Сочинение: Размышления о дружбе и любви по роману Михаила Булгакова Мастер и Маргарита. Сочинение на тему Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)

(1 вариант)

Человек - сложная натура. Он ходит, говорит, питается. И есть еще много, много всего, что он может делать. Человек - совершенное творение природы; она дала ему то, что считала нужным. Она дала ему право владеть собой. Но как часто человек переступает эту черту владения. Человек пользуется природными дарами, забывая, что сам является подарком миру, в котором живет, что окружающее его так же, как и он сам, сотворено одной рукой - природой.

Человек совершает различные поступки, хорошие и плохие, переживает в себе различные душевные состояния. Он чувствует, ощущает. Он возомнил себя царем природы, забывая, что человек занимает всего лишь ступеньку в лестнице природных творений.

А почему человек решил, что он хозяин мира? У него есть руки, чтобы что-то делать; ноги, чтобы ходить, и, наконец, голова, которой он думает. И считает, что этого достаточно. Но часто человек с «думающей» головой забывает, что, кроме всего этого, у него должна быть душа; а у некоторых «людей» хотя бы элементарное понятие о совести, чести, сострадании.

Человек должен любить; мир держится на любви, дружбе, Человеке, наконец. Вспомните булгаковскую Маргариту: она живет только для любимого, ради своей любви она согласна и способна на самые опрометчивые поступки. До встречи с Мастером она была готова покончить с собой. Встретив его, она обретает смысл жизни; понимает, для кого жила и кого ждала всю свою жизнь. Она уходит от обеспеченной жизни, от любящего ее мужа; она бросает все ради человека, которого любит.

А сколько в нашей жизни таких Маргарит? Они существуют, живут. И будут жить, пока на земле есть любовь, люди, пока существует мир. Человек рожден, чтобы жить; жизнь дана, чтобы любить, чтобы быть Человеком.

Если спросить у людей: кто такой душевный человек? - многие скажут, что это человек, у которого есть душа; другие, что человек с такими качествами, как доброта, искренность, правдивость. Правы, конечно, и те и другие. Но лишь немногие добавят, что душевный человек - это еще и любящий; любящий все, что существует на нашей земле.

Каждый любящий человек - душевный; он готов любить всех и все, радоваться всему. С рождением любви в человеке просыпается душа. А что такое душа? Точного определения ей не дашь. Но я думаю, что это все то хорошее, что есть в человеке. Любовь, доброта, милосердие. Любовь либо пробуждает душу, либо сама рождается в ней. И никто не знает, когда это происходит. Она «выскочила ниоткуда», считает Мастер.

Маргарита, всего лишь посмотрев на Мастера, решила, что именно его ждала всю свою жизнь. Все знают и в то же время не знают, что такое любовь. Но каждый, кто ее пережил, кто до сих пор еще любит, скажет: «Любовь - это хорошо, любовь - это прекрасно!» И они будут правы, ведь без любви не будет души, без души - Человека.

И вот человек выходит в мир, живет в нем, соприкасается с ним. Везде на своем пути он встречает людей; многим он нравится, многим не очень. Многие становятся знакомыми; затем многие из этих знакомых становятся друзьями. Потом, может быть, кто-то из знакомых и друзей становится любимым. Все в человеке связано: знакомство - дружба - любовь.

Человек не знает, что с ним произойдет в следующий момент. Не знает своей жизни наперед, не знает, как поступит в той или иной ситуации. Мы ходим по улицам, не замечая друг друга, а может быть, уже завтра или через несколько дней, месяцев, лет какой-нибудь прохожий станет знакомым, потом, может быть, другом. Точно так же мы живем, видя в людях одни недостатки, не замечаем того хорошего, что в них есть. Люди привыкли материальные блага ценить выше душевных; души испорчены материальным вопросом. Мастер и Маргарита не испорчены этим вопросом. В это трудное время они смогли найти, встретить друг друга, полюбить. Но счастье, простое, доброе счастье, на этом свете, в этом мире найти не смогли.

Неужели люди для того, чтобы быть счастливыми, должны умереть? Почему они не могут найти счастье здесь, на земле? Ответы на эти вопросы нужно искать в нас самих. И нужен ответ не одного человека, а многих, многих и многих. Так что же такое дружба и любовь? Точного ответа нет, его никто не знает. Но каждый это переживет; у каждого из людей когда-то, когда-нибудь будет любимый человек, будут друзья, знакомые. И завтра или через года люди найдут ответ.

Так давайте наслаждаться дружбой, пока она есть; любить, пока существует любовь, и жить, пока живется. Разбудите свои души, возродите любовь в своих сердцах, станьте душевнее; станьте Человеком! И от этого жить легче будет не только другим, но и вам!

(2 вариант)

С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, будут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала настоящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь между родителями и ребенком, между родственниками, между мужчиной и женщиной, а также любовь к вещам.

Человек очень часто неискренен по отношению к себе и окружающим его людям. Жизнь учит нас притворяться с самого детства. Иногда нам приходится делать то, чего не хочется, говорить то, о чем не думаешь на самом деле. В конце концов наступает такой момент, когда хочется все бросить, убежать ото всех и остаться одной.

Часто в такие моменты помогают книги. А когда находишь такую книгу, которая нужна тебе именно сейчас, она становится самой любимой. Такой книгой стал для меня роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Не каждый писатель может подарить себя читателю целиком, так как это делает Булгаков. В роман «Мастер и Маргарита» он вложил всю свою душу и весь свой талант. Взяв эту книгу в руки, не хочется с ней расставаться, хочется поселиться в ней вместе с ее героями: прекрасной Маргаритой, Мастером, озорным Бегемотом и даже со страшным и таинственным, умным и всемогущим Воландом.

Все, о чем пишет Булгаков, больше похоже на сказку, в которой все хорошо кончается, но некоторые образы он берет из настоящей жизни. Например, Маргарита, прототипом образа которой является его жена. А прототипом Мастера, наверное, был он сам (Булгаков). Может быть, и отношения между Булгаковым и его женой были похожи на отношения Мастера с Маргаритой. И значит, между ними была настоящая любовь и настоящая дружба.

Я уже говорила о том, что не встречала настоящих друзей. Я вообще не верю в настоящую, вечную дружбу, потому что близкий друг рано или поздно предает, а если не предает, то уходит, исчезает из твоей жизни. Что касается любви, то даже самое святое - любовь между родителями и ребенком - непостоянно. Сколько детей, оставленных родителями в детских домах, сколько их, живущих в семьях с неродными мамой или папой. Зачастую родители не принимают во внимание чувства ребенка, когда расстаются между собой. Как говорит одна моя знакомая, папа может быть первый, и второй, и третий. Но невольно напрашивается вопрос: сможет ли ребенок принять каждого из них, полюбить, а потом забыть? Взрослые сами учат детей лгать и притворяться, зачастую они нехотя передают своим детям свои «знания».

Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то я думаю, что даже Булгаков не до конца верит в настоящую любовь на земле. Именно поэтому он переместил Мастера и Маргариту в иной мир, в тот, где они смогут любить друг друга вечно, где все создано для них: дом, в котором они живут, люди, которых им приятно видеть. В нашем мире это невозможно, невозможно иметь все сразу и поэтому невозможно быть счастливым до конца.

Вот что можно сказать о любви к вещам: счастлив тот человек, который любит и может создавать красивые, необыкновенные вещи, но несчастен тот, для которого эти вещи являются воспоминанием о чем-то прошедшем, любимом. Так Мастер был несчастен, когда потерял Маргариту, и черная шапочка, связанная ее руками, приносила ему невыносимую душевную боль. Вообще ужасно, когда от счастья остаются только лишь вещи, напоминающие о нем. И вообще, когда жизнь теряет смысл.

Этими своими размышлениями я не хотела бы сказать, что человеческая жизнь абсолютно бессмысленна и ничтожна, а совсем наоборот. Каждый из нас должен искать себя в этой жизни, искать то, ради чего или ради кого вообще стоило бы жить.

(3 вариант)

Темы любви и дружбы очень тесно связаны и перекликаются между собой. Ведь если разобраться, то понятия дружбы и любви заключают в себе много общего. Как мне кажется, дружба - это то чувство или даже душевное состояние, которое объединяет людей и делает их одним целым. В горе и в радости настоящий друг рядом, он никогда не оставит в беде и протянет руку. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков показал большое и светлое чувство - Любовь. Любовь главных героев полна взаимопонимания, в критические моменты жизни Маргарита была для Мастера прежде всего другом. Другом, который не предаст и не отвернется. Счастлив тот человек, который нашел настоящую дружбу и любовь, но еще более счастлив тот, кто нашел дружбу в любви, Я покажу вам такую любовь.

Герои романа прошли через многое, вытерпели и выстрадали, но смогли уберечь единственно дорогое и ценное - свою любовь, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». До встречи друг с другом жизнь Мастера и Маргариты текла однообразно, каждый из них жил своей жизнью. Но общее у них - это история одиночества. Одинокие и ищущие Мастер и Маргарита нашли друг друга. Впервые увидев Маргариту, Мастер не мог пройти мимо, так как «всю жизнь любил именно эту женщину!». Желтые цветы в руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые, как бы тревожное предзнаменование. Они предупреждение того, что отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми и гладкими. Мастеру не понравились желтые цветы, он любил розы, которые можно считать символом любви. Мастер - философ, олицетворяет в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита - любовь. Любовь и творчество создают гармонию в жизни. Мастер пишет роман, Маргарита - единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным, единственным читателем стала Маргарита, по достоинству оценивая его труд. Душевная болезнь ломает Мастера, но его опорой остается Маргарита, единственный и верный друг. Мастер в порыве отчаяния жжет роман, но «рукописи не горят». Маргарита остается одна, мучаясь и страдая без любимого. Она бережно хранит уцелевшие от огня листы, храня надежду о возвращении Мастера.

Маргарита настолько безгранично любит, что готова на все, только бы еще раз увидеть дорогого ей человека. Она согласилась на предложение Азазелло встретиться с Воландом, не упустила шанс вернуть Мастера. Полет Маргариты, шабаш и бал у Сатаны - испытания, которым подверг Маргариту Воланд. Нет преград для настоящей любви! Она достойно перенесла их, а награда - Мастер и Маргарита вместе. Любовь Мастера и Маргариты - неземная любовь, им не дали любить на земле, Воланд забирает влюбленных в вечность. Мастер и Маргарита всегда будут вместе, а их вечная, непроходящая любовь стала идеалом для многих людей, живущих на земле.

Поэты, писатели во все времена посвящали свои произведения прекрасному чувству Любви, но Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» раскрыл понятие любви по-особенному. Любовь, которую показал Булгаков, всеобъемлющая.

Булгаковская любовь вечна…

С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, будут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала настоящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь между родителями и ребенком, между родственниками, между мужчиной и женщиной, а также любовь к вещам.

Человек очень часто неискренен по отношению к себе и окружающим его людям. Жизнь учит нас притворяться с самого детства. Иногда нам приходится делать то, чего не хочется, говорить то, о чем не думаешь на самом деле. В конце концов наступает такой момент, когда хочется все бросить, убежать ото всех и остаться одной.

Часто в такие моменты помогают книги. А когда находишь такую книгу, которая нужна тебе именно сейчас, она становится самой любимой. Такой книгой стал для меня роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Не каждый писатель может подарить себя читателю целиком, так как это делает Булгаков. В роман «Мастер и Маргарита» он вложил всю свою душу и весь свой талант. Взяв эту книгу в руки, не хочется с ней расставаться, хочется поселиться в ней вместе с ее героями: прекрасной Маргаритой, Мастером, озорным Бегемотом и даже со страшным и таинственным, умным и всемогущим Воландом.

Все, о чем пишет Булгаков, больше похоже на сказку, в которой все хорошо кончается, но некоторые образы он берет из настоящей жизни. Например, Маргарита, прототипом образа которой является его жена. А прототипом Мастера, наверное, был он сам (Булгаков). Может быть, и отношения между Булгаковым и его женой были похожи на отношения Мастера с Маргаритой. И значит, между ними была настоящая любовь и настоящая дружба.

Я уже говорила о том, что не встречала настоящих друзей. Я вообще не верю в настоящую, вечную дружбу, потому что близкий друг рано или поздно предает, а если не предает, то уходит, исчезает из твоей жизни.

Что касается любви, то даже самое святое - любовь между родителями и ребенком - непостоянно. Сколько детей, оставленных родителями в детских домах, сколько их, живущих в семьях с неродными мамой или папой. Зачастую родители не принимают во внимание чувства ребенка, когда расстаются между собой. Как говорит одна моя знакомая, папа может быть первый, и второй, и третий. Но невольно напрашивается вопрос: сможет ли ребенок принять каждого из них, полюбить, а потом забыть? Взрослые сами учат детей лгать и притворяться, зачастую они нехотя передают своим детям свои «знания».

Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то я думаю, что даже Булгаков не до конца верит в настоящую любовь на земле. Именно поэтому он переместил Мастера и Маргариту в иной мир, в тот, где они смогут любить друг друга вечно, где все создано для них: дом, в котором они живут, люди, которых им приятно видеть. В нашем мире это невозможно, невозможно иметь все сразу и поэтому невозможно быть счастливым до конца.

Вот что можно сказать о любви к вещам: счастлив тот человек, который любит и может создавать красивые, необыкновенные вещи, но несчастен тот, для которого эти вещи являются воспоминанием о чем-то прошедшем, любимом. Так Мастер был несчастен, когда потерял Маргариту, и черная шапочка, связанная ее руками, приносила ему невыносимую душевную боль. Вообще ужасно, когда от счастья остаются только лишь вещи, напоминающие о нем. И вообще, когда жизнь теряет смысл.

Этими своими размышлениями я не хотела бы сказать, что человеческая жизнь абсолютно бессмысленна и ничтожна, а совсем наоборот.

Каждый из нас должен искать себя в этой жизни, искать то, ради чего или ради кого вообще стоило бы жить.


Сочинение.

Тема власти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Впервые я прочитала роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», когда мне было двенадцать лет. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде. Но человек в течение всей своей жизни идет вверх по духовной лестнице, и поэтому, прочитав роман внимательнее четыре года спустя, задумываясь над каждым словом, я поняла, что в этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими.

Первые ассоциации со словом «власть», возникающие у меня, — это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия. То есть власть для меня — это, прежде всего, власть в обществе. В «Мастере и Маргарите» теме социальной власти посвящены четыре главы о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Эта тема, по всей видимости, очень сильно волновала Булгакова. Он видел произвол режима, установившегося в стране после событий 1917 года. На примере из истории он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми» и что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести «великие» слова в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несогласии со словами красноречивого арестанта. И тут же доказывает, что Га-Ноцри прав в своей оценке существующей власти: обрекая на мучительную смерть невиновного, Пилат совершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином, спас от гибели великана Марка Крысобоя, он помнил былые бои. Теперь же, став наместником Рима, он боится освободить от наказания человека, неповинного в преступлении.

Персонажи же московских сцен «Мастера и Маргариты», в отличие от Пилата, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитных гражданской и первой мировой войн их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они не вольны в жизни и смерти граждан, как может разлучить с жизнью кого угодно из своих подчиненных игемон. Но довести до нищеты и моральной гибели неугодных вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев, будучи директором театра «Варьете», наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой.

Но нельзя забывать о том, что власть бывает не только государственной. В своем последнем и главном романе Булгаков уделяет много внимания власти сверхъестественного. Конечно, очевидна огромная сила Дьявола. И первым событием, доказывающим ее, является внезапная и предсказанная «иностранцем» смерть Берлиоза, затем сходит с ума Иванушка Бездомный, «улетает» в Ялту Степа Лиходеев и так далее (нужно заметить, что Воланд наказывает москвичей только по справедливости). Но кульминацией волшебства сатаны является бал полнолуния, на котором произошло убийство шпиона барона Майгеля. Получается, что булгаковский черт наказывает настоящее зло и как бы пытается помочь людям обрести Бога, в отличие от персон, обладающих некоторой властью над обществом. Например, Берлиоз, способный, образованный человек, который должен направлять своего молодого подчиненного Ивана на правильную дорогу, на самом деле, использует свое влияние на него, чтобы максимально увести его от Бога.

Очень интересной мне показалась одна деталь в романе: Воланд явно не враг Иешуа, он, скорее, его помощник. Если внимательно читать «Мастера и Маргариту», можно обнаружить, что Дьявол, обладая властью над Землей, не в силах решать, когда обрываться человеческой жизни. И последнее слово в решении судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему. Да и Пилату приносит свободу отнюдь не крик Маргариты, а заступничество того, с кем он так отчаянно хочет поговорить, то есть Иешуа.

Мне кажется, очень тесно связаны такие понятия, как «Бог» и «Любовь», поскольку Бог начинается с Любви, а Любовь — божественная сила. Тема любви у Булгакова раскрывается с новой стороны. Она неотделима от страданий. Писатель в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. И «кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

Итак, мы видим, что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков, он также подчеркивает и могущество страха над человеком. Мы понимаем это на примере Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение, разрушить свою карьеру, и только поэтому идет на убийство мирного философа, после которого его мучает совесть и будет мучить еще «двенадцать тысяч лун». Совесть, кстати тоже обладает огромной властью над человеком: ведь не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь, ночью «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого бездумного мечтателя и врача!»

Опираясь на вышеизложенное, я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа «Мастер и Маргарита». О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Кроме того, если принять во внимание то, что четыре главы из тридцати двух (по-моему это немало) посвящены лишь одному виду власти (власти над обществом), а также то, что власть, по Булгакову, воздействует на все сферы жизни человека и проявляется в различных формах, то можно с полной уверенностью говорить о важности темы моего сочинения в идейном содержании итогового романа Михаила Афанасьевича Булгакова.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ

(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Человек - сложная натура. Он ходит, говорит, питается. И есть еще много, много всего, что он может делать.

Человек - совершенное творение природы; она дала ему то, что считала нужным. Она дала ему право владеть собой. Но как часто человек переступает эту черту владения. Человек пользуется при­родными дарами, забывая, что сам является подарком миру, в ко­тором живет, что окружающее его так же, как и он сам, сотворено одной рукой - природой.

Человек совершает различные поступки, хорошие и плохие, пе­реживает в себе различные душевные состояния. Он чувствует, ощущает. Он возомнил себя царем природы, забывая, что человек занимает всего лишь ступеньку в лестнице природных творений.

А почему человек решил, что он хозяин мира? У него есть руки, чтобы что-то делать; ноги, чтобы ходить, и, наконец, голова, кото­рой он думает. И считает, что этого достаточно. Но часто человек с «думающей» головой забывает, что, кроме всего этого, у него долж­на быть душа; а у некоторых «людей» хотя бы элементарное поня­тие о совести, чести, сострадании.

Человек должен любить; мир держится на любви, дружбе, Че­ловеке, наконец. Вспомните булгаковскую Маргариту: она живет только для любимого, ради своей любви она согласна и способна на самые опрометчивые поступки. До встречи с Мастером она была го­това покончить с собой. Встретив его, она обретает смысл жизни; понимает, для кого жила и кого ждала всю свою жизнь. Она ухо­дит от обеспеченной жизни, от любящего ее мужа; она бросает все ради человека, которого любит.

А сколько в нашей жизни таких Маргарит? Они существуют, живут. И будут жить, пока на земле есть любовь, люди, пока суще­ствует мир.

Человек рожден, чтобы жить; жизнь дана, чтобы любить, чтобы быть Человеком.

Если спросить у людей: кто такой душевный человек? - многие скажут, что это человек, у которого есть душа; другие, что человек с такими качествами, как доброта, искренность, правдивость. Пра­вы, конечно, и те и другие. Но лишь немногие добавят, что душев­ный человек - это еще и любящий; любящий все, что существует на нашей земле.

Каждый любящий человек - душевный; он готов любить всех и все, радоваться всему. С рождением любви в человеке просыпается душа.

А что такое душа? Точного определения ей не дашь. Но я ду­маю, что это все то хорошее, что есть в человеке. Любовь, доброта, милосердие.

Любовь либо пробуждает душу, либо сама рождается в ней. И никто не знает, когда это происходит. Она «выскочила ниоткуда», считает Мастер.

Маргарита, всего лишь посмотрев на Мастера, решила, что имен­но его ждала всю свою жизнь. Все знают и в то же время не знают, что такое любовь. Но каждый, кто ее пережил, кто до сих пор еще любит, скажет: «Любовь - это хорошо, любовь - это прекрасно!» И они бу­дут правы, ведь без любви не будет души, без души - Человека.

И вот человек выходит в мир, живет в нем, соприкасается с ним. Везде на своем пути он встречает людей; многим он нравится, многим не очень. Многие становятся знакомыми; затем многие из этих знакомых становятся друзьями. Потом, может быть, кто-то из


знакомых и друзей становится любимым. Все в человеке связано: знакомство - дружба - любовь.

Человек не знает, что с ним произойдет в следующий момент. Не знает своей жизни наперед, не знает, как поступит в той или иной ситуации.

Мы ходим по улицам, не замечая друг друга, а может быть, уже завтра или через несколько дней, месяцев, лет какой-нибудь прохо­жий станет знакомым, потом, может быть, другом. Точно так же мы живем, видя в людях одни недостатки, не замечаем того хоро­шего, что в них есть. Люди привыкли материальные блага ценить выше душевных; души испорчены материальным вопросом. Мастер и Маргарита не испорчены этим вопросом. В это трудное время они смогли найти, встретить друг друга, полюбить. Но счастье, простое, доброе счастье, на этом свете, в этом мире найти не смогли.

Неужели люди для того, чтобы быть счастливыми, должны уме­реть? Почему они не могут найти счастье здесь, на земле? Ответы на эти вопросы нужно искать в нас самих. И нужен ответ не одного человека, а многих, многих и многих.

Так что же такое дружба и любовь? Точного ответа нет, его ни­кто не знает. Но каждый это переживет; у каждого из людей когда-то, когда-нибудь будет любимый человек, будут друзья, знакомые. И завтра или через года люди найдут ответ.

Так давайте наслаждаться дружбой, пока она есть; любить, по­ка существует любовь, и жить, пока живется.

Разбудите свои души, возродите любовь в своих сердцах, стань­те душевнее; станьте Человеком! И от этого жить легче будет не только другим, но и вам!

С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, бу­дут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала насто­ящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь меж­ду родителями и ребенком, между родственниками, между мужчи­ной и женщиной, а также любовь к вещам.

Человек очень часто неискренен по отношению к себе и окру­жающим его людям. Жизнь учит нас притворяться с самого детст­ва. Иногда нам приходится делать то, чего не хочется, говорить то, о чем не думаешь на самом деле. В конце концов наступает такой — момент, когда хочется все бросить, убежать ото всех и остаться од­ной.

Часто в такие моменты помогают книги. А когда находишь та­кую книгу, которая нужна тебе именно сейчас, она становится са­мой любимой. Такой книгой стал для меня роман а «Мас­тер и Маргарита». Не каждый писатель может подарить себя чита­телю целиком, так как это делает . В роман «Мастер и Маргарита» он вложил всю свою душу и весь свой талант. Взяв эту книгу в руки, не хочется с ней расставаться, хочется поселиться в ней вместе с ее героями: прекрасной Маргаритой, Мастером, озор-

ным Бегемотом и даже со страшным и таинственным, умным и все­могущим Воландом.

Все, о чем пишет , больше похоже на сказку, в которой асе хорошо кончается, но некоторые образы он берет из настоящей жизни. Например, Маргарита, прототипом образа которой является его жена. А прототипом Мастера, наверное, был он сам (). Может быть, и отношения между ым и его женой были похожи на отношения Мастера с Маргаритой. И значит, между ни­ми была настоящая любовь и настоящая дружба.

Я уже говорила о том, что не встречала настоящих друзей. Я во­обще не верю в настоящую, вечную дружбу, потому что близкий друг рано или поздно предает, а если не предает, то уходит, исчеза­ет из твоей жизни.

Что касается любви, то даже самое святое - любовь между ро­дителями и ребенком - непостоянно. Сколько детей, оставленных родителями в детских домах, сколько их, живущих в семьях с не­родными мамой или папой. Зачастую родители не принимают во внимание чувства ребенка, когда расстаются между собой. Как го­ворит одна моя знакомая, папа может быть первый, и второй, и третий. Но невольно напрашивается вопрос: сможет ли ребенок принять каждого из них, полюбить, а потом забыть? Взрослые са­ми учат детей лгать и притворяться, зачастую они нехотя передают своим детям свои «знания*.

Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то я ду­маю, что даже не до конца верит в настоящую любовь на земле. Именно поэтому он переместил Мастера и Маргариту в иной мир, в тот, где они смогут любить друг друга вечно, где все создано для них: дом, в котором они живут, люди, которых им приятно ви­деть. В нашем мире это невозможно, невозможно иметь все сразу и поэтому невозможно быть счастливым до конца.

Вот что можно сказать о любви к вещам: счастлив тот человек, который любит и может создавать красивые, необыкновенные ве­щи, но несчастен тот, для которого эти вещи являются воспомина­нием о чем-то прошедшем, любимом. Так Мастер был несчастен, когда потерял Маргариту, и черная шапочка, связанная ее руками, приносила ему невыносимую душевную боль. Вообще ужасно, ког­да от счастья остаются только лишь вещи, напоминающие о нем. И вообще, когда жизнь теряет смысл.

Этими своими размышлениями я не хотела бы сказать, что че­ловеческая жизнь абсолютно бессмысленна и ничтожна, а совсем наоборот.

Каждый из нас должен искать себя в этой жизни, искать то, ра­ди чего или ради кого вообще стоило бы жить.

Похожие публикации