Саудовская аравия правила для женщин. Женщины в Саудовской Аравии: борьба с запретами

Внутренняя жизнь

Переходя к описанию внутренней, домашней жизни туркмен, следует упомянуть, что все туркмены, богатые и бедные, живут почти совершенно одинаково. Немного лучшая кибитка, одежда из шелка, несколько лишних ковров и серебряных украшений на женщинах, вот и все, чем можно отличить кибитку бая (богатого) от кибитки бедняка.
День туркмена начинается с восходом солнца. Утром он обыкновенно пьет зеленый чай без сахара с чуреком (род лепешки), часов в 9 завтракает кислым молоком с чуреком, а при неимении молока, варится «кара шорба» — суп из сала, лука и крошеного чурека; часа в 2 — чай с чуреком, или один чурек и, наконец. вечером, после заката солнца ужин, состоящий из тех же продуктов, как и завтрак.
Вообще пища туркмен очень неприхотлива и неразнообразна. Обыкновенно она состоит из чурека, верблюжьего или коровьего пресного или кислого молока, каши из растертой джугары (сорго), иногда из горячей похлебки, состоящей из такого же молока с водой, или навара из бураков с кунжутным маслом, а у более достаточных с прибавкой сушеной баранины или копченого жира; употребляют также и лапшу. В летнее время пища эта разнообразится некоторыми травами в отваренном или сыром виде и овощами. Употребляемые в пищу травы следующие: юнжа, дикая петрушка, шпинат, щавель, мята и козелец. Плов, баранье или верблюжье мясо составляют роскошь, допускаемую более состоятельными, по случаю каких-либо празднеств: свадьбы, обрезания и т. п. В конце лета едят много дынь и арбузов.
Дли питья приготовляют «чал», напиток из верблюжьего молока. Чал имеет сладко-кисловатый вкус с некоторой долей спиртной крепости; после 2-3 выпитых чашек этого напитка туркмен становится веселее, а подчас даже слегка хмелеет. Чай у туркмен в большом распространении, причем пьют преимущественно зеленый, низшего достоинства, приобретаемый в Персии.
Приготовление всей указанной пищи, как и вообще производство всех домашних работ, входит в обязанности женщин.

Положение женщины в семействе

Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.

Брак

Туркменские браки, как уже было сказано, отождествлены обычаем с торговой сделкой, которая совершается, за редким исключением, без всякого участия брачующихся молодых людей их родителями или опекунами. При этом торгуются из-за цены, как и при продаже товара, и, зачастую, брак расстраивается именно по этой причине. Цена девушки, равная 20 лет тому назад 30 ахальским туманам (туман около 4 рублей), возросла в настоящее время до 200 и более туманов. Богатые люди или вдовцы и многоженцы платят иногда до 400 и 600 туманов за девушку. Такое поднятие цен на девушек делает брак для людей недостаточных мало осуществимой мечтой, в поисках за которой большинство молодых туркмен, не имеющих большой и зажиточной родни, проходят суровую школу труда и лишений, отказывая себе во всем в течение долгого ряда лет и отдавая всякую заработанную копейку и приобретенный скот своему будущему тестю, памятуя, что только по уплате всей цены они могут получить себе жену. Такой обычай дурно влияет на правильность распределения женщин между населением, оставляя многих молодых людей в вынужденном безбрачии и позволяя богатым иметь по нескольку жен. Громадное большинство туркмен имеет по одной жене и многоженства не одобряет.
Брачный союз заключается обыкновенно в возрасте от 10 до 15 лет, хотя бывают случаи и более ранней выдачи девушек в замужество.
Цель таких ранних браков есть желание скорее получить калымную плату, дать возможность мужу выплатить всю потребную сумму до наступления совершеннолетия и получить право на пользование лишней долей общественной воды и земли.
Туркменский брак совершается следующим образом: после предварительных переговоров о размере калыма (выкупной цены) со стороны жениха едут к родителям невесты несколько человек аксакалов (почетных стариков) и уплачивают за нее часть выкупа, из коего половина обыкновенно уплачивается деньгами, а другая половина скотом; затем, делают подарки родственницам невесты и дарят по несколько кранов женщинам и мужчинам, перегораживающим путь выхода невесты и, наконец, доставляют ее в кибитку жениха. В тот же день совершается кем-либо из присутствующих грамотных туркмен обряд бракосочетания. Вечером собравшихся гостей угощают пловом, чаем и сдобными чуреками; приглашают несколько человек бахши (певцов) и пир длится до поздней ночи. На следующий день с утра устраиваются скачки и состязания в борьбе, беге и стрельбе в цель. Всем выигравшим выдаются отцом жениха небольшие призы, состоящие обыкновенно из халатов или нескольких аршин бумажной материи; следующий вечер и следующий день гостям доставляются те же удовольствия, как и накануне.
У туркмен часто практикуется увоз девушек, устраиваемый по взаимному соглашению жениха и невесты. Бежавшие скрываются в кибитку какого-нибудь почетного аксакала, которому волей-неволей приходится принять на себя роль посредника и мирить родителей жениха и невесты.
После бракосочетания молодая остается в кибитке мужа три дня, если брак совершен между малолетними, и до 10 дней, если молодые достигли половой зрелости; потом, жена возвращается в дом своих родителей или опекунов, где и живет до полной уплаты калыма, что при несостоятельном женихе случается через 8-10, а иногда и больше, лет. В течение этого срока молодым супругам строго воспрещаются всякие ночные свидания, за чем зорко следят родители, так как в случае беременности жены в этот период, обычай требует безотлагательного возвращения ее в кибитку мужа, не дожидаясь полной уплаты калыма; поэтому часто случается, что влюбленный муж, пожелавший поцеловать в неурочный час свою законную супругу, бывает жестоко избит ее родителями.

Развод, рождение ребенка

Разводы у туркмен встречаются весьма редко и то почти исключительно по суду.
Несмотря на то, что девушка доставляет отцу при выходе в замужество целое состояние, рождение ребенка женского пола по обычаю проходит незаметно, тогда как рождение мальчика составляет целое событие: о нем оповещают всех родных и знакомых, которые приносят поздравления отцу новорожденного и принимают от него угощение. Имя новорожденному дается обыкновенно отцом, без участия муллы. Туркмен дает имя своему ребенку не по арабскому требнику, а преимущественно, сообразуясь с временем и обстоятельствами рождения ребенка. Зачастую встречаются имена: Анна Гельды (наступила пятница), Гюн Догды (солнце взошло) и т. д. Если долго не было ребенка, то его называют Алла Берды (Бог дал), если же рождается подряд несколько девочек, то последней дают имя Огуль Герек, что значит — надо мальчика.
Когда мальчику минет 6-7 лет, совершается обрезание, сопровождаемое у богатых угощением народа и скачками,

Вдовство, второе замужество

По обычаю туркмен дети принадлежат мужу, а в случае его смерти его родным. Матери-вдове хотя разрешается быть опекуншей и воспитывать их, но при условии, чтобы она жила у родных мужа; увезти их с собой в свой родной аул, или взять при выходе во второе замужество она не имеет права. Поэтому вдова при выходе во второе замужество должна разлучиться со своими детьми от первого брака даже и в том случае, если они малолетние.
В случае продажи дочерей в замужество, весь калым получают ближайшие родственники со стороны отца, и матери не дается ничего, за тем редким исключением, когда таких родственников не оказывается совершенно.

Похоронные обряды

Относительно похоронных обрядностей у туркмен существуют следующие обычаи.
По смерти кого-либо из туркмен в кибитке умершего собираются родственники и соседи покойного и испуская вопли, оплакивают его. Затем, по омовении тела, мужчин обертывают в тройной, а женщин в пятерной саван совершают «джиназа» (заупокойную молитву) и везут на кладбище на верблюде или лошади, а при близости кладбища, несут на руках. Родственники покойного режут барана, пекут чуреки и все это везут за покойником для раздачи присутствующим на похоронах; кроме того за покойником, если он был состоятельным человеком, ведут верблюда или лошадь, деньги от продажи которых предназначаются для раздачи бедным и людям, копавшим для покойника могилу, которым раздают также куски материи, покрывавшей тело покойного на пути к могиле. Замечательно, что из детей или родственников покойного только один провожает его тело на кладбище, а вдова умершего при увозе тела обегает несколько раз с рыданиями вокруг лошади или верблюда, на котором его увозят. На кладбище обряд не совершается, не присутствует также и мулла. Умерших хоронят обыкновенно в тот же день на кладбищах, устроенных зачастую возле могилы какого-нибудь святого. На 3, 7, 40, 100 дни и в годовщину кончины родственники покойного созывают соседей и бедняков и устраивают поминки при непременном участии муллы, которым читаются соответствующие молитвы.
Считается непременной обязанностью всех родственников и сородичей умершего посещение его кибитки для выражения ближайшим родственникам и детям покойного своего соболезнования; для этого приезжают иногда за сотни верст, и такие визиты бывают даже спустя несколько лет после смерти данного лица.

Развлечения

Развлечением для туркмен служат главным образом скачки, затем борьба, состязания в беге и стрельбе в цель, устраиваемые во время больших праздников и свадеб. Туркмены очень любят слушать своих певцов (бахши), воспевающих под аккомпанемент двухструнной гитары или тростниковой дудки дела отцов или похождения народных героев; более развитые из туркмен играют в шахматы. О танцах туркмены не имеют никакого представления. Дети забавляются игрой в жмурки, волка и овец, в бабки и проч. Для девочек единственным развлечением служат качели.

Литература

Книги, написанные на наречии туркмен, весьма редки; из имеющихся большая часть духовного содержания и списаны с произведений хивинских авторов; из оригинальных же книг можно указать на историю Огуз хана, имеющуюся в различных вариантах, и на сборники песен гокланских поэтов: Махтум Кули, лирического поэта, родом геркеза, жившего около 100 лет тому назад на Атреке; Залили-Муллу, жившего на Гюргене, и Вели Магомед Муллу. Кроме того, имеется стихотворный сборник, любимый народными певцами, под названием «Юсуф-Ахмед», воспевающий подвиги и приключения двух героев, Юсуфа и Ахмеда, и хивинский сборник «Шах Сенем».

Народная нравственность

Еще так недавно оставленная туркменами привычка к занятию аламанами, грабежами и разбоем с целью наживы, каким-то непонятным образом сочеталась с безукоризненной общественной нравственностью. Сделавшись русским подданным, туркмен оставил свои излюбленные занятия совершенно. Закаспийские степи и оазисы, куда 20 лет тому назад не мог показаться путешественник, не рискуя собственной жизнью и свободой, сделались более безопасными, чем Кавказ, и даже, чем многие губернии Европейской России. Убийства с целью ограбления, если и случаются в области, то виновным почти всегда является кто-нибудь из пришлого населения: кавказский инородец, перс, но не туркмен. Нанесение ран и убийства нередки среди туземного населения, но причиной их служит поруганная любовь, оскорбленная честь или ссора, но никогда не цель наживы. Случаи разбоя или грабежа почти не встречаются совершенно, а кража денег и вещей очень редко. Наиболее часто встречающийся вид кражи — это угон скота, к которому туземное общественное мнение относится снисходительно, считая это преступление своего рода молодечеством, пережитком недавнего прошлого.
Измена супружеской верности и проступки против общественной нравственности считаются у туркмен большим преступлением. Еще и теперь не редко убийство неосторожных любовников и отрезывание уха местным ловеласам.

Шариат и обычное право

Хотя туркмены принадлежат к последователям ислама, шариатские постановления которого должны служить единственным духовным, уголовным, гражданским и нравственным законом для мусульманина, туркмены руководствуются шариатом, и то до некоторой степени, только в делах бракоразводных и по разделу наследства. Все остальные части шариата ими заменены постановлениями обычного права, не только не схожими с шариатскими, но, зачастую, им прямо противоречащими.
Обычное право не делает различия между преступлениями уголовными и гражданскими и не налагает никаких личных наказаний. Всякое преступление рассматривается с точки зрения причиненного вреда или убытка. За убийство обычаем установлено кровомщение или денежный выкуп (хун), равный обыкновенно 100 текинским туманам. Кровомщение заключалось в том, что родственники убитого убивали виновного, или, так как он обыкновенно успевал скрыться, одного из его родственников. Этот обычай в настоящее время преследуется русскими законами. За угон скота или кражу по обычаю полагается только возвращение краденого и причиненных убытков.
Туземное обычное право, регулирующее до мельчайших подробностей жизнь туземного населения, не составляет писанного кодекса, а передается из поколения в поколение изустно в виде предания.

Народный суд

В свободной Туркмении, где не было никакой предержащей власти, не было также и организованного суда. Обиженный или рассчитывался сам со своим обидчиком, или по взаимному соглашению обращался к старикам, которые разбирали дело по обычаю. Так как не было и исполнительной власти для приведения решений в исполнение, то эту обязанность принимало на себя все общество, объявляя неподчинившегося решению стариков «би мамле», т. е. исключенным из общества, отверженным. В делах шариатской компетенции: бракоразводных и по разделу наследства туркмены обращались к муллам и казию (знатоку шариата).
С установлением русского владычества туземцам был дан правильно организованный народный суд в виде трех апелляционных инстанций, разбирающий уголовные дела и тяжбы, возникшие между туземцами, по обычному праву. Первой инстанцией служит аульный суд, состоящий из трех судей, выбираемых обществом каждого аула; второй — суд приставский, где под председательством пристава заседают 5 аульных судей по очереди, и третьей — Чрезвычайный съезд народных судей, собирающийся в Асхабаде один или два раза в год. Решения этого съезда, утвержденные Начальником области, считаются окончательными. В отличие от предыдущего в Мервском уезде первой инстанцией является суд Приставский, а второй уездный съезд народных судей.

Административное управление

Кроме Военного Министерства и Туркестанского Генерал-Губернатора, которым принадлежит высшее руководство в делах управления областью, непосредственное управление населением осуществляется Начальником Закаспийской области, как высшим местным административным органом, уездными начальниками в уездах, приставами и управляющими населением в приставствах и районах. Все вышеуказанные начальствующие лица назначаются из воинских офицерских чинов.
Ближайшая исполнительная власть в отдельных аулах вверена аульным старшинам, выбираемым самим населением из своей среды. Кроме того, внутренние дела аулов ведаются аульными сходами, состоящими из всех кибитковладельцев аула.

Подати

Обложение населения в пользу казны состоит из государственной покибиточной подати и земского сбора на общественные надобности. Единицей обложения является кибитка, как признак хозяйственной самостоятельности семьи.
Государственная подать определена в размере 4 рублей в год с каждой кибитки, а земский сбор на общественные надобности по 2 рубля с кибитки.
В большинстве уездов области при взимании податей применяется внутренняя раскладка подати, сообразуясь с состоятельностью отдельных кибитковладельцев. Бедные вдовы, сироты, лица не способные к труду, а также лица, прослужившие в туркменском дивизионе 10 лет, от подати освобождены совершенно.
Туземное население области вносит ежегодно около 392 тысяч рублей, из которых 273 тысячи рублей государственной подати и 119 тысяч земского сбора, что составляет по 1 р. 25 к. в год на душу населения.

Положение русскоязычного населения в Теркмении может постепенно измениться к лучшему с приходом к власти нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова. При Сапармурате Ниязове русский язык, хоть и имел статус межнационального общения, фактически перестал выполнять эту функцию, а дискриминация против русского населения была повсеместной.

СТАТИСТИКА

История русского населения в Туркмении уходит корнями в период Российской империи. Судя по переписи 1897 г. в Закаспийской области, большая часть которой принадлежит сегодня современной Туркмении, проживало около 8% русского населения. После образования СССР, в результате переселения, доля русских в Туркмении увеличилась до 18,6% в 1939 г. Затем их доля начала уменьшаться.

По результатам последней всесоюзной переписи 1989 г., в Туркмении проживало 334 тыс. русских, что составляло около 10% населения всей республики. По удельному весу, в конце 80-х русские занимали второе место после туркмен.

После развала Советского Союза в Туркмении, как и в других бывших союзных республиках, начался отток русскоязычного населения. По данным переписи 1995 г. доля русского населения составляла 6,7%. По удельному весу, русские были вытеснены узбеками, которые составили 10% населения Туркмении.

Последние официальные данные о составе населения были озвучены самим экс-президентом Сапармуратом Ниязовым в 2001 году.

"3% населения страны - узбеки, 2% - русские. Коренная нация - туркмены - составляет 91%", - заявил президент Ниязов.

В итоге, если верить официальной статистике, к 2001 г. количество русских в Туркмении сократилось втрое: с 334 тыс. до 100 тыс. человек.

В 2003 г. пошла новая волна переселенцев, вызванная односторонним выходом Туркмении из соглашения с Россией о двойном гражданстве. Правительство дало два месяца определиться с гражданством всем, у кого имелись два паспорта.

Однако те, кто оставил себе российский паспорт, лишались своего жилища: по закону иностранные граждане не могут владеть недвижимостью в Туркменистане.

На сегодняшний день нет точных данных, сколько русских осталось в Туркменистане.

С обретением независимости туркменский язык заполнил языковое пространство. На работу в государственные организации без знания туркменского не берут. Делопроизводство ведется только на туркменском языке.

Все надписи и вывески на улицах - по-туркменски. Все четыре телеканала вещают, в основном, на туркменском языке, на нем же ведется обучение в вузах.

В результате русский язык, за которым закреплен статус языка межнационального общения, уже давно перестал выполнять данную функцию.

"В Ашхабаде еще можно услышать русскую речь и не удивляться, все-таки столичные туркмены довольно русифицированы. Но в селах русский язык стал экзотической речью, которую мало кто понимает", - говорит Степан, учащийся в университете в Киргизии.

Дискриминация национальных меньшинств, включая русских, происходит в разных сферах: при приеме на работу или сокращении, при предоставлении медицинских услуг.

"В Туркменистане мне не нравятся работодатели, медицина здесь - полный ноль, и политика в пользу граждан хромает. Если у тебя русская фамилия, ты никто", - сетует Татьяна, работающая в частной фирме в Ашхабаде.

Многие русские выбрали переселение в качестве решения всех этих вопросов.

Однако не все переселенцы адаптируются на новом месте. Недоброжелательность россиян к приезжим соотечественникам из центральноазиатской республики вынуждает многих возвращаться в Туркмению.

Тетя Галя - одна из таких "возвращенцев".

"Наше воспитание слишком смешанное: мусульманские ценности переплелись с христианскими. Поэтому нас в России чисто русскими не признают. И мне там трудно прижиться. Моя родина здесь", - говорит она.

В Туркменистане русских называют "орус" - русские, а в России они - туркмены. "Чужой среди своих, не свой среди чужих", - так охарактеризовал такую ситуацию Андрей.

Отношение к русским в Туркмении разное. У Фирузы - мама русская, а папа - туркмен. Она внешне не похожа на туркменку, и имеет славянские черты.

"Я чувствую себя чужой в своей стране из-за моей внешности, - говорит она. - Идешь по улице, дети обзывают "орус-папирус", девушки негативно осматривают, для них я "орус" - русская".

Сегодня в Туркмении очень редко встречаются межнациональные браки. Они не поощряются и на государственном уровне.

"Мы помним - мы туркмены, мы гордимся своими корнями", - проповедовал "отец всех туркмен" Сапармурат Туркменбаши, призывая "не портить чистоту" туркменской крови.

Пропаганда Туркменбаши считает туркменами весь народ Туркмении. "Судьба туркмена - судьба народа", - проповедовал Ниязов в прошлом. Такая идеология, ставящая туркменов выше всех, сказывается в повседневной жизни - от поиска работы до общения с соседями.

Законы страны требуют "высоких идеологических и моральных качеств" при устройстве на работу, что позволяет властям не принимать на работу русских, узбеков или представителей других нацменьшинств.

В своих речах "отец всех туркмен" открыто выражал свое сомнение в лояльности русских и других меньшинств государству. Поэтому вероятность, что они могут занимать высокие посты, очень низка, поскольку все нетуркмены - как бы потенциальные изменники.

В результате сокращений в сферах образования и здравоохранения, перешедших на финансирование местных властей, русские и другие национальные меньшинства оказались первыми, попавшими под увольнение.

Трудоустройство имеет ярко выраженный дискриминационный характер в пользу туркмен. Во многих местах требуют предоставить генеалогию предков по туркменской линии до третьего поколения. Следовательно, нетуркмены автоматически остаются "за бортом".

Представителей русского населения в высшем представительном органе страны Халк Маслахаты (парламенте), в правительстве и в судебной системе - единицы. Но даже из этих немногих ни один не занимает видную должность.

"Русские могут быть замами, помощниками, но начальником должен быть обязательно туркмен", - утверждает Степан.

ОРГВОПРОС

В Туркменистане не существует ни одной организации, независимой от государства. Любые собрания и движения могут возникать лишь с разрешения властей. Следовательно, организаций, которые критиковали бы дискриминационную политику режима, не существует.

Отсутствуют даже культурные центры, существующие в других центральноазиатских странах под крылом государственного института.

Это связано с государственной пропагандой, которая возносит культуру, язык и наследие туркмен как элементы, которые должны быть привиты всем гражданам, ибо, согласно ей, Туркмения - это земля туркмен.

Любая другая культура воспринимается как чуждый элемент, направленной на подрыв единства общества.

В первые годы независимости была создана "Русская община", однако она быстро прекратила свое существование, после того как ей было отказано в перерегистрации.

КУЛЬТУРА

Именно культурный вопрос вызывает наибольший резонанс среди общественности, когда речь идет о русском населении в Туркмении.

В середине 1990-х была прекращена трансляция российских каналов. Радио "Маяк" прекратило свое вещание в 2004 году.

С середины 1990-х начали закрывать русские школы. Сегодня в стране существует единственная русская школа имени Пушкина в Ашхабаде. Несколько русских классов остались в больших городах, но их количество продолжает уменьшаться.

Чтобы поступить в вузы страны, абитуриентов проверяют на знание "Рухнамы", духовного руководства туркменов, написанного самим Туркменбаши. Отец всех туркмен призывал трижды прочесть книгу, чтобы попасть в рай.

До недавнего времени дипломы иностранных вузов, в том числе и российских, не признавались. Это служило дополнительным поводом для увольнения русских, или представителей других национальностей, получивших образование за пределами Туркмении, в том числе еще в братских тогда советских республиках.

Единственный Русский театр - Русский драматический театр им. А.С. Пушкина - постоянно находится под давлением со стороны властей. В 2004 г. старейшее здание театра было снесено. Театр переселился в бывший клуб шелкомотальной фабрики.

Театр пользуется популярностью среди русскоязычного населения и даже самих туркмен. В отличие от некоторых других стран региона, в Туркмении многие русские осведомлены о существовании русского театра, и регулярно его посещают.

Но театру приходится бороться с рядом проблем. В актерском коллективе русских остается все меньше, а репертуар театра заполняют представления, поставленные по сюжетам из "Рухнамы".

Насаждение идеологии, основанной на "Рухнаме", которая возвеличивает только туркмен, зачастую происходит за счет уменьшения влияния других этнических групп.

"Из-за агрессивного продвижения туркменской культуры, русским сложно поддерживать свою культуру. Например, на работе их заставляют одеваться как туркмены", - говорит Фируза.

Столица Туркмении отличается большим количеством культурных мероприятий, которые привлекают и русское население.

"У нас постоянно проводят концерты классической музыки, куда я хожу хотя бы два раза в месяц", - говорит Фарангиз, туркменка из Ашхабада.

Тем не менее, возможности поддержания любой не туркменской, причем не только русской, культуры ограничены.

В стране издается единственная газета на русском языке "Нейтральный Туркменистан". Российские газеты и журналы завозятся в страну челноками, в обычных киосках их не продают.

Все четыре телеканала страны вещают на туркменском, хотя и включают краткие программы и новостные обзоры на русском языке.

В крупных городах, большинство населения пользуется спутниковыми антеннами, чтобы смотреть российские каналы.

Книги на русском языке практически невозможно найти в продаже. Многие просто перечитывают книги из своей старой домашней библиотеки, сохранившейся еще с советских времен.

ТУРКМЕНИЯ ПОСЛЕ НИЯЗОВА

После смерти Туркменбаши и с приходом нового президента, в стране начались положительные изменения. Отношения с Россией, отмеченные новыми контрактами о поставке газа и строительства трубопроводов, приобрели более активную форму.

Эти изменения влияют и на жизнь русского населения.

В первую очередь, они касаются образования. Новое руководство страны начало предпринимать меры по ликвидации нехватки кадров во всех сферах - результат губительной образовательной политики Туркменбаши.

В июле министерство образования Туркмении объявило набор студентов в российские вузы, в основном, связанные со стратегической нефтегазовой отраслью. Такой шаг фактически отменяет решение о непризнании дипломов иностранных вузов, что, в свою очередь, позволяет русским в стране найти работу по своей специальности.

В том же месяце были отменены ограничения на передвижение внутри страны. Эти меры, вместе с планами по привлечению туристов и строительству курортной зоны, могут способствовать упрощению процедуры въезда и выезда из страны.

В результате, русские Туркмении смогут чаще ездить в Россию, а россияне - в Туркмению.



«На учебу или работу – неважно, важно оттуда уехать!» – так скажут вам многие молодые туркменистанцы, которые правдами и неправдами оказались за пределами родины.

Наша героиня, назовем ее Марал, в 2008 окончила среднею школу в одном из поселков Лебапского велаята. Начиналась взрослая жизнь. Семья жила не богато, поступить в вуз или даже училище денег не было. Работать хочется, но где? Ехать в Турцию? Отзывы побывавших там далеко не всегда положительные.

Четыре года Марал не могла найти работу, но потом ей повезло. Через знакомых в Ашхабаде нашла работу официантки в одном из кафе. Да работа не легкая, но главное что она есть. Однако Марал проработала всего два месяца и тут начинаются проблемы.

20-го ноября 2012 года вечером в кафе пришли пять посетителей. Поведение их было странное. Присели за столик, и буквально через 15 минут начали махать своими корочками. Приехала спецмашина 02. Закрыли вход в кафе и начали всех девушек и женщин сажать в эту машину. Никто ничего не понимал, владелец кафе что-то хотел объяснить этим людям, но его никто не слушал. Задержанных девушек и женщин привезли в отделение полиции Азатлыкского этрапа столицы и препроводили за решетку. У задержанных была паника, никто ничего не понимал, кто-то плакал, кто-то ссорился с сотрудниками полиции. Через два часа люди поняли за что их задержали. Это был обычный рейд на нелегально находящихся в Ашхабаде.

Среди задержанных были местные, и так как за ними приехали мужья, отцы или братья их отпустили. Тех, кто не был прописан в Ашхабаде, оставили ночевать в холодных, грязных камерах. Ведь за ними никто не приедет. У хозяина кафе нет ни времени, ни желания «вытаскивать» своих работниц, ему легче принять на работу новых официантов.

Время шло. На возмущение задержанных никто не реагировал. Позвонить не разрешали. Только через 1,5 сутки дали воды и кусок хлеба.

А за что их задержали? В чем причина временного ареста? На эти вопросы никто не отвечал. Был только один ответ: «Нелегально (т.е. без прописки) находились в столице». А столица что – это отдельное государство, надо получать визу?

После трех дней, когда за ними никто не приехал, сотрудники полиции поняли, что с них нечего взять. Всех, в сопровождении конвоя, посадили на поезд Ашхабад – Атамурат и отправили по месту прописки. Когда девушки приехали домой им не давали покоя и дома. Каждый день вызывали в местное отделение полиции. Хотели поставить на учет, ссылаясь на приказ из Ашхабада.

В своем городе или поселке каждый имеет знакомых, через которых можно решить возникшие проблемы. Так и закрыли вопрос с полицией.

В конце концов, не найдя себя в Туркменистане Марал уехала в Турцию, где сейчас работает, находясь на нелегальном положении. «Уж лучше быть нелегалом на чужбине, чем нелегалом у себя на родине» – считает Марал. И тысячи других молодых туркменистанцев, которые не смогли найти работу или поступить в учебные заведения в Туркменистане, с ней согласны.

Вконтакте

Похожие публикации