Уход за новорожденным. Здоровый новорождённый

1. Педиатрии – как науки о здоровом и больном
ребенке
2. Периоды детского
возраста.
3. Оценка общего состояния. Оценка состояния
новорожденного по В.Апгар
4. Особенности клинического обследования
новорожденного
- Рефлексы новорожденных
- Транзиторные состояния новорожденных
5 Уход за новорожденным

Пропедевтическая педиатрия. Новорожденный ребенок.

Добро пожаловать!
Я вас приветствую!

Место педиатрии – как науки о здоровом и
больном ребенке
Антропология
Детство
Медицина

Область изучения пропедевтики детских болезней

Оценка физического, психического и
социального развития.
Анатомо-физиологические особенности
органов и систем у ребенка. Методика
клинического исследования. Семиотика
важнейших симптомов в педиатрии.
Вскармливание детей.
Организация ухода и воспитания детей.
Оказания доврачебной помощи при
неотложных состояниях.

Ребенок – не уменьшенная копия взрослого!

Практическому врачу, наряду с
изучением индивидуальных
особенностей ребенка, важно
выработать дифференцированный
подход к детям в зависимости от их
возраста. Хотя рост и развитие детей
представляют собой непрерывный
процесс, каждый ребенок проходит
через определенные, общие для всех
детей этапы или периоды развития.

Периоды детского
возраста

От момента зарождения и до взрослого
состояния можно выделить два
важнейших этапа индивидуальной жизни
человека: внутриутробный и
внеутробный.

10.

Внутриутробный период развития
Период эмбриогенеза – начинается с 1-го
дня от зачатия и продолжается 9 недель
беременности. В это время совершается
основной органогенез и образуются
амнион и хорион.
Период фетогенеза – начинается с 9 недели
и заканчивается примерно на 40-й неделе
беременности. В этот период идет
дифференцировка и созревание тканей
плода, созревание и последующее
старение плаценты.

11.

Рождение ребенка в сроке беременности
22 - 38 недель расценивается как
преждевременные роды и, если ребенок
проявляет признаки жизни,
недоношенность.
Дети родившиеся на 42 неделе
беременности и позже классифицируются
как переношенные.

12.

В первые 16 недель беременности рост и
развитие плода идет исключительно за счет
увеличения числа клеток (фаза клеточной
гиперплазии).
В последующие 16 недель, т. е. с 17 по 32
неделю беременности количество образующихся
новых клеток начинает постепенно уменьшаться.
Постепенно набирает силу процесс увеличения
размеров клеток (клеточная гипертрофия). Эту
фазу в развитии и росте плода называют фазой
сочетания гиперплазии и гипертрофии клеток.
С 33 по 40 неделю беременности в развитии
плода доминируют процессы гипертрофии
клеток, а интенсивность роста числа клеток резко
снижается. Эта фаза в развитии плода
называется фазой клеточной гипертрофии.

13.

В настоящее время принято выделять критические периоды
беременности, когда эмбрион и плод особенно чувствительны
к воздействию неблагоприятных факторов.
Первый критический период – время имплантации
оплодотворенного яйца в слизистую оболочку матки.
Неблагоприятное течение этого периода ведет к спонтанному
аборту.
Второй критический период – время плацентации.
Начинается на 3 неделе беременности, когда происходит
васкуляризация ворсин хориона, затем образуется сосудистая
сеть, устанавливается плацентарное кровообращение плода,
идет рост плаценты. Заканчивается период плацентации на
11-12 неделе беременности.
Третий критический период – время системогенеза, когда
идет формирование внутренних органов эмбриона и плода,
значительно различающиеся по срокам.

14. Перинатальный период развития – с 22 недели беременности, роды и первые 7 дней жизни ребенка

Показатель смертности новорожденных
(соотношение детей родившихся живыми с массой
тела более 500 г) к числу умерших в течение 1-го
месяца жизни) тесно связан с течением этого
периода.

15.

Роды –
педиатрическая
точка зрения

16.

Как и многие тысячелетия назад роды
происходят весьма агрессивным способом,
что обусловливает травматическую пандеми
у новорожденных

17.

Летальное внутричерепное кровоизлияние
в родах

18. Абдоминальные (операционные) роды

19. Постнеонатальный период -детство

Постнеонатальный период детство
Внеутробный период развития детей охватывает
время от момента рождения ребенка до состояния
взрослости. Он делится на следующие периоды:
1) период новорожденности (неонатальный) 28 дней,
который в свою очередь подразделяется на:
- ранний неонатальный – 7 дней,
- поздний неонатальный – с 7- го по 28 - й.
2) период вскармливания грудью - грудной – до 1 года;
3) преддошкольный период (ясельный) – от 1 до 3 лет;
4) дошкольный период – 4 – 6 (7) лет.
Примечание: Преддошкольный и дошкольный периоды
иногда объединяют в период молочных зубов.
5) период младшего школьного возраста (отрочества) –
7 – 11 лет;
6) период старшего школьного возраста (полового
созревания) – 12 – 18(21) лет.

20.

Оценка общего состояния
ребенка

21.

При оценке общего состояния ребенка
используют показатели состояния 4-х
витальных функций организма:
Состояние ЦНС (сознания)
Температура тела
Частота дыхания
Частота сердечных сокращений и
артериальное давление

22. Традиционные клинические оценки общего состояния:

Удовлетворительное
(Нарушения) средней тяжести
Тяжелое
Угрожаемое для жизни

23.

Новорожденный
ребенок

24.


Признаки
ЧСС
ЧДД
0
0
нет
Баллы
1
2
<100/мин
>100/мин
слабый крик громкий крик
Мышечный
тонус
нет
небольшое
сгибание в
конечностях
руки и ноги
согнуты,
приведены к
туловищу
Рефлекторная
возбудимость
Цвет кожи
нет
умеренная
крик, гримаса
синий
Розовый на
туловище,
синий на
конечностях
розовый

25.

Проф. V. Apgar (1903 – 1967)

26.

Оценка по шкале Apgar – 1-я и 5-я минуты жизни
Признаки
ЧСС
ЧДД
0
0
нет
Баллы
1
2
<100/мин
>100/мин
слабый крик громкий крик
Мышечный
тонус
нет
небольшое
сгибание в
конечностях
руки и ноги
согнуты,
приведены к
туловищу
Рефлекторная
возбудимость
Цвет кожи
нет
умеренная
крик, гримаса
синий
Розовый на
туловище,
синий на
конечностях
розовый

27. Асфиксия новорожденного

Экспресс - оценка по шкале Апгар позволяет
диагностировать наиболее опасное
патофизиологическое состояние
новорожденного –
а с ф и к с и ю (сумма баллов менее 8).
Под а с ф и к с и е й понимают отсутствие или
нарушение дыхания при сохранности
сердечных сокращений при рождении.
Возникает асфиксия как следствие
перенесенной внутриутробной гипоксии и
гипоксии в родах в результате
преждевременной отслойки плаценты,
сдавления пуповины, при ее истинных тугих
узлах и др. состояниях.

28.

29.

30.

31.

Многоплодная беременность

32.

Понятие о незрелости плода.
Если ребенок, родившийся доношенным по
сроку гестации или с легкой степенью
недоношенности, а также с соответствующей
сроку внутриутробного развития массой тела,
но имеет морфофункциональные черты
недоношенного ребенка (перечислены выше)
говорят о незрелости ребенка. Незрелость
детей характерна для врожденных
эндокринных заболеваний плода, а также
определяется патологией матери (юные
матери, страдающие заболеваниями почек,
сердца).

33.

34.

Боковая расщелина губы и неба у новорожденного

35.

Двойня XX,47(21+) и
ХХ,46

36.

Врожденная цитомегалия у новорожденного

37.

SSSS

38.

39.

Рефлексы
новорожденных

40.

Оральные рефлексы новорожденного. Сосательный
рефлекс. Это один из основных жизненно важных
рефлексов ребенка. При поднесении к губам ребенка
женской груди, соски, пальца, он начинает активно и
ритмично сосать. Этот рефлекс начинает постепенно
угасать после 1 года. Для недоношенных детей он является
своеобразным показателем развития, ведь не имея его,
ребенок не сможет сосать ни грудь, ни бутылочку.

41.

Спинальные
рефлексы
новорожденного
Угасает рефлекс к 4-5
месяцам жизни

42.

Рефлекс подвешивания (Робинсона). Схватывание
ладонями ребенка настолько сильно, что его можно
поднять. Рефлекс вызывается до 9 месяцев жизни.

43.

Хватательный рефлекс стопы

44.

Рефлекс Бабинского. При проведении по наружной
стороне стопы от пятки к пальцам, ребенок разгибает
большой палец, а 2-5-й пальцы распрямляются веером.
Рефлекс угасает к 2 году жизни.

45.

Рефлекс ползания Бауэра. При укладывании
новорожденного на живот он ползет, если подставить
ладонь к его подошве. Угасает к 3-4 месяцам. Именно по
причине этого рефлекса даже новорожденных нельзя
оставлять без присмотра на пеленальном столе.

46.

Рефлекс опоры и
автоматической ходьбы.
Поднимите ребенка,
держа его подмышки, так
чтобы его ноги коснулись
ровной твердой
поверхности. Он
выпрямит ноги и
обопрется на стопы. При
подаче тела вперед, он
будет производить
шагающие движения.
Рефлекс угасает к 3
месяцу жизни.

47. Позотонические рефлексы

Несимметричный шейный тонический рефлекс.
При повороте головы в сторону плеча, ребенок
выпрямляет руку и ногу со стороны плеча, к
которому повернута голова, а с противоположной
стороны руку и ногу он согнет. Угасает рефлекс к
3 месяцам жизни.

48.

Транзиторные состояния
новорожденных

49. Синдром "только что родившегося ребенка"

Синдром "только что родившегося
ребенка"
Характеризуется кратковременной
обездвиженностью ребенка. За ней следует
глубокий вдох, крик. В течение следующих 56 мин. ребенок активен, зрачки его
расширены, несмотря на яркий свет.
Состояние обусловлено избыточным
выбросом в кровь ребенка катехоламинов,
возникновением первичной реакции коры на
обилие тактильных, гравитационных,
температурных раздражителей.

50. Транзиторная гипервентиляция легких, гаспс, апноэ.

Ребенок после родов должен отдышаться и
расправить участки легких еще находящихся в
спавшемся состоянии. Громкий крик ребенку в этой
ситуации полезен. Возможно формирование так
называемого гаспс-дыхания. Выдох удлинен. Во
время такого дыхания вымывается СО2, поэтому
возможны кратковременные, до 5 сек. периоды
отсутствие дыхания - апноэ. В случаях, когда апноэ
продолжаются до 20 сек. сопровождаются цианозом,
диагностируют патологические апноэ, чреватые
вторичной (то есть не связанной с родами)
асфиксией. Приступы вторичной асфиксии
свойственны детям с кровоизлияниями в мозг, с
пороками легких и внутриутробными пневмониями.

51. Частые транзиторные состояния

Физиологическая потеря массы тела
новорожденными (3-4 сутки 4-10% от
первоначальной, восстановление
примерно к 7 – 10 дню жизни).
Физиологический катар кожи
Физиологический катар кишечника
«Мочекислый инфаркт» почек и др.

52. Физиологическая желтуха.

Возникает не ранее 3 дня жизни и
является почти обязательным
состоянием в периоде
новорожеднности. Почти, потому что
иногда ее маскирует
физиологический катар (или
физиологическая эритема)
новорожденных.
Физиологическая желтуха
обусловлена нарастанием
содержания непрямого билирубина,
от 25-35 ммоль/л при рождении до
100 - 140 ммоль/л в период
максимума - на 3-4 сутки. Именно
поэтому сейчас ее называют
конъюгационной физиологической,
Исчезает желтуха самопроизвольно к
10 - 14 дню.

53.

Половой криз характеризуется:
а) нагрубанием молочных желез
(транзиторная мастопатия
новорожденных независимо от
пола ребенка). Ее характеризуют
симметричность. Появляется на 34 сутки и сохраняется до 1-1,5
месяцев. На высоте мастопатии
возможно истечение молочного
секрета.
б)У девочек нередко возникает
десквамативный вульвовагинит.
Его характеризуют появление
выделений из влагалища (белей)
в) На 5-8 сутки возможно
кровотечение из влагалища,
сходное с менструальным
(меноррагия). Всего может
выделиться 1-2 мл крови. .

54.

Не следует выдавливать
секрет, так как существует
опасность
инфицирования и
возникновения
флегмоны.
Мастит новорожденного

55.

Токсическая эритема у новорожденного

56.

Уход за
новорожденным
Наказ № 152 від
04.04.2005 “Про
затвердження
Протоколу
медичного догляду
за здоровою
новонародженою
дитиною”, МОЗ
України.

57. Отсасывание содержимого полости рта и глотки.

Проводится для предупреждения
глотания или аспирации содержимого и
попадания его в легкие. Это
мероприятие служит средством
профилактики удлинения периода
транзиторной гипервентиляции и
пневмонии. Потом проводится
отсасывание из носовых ходов. После
рождения ребенка туалет дыхательных
путей повторяют по мере надобности.

58. Пересечение пуповины.

Производится между двумя зажимами. Таким образом
ребенок отделяется от матери.
Сроки пересечения пуповины могут быть:
а) о б ы ч н и м и примерно через 1 мин. у здоровых
доношенных детей, обычно сразу же после первого
вдоха. При позднем пережатии пуповины, особенно в
случаях, когда новорожденный ребенок располагается
ниже полости матки, возникает опасность
дополнительной плацентарно-фетальной
гемотрансфузии. Клинически это может проявиться
сгущением крови, появлением цианоза ввиду
повышенной нагрузки на сердца. У детей значительно
дольше продолжается желтуха.
б) пересекают пуповину после прекращения ее
пульсации у детей, рожденных при операции кесарева
сечения.
в) в р а н н и е (сразу же после рождения) сроки
пересекают пуповину при очень низкой массе плода,
при лихорадочных заболеваниях роженицы, при
вероятности гемолитической болезни.

59.

Соблюдение правила «тепловой
цепочки». Влажный новорожденный
очень сильно и быстро охлаждается!
Отделенного от матери младенца кладут в
стерильную, подогретую под лучистым
источником тепла, пеленку. Промакивают
остатки околоплодных вод. Меняют пеленку,
ребенка показывают матери, сообщают его
пол и кладут на грудь матери. Фиксируется
точное время родов (час с минутами).
Надевают идентифицирующие ребенка
браслеты. Через 30 мин. после родов
измеряют температуру тела ребенка в
аксиллярной области.

60. Профилактика гонобленнореи

После проведения контакта
«глаза-в-глаза» и не позже, чем
через 1 час после родов
производят закладывание
глазной 0,5% эритромициновой
или 1% тетрациклиновой мази
однократно.

61.

Невыполненная профилактика гонобленнореи
Новорожденный ребенок родился дома без оказания медицинской
помощи. На 5 сутки после рождения при осмотре у ребенка
припухшие веки, ярко красная конъюнктива, обильное гнойное
отделяемое из глаз.

62. Контакт «кожа-к-коже» продолжают 2 часа с момента родов. Клемма. Вит.К

После завершения контакта
новорожденного перекладывают на
подогретый пеленальный стол и
клеммируют пуповину. Затем
производятся измерения массы, длины
тела и окружности головы ребенка.
Внутримышечно производится инъекция
1 мг витамина К (викасола) для
профилактики геморрагической болезни
новорожденных.

63. Первичный патронаж новорожденного

Производится врачом на дому ребенка
в первые сутки после его выписки из
роддома.

64. Поздравляем: закончилась ваша первая лекция по педиатрии! Кстати…

отработки лекций и индивидуальные
консультации производятся на
второй академической неделе с 15 до
17.30 по понедельникам в кабинете
зав. кафедрой д.м.н., проф. Иванько
Олега Григорьевича.

65.

Периоды детского возраста.
Контрольные вопросы.

66.



1 неделя.
2 недели
8-9 недель.
12 недель.
4 месяца.

67.

Укажите продолжительность периода
эмбрионального развития человека:
1 неделя.
2 недели
8-9 недель
12 недель.
4 месяца.

68.



включительно.
1-9 недели беременности.
1 - 22 недели беременности.

родов.

включительно.

69.

Укажите сроки перинатального периода:
22 неделя беременности - 7 сутки жизни
включительно*.
1-9 недели беременности.
1 - 22 недели беременности.
1-40 недели беременности и начало
родов.
40 неделя беременности - 6 сутки жизни
включительно.

70.

У женщины в сроке 24 недель
беременности произошли

наблюдались микроцефалия,



началось заболевание?
Эмбриональном
Раннем фетальном
Позднем фетальном
Перинатальном.
Неонатальном.

71.

У женщины в сроке 24 недель
беременности произошли
преждевременные роды. У плода
наблюдались микроцефалия,
множественные пороки внутренних
органов, не совместимые с жизнью.В
каком периоде внутриутробного развития
началось заболевание?
Эмбриональном*
Раннем фетальном
Позднем фетальном
Перинатальном.

72.

Оценка состояния ребенка.
Контрольные вопросы.

73.

У ребенка 15 лет отмечается

пульс 110 ударов в минуту,



Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное

74.

У ребенка 15 лет отмечается
учащение дыхания до 35 в минуту,
пульс 110 ударов в минуту,
температура тела 39°С. На вопросы
отвечает медленно, односложно.
Состояние ребенка оценивается как:
Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое*
Крайне тяжелое
Агональное

75.






Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное

76.

Ребенку 1 год. Плачет при осмотре.
Температура тела 36,8°С, частота
дыханий в минуту – 35, пульс-120, АД
90/60 мм.рт.ст. Состояние ребенка
вероятней всего можно оценить как:
Удовлетворительное*
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное

77.

Новорожденный ребенок.
Контрольные вопросы.

78.

Когда оценивается состояние

Апгар:
На 1 и 5 мин. после рождения

В первые сутки – каждый час

часа
При наличии жалоб у матери

79.

Когда оценивается состояние
новорожденного ребенка по шкале
Апгар:
На 1 и 5 мин. после рождения*
На 5 и 10 мин. после рождения
В первые сутки – каждый час
Поминутно на протяжении первого
часа
При наличии жалоб у матери
Пример: Апгар 8/10

80.



10-8 баллов
7-6 баллов
5-4 баллов
3-1 баллов
0 баллов

81.

О тяжелой («синей или белой асфиксии»)
свидетельствует оценка по шкале Апгар:
10-8 баллов
7-6 баллов
5-4 баллов
3-1 баллов*
0 баллов

82.


развивается:
На 2-3 сутки после рождения

На 2 месяце жизни
Все верно
Все не верно

83.

Физиологическая желтуха новорожденных
развивается:
На 2-3 сутки после рождения*
На 39-40 неделе внутриутробного периода
На 2 месяце жизни
Все верно
Все не верно

Период новорожденности связан с возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, изменением энергетического обмена и терморегуляции. С этого периода начинается энтеральное питание ребенка. В период новоржденности адаптационные механизмы легко нарушаются. В этот период развивается гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимодействия эндокринного аппарата матери и ребенка и родовым стрессом. Состояния, отражающие адаптацию ребенка:

1) физиологический катар кожи;

2) физиологическая желтуха;

3) физиологическая потеря веса;

4) мочекислый инфаркт.

В этот период выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью, проявляются родовые повреждения, внутриутробное инфицирование или инфицирование в родах. Могут возникнуть гнойно-септические заболевания, бактериальные и вирусные поражения кишечника и легких. В раннем неонатальном периоде должны быть созданы асептические условия, оптимальная температура окружающей среды, тесный контакт новорожденного с матерью. Поздний неонатальный период охватывает период с 8 по 28-й день. В этот период выявляется задержка нарастания массы тела. Резистентность организма ребенка низкая, полной адаптации еще не произошло.

В этот период также могут выявиться заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного, интранатального и раннего неонатального периодов. Важным критерием благополучия ребенка следует считать оценку динамики массы тела, нервно-психического развития, состояние сна.

В важнейшую характеристику этого этапа входят интенсивное развитие анализаторов, начало развития координационных движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

2. Преимущества женского молока

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, в 3 раза реже болеют кишечными инфекциями, в 1,5 раза – респираторными заболеваниями.

1. В молозиве и в женском молоке содержатся антитела к возбудителям кишечных инфекций – к О-антигену сальмонелл, эшерихий, шигел, энтеровирусам, респираторным инфекциям (таким как грипп, реовирусная инфекция, хламидии, пневмококки), к возбудителям вирусных заболеваний (вирусу полиомиелита, цитомегаловирусам, вирусам эпидемического паротита, герпеса, краснухи), бактериальным инфекциям, вызываемым стафилококками, стрептококками, пневмококками, столбнячному токсину).

2. В молозиве содержатся иммуноглобулины всех классов, особенно YgА (90 %). По мере лактации его содержание уменьшается, но суточное потребление остается высоким (3–4 г). Этот иммуноглобулин выполняет роль первой защиты против инвазии, подавляет адгезию бактерий, нейтрализует вирусы, препятствует аллергизации.

В сутки ребенок получает 100 мг YgМ. Плацента жвачных животных для иммуноглобулинов непроницаема. В молозиве копытных животных содержится преимущественно YgG, а YgА и YgМ – в незначительном количестве.

3. В первые 4 недели лактации в женском молоке присутствует лактоферрин (50-100 мг/л), который активирует фагоцитоз, связывая в кишечнике ионизированное железо, блокирует новообразование бактериальной флоры.

4. В молозиве содержатся компоненты комплемента С3 (30 мг в день) и С4 (около 10 мг/день).

5. В женском молоке содержание лизоцима в 100–300 раз выше, чем в коровьем. Его действие заключается в повреждении оболочки бактерий, стимулировании образования амилазы слюны, повышении кислотности желудка.

6. В женском молоке содержится бифидус-фактор, активность которого в 100 раз выше, чем в коровьем. Этот углевод способствует образованию бифидус-флоры, молочной и уксусной кислот, что препятствует росту стафилококка, сальмонелл, шигелл, эшерихий. При естественном вскармливании соотношение в кишечнике лактобактерий и других микроорганизмов составляет 1000: 1, при искусственном – 10: 1.

7. В женском молоке обнаруживается большое количество жизнеспособных клеток – 0,5–1 млн в 1 мл молока, макрофагов – 50–80 %, лимфоцитов – 10–15 % от общего цитоза. Макрофаги молока способны синтезировать интерферон, лактоферрин, лизоцим, компоненты комплемента, они сохраняют свое значение и при кишечных инфекциях. Среди лимфоцитов в женском молоке присутствуют В-лимфоциты, синтезирующие YgА, Т-лимфоциты – хелперы, супрессоры, клетки памяти. Они продуцируют лимфокины. Нейтрофилов в молозиве – 5 х 105 в 1 мл, в дальнейшем происходит некоторое снижение. Они синтезируют пероксидазу, обладают способностью к фагоцитозу.

8. Аллергия к женскому молоку матери неизвестна, в то время как аллергия к молочным смесям у детей 1-го года составляет около 10 %.

9. Женское молоко, особенно молозиво, в отличие от коровьего, содержит гормоны гипофиза, щитовидной железы.

10. В женском молоке содержится около 30 ферментов, участвующих в гидролизе, что обеспечивает высокий уровень усвоения женского молока.

11. В женском молоке в 2 раза меньше белка, но больше углеводов (лактозы), чем в молоке животных. Количество жира одинаковое. Энергетическая ценность за счет белка в женском молоке покрывается за счет белка на 8 %, в коровьем молоке – на 20 %. Доля энергетической ценности углеводов в женском молоке 45 %, в коровьем – около 30 %, жир в обоих случаях покрывает около 50 % его энергетической ценности.

12. Женское молоко имеет меньшую зольность, чем коровье молоко.

13. Соотношение суммы количества сывороточных лактоальбуминов и лактоглобулинов к казеиногену составляет 3: 2. В коровьем молоке это соотношение 3: 2, поэтому адаптированные смеси обогащены сывороточными белками. Казеин при створаживании молока в желудке дает крупные хлопья, а альбумины – мелкие, что увеличивает поверхность для контакта с ферментами гидролиза.

В женском молоке содержатся и протеолитические ферменты.

14. Основным компонентом жира женского молока является триглицериды. У детей в силу низкой активности липазы поджелудочной железы и низкой концентрации конъюгированных желчных солей гидролиз жира затруднен. В грудном молоке содержание пальмитиновой кислоты ниже, что способствует более легкому гидролизу. Пищевая ценность триглицеридов коровьего молока ниже, чем женского, в силу большего образования свободных жирных кислот, которые выводятся. Коэффициент усвоения жира женского молока на 1-й неделе жизни составляет 90 %, коровьего – 60 %, в дальнейшем несколько повышается. Состав жира женского молока также отличен от коровьего. В составе жира женского молока преобладают ненасыщенные эссенциальные жирные кислоты, которые не синтезируются в организме человека, особенно на первом году жизни. В коровьем молоке они содержатся в крайне малом количестве. Высокое содержание эссенциальных жирных кислот имеет большое значение для развития мозга, сетчатой оболочки глаз, становления электрогенеза. В женском молоке по сравнению с коровьем большее содержание фосфатидов, которые обеспечивают замыкание привратника при переходе пищи в двенадцатиперстную кишку, что приводит к равномерной эвакуации из желудка, способствуют синтезу белка. Абсорбционный коэффициент жира женского молока составляет 90 %, для коровьего молока – менее 60 %. Объясняется этому присутствием фермента липазы в женском молоке с его большей активностью в 20–25 раз. Расщепление липазой жира молока обеспечивает активную кислотность в желудке, что способствует регуляции его эвакуаторной функции и более раннему выделению панкреатического сока. Другой причиной лучшей усвояемости жира женского молока является стереохимическое расположение жирных кислот в триглицеридах.

15. Количество молочного сахара (лактозы) в женском молоке больше, чем в коровьем, причем в женском это b-лактоза, которая медленнее усваивается в тонкой кишке и обеспечивает рост грамположительной бактериальной флоры в толстой кишке. преимущественное содержание лактозы среди сахаров женского молока имеет большое биологическое значение. Так, ее моносахарид галактоза непосредственно способствует синтезу галакто-цереброзидов мозга. Преимущественное содержание в женском молоке лактозы (дисахарида), обладающей большей энергетической ценностью, но равной моносахаридам осмолярностью, обеспечивает осмотическое равновесие, оптимальное для усвоения пищевых веществ.

16. Соотношение кальция и фосфора в женском молоке составляет 2–2,5: 1, в коровьем – 1: 1, что сказывается на их всасывании и усвоении. Коэффициент усвоения кальция женского молока составляет 60 %, коровьего – всего 20 %. Оптимальные показатели обмена наблюдаются в случае поступления с женским молоком от 0,03 до 0,05 г кальция и фосфора на 1 кг массы тела, а магния – более 0,006 г/(кг в сутки). Женское молоко богаче коровьего железом, медью, цинком, жирорастворимыми витаминами.

3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива

Молозиво – клейкая густая жидкость желтого или серо-желтого цвета, которая выделяется в конце беременности и в первые 3 дня после родов. При нагревании легко створаживается. В молозиве больше белка, витамина А, каротина, аскорбиновой кислоты, витаминов В12, Е, солей, чем в зрелом молоке. Альбуминовая и глобулиновая фракции превалируют над казеином. Казеин появляется лишь с 4-го дня лактации, его количество постепенно увеличивается. До прикладывания ребенка к груди в молозиве содержание белка наивысшее. Особенно много в молозиве YgА. Жира и молочного сахара в молозиве меньше, чем в зрелом молоке.

Молозиво содержит лейкоциты в стадии жирового перерождения, макрофаги в значительно количестве, лимфоциты. В-лимфоциты молозива синтезируют секреторный YgА, который вместе с фагоцитами формирует местный иммунитет кишечника, когда происходит интенсивное бактериальное заселение организма новорожденного.

Белки молозива всасываются в неизмененном виде в силу идентичности белкам сыворотки ребенка.

Молозиво является промежуточной формой питания между периодами гемотрофного и амниотрофного питания и началом лактотрофного (энтерального) питания. Энергетическая ценность молозива в первый день составляет 1500 ккал/л, во 2-й – 1100 ккал/л, в 3-й – 800 ккал/л.

4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма

Естественное вскармливание – кормление ребенка посредством прикладывания к груди его биологической матери. Оно представляет единственную форму адекватного питания для ребенка после рождения и в течение 1–1,5 лет жизни.

Первое прикладывание новорожденного в родильном доме осуществляется одновременно с процедурой первого контакта. Нормальный доношенный ребенок к моменту рождения имеет все для того, чтобы успешно сосать грудь согласно врожденной программе поиска питания в течение 120–150 мин после рождения: карабканье к груди матери, координированное действие ручек и рта в активном поиске соска с широко открытым ртом, цепкое присасывание к груди и энергичное насыщение до наступления засыпания.

Грудное вскармливание нужно начинать в течение первого часа после рождения, когда оба рефлекса ребенка (поисковый и сосательный) и чувствительность области соска (ареолы) к тактильной стимуляции у матери наивысшие. Кожный контакт после родов должен быть близким – на животе матери после неосложненных родов. При кормлении ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головкой, поднимающим грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладыванием под грудь опущенным, но не высунутым языком. Захват только одного соска без ареолы и последующее его сосание неэффективны и сразу приводят к образованию трещины. Эффективность сосания определяется ритмичным массажем ареолы языком ребенка. Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то держать ребенка у груди более 2 ч нецелесообразно. Неэффективно и прикладывание ребенка или создание кожного контакта через 2–3 ч после родов.

Хороший захват материнского соска ртом ребенка обеспечивает ему достаточную легкость сосания, хорошую рефлекторную регуляцию дыхания, сопряженного с сосанием груди. Наблюдение за кормлением должно быть ориентировано на достижении акта глотания молока, о котором можно судить и по выраженности глотательных движений, и по звуку, сопровождающему глотание.

Прикладывание ребенка к груди должно осуществляться уже с первого дня, по любому знаку голода или дискомфорта со стороны ребенка. Знаками голода могут быть активные сосательные движения губ или вращательные движения головки с различными звуковыми знаками еще до крика. Частота прикладывания может быть 12–20 и более в сутки. Перерыв между дневными кормлениями может и не достигать 2 ч, между ночными быть не более 3–4 ч.

Наиболее закономерные дефицитные состояния при естественном вскармливании.

1. Недостаточность витамина К в первые несколько дней жизни возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке или по причине малого потребления молока в этот период. Рекомендуется однократное парентеральное введение витамина К новорожденным.

2. Недостаточность витамина D возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке и недостаточной инсоляции. Рекомендации: 200–400 МЕ витамина D в сутки в тот период, когда нет регулярной инсоляции.

3. Необходима коррекция по йоду матери и ребенка в регионах с неоптимальной природной обеспеченностью. Рекомендации: однократное внутримышечное введение йодированного масла.

4. Дефицит железа. Из 1 л материнского молока ребенок получает около 0,25 мг железа, из других пищевых источников – примерно столько же.

При естественном вскармливании дотация железом должна осуществляться лекарственными препаратами железа или через смеси, обогащенные железом, при необходимости введения докормов.

5. Недостаточность фтора требует применения микродоз – 0,25 мг в сутки начиная с 6 месяцев и в дальнейшем.

Введение прикормов зависит от качества женского молока. Оптимальное вскармливание при хорошем питании беременной и кормящей вполне может обеспечить развитие ребенка без прикормов до 1–1,5 лет.

Отсутствие уверенности в оптимальном вскармливании требует введения густого прикорма в интервале от 4 до 6 месяцев.

5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании

В качестве обучающего прикорма можно использовать 50–20 г тертого яблока или фруктового пюре. При хорошем глотании, хорошей переносимости и отсутствии аллергической реакции его можно давать регулярно на прикорм и перенести на начало кормления. Наиболее подходящий возраст – между 16-24-й неделей жизни, длительность этого прикорма – 2–3 недели (см. табл. 4).

Показанием к введению основного (или энергетически значимого прикорма) является явное проявление неудовлетворенности ребенка получаемом объемом молока при таком состоянии его физиологической зрелости, когда эта неудовлетворенность уже может быть компенсирована именно густым прикормом. У некоторых детей могут формироваться объективные признаки недостаточности питания даже при отсутствии беспокойства и крика: дети становятся апатичными, снижается двигательная активность, происходит замедление темпа весовых прибавок. Условия введения прикорма:

1) возраст более 5–6 месяцев;

2) сложившаяся адаптация к продвижению и глотанию густой пищи при использовании обучающего прикорма;

3) состоявшееся или текущее прорезывание части зубов;

4) уверенное сидение и владение головкой;

5) зрелость функций желудочно-кишечного тракта.

Таблица 4. Примерная схема естественного вскармливания детей 1-го года жизни (Институт питания РАМН, 1997 г.)

Сначала вводится пробная доза прикорма – 1–2 ч. л. и затем при хорошей переносимости происходит быстрое наращивание до 100–150 мл пюре из фруктов или овощей или каши без соли и сахара на основе гречневой крупы или риса.

Этапы расширения прикорма:

1) обучающий прикорм;

2) одно овощное пюре (из картофеля, моркови, капусты) или фруктовое пюре (из бананов, яблок). Лучше использовать продукты, выпущенные производством;

3) каши безглютеновые (из рисовой, кукурузной, гречневой круп);

4) дополнение овощного пюре мясным фаршем, рыбой или мясом птицы из мясных консервов для детского питания, расширение овощей и фруктов, кроме цитрусовых. Срок адаптации – 1–1,5 месяца;

5) каши на пшеничной муке;

6) заменители коровьего молока для детского питания, неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, творог), цитрусовые и их соки, яичный желток вкрутую;

7) начало «кусочкового» кормления: печенье, кусочки хлеба, нарезанные фрукты, паровые котлеты.

Общее суточное количества молока (грудного или в смеси) ни в каком периоде первого года жизни не должно быть меньше 600–700 мл, его следует распределять равномерно в течение дня.

К концу первого года жизни вместо смесей группы «follow up» для молочного компонента рациона целесообразно использовать заменители коровьего молока для детей 2-3-го года жизни «Энфамил Юниор» фирмы «Мид Джонсон».

При хорошей переносимости блюд прикорма и аппетите ребенка объем одной порции кормления может к III–IV кварталу первого года составить 200–400 г.

Новорожденный в доме - это большая радость и для родителей, и для бабушки с дедушкой, и для старших братьев и сестер. Хорошо, если к этому готовятся все. В чисто прибранном доме лучшее место должно принадлежать самому маленькому человеку. Он требует не так уж мало внимания.

Необходима прежде всего детская кровать, потому что новорожденный большую часть суток спит. Для этой цели не подходит коляска, так как в ней при комнатной температуре скапливается много влаги и постель прогревается. Ребенку становится душно, к тому же маленькое пространство коляски мешает ему свободно двигаться.

Кроватку поставьте так, чтобы к ней можно было подходить с двух сторон-головным концом к стене. Матрац должен быть ровным и полужестким, на него постелите кусок детской медицинской клеенки размером полметра на метр, застелите ее чистой простынкой. Укладывайте малыша спать без подушки. Перовые, а тем более пуховые подушки, перинки не рекомендуем: может произойти искривление позвоночника или развиться аллергия к домашней пыли, которая скапливается в мягких предметах.

Выделите стол для пеленания, покройте его, фланелевым одеялом, а сверху-детской клеенкой, которую не забывайте ежедневно промывать теплой водой с мылом.

Отрежьте кусок медицинской клеенки размером 30×30 см. Используйте ее для пеленания ребенка: целлофан ддя этих целей не годится, так как он совершенно не пропускает воздух и способствует скоплению избытка влаги вокруг тела ребенка, а тем самым - возникновению опрелости кожи.

О приданом для малыша многие мамы и бабушки заботятся заблаговременно. Давайте проверим, все ли вы предусмотрели. Надо приготовить два одеяла: байковое и теплое, 20 бязевых и 5 байковых пеленок. 30 подгузников размером 60×65 см (из сшитой в два слоя марли или из мягких, предварительно выстиранных и прокипяченных простыней), 2-3 чепчика, 2 косынки, 2-3 конверта, 5 бязевых распашонок и 5 байковых кофточек с закрытыми рукавами.

Не забудьте приобрести и специальную аптечку, куда входят: термометр для измерения температуры тела, водный термометр, чтобы измерить температуру воды для купания, стерильная вата, бинт, порошок борной кислоты, коробочка с кристаллами марганцовокислого калия, питьевая сода , соски и градуированные детские бутылочки, резиновый клизменный баллон емкостью 100 мл, резиновый катетер для выведения газов из кишечника, детское мыло, мензурки и пипетки.

Все предметы ухода за новорожденным ребенком храните в специально выделенном месте. Для стерилизации сосок и бутылочек кипятите их 15 минут в кастрюле. Резиновый катетер и клизменный баллон кипятите в другой кастрюле.

Чисто вымытыми руками (на проглаженной горячим утюгом пеленке) скрутите стерильную вату в небольшие тампоны и положите их в прокипяченную чистую стеклянную банку с крышкой. Они пригодятся для туалета глаз и кожи ребенка. Следите за температурой в комнате, постоянно поддерживайте ее от 19 до 22 градусов тепла, рядом с кроваткой не ставьте нагревательных приборов. Помещение проветривайте 4-5 раз в сутки; в это время новорожденного, чтобы он не простудился, переносите в другую комнату или теплее одевайте.

Появившийся на свет малыш беззащитен и нежен; незначительное переохлаждение или перегревание - и уже болезнь. Может заболеть он и в том случае, если к нему подошел человек с насморком, ангиной или иным недугом. Будьте строгой и принципиальной, не разрешайте подходить к ребенку родственникам и знакомым, если кто-либо из них болен или даже здоров, но у кого в семье имеется больной. Помните: здоровый человек может быть переносчиком инфекции.

Как только привезли ребенка из роддома, сразу же начинайте его правильно воспитывать. Что значит «правильно?»

Соблюдайте режим, когда в определенном порядке чередуются сон , бодрствование, кормление, купание, прогулки.

Купать новорожденного рекомендуется сразу после выписки из роддома в кипяченой воде температурой 36 градусов тепла с добавлением розового раствора марганцовокислого калия. Это предохранит малыша от гнойничковой инфекции. Время купания- не позже 19 часов.

На первом месяце жизни малыш долго спит: 18-20 часов в сутки. Кормите его шесть раз в такие часы: 6; 9.30; 13; 16.30; 20; 23.30. Сразу же после приема пищи он заснет. Но постепенно он все дольше бодрствует после кормления, от получаса в месячном возрасте до полутора часов к полугоду.

Лучшая пища - материнское молоко - не только пища в самом удобном для переваривания виде. В нем и защитные вещества, предохраняющие от многих заболеваний.

Ну, а что же делать, если у матери грудного молока не хватает? Докармливать донорским грудным молоком. Или, если это невозможно, использовать молочные смеси с детской кухни.

На одно кормление (при 6-кратном приеме пищи) для двухнедельного ребенка нужно готовить 80-85 граммов смеси, в месячном возрасте - 90-100, в двухмесячном -110-130, в трехмесячном -140-150 граммов.

За первый месяц жизни вес малыша увеличивается на 600-700 граммов, за второй и третий месяцы примерно по 800 граммов.

Дитя нуждается и в воде. Лучше поить его отваром шиповника (5 плодов шиповника на стакан кипятка с добавлением двух кусочков сахара) или только кипяченой водой, но с сахаром в указанной пропорции.

С полутора месяцев в рацион включают овощные и фруктовые соки , но постепенно, иначе это может привести к расстройству пищеварения Например, морковный сок начинают с 5 капель, затем увеличивают до 1/4 чайной ложки и только через неделю - до чайной ложки. К двум месяцам - 2 чайные ложки (10 г), а к 3 месяцам - 5 ложек (25 г). К полугоду общее количество овощного и фруктового сока не должно превышать 100 граммов.

Следите за чистотой глаз малыша, протирайте их ватными тампонами, смоченными в двухпроцентном растворе борной кислоты (чайная ложка на стакан кипяченой воды). В первый раз погуляйте с ним полчаса, постепенно увеличивайте время пребывания на чистом воздухе до полутора часов. Три часа в день ребенок должен быть на воздухе, зимой при температуре не ниже 20 градусов холода, летом не выше 33-градусов тепла.

Не ограничивайте движений ребенка, не пеленайте, его так. чтобы он не смог шелохнуться, не вытягивайте ему ножки, что, к сожалению, делают некоторые матери, полагая, будто ножки станут прямыми. Это вредно: скованные движения затрудняют правильное формирование костей и мышц.

Одежда должна быть рациональной: две распашонки (тонкая и теплая) вверху и две легкие пеленки закрывают тело до пояса. Традиционный подгузник в виде треугольника лучше заменить прокладкой прямоугольной формы, которую помещают в области промежности, и при этом бедра ребенка разводят (в стороны), что важно для профилактики вывиха тазобедренных суставов.

Важны и такие элементы физической культуры, как общеукрепляющий массаж и гимнастика.

Не забывайте, что ваши первые помощники и советчики - детский врач и медицинская сестра. Слушайтесь их, а не людей несведущих, не имеющих медицинского образования.

- И. Елизарова, доктор медицинских наук, профессор

Общеизвестно, что новорожденный младенец нуждается в особом уходе. Поэтому всем родителям полезно знать, что именно включает понятие «уход за новорожденным», и почему именно за новорожденным ребенком нужно ухаживать так, а не иначе.

Уход за новорожденным: особенности кожи

Кожа новорожденного отличается не только тем, что очень тонка и нежна, но и тем, что имеет определенные физиологические отличия от кожи взрослого человека. Они заключаются в том, что:

  • Потовые и сальные железы только начинают свою работу, поэтому защитная пленка на поверхности кожи выражена слабо.
  • Из-за большой поверхности и большого количества капилляров кожа легко впитывает различные вещества и принимает участие в газообмене (дыхании). Кожное дыхание у новорожденных интенсивнее, чем у взрослых, в 8 раз!
  • Кроме того из-за очень малого количества пигмента меланина кожа практически не защищена от действия солнечных лучей.

Именно поэтому кожа младенца легко травмируется и инфицируется, легко теряет влагу и пересыхает, не может адекватно защитить ребенка от переохлаждения и перегревания.

Уход за новорожденным: создание комфортных условий

Неспособность организма новорожденного защититься от переохлаждения и перегревания обязывают родителей создать комфортные тепловые условия для малыша. Температура в помещении должна быть 20-220 С. Проветривание и влажная уборка проводятся 2 раза в день. Сквозняков необходимо избегать.

Одежда новорожденного должна быть легкой, свободной, не мешающей дыханию кожи, не сковывающей движений. Не надо пеленать кроху, лучше оденьте его в костюмчик и укройте одеялом. В теплых домашних условиях шапочку можно не одевать. Избегайте перегревания!

Ориентир правильности действий родителей (в смысле создания необходимых условий для новорожденного) - температура тела ребенка. В норме она должна находиться в диапазоне 36.6-37.20 С.

Уход за новорожденным: умывание ребенка

Самое главное правило ухода за новорожденным: не забыть хорошенько помыть руки с мылом перед проведением любой гигиенической процедуры!

Умывание ребенка проводится кипяченой водой, по мере загрязнения личика.

Глаза промываются отдельными кусочками ваты (в направлении от ушка к носу).

Нос прочищается вращательными движениями тонкими ватными жгутиками, смоченными водой или детским маслом. Жгутики вводят на глубину не более 1.5 см. Нельзя пользоваться для этого твердыми предметами (ватными палочками и пр.) Помните: очистка носовых ходов - в отличие от купания - не самый приятный момент в жизни ребенка!

Уши новорожденного не надо чистить уши ватными палочками. Ушная сера довольно активно выталкивается при сосании, поэтому достаточно вытирать внутреннюю поверхность ушка и аккуратно забирать кусочки серы ватными жгутиками, стараясь не повредить кожу.

Уход за новорожденным: уход за пупочным остатком, пупочной ранкой.

К сожалению, еще довольно часто можно встретить рекомендации при уходе за новорожденным каждый день обрабатывать пупок перекисью и зеленкой, заклеивать его при купании, присыпать ксероформом и т. д. Так вот: если ребенок после рождения находился вместе с мамой - этого делать не надо! Его кожа заселена материнской флорой, которая при обработке пупка будет уничтожена, что увеличивает шанс на присоединение инфекции.

Однако при уходе за новорожденным необходимо, чтобы пупочный остаток всегда был чистым и сухим. Поэтому его нельзя накрывать подгузником! В случае загрязнения пупочный остаток промывается кипяченой водой с мылом и тщательно высушивается чистой пеленкой. При появлении гнойных выделений из пупка или неприятного запаха необходимо обратиться к врачу: в этой ситуации действительно могут понадобиться антисептики.

Уход за новорожденным: купание

Купание новорожденного можно начинать независимо от того, отпал пупочный остаток или нет. Однако пока не заживет пупочная ранка, купание традиционно проводят в кипяченой воде. Комфортная температура воды для купания - 37-380 С. Внимание! Никогда не добавляйте горячую воду, когда ребенок находится в ванночке! Могут возникнуть ожоги!

Температура воздуха в помещении для купания должна быть не меньше 22 0 С.

Перед купанием новорожденному полезно проведение воздушных ванн. В это время можно выложить малыша на животик, нежно поглаживать его. Начиная при уходе за новорожденным проводить воздушные ванны, подержите малыша голышом 2-3 минуты. Потом постепенно увеличивайте время ”прогулок” до 15-20 минут (для “надежности” можно оставить на новорожденном подгузник).

Перед купанием необходимо заранее подготовить чистые вещи, полотенце, средства по уходу за кожей малыша и, собственно, ванночку. Ванночку рекомендуется вымыть пищевой содой и ополоснуть водой.

Купать ребенка нужно каждый день в одно и то же время, в удобное для родителей время суток. Во время купания при уходе за новорожденным взрослый левой рукой поддерживает головку ребенка (так, чтобы вода не попала в ушки), а правой в течение 1-2 минут поливает водой, нежно обтирает губкой или пеленкой. Со временем длительность купания постепенно увеличивают до 10 мин.

При уходе за новорожденным большое значение имеет тщательный подбор моющего средства. Ни хозяйственное мыло, ни антибактериальное, ни взрослое мыло для ухода за новорожденным категорически не подходят - только специальное детское мыло! С мылом новорожденного ребенка купают не чаще одного раза в неделю. Купание с мылом завершается обливанием ребенка чистой кипяченой водой.

Не стоит злоупотреблять и «травками» - к большому сожалению, при купании в травяных настоях у новорожденных детей все чаще возникают аллергические реакции, поэтому лучше не рискуйте - используйте при уходе за новорожденным чистую воду.

После купания сразу же заверните ребенка в большое полотенце (пеленку), нежно промокните насухо. Обработайте естественные складки кожи новорожденного увлажняющим молочком или детским кремом. Нельзя мазать кремом или маслом все тело: это мешает дыханию кожи.

Уход за новорожденным: смена подгузников

При уходе за новорожденным «долгоиграющие» одноразовые подгузники, которые имеют высокую впитывающую способность, нужно менять не реже, чем каждые 4 часа. Марлевые - сразу же после намокания (загрязнения).

Сняв подгузник, положите малыша на левую руку (спинку на предплечье, головку в локтевой изгиб, а попку удобно разместите на ладони, можно обхватив одну ножку пальцами) и поднесите к крану. Подмойте под теплой проточной водой (обязательно в направлении «спереди назад») и вытрите ребенка насухо (при отсутствии условий для подмывания, кожу новорожденного можно протереть влажной детской гигиенической салфеткой, не забывая проникать во все складочки). Наденьте чистый подгузник.

Для ухода за новорожденным старайтесь покупать одноразовые подгузники в специализированных детских магазинах, где они продаются отдельно от бытовой химии.

Уход за новорожденным: ногти

Уход за новорожденным включает обязательную стрижку ногтей. Ногти у новорожденного ребенка очень острые и довольно быстро растут. Их необходимо стричь по мере отрастания, так как ноготками ребенок может и себя поцарапать, и маму. При этом удобно пользоваться миниатюрными детскими щипчиками или маленькими ножницами.

Физиология новорожденных включает множество аспектов – терморегуляцию, водно-солевой обмен, физиологию сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной систем, почек, печени, крови, а также вскармливание.

Терморегуляция новорожденных

В силу особенностей физиологии новорожденных они входят в группу риска развития гипотермии вследствие высокого соотношения площади тела к массе. Персистирующая гипотермия может приводить к метаболическому ацидозу вследствие сочетания сниженной циркуляции крови с метаболическими потребностями. Порочный гипоксический круг может развиться, когда гипотермия вызывает спазм легочных артерий, что ведет к увеличению шунтирования крови с права на лево через артериальный проток. Это может усилить гипоксемию и ацидоз. Для предотвращения потери тепла новорожденного следует пеленать; ребенка с увеличенной теплоотдачей помещают в кувез с контролируемой температурой или под источник теплового излучения. Новорожденные с хирургическим заболеванием имеют дополнительный риск развития гипотермии во время транспортировки, а также в операционной, в которой необходимо увеличить температуру и, по возможности, поместить ребенка в теплые пеленки для поддержания температуры тела на уровне 37 градусов.

Физиология сердечно-сосудистой системы у новорожденных

У плода существует три шунта, которые в норме закрываются после рождения. Эти шунты, наряду с высоким аффинитетом фетального гемоглобина к кислороду, позволяют плоду преодолевать относительную гипоксию в матке. Оксигенированная кровь от плаценты попадает через пупочные вены и в значительной степени идет в обход печени через венозный проток — ductus venosus. Затем кровь поступает в НПВ и правый желудочек. Два желудочка плода работают одновременно, поставляя кровь в системный кровоток. Часть оксигенированной крови из НПВ через шунт, представленный овальным отверстием, поступает в левые отделы сердца, откуда попадает преимущественно в коронарный кровоток и мозг. Оставшаяся часть крови поступает в правые отделы сердца, где смешивается с бедной кислородом кровью из ВПВ. Больший объем этой смешанной крови выходит из правого желудочка и возвращается в сердечный и легочный кровоток через существующий артериальный проток, который соединяет легочную артерию и аорту. Покинув артериальный проток, кровь разносится к органам брюшной полости, нижним конечностям, плаценте.

Переход от фетального кровообращения к кровообращению, свойственному организму взрослого человека, осуществляется вследствие многочисленных изменений в физиологии новорожденного после рождения. После родов исчезает низкорезистентное плацентарное кровообращение, что ведет к увеличению общего сопротивления кровотока на выходе из левого желудочка и системного кровотока. Расправление легких во время первого вдоха новорожденного ведет к снижению сопротивления в легочных сосудах. Изменение сопротивления в выносящих трактах желудочков приводит к функциональному закрытию овального отверстия. Уровень легочной гипертензии меняется сразу после рождения — давление в легочной артерии становится меньше, чем в аорте или системном кровотоке. Любое резидуальное (остаточное) шунтирование осуществляется теперь через артериальный проток слева направо из аорты в легочный кровоток. В норме, увеличение сатурации кислородом крови в момент рождения приводит к расширению легочных сосудов и закрытию артериального протока. В этом процессе, вероятно, принимают участие простагландины. Иногда, особенно у недоношенных детей, наблюдается нарушение закрытия артериального протока. У этих детей сохраняется шунтирование слева направо через артериальный проток; наличие такого шунта является фактором риска задержки жидкости и легких. И, наоборот, у новорожденных с сохраняющейся легочной гипертензией вследствие недоношенности, гипоксии или врожденных пороков развития сердца, возможно шунтирование справа налево и нагнетание бедной кислородом крови в обход легких в системный кровоток, что может усилить гипоксию. При любом варианте шунтирования, при наличии артериального протока необходимо его закрытие фармакологическим (с помощью индометацина) или хирургическим путем.

Маленький размер желудочков сердца в физиологии новорожденных не справляется с увеличением диастолического объема (преднагрузой) и, соответственно, ударный объем не увеличивается. Преимущественный механизм увеличения сердечного выброса заключается в увеличении ЧСС, нежели в увеличении ударного объема. Новорожденные с врожденными пороками сердца, например, тетрадой Фалло и ДМЖП особенно чувствительны к физиологическим стрессам, требующим мобилизации сердечных резервов. Для исключения врожденных пороков сердца выполняют ЭХО-КГ.

Физиология дыхательной системы у новорожденных

Дыхательная система формируется из эмбрионального желудочно-кишечного тракта на 3-4 нед эмбрионального развития. Трахея и бронхи формируются из удлинения передней части пищевода. В результате взаимодействия респираторной эндодермы и окружающей мезодермы формируются разветвления бронхов и терминальные альвеолы. Структурные и функциональные составляющие легких продолжают расти и созревать при беременности и после рождения. Легкие плода не в состоянии обеспечивать адекватный газообмен до 23-24 нед гестации; этот срок и определяет нижнюю границу внеутробного выживания. На этом сроке также начинается синтез сурфактанта альвеолоцитами второго типа. Этот гликопротеин, богатый фосфолипидами, предотвращает спадение альвеол за счет снижения поверхностного натяжения и способствует газообмену.

Физиология почек у новорожденных

Вся жидкость организма в физиологии новорожденных делится на внутриклеточную и внеклеточную; к 32 нед гестации вода составляет около 80% массы плода; к рождению ее доля уменьшается до 70%. В течение 1-й недели жизни новорожденный ребенок быстро теряет от 5 до 10% общего объема жидкости. У недоношенных детей из-за большего общего объема жидкости при рождении, чаще встречаются симптомы перегрузки жидкостью в течение 1-й недели жизни вследствие неадекватного выведения ее избытка. Большой объем циркулирующей жидкости может увеличить вероятность функционирования артериального протока, недостаточности левого желудочка, РДС, некротизирующего колита. К концу первого года жизни общий объем жидкости достигает уровня, характерного для взрослого человека (около 60% массы тела).

Функция почек в физиологии новорожденного значительно отличается от функции почек взрослого человека. Скорость клубочковой фильтрации (СКФ) у новорожденного составляет четвертую часть от СКФ взрослого. Вследствие того, что почечная регуляция уровня калия зависит от СКФ, новорожденные, особенно недоношенные, входят в группу риска развития гиперкалиемии. Концентрационная способность почек новорожденного также ниже вследствие низкой чувствительности к антидиуретическому гормону.

Почки доношенных новорожденных способны концентрировать мочу до 600 мОсм/кг, а у взрослых концентрационная способность достигает 1200 мОсм/кг. Почки новорожденного способны задерживать натрий путем экскреции разведенной мочи (ниже 30 мОсм/кг против 100 мОсм/кг у взрослых). Эти две особенности объясняют подверженность физиологии новорожденного к гипернатриемии. Поэтому очень важно разумное введение жидкостей и электролитов детям, не получающим перорального питания. В первые сутки начинают введение с 5% раствора декстрозы, а затем вводят 5% декстрозу, разведенную пополам физиологическим раствором. Новорожденный должен выделять 1-2 мл/кг мочи в час осмоляльностью примерно 250 мОсм/кг.

Физиология печени у новорожденных

Вследствие незрелости ферментов печени в физиологии новорожденных, они подвержены холестазу и передозировке лекарственных веществ. Например, незрелость и дефицит фермента глюкуронилтрансферазы, ответственного за конъюгацию и экскрецию билирубина, может привести к физиологической желтухе на 1-й неделе жизни ребенка. При быстром нарастании уровня неконъюгированного билирубина требуется проведение фототерапии или, редко, обменного переливания крови. Обменное переливание проводится для предотвращения ядерной желтухи, токсичной для ЦНС и обусловленной отложением несвязанного билирубина в базальных ганглиях. Ядерная желтуха может проявляться судорогами, потерей слуха, умственной отсталостью и центральными параличами.

Иммунология новорожденных

Бактериальная колонизация начинается во время родов. К третьему дню жизни кожа и верхние отделы дыхательной системы заселяются грам-положительными микроорганизмами. В возрасте 1 недели грамотрицательные, аэробные и анаэробные бактерии заселяют ЖКТ. У госпитализированных детей происходит заселение более вирулентными штаммами микроорганизмов, которые присутствуют в детском отделении и на медицинском инструментарии, поэтому у таких детей имеется высокий риск развития системной инфекции. Слизисто-кожный барьер в физиологии новорожденных, состоящий из целостной слизистой оболочки, продуцируемой слизи, иммуноглобулинов, местной флоры, координированной перистальтики, кислого содержимого желудка, различных ферментов, может быть ослаблен у новорожденных, особенно у недоношенных, и не способен предотвратить оппортунистическую инфекцию вследствие бактериальной колонизации. Основное заболевание и медицинские манипуляции, например, интубация или катетеризация, увеличивают риск инфекционных осложнений.

Для физиологии новорожденных характерен клеточный и гуморальный иммунодефицит. У нейтрофилов и макрофагов снижена хемотаксическая и адгезивная способность; система комплемента работает на 50% активности взрослого; снижена Т-клеточная активность. У большинства новорожденных также наблюдается и относительный иммунодефицит при рождении, который обусловливает увеличение риска инфицирования инкапсулированными микроорганизмами и вирусами. В первые месяцы жизни грудное молоко может компенсировать большую часть иммунной недостаточности. Грудное молоко важно для физиологии новорожденных, и содержит сегментоядерные лейкоциты, макрофаги, лимфоциты, комплемент, ферменты, лактоферрин, лизоцим, интерферон и различные ростовые факторы. Перечисленное обеспечивает пассивную защиту новорожденного до момента созревания его собственной иммунной системы.

Гематология

Объем крови недоношенного новорожденного составляет около 100 мл/кг, а у доношенного — 80-85 мл/кг. Если составляет более 10% от общего объема крови, рекомендуется заместительная терапия; объем трансфузии зависит от первоначальной концентрации гемоглобина. Например, новорожденному массой 3,2 кг и объемом крови 250 мл, потерявшему 25 мл во время проведения хирургического вмешательства, показано заместительное переливание крови. Кровопотеря возмещается эритроцитарной массой из расчета 10 мл/кг, каждые 10 мл эритроцитарной массы увеличивают гематокрит на 3%.

При нормальной физиологии новорожденных наблюдают полицитемию, уровень гемоглобина составляет 15-20 г/л. В последующем на 3-5-м месяце жизни, при переходе фетального гемоглобина к взрослому типу, у ребенка развивается физиологическая . Уровень тромбоцитов у новорожденного такой как у взрослого; при развитии тромбоцитопении, необходимо исключить системную инфекцию. У новорожденных также может наблюдаться дефицит свертывающих факторов крови V, XIII, витамин К-зависимых факторов (II, VII, IX, X). Витамин К назначают всем новорожденным для предотвращения геморрагической болезни новорожденных. Новорожденных с сохраняющимся кровотечением следует обследовать на наследственные болезни свертывания, дефицит витамина К, тромбоцитарные нарушения, синдром ДВС. Причину кровотечения выявляют при сборе анамнеза, проведении объективного обследования, лабораторных тестов, включающих опеределение протромбинового времени (ПВ), АЧТВ, фибриногена, подсчет тромбоцитов, реже — определения времени кровотечения.

Водно-электролитный состав в физиологии новорожденных детей

В отличие от взрослых, физиология новорожденных более чувствительна к потере воды с дыханием и через слизистые оболочки. Надлежащая влажность вдыхаемого воздуха и установление необходимой влажности окружающей среды может свести к минимуму эти потери. Потеря жидкости в «третье пространство» происходит при внеклеточной секвестрации, которая возникает в результате воспалительного поражения капилляров в ответ на хирургическое вмешательство и сепсис. Эти потери связаны с уменьшением общего объема циркулирующей жидкости, несмотря на прибавку массы тела. Пациенты с такого типа потерей жидкости нуждаются в восполнении внутрисосудистого объема. Выделение мочи (1-2 мл/кг/час) и концентрация мочи являются хорошими показателями водного статуса и кровообращения. Другими методами оценки водного объема в физиологии новорожденных являются динамическое взвешивание, определение уровня электролитов, кислотно-основного баланса, мониторинг гемодинамических показателей (пульса, АД, ЦВД). Внутривенная инфузионная терапия подразделяется на три категории: реанимационная инфузионная терапия, поддерживающая и заместительная терапия.

Вскармливание новорожденных

Пищевые потребности ребенка различаются зависимо от возраста. При подборе питания также необходимо учитывать пищевые потребности, обеспечивающие рост, особенно маленького ребенка. Например, основные пищевые потребности недоношенного новорожденного составляют 50-60 ккал/кг в сутки; а для нормального роста — в два раза больше. При патологии новорожденного или недоношенности менее 1000 г, потребность в калорийности пищи еще больше. Углеводы (примерно 4 ккал/г) обеспечивают большую часть небелковой калорийности; жиры (9 ккал/г) — оставшуюся часть. Эссенциальные жирные кислоты (линолевая и линоленовая) должны присутствовать в рационе ребенка, по крайней мере, дважды в неделю. Высокая белковая потребность необходима для компенсации относительного дефицита азота. Физиология новорожденных нуждается в тех же восьми незаменимых аминокислотах, что и взрослые, а также гистидине. Новорожденные нуждаются в тех же девяти аминокислотах, а также цистеине и тирозине, недоношенные дети — во всех перечисленных аминокислотах плюс таурине.

Питание новорожденных может осуществляться как энтерально, так и парэнтерально. Энтеральное питание для физиологии новорожденных является предпочтительным, однако существуют определенные клинические ситуации, например невозможность сосания или длительный гастропарез, которые могут его ограничивать. В этих случаях энтеральное питание можно проводить через назогастральный, назодуоденальный зонд, гастростому или еюностому. Наилучшим питанием является грудное молоко. Оно обеспечивает 70,5 ккал/100 г, что соответствует такой же калорийности большинства производимых детских смесей. Грудные дети, дети младшего и старшего возраста, неспособные усваивать энтеральное питание, например, при некротизирующем явзвенном колите, панкреатите или синдроме короткой кишки, могут получать парэнтеральное питание в течение длительного периода. При тотальном парэнтеральном питании требуется осуществление контроля за положением катетера с периодическим рентгенологическим контролем, частое лабораторное определение электролитного состава, остаточных элементов, витаминов.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург
Похожие публикации