Рассказ о гере жены зевса. Богиня Гера: мифология Греции и Рима

Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы.

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались.

Боги Древней Греции – Зевс

См. также отдельную статью .

По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы,– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений.

Зевс мечет молнию в Тифона

Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса».

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил уничтожить род людской и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превратились в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

В мифах Древней Греции бог Зевс распределяет на земле добро и зло, им установлен общественный порядок, учреждена царская власть:

«Громораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей»
(из гомеровского гимна Зевсу, ст. 2–3; пер. В. В. Вересаева).

Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере.

В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков.

Боги Древней Греции – Гера

См. отдельную статью .

Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла , супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса.

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной .

В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы.

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн:

«Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидому
(ст 1–5; пер. В. В. Вересаева)

Бог Посейдон

Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса,– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»:

«Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,
На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную
Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья»
(из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева).

Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины.

Женой бога Посейдона считалась Амфитрита , дочь Океана. Но Посейдон, как и Зевс, питал нежные чувства и к другим женщинам. Так, матерью его сына, циклопа Полифема , была нимфа Фооса, матерью крылатого коня Пегаса – горгона Медуза и т. п.

Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты.

В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот.

Боги Древней Греции – Аид

Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном , получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны , дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно.

Царство Аида имело в Древней Греции разные названия: Аид, Эреб, Орк, Тартар. Вход в это царство, по представлению греков, находился либо в южной Италии, либо в Колоне, близ Афин, либо в других местах, где были провалы и расселины. В царство бога Аида после смерти отправляются все люди и, как рассказывает Гомер , влачат там жалкое безрадостное существование, лишенные памяти о своей земной жизни. Полное сознание боги подземного мира сохраняли лишь немногим избранным. Из живых только Орфею , Гераклу , Тесею , Одиссею и Энею удалось проникнуть в Аид и вернуться на землю. Согласно мифам Древней Греции, у входа в Аид сидит зловещий трехглавый пес Цербер, на его шее шевелятся с грозным шипением змеи, и он не позволяет никому покинуть царство мертвых. В Аиде протекает несколько рек. Через Стикс перевозит души умерших старый лодочник Харон, взимавший за свой труд плату (поэтому в рот умершему клали монету для того, чтобы его душа могла расплатиться с Хароном). Если человек оставался непогребенным, Харон не пускал его тень в свою лодку, и ей суждено было вечно скитаться по земле, что считалось в Древней Греции величайшим несчастьем. Человек, лишенный погребения, будет вечно голодать и томиться жаждой, так как у него не будет могилы, у которой родственники делали бы возлияния и оставляли бы для него пищу. Другие реки подземного мира – Ахерон, Пирифлегетон, Коцит и Лета, река забвения (глотнув воды из Леты, усопший забывал все. Только испив жертвенной крови, душа умершего на время обретала прежнее сознание и способность говорить с живыми). Души очень немногих избранных живут отдельно от других теней в Элисии (или на Елисейских полях), упоминаемом в «Одиссее » и в «Теогонии »: там они пребывают в вечном блаженстве под покровительством Кроноса, как бы в Золотом веке; позже считалось, что в Элисий попадают все, посвященные в Элевсинские таинства .

Преступники, оскорбившие чем-либо древнегреческих богов, терпят в подземном царстве вечные муки. Так, фригийский царь Тантал , предложивший в пищу богам мясо своего сына, вечно страдает от голода и жажды, стоя по горло в воде и видя рядом с собой спелые плоды, а также пребывает в вечном страхе, потому что над головой его нависает готовая обрушиться скала. Коринфский царь Сизиф вечно втаскивает на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины горы, скатывается вниз. Сизиф наказан богами за корыстолюбие и лукавство. Данаиды , дочери аргосского царя Даная, за убийство своих мужей вечно наполняют водой бездонную бочку. Эвбейский великан Титий за оскорбление богини Латоны лежит в Тартаре распростертый, и два коршуна вечно терзают его печень. Бог Аид вершит свой суд над умершими с помощью трех героев, прославившихся своей мудростью,– Эака, Миноса и Радаманта. Эак считался также привратником подземного царства.

По представлениям древних греков, царство бога Аида погружено во мрак и населено всякими ужасными существами и чудовищами. Среди них – страшная Эмпуса – вампир и оборотень с ослиными ногами, Эринии , Гарпии – богини вихря, полуженщина-полузмея Ехидна; здесь и дочь Ехидны Химера с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, здесь и боги различных сновидений. Над всеми этими демонами и чудовищами властвует трехглавая и трехтелая дочь Тартара и Ночи древнегреческая богиня Геката . Ее троякий облик объясняется тем, что она появляется и на Олимпе, и на земле, и в Тартаре . Но, по преимуществу, она принадлежит подземному миру, является олицетворением мрака ночного; она посылает людям тяжкие сны; ее призывают при совершении всякого рода колдовских действий и заклинаний. Поэтому служба этой богине совершалась ночью.

Циклопы, по мифам Древней Греции, выковали богу Аиду шлем-невидимку; очевидно, эта мысль связана с представлением о незримом приближении смерти к своей жертве.

Изображается бог Аид зрелым мужем, сидящим на троне с жезлом или двузубцем в руке, с Цербером у ног. Иногда рядом с ним богиня Персефона с гранатом.

Аид почти не появляется на Олимпе, поэтому его не причисляют к олимпийскому пантеону.

Богиня Деметра

Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

«Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком светлоокой
Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море
И закипело волнами багровыми...»
(из гомеровского гимна Афине, ст. 7–8; пер. В. В. Вересаева).

Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе.

Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.

Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами.

Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами.

Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы , подаренная ей Персеем ; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент.

Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу.

В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др.

Бог Аполлон (Феб)

По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм.

На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честь его эпитеты – Делий и Делия.

Феб-Аполлон – древнейшее божество малоазийского происхождения. Когда-то его почитали как охранителя стад, дорог, путников, мореходов, как бога врачебного искусства. Постепенно он занял одно из главенствующих мест в пантеоне Древней Греции. Его два имени отражают его двойственную сущность: ясный, светлый (Феб) и губительный (Аполлон). Постепенно культ Аполлона вытеснил в Древней Греции культ Гелиоса , первоначально почитавшегося как божество солнца, и стал олицетворением солнечного света. Лучи солнца, живительные, но иногда и смертельно опасные (вызывающие засуху) воспринимались древними греками как стрелы «сребролукого», «далеко разящего» бога, поэтому лук – один из постоянных атрибутов Феба. Другой его атрибут Аполлона – лира или кифара – по форме напоминает лук. Бог Аполлон – искуснейший музыкант и покровитель музыки. Когда он появляется с лирой на пирах богов, его сопровождают музы – богини поэзии, искусств и наук. Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять: Каллиопа – муза эпоса, Евтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза гимнов, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории и Урания – муза астрономии. Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Вот как автор гомеровского гимна к Аполлону Пифийскому описывает Аполлона-Мусагета (предводителя муз):

«Благоухают на боге одежды бессмертные. Струны
Страстно под плектром звучат золотым на божественной лире.
Мысли быстрее с земли на Олимп перенесшись, оттуда
Входит в палаты он Зевса, в собрание прочих бессмертных.
Тотчас желанье у всех появляется песен и лиры.
Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы...»
(ст. 6–11; пер. В. В. Вересаева).

Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба.

Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Асклепию и внучке Гигиее – богине здоровья.

В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул , куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели.

Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому:

«По дому Зевса пройдет он – все боги, и те затрепещут.
С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он
Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет.
Только Лето остается близ молнелюбивого Зевса;
Лук распускает богиня и крышкой колчан закрывает,
С Фебовых плеч многомощных оружье снимает руками
И на колок золотой на столбе близ седалища Зевса
Вешает лук и колчан; Аполлона же в кресло сажает.
В чаше ему золотой, дорогого приветствуя сына,
Нектар отец подает. И тогда божества остальные
Тоже садятся по креслам. И сердце Лето веселится,
Радуясь, что родила луконосного, мощного сына»
(ст. 2–13; пер. В. В. Вересаева).

В Древней Греции бога Аполлона изображали стройным юношей с волнистыми кудрями до плеч. Он либо обнажен (у так называемого Аполлона Бельведерского лишь легкий покров ниспадает с плеч) и держит в руках пастушеский посох или лук (у Аполлона Бельведерского за плечами колчан со стрелами), либо в длинных одеждах, в лавровом венке и с лирой в руках – это Аполлон Мусагет или Кифаред.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Примечательно то, что хотя Аполлон являлся в Древней Греции покровителем музыки и пения, он сам играет только на струнных инструментах – лире и кифаре, которые греки считали благородными, противопоставляя их «варварским» (чужеземным) инструментам – флейте и свирели. Недаром богиня Афина отказалась от флейты, предоставив ее низшему божеству – сатиру Марсию, так как при игре на этом инструменте у нее некрасиво надувались щеки.

Боги Древней Греции – Артемида

Бог Дионис

Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.

Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.

Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа,– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки» . Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.

Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).

В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма . Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.

Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса:

«Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленья глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли...»
(ст. 35–39; пер. В. В. Вересаева).

Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.

Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.

Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х.

Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов.

Пан и лесные божества

Пан был в Древней Греции богом лесов, покровителем пастбищ, стад и пастухов. Сын Гермеса и нимфы Дриопы (по другому мифу – сын Зевса), он родился с козлиными рогами и козлиными ногами, потому что бог Гермес, ухаживая за его матерью, принял облик козла:

«С нимфами светлыми он – козлоногий, двурогий, шумливый
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев,
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов»
(из гомеровского гимна Пану, ст. 2–7; пер. В. В. Вересаева).

В отличие от сатиров, имевших такую же внешность, Пан изображался древними греками со свирелью в руках, тогда как сатиры – с виноградом или с плющом.

По примеру древнегреческих пастухов, бог Пан вел кочевую жизнь, бродя по лесам, отдыхая в глухих пещерах и наводя на заблудившихся путников «панический страх».

Лесных богов в Древней Греции было множество, и в отличие от главного божества они назывались панисками.

Древнегреческая мифология во многом напоминает сказку - так здесь все интересно, загадочно, божества обладают сверхъестественными силами и способны на многое. Разобраться во всех их связях и отношениях очень непросто, однако мы сегодня попытаемся как можно подробнее описать верховную богиню, жену и сестру Зевса - Геру. Она является покровительницей браков, охраняет женщин во время родов. Но в то же время древнегреческая богиня Гера отличалась очень властным характером, ревнивостью и жестокостью. Какие мифы позволят узнать о ней больше?

Введение

Древнегреческая богиня Гера в античной мифологии представляет собой тот тип женщины, который по своим свойствам и качествам соответствует властелину неба - Зевсу. Ее «аналог» в древнеримской мифологии - Юнона. Греческая богиня Гера в первую очередь выступала охранительницей и покровительницей брака, семейных отношений, постановлений. Зевс же охранял общественные учреждения. До древних греков повсюду царила полигамия (многобрачие), именно они выступили за моногамию и ввели ее. Поэтому богиня Греции Гера олицетворяет собой протест против многобрачия и защищает моногамию.

Атрибуты богини

Если изучить произведения античных поэтов, то можно узнать, что в них богиня описывается как обладательница упрямого, гордого и сварливого характера. Искусство же ей всегда придает величественную и строгую красоту. Основной символ богини Геры - это покрывало. На древних изображениях оно полностью окутывало ее фигуру, а вот Фидий уже изобразил ее с откинутым назад атрибутом. Еще один неизменный символ богини Геры - это диадема. Также очень редко ее можно увидеть без таких атрибутов, как павлин и кукушка. Это высокая богиня со спокойными и размеренными движениями, у нее шикарные волосы и большие глаза.

Ссоры и ревность

Самая сильная и могущественная из всех богинь Олимпа - Гера. Богиня характер имеет властный и своенравный, но все же подчиняется своему супругу. Она часто вызывает у Зевса гнев, как правило, своей ревностью. Огромное количество древнегреческих мифов имеют в основе сюжеты о тех бедах, которые насылает греческая богиня Гера на любовниц Зевса, их родственников и детей. Например, на тот остров, где проживала Эгина, имеющая сына от Зевса, Гера наслала много ядовитых змей. Что она сделала прочим любовницам? Богиня Гера испепелила Семелу, прокляла Эхо. А еще она сделала обезумевшей Ино, Ламию превратила в чудовище, а Каллисто - в медведицу.

Гера и кукушка

Богиня Гера часто изображается со скипетром, на верхушке которого сидит кукушка. Что об этом рассказывает мифология? Оказывается, Зевс влюбился в нее, когда она была еще совсем юной. Однако гордая девушка не оказывала ему никаких знаков внимания, отвергала просьбы стать его супругой. Повелитель богов, желавший больше всего на свете стать мужем Геры, пошел на хитрость. Он превратился в кукушку. Затем Зевс сделал так, чтобы разыгралась сильнейшая буря. Весь мокрый, холодный и несчастный, он в облике птицы прилетел к богине, сел у ее ног, как бы умоляя о приюте и спасении. Богиня Гера, которой, как ни странно, было свойственно сострадание, подняла кукушку и прижала к своей груди, чтобы отогреть. Именно в этот момент Зевс стал самим собой, а девушка, тронутая таким необычным предложением, согласилась стать его супругой. Получается, птица на скипетре олицетворяет самого Зевса.

Как Зевс наказывал Геру

Мы уже упоминали о том, что богиня была чересчур ревнивой. Хоть она, согласно мифологии, покровительствует бракам, ее супружеская жизнь проходит в постоянных скандалах с Зевсом, который вынужден был ее останавливать и даже наказывать. Гера (богиня Древней Греции) гордится не только своими достоинствами, но и правами. Порой она предъявляет супругу такие высокие требования, которые он отказывается исполнять. Она ему часто противоречит, упрекает, но силой сделать ничего не может, потому старается проявить хитрость и изворотливость. Однажды она вступила в сговор с Посейдоном - они задумали лишить Зевса его верховной власти. Они даже смогли заключить его в оковы, но тут пришла на помощь Фетида, которая обратилась к страшному великану. Один его грозный вид заставил Геру одуматься и отказаться от своих замыслов. Зевс был настолько разгневан, что подвесил супругу между небом и землей на золотой цепи, а к ногам ее привесил огромную наковальню. На одной из многочисленных картин этот миф отобразил Корреджо.

Миф еще об одной хитрости богини

Когда была Троянская война, Гера (богиня Древней Греции) отчаянно поддерживала греков и была настроена против троянцев. Зевс запретил кому-либо из богов принимать участие в битве, а Гарган находился на вершине горы и строго следил за соблюдением этого приказа. Гера же, привыкшая идти наперекор Зевсу, решила помочь грекам, увидев, что Гектор из Трои побеждает их. Она обратилась к Афродите с просьбой дать ей на время пояс. Это была волшебная вещь, которая даровала неземную красоту той, на которой была надета. Гера надела пояс и пошла к Зевсу. Он, ничего не подозревая, принял все ее ласки, ведь ему было так странно видеть свою супругу столь пленительной и обаятельной. После этого он крепко заснул, а Гера помогла все же грекам в это время, и троянцы потерпели поражение. Когда Зевс проснулся и увидел все вокруг, он понял замысел жены и пригрозил уже знакомым ей наказанием. Однако это не имело смысла в той ситуации, ведь ничего уже нельзя было исправить.

Миф об Ио и Гере

Великой, могущественной и очень ревнивой была богиня Гера. Мифы, как мы и говорили, в основном построены именно на этой теме. И данная история не является исключением. Однажды Гера начала искать своего супруга, чтобы решить с ним крайне важный вопрос. Но, не найдя его на привычном месте, на Олимпе, она стала рассматривать землю и вдруг заметила там очень темное большое облако. Это показалось ей странным, богиня решила спуститься вниз и своими глазами увидеть, что же там происходит, рассеяв это облако. А на самом деле там находился Зевс, бегая за очень красивой Ио, которая была дочерью бога речки Инах. А облаком он себя окружил специально, чтобы с большой высоты его не заметила ревнивая Гера. Древняя богиня начала рассеивать облако, а Зевс, догадавшись, чьих рук это дело, превратил быстренько Ио в корову, чтобы супруга ни о чем не догадалась. Он сказал жене, что эта корова только что родилась, а он просто любуется ею. Богиня попросила подарить ей это животное. Зевс, не имея никаких оснований отказать в столь, казалось бы, ничтожном презенте, вынужден был сделать это.

Что дальше сделала Гера?

Богиня приказала Аргусу (стоокому великану) не спускать глаз с коровы и постоянно следить за ней. А тот, даже если и спал, то закрывал только два глаза, остальные же продолжали наблюдение. Античным творцам никак не удавалось полноценно отобразить этот миф, поэтому Аргуса они рисовали под видом старика, который пасет корову. Зевса возмутил такой беспрерывный надзор, ему было безумно жаль несчастную Ио. Он позвал к себе Меркурия и приказал тому убить великана.

Вмешательство Меркурия

Божество, вызванное своим повелителем для убийства Аргуса, спустилось на землю. Меркурий прихватил с собой особый жезл, обладающий свойством практически моментально усыплять. Он принял вид пастуха, который следит за стадом своих коз и великолепно играет на флейте. Аргус же обожал подобные музыкальные мотивы, они доставляли ему огромное удовольствие. Недолго думая, великан пригласил пастуха подсесть поближе к нему, уверяя, что лучше пастбища нигде нет, да и место здесь хорошее и тенистое. Меркурий, ясное дело, и не собирался отказываться от предложения. Он пересел поближе к страшному великану и продолжил играть. Меркурий заметил, что от столь приятной музыки Аргус начал дремать. И чтобы окончательно усыпить его, он воспользовался еще и жезлом. Все сто глаз бдительного охранника закрылись. А Меркурий, дабы довести дело до логического завершения, взял свой меч и отрубил голову великану. Узнав об этом, очень расстроилась Гера. Богиня собрала все глаза своего слуги и разместила их на хвосте и крыльях своего павлина. С тех пор эту птицу посвятили Гере, а глаза яркими пятнами сверкают на ней.

Что было дальше с Ио?

Если вы полагаете, что на этом миф закончился, то вы ошибаетесь. Неумолимая и ревнивая богиня Гера и не собиралась прекращать свои преследования. Напротив, она призвала к себе одну из Фурий и приказала ей постоянно жалить под видом слепня бедную Ио. Пытаясь скрыться от назойливого насекомого, Ио добралась до берегов Нила, где просто упала от потери сил и страшной усталости. Зевс не мог больше наблюдать за этим. Он обратился к своей супруге и просил ее пощадить девушку. Та, как ни странно, согласилась, но поставила условие - Ио никогда не должна была возвращаться в Грецию.

Дочери богини Геры

Всего у Геры было четверо детей - двое сыновей (Арес и Гефест) и две дочери (Илифия и Геба). Геба олицетворяла собой юность. Согласно мифам, она преподносила всем божествам чудесный нектар, благодаря которому те никогда не болели и не старели. Супругу Геракла изображали всегда юной девушкой, которая ласкает орла Зевса.

Илифия - богиня успешных и благоприятных родов. Согласно мифологии, она так и не потеряла девственность, а все свое время посвящала тому, что помогала принимать роды. Она была очень послушной и никогда не смела перечить своей матери. Гера, пользуясь абсолютным послушанием Илифии, часто использовала ее в своих целях как орудие мести. Например, когда пришло время появиться на свет малышу Латоны, которую преследовала ревнивая богиня, Илифия по приказу своей матери отправилась на вершину Олимпа. Там девушка провела девять ночей и дней, не давая родить Латоне. Ирида, богиня радуги, молила девушку о помощи, просила спуститься и смилостивиться над бедной женщиной. Илифию тронули эти мольбы, и она помогла Латоне. В результате на свет появились Аполлон и Артемида.

Заключение

Напоследок мы отметим еще несколько фактов об этой своенравной, ревнивой, но в то же время помогающей многим богине. Так, она раз в год обязательно отправлялась к источнику Канаф, чтобы искупаться там и снова стать девой. Она помогла Ясону, когда тот организовал поход на аргонавтов, а на Одиссея наслала ветра с помощью Эола. Упоминается также в источниках о боге с именем Иксион, который был страстно влюблен в Геру. Он даже пытался ею овладеть. Зевсу же такие попытки не понравились, а потому он создал облако, которое приняло облик его жены, и подсунул бедному влюбленному. В результате такого союза на свет появилось целое поколение кентавров. Вот с этими мифами и историями связано имя такой древнегреческой богини, как Гера.

Могущественная и властная, с ревнивым характером и жестокая богиня Гера – мифология Греции так описывает личность супруги и кровной сестры Зевса (Юпитера). В своей серебряной колеснице царица богов, источая божественный аромат спускается с - все в почтительном уважении и благоговении склоняются перед ней.

Богиня Гера в греческой мифологии

Древняя греческая история населяет гору Олимп пантеоном из 12 главных божеств, во главе с Зевсом-громовержцем. Его супруга богиня Гера, не менее важная, а порой и более влиятельная фигура, чем ее муж, стоящий у власти. Иногда, Гера совершает попытки свергнуть Зевса, за что бывает нещадно наказана. Богиня изворотлива и хитра, но крутой нрав не мешает ей быть любимицей людей и природы. Дочь титана Кроноса и Реи свято чтит брак и семейные традиции, покровительствует женщинам в замужестве, охраняет их в родах. Гера страдает от измен Зевса и насылает беды на его внебрачных детей и любовниц.

Как выглядит богиня Гера?

Гомер – известный древнегреческий поэт, написавший «Илиаду», описывает властительницу Олимпа как «волоокую» (с большими коровьими глазами) госпожу с длинными роскошными волосами. Гера богиня Древней Греции предстает в старинных изваяниях и фресках высокой, статной и закрывающей все туловище, кроме рук и шеи одежде. Поликлет, древнегреческий скульптор сотворил статую богини для храма в Аргосе – его величественная Гера-Юнона, считается величайшим шедевром в мировом искусстве.

Чем занималась богиня Гера?

Древний мир был погружен в состояние хаоса и беззакония. Полигамные отношения считались нормой жизни. Гера решила разрушить такой привычный для того времени ход существования вещей и учредила институт брака. Постепенно, моногамные отношения и ответственность мужчины за семью стали приоритетными у древних греков. На вершине Олимпа и в поднебесье много функций, за что отвечает богиня Гера:

  • покровительствует супружеским парам;
  • наказывает неверных мужей;
  • олицетворяет женское начало;
  • охраняет женщин в беременности, родах;
  • ответственная за природные явления, вместе с Зевсом богиня Греции Гера может метать молнии;
  • охранительница лунного и небесного света, Млечного пути;
  • плодородие земли зависит от ее милости.

Богиня Гера - атрибуты

Символы власти присущи всем божествам, каждый предмет может являться для современных исследователей подсказкой направления деятельности того или иного бога. Чем правила богиня Гера? Вместе с мужем громовержцем, древняя богиня Гера олицетворяла авторитетную власть и кроме правления на Олимпе учреждала общественный порядок на и земле, среди людей. Неизменные атрибуты и символы Геры:

  • покрывало – окутывает всю фигуру, символ целомудрия и верности в браке;
  • диадема – символ главенства среди других богинь;
  • серебряная колесница с золотыми спицами в колесах, запряжена двумя павлинами. В ней богиня объезжает свои владения и творит погоду;
  • скипетр с кукушкой – символ Зевса, вестница весны, любви;
  • лилии – по легенде, капли молока из грудей Геры упали на землю и расцвели замечательные цветы белоснежного цвета;
  • корова – символ плодородия и Великой Матери, с которой древние греки олицетворяли богиню.

Зевс и Гера

Богиня Гера, жена Зевса также является его родной сестрой. Мать Рея, зная о похотливом характере сына Зевса спрятала Геру на краю земли, у Океана. Воспитала ее морская нимфа Фетида. Зевс случайно увидел уже взрослую богиню и влюбился. Громовержец долго ухаживал за возлюбленной, но Гера была непреклонна. Тогда Зевс превратился в маленькую кукушку, которая замерзала от холода. Гера, прониклась жалостью к птице и положила ее себе на грудь, чтобы согреть, и тут Зевс вернул свое обличье. Богиню тронуло такое стремление ее завоевать.

Свадьба Геры и Зевса продолжалась несколько дней, все боги приносили им роскошные дары. , по древним преданиям длился 300 лет, в течение которых бог-громовержец был внимательным и верным супругом. Счастливая Гера родила Зевсу сына Ареса и дочерей Илифию и Гебу. Зевсу, ценителю женской красоты стало скучно в объятьях жены, и его природа соблазнителя, в том числе чужих жен - взяла верх. Гера, сгорая от ревности, мстила любовницам и пыталась убить внебрачных детей мужа.


Богиня Гера - мифы

Богиня Гера - греческая мифология рассказывает о ней в основном, как о ревнивице, которая пытается устранить своих соперниц и ссорится с Зевсом. Одна из историй повествует, как Зевс влюбился в нимфу Каллисто. Громовержец превратился в богиню охоты Артемиды и обманом завладел красавицей. Гера, богиня Древней Греции, превратила Каллисто в медведицу и хотела заставить ее сына убить мать по неведению. Зевс узнал о готовящейся мести и поместил нимфу вместе с сыном на небо в виде созвездий Большой и Малой медведиц.

Хасанзянова Айсылу

Гера

Краткое содержание мифа

Гера Лудовизи. Скульптура, 5 в. до н.э.

Гера (у римлян - Юнона) - в древнегреческой мифологии царица богов, покровительница брака, супружеской любви и родов, охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Дочь Кроноса и Реи, жена и старшая сестра Зевса, была его третьей и последней законной супругой. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей, поэтому Гера, как и ее четверо братьев и сестер, была проглочена сразу же после появления на свет. Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно. После освобождения из плена Гера, уже ставшая за это время юной девушкой, была отдана на попечение двум божествам природы - Океану и Тифиде, которые воспитывали ее на краю света, где та жила вдали от Олимпа, в тишине и покое.

Необыкновенная красота Геры привлекла Зевса, уже ставшего к тому времени верховным богом Олимпа, и он начал активно добиваться ее благосклонности. Чтобы добиться близости с девушкой, Зевс превратил себя в пеструю кукушку, трепещущую от холода, над которой и склонилась Гера. Для того, чтобы согреть замерзшую птичку, ничего не подозревавшая девушка нежно прижала ее к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Из-за запрета матери Реи, триста лет их связь была тайной, пока Зевс не объявил открыто Геру своей женой и царицей богов. Богиня искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

Боги пышно справили свадьбу. Гера, одетая в роскошные одежды, сияла величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с мужем. На их бракосочетание все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками. Все в природе славило Геру и Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе, являясь помощницей и советчицей своему супругу. Повелевает она, как и муж ее, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает она мужу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни.

Юнона, заставшая Юпитера с Ио. Питер Ластман, 1618

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил в корову. Но этим громовержец ее не спас. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Зевс видел страдания Ио. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить ее. Быстро примчался Гермес на вершину той горы. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулисьего сто очей, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас ее от гнева Геры. Богиня наслала на несчастную чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны в страну, обезумевшую от мучений, страдалицу. Нигде не находила она покоя. Где только не пробегала, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф.

Образы и символы мифа

Возникновение Млечного Пути. Тинторетто, 1570

В мифах Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены. Гордую независимую Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, так как их брак она считала священным. Благосклонность Зевса к своим любовницам и детям, рожденным от этих связей, вызывала у Геры ненависть и чувство мщения по отношению к ним. Она ревнива, и коварно преследует своих соперниц, питает ненависть к героям - детям мужа от смертных женщин. Гера предпочитала злые интриги, например, заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Основными символами, связанными с богиней, являются гранатное яблоко, как символ брачной любви, кукушка, как вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицей считается павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры . О павлине как священной птице Геры говорят не только древние авторы, но и изображения на монетах и рельефах. Возможно, именно эта птица способствовала формированию в характере богини "павлиньего" тщеславия и заносчивости.

Также символами Геры были корова, Млечный Путь и лилия. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью - кормилицей, обеспечивающей всех пищей. Лилия рассматривается как символ чистоты, восходит к представлениям о молоке, льющемся из груди богини Геры.

Важным символом, связанным с богиней Герой, является Млечный путь. Согласно мифу, в день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу - стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес получил божественную силу и стал непобедимым, Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геркулеса на Олимп, чтобы его вскормила великая богиня Гера.

С быстротой мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не замеченный никем, взял он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и положил к ее груди маленького Геркулеса, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня проснулась. В гневе и ярости отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь.

Коммуникативные средства создания образов и символов

В Древней Греции Геру очень почитали. Главным местом культа богини Геры был город Аргос в Греции в Пелопоннесе, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет устраивались праздники - Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась так же в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и в других городах.

Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественною осанкою, зрелою красотою, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле, с короною на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.

В литературе Гере посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние, а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте(город в северо-восточной части древнего Пелопоннеса) было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.

Социальное значение мифа

Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню - по контрасту - Геру очень почитали.

В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой. Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни женщины, снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

Культ Геры был распространен особенно в Микенах, Аргосе - храме Герайон, Олимпии, Тиринфе, Коринфе, Спарте и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски). А на самом большом острове в Греции на острове Крите, где в Кноссе праздновали "священный брак" Геры и Зевса.

Так же на Крите, в Кносе каждую весну торжественно праздновали "священный брак" Геры и Зевса, который рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества.

Вестником этого дождя была кукушка, слывшая священной птицей Геры. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Священной птицей Геры считался и павлин, блистающий красотой своего оперения.

Гера, греч., лат. Юнона - дочь Крона и Реи, сестра и супруга Зевса.

После рождения ее ждала судьба всех детей Крона (кроме Зевса): отец просто-напросто проглотил ее (см. статью «Кронос»). Однако, будучи бессмертным божественным существом, она продолжала жить в его утробе до тех пор, пока Зевс не вызволил своих старших братьев и сестер (см. статью «3евс»). Когда Зевс начал борьбу с Кроном, богиня Тефида унесла Геру на край света к Океану. После победы над Кроном Зевс разыскал Геру, а так как она ему очень понравилась, он унес ее на Олимп и заключил с ней брак. То, что она приходилась ему сестрой, Зевса не смущало: браки между кровными родственниками у богов были обычным явлением (как и у правящих династий на этом свете). Так Гера стала верховной богиней и царицей небес.

В сонме богов на долю Геры выпала роль охранительницы брака. Она заботилась о святости и нерушимости супружеских уз, даровала супругам потомство, помогала роженицам. Как супруга Зевса, она была его соправительницей - правда, лишь в той степени, в какой это было возможно при неравноправном положении женщины в античных мифах (отражавших реальное положение женщины в античном мире). Зевс часто с ней советовался и вверял ей свои планы, о которых не знали другие боги. Как правило, он охотно удовлетворял ее просьбы - уже хотя бы потому, что в случае отказа Гера начинала скандалить, а скандалы его, мягко говоря, утомляли. Но если было необходимо, Зевс умел поставить ее на место. Например, когда Гера упорно преследовала его сына Геракла, рожденного смертной Алкменой, у Зевса однажды лопнуло терпение, и он связал Геру цепями (правда, золотыми) и подвесил между небом и землей. Но вообще-то он ее уважал, оказывал ей всевозможные знаки внимания и требовал, чтобы остальные боги почитали ее.

К своей роли охранительницы брака Гера относилась чрезвычайно серьезно и жила так, чтобы ее супружеская верность служила примером для всех богинь и смертных женщин. Поэтому ее очень огорчало, что именно ее муж систематически нарушал святость супружеских уз. К сожалению, Зевс был жутким юбочником и не упускал случая приволокнуть за любой мало-мальски симпатичной богиней. У него было также много возлюбленных среди земных женщин и соответственно много детей от них. Узнав об очередном его приключении, Гера устраивала ему такие сцены, что содрогался Олимп, а на земле возникали бури. Но в конечном итоге супруги как-то приходили к согласию, и на Олимпе воцарялся божественный покой. Гера родила Зевсу трех потомков: Ареса, Гефеста и Гебу. По мнению Гесиода, их дочерью была также Илифия, но некоторые другие авторы считают, что она появилась на свет без содействия Зевса (то же говорилось и о рождении Гебы - по аналогии с Афиной), третьи утверждают, что Илифия - одно из имен Геры как покровительницы рожениц.

При выполнении своих божественных обязанностей и на олимпийских пирах Гера восседала на золотом троне рядом с Зевсом. Ее оружием были бури, туманы, громы и молнии. Гера умела также изменять облик людей. Ей были посвящены плоды граната (символ плодовитости), кукушка (в которую, по рассказам, превратился Зевс, чтобы попасть к ней впервые), павлин («глазки» на его хвосте были символом звездного неба) и журавль. Гомер называет ее «златотронной», «величавой», «белолокотной»; один из ее эпитетов - «волоокая» - ни в коем случае не следует считать насмешкой, так как у волов и коров действительно большие и красивые глаза. В жизни мифических героев Гера вмешивалась часто и действенно. Особенно энергично она преследовала потомков Зевса от смертных женщин, а во время троянской войны - защитников Трои.

Геру почитали во всем греческом мире, но больше всего - в Аргосе, Микенах, Спарте, Коринфе и на острове Самос, где она, по преданиям, родилась. В Олимпии сохранились развалины храма Геры конца 7 в. до н. э. - древнейшего из известных храмов в Греции. По традиции ей приписывается сравнительно хорошо сохранившийся храм в Селинунте (сер. 5 в. до н. э.). В Риме Геру почитали под именем Юноны и посвящали ей отдельные храмы или общие с Юпитером.

Сохранилось множество античных изображений Геры: на вазах (около ста), рельефах (один из старейших: «Зевс и Гера» - из храма «Е» в Селинунте, сер. 5 в. до н. э.). Самая знаменитая статуя Геры находилась в храме Герайон в Аргосе, ее изготовил Поликлет из золота и слоновой кости - естественно, она исчезла без следа. Зато там была найдена хотя бы голова мраморной статуи Геры, выполненной ок. 420 г. до н. э. одним из учеников Поликлета. Широко известны сохранившиеся римские копии греческих оригиналов: так называемые «Гера Барберини» и «Гера Фарнезе», а также «Гера Лудовизи», о которой Гёте с известной долей преувеличения высказался, что она «поистине стоит всего гомеровского эпоса», хотя в действительности это всего лишь римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., очевидно, изображающая императрицу Антонию в виде Юноны.

Европейские художники лишь изредка посвящали Гере отдельные произведения; видимо, она несколько отпугивала их своей величавостью. Зато она неизменно присутствует в изображениях сонма олимпийских богов и суда Париса. Что касается музыки, то Майр сочинил в 1820 г. кантату «Юнона и Паллада»; заглавной героиней Гера стала в опере Фукса (1725).

Похожие публикации