Воспитание уважения и любви к родителям. Ау, самоуважение зову! Как воспитать уважение к себе в детях

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Воспитание уважения к старшим

Все мы знаем, что людей старшего возраста надо уважать. Вежливость и готовность прийти на помощь человеку преклонного возраста может охарактеризовать любого только с лучшей стороны. А как научить маленького ребенка уважать старших?

В современном мире дети делают именно то, что хотят: капризничают и не слушают взрослых. У таких детей отсутствует чувство почтения к старшим, т.е. уважение . Это качество формируется в ребенке годами, поэтому нет способов за один день или месяц заставить его уважать взрослых.

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

Видела.

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя "качать права", говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, и какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. В городах - деградация.

Когда я была девчонкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм или ещё куда…

К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит ли это, что ребенка надо отшлепать?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур». Вот и соотнесите эту ситуацию со своей семьей, где начальник – вы.

Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами тоже закладывают основы отношения к старшим?

Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, именно тогда он и становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

К чему же может привести неуважение к старшим, которое мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

А что же значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек – личность, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

В первую очередь надо уважать своего ребенка, а то как же он узнает что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.

А ведь уважение к детям - краеугольный камень воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают негатив, который передают своим детям. А ведь уважение к детям - это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети.

Во-первых они ещё не успели совершить заслуживающих уважения дел, а во-вторых если дети не заслуживают уважения, то надо неуважать их родителей и воспитателей - значит их так воспитали - не поняв, не полюбив, не уважая.

Не забывайте о том, что воспитывая в ребенке чувство уважения к старшим, вы не только не будете краснеть в автобусе, когда он не уступит место бабульке, а обеспечите себе надежную и счастливую старость.

Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создал такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим - «Десять Нельзя»:

* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно пре­даваться праздности, всевозможным увеселениям, когда старшие не могут позволить себе отдыха;

* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию - патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;

* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз - спроси так, чтобы не обидеть;

* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родите­ли не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,- лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие - ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;

* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;

* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам - твое слово, твоя улыбка, твое обращение - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,- бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;

* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;

* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза - это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;

* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь - пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность - уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.

Осуществление «Десяти Нельзя» требует большой заботы о гармонии всего воспитательного процесса. Уважать можно того, кто заслуживает уважения; путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Полезно с детьми обсудить каждое правило. Пусть они приведут примеры из жизни своих друзей или из литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта. В конце беседы, надо вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям.

И закончить выступление хочу словами мудрецов

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Белинский В. Г.

В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить) его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

Уважение к взрослым никто не привьёт - ни школа, ни садик, ни соседи, только семейная атмосфера. -Сухомлинский В. А.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни - Коменский Я.

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. - Сухомлинский В. А.

Недавно наблюдала сценку в транспорте. Мама лет 35-38 разговаривала со своей дочкой-подростком. Точнее, она-то пыталась поговорить, да вот в ответ от родной кровинушки получала только раздражение и весьма неприятные выпады.

«Ага, ты еще скажи, что сама такое надела бы и ходила бы в этом!». «Ой, помолчала бы уже». «Да хватит уже мне на мозг капать!»

Уважение равно безопасность

Честно говоря, когда я слушала, как эта юная школьница оскорбляет свою маму, мне несколько раз хотелось вмешаться в разговор и поставить ее на место. Едва сдержалась. Все-таки это чужие отношения, да и ничего мое вмешательство не изменило бы. Такие вещи формируются годами – за минуту их не исправишь.

Вот мы часто говорим о любви между детьми и родителями, но, мне кажется, не менее важной составляющей наших отношений в семье является взаимное уважение.

Именно из уважения к родителям ребенок не допустит чересчур фривольного обращения с ними, не нагрубит и не нахамит, даже если будет не согласен с их мнением, не поставит в неловкое положение перед посторонними людьми, а главное – не обидит своими словами и поведением.

В семье, где все друг к другу относятся уважительно, чувствуешь себя комфортно и в безопасности. Про такую семью действительно можно сказать: «мой дом – моя крепость».

И наоборот, нет уважения – и в воздухе словно нависает какая-то угроза. Каждый вынужден быть настороже, чтобы суметь «достойно» отреагировать в случае очередного нападения.

А как же любовь?

Может ли человек любить, но при этом не уважать? Парадокс, но такое встречается, и это все чаще становится отличительной особенностью нашего времени.

Дочки-сыночки могут в одну минуту обнимать вас и целовать, говоря, как вас любят и какая вы хорошая мамочка. А в следующую минуту – огрызнуться, обозвать или просто насмешливо-неуважительно высказаться о ваших взглядах или принципах.

Думаю, что и любовь такая тоже под большим вопросительным знаком. Это любовь с признаками эгоизма и потребительства. Хорошо любить, когда тебе во всем потакают и во всем с тобой соглашаются. Ну а стоит кому-то из родителей сделать замечание – и, похоже, любовь прячется за стенкой.

«Во всем виновато телевидение!»

Кто-то может сказать: да как же не будет неуважительного отношения, когда кругом – и по телевидению, и в Интернете – куча рассказов и фильмов, где дети – умняшки, а мама с папой – дурачки? Таких родителей разве станешь уважать?

Не могу с этим полностью согласиться. Я знаю несколько прекрасных семей, где есть и телевизор, и компьютер с подключением к всемирной сети, однако дети в них очень уважительно относятся к своим родителям. И масс-медиа не смогли их испортить.

Так, значит, нельзя все сваливать на «тлетворное влияние»?



«Но мы же не учили их плохому!»

Слова, слова, слова… Посмотрите, как много и часто мы что-то говорим нашим детям. Поучаем, читаем морали, «воспитываем» - и надеемся, что это рано или поздно принесет результаты. Только почему же результатов все нет и нет?

Применительно к урокам это означает, что пока ученик не научится решать задачки в своей тетрадке, то никакие объяснения учителя, как их решить, ему не помогут.

А применительно к семье это означает, что мы можем хоть с утра до ночи разглагольствовать об уважении, но если сами не будем этого делать, то и наши дети этому не научатся.

Как всегда, только личный пример

Да, получается, что мы снова приходим к уже давным-давно известной нам истине: покажи пример, и дети ему последуют.

Если мы приходим с работы и гневно повествуем, как нас несправедливо обидели, ребенок это слышит и учится не уважать начальников.

Если мы приходим из магазина и возмущаемся, как нас в очередной раз обвесили, ребенок учится не уважать продавцов.

Если нас в автобусе толкнули и мы при ребенке недовольно бурчим или ругаемся, наше чадо получает еще один урок неуважения.

Если ребенок приходит из школы и начинает жаловаться на свою учительницу, а мы поддерживаем его и поддакиваем «да, все они такие, эти учителя» - то мы учим ребенка не уважать не только школьного наставника, но и самих себя.

Мы можем научить прощать и уважать

А ведь можно думать, чувствовать и говорить совершенно по-другому. Можно своими словами показывать, что мы прощаем другим их промахи или недостатки, тем самым демонстрируя уважение к ним.

Наступили на ногу - улыбнуться и сказать в ответ: «Да ничего страшного! В такой толпе трудно не наступить!»

Обвесили в магазине, а вы заметили – с улыбкой и без превосходства мягко произнести: «Ох, сочувствую, с такими старенькими весами работать приходится! Ведь невольно можно кого-то и обвесить».

А ребенку об учительнице сказать: «Да ведь знаешь, как ей трудно со всеми вами управляться! Она и так молодец, что еще согласилась с вами работать. Я бы на ее месте уже давно от вас, бездельников, сбежала!»


«А ты меня уважаешь?»

И последнее. Если уж быть совсем откровенными, то каждый ли из нас с чистой совестью скажет, что никогда сам не совершал поступков, не говорил слов, которые показывали наше неуважение к детям?

«Вечно ты, лентяй (балбес, лодырь, недотепа) все разбросаешь (сломаешь, уронишь), а мне потом ходи убирай (чини, покупай новое) за тобой!» «Да откуда только у тебя руки растут?» «Ну да, где ж с твоим умом хорошие отметки получать?»

Вот и получаем бумерангом то, что бросили в воздух. На наше неуважение к детям – их неуважение к нам.

Я думаю, многим из нас есть над чем задуматься и что изменить в своих отношениях с детьми, с окружающими, вообще в своем отношении к этому миру. Тогда дети будут уважать и нас, и других взрослых.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Ученые считают, что именно уважение к старшим влечет за собой все хорошие и добрые поступки. В том случае, если у ребенка совсем нет уважения к родителям и вообще к старшим, то он склонен к совершению плохих деяний.


Все больше и больше детей перестают уважать взрослых, а в частности своих родителей. Родителям с самого раннего возраста жизни нужно рассказывать ребенку о культуре общения со взрослыми. Пока родители действительно не покажут то, что они могут как следует наказать, то никакие фразы, к примеру: «так с родителями не разговаривают», не помогут. А после того, как вы покажете «кто в доме хозяин», от хамства не останется ни следа, а за счет наказания вполне хватит ограничений в компьютере или телевизоре, ну или в любые влиятельные ограничения.



Для начала необходимо обратить внимание на свое поведение и действия. Нужно пересмотреть свои взгляды, обратить внимание на свою речь, убрать из своей речи скверные и хамские слова, помня о том, что дети берут пример со взрослых, но если вы никак не можете полностью избавиться от такого лексикона, то избавьтесь от такой речи хотя-бы при ребенке. Вместо этого начните рассказывать своим детям про то, что нужно уступать место старшим в автобусе, обращаться на «Вы» и не перебивать во время разговора. Это элементарные правила, которые предотвращают не пренебрежительное отношение к своим родителям.


Немаловажную роль в воспитании ребенка, занимает отношения в семье. Отец и мать должны уважительно относиться к друг другу, показывать родительский авторитет своим детям. Когда ребенок одному из родителей, второй не должен относиться к этому нейтрально. Прежде всего начните учить своих детей проявлять благодарность, без которой уважения не достичь. Благодарный человек ценит других людей, в том числе и своих родителей.


С самых ранних лет мальчиков нужно учить пропускать вперед девушек, женщин, бабушек, в подходящей ситуации открыть дверь, где-то подать руку, помочь донести сумки, уступать место, в общем, быть мужчиной. Лучше всего у него получится, когда он будет брать пример со своего отца или дедушки. Ведь дети всегда смотрят сначала на своих родителей, а потом поступают так, как они желают. Папе почаще нужно показывать свое уважение к маме, дарить какие-то подарки, проявлять уважение и любовь. Для девочки мама должна стать верной подругой, которая всегда поддержит и поймет. Мама советуется с дочерью так, чтобы она ей доверяла. Проводите семейные вечера раз в неделю, они хорошо укрепляют отношение и доверие.


Главное, правильно начать воспитывать ребенка с самых ранних лет, и тогда в семье будет порядок. Изменяйтесь сами и изменяйте своих детей


В современном мире дети делают именно то, что хотят. Капризничают и не слушают взрослых, могут ударить собственную маму и т.д. У таких детей отсутствует чувство почтения к старшим, т.е. уважение . Это качество формируется в ребенке годами, поэтому нет способов за один день или месяц заставить его уважать взрослых.

Инструкция

Воспитывайте согласованно. Зачастую при воспитании ребенка у обоих появляются разногласия. Например, один родитель запрещает смотреть ребенку телевизор после 10 часов вечера, а другой, наоборот, разрешает. При этом оба родителя могут друг друга всякими нехорошими словами, теряя свой авторитет в глазах ребенка . Воспитать уважение у ребенка в такой атмосфере невозможно. Нужно научиться уважать, прежде всего, самих себя и друг друга. А споры разрешать в отсутствие ребенка .

Относитесь к окружающим почтительно.Чтобы воспитать уважение у ребенка к родителям, старшим сестрам и братьям, воспитателям и взрослым, на собственном примере показывайте ребенку, что надо помогать людям и здороваться со взрослыми.

Не ругайтесь со родителями.Многие молодые семьи проживают сейчас со своими родителями, которые вмешиваются в , упрекают. В свою очередь молодые мама и папа не остаются в долгу, отвечая грубостью на любое высказывание старших. Все это ребенок впитывает в себя как губка, воспринимая поведение как норму. Поэтому, чтобы не возникало конфликтов между разными поколениями, постарайтесь жить отдельно. При этом регулярно навещайте дедушек и бабушек ребенка , звоните им при ребенке и спрашивайте об их состоянии здоровья, интересуйтесь их жизнью, чтобы показать ребенку уважение к родителям на личном примере.

Будьте строгими, но в то же время добрыми родителями.Нельзя слишком баловать ребенка , все разрешать ему. В этом случае ребенок не поймет, уважение к старшим и не будет слушаться. Используйте метод и пряника. Только можно обойтись без кнута, заменив его серьезными, понятными для ребенка , разговорами и объяснениями.

Ограничьте свободу действий ребенка .Четко определите границы дозволенного, поскольку ребенок еще не знает, что хорошо, а что плохо. Конечно, придется несколько раз в день говорить ему одно и то же, но терпение родителей в младшем возрасте принесет свои плоды в старшем, а именно - уважение к родителям.

Видео по теме

Источники:

  • Воспитание уважения к старшим

Влияние матери на своего ребенка так велико, что она вполне может вырастить его и одна, без поддержки папы. Главное – постараться воспитать из самостоятельного, не боящегося трудностей человека, хорошего мужа и отца.

Инструкция

Базовые представления о жизни закладываются в раннем возрасте, когда бывают очень сильно привязаны к маме. Как правило, из-за этой привязанности маленькие сыновья более чувствительны к отношениям в семье, остро ощущают эмоциональный настрой матери. Чтобы вырастить из , который сможет быть счастлив сам и сумеет сделать других, старайтесь уделять маленькому сыну больше внимания. Проявляйте теплоту, заботу и эмоциональную привязанность, присутствуйте в его жизни, при этом давая ему определенную свободу.

Здравствуйте, дорогие читатели блога!

Тема нашего сегодняшнего разговора – как научить ребенка уважать родителей. Каждый родитель хочет, чтобы сын или дочка относились к нему с должным уважением. Но как достичь этого? Попробуйте прислушаться к простым советам, и они помогут Вам воспитать хорошего и вежливого малыша, уважающего родителей и старших.

Нередко мы можем услышать от людей старшего поколения, что дети выросли и совсем от рук отбились, отстранились, относятся к родителям как к чужим людям. Мол, совсем не уважают, не приезжают в гости и даже забывают звонить.

В такие моменты молодые мамочки обычно думают что-то вроде: «Слава Богу, это не про моего малыша. Вот у меня какой добрый, ласковый и нежный растет, и всегда таким будет!». Конечно, родителям всегда хочется верить только в наилучшее. Но вот предпосылки к этому наилучшему будущему для наших уважительных к старшим детей мы можем заложить уже сейчас.

Проверка связи – а Вы сами «с усами»?

Прежде, чем начинать прививать своим детям уважение к старшим, честно ответьте себе на вопрос: а Вы сами как ведете себя с родителями и более зрелым поколением? Какие отношения у Вас сложились с мамой и папой – доверительные и уважительные, или поверхностные и презрительные? Как часто Вы сами общаетесь с родителями, помогаете им, навещаете, звоните? В каком тоне Вы с ними разговариваете и как часто? Такой простой тест поможет Вам оценить текущее положение дел и дать подсказки, что и как надо бы «подтянуть».

Кроме того, желательно для себя четко обозначить, что для Вас значит уважение к родителям. Чего Вы хотите – чтобы дети приезжали к Вам каждые выходные? Звонили ежедневно? Дарили дорогие подарки? Или ухаживали за Вами, при необходимости помогали по хозяйству? Или, может, покупали Вам каждый год путевки в санаторий?

Очень важно привить малышу с ранних лет уважение к маме, папе, учителям и воспитателям, и вообще к старшим людям. Тогда уже во взрослом возрасте сыну или дочке будет проще строить отношения с окружающими, ведь они будут основаны на взаимоуважении и взаимопонимании.

Чтобы научить ребенка уважению к взрослым, психологи рекомендуют применять несложные советы:


Как бы там ни было, научить ребенка уважать старших, и в том числе родителей, можно и нужно. И сделать это совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Просто необходимо быть искренним и любящим в общении с малышом, показывать ему свой живой пример поведения, и проявлять чуточку терпения. Ведь выработка привычки – вопрос не одного дня и даже не одного месяца. Будьте терпеливы, и Вас непременно постигнет удача!

Если статья Вам нравится, делитесь ею с друзьями и подписывайтесь на обновления блога.

Похожие публикации