Ребенок боится чужих людей комаровский. Что делать, если ребёнок начал бояться чужих людей

Ольга Королькова , Мужчина, 1 год

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Сын (1 год 7 месяцев) дома со мной, папой, бабушкой и другими родственниками, которых часто видел с раннего возраста активен, общителен. Улыбается, выказывает радость от встречи, играет. Любит, когда ему читают книги, узнает героев, имитирует их действия (дедушка играет на гармошке), любит музыку детскую. Играет с игрушками (например, кормит кота из ложки и говорит ням-ням), умеет управлять машинкой на дист.Упр, узнает себя и родных на фото...Но когда попадает в коллектив все меняется. На контакт идет плохо. От других детей дистанцируется, если подходят и хотят забрать его игрушку - всё отдает молча (если я не вмешаюсь в ситуацию и не скажу другому малышу, что нужно сначала спросить у сына, даст ли он свою игрушку). Если он поднимается по лесенке на горку и рядом залезает другой ребенок, будет стоять и ждать внизу, пока тот не уедет с горки или не уйдет из поля зрения. Когда другие дети даже младшего возраста подходят близко, проявляет беспокойство и хочет спрятаться за меня. Я не настаиваю на общении в таких ситуациях, т.К. Боюсь травмировать или напугать его. Мы уходим или отходим, если он говорит "пойдем" и показывает в другую сторону. Просто рядом с другими детьми на площадке или в детской игровой комнате играет со мной охотно, с ними - нет. С детьми более старшего возраста 5-6 лет и более ведет себя спокойно. Когда пришли в гости к моей подруге (у нее дочь 2,5 лет) с порога начал кричать "пойдем", рыдать и показывать на входную дверь, не отходил от меня, когда успокаивался и пытался играть девочка отбирала у него все игрушки и он снова начинал рыдать... Мы в итоге ушли домой. Хотя, когда подруга с дочкой к нам приходили вел себя спокойно, играл рядом с девочкой, но не вместе. Я очень переживаю, ведь детский садик уже не за горами. Переживаю, что мой сын испытывает испуг или дискомфорт. Подскажите, нормально ли это и что делать. Еще добавлю, что без меня он почти никогда не находился (не более 2-3 часов в день и то очень редко). Заранее большое спасибо!

Добрый день! Прежде всего уверяю Вас, что это совершенно нормально:). В таком возрасте ребенок еще не умеет самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми. Если при посредничестве взрослых, то да - иногда удается играть в одну игру, например, но скорее всего не ВМЕСТЕ, а рядом, как бы параллельно. Ребенок может с любопытством смотреть на других детей, а может и вовсе не интересоваться ими ПОКА. Лучше идти как бы "за" ребенком, то есть следовать ЕГО "плану" - хочет приблизиться к другому ребенку - идите вместе с ним и контролируйте "скользкие" моменты: когда другой ребенок забирает твои игрушки - ВОТ где травма может быть, тут взрослые за детей строят правильные "взаимовыгодные" отношения (меняемся игрушками, причем по обоюдному желанию детей:). Если не получается и кто-то из детей не хочет отдавать игрушку - не надо заставлять и рассказывать про жадность и прочее, лучше выйти из ситуации, отвлечь или просто отойти. На самом деле в этом возрасте детей оставлять играть одних рано, так как это неизбежно приводит к у какой-либо из сторон: младшие еще не могут защитить свои права, старшие не могут адекватно оценить возможности младших и могут нанести им вред. Когда ребенок на своей территории, он чувствует себя уверенно - значит, способен и делиться, и в перспективе, освоив правила общения и "практикуясь", общаться с товарищами по играм. Сад детям все же рекомендуется с 3, а лучше с 4 лет, когда ребенок уже и хорошо разговаривает, и обслуживает себя сам, и уже понимает значительно более сложные вещи, чем сейчас. Не торопитесь, все придет. Удачи, Светлана.

Ольга Королькова

Большое Вам спасибо! Похоже родителям, таким как я самим нужна помощь специалиста! Очень много переживаний по поводу ребенка. Хочется правильно его воспитать... а как и что правильно частенько не понимаю. Не хочу его стеснять или как-то ущемлять, заставлять что-то делать "насильно". А в итоге понимаю, что не получается правильно установить границы что ли... Он вовсю командует парадом! Бабушки говорят, что надо с детства приучать к тому, что правильно. Но в итоге, когда сидят с ним сами - все разрешают!

Родители часто предъявляют к СЕБЕ завышенные требования - быть "идеальными" , воспитать "правильно". Конечно, это только стереотипы и несбыточные мечты:). Мы все иногда ошибаемся, иногда не сразу нащупываем верные пути в отношениях с людьми, в том числе и с нашими детьми. Дайте себе возможность импровизировать: у Вас достаточно развито мышление и интуиция, чтобы понять, что и когда нужно именно ВАШЕМУ ребенку. Бабушки иногда дают неплохие подсказки, но "первую скрипку" в воспитании ребенка играют не они, а родители. ВЫ устанавливаете правила и просите бабушек их придерживаться РАДИ блага ребенка. Потому что если правила различаются, то ребенок учится манипулировать взрослыми (что иногда и пригодится в жизни), но и усваивает, что взрослые не такие уж и безоговорочные авторитеты (а это уже не очень полезно для развития и дальнейших отношений с родителями). Конечно, границы устанавливать нужно уже сейчас, но потихоньку:). Удачи, Светлана.

: Время прочтения:

Психолог рассказывает, почему дети боятся малознакомых и чужих людей, как действовать родителям, и чего делать нельзя.

— Как Маша чужих боится, это просто ужас какой-то, — делилась мама Аня в очереди с подругой. — Если кто незнакомый ей хоть слово скажет, все! Истерика! Раньше еще ничего было, но становится все хуже и хуже. Гулять невозможно. В поликлинике мне за спину прячется и орет. Я как в клетке... А куда деваться-то, мне скоро на работу. Как она в сад пойдет, такая вот — не знаю... Недавно отмечали ей два, свекровь в гости пришла. Бабушка к Маше: «Родная моя!», а та от нее под диван и в слезы. Свекровь мне такого наговорила! Мол, я ребенка испортила совсем, как это так — дите родную кровь не признает! Она тоже хороша, «родненькая», полгода внучку не видела и еще бы три не приходила. Муж тоже говорит, что ненормально, что ребенок так чужих чурается. Что делать?

— А может, свекровь и права, — вмешалась соседка по очереди. — Нечего дочке потакать. Подумаешь, рева-корова. Когда Ваньке год был, он тоже чужих боялся. Это что за жизнь — ни с кем не встретиться, никуда не уйти. Я на его нюни внимания не обращала. Так ему и сказала: «Мне трус не нужен, я тебя тут оставлю». Отучился реветь как миленький. Оставь на полдня у свекрови, быстро бояться перестанет!

Спор разгорался нешуточный. Мама Аня готова была провалиться под землю. «Зря я, конечно, начала все это, да только у кого спросить? Кто прав?»

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо...» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Почему дети боятся чужих людей

Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».

По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.

Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.

Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:

  • Как давно ребенок боится незнакомых людей?
  • Когда это началось? После какого-то события, в определенный период времени? Или страх был всегда?
  • Поведение малыша при встрече с чужими всегда одно и тоже, или страх то усиливается, то ослабевает периодами?
  • Ребенок одинаково относится ко всем чужим? Или кого-то боится больше? Мужчин или женщин? Старых или молодых?
  • Как вы ведете себя, когда встречаете малознакомого человека? Какие истории, связанные с чужими, хранит ваша память?

Перечислим самые распространенные причины страха:

  • Прошлый опыт ребенка.
  • Особенности ребенка, данные от природы.
  • Ситуация в семье.

Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.

Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.

Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.

Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.

Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.

Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.

Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.

Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.

Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.

Что нельзя делать, если ребенок боится других людей

Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму... Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.

Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.

Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.

Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.

Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь. Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх.

Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится. Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая. Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».

Когда лучше обратиться за помощью

В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.

К психологу нужно обратиться в следующих случаях:

  • Боязнь чужих затрудняет жизнь ребенка и его семьи. Как в случае мамы Ани, ребенок не выходит гулять, его невозможно ни с кем оставить.
  • Малыш растет, но становится все более нелюдимым. После двух лет желательно проконсультироваться с психологом. После трех лет нужно показаться неврологу и психиатру.
  • Из-за страха перед чужими ребенок не может находиться в обществе. Общение с другими детьми и взрослыми важно для нормального развития. Если не исправить ситуацию, ребенок превратится в застенчивого подростка и нелюдимого взрослого.
  • Если после встречи с чужими малыш плохо ест, беспокойно спит.

Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:

  1. Успокоиться;
  2. Определить причину происходящего;
  3. Не ухудшать ситуацию неграмотными действиями;
  4. Подумать, нужна ли малышу помощь специалиста.

А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?

Многие молодые родители искренне удивляются тому, что их ребенок боится новых людей, пришедших в дом или просто подошедших на улице..

Проблема страха перед чужими людьми возникает примерно в возрасте 8-10 месяцев. Когда ребенок, привыкший к матери и отцу, начинает нервничать, капризничать и плакать при виде нового человека.

Почему ребенок боится чужих людей?

Страх перед чужими людьми тесно связан у малышей со страхом потерять маму. Этот страх подсознательный и поэтому никакие уговоры не дадут эффекта.

Ребенок на уровне подсознания чувствует, что чужой человек может лишить его мамы и причинить ему самому вред. Притом к «чужим» могут относиться и родственники или даже отец, если ребенок не видит его часто. А если мамы нет рядом, то появление «чужого» может вызвать у него настоящую истерику. Иногда ребенок даже может .

Как бороться со страхом?

Не нужно игнорировать страх ребенка, если ребенок боится чужих людей, мама должна помочь ему справиться с его проблемами. Мама обязана понимать, что подталкивание ребенка к общению с «чужаками» может лишь навредить малышу.

Самым правильным решением этой проблемы будет время. Просто дайте ребенку немного времени на то, чтобы малыш привык к голосу и внешности нового для него человека.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, стоит приучать ребенка к их присутствию постепенно. В безопасности малыш чувствует себя лишь на руках у мамы, поэтому на ручках ребенок сможет быстрее и более решительно познакомиться с новым человеком.

Показывайте на своем примере, что крохе нечего опасаться. Если ребенок боится чужих людей, то он должен увидеть, что мама приветлива и улыбчива с незнакомым человеком, тогда и он начнет привыкать к нему и поймет, что «чужак» не представляет для него опасности.

Имейте в виду, что время на «знакомство» у каждого индивидуально. Некоторые любознательные детки готовы сразу забраться на руки к незнакомцу, другим требуется несколько часов. Третьи же привыкают к «чужаку» лишь за несколько визитов.

Если годовалый ребенок боится чужих людей на улице, если это вызывает у него стресс, то маме стоит во время прогулки знакомить малыша с другими людьми. Просто возьмите его за руку или на руки и подходите к другим детишкам, ведь малышу не так страшно знакомиться с такими же детьми, как он. К тому же, это поможет ему более доверчиво относиться к другим женщинам с детьми.

Если малыш боится врачей

Многие дети кроме боязни чужих людей начинают нервничать и плакать при виде врачей, а иногда и после визита в поликлинику малыша трудно успокоить.

Чтобы посещение доктора было менее травматичным для ребенка, научите его играть в «больницу». Купите игрушечные медицинские инструменты, сшейте белый халат для любимой игрушки или пусть малыш сам лечит их. Покажите ребенку то, что обычно делают врачи в поликлинике. Пусть он увидит, что врачей не стоит бояться.

Почитайте ему сказку про Айболита и представьте поход к врачу чем-то вроде игры.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, не стоит паниковать. Обычно после полутора лет страх уходит, и малыш с радостью общается с новыми людьми. Однако мама должна помочь ему справиться с этим недугом.

Сайт для мам сайт настоятельно рекомендует молодым мамочкам не бросать малыша один на один с его страхом. Не игнорируйте реакцию ребенка на незнакомых людей. Обязательно работайте над этой проблемой. Сегодня вы поможете ему, а завтра малыш сам сможет преодолеть свой страх. Стимулируйте ребенка поощрением, обязательно отмечайте все, даже незначительные, его достижения.

Удивительно, но в семье, где мама мягкая, а папа достаточно активный, дети обычно менее тревожные, и следовательно, меньше подвержены страхам. В этот период родители должны стараться не отсутствовать длительное время.

Наиболее полезным для малыша станет тот вариант воспитания, когда мама и папа будут все свободное время уделять ребенку , а не перекладывать заботу о нем на нянь или бабушек.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, а без помощника никак не обойтись, то следует заранее приучить ребенка к новому человеку. Сначала такое общение должно проходить с обязательным присутствием мамы. Тогда, оставшись наедине с новым человеком, ребенок не испытает стресс или даже страх.

Ну и конечно, самое главное — это внимательно следить за эмоциональным состоянием малыша. Если ребенок боится чужих людей, не нужно заставлять его общаться с ними, не оставляйте его наедине с незнакомцем. И помните, все проблемы взрослого человека родом из детства, а вовремя не пережитый страх может негативно отразиться на взрослой жизни. Не оставляйте свое чадо наедине со своим страхом, будьте внимательны и заботливы, и тогда ваш малыш легко перерастет любую проблему.

Почему малыши боятся других ребятишек и избегают контакта со сверстниками в детском саду и на игровой площадке? Как бороться с проблемой.

Детское стремление дружить и играть со сверстниками воспринимается как норма, поэтому, когда малыш избегает других детей, родители очень расстраиваются. На все расспросы мама и папа чаще всего получают ответ: «Я боюсь». Эта фраза не всегда отражает реальный страх, это просто привычное слово, с помощью которого малыш описывает тот дискомфорт, который он испытывает в детском обществе. Ситуация, когда ребенок боится других детей не редкость, в ней нет ничего страшного, если вовремя помочь малышу.

Насколько важно общение с другими детьми

Ближе к трем годам проблему уже трудно игнорировать, так как от ребенка в этом возрасте ожидают активного взаимодействия. Ситуация усугубляется, если малыша нужно отдавать в детский сад: неизбежный стресс от расставания с мамой усиливается нежеланием быть рядом с другими детьми.

Может, и не стоит пока мучить ребенка – на площадку не идти, а детский сад, по возможности, отложить? На время, возможно, это будет верный выход, но к контактам с детьми надо стремиться. С коллективом сверстников у трехлетки связан новый виток развития:

  • малыш учится выстраивать взаимодействие, независимо от взрослых и без их руководства;
  • принимает самостоятельные нестандартные решения, так как реакция сверстников непредсказуема;
  • испытывает самые яркие эмоции в спонтанной детской игре.

Общение со взрослыми не сможет дать столь бесценный опыт. Получается, что «неконтактный» малыш лишен радостей познания и развития в одном из направлений.

Как вырастить «контактного» ребенка

Конечно, лучше появление проблемы установления контакта с другими детьми предупредить. Для этого надо рано выводить малыша «в свет». С года, когда ребенок только начинает делать первые шаги, высаживать его на площадке из коляски, обращать внимание на знакомых детей, рассказывать, что делают другие детки, а в песочнице учить, как меняться, делиться, проговаривая за ребенка те фразы, которые он потом скажет сам.

Хоть дети и не общаются по-настоящему в этом возрасте, но учатся быть в компании, на близком расстоянии, играя сами по себе.

Табу для родителей: чего нельзя делать, если у ребенка проблемы с общением

Бывает так, что пропедевтика не сработала, или проводить ее уже слишком поздно. Страх уже сформировался – маленький человек игнорирует детей или, в худшем случае, совсем отказывается заходить на площадку. Корректировать такое поведение нужно очень мягко и постепенно, есть вещи, которые нельзя делать ни при каких условиях, иначе вы добьетесь обратного результата:

  1. Нельзя делать акцент на проблеме и противопоставлять неконтактного ребенка другим, хотя и очень хочется объяснить странное поведение малыша, в стиле: «Не обращайте внимания, Ваня у нас на всех деток так реагирует! Он не хочет играть с другими, боится!» Малыш все понимает, вербальная граница, которую мама ставит своими словами, еще больше отделяет его от детского коллектива.
  2. Нужно воздержаться от того, чтобы насильно подталкивать ребенка, который боится других детей, к общению, например: «Хватит ходить за мной, иди к ребятишкам и играй!», так у малыша возникает только отрицательная мотивация, связанная с общением.
  3. Не стоит создавать негативный образ других малышей, даже если произошел конфликт. Высказывания в стиле: «Здесь все дети злые и шумные, пойдем лучше на другую площадку!» не стимулируют ребенка к дальнейшему общению со сверстниками.

Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх

Чаще всего у боязни есть причины, которые по отдельности или в комплексе влияют на мировоззрение ребенка. Выявив почему ребенок боится других детей, можно мягко скорректировать поведение малыша, открыв ему новый мир детского сообщества.

Это требует усилий и последовательности со стороны родителей, но оно того стоит, ведь малыш станет счастливее, увереннее в себе, его мир наполнится новыми красками. Вот самые распространенные проблемы, из-за которых трехлетка плохо идет на контакт со сверстниками, избегает взрослых и и педагогов.

Проблема узкого круга

Нередко ребенок боится других людей, потому что семья ведет очень замкнутый образ жизни – гостей почти не бывает, близких родственников с детьми нет. Иногда узкий круг общения связан с особенностями характера родителей, но чаще уклад семьи меняется с появлением малыша – на каком-то этапе младенец начинает панически бояться чужих или очень тяжело болеть, родители закрывают дом почти для всех, пытаясь оградить любимое чадо от незнакомцев и лишних инфекций.

Папа и мама очень много времени уделяют наследнику, он растет умным и развитым, прекрасно общается со знакомыми взрослыми, но совершенно не знает, как наладить контакт с детьми, потому что они ведут себя по незнакомым ему правилам.

Такой ребенок чаще всего не доволен, когда на площадке много ребятишек, он играет сам по себе, а если кто-то появляется на той же лазалке или горке, то чаще всего ретируется. Он наблюдает за игрой других детей, может имитировать ее, наматывая круги по площадке, смеясь, что-то выкрикивая, как будто он со всеми.

При приближении другого малыша, пытающегося познакомиться, такой ребенок может отпрыгнуть, спрятаться за маму, завизжать, твердить что-то на тарабарском языке. При нарушении личного пространства, он может грубо оттолкнуть или стукнуть. Психологи говорят, что такая агрессия – первый признак выхода на общение, но пока в самой примитивной форме.

Как действовать в этом случае

1. Расширять круг

Родителям стоит расширять свой круг общения и создавать в семье культ дружбы. Для этого не надо кардинально менять свою жизнь, если папа с мамой этого не хотят, достаточно грамотно расставить акценты при общении с ребенком – чаще рассказывать про своих друзей, подчеркивать, как для вас важна дружба, устраивать короткие встречи.

Если папа отправился чинить машину с товарищем, то уместно объяснить, что дядя Леша – лучший папин товарищ, они всегда помогают друг другу, а встретились, когда были детьми, показать фото. Можно на минутку подойти и посмотреть, как они ремонтируют автомобиль. Каждое «Здравствуйте», сказанное мамой соседке расширяет не только ее круг общения, но и демонстрирует ребенку открытую коммуникативную позицию.

2. Посещать новые места

Если малыш боится других детей, надо чаще выбираться в новые места, где будет шанс встретиться с другими ребятами. Однако шумные развлекательные центры или магазины с большим скоплением людей для этой цели не подходят, лучше выбрать детскую библиотеку, где все ведут себя очень спокойно, можно посидеть за столом с другими ребятами и почитать книгу.

Также можно разнообразить свой досуг посещением зоопарка, мини-фермы, музея, игровой комнаты (в те часы, когда там мало детей), развивающих занятий с маленькими группами.

3. Учить общаться с помощью игрушек и ролевой игры

Если ребенку трудно наладить контакт, его надо научить, но не как на уроке, а в интересной ролевой игре отрабатывать самые популярные ситуации (знакомство, в гостях, обмен, очередность в игре) и речевые клише – например, «Привет! Как тебя зовут? Давай вместе играть в машинки (бегать, прыгать)» Ребенок даже не должен почувствовать, что его чему-то учат.

Можно построить игровую площадку из кирпичиков, пусть Зайка или другой персонаж придет на площадку, преодолеет свой страх и со всеми познакомиться. Ребенку легче общаться, если говорит за игрушку. Чтобы игра не надоедала, ее можно разнообразить: машинку приезжает в гараж и предлагает всем по очереди ездить наперегонки, в зоопарке появился новый зверь, но у него пока нет друзей.

4. Найти верного товарища

Если ребенок боится общаться с другими детьми, ему нужно очень много времени, чтобы привыкнуть и перестать нервничать в присутствии ребятишек. Следовательно, лучше найти постоянного товарища для прогулок, а не бегать с площадки на площадку, мотивируя сына или дочь к общению с совершенно незнакомыми ребятами.

В друзья необщительному ребенку подходит спокойный недрачливый сверстник. Когда знакомство состоялось, надо стараться чаще гулять вместе, придумывать для малышей совместные спокойные игры – на первых порах, с участием родителей.

С гостями не стоит торопиться, вначале лучше зайти к друг другу на минутку по делу или с какой-то интересной целью – что-то занести или посмотреть морскую свинку. Потом можно устроить короткий визит. Когда малыш будет принимать гостя на своей территории, надо старательно подготовить место для игры – отобрать вместе игрушки, которыми он готов делиться с другом, лучше, если гость тоже принесет что-то для обмена.

Мамам нельзя уединяться на кухне с чашечкой чай, в первый визит лучше быть рядом с детьми во время игры, чтобы предупредить конфликтные ситуации и использовать драгоценный шанс на подготовленной почве отработать ситуации, возникающие при общении между детьми – обмен, приглашение к игре и т.п.

5. Выступить инициатором детской игры

Если ребенок боится играть с другими детьми – бегает вокруг, интересуется, а контакта нет, то психологи рекомендуют маме самой вступить в игру с другими детьми. При этом нельзя противопоставлять малыша всем остальным («Тогда я буду играть с Ваней и Сашей, а ты стой один»), достаточно сказать – «Давайте играть вместе» и начать простую игру, которая нравится вашему ребенку.

Например, мама называет зверей, а малыши их изображают, или мама мелком рисует полосу препятствий – кружочки, извилистые дорожки, а дети по очереди ее преодолевают. Когда малыш видит, как другие детки делают то же, то нравится ему, что они на него похожи, он перестает бояться. Для первого знакомства лучше не выбирать такие игры, как прятки или пятнашки: в первом случае малыша могут случайно ударить или уронить, а во втором он вынужден будет далеко отходить от мамы, такие моменты могут только усугубить ситуацию.

Проблема негативного опыта общения

Отрицательный опыт, полученный в ходе общения с другими ребятами, может надолго сказаться на детской психике. Например, ребенка обидели на площадке – ударили, отобрали машинку, и теперь он со слезами отказывается туда идти; или ребенку постоянно приходится долго ждать, когда его любимые качели освободятся, плюс играющие не захотели меняться с ним машинками – в результате, малыш обходит площадку стороной со словами: «Занято!», если видит, что там есть другие малыши.

Иногда родители даже не догадываются о скрытых причинах боязни людей, например, после визита родственников малыш отказывается общаться с детьми, хотя никто его не обижал. Оказывается, кузены и кузины без спроса взяли его конструктор и машинки, все разобрали и переставили. Для родителей, это пустяк, а для малыша – это поругание его маленького мира.

Что следует делать

1. Сочинять психологические сказки

Очень хорошо помогают пережить отрицательный опыт психологические сказки. Такие произведения бесценны для анализа конфликтных ситуаций, так как они позволяют рассмотреть проблему как бы со стороны, не возвращаясь к собственному болезненному опыту, эти сказки подходят и для коррекции поведения.

Есть очень много готовых произведений такого рода, но лучше сочинить сказку самой по горячим следам и рассказать в спокойной обстановке перед сном, нежно обнимая малыша, или перед прогулкой, если надо сделать какие-то акценты.

Сказка будет про ребенка, который очень похож на вашего сына или дочку. В ходе повествования двойник малыша должен справиться со всеми трудностями, а обидчик, если таковой имеется, должен оказаться совсем нестрашным. Например:

«Жил да был мальчик, очень похожий на Петю, только звали его Петруша. Однажды Петруша с мамой отправился на площадку со своим новым самолетом. Вдруг подбежал какой-то мальчишка, схватился за самолетик и начал его вырывать. Вначале Петруша хотел заплакать, но потом глубоко вздохнул, сжал руку и просто ответил:

-Нет, это мой самолет!

Слова подействовали на хулигана, и он грустно отошел. Петруша огляделся и понял, что с этим мальчиком никто не хочет играть, потому что он умеет только отнимать. Петруша подошел к мальчику и сказал:

— Давай играть вместе. Я дам тебе поиграть мой самолет, а ты мне машину.

Мальчик очень обрадовался. С тех пор они стали друзьями».

2. Заменить отрицательный опыт на положительный

Если ребенок боится других детей и отказывается идти к ним, не надо настаивать. Постепенно болезненные воспоминания сглаживаются, и можно зайти на площадку на минутку, с определенной целью – покачаться на качелях, скатиться с горки, не настаивая на контакте с детьми.

В ходе этих коротких визитов нельзя оставлять ребенка без присмотра, оберегать, предупреждать конфликтные ситуации, показывать, что никто не заберет у него игрушку и не будет приставать, если он не захочет и выскажет это словами. Основная цель на этом этапе — поскорее заменить отрицательный опыт и эмоции на положительные.

3. Создавать позитивный образ других детей

Не сравнивать, а использовать любой шанс, чтобы рассказать о знакомых детях и маленьких родственниках, с которыми ребенок уже сталкивался или с которыми только предстоит познакомиться. Например, надевая подаренную родственниками курточку, можно заметить: «Посмотри, какую красивую курточку с машинкой тебе подарил Максимка, он ее носил, когда был таким, как ты, а теперь он уже большой, ходит в школу. Помнишь, как Максим играл с тобой в мячик?»

На площадке сразу обращать внимание на детей, рассказывать, что они делают, как им весело, подходить вместе к знакомым, здороваться, если ребенок не против. Такая практика поможет избежать и другой проблемы — .

Проблема низкой самооценки

Очень часто к ребенку предъявляются завышенные требования, его постоянно сравнивают с другими ребятишками. Маленький человек, слыша расстроенные замечания мамы, начинает верить в свою несостоятельность, не подходит к другим детям, думая, что они лучше, что у него не получится то, что делают остальные.

Иногда самооценка может страдать от независимых от родителей факторов – например, если у ребенка есть приличная задержка речи, малыш ощущает дискомфорт, потому что его не понимают другие, может замкнуться, начать избегать сверстников.

Есть родители, которые подспудно внушают малышу, что он ничего не может сам. Они все за него решают, в том числе, в детской сфере; на площадке мама не отпускает подросшего ребенка ни на шаг, она выбирает, на какой карусельке покататься и к какому мальчику подойти. В результате, мальчик или девочка постоянно ждет указаний, в таком контексте отношений с другими детьми не построить.

Что нужно предпринять

1. Повышать самооценку ребенка

Сына или дочь надо чаще хвалить особенно в присутствии других людей. Однако хвалить не просто так, а за выполненное дело. Для этого, на первых порах надо давать доступные задания, с которыми он обязательно справится. В ходе выполнения можно поддерживать словом («Еще чуть-чуть, я верю, что ты справишься») или дать короткую инструкцию («Отстегни липучку, и тогда рука вылезет из рукава»), но не вмешиваться – ребенок должен почувствовать удовольствие от дела, завершенного самостоятельно.

2. Использовать лестницу успеха

Психологи, знающие что делать, если ребенок боится других детей, советуют с попробовать лестницу успеха. Суть состоит в том, что ситуация, например, «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая персональная победа.

  • Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
  • Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
  • Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
  • Скажи «Привет» и улыбнись ребенку на площадке, которого ты не знаешь.

Каждый шаг обсуждается заранее, но в момент контакта мама не подталкивает любимого сыночка и не бранит, если он ничего не сделал, допускается лишь одобрительный мотивирующий взгляд и собственный пример. Если ребенок сделал маленький шажок, то дома мама вспоминает о смелом поступке малыша, делает акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку, не скупится на похвалу.

3. Совершенствовать навыки ребенка

Ребенок лучше идет на контакт с другими детьми, если он чувствует, что он будет среди них успешен, поэтому родителям нужно развивать малыша в разных направлениях — учить лазать, прыгать, ловить мяч. Мальчик с большой охотой полезет на лазалку с другими детьми, если он хорошо это умеет делать; не испугается погонять мяч с мальчишками, если это для него привычное действие.

Если родители познакомят свое чадо с простыми играми – «Съедобное-несъедобное», «Светофор», прятки, пятнашки, «Белки на дереве», различными ролевыми играми, то ребенок не будет чувствовать неуверенность и страх от того, что он незнаком с тем видом деятельности, в который вовлечены остальные дети.

Перед детским садом лучше научить трехлетку элементарным навыкам самообслуживания – есть ложкой, одеваться; воспитатели обычно ставят в пример деток, которые это умеют делать, другие дети будут смотреть на вашего малыша с уважением, а он будет чувствовать себя увереннее в детском коллективе.

4. Давать возможность проявлять инициативу и принимать решения

Необходимо выделить из повседневной жизни те моменты, в которые ребенок может проявить инициативу – например, выбрать, чем заниматься после обеда, на какую площадку пойти и что там делать. Вначале выбор может быть между несколькими опциями, чтобы облегчить малышу задачу.

Проблема раннего детского аутизма

Есть малыши, которые полностью отгораживаются от внешнего мира, это состояние называется ранним детским аутизмом (РДА). Такой ребенок с младенчества не тянется к маме, не смотрит в глаза, предпочитает сидеть один, может часами выполнять одно и то же движение. Даже если поставлен такой серьезный диагноз, родительская любовь и терпение и систематические занятия с психологом значительно могут скорректировать поведение.

«Есть контакт!»

В одноименной забаве, чтобы выиграть, нужно установить мысленный контакт с другими игроками. Чтобы справится со страхом, такой же контакт должен быть между родителем и ребенком. Трудности в общении, которые испытывает малыш, — это не причина для паники, надо просто проявить эмпатию, быть на одной волне с малышом, выяснить в чем проблема и мягко помочь с ней справиться.

Только не надо слишком увлекаться, родители должны не забывать, что не все ребятишки активные и шумные, стремление малыша к уединенной игре может быть особенностью характера.

Содержимое

С первого дня рождения ребенка в его жизни каждый день происходят изменения, он растет и развивается. Сначала новорожденный только спит и ест, потом постепенно начинает проявлять интерес к окружающему его миру, слушать взрослых, играть и учиться. Меняется и осознание новорожденным всего происходящего вокруг него.

Ближе к году у большинства малышей появляются страхи, и первый из них - страх посторонних и незнакомых ему людей. Чаще всего такая боязнь появляется у ребенка одновременно со страхом отсутствия мамы рядом. Такой страх является вполне нормальным и обоснованным чувством. В годовалом возрасте малыш значительно взрослее, чем новорожденный, и родители иногда оставляют его, к примеру, с бабушками, тетями или даже няней.

Почему дети боятся чужих

Основной причиной страха чужих людей является комфорт и спокойствие, когда рядом мама. У ребенка развивается привязанность к людям, которых он видит чаще всего возле себя. И соответственно появляется настороженность и боязнь незнакомых лиц, зачастую мужчин. Дети друг друга воспринимают спокойно и нормально в любом возрасте.

Новорожденный настолько привык, что мама всегда рядом, в пределах его видимости и досягаемости, что даже временное ее отсутствие пугает его. Некоторые родители говорят, что иногда даже в туалет отлучиться спокойно нельзя, ребенок стоит под дверью и плачет. Именно на такое беспокойство по поводу отсутствия мамы накладывается страх перед другими незнакомыми людьми.

Ребенок боится, что появление нового человека в поле его зрения связано с отсутствием мамы, или ее возможным отсутствием. Поэтому он настороженно относится ко всем чужим людям и может проявлять признаки страха перед ними. Чтобы предотвратить исчезновение мамы и не остаться с незнакомым человеком наедине, ребенок может начать громко плакать и крепко схватиться за спасительную мамину руку. В этот момент у родителей может возникнуть вполне закономерный вопрос: что делать с этим страхом и как помочь?

Что могут сделать родители

Страх чужих людей может появиться у детей в 8 месяцев, а бывает так, что он возникает ближе к двухлетнему возрасту. Выражаться такая боязнь может громко в виде слез и истерик, а иногда проявляется в стеснении и нежелании говорить с новым человеком. Родители своим поведением могут значительно усугубить ситуацию, а могут помочь малышу справиться со страхом и застенчивостью. От реакции взрослых зависит дальнейшее отношение ребенка к новым и незнакомым людям.

Если мама общается с чужим человек, знакомит с ним ребенка, никуда не уходит и не оставляет малыша, у него появляется доверие к незнакомцу, и через некоторое время он уже будет дружить с ним, спокойно общаясь. Однако не стоит настаивать на знакомстве ребенка и чужого взрослого, заставлять его поговорить, поиграть. Это должно произойти само собой за такой промежуток времени, как это нужно малышу, а не взрослым.

Хорошим вариантом общения карапуза с незнакомым взрослым может быть, если малыш сидит на руках у мамы, чувствует ее поддержку и уверенность в том, что все в порядке и бояться нечего. Некоторые дети настолько контактны и общительны, что спустя пару минут уже могут начать самостоятельно общаться с чужим человеком. Другим требуется больше времени и постоянное чувство, что мама рядом и все в порядке.

Если ребенок увидит чужого человека второй и третий раз, он начнет его узнавать и может включить в круг «своих» взрослых. Если этого не происходит, не стоит переживать и нервничать, для знакомства и общения малыша с некоторыми людьми, ему потребуется больше времени.

Если в семье есть необходимость оставлять ребенка с посторонними людьми, бабушкой или няней, нужно запастись терпением, чтобы малыш привык к новому человеку. Начинать знакомство лучше заблаговременно, чтобы иметь запас времени на преодоление страха чужих людей. Хотя бы несколько раз нужно провести время вместе: мама, ребенок и посторонний человек. Научившись ему доверять, малыш гораздо легче будет отпускать маму из своего поля зрения.

Если страх чужих людей проявляется у ребенка в истерике и слезах, он не подпускает к себе других взрослых, кроме мамы, даже спустя несколько знакомств и не хочет воспринимать слова взрослых о том, что это друг и свой человек, тогда стоит задуматься и посоветоваться со специалистом. В крайних формах выражения страх может быть патологией или нарушением в работе нервной системы ребенка.

Ошибки родителей

Пытаясь познакомить ребенка с новыми взрослыми или оставить его на время с незнакомым человеком, некоторые родители допускают ошибки, которые могут усугубить ситуацию. Если их знать и учесть, можно постараться избежать неправильного поведения. Родители поступают ошибочно в таких случаях:

  • При появлении незнакомца меняют тон голоса и атмосферу разговора, ребенок тут же почувствует изменение и насторожится.
  • Навязывают ребенку знакомство и общение с новым человеком, заставляя поговорить, поиграть, показать свои игрушки.
  • Переживают и волнуются, сможет ли он найти общий язык с незнакомцем, а волнение передается и малышу.
  • При появлении страха ребенка, родители тут же уводят его в отдельную комнату или просят чужого человека уйти подальше. Малыш поймет, что при его определенных действиях, мама сделает так, как он хочет, и будет пользоваться этим в будущем.

Страх перед незнакомыми людьми пройдет со временем так же незаметно, как возник. Лишь у некоторых детей застенчивость и боязнь общаться с новыми людьми остается на всю жизнь, но большинство преодолевают это в раннем возрасте.

Похожие публикации