количество подкожной клетчатки. У некоторых детей она отсутствует полностью. Дополнительно на коже можно заметить складки и морщинки в большом количестве.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного, появившегося на свет раньше срока, – большая голова. На данном этапе внутриутробного развития такое тельце для ребенка считается нормальным. На следующем уровне развития данный симптом должен прийти в норму.
  • У младенца можно явно просмотреть родничок. Соседние кости также сильно выпирают над поверхностью, а швы еще не до конца прикрыты хрящами.
  • Пушковые волосики можно наблюдать не только на голове, но также по всему телу.
  • При ощупывании поверхности головки можно заметить невероятную мягкость ушей, которые плотно придавлены.
  • Для девочек также характерно увеличение половых губ. Они еще не до конца сформировались, поэтому не могут полностью прикрыть щель во влагалище. У мальчиков на данной стадии развития яички еще не опустились в мошонку.

Данные физиологические особенности новорожденного развиваются из-за недостаточной зрелости всего организма. Изменения наблюдаются также в развитии дыхательной и пищеварительной систем. Родители должны обязательно это учитывать в процессе ухода за крохой дома. Если степень недоношенности сильно выражена, то кроху помещают в кувез.

Особенности строения подкожной клетчатки

Ребенок появляется на свет полностью окутанный сыровидной смазкой. Она состоит из жира и холестерина. Благодаря данному веществу ребенок хорошо защищен и легко проходит по родовым путям. У младенца кожа тонкая и имеет характерный розовый цвет. На ней также можно рассмотреть сетку из кровеносных сосудов. Эпидермис светлый, поскольку в организме меланин вырабатывается в недостаточном количестве. Ситуация полностью изменится на протяжении первого месяца жизни крохи.

Благодаря коже все внутренние органы хорошо защищены, поэтому если ее слой истончается, то заметно увеличивается риск проникновения внутрь организма вирусов и инфекций. Достаточно часто у таких детей возникают опрелости из-за чрезмерного количества влаги или неправильно подобранной одежды.

Кожный покров – это один из самых главных органов чувств. Благодаря ему у крошки формируется необходимая связь с матерью и внешним миром. Данный орган используется для выведения остатков продуктов обмена веществ.

Сразу после родов малыш не может держать головку самостоятельно

Подкожно-жировая клетчатка младенца полностью отличается от взрослого человека. Прежде всего ее процентное соотношение к общей массе тела намного больше. Благодаря этому организм крохи может качественно противодействовать внешним негативным факторам. Главная задача клетчатки – избежать переохлаждения. У новорожденного она практически полностью состоит из бурой жировой ткани. Дело в том, что организму крохи необходимо оградить себя от переохлаждения. Задача всех обменных процессов – предотвратить такую ситуацию.

По мере взросления жировой ткани и волосков станет намного меньше, ведь тельце крохи больше не нуждается в сборе дополнительного количества тепла.

Особенности строения костей и мышц

У грудного ребенка соотношение мышц к общей массе тела намного меньше, чем у взрослого человека. Именно поэтому у новорожденного ребенка животик значительно больше остальной части туловища. При детальном осмотре можно также отметить тонкие ручки и ножки. По мере взросления данные показатели приближаются к нормальным, ведь начинают регулярно тренироваться. Благодаря этому малыш начинает сначала ползать, а затем и ходить.

Сразу после появления на свет у грудного ребенка все мышцы находятся в тонусе. На фоне этого конечности не могут разогнуться полностью. Малышу намного комфортнее находится в позе зародыша. У детей также плохо развиты мышцы шеи, поэтому они не могут самостоятельно ее удерживать. Родители могут наблюдать хаотическое движение ручек и ножек.

Дополнительно следует отметить, что в костях содержится большое количество солей. Именно поэтому они еще не прочные и могут легко быть повреждены. Нормализация данной системы происходит в течение первого года жизни. Родители в этот период должны обеспечить кроху необходимым питанием и активностью. Благодаря этому удастся снять чрезмерный тонус мышц.

У новорожденного свои особенности имеет и череп. На нем можно с легкостью рассмотреть участки, которые еще не окостенели. Родители сами смогут отыскать большой и малый родничок. Эта зона уязвима, поэтому следует беречь ее от повреждений и механического воздействия.

Позвоночник не отличается особенностями после родов. Все его изгибы соответствуют строению системы взрослого человека. Грудной изгиб заканчивает свое формирование только к шести месяцам. Как только кроха начинает ходить, то это свидетельствует о нормальном функционировании поясничной зоны. Дополнительно следует отметить, что опорно-двигательная система будет полностью сформирована только к 20 годам.

Особенности строения органов дыхания и нервной системы

Данные системы также продолжают свое формирование после родов. К примеру, у крохи еще слишком маленький нос и дыхательные пути. В слизистой оболочке присутствует большое количество кровеносных сосудов. Из-за ее нежности и тонкости организм крохи подвержен влиянию вирусов и инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Считается нормальным, если периодически из носика грудничка выделяется небольшое количество слизи.

Процесс дыхания производится исключительно за счет диафрагмы. Анатомо-физиологические особенности приводят к тому, что процесс циркуляции воздуха легко нарушить. Негативный эффект оказывает тугое пеленание, нарушения стула, колики. На их фоне фиксируется нарушение движения диафрагмы.

Нервная система также не является зрелой после появления ребенка на свет. Далее продолжат свое формирование головной мозг, сердце, сосуды. В нервной деятельности нет навыков речи, письма и мышления. Однако со второй недели после родов они начнут постепенно проявляться. За их счет будут сформированы условные рефлексы.


Детки любят хаотически двигать конечностями

Особенности формирования сердца, сосудов и иммунной системы

У каждого грудного ребенка соотношение массы тела к объему сердца намного больше, чем у взрослого. Данный орган находится в грудной клетке практически в горизонтальном положении. По форме он похож больше на шар. Сердцу приходится работать в интенсивном режиме для того, чтобы обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Только в таком случае все обменные процессы будут проходить с нужной скоростью.

Особенности новорожденных заключаются в интенсивном сердцебиении. Этот показатель может достигать 140 ударов в минуту, а во время кормления – 200. Частота заметно снижается сразу после того, как ребенок начинает активно ходить.

Часть иммунитета кроха получает от матери во время внутриутробного развития. Остальные защитные функции проходят в организм вместе с молоком матери. Именно поэтому во время лактации дети практически не болеют. Однако негативное воздействие может оказать любой вирус или болезнетворный организм. Иммунной системе придется формироваться на протяжении всей жизни и становится более совершенной.

Особенности формирования органов пищеварения

В момент появления на свет желудочно-кишечный тракт еще не заселен всеми необходимыми бактериями. В связи с этим органы пищеварения страдают от чрезмерной нагрузки. Облегчить ситуацию помогает специальная диета, которой должна придерживаться женщина в период лактации. В противном случае увеличивается риск возникновения расстройства желудка или кишечника.

У новорожденного можно отметить наличие большого языка. Для обеспечения сосательного рефлекса на губах есть участок с возвышением. При детальном исследовании щечек можно обнаружить скопление небольшого количества жировой ткани, которое называется комочками Биша. У новорожденного слюнные железы еще не сформировались, поэтому в первые несколько месяцев он может страдать от недостатка данного секрета.

У младенца недоразвит также толстый кишечник. Клетки его стенок еще не обросли достаточным количеством мышц. Именно поэтому пища передвигается очень медленно, поэтому малыш страдает от колик и газов. На фоне метеоризма может нарушиться и стул. В таком случае ребенок начинает страдать от запора.

В первые дни жизни у каждого ребенка можно зафиксировать необычный стул. Он называется меконием и формируется за счет жидкости, которая попала в пищеварительную систему из околоплодных вод. Стул имеет зленый цвет и не отличается наличием неприятного запаха. При его отхождении можно сделать вывод о том, что пищеварительная система сформировалась правильно. Меконий используется врачами также для оценки общего состояния здоровья маленького пациента.

Если первый стул не появится вовремя, то потребуется производить хирургическое вмешательство. В таком случае подозревают наличие пороков в развитии данной системы.

В первые дни жизни кишечник активно заселяется бактериями, которые впоследствии образуют микрофлору. Она используется для переваривания пищи и правильного отхождения стула. Масса должна быть желтого цвета и дополнительно включать слюну, желудочные соки и небольшое количество еды. При грудном вскармливании стул ребенка не будет иметь неприятный запах.


Анатомо-физиологические особенности одинаковы для всех доношенных детей

Особенности физиологии новорожденных

Младенец имеет не только отличительные черты в строении черепа и кожи. Каждая система и орган отличаются рядом особенностей, которые делают жизнь малыша максимально комфортной.

В мочеполовой системе все органы после родов находятся в хорошо сформированном состоянии. Однако на фоне стресса они могут снизить свою активность. Именно поэтому нарушения в функционировании характерны для первых месяцев жизни крохи.

На первой неделе жизни для младенца считается нормальным испражнение мочевого пузыря до шести раз в сутки. Однако со второй недели развития интенсивность увеличивается сразу в три раза. Дополнительно следует отметить, что из мочевого пузыря выводится большое количество мочи каждый день.

Если ребенок родился не раньше срока, то его внешние половые органы должны быть полностью сформированы. У мальчика яички должны быть уже в мошонке. Для девочек характерно полное прикрытие входа во влагалище большими и малыми половыми губами.

У новорожденных практически не функционируют органы чувств. Только после внимательного изучения мира внешнего и внутреннего к малышу приходит осознание вкуса и осязания. Он начинает чувствовать изменения температуры. Родители должны знать, что первые 60 дней у крохи не вырабатывается слезная жидкость, поэтому он плачет без нее.

В кровеносной системе начинается процесс активного продуцирования красных кровяных телец. У взрослого человека процесс происходит под воздействием красного костного мозга. Также в этом действии активное участие принимают печень, селезенка и лимфатические узлы. На фоне высокой потребности организма в эритроцитах селезенка заметно увеличивается в размере.

У новорожденного все обменные процессы проходят с высокой скоростью. Младенцы получают энергию за счет переработки углеводов и жиров. В дополнительной жидкости необходимости нет, ведь малыш в полном объеме получает ее вместе с молоком матери. Она также содержится и в искусственных смесях.

Кожа - нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая, могут быть остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Ее богатство сосудами и капиллярами, слабое развитие потовых желез и активная деятельность сальных приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка.


У него легко ранимая кожа, что также важно учитывать, т.к. при неправильном уходе появляется опрелость, через поры легко проникает инфекция и возникают гнойнички. На затылке, верхних веках, между бровями могут быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосудов (телеангиоэктазии), или точечные кровоизлияния.


Иногда на крыльях и спинке носа имеются желтовато-белые узелки (милиа). Все эти явления исчезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопление кожного пигмента, т.н. «монгольское пятно». Оно остается заметным в течение долгого времени, иногда всей жизни, однако не является признаком каких-либо нарушений. Волосы у новорожденного длиной до 2 см, брови и ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев.


Подкожно-жировая клетчатка - хорошо развита, более плотная, чем станет в дальнейшем - по химическому составу в ней преобладают сейчас тугоплавкие жирные кислоты.


Костная система - содержит мало солей, придающих ей прочность, поэтому кости легко искривляются при неправильном уходе за ребенком. Младенческая особенность - наличие в черепе неокостеневших участков - т.н. родничков. Большой, в виде ромба, расположен в области соединения теменных и лобных костей, размеры 1,8-2,6 × 2 - 3 см. Малый, в форме треугольника, находится в месте схождения теменных и затылочной костей и у большинства детей при рождении закрыт.


Такое мягкое соединение костей черепа имеет практическое значение, когда головка проходит по узким родовым путям. Ее закономерная деформация в вытянутую «грушу» не страшна и не должна вызывать «паники». Правильные очертания - вопрос времени. Не должна пугать родителей и бросающаяся в глаза несоразмерность частей тела младенца. Действительно, голова выглядит слишком крупной, потому что на 1-2 см больше окружности груди, руки гораздо длиннее ног.


Существующая диспропорция тоже дело времени, которое исправит все. Грудная клетка бочкообразная: ребра расположены горизонтально, а не наклонно, как в будущем. Состоят в основном из хряща, так же как и позвоночник, который не имеет пока физиологических изгибов. Им предстоит сформироваться позже, когда ребенок начнет сидеть и стоять.


Мышечная система - преобладает их повышенный тонус - руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу: поза утробная по сохранившейся инерции. Шея не держит головы - мышцы у нее некрепкие. Ручками и ножками дитя «сучит» непрерывно, но цленаправленные движения и двигательные навыки придут со зрелостью нервной системы.


Органы дыхания - слизистые оболочки дыханительных путей нежные, содержат большее количество кровеносных сосудов, поэтому при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Ему препятствует и анатомическая узость носовых ходов новорожденного, а также его трахеи (дыхательного горла) и бронхов.


Слуховая, или евстахиева, труба шире и короче, чем у детей старше возрастом, что облегчает проникновение инфекции и развитие отита (воспаление среднего уха). Но зато никогда не бывает воспаления лобной пазухи (фронтита) и гайморовой, или верхнечелюстной, пазухи (гайморита), т.к. они еще отсутствуют. Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и в основном осуществляется за счет диафрагмы - мышцы, расположенной на границе грудной и брюшной полостей.


Поэтому дыхание легко нарушается при скоплении газов в желудке и кишечнике, запорах, тугом пеленании, оттесняющих диафрагму вверх. Отсюда пожелание - следить за регулярным опорожнением кишечника, не пеленать ребенка слишком туго. Так как при своем поверхностном дыхании младенец не получает достаточного количества кислорода, он дышит часто. Норма 40-60 вдохов-выдохов в минуту, но такая частота увеличивается даже при незначительной нагрузке. Поэтому обращать внимание надо в первую очередь на одышку, которая сопровождается ощущением нехватки воздуха и может быть признаком заболевания.


Сердечно-сосудистая система - с появлением на свет у новорожденного происходят изменения в системе кровообращения, вначале функциональные пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, а затем и анатомические - закрываются внутриутробные каналы кровотока.


С первым вдохом включается в работу малый круг кровообращения, проходя по которому кровь насыщается в легочной ткани кислородом. Частота пульса 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца 66/36 мм. рт.ст., а к концу его - 80/45 мм рт.ст..


Пищеварительная система - незрелая в функциональном отношении, и так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку - незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию). Слизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами, тонкая, нежная, легко ранима.


Язык большой. На слизистой оболочке губ имеются т.н. «подушечки» - небольшие беловатые возвышения, разделенные полосками, перпендикулярные длиннику губы (валики Пфаундлера-Люшка); слизистая оболочка образует складку вдоль десен (складка Робена-Мажито); упругость щекам придают т.н. комочки Биша - располагающиеся в толще щек скопления жировой ткани.

Они имеются как у здоровых, так и у рожденных с гипотрофией - расстройством питания, сопровождающимся снижением массы тела. С переходом гипотрофии в тяжелую форму организм теряет практически всю жировую ткань, кроме комочков Биша. Пищеварительные железы, в том числе слюнные, еще не развились: слюны в первые дни выделяется очень мало.


Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты - это влечет частые необильные срыгивания. Для предотвращения его после кормления надо подержать ребенка минут 20 на руках, вертикально, прислонив к груди. Вначале желудок вмещает около 10 мл жидкости, к концу первого месяца его емкость возрастает до 90-100 мл.


Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота - метеоризм. Нередки запоры. Испражнения в первые 1-3 дня жизни (называются «меконий») имеют характерную вязкую консистенцию темно-зеленого цвета, запаха практически нет. Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок икишечник плода.


По наличию этих выделений в первые часы после рождения судят об отсутствии у ребенка пороков в развитии пищевода, желудка, кишечника, заднепроходного отверстия. Непроходимость органов требует немедленного хирургического вмешательства.В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи.


Меняется и вид испражнений - появляется кал - масса желтой окраски, состоящая на 1/3 из слюны, желудочного, кишечных соков и на 1/3 из остатков пищи. В этом заметна и работа пищеварительных желез. Самая из них большая, являющаяся также защитным барьером организма на пути токсических соединений - печень - относительно велика у младенцев. Но у здоровых край печени может выступать из-под самого нижнего ребра (на границе груди и живота) не более чем на 2 см.


Мочеполовая система - к моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена.


Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Эта частота нормальная для первых месяцев, учитывая сравнительно небольшой объем и недостаточную растяжимость стенок мочевого пузыря. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые.


Обмен веществ - повышена потребность в углеводах, усилено всасывание жиров и их отложение в тканях. Водно-солевой баланс легко нарушается: суточная потребность в жидкости - 150-165 мл /кг.


Кроветворение - у новорожденных основной очаг кроветворения - красный костный мозг всех костей, дополнительные - печень, селезенка, лимфоузлы. Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.


Эндокринная система - надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний. Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах.


Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.


Нервная система - незрелая. Извилины головного мозга едва намечены. Сильнее развиты в тех отделах, где находятся жизненно важные центры, отвечающие за дыхание, работу сердца, пищеварение и т.д. В младенческом возрасте спят большую часть суток, просыпаясь только от голода и неприятных ощущений. Врожденные рефлексы, такие, как сосательный, глотательный, хватательный, мигательный и др., выражены хорошо, а к 7-10 дню жизни начинают складываться т.н. условные рефлексы, реакция на вкус пищи, определенную позу, обычно связанную с кормлением, к его часу ребёнок скоро начинает просыпаться сам.


Органы чувств - в первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок - нистагм.


До 2 месяцев он плачет без слез - слезные железы не вырабатывают жидкость. Ему помогают познавать мир пока лишь вкусовые ощущения, осязание и температурная чувствительность. Но про двухмесячного уже не скажешь, что он «слеп и глух». Верная примета - упорно смотрит на звонкую яркую погремушку.


Иммунитет - некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.

Цель занятия: обучить студентов особенностям физиологического течения периода ранней адаптации новорожденных и ознакомить с современными перинатальными технологиями, направленными на формирование здоровья в первые минуты жизни.

Студент должен знать : первичную оценку функционального состояния новорожденного при рождении, проведение первичного туалета, перевязки пуповинного остатка и антропометрии, параметры физического развития и морфо-функциональной зрелости новорожденных, особенности физиологической адаптации органов дыхания, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, уход за здоровым новорожденным, исключительное грудное вскармливание и профилактика транзиторной гипогалактии, парафизиологические состояния, профилактику туберкулеза, особенности пребывания и ранней выписки ребенка из родильного стационара.

Студент должен уметь : определить клинико-функциональные параметры здоровых доношенных новорожденных, проводить первичные мероприятия новорожденным в родильном зале при физиологическихродах.

Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни. Развитие неонатологической помощи на современном этапе характеризуется созданием узкоспециализированных служб для семьи, беременных женщин, новорожденных, младенцев и детей раннего возраста, объединенных в перинатальные центры. Этапы медицинской помощи новорожденным детям обеспечены работой акушерской и педиатрических служб.

С момента рождения и перевязки пуповины прекращается лишь одна, пуповинная связь матери с ребенком, начинается дальнейшее развитие его в неонатальном периоде, который продолжается 28 дней. Он делится на ранний (первые 168 часов жизни) и поздний неонатальный период. Функциональное состояние ребенка в первые минуты и часы жизни характеризуется реакциями адаптации органов и систем к новым - внеутробным условиям. Адаптационные особенности функциональных систем плода и новорожденного зависят от организма матери, течения беременности и родов.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДЫ

Родовой акт является значительной нагрузкой на плод. Три периода родов отличаются друг от друга. Сократительная деятельность матки сопровождается изменением метаболических процессов у роженицы и ухудшением жизнеобеспечения плода. Каждое сокращение матки приводит к уменьшению маточно-плацентарного кровотока. В первом периоде родов в паузах между схватками давление в полости матки 8-10 мм рт.ст. На высоте схватки - 20-50 мм рт.ст. Во втором периоде родов при потугах давление может увеличиваться до 70 мм рт.ст. Кровоток в матке прекращается, формируется кровяное депо, которое обеспечивает питание плода во время схватки. Ухудшение жизнеобеспечения плода проявляется приспособительными реакциями в виде усиления двигательной активности его между схватками и учащением числа сердечных сокращений не более 160 ударов в минуту. В период изгнания может наблюдаться урежение сердцебиения плода до 80-110 ударов в минуту во время потуг и выравнивание частоты через 10-30 секунд после нее.

Организм матери помогает плоду справиться с родовым стрессом и адаптироваться к внеутробному существованию за счет увеличения продукции кортизола выше уровня ее кортикосвязывающих возможностей плазмы крови, что способствует переходу некоторой концентрации кортизола к плоду.

Период новорожденности, или неонатальный, начинается с момента рождения ребенка, первого вдоха и перевязки пуповины. Первые минуты и дни жизни характеризуются реакциями адаптации систем и органов к новым условиям окружающей среды. Адаптация ребенка протекает благополучно при продолжающейся тесной физической, иммунобиологической и психоэмоциональной связи с мамой.

Время пережатия пуповины небезразлично для ребенка. За счет дополнительного плацентарного объема крови происходит адаптация легочно-сердечной системы, и повышаются запасы железа в организме. В то же время поздняя перевязка пуповины приводит к гиперволемии, гипербилирубинемии и влияет на развитие полового криза. У преждевременно рожденных детей немедленная перевязка пуповины создает дефицит объема циркулирующей крови, риск развития синдрома дыхательных расстройств и болезни гиалиновых мембран.

У доношенных детей целесообразно пережимать пуповину через 1-1,5 минуты после рождения, у недоношенных - через 1,5-2 минуты, т.е. после первого вдоха.

Пережатие пуповины и выключение плацентарного кровотока приводит к перестройке кровообращения у ребенка: повышению давления в большом круге кровообращения. С началом самостоятельного дыхания кровоток через легкие увеличивается в 5-10 раз по сравнению с внутриутробным периодом. Соответственно увеличивается возврат крови в левое предсердие, где, как и в аорте, повышается давление. Высокое давление в левой половине сердца способствует захлопыванию заслонки овального окна (за несколько часов). Закрытие артериального (боталлова) протока происходит вследствие сужения его просвета. Шунтирование крови слева направо (из аорты в легочную артерию) может сохраняться до 4 дней жизни и клинически проявляться шумом.

Легкие плода заполнены жидкостью, которая продуцируется клетками дыхательного эпителия. С момента развития родовой деятельности начинается подготовка к расправлению легких: происходит механическое сдавливание грудной клетки и вытеснение фетальной жидкости. Под воздействием первого вдоха и рефлекторного сокращения дыхательных мышц (в большей степени диафрагмы) в грудной клетке создается отрицательное давление, способствующее засасыванию атмосферного воздуха в дыхательные пути. В механизме расправления легких большое значение имеет сосудистый компонент. Заполнение кровью легочных сосудов приводит к медленному расширению мелких ветвей легочной артерии и заканчивается к 4-5 дням жизни.

Сурфактантная система , выстилающая эпителий бронхов и бронхиол, изменяет в них силу поверхностного натяжения во время вдоха и выдоха. Эта саморегулирующая многокомпонентная система, в которой большое значение имеют дисдилимеры, отличающиеся высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот, играет особую роль в расправлении и остаточной функциональной емкости легких.

В первую неделю жизни у новорожденного частота дыхания колеблется от 30 до 60 в минуту и зависит от функционального состояния органов и систем и особенностей метаболизма.

В первую неделю жизни выявляется физиологический ацидоз и снижение напряжения кислорода в крови, изменяются глюкоза и липиды крови. В качестве источников энергии в этот момент используются высокие концентрации неэстерифицированных жирных кислот. Метаболические процессы в жировой ткани протекают активно.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ

Сразу же после рождения головки необходимо отсосать из полости рта и носоглотки с помощью катетера, соединенного с электровакуумным прибором, массы, состоящие из околоплодных вод, слизи и крови.

Ребенка принимают на согретый лоток, покрытый двумя стерильными пеленками, расположенный у ног матери и осуществляют:

· повторную аспирацию из полости рта и носоглотки;

· профилактику бленореи;

· первичную перевязку пуповины;

· показывают ребенка матери и выкладывают на живот;

· оценивают состояние по шкале Апгар на первой минуте.

Проведение вторичной обработки пуповины и вторичной профилактики бленореи осуществляют в специально отведенном месте для новорожденных детей на подогретом пеленальном столе и, только, при условии переодевания акушерки в стерильный халат и подготовки ее рук с соблюдением правил асептики и антисептики. Скобу на пуповинный остаток не накладывают, а заменяют лигатурой при условии: толстой и сочной пуповины, резус-отрицательной принадлежности крови матери, маловесным новорожденным и детям в тяжелом состоянии. Проводят первичную обработку кожных покровов, взвешивание, измерение длины, окружности головы, окружности груди и пеленание. Непременно перед переводом матери и ребенка в послеродовое отделение малыша прикладывают к груди матери.

Первичная оценка функционального состояния новорожденного проводится по шкале Вирджинии Апгар (США), предложенной в 1953 году. В России принята двухкратная оценка по шкале Апгар: на 1 и 5 минутах после рождения всех новорожденных независимо от срока беременности и массы тела при рождении. Основными показателями жизнедеятельности являются: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, активность рефлекторных ответов и цвет кожных покровов, которые оценивают 0, 1, 2 балла. Здоровый новорожденный имеет оценку 8-10 баллов. Прогностическое значение шкала имеет в группе доношенных детей. Клинические симптомы, указанные в шкале Апгар зависят от многих факторов, прежде всего от степени зрелости, метаболических изменений и тяжести асфиксии.

ШКАЛА АПГАР

Зрелость новорожденного определяют по совокупности клинических, функциональных и биохимических параметров. В каждый возрастной период, начиная с зиготы, особенности адаптации плода, новорожденного и младенца соответствуют его календарному возрасту в совокупности со средой, окружающей его и взаимодействующей с ним. Состояние центральной нервной системы является информативной характеристикой зрелости. При исследовании ребенка оценивают позу, положение, спонтанную моторику лица, эмоциональные реакции, врожденные безусловные рефлексы и активность сосания. По клиническим признакам зрелость новорожденного определяют с помощью оценочных таблиц по сумме балов каждого признака.

Практическое руководство по уходу за новорожденным Жанна Владимировна Царегерадская

Физиологические особенности новорожденного

Физиологические особенности новорожденного

Срыгивания

Срыгивания новорожденных являются результатом незрелости нервной системы и слабости кардиального сфинктера, находящегося между желудком и пищеводом, В результате непроизвольных спазмов диафрагмы сфинктер не удерживает содержимое желудка, и оно изливается из ротовой полости.

Нормой для возраста от одного до четырех месяцев считается срыгивание после каждого кормления или перед кормлением, при перевороте на живот или изменении положении тела в объеме одной столовой ложки и однократно в день «фонтаном», т. е. рвота в объеме более трех столовых ложек. Чтобы проверить, какой именно объем молока срыгнул малыш, надо вылить одну столовую ложку воды на пеленку и сравнить пятно от воды с размером пятна, образовавшегося после срыгивания. Не следует переживать, что малыш срыгнул все молоко, которое он высосал. Он может срыгнуть только молоко, находящееся в желудке и пищеводе. Молоко, эвакуированное в кишечник, благополучно осталось в его организме. При нормальных срыгиваниях не следует ставить ребенка столбиком после каждого кормления, чтобы их избежать. Если ребенок часто и обильно срыгивает, но при этом часто писает, хорошо себя чувствует и нормально набирает в весе - угрозы обезвоживания нет. В норме срыгивания могут сохраняться до пяти-шестимесячного возраста.

Икота

Икота новорожденных связана с непроизвольными сокращениями диафрагмы и, прежде всего, является наследием внутриутробной жизни. Находясь у мамы в животе, младенец привык к периодически возникающей икоте, и это состояние не доставляет ему никаких негативных переживаний. У зрелого ребенка икота не является признаком переохлаждения, потому что икать может и хорошо согретый малыш. Такую икоту, без признаков охлаждения, родители наверняка наблюдали и сами, но не придавали этому значения. При охлаждении начинают икать только не зрелые дети - недоношенные или маловесные.

Особенности стула

У младенца, находящегося на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, до шести месяцев жизни стул может быть любой частоты и вида. Он может быть кислым с комочками створоженного молока, зеленым, пенистым, со слизью и кровяными прожилками (микротравмы прямой кишки), желтым сметанообразным и т. д. Он может быть очень частым и появляться во время, после или между кормлениями, а также очень редким - один раз в 2–7 дней. Ни количество, ни вид стула, ни частота его появления не должны волновать родителей до шести месяцев.

Мочеиспускания

Частота мочеиспусканий. Очень важно следить за частотой мочеиспусканий младенца. Периодически, примерно один раз в неделю, необходимо считать пеленки или ставить галочки, отмечая каждое мочеиспускание. В норме у малыша должно быть примерно 12–15 мокрых пеленок в сутки. Настороженность должно вызывать снижение количества мокрых пеленок до 6–8 штук в сутки. Это нижняя граница нормы, при которой можно сказать, что обезвоживания нет, но это не означает, что питание малыша достаточно.

Мочеиспускания и сон. Во время глубокого сна малыш не мочится. Мочеиспускание происходит перед пробуждением, во время или сразу после него.

Особенности сна новорожденного

Новорожденный малыш практически все время спит. Общая продолжительность сна новорожденного составляет 18 часов. У него есть дневной и ночной ритмы. Дневной ритм начинается примерно в 8 - 10 утра и заканчивается примерно в 23 часа. Ему на смену приходит ночной ритм, который длится примерно с 23 часов до 8 -10 утра. В течение дневного ритма новорожденный пробуждается каждые 1–1,5 часа, чтобы приложиться к груди, пописать и снова уснуть. Ночной ритм отличается от дневного тем, что промежутки между пробуждениями удлиняются.

Главной особенностью сна новорожденного является высокий процент парадоксального, т. е. поверхностного сна - до 80 %. Во время парадоксального сна новорожденный ведет себя более беспокойно, чем взрослый. Кроме этого, у новорожденных и детей в возрасте до трех месяцев нет хорошо выраженного глубокого медленного сна. Выраженный глубокий сон появляется у детей лишь к шести месяцам. Именно потому, что новорожденный спит поверхностно, для организации его сна чрезвычайно важно учитывать следующее:

Малыш погружается в глубокий сон примерно через 20 минут после начала засыпания;

О погружении в глубокий сон свидетельствует общая расслабленность, отсутствие движения глаз, мимики лица, движения конечностей;

Новорожденный быстро переходит из глубокого сна в поверхностный, поэтому стоит попытаться переложить спящего малыша с рук на кровать, как его сон станет беспокойным. Чтобы не нарушать сон младенца, рекомендуется укладываться спать вместе с ним, а когда он заснет, аккуратно от него вставать;

Сон бывает наиболее спокойным, когда присутствует запах матери;

Укладывая новорожденного спать днем отдельно, необходимо тесно уложить с двух сторон от него подушки или валики, чтобы воспроизвести условия приятной тесноты;

Для снижения тревожности и обеспечения тактильных стимулов для нормального роста нервной системы необходимо организовать ночной совместный сон с матерью;

Совместный сон с матерью является профилактикой спонтанной детской смертности в результате остановки дыхания. Новорожденный дышит неравномерно, он делает дыхательные паузы. Возобновить дыхание после паузы позволяет тактильная стимуляция. Совместный ночной сон с матерью обеспечивает непрерывную тактильную стимуляцию, а значит и равномерное дыхание младенца.

У новорожденного, начиная с седьмого дня жизни, появляется выраженный продолжительный ночной сон, который длится пример но с 23–24 часов до 8-10 утра. В течение ночного сна ребенок три - четыре раза проявляет сосательную активность. Проявляя желание приложиться к груди, малыш не пробуждается, просыпаться приходится кормящей маме. Единственное время, когда малыш до трех месяцев проводит в состоянии глубокого сна - это первые ночные часы, т. е. с 23–24 до 3–4 утра.

Явления периода новорожденности

Мастит новорожденного

У новорожденных, как у девочек, так и у мальчиков, в течение первых 14 дней жизни может возникнуть уплотнение грудных желез. Мастит новорожденных - это физиологическое явление, не представляющее опасности для ребенка и не требующее специального лечения. Он связан с высоким уровнем гормона пролактина в крови матери во время родов и в первые дни после них. Пролактин отвечает за выработку молока и, передаваясь младенцу сначала через пуповину во время родов, а затем через молозиво и молоко, приводит к набуханию молочных желез. Чаще всего мастит возникает у ребенка практически одновременно с приливом молока у матери, на 3-10 день после родов.

Важно отметить, что физиологические формы мастита возникают у детей в случае биологически нормальных родов и правильно организованного грудного вскармливания в первые дни после них. В этом случае диаметр уплотнения не превышает размера фасолины и уплотнение самопроизвольно исчезает примерно через три - четыре недели после родов.

В случае клинических родов, т. е. родов в медучреждении (тем более в ходе которых осуществлялись различные вмешательства и использовались препараты), и неправильно организованного грудного вскармливания мастит новорожденности может приобрести патологические формы. Уплотнение может быть больших размеров и может при прикосновении вызывать у малыша болезненные ощущения. Если диаметр уплотнения превышает три см, то ребенку необходима помощь, которую может оказать инструктор по обучению материнскому искусству.

«Колики»

Ни один новорожденный или грудной ребенок не пожаловался врачу: «Доктор, у меня болит живот!». Поэтому диагноз «колики» - это не боли в животе, а характерное поведение ребенка. «Коликами» называют продолжительный непрекращающийся плач ребенка в определенное время суток, чаще всего вечером, причем малыша в это время очень трудно успокоить. При этом ребенок может подтягивать ноги к животу и сучить ими, как будто болит живот. Может показаться, что ребенок хочет сосать, но от груди отказывается, сделав 2–3 сосательных движения. У детей с подобной картиной плача может быть активное пищеварение и выход газов. Однако и в спокойном состоянии у них наблюдаются бурления в животе и выход газов, которые не вызывают плача Обычно при более подробном исследовании состояния такого ребенка причина плача остается не ясной. Такое состояние называется «колики».

Родители всегда связывают поведение ребенка при коликах (сучит ногами, начинает плакать при выходе газов и т. д.) с болью в животе. Однако следует учитывать, что у ребенка, в отличие от взрослого, нет локализации боли, поэтому при любой боли он ведет себя одинаково - ведь болит он весь. Например, когда ребенку берут кровь из пальца и болит его палец, он плачет, кричит, сучит ногами и вскидывает руками. То же самое он делает, когда у него берут кровь из пяточки. В связи с этим, можно утверждать, что по поведению ребенка в ответ на болевой раздражитель, который скрыт от глаз взрослого, нельзя с точностью сказать, что именно у малыша болит.

Известно, что «колики» чаще бывают у детей с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или повышение внутричерепного давления. На базе клинической практики психиатров и психотерапевтов было установлено, что «колики» являются проявлением грудничковой мигрени сосудистого происхождения. Типичными симптомами, сопровождающими мигрень, являются усиление перистальтики кишечника, возникновение тошноты, дурноты, рвоты и расстройства желудка. Во время сосания и бурлений в животе головная боль у грудничка усиливается, именно с усилением головной боли в ответ на любой механический раздражитель и связано усиление плача при предложении ребенку взять грудь и выходе у него газов. По этой же причине во время мигренного приступа дети чрезвычайно чувствительны к изменению положения тела.

Вспучивания

Вспучиванием называют болезненное состояние ребенка, связанное с нарушением работы кишечника, при котором идет повышенное газообразование. Причиной вспучивания является неудовлетворительный холдинг, при котором малыш не получает достаточного количества материнского тепла в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что нормальную работу кишечника ребенка обеспечивает не только тип вскармливания, но и согревание животика малыша. Когда мама носит ребенка на руках в правильном положении, прижимая к себе и согревая своим биологическим теплом его живот, она тем самым обеспечивает нормальную работу его кишечника. Если мама недостаточно согревает животик ребенка, то происходит сбой в работе кишечника, который и приводит к вспучиванию. Поэтому профилактикой вспучивания является полноценный холдинг и правильно организованное грудное вскармливание.

Отправление естественных нужд: мочеиспускание и дефекация

Решение родителей об уходе за ребенком в отношении отправления естественных нужд, который включает ношение памперсов и другой одежды, должно быть осознанным. В первую очередь следует знать, что от организации отправления естественных нужд новорожденного и грудного ребенка зависят следующие моменты:

Установление контроля за сфинктерами;

Осознание своего тела;

Функциональное становление выделительной системы.

Успешное и своевременное решение этих психофизиологических задач обеспечивает базу для сексуального здоровья человека.

Каждая из этих позиций является задачей развития, которую ребенок решает на первом году жизни при участии матери. Все эти задачи решаются в несколько этапов путем организации высаживания в соответствии с физиологическими потребностями и врожденными рефлексами ребенка. Высаживанием называется действие матери или опекуна, способствующее опорожнению грудного ребенка.

Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.

Во время родов при прохождении плода по родовым путям у него формируется мочеиспускательный рефлекс, благодаря которому перед мочеиспусканием и дефекацией новорожденный чувствует дискомфорт и начинает проявлять беспокойство или плакать. Это дает матери возможность высаживать малыша по его сигналу и таким образом контролировать работу его сфинктеров. Благодаря материнскому контролю, с первых дней жизни у младенца формируется собственная способность управлять своими сфинктерами. Постепенно мочеиспускательный рефлекс угасает, и к трем месяцам на смену ему приходит способность ребенка самостоятельно контролировать свои сфинктеры.

Осознание своего тела

Новорожденный не знает, что у него есть тело. Он не знает, что у него есть лицо, руки, ноги, голова и т. д. Примерно в два месяца ребенок обнаруживает, что у него есть руки, за которыми он начинает наблюдать, и начинает внимательно слушать свое тело в момент, когда выходят газы или когда он опорожняет кишечник. С этого момента малыш начинает понимать: «Это происходит у меня!». К трем месяцам ребенок уже контролирует работу сфинктеров, не понимая их точного расположения на своем теле, но уже точно зная, что этот процесс происходит у него. Далее, примерно в четыре месяца, малыш, ощупывая свое тело, обнаруживает живот, ноги и свои половые органы. Благодаря этому новому знанию о своем теле, ребенок понимает, где именно находятся сфинктеры, которыми он уже умеет управлять.

На этапе осознания половых органов чрезвычайно важно, чтобы малыш нащупал именно свои половые органы, а не одежду, в которую он может быть облачен: памперс или ползунки. Это очень важно, поскольку именно это первое впечатление войдет в его сознание на всю жизнь. Если, в результате изучения своего тела, малыш усвоит тот факт, что у него нет половых органов, а есть памперс или штанишки, это не будет способствовать его психическому и сексуальному здоровью - очень сложно быть адекватным в отношении сексуальности, если у тебя нет половых органов и, фактически, нет пола.

Функциональное становление выделительной системы

У новорожденного и грудного ребенка выделительная система является незрелой. Ее окончательное созревание и функциональное становление происходит к половозрелому возрасту, однако начало этого процесса восходит к периоду новорожденности.

У человека работа почек и мочевого пузыря не хаотичны, а упорядочены во времени и имеют хорошо выраженные суточные ритмы. В их работе есть пики и спады суточной биологической активности, есть определенный ритм мочеиспусканий в фазе бодрствования и мочеиспускательные паузы во время сна. Эти ритмы отчетливо прослеживаются уже у новорожденного. У малыша первых трех месяцев жизни мочеиспускания происходят только в стадии пробуждения и во время бодрствования. С месячного возраста в периоды бодрствования мочеиспускания происходят примерно через каждые 15–20 минут. Во время сна наступает мочеиспускательная пауза. Она присутствует как во время дневного, так и во время ночного сна. Ночные мочеиспускания тесно связаны с грудными кормлениями. Всякий раз, когда малыш просыпается, чтобы приложиться к груди, может наступить и опорожнение. Перед мочеиспусканием малыш обязательно подает матери сигнал, и только в том случае, если мать этот сигнал проигнорировала, он опорожняется самостоятельно - просто от безысходности.

Функциональное становление и регуляция работы выделительной системы в целом происходит при наличии высаживания и материнского контроля. Природа рассчитывала, что после появления на свет работу незрелой выделительной системы младенца первоначально будет поддерживать мать. Постепенно ребенок возьмет инициативу в свои руки и начнет самостоятельно контролировать работу сфинктеров и выделительной системы. Для нормальной работы выделительной системы, а также уретрального и анального сфинктеров, необходимо, чтобы ребенок чувствовал процессы мочеиспускания и дефекации. Если он не будет чувствовать эти процессы, то работа сфинктеров, а вслед за ними и работа всей системы нарушится. Этот механизм был выработан эволюционно, поэтому, нарушая его, мы обязательно формируем те или иные отклонения от нормы, которые впоследствии могут быть заметны в большей или меньшей степени. Если мать высаживает ребенка, она тем самым обеспечивает нормальное развитие выделительной и половой системы и способствует установлению контроля над сфинктерами. В норме уже к трехмесячному возрасту младенец контролирует работу сфинктеров.

Использование памперсов и ползунков

Современное поколение матерей, использующее памперсы, считает удобным не знать, как именно мочится их малыш и что с ним происходит. Однако матери этнических групп, не знающие памперсов, считают, что отсутствие информации о ритме и качестве мочеиспусканий собственного ребенка - это в высшей степени неудобно, поскольку не позволяет ориентироваться в его состоянии. А ведь задача каждой матери, данная ей свыше, вырастить здорового полноценного человека. Сохранить здоровье малыша, нарушая работу какой-либо его функциональной системы, просто невозможно. Если мать понимает важность высаживания для будущего здоровья своего малыша, то она бывает готова пересмотреть свои социальные установки. Пересмотр социокультурных установок на уход за новорожденным не является жертвой со стороны женщины - она абсолютно приспособлена к физиологически обоснованному уходу за ребенком.

В связи с тем, что использование памперсов и ползунков прежде всего связано с формированием полового поведения человека, существуют определенные правила их использования. Памперсы - приспособление для визитов. Поэтому они могут быть использованы для визитов в гости, при приеме гостей, на прогулке и т. д., чтобы мама могла показать красивый костюмчик своего ребенка. Они не могут быть использованы дома для постоянной носки и тем более на время сна, как ночного, так и дневного. Их использование на время сна тем более бессмысленно, что ребенок, как правило, спит абсолютно сухим и мочится лишь при пробуждении.

Как памперсы, так и ползунки, не дадут ребенку возможности познакомиться со своим телом, обнаружить свои половые органы, выяснить, откуда именно появляются выделения, и установить контроль над функциями мочеиспускания и дефекации. Поэтому использование этих предметов одежды должно быть разумным и не мешать ребенку решать возрастные задачи развития. Рекомендовано при любых обстоятельствах с шести месяцев отказаться от использования памперсов, ползунков, трусов и т. д.

Термоадаптация и основы закаливания

Термоадаптация

Ребенок рождается на свет из условий относительно стабильного температурного режима, который существовал в матке. Поэтому новорожденный, привыкший к относительному постоянству температуры, должен адаптироваться к новым температурным условиям в зависимости от тех климатических условий, в которые он попал. Термоадаптация - это приспособление новорожденного и грудного ребенка к температурному режиму в условиях внеутробного существования.

Термоадаптация новорожденного происходит за счет контакта с воздухом, т. е. ежедневных воздушных ванн, и контакта с водой во время подмывания и купания, при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мать. Именно она должна постепенно ввести ребенка в мир новых температур и помочь ему к ним приспособиться. С одной стороны она должна продлить для младенца условия внутриутробного комфорта, а с другой - дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мать носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом. Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, за счет чего он принимает кратковременные воздушные ванны, и регулярно подмывает его, обеспечивая контакт с водой. Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Это вырабатывает у малыша спокойную реакцию на воду любой температуры.

Переохлаждение и перегрев

Обеспечивая оптимальную возможность термоадаптации, в то же время мать должна оберегать малыша от сильных воздействий. Регулировка состояния ребенка полностью лежит на ней. Новорожденный является незрелым и не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мать должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева. Недостаточное согревание животика младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, переохлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников.

Перегрев не менее опасен для организма ребенка, чем переохлаждение, и может при вести к тепловому удару. Постоянное пребывание в поле биологического тепла матери за счет неограниченного ношения на руках, совместного сна и грудного вскармливания необходимо ребенку для мягкой термоадаптации и поддержания всех функций его организма. Таким образом, мать следит за температурой окружающей среды к при возможности регулирует ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

Как понять, что ребенок замерз?

Первым ориентиром являются ощущения матери. Температуру окружающей среды мы воспринимаем субъективно. Причем малышу всегда несколько холоднее, чем взрослому человеку. Поэтому, чтобы контролировать ощущения ребенка, мать должна быть одета чуть легче, чем он. Если одежда мамы и малыша приведена в соответствие, т. е. ребенок одет чуть теплее матери, следующими ориентирами являются:

- время, поскольку ребенку, если он лежал отдельно от матери, очередная порция материнского тепла требуется каждые 20 минут;

- общий цвет кожи должен быть ровным розовым, она не должна становиться мраморной или синюшной. Этот ориентир не относится к кистям и стопам младенца, которые могут быть синюшными даже у согретого малыша;

- температура кожи при прикосновении должна быть теплой или прохладной, но не холодной. Кончик носа младенца всегда будет холодным, даже если ребенок не замерз, поскольку это самая холодная точка тела. Все сгибательные поверхности должны быть теплыми: под коленом, под мышкой, в локте, в паху. Холод в локтевом сгибе и под коленом говорит об охлаждении.

Закаливание

Благополучная термоадаптация является основой дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание - это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды и, в частности, по отношению к влиянию температур.

У ребенка процесс закаливания обусловлен, прежде всего, условиями жизни и происходит сознательно, а его успешность зависит от устойчивости психики ребенка и своевременной, правильно организованной термоадаптации.

Если родители хотят вырастить малыша выносливым, они не должны испытывать его незрелый организм непосильными и необоснованными нагрузками. Закаливание, как специальная процедура, возможна не ранее исполнения ребенку пяти - шести лет, которая будет успешной только под влиянием примера родителей.

Плаванье и проныривание для грудничков

Плаванье грудничков, несмотря на его широкую популярность, не является положительной и безопасной процедурой. Для грудного ребенка оно чрезвычайно опасно в первую очередь из-за того, что вода, попадая в носоглотку младенца, раздражает слизистые оболочки и приводит к различным воспалениям. Например, маленькие пловцы страдают частыми отитами (2–4 раза в год), чаще других детей болеют менингитом, страдают хроническим насморком, тонзиллитом, гайморитом и т. д. Здесь стоит вспомнить водоплавающих млекопитающих, таких как моржи, морские котики и др. Эти животные гораздо лучше человека приспособлены к жизни в воде, но они рожают своих детенышей на суше и не пускают их в воду до тех пор, пока у них не сменится шкура и достаточно не вытянется мордочка. Ведь маленькие моржата и тюленята тоже могут заболеть отитом и другими неприятными болезнями носоглотки. Помимо носоглотки, вода, далеко не лучшего качества, попадает также и в пищеварительную систему ребенка, что приводит к расстройству функций пищеварения. Поэтому, если ребенок находится действительно на исключительно грудном вскармливании, плаванье ему противопоказано.

Кроме этого, плаванье и проныривание грудничков влияет на развитие вестибулярного аппарата. Погружение младенца в большой объем воды создает у него впечатление о парении в пространстве без опоры. Постоянное переживание этого ощущения, неблагоприятно влияет на формирование у ребенка способности ориентироваться в пространстве и оценивать расстояния. Помимо этого, переживание парения закрепляется на бессознательном уровне и впоследствии приводит к такому психическому нарушению как агорафобия, которая выражается в сочетании страха высоты и открытых пространств со стремлением спрыгнуть с высоты, чтобы воспроизвести впечатление о парении. С бытовой точки зрения наличие подобного расстройства весьма опасно, поскольку в более старшем возрасте оно может стать причиной неконтролируемого поведения ребенка.

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

ЧАСТЬ I АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

ГЛАВА 3. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ Кожа представляет собой сплошной защитный покров, отграничивающий внутреннюю среду организма от воздействия внешней среды.В состав кожи входят: эпидермис – поверхностный слой с его придатками (это волосы, ногти, потовые

Из книги Нормальная физиология: конспект лекций автора Светлана Сергеевна Фирсова

ГЛАВА 4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Начало формирования трахеопульмональной системы начинается на 3-4-й неделе эмбрионального развития. Уже к 5-6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второго порядка и предопределено

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЦА И СОСУДОВ У ДЕТЕЙ У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечно-сосудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет, а также – в период полового

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

ГЛАВА 7. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К моменту рождения созревание почек еще не закончено. Клубочки у новорожденных значительно меньше, чем у взрослых, их фильтрующая поверхность составляет 30 % нормы взрослого. Канальцы короче и уже. По

Из книги Терапевтическая стоматология. Учебник автора Евгений Власович Боровский

12. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки Кожа состоит из двух основных слоев – эпидермиса и дермы. Из-за слабого развития разделяющей их базальной мембраны при заболеваниях эпидермис легко отделяется от дермы, чем и объясняется возможное

Из книги Как сбалансировать гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы автора Галина Ивановна Дядя

15. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития.Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и

Из книги автора

17. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое

Из книги автора

27. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы Методы исследованияК органам пищеварения относятся ротовая полость, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник (слепая, поперечно-ободочная, сигмовидная, прямая кишки),

Из книги автора

30. Анатомо-физиологические особенности выделительной системы Почки выполняют две основные функции:1) регулируют состав внеклеточной жидкости и кислотно-основного состояния организма;2) обеспечивают выведение из организма токсических веществ или продуктов

Из книги автора

1. Анатомические и физиологические особенности вегетативной нервной системы Впервые понятие вегетативная нервная система было введено в 1801 г. французским врачом А. Беша. Этот отдел ЦНС обеспечивает экстраорганную и внутриорганную регуляцию функций организма и

Из книги автора

1. Анатомо-физиологические особенности костной системы Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития. Костная ткань является очень чувствительной к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к нарушениям питания,

Из книги автора

1. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения Почки выполняют две основные функции:1) регулируют состав внеклеточной жидкости и кислотно-основного состояния организма;2) обеспечивают выведение из организма токсических веществ или

Из книги автора

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга - r. meningeus, которая содержит в своем составе и симпатические волокна. R. meningeus носит еще название возвратного нерва, так как она

Из книги автора

8.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОНТА Периодонт представляет собой сложное анатомическое образование соединительнотканного происхождения, расположенное между компактной пластинкой зубной ячейки и цементом корня зуба (рис. 8.1).На всем протяжении

Из книги автора

I. Анатомо-физиологические особенности щитовидной железы Щитовидная железа – один из важнейших органов внутренней секреции человека. Особенно велико ее значение для развивающегося, растущего организма.Щитовидная железа располагается на передней поверхности шеи и

Рождение малыша это самая большая радость в жизни каждой семьи. Правда, вместе с радостью в дом приходят и дополнительные заботы. Молодые родители, особенно, воспитывающие первенца, часто становятся в тупик, поскольку не отдают себе отчета в особенностях новорожденного. Маленький человечек, недавно появившийся на свет, в значительной степени отличается от детей старшего возраста или взрослых. Поэтому для того, чтобы обеспечить здоровье малыша и его хорошее самочувствие, нужно понимать, что особенности новорожденного делают его очень восприимчивым к определенным воздействиям извне.

Период, когда ребенок считается новорожденным, длится первые 4 недели после его появления на свет. Хотя и по окончанию этого периода некоторые особенности новорожденного ребенка остаются. По мере роста, малыш продолжает адаптироваться к окружающей среде.

Каковы особенности новорожденного ребенка?

Сразу после рождения нельзя не заметить физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый крик малыша запускает работу многих систем, которые до этого момента находились в состоянии ожидания. Они не могут сразу начать работать в полную силу, для этого требуется время. Рассмотрим, каковы же основные физиологические особенности новорожденного:

  • Кожа ребенка при рождении нежная и тонкая. Ее отличительной особенностью является повышенная чувствительность, поэтому раздражения и ссадины на коже малыша не редкость. К моменту рождения младенец имеет хорошо выраженный подкожный жировой слой. Кожа пронизана большим количеством капилляров, поэтому ребенок быстро краснеет при перегревании или крике.
  • Система терморегуляции сразу после рождения еще не развита. Это приводит к тому, что малыш быстро перегревается, или, наоборот, остывает. Определить, тепло или холодно малышу, можно по внешнему виду его кожных покровов. Если ребенку холодно, кожа бледнеет и покрывается мелкими пупырышками, если же ему жарко, то на коже может выступать мелкая испарина. Нужно сказать, что новорожденный гораздо хуже переносит перегрев, чем переохлаждение.
  • Мышечно-связочный аппарат у новорожденного также еще не развит. Наблюдается ограничение двигательной активности, сгибательно-разгибательные мышцы постоянно напряжены, поэтому ручки и ножки младенца все время находятся в полусогнутом состоянии. Ребенок не может держать головку, а первые несколько месяцев после родов стремится принять позу, в которой находился в утробе матери.
  • Еще одной анатомо-физиологической особенностью новорожденных детей является рыхлость костной ткани, хотя скелет к моменту родов уже полностью сформирован. В результате этого кости ребенка мягкие и легко деформируются. Некоторые кости представляют собой хрящи и лишь со временем они укрепляются и становятся столь же прочными, как у взрослого человека.
  • Строение черепа – одна из наиболее заметных анатомо-физиологических особенностей новорожденного. Он состоит из отдельных костных долей, которые соединяются между собой мягкой тканью. Такое строение позволяет головке малыша легко пройти сквозь родовые пути. На темени и в лобно-теменной области черепа находятся так называемые «роднички», представляющие собой впадины, закрытые мягкой тканью. По мере роста малыша они закрываются костной тканью. Малый родничок закрывается к 7-8 месяцам, а большой к году.
  • Система кровообращения новорожденного испытывает большую нагрузку, чем у взрослого человека. Частота сердечных сокращений ребенка в спокойном состоянии составляет 120-140 ударов в минуту, а во время крика может повышаться до 160-180 ударов в минуту.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного затрагивают также и органы дыхания малыша. Гортань и носовые ходы выстланы слизистой оболочкой, насыщенной кровеносными сосудами. При этом гортань и носовые ходы короткие, что делает их очень чувствительными к воздействию холода и тепла. Рыхлая слизистая быстро разбухает, что вызывает отек и затрудняет дыхание малыша. Дыхание новорожденного чаще, чем у взрослого примерно в 3 раза. Так, малыш делает от 40 до 60 вдохов в минуту, в то время как взрослый человек всего 18-20 вдохов.
  • Отличается по своему строению и желудочно-кишечный тракт новорожденного. Пищевод у малыша короткий, а размер желудка равен размеру сжатого кулачка ребенка. У детей плохо развит клапан, расположенный между пищеводом и желудком, что приводит к частому забросу пищи из желудка в пищевод, который проявляется у малыша в виде срыгиваний. Тонкий кишечник малыша длинный, но его стенки отличаются проницаемостью для разного рода токсических веществ. Поэтому малейшие нарушения в питании приводят к возникновению проблем.

Психическое развитие ребенка

Особенности развития новорожденного отражаются не только на физическом уровне, они касаются также и его психического развития. В момент рождения психика малыша представляет собой некий набор рефлексов, которые помогают ему существовать в новых условиях первое время. По мере роста ребенка, его психика трансформируется и стремительно развивается.

О зрелости ЦНС говорит наличие всех основных безусловных рефлексов. Психическое развитие ребенка сопровождается созреванием его мозга и постепенным угасанием первичных рефлексов. Особенностью развития новорожденного является тот факт, что к году практически все первоначальные рефлексы исчезают, а малыш приобретает сложные рефлексы и поведенческие комплексы.

В то же время, сразу после рождения ребенок уже обладает определенной чувствительностью. Он может различать вкус, а также реагировать на звук. Реакция на визуальные раздражители происходит, как правило, на 3-5 неделе. По мере созревания нервной системы, совершенствуется зрительное и звуковое восприятие и реакция на внешние раздражители. Это, наряду с совершенствованием двигательных функций, является подтверждением нормального психического развития малыша. Если выявляются особенности развития новорожденного, не соответствующие норме, следует обязательно обратиться к врачу.

Похожие публикации