Воспитание моральных качеств у детей. Нравственные качества ребенка

Однажды во время такого плавания я учил восьмилетнего Метью, как правильно ставить паруса. Я использовал этот шанс, чтобы научить его, как правильно вести себя в определенных жизненных ситуациях: «Метью, твоя жизнь похожа на плавание. В обоих случаях есть свои правила. Мы не можем повлиять на ветер или волны, но мы знаем пункт назначения, нужно правильно установить паруса и двигаться к заданной цели. Если мы попадаем в шторм, мы бросаем якорь и пережидаемого. Если не соблюдать эти простые правила, твоя лодка будет дрейфовать по воле волн, и ветра; такое плавание обычно заканчивается на скалах. Когда мы ставим паруса правильно, наша лодка движется в гармонии с ветром и морем. У тебя есть внутренние силы, которые охраняют, задают правильное направление и являются якорем в трудные времена. Следуя установленным правилам, у тебя будет больше шансов стать счастливым. Когда твои жизненные установки верны, ты будешь чувствовать себя в гармонии с самим собой. Ты легче пройдешь по жизни, сделав правильный выбор.

Воспитать нравственного ребенка - значит научить его жить в соответствии с золотым правилом: «Относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе»; научить его сочувствовать, продумывать свои действия перед их выполнением и определять, как последствия поступков повлияют на его судьбу и окружающих. Так закладываются основы нравственности человека.

Воспитать заботливого ребенка. Наши собственные наблюдения, как и результаты многочисленных исследований, показывают, что малыши, воспитываемые по методу «прикрепления», с большей вероятностью станут достойными членами общества.
Самое важное качество, которое отличает этих детей от малышей, воспитанных с помощью других методов, - это повышенная восприимчивость, соучастие. Мы называем это чувствительностью и рассматриваем это качество как основное достоинство. Оно становится базой, на которой формируются положительные черты характера: самообладание, сострадание и честность.
Находясь рядом с внимательным, чутким воспитателем в ранние годы жизни, маленький человек получает ощущение комфорта, благосостояния. Короче говоря, он чувствует, что ему хорошо. Такой стиль воспитания развивает доверие в малыше и в конечном счете чувствительность. Эти качества становятся частью его характера. Он понимает, что помогать другим при необходимости - хорошо. Он способен понять чувства других людей.
Эти черты характера становятся его внутренним кодом поведения. Если ребенок сделает ошибку, его состояние будет нарушено, и он, естественно, постарается восстановить душевное равновесие, исправляя неверный поступок. Его благосостояние нарушено, поэтому он будет стремиться сохранять и восстанавливать свой смысл морального равновесия, когда он ошибся. Ребенок, находящийся в контакте, может делать правильные вещи по отношению к другим, потому что другие сделали правильные вещи для него.
У ребенка, который не находит взаимопонимания, все обстоит по-другому. Вырастая в недружественной атмосфере, он сам становится нечувствительным. У него нет внутренней системы, поэтому его действия часто нелогичны и противоестественны. Он становится морально нестойким.
Есть одно, но очень важное различие между этими группами детей. Оно состоит в том, что первые способны чувствовать раскаяние, сочувствие и соучастие. Вторые - безучастны, они не могут и не хотят отвечать за свое поведение.
Группа пятилетних детей играет, и один из детей падает, очищает колено и начинает плакать. Ребенок, воспитанный в атмосфере взаимопонимания, посочувствует: «Мне жаль, что ты ушибся» и постарается его успокоить. Ребенок, не находящийся в контакте, может сказать: «Плакса».

Нравственная связь. Родителям, находящимся в тесном душевном контакте с ребенком, проще воспитывать нравственные качества, обучать основам поведения в обществе, формировать ответственность за свои поступки. Внимательно следящий за развитием ребенка родитель объяснит, что требуется от малыша и как правильно поступить в определенной ситуации. Ребенок доверяет родителям, поэтому все, что они говорят, для него истина. Если отец говорит, что драться нехорошо, значит, это именно так.

В первые шесть лет жизни ребенок бесспорно принимает все модели поведения, предложенные родителями. Каждый день ребенок получает уроки нравственности и морали. Например, сын берет мяч своего друга. Ваша реакция: «Крис грустит, потому что ты взял его любимый мяч» или «Как бы ты чувствовал себя, если бы Крис взял твой мяч?»
Первоначально ребенок оценивает свои поступки по тому, как вы оцениваете их или какова ваша реакция. К пяти годам ребенок начинает усваивать определенные ценности: что является правильным для вас, становится эталоном для него. Ваши ценности, добродетельные, положительные качества становятся частью ребенка. В возрасте от семи до десяти лет ребенок начинает рассуждать. Теперь ребенок начинает действовать правильно, потому что именно так он думает. К семи годам большинство детей вырабатывает свою концепцию «что такое хорошо, что такое плохо».
Если чувствительность, забота, вежливость и сочувствие являются обычным явлением в доме, где живет ребенок, эти качества становятся частью его характера, и он действует согласно им. Что принимают всерьез его родители, ребенок тоже принимает всерьез. Он верит, что его родители не могут ошибаться, он воспринимает их ценности как часть своих. В дальнейшем ребенок соприкасается с детьми, воспитанными по другим «нормам», выросшими в других, возможно, хотя и крепких, семьях, с отдаленными отношениями между родителями и детьми. Вот тогда и проявляется глубина характера ребенка, находящегося в тесном духовном контакте с родителями. Он ведет себя хорошо, потому что у него несколько лет положительного родительского руководства. Ребенок, не имеющий такого опыта, может действовать по принципу: «Я буду делать так, независимо от того, хорошо это или плохо, пока меня не остановят».
Личные моральные ценности кажутся ребенку единственно верными, альтернативные - чужды; они нарушают его чувство душевного покоя.
Морально неустойчивый ребенок развивается не так:"Он - продукт семьи, в которой достоинства не обсуждаются и их не воспитывают; он проводит свое детство подобно судну без руля или якоря. Он дрейфует в море моральной неопределенности, подверженный любым влияниям. Поскольку у него нет системы, которую можно взять за образец, он принимает ценности окружающих или смещает собственную систему ценностей в любом выгодном для него направлении. Он выбирает путь наименьшего сопротивления или тот, который наиболее популярен. Этот ребенок - в опасности, потому что он испытывает недостаток контакта с родителями.

Моделировать поведение. В раннем возрасте дети полностью зависят от своих воспитателей, которые открывают для них мир. Ваша модель поведения автоматически становится стандартом для них, они впитывают все, что происходит вокруг. Они не делают независимых суждений относительно справедливости тех или иных действий, даже если вы совершаете что-то негативное, показывая им дурной пример, допустим, ударив кого-то. Они предполагают, что вы правы в своих действиях и человек, которого вы ударили, заслужил это. Если дети видят и слышат от родителей, что это правильно, они сохраняют такое поведение в своих впечатлительных умах как что-то, достойное подражания.
После шести или семи лет ребенок начинает думать, какие модели поведения достойны подражания, а какие должны быть отвергнуты как недостойные. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы дать как можно больше положительных примеров в дошкольные годы, должны насытить своих детей здоровыми моделями в дошкольные годы, когда дети наиболее впечатлительны.
Здоровое моделирование поведения не подразумевает совершенное воспитание; каждый сердится время от времени. Ваше поведение становится частью поведения ребенка. Вы стараетесь быть образцом для малыша. Но иногда происходят случайные срывы. Ваш ребенок потрясен. Не надо топать ногами в гневе. Лучше сядьте, глубоко вздохните и скажите, что были не правы. Урок, который при этом получает ребенок, состоит в том, что все люди делают ошибки, но они также берут на себя ответственность за их исправление.
Все, что ребенок видит в поведении своих родителей, должно убеждать его, как серьезно мама и папа относятся к своим словам и поступкам. Дети очень чувствительны к лицемерию. Если вы ведете себя иначе, чем учите ребенка, он перестанет воспринимать всерьез родительские нравоучения. Даже тривиальные инциденты оставляют впечатление в детских умах. Ребенок видит знак ограничения скорости до пятидесяти пяти км в час, а у вас на спидометре семьдесят пять. Это запутывает ребенка, пытающегося понять, что правильно или неправильно. Ребенок выберет такую модель поведения в жизни, какую видит ежедневно в своем доме. Вы вдохновляете ребенка следовать родительскому примеру, будь это положительная или отрицательная модель.
Экран, оставленный без вашего контроля, может формировать неправильные модели в сознании ребенка. В некоторых семьях он становится заменителем воспитателей, соседей, преподавателей, старших детей. Когда были большие семьи, близкие люди имели большое значение в жизни ребенка. Конечно, в сегодняшнем подвижном обществе ребенок имеет более широкое разнообразие моделей поведения. Используйте их в своих интересах и насыщайте среду ребенка значительными людьми, которые создают положительные примеры так, чтобы не было места отрицательным поступкам.

Учите вашего ребенка думать нравственно. Используйте доступные формы, обычные события в жизни семьи или окружающих, которые дают возможность говорить о нравственности тех или иных действий. Однажды я увидел, что два восьмилетних ребенка взгромоздились на склоне холма, готовясь бросать шарики с водой в автомобили, проходящие внизу. Я забрал их прежде, чем они начали вредить, и поговорил с одним из мальчиков:

«Джейсон, как ты думаешь, что произойдет с автомобилем, когда твой шар ударится в него?» - спросил я.
«Будут брызги по всей машине», - ответил Джейсон.
«Представь себя на месте водителя. Как ты думаешь, что он почувствует?» -спросил я.
«Я не знаю», - пробормотал Джейсон.
«Ты не думаешь, что это могло бы испугать его?» - упорствовал я.
«Да, может быть», - признал Джейсон.
«Он мог бы так испугаться, что автомобиль вышел бы из-под контроля; он мог бы вылететь на тротуар и сбить маленького ребенка. Разве такое невозможно?» -предположил я.
«Может быть», - признался он.
«Ты чувствовал бы себя довольно плохо, если это случилось, не так ли?» - продолжал я.
«Да, я уверен, что так и было бы», - согласился Джейсон.

Вы можете таким же образом обсуждать персонажей, которых видите по телевизору. Вы обращаете внимание, что ваш десятилетний ребенок смотрит по телевизору сомнительную программу. Сядьте рядом с ним и спокойным, неосуждающим тоном спросите: «Ты думаешь, что эти люди поступают правильно?» Поощрите, обсуждение текущих событий: обсудите общественных деятелей, газетные заголовки, социальные проблемы. Научите детей выражать свое мнение. Поощряйте живые семейные дебаты. Уважайте их точку зрения, даже если вы с ними не согласны. Исследования показывают, что дети, которые вырастают в семьях, где поощряется открытое обсуждение, наиболее вероятно будут думать, как «нравственно зрелые» самостоятельные люди. Калифорнийское изучение тысячи студентов колледжа показало зависимость между способностью и уровнем рассуждения на темы морали и предыдущего воспитания. Студенты с высокими моральными качествами росли в семьях, в которых поощряли открытое обсуждение спорных тем. Примеры других студентов показали, что родители им многое разрешали и не требовали послушания, незаслуженно хвалили их и в результате вырастили детей, которые думали только о собственном удовлетворении. Другая крайность - родители, державшие детей под строгим контролем, вырастили приспособленцев, которые не могли думать о себе. Отсюда следует, что семьи, в которых детям предоставлялся голос при принятии решения, вырастили подростков, которые были способны рассуждать нравственно. Научить детей иметь собственное мнение - важная воспитательная задача родителей.
Позвольте вашему ребенку слышать, что вы думаете по поводу справедливости тех или иных действий. Вы с ребенком - в магазине, и кассир дает вам лишнюю сдачу. Вы обращаете внимание на ошибку и вместе с ребенком говорите: «О, нам дали лишнюю сдачу». «
А затем полезно прокомментировать свои действия вслух: «Эти дополнительные деньги не принадлежат нам. Было бы неправильно взять их. В конце дня кассира могут оштрафовать за ошибку, и я бы плохо себя чувствовал, если бы взял эти деньги...» Ребенок может возразить: «Но папа, все так делают». Вы отвечаете: «Разве тот, кто так поступает, прав? Как бы ты чувствовал себя, если бы взял деньги, которые тебе не принадлежат?» Затем добавляете: «Я чувствую себя хорошо, когда поступаю правильно, поэтому я вернул деньги».
Знайте, что ребенок думает нравственно на каждой стадии развития. Когда случаются ситуации, которые требуют морального нравственного решения, вовлекайте ребенка в них. Однажды наша десятилетняя дочь Эрин увидела бездомного человека. Она сказала: «Папа, мы можем остановиться и дать ему немного денег?» Я предложил: «Может быть, стоит помочь найти ему работу». Однако Эрин настаивала. Мы остановились у ближайшего магазина и купили еды для этого человека.
Уроки нравственности важны для ребенка, чтобы в будущем он мог делать правильный выбор. Если ребенок неуравновешен, испытывает недостаток внимания, он будет часто думать, в первую очередь, о двоем собственном благополучии и выбирать самый простой маршрут. Если ребенку свойственно сочувствие, он сделает выбор, результат которого позволит ему стать еще лучше и более заботливым.

Знайте друзей ваших детей. Родители, настоятельно рекомендуем знать друзей вашего ребенка, потому что некоторые из них могут оказывать отрицательное влияние на него.
Однажды мы были свидетелями такой сцены. Девятилетний Метью играл с восьмилетним Билли. Билли пытался шантажировать Метью, заставляя его сделать что-то. Он пригрозил, что не пригласит Метью на день рождения, если он не сделает этого. Метью, очень чувствительный и принципиальный ребенок, был явно обеспокоен. Мы использовали возможность для разговора с обоими детьми. Мы объяснили Билли, что Детям не следует так обращаться друг с другом. Мы также спросили Метью, что он чувствовал, когда друг его шантажировал. При желании и терпении вы можете всегда получить положительный результат даже из отрицательных ситуаций. Такие уроки необходимы, они учат детей житейской мудрости больше, чем обычные нравоучения.

Отправьте ребенка в школу нравственно подготовленным. Прививайте ребенку моральные ценности постоянно, подкрепляйте конкретными примерами, пока у вас есть влияние на него. Вы хотите, чтобы ребенок делал то, что правильно, а не только то, что является целесообразным в данной ситуации. Чтобы так было, он должен действовать, исходя из внутреннего убеждения, сформированного на протяжении многих лет.
Дети в возрасте от шести до десяти лет находятся под огромным влиянием своих сверстников. Если у ребенка не сформировалась собственная внутренняя система управления, подскажите ему, какой выбор сделать, иначе он легко станет жертвой неразумного сверстника. Дети, выросшие в доме, где преобладает сильная система руководства, часто становятся лидерами среди сверстников, вырабатывают собственный жизненный курс, не плывут по течению, а живут в согласии со своими принципами.
Чтобы обучить ребенка отличать правильное от неправильного, нужно проявлять много терпения и такта, общаясь с ним. Сила или страх здесь неуместны: «Если я поймаю тебя на воровстве, я буду бить ремнем еще сильнее», - кричал отец, намеревавшийся объяснить ребенку различие между правильным и неправильным поведением с помощью силы и страха. Этот ребенок, вероятнее всего, потратит много сил для выбора своей позиции.
Семья - мини-общество, где ребенок изучает, как жить с другими и уважать власть. Дети, которые действуют, руководствуясь внутренними ценностями, а не из опасения наказания, чувствуют себя в жизни уверенно. У них ясное представление о власти: они уважают власть, но не принимают моральные ценности других безоговорочно. Если законы не отвечают интересам людей, они. становятся лидерами по свержению законодателей и выбору новых. Воспитание нравственных, морально устойчивых детей - первый шаг к созданию гуманного общества.

Стадии нравственного роста ребенка

Дети проходят стадии духовного развития, которое, в отличие от физического роста, невозможно без постоянной помощи родителей. Чтобы ребенок мог развиться в нравственно устойчивого человека, ему необходимо дать твердую основу на каждой стадии.
Стадия 1 - младенчество. После девяти месяцев внутриутробного развития, ребенок входит в мир, ожидая, что забота о нем продолжится. Никогда не испытывавший голода, ребенок протестует против него криком. На каждое требование он получает внимательный чувствительный отклик. Пребывание на руках, у груди он считает наилучшим положением. Младенец чувствует себя центром Вселенной, в нем развиваются чувства, которые становятся его «нормой».
Стадия 2 - ползунковый возраст. К восемнадцати месяцам малыши узнают, что вместе с ними этот мир населяют другие люди. У них также есть свои потребности и права. Дом, в котором ребенок живет, имеет свои «правила», и он должен изучить их, чтобы жить в нем. Это расстраивает его в некоторой степени.
Ребенок еще не может определить, что «правильно» или «неправильно»; он поступает так, как говорят ему родители. Часто это приводит к конфликтам, если не отвечает его внутренним понятиям. Ребенок еще не может понять, что он травмирует кого-то, когда дерется. Поэтому родители ему говорят: «Бить других нельзя», и за это его наказывают. Если родители правильно прививают стандарты поведения, которые требуются обществом, малыш узнает, что повиновение взрослым - норма.
Стадия 3 - дошкольники (от трех до семи лет). Главный поворотный момент в нравственном развитии происходит именно в этот"период, так как ребенок начинает усваивать семейные ценности. То, что является важным для родителей, становится важным для него. Шестилетний ребенок может говорить другу: «В нашей семье мы делаем...» Семейные нормы становятся ценными правилами для ребенка. Эти нормы закрепляются в сознании ребенка постоянным напоминанием родителями. В заключительной части этой стадии дети начинают понимать концепцию «золотого правила». Они внимательно следят, какое влияние оказывают их действия на других людей, которые тоже имеют права и точки зрения. Учатся быть внимательными к окружающим. Дети от трех до семи лет считают, что более мудрые люди принимают всю ответственность за них.
Стадия 4 - от семи к десяти годам. Дети задаются вопросом: безошибочны ли поступки и действия их родителей или преподавателей. Возможно, что люди, несущие ответственность за них, знают не все. Дети испытывают больше уважения к тем взрослым, которые справедливы к ним и несут ответственность. Власть не угрожает ребенку, но она необходима для социального бытия. Дети верят, что ани должны слушаться родителей. И дети школьного возраста полагают, что если они нарушают правила, их поведение будет исправлено. Это сильное руководство «должен делать» и «не должен делать» дисциплинирует детей.
Дети в возрасте от семи до десяти лет владеют сильным чувством справедливости, понимают необходимость правил и сами хотят участвовать в создании правил. Они начинают понимать, что у них возможно собственное мнение, пытаются разобраться, какие качества наиболее полезны для них. Родители могут использовать это чувство справедливости в качестве руководства детьми, без ущемления их прав: «Да, я отпущу тебя в парк с друзьями, если ты согласишься помочь мне с работой по дому». Эти переговоры имеют смысл для ребенка.
Стадия 5 - десятилетние дети и подростки. В этом возрасте дети стремятся быть популярными. Они легко поддаются влиянию сверстников и перенимают их ценности. Поскольку они продолжают выбирать, какие ценности станут их частью, а какие будут отброшены, они могут колебаться и проверять различные системы ценностей, чтобы определить наиболее подходящую для себя. Подростки склонны к абстрактным рассуждениям о нравственных ценностях и начинают проявлять интерес к обществу. Теперь родители становятся для детей скорее советчиками, чем авторитетными руководителями.
От младенчества до подросткового возраста развитие морали проходит этапы от «Я» («Это правильно, потому что мне кажется это правильным») через «Мы» («Это правильно, потому что мы делаем так в нашей семье») к абстрактным рассуждениям о морали («Это правильно, потому что должно быть правильно»).

Плохие впечатления
Мы считаем, что моделирование поведения оказывает сильное влияние на детей. Родители должны понять, что отрицательные поступки, показанные по телевизору, ребенку легче копировать, чем положительные. Положительным поступкам трудно подражать, потому что они требуют зрелости и самообладания. Эти примеры должны часто повторяться, чтобы оставить след в сознании ребенка. Родители не должны обманывать себя и успокаиваться тем, что их ребенок видел только «немного» сцен убийства по телевидению или пошел смотреть фильм, в котором есть «только несколько» кадров насилия. Однако вы не можете управлять каждым шагом ребенка. Чтобы противодействовать отрицательным влияниям, которые закрадываются в его сознание, старайтесь обогащать его жизнь примерами положительного поведения. Развитое сознание ребенка похоже на гигантскую видеотеку. Оно сохраняет для последующего поиска все, что происходит вокруг. Если ребенок неоднократно является свидетелем какого-либо события, он получает больше места на «полке в библиотеке» его сознания. Так, спустя годы, оказавшись в подобных обстоятельствах, например при споре за подругу с товарищем, подросток немедленно воспроизводит подобную сцену, запечатленную его сознанием: он стреляет в человека, который претендует на его подругу. Интересно, что преступники, совершившие.противоправные действия, утверждают, что они были подсознательно уже запрограммированы на такой поступок.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Современные родители зачастую игнорируют духовно-нравственное воспитание дошкольников, уделяя при этом больше внимания умственному и физическому развитию. Но не стоит забывать, что человек — существо социальное, и одной из главнейших задач взрослых является воспитание в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем могли бы обеспечить ему комфортные условия жизни в обществе. Для полноценного нравственного воспитания детей родителям и воспитателям следует с раннего дошкольного возраста знакомить малышей с общекультурными, моральными, духовными и эстетическими ценностями, прививать любовь к красоте и добру.

Развитие личности в дошкольном возрасте

Личностное развитие детей наиболее активно происходит в период дошкольного возраста. На определенном возрастном этапе происходит становление конкретных личностных черт. Личностное развитие в дошкольном возрасте наглядно можно представить так:

  • 3-4 года (младший дошкольный возраст) — развитие эмоциональной саморегуляции;
  • 4-5 лет (средний дошкольный возраст) — развитие нравственной саморегуляции;
  • 5-7 лет (старший дошкольный возраст) — развитие деловых навыков.

Неотъемлемой частью формирования личности ребенка является постепенное постижение окружающего мира и осознание своей роли в нем. Таким образом происходит зарождение основ социально-нравственного воспитания дошкольников. На данном этапе большое значение имеет отношение взрослых (прежде всего родителей и воспитателей) к жизни и происходящим событиям. Например, если мать настроена пессимистически, часто проявляет свое недовольство окружающей действительностью, то велика вероятность, что и у ребенка разовьется недоверие и враждебность к миру.

У детей старшего школьного возраста в процессе личностного развития обнаруживаются особенности волевой и эмоциональной сферы. Например, ребенку становятся доступными чувство красоты и гармонии, открываются возможности анализа всего происходящего вокруг, на основе чего формируется свой внутренний мир.

Основы духовно-нравственного воспитания

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка. Именно в раннем возрасте происходит накопление нравственного опыта, что создает основу для формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Проблема нравственного воспитания должна решаться при помощи совместных усилий родителей и воспитателей, которые обязаны быть примером для подражания. В результате духовно-нравственного воспитания дошкольников формируется личность, имеющая определенные нравственные и духовные ориентиры: ребенок учится различать добро и зло, вырабатывает позитивное отношение к людям, учиться сочувствовать им, проявляет свое благодушие в действии.

Методы и способы нравственного воспитания дошкольников

Как уже было сказано ранее, самый действенный способ воспитания нравственности и духовности, особенно у детей старшего дошкольного возраста, — это личный пример. Кроме того, существуют и другие методы нравственного воспитания дошкольников. Данные методы условно можно разделить на три группы: наглядный, словесный и практический. Рассмотрим средства нравственного воспитания дошкольников подробнее.

Наглядный

К наглядному методу относятся прогулки по городу и экскурсии в картинную галерею или зоопарк. Также широко используются показы мультфильмов и кинофильмов, разглядывание иллюстраций и репродукций в книгах. Большой популярностью у детей пользуются различные игры. Например, социальная игра «Муравьи», в которой при помощи мимики и жестов детям требуется выразить различные эмоции по отношению друг к другу без помощи слов. Акцент делается на изображении положительных чувств, что направлено на сплочение коллектива и развитие дружелюбия между малышами.

Словесный

Наибольшая эффективность наблюдается при сопровождении наглядного метода словесным. К средствам словесного метода прежде всего относят нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Действенными приемами являются также:

  • беседы с родителями/воспитателями;
  • ответы на вопросы ребенка;
  • загадки, пословицы и поговорки;
  • комментирование иллюстраций, схем, прочитанных произведений;
  • разбор жизненных ситуаций.

Особо стоит сказать о сказке как средстве духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сказка как древний фольклорный жанр вобрала в себя множество мотивов и сюжетов, на примере которых дети учатся не только сопереживать и эмоционально реагировать на различные события, но и овладевать способностью образного мышления.

Практический

Не менее успешно для воспитания детей дошкольного возраста используется практический метод, наиболее подходящий для младших дошкольников, ведь основным его средством является игра. Практический метод включает:

  • инсценировки;
  • приготовления блюд;
  • рукоделие (шитье, лепка из пластилина, поделки из бумаги);
  • постановки спектаклей;
  • конкурсы и викторины;
  • детская благотворительность.

Самый эффективный способ духовно-нравственного развития дошкольников — это грамотное сочетание методов и соблюдение комплексного подхода.

Задачи и цели нравственного воспитания дошкольников

Развитие моральных качеств у ребенка и освоение им моделей правильного поведения — главные задачи нравственного воспитания дошкольников.

Уже в раннем дошкольном возрасте происходит стремительное формирование широкого диапазона чувств и эмоций. Они могут иметь разную направленность и проявляться:

  • по отношению к самому себе — совесть, чувство уверенности, гордость или стыд, чувство неуверенности, печаль;
  • по отношению к другим людям — симпатия, сочувствие, любовь, привязанность или антипатия, гнев, раздражительность;
  • по отношению к коллективу — чувство товарищества, сплоченности или отстраненность, одиночество.

У старших дошкольников начинают проявляться более сложные чувства, к примеру, в отношении государства (патриотизм). Зарождающиеся и приобретающие все большую глубину чувства детей искренны и чисты, но при этом неустойчивы и подвержены отрицательному воздействию. На данном этапе нравственного развития взрослым нужно не только подавать достойный пример и стараться не показывать негативных проявлений чувств, но и максимально контролировать источники информации, воздействующие на восприимчивую психику ребенка. К примеру, нельзя допускать, чтобы дошкольник имел возможность смотреть телепередачи и кинофильмы без одобрения взрослого.

Чувства пробуждают тягу к определенным действиям, благодаря чему ребенок усваивает нравственные модели поведения, которые в дальнейшем формируются в привычки. Уже в раннем возрасте у дошкольника вырабатываются определенные простейшие навыки дисциплинированного поведения, опрятности, самостоятельности. Малыш получает опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, а вместе с тем и умение вести себя в обществе.

Роль семьи

Задача взрослого — развить привычки, которые облегчат ребенку дальнейшее социальное взаимодействие: научить здороваться со всеми и прощаться, вежливо просить и благодарить за оказанную помощь, возвращать вещи на место, порядочно вести себя в общественных местах.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети закрепляют ранее выработанные привычки и совершенствуют культурные навыки: приучаются к соблюдению правил поведения в общественных местах (в поликлинике, к примеру, шуметь нельзя, а в парке развлечений можно и повеселиться). Понимают, что говорить правду — хорошо, но ябедничать — плохо. Приучаются соблюдать чистоту и порядок. В нравственных представлениях старших дошкольников трудовая деятельность и взаимопомощь уже не кажутся чем-то навязанным извне, а укореняются как необходимость. Таковы основы социально-нравственного воспитания дошкольников, которых нужно придерживаться для развития в будущем полноценной личности.

Таким образом, работа над духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста со стороны родителей и педагогов должна быть направлена на расширение чувственного мира детей, его созидание и укрепление. У ребенка должны быть сформированы критерии добра и зла, правды и лжи. Не нужно забывать, что при формировании нравственных качеств у дошкольников обязательно следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и важность комплексного подхода к воспитанию.

Нравственное воспитание личности - длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обеспечить накопление у детей положительного опыта и тем самым добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности. . А это значит добиться того, чтобы для детей дошкольного возраста были эмоционально неприятными, отталкивающими даже представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим людям, чтобы у них не появилось стремление нарушать интересы и желания других, даже ради лично очень привлекательной цели .

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.

Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти - положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.

Нравственное, трудовое планомерно осуществляется в повседневной жизни ребенка, в процессе организуемого взрослыми посильного труда, в игровой и учебной деятельности.

Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и поведение гражданина общества .

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы .

Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьей.

Глубочайшее своеобразие процесса нравственного воспитания состоит в том, что он органически вплетен в повседневную детскую жизнь, его нельзя организовать как особую деятельность детей, его нельзя выделить в особый акт и регламентировать подобно занятиям. Нравственно воспитать ребенка в детском саду - значит соответствующим образом организовать весь строй его жизни. Это значит, что построить деятельность следует таким образом, чтобы в каждом факте общения ребенка с окружающими людьми всегда находили свое конкретное воплощение те нравственные качества, которые мы хотим у него воспитать. Дело решается не только созерцанием положительного примера, сколько такой организацией жизни детей, при которой они становятся активными участниками отношений и реально овладевают положительным образцом путем совершенствования своих поступков и поведения .

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей .

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудится.

Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке .

Воспитание нравственных качеств может происходить на занятиях, в игре, в труде, в бытовой повседневной деятельности.

Одним из средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте является подвижная игра.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры, а также при использовании подвижных игр необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст ребенка.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживанию. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений.

Воспитание у детей нравственных качеств таких, как культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям), способности оказать помощь одна из важнейших задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители .

Игры создают доброе, радостное настроение детей.

Итак, нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется в отношении его членов, ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, делает их своими, принадлежащими себе, выражения отношения к окружающим его взрослым, сверстникам. Процесс формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

В этот период взрослый является для детей образцом для подражания, а также источником познания или значимости и ценности объектов, явлений окружающей действительности. Подражая взрослым, они усваивают образцы поведения, соотношение нравственным нормам;

Дошкольники осознают себя и других носителями определенных качеств, способны оценить себя, свое поведение и действие других с точки зрения тех нравственных норм, которые они усваивают.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, осознание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек .

По мнению большинства детских психологов именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания. На нравственное воспитание детей дошкольного возраста сильно влияет отношения в семье, так сказать “ погода” в доме. Именно в возрасте до 7 лет формируются моральные качества человека. Многие родители задаются вопросами:

С какого возраста начинать духовное развитие?
Какова роль правильного воспитания моральных качеств?
Можно ли изменить нравственное воспитание подростков?

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подразумевает под собой создание благоприятных условий воспитания в семье и вне дома. Конечно, основную роль играют отношения в семье. Ребенок видит как общаются родители, и для него такие взаимоотношения принимаются как норма. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста лучше начинать с раннего детства. В возрасте до 5-6 лет у ребенка формируется моральные качества, он расширяет круг общения. Помимо формирования нравственных качеств, задачей нравственного воспитание является привитие малышу гуманности, умение общаться в коллективе, уважение к окружающему миру, патриотизм, милосердие.
Можно выделить основные методы нравственного воспитания дошкольников:

  • разговоры, приведение примеров (положительных и отрицательных);
    провокация на действия;
  • побуждение к сопереживанию, милосердию;
  • награждение;
  • наказание.

Младшие дошколята плохо разделяют правильное поведение от неудовлетворительного. Часто родители поощряют детей материальными благами, а наказание носит физический характер. Такой метод крайне негативно отразится на развитии нравственной личности. Возникшие проблемы нравственного воспитания необходимо решать без промедления.

Нравственное воспитание детей в семье должно основываться на существовании ценностей, приучении к добрым поступкам. Малышу, который может сопереживать, предложить помощь, проявить милосердие, будет проще общаться со сверстниками. Для нравственного воспитания ребенка в семье необходимо следовать четкими средствами. Чтобы малыш понял, что такое доброта, честность, милосердие, красота, любовь, благодарность и другие моральные ценности, они должны быть представлены в простой понятной форме. Например в:

  • игре;
  • творческих занятиях;
  • чтении добрых сказок;
  • общении с людьми разного возраста;
  • познание природы;
  • умении находится в коллективе.

Про важность коллектива в жизни ребенка можно поговорить отдельно. Так как человек живет в социуме, то приходится учиться общаться с разными людьми. В раннем возрасте малыш общается с близкими, подрастая его круг общения расширяется все больше и больше. Иногда происходят противоречия в коллективе, это помогает научиться придерживаться норм и правил социума.
Во время развития моральных качеств у ребенка, родитель должен учесть некоторые принципы нравственного воспитания:

  • брать в расчет возраст, физическое и индивидуальное развитие малыша. Каждый человек индивидуален и нельзя применять один и тот же метод одинаково для всех;
  • уважение личности ребенка и требовательность. Требовательность рождает у крохи веру в свои возможности. Также необходимо создать условия для выполнения задач;
  • последовательность действий взрослых. Следует организованно требовать от малыша выполнения действий. Последовательные, систематические требования приведут к положительному результату;
  • развитие моральных качеств в обществе. Очень важно, чтобы дети играли, занимались в коллективе. Организовывается деятельность, в которой требуется слаженность, согласованность, общение с участниками;
  • концентрирование внимания на нравственные поступки. Побуждая малыша на оказание помощи нуждающемуся (имеется ввиду помочь подняться, найти потерянную игрушку и т.д.), проявление доброты взрослые закрепляют морально положительные стороны подрастающей личности.

Можно использовать все средства и методы нравственного воспитания дошкольника, однако они принесут положительный результат только благодаря примеру родителей и близких людей. Маленький наблюдатель берет за основу Ваши слова, отношение друг к другу и к окружающим. Чтобы Вам, родителям, не пришлось краснеть за высказывания или действия своего чада, следите за своими словами, суждениями и поведением. Важно проявлять уважение к мнению, проявлению инициативы, к личности в целом.

Также на положительный результат влияет условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Давайте выделим главные условия:

  • грамотные постановка задач взрослых, слаженная работа в коллективе;
  • развития принципов воздействия на воспитание моральной личности;
  • равномерное развитие моральных качеств у ребенка;
  • система воспитания должна быть последовательной, по мере взросления и умственного развития;

В дошкольном возрасте ребенок не только знакомится с моральными ценностями, еще оценивает важность их, пробует применять в поступках и наблюдает за окружающими. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для воспитания всесторонне развитой личности.

Игра — самое масштабное условие для принятия нравственных правил в коллективе. Маленький человек играет с друзьями и принимает условия игры. Ежели правила игры участником не выполняются, приходится выслушивать мнение (обычно недовольное) остальных. Так дошкольники учатся выполнять правила и считаться с мнением коллектива. Во время сюжетно-ролевых игр можно увидеть у малыша его увлечения, достижения, недостатки, уровень моральных знаний. Сюжетно-ролевые игры в “ Школу”, “ Детский сад”, “ Повара” и тому подобные помогают разжечь интерес к профессии, познакомится с деятельностью.

Играя в подвижные игры дошкольники приучаются к наблюдательности, сообразительности, решимости, коллективному принятию решения.

Нравственное воспитание школьников

Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.

На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.

В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.

Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.

Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть , то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.

Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением.

Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.

Нравственные качества ребенка составляют действительное наследие среды, в которой он провел первые годы своей жизни; это наследие окружающих прививается по мере развития сознания ребенка, как и его речь, способ выражения, привычки, обычаи и т.д.

Злым ребенок будет только тогда, когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдою. Лень у него является, когда его насильственно заставляют производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке, следовательно, логически непоследовательную работу или работу, сильно угнетающую его однообразными, утомительными действиями. Опять же, следовательно, не врожденное предрасположение вызывает это явление, а неприятное, гнетущее чувство, вызванное требованиями, не соответствующими силам и способностям ребенка, следовательно, несправедливыми, произвольными.

Становление речи

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учиться мыслить. Слово – материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использовать слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

Слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора.



Ребенок пользуется речью для того чтобы выразить свои мысли, чувства, воздействовать на окружающих людей это предъявляет требования к его выразительности, эмоциональности, связности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу, слушать собеседника, стараться его понять не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет.

Воспитание любознательности познавательных интересов

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любопытность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой обхвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Под влиянием познавательного оказывается способен к более длительной устойчивой сосредоточенности внимания проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Вопросы делят на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ним контакт. («Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?») Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Пик вопросов проходится на возраст с 4,5- 5,5 лет.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В умственном воспитании детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие разнообразных представлений об окружающей жизни и природе. Родителям следует обращать внимание на знания детей о стране, родном городе, улице и своей семье.

Шестилетний ребенок должен уметь называть свою страну, главный город, город или село, к втором он живет. Поступая в школу, он сам сообщает имя и отчество родителей, где они работают, домашний адрес. Гуляя с детьми на улице, в парке, в лесу, родители должны помнить, что именно от них ребенок получает свои первые знания об окружающей жизни и природе, о правилах уличного движения. Природа является самым могучим источником умственного развития ребенка. С малых лет надо учить детей любить и понимать красоту родной природы, бережно заботиться о ней. Находясь в лесу, можно рассказывать о деревьях и цветах, характерных для данной местности; показать птиц и животных, а потом почитать соответствующие сказки и рассказы. Чтобы закрепить знания, следует чаще проводить беседы об окружающей природе, умело используя наводящие вопросы. Но объем знаний и впечатлений не должен быть слишком обильным и утомительным

МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС

Обучение математике в школе требует от ребенка первоначальной ориентировки в величине (больше, меньше, длиннее, короче, толще, тоньше), в расположении вещей (ближе, дальше, слева, справа, вверху, внизу), умения пересчитывать предметы в пределах первого десятка. В связи с этим могут быть успешно применены игры, а также разные небольшие поручения.

На что направлено умственное воспитание детей раннего возраста? Умственное воспитание, как утверждают специалисты, должно начинаться с самого раннего возраста. В первые несколько лет жизни мозг ребенка активно увеличивается в объеме и уже в три года составляет 80% от объема мозга взрослого человека. Очевидно, что развитие головного мозга сопровождается активной познавательной деятельностью малыша, и взрослые должны всячески способствовать тому, чтобы он смог получать как можно больше информации.

Таким образом, умственное воспитание детей раннего возраста включает в себя:

· Сенсорное восприятие. Является одним из важных способов познания окружающего мира, доступного маленькому ребенку. Посредством ощупывания всего, что попадается ему на пути, малыш формирует представление об окружающем его мире. Именно так происходит познавательная деятельность

· Мыслительная деятельность. Напрямую зависит от сенсорного восприятия. Ощупывая предметы, малыш начинает осмысливать мир в доступных ему категориях.

· Становление речи. Следует за сенсорным восприятием и мыслительной деятельностью. Если малыш начинает говорить вовремя, можно заключить, что его умственное развитие проходит нормальными темпами.

Заключение

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Семейное воспитание должно приносить только положительные результаты и приносить удовольствие обеим из сторон. При совершении непоправимых ошибок во взаимоотношениях с ребенком на стадии его формирования как личности можно искалечить его внутренний мир и навсегда отрицательно повлиять на мировосприятия

Список используемой литературы

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Владос,2009. – 512 с. С.Л. Соловейчик, Педагогика для всех, Москва, 1987 г.

Л.Д. Столяренко, Педагогика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

Книга для родителей, сост. В.З. Солоухин, Минск, «Вышейшая школа», 1992г.

«Популярная психология для родителей», под редакцией А.А. Бодалева, Москва, Педагогика, 1988

Специальная семейная педагогика http://iknigi.net

Похожие публикации