Рекомендации по режиму дня детей грудного возраста: прогулки, кормление, купание по часам. Как организовать правильный режим дня новорожденного в первый месяц: полезные советы молодым мамам

Вопрос необходимости соблюдения режима дня ребенка до сих пор остается открытым. И если относительно распорядка дня ребенка постарше можно позволить себе небольшую самодеятельность, то что делать в том случае, если у Вас совсем кроха? Как узнать, когда и сколько он должен спать, кушать, купаться и т.д., а также, как вписать все это в рамки каждодневного ухода за ребенком? На помощь молодой маме приходит режим дня ребенка до года, который облегчит маме процесс ухода за малышом и не даст ей забыть о необходимых процедурах.

В первый год после рождения распорядок жизни ребенка меняется несколько раз. Но эти изменения не качественные, а количественные. Сам список мероприятий, составляющих режим дня ребенка до года, остается неизменным – меняется только количество времени, отведенное на то или иное мероприятие: кормление, сон, прогулка, развивающие игры и занятия, гигиенические процедуры.

До 3 месяцев детей кормят грудным молоком или детскими смесями порядка 7 раз в сутки. С 3 месяцев кормление становится 6-разовым, с полугода – 5-разовым, а ближе к году малыш кушает уже 4 раза в сутки.

В первые три месяца после рождения малыш спит много, но после 3 месяцев он спит реже и меньше, а большее время находится в состоянии бодрствования. В среднем, в период до года малыш должен спать 10-12 часов в сутки. Примерно в полгода ребенок спит днем 2 раза – по 2 часа до обеда и после него. К году в режиме дня ребенка остается 1 дневной сон. Но если малыш заболевает или переутомляется – количество сна может возрастать.

Играми и развивающими занятиями с ребенком до года лучше заниматься до тех пор, пока он не устанет. Перед сном необходимо воздерживаться от активных игр и заменить их чем-то более спокойным.

Гигиенические процедуры также являются важной составляющей режима дня ребенка до года и должны включать в себя утренний и вечерний туалет. Утреннее умывание должно символизировать для ребенка приход нового дня, а вечернее купание – отход ко сну. В связи с этим, очень важна систематичность гигиенических процедур.

Примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев

Здоровому ребенку до 3 месяцев в течение суток необходимо 7 кормлений (с 1 ночным), 17-20 часов сна, гигиенические процедуры (при каждой смене подгузника, а также, вечернее купание) и прогулки. Время сна можно совмещать с прогулками – спать на свежем воздухе для новорожденного очень полезно. А время бодрствования можно использовать для проведения развивающих занятий с новорожденным.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев:

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 – Бодрствование

10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 – Третье кормление

12.00-13.00 – Бодрствование

13.00-15.00 – Сон

15.00 – Четвертое кормление

15.00-16.00 – Бодрствование

16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 – Пятое кормление

18.00-19.00 – Бодрствование

19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление

21.00-6.00 – Ночной сон

24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев

Дети в этом возрасте спят уже меньше – порядка 15-17 часов в сутки, а питание становится 6-разовым. За счет сокращения времени сна увеличивается продолжительность времени бодрствования. Список мероприятий, составляющих режим дня ребенка, остается прежним.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев:

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 – Бодрствование

11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 – Третье кормление

13.00-14.30 – Бодрствование

14.30-16.30 – Сон

16.30 – Четвертое кормление

16.30-18.00 – Бодрствование

18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 – Пятое кормление

19.00-20.45 – Бодрствование

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 – Ночной сон

23.00 – Шестое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев

Малыш в этом возрасте спит 3 раза в день, общее количество сна в сутки уменьшается до 14-16 часов. Количество кормлений для ребенка в этом возрасте снижается до 5 с перерывом между ними в 4 часа. Периоды не только сна, но и бодрствования теперь желательно совмещать с прогулкой – для общего развития малыша.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев:

7.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление

7.00-9.00 – Бодрствование

9.00 – 11.00 – Сон

11.00 – Второе кормление

11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 – 15.00 – Сон

15.00 – Третье кормление

15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 – Сон

19.00 – Четвертое кормление

19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-7.00 – Ночной сон

23.00 – Пятое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года

Ребенок около года спит всего 2 раза в день, а общая продолжительность дневного сна составляет 5 часов. Но, в любом случае, Вам следует учитывать индивидуальные особенности организма Вашего ребенка – возможно, он захочет меньше спать днем, зато ночной сон у него будет большей продолжительности.

Ближе к году ребенок бодрствует уже до 3,5 часов, поэтому вам придется особенно тщательно продумывать, чем бы его занять на это время.

Так как в этом возрасте ребенок уже уверенно ест прикорм, немного меняется также режим питания.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года:

7.00 - Пробуждение после ночного сна и проведение гигиенических процедур

7.30 – Завтрак

8.00-9.30 – Бодрствование (подвижные игры и развивающие занятия)

9.30-12.00 – Сон (на свежем воздухе)

12.00 – Гигиенические процедуры после сна, обед

12.30 – 15.00 – Бодрствование (игры на свежем воздухе или просто прогулка)

15.00 – Полдник

15.30-17.00 – Сон

17.00-19.00 - Гигиенические процедуры после сна, игры и развивающие занятия

19.00 – Ужин

19.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

20.00 – 7.00 – Ночной сон

Мы предложили Вам лишь примерный режим дня ребенка до года, которому не стоит слепо следовать. Да, основные правила составления суточного распорядка для ребенка на первом году жизни здесь даны верно, но, возможно, Ваш малыш сам решит внести какие-то коррективы в выбранный Вами вариант – тем самым, создав идеальный режим дня лично для себя!

О том, как приучить младенца к режиму дня, рано или поздно задумываются даже те родители, которые пропагандируют кормление по требованию. Вне зависимости от того, сколько раз малыша прикладывают к груди, засыпать он все равно должен приблизительно в одни и те же часы, чтобы не перепутать день с ночью. О том, как выработать режим дня у грудничка и наладить правильный распорядок, пойдет речь в этом материале.

Распорядок дня детей раннего возраста: как наладить режим грудничка

С рождением ребенка перед большинством родителей встает вопрос: следует ли приучать грудничка к определенному режиму дня или, наоборот, самим подстраиваться под него.

На самом деле правильный режим дня новорожденного очень важен, так как он способствует выработке условных рефлексов, на которых и построена жизнь маленького человека.

Организм, приученный к определенному распорядку, при помощи имеющихся у каждого человека внутренних биологических часов заранее подготавливается к тому или иному событию (кормлению, сну) и выполняет нужные действия более полно и быстро. Дети раннего возраста, приученные к режиму дня, растут более здоровыми и смышлеными.

Самый сложный период в установлении и соблюдении режима дня новорожденного ребенка – это период с появления на свет до наступления 6-месячного возраста.

В первые недели после рождения о том, как организовать режим дня грудничка, вообще не может быть и речи. Ведь он может требовать кормления в любое время суток и любое количество раз, не особенно задумываясь о соблюдении промежутков между кормлениями. Дело в том, что ребенок очень устает совершать сосательные движения, чтобы добыть себе пищу, и засыпает из-за этого не совсем сытым. Когда полученная порция молока переварится в желудке (а в этот период его жизни пища, особенно легко усваиваемое материнское молоко, переваривается очень быстро), малыш снова просыпается и требует очередной порции. Выходит, что в первые несколько недель жизни ребенок может, есть до 10-12 раз в сутки, и из них 3-4 раза приходятся на ночное время. Конечно, это очень тяжело для матери, которая еще не совсем оправилась после родов, но этот период нужно просто пережить, ведь скоро все изменится к лучшему. Так, уже к концу первого месяца жизни большинство малышей все же вырабатывают определенный режим и довольно хорошо выдерживают перерыв
между кормлениями в 2-3 часа. Если получается, что время дневного кормления уже подошло, а малыш крепко спит, то будить его не следует. Лучше покормить, когда он проснется самостоятельно. Если с течением времени ребенок не захочет принимать пищу через привычные 2-3 часа и ему уже понадобится больший разовый объем, то интервал между кормлениями увеличивают на 0,5-1 час. Хорошо, если к 5-ти месяцам жизни перерыв между кормлениями составит 4 часа.

Если малыш с рождения полностью питается искусственными молочными смесями, даже самыми высококачественными и максимально приближенными к материнскому молоку, или же получает докорм искусственными смесями, то четкий режим нужно стремиться соблюдать с первых дней жизни ребенка. Дело в том, что любая искусственная смесь переваривается тяжелее и, соответственно, дольше. Поэтому для организации правильно режим дня таких младенцев лучше кормить 7-8 раз в сутки с интервалами в 3-3,5 часа и стараться выдерживать четырехчасовой ночной перерыв в кормлении.

Как выработать режим дня у грудничка после введения прикорма

К 5-6-ти месяцам в питание малыша начинают вводить первый прикорм, хотя основой рациона остается материнское молоко. Основное правило этого периода жизни состоит в том, что чем разнообразнее прикорм, тем строже должен соблюдаться режим дня грудного ребенка, особенно распорядок в приеме пищи, иначе у малыша могут появиться колики, запоры, повышенное газообразование. Частота кормлений грудным молоком уменьшается в это время до 5-7 раз в сутки с интервалами между кормлениями примерно в 4 часа.

Не менее важным, чем режим кормления, в распорядке дня ребенка является режим сна и бодрствования. В первые несколько недель малыш спит почти постоянно, просыпаясь только для того, чтобы поесть.

Устанавливается режим дня в зависимости от особенностей каждого ребенка, его возраста, состояния здоровья, индивидуальных предпочтений. В идеале для его правильного составления лучше всего посоветоваться с врачом-педиатром.

К концу первого месяца жизни он уже 15-20 минут бодрствует после каждого кормления. К двум месяцам малыш не спит уже около 1 часа после каждого приема пищи.

С 3-х до 6-ти месяцев он спит 4 раза днем в промежутках между кормлениями и ночью около 7-8 часов. С течением времени малыш все меньше спит днем, тогда как ночной сон становится более крепким и продолжительным, до 11-12 часов. В режиме дня ребенка грудного возраста в этот период все большее место начинают занимать активные игры, прогулки, занятия.

Примерный режим дня 3-4-месячного ребенка по часам

Режим дня 3-4-месячного ребенка по часам должен выглядеть следующим образом:

  • 6.00-6.30. Кормление.
  • 6.30-7.30. Бодрствование.
  • 7.30-9.30. Сон.
  • 9.30-10.00. Кормление.
  • 10.00-11.00. Бодрствование.
  • 11.00-13.00. Сон.
  • 13.00-13.30. Кормление.
  • 13.30-14.30. Бодрствование.
  • 14.30-16.30. Сон.
  • 16.30-17.00. Кормление.
  • 17.00-18.00. Бодрствование.
  • 18.00-20.00. Сон.
  • 20.00-20.15. Купание.
  • 20.30-21.00. Кормление.
  • 21.00-6.00. Ночной сон.
  • 24.00 и (или) 3.00. Ночное кормление.

Примерный режим дня грудного ребенка 5-7 месяцев

Примерный режим дня грудного ребенка в возрасте 5-7 месяцев должен быть приблизительно таким:

  • 6.00-6.30. Кормление.
  • 6.30-8.00. Бодрствование.
  • 8.00-10.00. Сон.
  • 10.00-10.30. Кормление.
  • 10.30-12.00. Бодрствование.
  • 12.00-14.00. Сон.
  • 14.00-14.30. Кормление.
  • 14.30-16.00. Бодрствование.
  • 16.00-18.00. Сон.
  • 18.00-18.30. Кормление.
  • 18.30-20.00. Бодрствование.
  • 20.00-21.30. Сон.
  • 21.30-22.00. Купание.
  • 22.00-22.30. Кормление.
  • 22.30-6.00. Ночной сон.
  • 3.00. Ночное кормление (при необходимости).

Примерный режим дня ребенка первого года жизни в 8-12 месяцев

Приблизительный режим дня ребенка первого года жизни в возрасте 8-12 месяцев выглядит так:

  • 7.00-7.30. Подъем, умывание.
  • 7-30-8.00. Завтрак.
  • 8.00-9.30. Игры.
  • 9-30-12.00. Сон.
  • 12.00-12.30. Обед.
  • 12.30-15.00. Игры, прогулка, занятия.
  • 15.00-15.30. Полдник.
  • 15.30-17.00. Сон.
  • 17.00-18.30. Игры.
  • 18.30-19.00. Купание.
  • 19.00-19.30. Ужин.
  • 19.30-20.00. Игры.
  • 20.00-7.00. Ночной сон.

На этих фото показан режим дня ребенка грудного возраста:

Как организовать правильный режим дня грудничка

Сон ребенка первого года жизни значительно отличается от сна взрослого человека и даже детей более старшего возраста. В первые недели жизни младенец спит около 18-20 часов в сутки, поэтому создается впечатление, что он только и делает, что спит, просыпаясь только затем, чтобы поесть.

К концу первого месяца жизни продолжительность сна ребенка составляет уже 16-18 часов. В 1,5 месяца общая продолжительность сна снижается еще на 2-3 часа. В 4 месяца ребенок уже вырабатывает свой режим дня, в котором сну отводится примерно 12 часов, включая два тихих часа по 2-3 часа. К полугоду ребенок спит в среднем 11 часов в сутки, сохраняя те же два тихих часа.

Важный вопрос для всех без исключения родителей – как наладить режим дня грудничка, организовав правильный распорядок сна и бодрствования. Для того чтобы ночной сон малыша был крепким, нужно постараться дать ему необходимую физическую нагрузку днем, чтобы он слегка подустал, а затем с аппетитом покушал и заснул до утра. Ближе к вечеру активные игры и вообще манипуляции с малышом не требуются. Важно не пропустить момент, когда ребенок сам захочет спать: он может стать более вялым, начать без причины плакать и капризничать, зевать и тереть глазки, или наоборот, станет более активным. Чтобы помочь ему быстро заснуть, можно спеть ему колыбельную или рассказать сказку, но тихим убаюкивающим голосом.

Уже к 9-10-ти месяцам уложить малыша спать вечером становится сложно. Ведь он активно познает окружающий мир и воспринимает сон не как отдых, а как досадную задержку в этом процессе, расставание с близкими людьми и любимыми игрушками. Как приучить ребенка к режиму дня в этом возрасте? Уже с 6 месяцев родителям полезно будет начинать вырабатывать так называемые ритуалы засыпания - любые действия, которые вызовут формирование у ребенка условного рефлекса - после этого действия нужно ложиться спать. Основным моментом является регулярное повторение одних и тех же процедур за 20-30 минут до сна. Ритуалы засыпания могут быть самыми разнообразными.

Иногда дети придумывают их самостоятельно. Классическими ритуалами являются купание, сказка или колыбельная, задергивание занавесок на окне, сопровождаемое фразой «А теперь пора спать». Важно повторять эти действия регулярно, в одной и той же последовательности, и тогда организм малыша запрограммируется на то, что после них непременно происходит засыпание. Если ребенка все равно не удается уложить вовремя, спать, а его сон поверхностный и очень беспокойный, следует обратить внимание на некоторые вещи. Во-первых, дети гораздо крепче спят при неярком свете в помещении. Если ребенок плохо спит днем, то лучше задернуть шторы.

Ночью, наоборот, малышу лучше спится при неярком свете ночника. Еще одной причиной плохого сна у детей может являться чересчур сухой и горячий воздух в комнате. Поэтому комнату перед сном необходимо проветривать и стараться сохранять температуру воздуха 18-20 °С. При излишней сухости рекомендуется установить в комнате аквариум или открытые сосуды с водой.

Для нормального развития малышу необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, так как они являются хорошей закаливающей процедурой. При сборах на прогулку важно учитывать температуру воздуха и одевать ребенка по погоде.

Статья прочитана 34 809 раз(a).

Ольга Гаврилова
Особенности режима детей раннего возраста

Забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка одна из важнейших задач воспитания в раннем детстве .

Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем, повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Правильное чередование отдыха и смены деятельности - вот те главные составляющие режима , которые являются фундаментом успешного развития детей .

Под режимом понимается система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей . Режим - основа формирования основных биоритмов в деятельности организма.

Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.

Правильная организация режима способствует :

Нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма;

Обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;

Предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время : есть, спать, гулять в одно и тоже время.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. Выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. Сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы.

При составлении режима дня важно учитывать особенности детей раннего возраста : восприимчивость к воспитанию и обучению, пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности. Все процессы : еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Поэтому к основным режимным моментам относятся :

Время приема пищи (4- разовое)

Укладывание на дневной и ночной сон

Общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физ. упражнений.

Остальные компоненты режима дня динамические , т. е. они не должны быть строго установлены.

Когда соблюдается режим , он не в тягость ни малышу, ни родителям. У такого ребенка в определенное время появляется желание есть, аппетит у него хороший, он достаточное время гуляет, быстро засыпает при укладывании, правильно развивается и физически и психически, болеет реже и более легко.

Постоянно соблюдаемый режим предотвращает возникновение конфликтов между взрослыми и ребенком, дисциплинирует его, помогает формированию волевых качеств, почти полностью предупреждает возникновению детских неврозов.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы.

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

7. постепенного включения каждого ребенка в режимный процесс .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Создание у детей положительного отношения к режимным моментам ;

2. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

3. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей ;

4. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

5. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

6. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

7. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых ; к процессу кормления и пр.

9. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

11. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление :

Предложение взрослого должно совпадать с органической потребностью ребенка;

Нельзя принуждать ребенка, причинять ему боль, вызывать неприятные ощущения;

Постепенно вводить все новое (пища, процесс) заранее давать установку на процесс

При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка , время года.

Организм маленького ребёнка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи – это охрана здоровья ребенка, укрепления его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня , массаж и гимнастика. Двигательная активность – важнейшее условие физического развития и здоровья ребенка.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться :

1. Полного удовлетворения потребности в движении.

Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.

2. Достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений во время совместной деятельности и общении.

3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций.

Большую роль здесь играет установление теплых, ласковых отношений ребенка с воспитателем (близких к отношению ребенка с мамой) .

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Используемая литература :

Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей «Москва, Просвещение 1988г.

Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста » под редакцией, Москва, Просвещение 1974г.

Кроха» - пособие по воспитанию , обучению и развитию детей до трех лет », «Просвещение» 2003г. - авторы : Г. Г. Григорьева и др.

В современных условиях многие родители считают, что они могут дать своему ребенку гораздо больше знаний дома. В связи с этим они берут на себя большую ответственность. Воспитывая ребенка в домашних условиях надо понимать, что ребенок лишается полноценного общения со сверстниками в различных режимных моментах. Общения только на улице не достаточно. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими детьми на занятиях, утренниках. Сейчас в детских садах уделяется большое внимание разностороннему развитию ребенка. Вот несколько простых правил для организации режима дня в условиях семейного воспитания:

1. Соблюдайте дома режим дня и питания, принятые в детском саду.

2. В домашних условиях хвалите ребенка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур, воспитывайте привычку к чистоте (умывание, летом мыть ноги перед дневным сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться туалетной бумагой, чистить зубы, полоскать рот после еды).

3. Соблюдайте режим прогулок. Давайте возможность ребенку во время прогулок много свободно двигаться. Введите семейную традицию занятий спортом.

4. Обеспечьте эмоциональный радостный фон жизни ребенка. Поддерживайте радостную атмосферу в семье. Сохраняйте традиции семейных праздников. Посещайте с ребенком театры. Концерты. Цирк.

5. Для устранения и предупреждения нарушений в звукопроизношении проводите с ребенком игровые упражнения. Так же для развития фонематического слуха и речевого внимания применяются специальные игровые упражнения.

6. Давайте детям в домашних условиях, под контролем взрослого, вырезывать ножницами, шить иглой, лепить и так далее.

7. Много рассказывайте и показывайте детям, читайте художественную литературу.

Соблюдение этих правил родителями облегчит дальнейшую жизнь детям. Ведь ситуация может измениться и ребенку нужно будет пойти в детский сад. На этот случай он уже будет обладать элементарными навыками самообслуживания.

Подъем 7.00

Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч утра, таким образом, общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.

Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.00-7.30

Начинать свой день младшему школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаѐт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.

Завтрак 7-30-7.45

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания. Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приѐм пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Пребывание в школе (урочное время) 8.30-13.05

Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 - 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала. В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. До начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.

13.05-13.30 Целесообразно предусматривать прогулки до обеда, длительностью 40 мин- 1,5 часа. Пребывание на открытом воздухе - наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий организм после утомительных занятий, повышающий его работоспособность до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий. Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

Обед 13.30-14.00

Для учащихся начальной школы образовательных учреждений предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлѐнного дня).

Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00

Детям с ослабленным здоровьем, быстро утомляющиеся, с повышенной возбудимостью нервной системы необходим также дневной сон продолжительностью 1—1,5 ч. Дневной сон вообще показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжительность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч, чтобы смягчить десинхронизирующее влияние этих нагрузок.

Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45

Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для учащихся младших классов - 3- 3,5 ч.

Полдник 15.45-16.00

Самостоятельные учебные занятия 16.00-18.00

Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу, максимально сложные задания будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивности деятельности. Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.

Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00

В режиме дня ученика предусматривается время, которое он использует сообразно индивидуальным склонностям, желаниям, интересам, так называемое свободное время. Оно следует за самоподготовкой и составляет в режиме дня младшего школьника 1—1,5 ч.

Ужин 19.00-19.30

В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин - молочно - растительные продукты.

Работа по дому 19.30-20.00

В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому. Младшие школьники привлекаются к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и домашними животными и т. п. Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья.

Вечерняя прогулка 20.00-20.30

В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем. В общей сложности дети младшего школьного возраста должны проводить на свежем воздухе 3—3,5 ч в день. К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что отрицательно сказывается на их здоровье и работоспособности.

Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00

В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок.

Ночной сон 21.00 Общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.

Похожие публикации