Ребенок холерик – особенности развития и воспитания. Воспитание холерика

Все они имеют свои секреты, ключ к которым мы пытались найти. Сегодня предлагаю познакомиться с детьми-холериками и узнать, какие акценты нужно ставить в их воспитании.

Какие они, дети-холерики

Как узнать ребенка-холерика, к примеру, на детской площадке? Представим такую ситуацию. Вечер. Мамы зовут детей домой. Странно было бы увидеть, если бы все дети как по команде дружно разошлись по своим подъездам. Нет, каждый из них отреагирует на просьбу в силу своего темперамента.

Ребенок-сангвиник несколько оттянет момент возвращения: «Сейчас, мам, вот только замок дострою! Ой, нет, еще не пора - дорогу осталось прокопать…» и после пяти просьб настойчивой мамы, наконец, забежит в дом. Малыш-флегматик подумает: «А, ладно, все равно мне этот замок не очень-то и нравится» и без сопротивлений, спокойно покинет песочницу. Меланхолик жутко расстроится, что не удалось доиграть, и, всхлипывая, также вернется в дом. Ребенок-холерик проявит себя ярче остальных: на просьбу мамы он вспылит, будет громко отстаивать свое мнение, кричать и топать ногами, потом, возможно, сломает все песочные постройки детей и еще и стукнуть кого-нибудь успеет.

«Какой невоспитанный малыш!»- подумают бабушки на скамейке в том же дворе. А дело-то, может, и не в воспитании вовсе? Давайте разбираться.

Физиологические основы холерического темперамента

Почему же они такие «взрывные»? Напомним, что темперамент характеризуется особенностями протекания в коре головного мозга двух противоположных процессов - возбуждения и торможения. Возбуждение - это активность нервных клеток и центров мозга, а торможение, соответственно, - их затухание. У холериков оба процесса - сильные и подвижные, но неуравновешенные . Сила процессов обозначает способность человека выдерживать сильное возбуждение и длительное торможение (это объясняет работоспособность и выносливость холериков). Подвижность показывает способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга (что и объясняет внезапную вспыльчивость, нетерпеливость, несдержанность и смену настроения таких деток). Уравновешенность указывает на пропорциональное соотношение между этими процессами (у таких людей процесс возбуждения доминирует над процессом торможения).

Что же делать родителям? Принимать своих детей такими, какими создала их природа, и воспитывать их, помогая справляться со слабыми сторонами темперамента.

Давайте подробнее остановимся на преимуществах холериков и на том, как сделать, чтобы их достоинства не стали недостатками.

Энергичность

Холерики и безудержная энергия - это слова-синонимы. Взгляд маленьких холериков всегда неспокоен, за одну минуту они успеют вволю нашалить и придумать последующий план действий. Глядя на этих энерджайзеров, думаешь, что сама жизнь не успевает за ними. Все они делают очень быстро, но не так аккуратно и скрупулезно, как флегматики и меланхолики. Они не останавливаются на деталях, поэтому родителям нужно воспитывать у таких деток привычку качественно выполнять свою работу.

Даже темп речи детей-холериков выдает их темперамент, вы не всегда успеете за ходом их мыслей. Они способны видеть на несколько шагов вперед, поэтому так инициативны, в будущем - успешные бизнесмены, предприниматели.

Уверенность в себе

Та самая твердость характера, которой не хватает меланхоликам, у холериков присутствует сполна. Они - прирожденные лидеры, стремятся командовать и подчинить своей власти уже с малых лет. Но если детей-холериков не ограничивать в этом, уверенность перерастет в самоуверенность и диктаторство.

Чтобы не иметь дома маленького тирана, не стоит уступать его капризам и заниматься гиперопекой. Между вами и ребенком должны быть установлены четкие правила, по которым живут все члены семьи всегда и везде. Будьте принципиальны в вопросах режима, домашних обязанностей, отношению к школе и т.д. Так вы избежите спорных ситуаций.

Публичность

С такой уверенностью в себе трудно не быть артистом. Вы, наверняка, увидите вашего малыша-холерика на сцене, да еще и в главных ролях. Смело записывайте его на кружки танцев, актерского мастерства и др., где встреча с публикой неминуема. Холерики очень любят привлекать к себе внимание, не боятся открыто высказывать свою точку зрения и показать себя.

Но, к сожалению, свой артистизм такие дети проявляют еще и в достижении своих целей. Публичный скандал в ответ на требования родителей - привычное дело. Помните, что громко плакать и кричать при отсутствии зрителей они не станут. Чем меньше вы будете обращать на это «выступление» внимание, тем быстрее успокоится чадо.

Кроме того, не пытайтесь переспорить, угрожать и перекричать малыша. Ваш протест вызовет еще большую агрессию. Отойдите в сторону, поговорите с ребенком шепотом (он станет прислушиваться, так как не в его правилах что-то пропустить), скажите, что все равно любите его, что он очень хороший. Пообещайте ребенку, что постараетесь ему помочь, когда он успокоится и объяснит, что на самом деле он хочет. И только, когда эмоциональный взрыв пройдет, объясните ребенку его неправоту.

Лидерство

Холерик - всегда лидер в детских играх и далее по жизни. Он идет напролом, обычно не считаясь с чужими чувствами. Но если родители не делают ограничения в этом, то такой ребенок становится слишком прямым и требовательным. Он настаивает на своем и может применить физическую силу. А если это произошло, ни в коем случае не наказывайте его тем же способом - ведь тогда вы подадите пример собственной агрессии, и ваше чадо поймет, что драться - можно и хорошо. Лучше подумать вместе с ребенком, как эту неприятную ситуацию исправить. Пообещать, что «так больше не буду» мало. Лучше сделать какой-то акт добра, чтобы почувствовать, что хорошим быть приятней, чем злым. Что если угостить обиженных детей конфетами или подарить сувениры?

Бесстрашие

Решительность, оптимизм, лидерство, уверенность и острота ума - слагаемые бесстрашия. Эх, его бы по капельке меланхоликам и флегматикам, как легче бы им жилось!

Но, к сожалению, к выше названым слагаемым, холерикам часто сопутствует авантюризм и жажда приключений. К сожалению, потому что без должного внимания к ребенку, его окружению, он, попав в асоциальную среду, становится хулиганом, лидером в преступных группировках. Направьте его бесстрашие в нужное русло, и все будет в порядке.

Добавлю, что дети-холерики любят соревноваться, но не умеют проигрывать, так как чувствуют свою бесспорную власть. Превосходство противника вызывает у них приступ агрессии. Это как болезнь, которая появляется при определенных условиях и обстоятельствах. Снимите эти условия, предугадывайте обстоятельства, чтобы избежать агрессию ребенка.

Ахиллесова пята холериков

Есть у маленьких и взрослых холериков одна слабая черта, которая все их достоинства превращает в недостатки. Речь идет об их равнодушии к чувствам других людей. Они настолько опережают темп жизни, что думать о людях им некогда. Для холериков люди - это лишь средство достижения своих целей.

Возможно, зная в своем окружении добрых и чутких холериков, вы со мной не согласитесь. Но любовь и сострадание к людям не приходит к ним сразу. Это чувство нужно развивать в маленьких холериках чтением добрых сказок, бережным отношением к природе и животным, собственным примером, лаской, правильным выбором книг, фильмов и мультфильмов, знанием правил этикета и др. Тогда их решительность не перерастет в диктатуру, уверенность в самоуверенность, предприимчивость в авантюризм, ответственность в трудоголизм, острый ум в хитрость и изворотливость.

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш - флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Зная тип темперамента ребенка, родители могут помочь ему раскрыть свои таланты и направить неуемную детскую энергию в нужное русло .

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Психологи выделяют четыре типа темперамента : холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Однако представители какого-то из направлений редко встречаются в «чистом виде», чаще у человека смешанный тип, но, тем не менее, в его поведении достаточно выразительно присутствуют особенности определенного типа темперамента.

Наверняка, вы не раз обращали внимание, как по-разному ведут себя детки , начиная с рождения: один карапуз спокойно сидит в колясочке и внимательно наблюдает за всем вокруг, а другого не удержишь на месте никакими игрушками и ограничителями, ему крайне важно вылезти и самому исследовать территорию. Причина - в темпераменте малыша , переделывать который нет смысла, а вот попытаться научиться понимать ребенка и общаться с ним, исходя из его личных качеств - давайте попробуем вместе.

У нас родился флегматик

Флегматичный малыш - довольно медлителен и спокоен с самого рождения. У него достаточно низкий уровень активности, он с трудом переключается с одной деятельности на другую.

Малыш-флегматик чаще всего много спит и , проснувшись - лежит спокойно, размышляет, рассматривает окружающее пространство, не требуя к себе немедленного внимания.

Подрастая, малыш не становится приверженцем шумных и быстрых игр , беготни, чаще всего непривередлив в еде, однако не любит новшеств в меню, предпочитая привычные блюда. У малыша есть ? Возможно, он будет просить родителей читать ему именно ее изо дня в день, не позволяя изменить ни единого слова.

Хотя кроха достаточно усерден, из-за присущей ему медлительности у него могут возникать проблемы еще в детском саду. Если требования и задания воспитателя нужно будет сделать быстро, у малыша-флегматика это может не всегда получаться.

Быстро принимать решения - также не для него, выбирая игрушку с флегматиком нужно быть готовым к тому, что перед покупкой придется пересмотреть весь ассортимент.

Советы родителям флегматика

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «С флегматиком сложнее всего быстрым родителям-холерикам. Именно они могут ежедневно выходить из себя из-за медлительности любимого чада. А малыш может нарочно двигаться еще медленнее, чтобы измученный ожиданием родитель сдался и быстренько сделал все сам. И тут уж выбирать родителям, какой стиль поведения для них наименее проблематичный: быстрое решение проблем или корреляция своих планов с темпераментом ребенка. Если ваш голос за скорость, с чистой совестью сделайте все быстро за ребенка или вместе с ним (соберите игрушки, уберите постель, помогите одеться) и спокойно преступите к следующему пункту программы - выходите на улицу или укладывайтесь спать. Если такое решение вопроса не ваш стиль, планируйте свои действия с учетом того, что на каждое действие ребенка нужно выделить необходимое (достаточное!) количество времени, а также не забывать регулярно контролировать выполнение поставленной задачи без излишней нервозности».

Флегматикам не просто в детском коллективе, будь то детский сад или школа. Они верные друзья и серьезные люди, но вот найти себе хорошего друга им сложно , ведь для этого нужно включаться в общие игры, которые не всегда интересны малышу.

Родителям стоит научить малыша общаться , проявлять инициативу, знакомиться с другими детками на площадке, чаще гулять в компаниях с активными малышами.

Безусловно, медлительность флегматика может очень раздражать, но не стоит называть ребенка копушей , ленивцем, неумехой и прочими «ласковыми» словами. Быстрее от этого он явно не станет, а вот обидеться и замкнуться может точно. Старайтесь концентрировать свое внимание на положительных сторонах малыша: он усидчивый, спокойный, серьезный, можно не переживать, что он куда-то залезет и упадет, что-то сломает или перевернет на себя.

У флегматиков существуют сложности спереключением внимания : такому ребенку сложно одновременно следить за тем, что рассказывает воспитатель или учитель и при этом выполнять какое-то другое, например, раскрашивать. Если в детском саду такая медлительность еще не будет серьезной проблемой, что в школе справляться с многозадачными ситуациями ребенку нужно будет ежедневно. Тренируйте внимание малыша:

  • давайте несколько поручений одновременно;
  • читайте вслух, когда кроха рисует или лепит, а потом спрашивайте, о чем был рассказ;
  • покупайте развивающие игрушки, в которых необходимо быстро переключать внимание, например, отличным помощником станет интерактивный коврик для игры в «Твистер»;
  • собирайте домик из конструктора и параллельно отгадывайте загадки.

Для флегматика очень важно, чтобы в его жизни были ситуации, в которых он сможет почувствовать себя важным, первым, успешным.

Вечный прыгатель - вызывали?

Малыша-холерика легко узнать не только с пеленок, а еще с пребывания в животе у мамы. Даже в период беременности холерик регулярно устраивает концерты и футбольные матчи, не давая почти ни на минуту расслабиться будущей маме. После рождения именно холерики чаще всего - самые требовательные малыши, которые будут часами кричать, добиваясь своего и легко расстраиваться из-за любых мелочей. Колики у них часто протекают дольше и болезненней, чем у сверстников, они метеозависимы, склонны к аллергии, переборчивы в еде и очень привязаны к маме. Спокойным холерик бывает чаще всего на руках у мамы и у ее груди. Спокойный ночной сон - тоже не о них, холерики просыпаются как минимум 4-5 раз за ночь, иногда .

Энергичности им явно не занимать, поэтому малыш-холерик не будет спокойно лежать в кроватке даже в 4 месячном возрасте, а уж когда он научится ползать и ходить - о спокойствии родители смогут только мечтать.

Такой ребенок упорно добивается своей цели, любознателен и часто опережает в развитии своих сверстников, просто потому что ему все интересно.

Эмоций у холерика - хоть отбавляй, часто именно благодаря им он становится заводилой и лидером в любом детском коллективе. Ну а в детстве, пока покомандовать некем, справляться с потоком эмоциональности, вспыльчивости и подвижности придется родителям.

Малыши-холерики часто бывают перегружены впечатлениям и, но даже будучи уставшими, они не признаются в этом, отказываясь спать и не находя времени на еду. Именно таким деткам желательно ограничивать просмотр телевизора, общение с компьютером, а также переориентировать на занятия спортом и подвижными играми. Не стоит ограничивать двигательную активность холерика, важно ее организовывать и контролировать, такой малыш не любит бесцельности. Переутомившийся холерик может устроить из-за любого пустяка.

Часто малыш-холерик хорошо справляется с любыми поставленными задачами , но если у него не получается что-то сразу - интерес может пропасть, потому как напрягаться для достижения чего-то не его парафия. Если же навык освоен, ребенок часто теряет к нему интерес, так, именно у холериков дома наибольшее количество игрушек, с которыми он не играет, просто потому что они ему уже не интересны. У холериков хорошая память, но они нередко забывают какую-то информацию просто потому, что она не является для них важной.

В детском саду и школе холерик часто бросается выполнять задание, даже еще не дослушав до конца. Делает все быстро , хоть и правильно, но небрежно, с ошибками и исправлениями. Он понимает и схватывает общий ход решения задачи, но вот усидчивости чтобы все расписать и объяснить как того требуют правила холерику никогда не хватает.

Холерик довольно хвастлив и самоуверен, также у него могут возникать проблемы с дисциплиной, порядком и послушанием. Важно следить за тем, чтобы излишняя самостоятельность и склонность ребенка-холерика к необдуманным поступкам не привела в дальнейшем к неприятным приключениям, представители именно такого типа темперамента часто попадают в различные хулиганские компании.

Советы родителям холерика

В детстве малышу-холерику жизненно необходимы упорядоченность и спокойствие вокруг. Именно таким деткам помогают ежедневные ритуалы перед отходом ко сну или приемом пищи, которые дают ребенку сигнал настроиться и переключиться на происходящее.

Родителям нужно научить малыша доводить начатое дело до конца , а это задача не из легких. Помочь в формировании усидчивости и внутреннего контроля смогут не соревновательного характера, рисование, лепка, мозаика.

Стоит отметить, что ребенок-холерик очень любит общество, поэтому он вряд ли будет часто играть во что либо самостоятельно . Совместное времяпрепровождение с родителями, братьями и сестрами или друзьями - вот когда холерик будет чувствовать себя как рыба в воде.

В совместных играх родителям важно учитывать, что изначально холерику будет очень сложно принять момент проигрыша . Эмоциональный взрыв и яркая реакция на каждую свою неудачу - часть темперамента холерика. Не стоит активно критиковать такие реакции, лучше мягко подсказывайте ребенку, что проигрыш - это нормально, и реагировать на него слишком бурно не стоит, а чтобы избегать подобных ситуаций, тебе стоит быть внимательным, думать наперед и просчитывать ходы.

Ребенка-холерика желательно начинать успокаивать приблизительно за два часа до сна: откажитесь от подвижных игр, заменив их на спокойные, прогуляйтесь на воздухе, и помните, что кроха гораздо больше устает от эмоционального напряжения, а не от физического.

Застенчивый Пьеро

Ребенок-меланхолик очень тихий, дисциплинированный, скромный и робкий. Часто такие дети почти не заметны в детском коллективе. Играть меланхолики предпочитают или в одиночестве или с одним хорошо знакомым ребенком. Активность - это не про меланхолика, он часто не может постоять за себя , теряется в шумном или незнакомом коллективе.

Часто меланхолики ведут себя не по годам рассудительно, любят находить всему объяснения, сочувствуют окружающим. Ребенок-меланхолик очень эмоционален , просто чувства и переживания он, в отличие от холерика, не показывает, они скрываются у него глубоко в душе за внешним спокойствием и равнодушием. Хотя любая неприятность способна довести малыша до слез, родители часто не подозревают о его переживаниях, ведь внешне ребенок абсолютно спокоен.

Меланхоликов нельзя критиковать , принимая все близко к сердцу, малейшее замечание может спровоцировать у ребенка грустные мысли о собственной никчемности и ненужности. Именно среди меланхоликов наибольшее количество пессимистов и людей, которые переживают депрессию, сомневаются в своих силах, испытывают .

Хотя меланхолик не испытывает большой потребности в общении, любые сложности в детском коллективе или проблемы с другом он переживает очень остро , страдая и чувствуя себя отверженным. Нерешительность мешает ребенку выяснить проблемы в отношениях, мнительность не позволяет оценивать себя адекватно, тревожные мысли о том, что это он сам во всем виноват угнетают желание общаться с окружающими.

Благодаря богатой фантазии и чуткости у малышей меланхоликов хорошо развиваются речевые навыки , они любят творчество и часто самовыражаются через рисунок. Ребенок-меланхолик не испытывает трудностей в обучении, хорошо воспринимает новую информацию, запонимает и применяет нужные навыки. Но даже если ребенок хорошо знает материал, стоит ему попасть в дискомфортную ситуацию, он забывает то, что знает, теряется, и редко может показать себя во всей красе. «У меня никогда ничего не получается» - одна из любимых фраз классических меланхоликов, они часто теряют веру в себя. И вот именно с этим состоянием необходимо бороться родителям таких суперчувствительных малышей, всеми силами вселяя в ребенка веру в самого себя .

Советы родителям меланхолика

У малыша-меланхолика обострено чувство вины и неуверенность в себе . Поэтому родительский крик для него крайне губителен. Приказы, прессинг, строгие рамки, ультиматумы и беспрекословное повиновение - тоже не для меланхолика. Если вы наедине и спокойным тоном объясните малышу, в чем он не прав, этого будет вполне достаточно, к тому же меланхолики крайне редко бывают непоседами, проказниками и хулиганами.

Именно деткам-меланхоликам крайне важен тактильный контакт со взрослыми, ощущение, что родители их принимают такими, какие они есть, понимают и поддерживают .

Мягкость - необходимо качество для родителей меланхолика, и не потому, что вы воспитываете «кисейную барышню», даже если это мальчишка, а потому, что только так от ребенка можно чего-то добиться. Конечно, акцентировать внимание ребенка на его повышенной ранимости не стоит, ведь роль страдальца так привлекательна для манипуляций со взрослыми. Важно развивать сильные стороны такого малыша, всегда быть готовыми выслушать, понять, посочувствовать, прийти на помощь и мягко перевести внимание на позитив , на то, что получилось и удалось.

Для ребенка-меланхолика важно найти направление, в котором он будет успешен . Конечно, ему не всякое подойдет, например, в спортивной секции лучше обращать внимание на неколлективные виды спорта, без яркого соревновательного элемента с другими детьми, шума и гама.

Если малыш хорошо рисует или лепит - не зарывайте его талант в землю, отправьте в художественную школу, ему важно слышать похвалу. И если его педагог по специальности будет им доволен, малыш воспрянет духом и почувствует себя увереннее и лучше.

Конечно, ребенок-меланхолик будет много раз перестраховываться, говорить, что у него ничего не выходит, что лучше все это оставить прямо сейчас, чтобы потом не мучиться, отказываться от борьбы. Но если родителям удастся в такие моменты поддержать и переубедить ребенка, что у него все выйдет, стоит только попробовать, результат вас действительно обрадует, ведь среди меланхоликов много тонких и незаурядных ребят.

Сравнение с окружающими весьма проблематично для меланхолика. Если такой ребенок услышит от родителя традиционное: «А вот соседская Леночка уже умеет…», скорее всего, он не станет делать то, о чем его просили хотя бы из принципа. А еще из-за боязни не соответствовать высокой планке мифической Леночки. Поэтому у таких детей для мотивации необходимо сравнивать их достижения с ними же: «Раньше у тебя не получилось нарисовать такой ровный кружок, а сейчас, посмотри, очень даже красиво получилось, умница», «Раньше ты не мог сам раскачать качели, а сегодня все сделал без проблем, ты - молодец!». Так меланхолик будет меньше сомневаться в себе и хотя бы на время поверит в свои силы.

Солнышко в доме

Активный сангвиник действительно как солнышко - яркий, эмоциональный, впечатлительный. Такие малыши открыты миру, часто пребывают в хорошем настроении, улыбаются, общительны, первыми идут на контакт.

Сангвиники достаточно легко привыкают к новой обстановке , находят новых друзей , поэтому пребывание в садике или поход в школу не представляет для них проблем. Из таких малышей вырастают отличные путешественники - им очень нравится открывать для себя , и пусть сначала это будет парк на другом конце города, будьте уверены, если ему там будет интересно, то поездку можно считать успешной.

А для развлечения сангвиника не стоит прикладывать особых усилий, этот ребенок с одинаковым удовольствием готов как прокатиться , так и просто побродить по заброшенным дорожкам в дубовой роще. Чтение, спорт, творчество - у сангвиника нет каких-либо особых предпочтений, при чем он часто успешен во многих направлениях.

Без новых впечатлений ребенок начинает скучать, поэтому часто берется за несколько дел одновременно , не всегда успевая все сделать в срок или достаточно хорошо. Но сангвиник не унывает, он соглашается с тем, что был не прав, но при этом не перестает неутомимо открывать для себя все новые и новые горизонты.

Дети-сангвиники редко капризничают , хорошо осваивают новые знания, не испытывают проблем с речью, часто становятся заводилами, но без проблем готовы уступить свое место кому-то другому, так как достаточно неконфликтны.

У малыша-сангвиника могут возникать проблемы с сосредоточенностью и внимательностью, иногда он бывает рассеянным и несерьезным при выполнении заданий. Проблема становится серьезной, если задача, над которой работает ребенок, ему не интересна. Взять себя в руки и довести начатое до конца для сангвиника достаточно проблематично, поэтому он легко может вместо решения скучного примера заняться чем-то интересным, например, болтать с соседом по парте.

Советы родителям сангвиника

Похвала и поощрение - отличные принципы в работе и воспитании сангвиника, если малыш заслужил хорошее слово, не забывайте сказать, что именно он сделал хорошо, обрадоваться, что он уделил должное внимание качеству выполненной работы. Например, если сангвинику не напомнить, что при отработке навыков письма необходимо стараться, писать он будет как «курица лапой», при чем абсолютно искренне не видя в этом проблемы.

Сангвиники очень любят учиться , поэтому в классе или группе детского сада такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно. К тому же у него не возникает проблем в общении , взаимодействии, его часто хвалят учителя, ставя в пример детям. Сангвиники при этом не зазнаются , для них привычно быть хорошими, знающими, правильными. Но иногда они могут попадать и под . В таком случае с ребенком следует много и аргументировано разговаривать. Сангвиник - готов признать проблему и согласиться на компромисс, в том случае, если вы докажете ему, что он был не прав.

Для ребенка-сангвиника очень важен пример его семьи, а также оценка родных и близких. Если ребенок знает, что маме или папе не нравится его выбор, он будет страдать, и чаще всего выберет то, что сделает его хорошим в глазах значимых для него людей.

Каким бы ни был темперамент вашего малыша, главное - не пытаться его изменить, а любить его таким, какой он есть.

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик ? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1. Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

  1. Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Похожие публикации