Занятия для развития мелкой моторики рук. Игрушки для развития мелкой моторики

чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Что же такое мелкая моторика ?

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами , передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук , детей дошкольного возраста .

Задачи :

Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься и дома.

Игры с пуговицами

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание , восприятие.

Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе

Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков

Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.

Аппликации

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика . Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Игры с прищепками

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Рисование и раскрашивание карандашами

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки . Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности , настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.

Шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера , последовательности действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много , если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст , настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи , а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Подготовить малыша до 3-х лет к посещению садика или учебе в школе помогает развитие мелкой моторики. Ребенок, у которого с раннего детства развиты ручки, лучше воспринимает информацию, логически мыслит, обладает хорошей памятью. Развивать механизмы, влияющие на развитие речи и интеллектуальные показатели маленького человечка, следует с самого рождения.

Мелкая моторика, что это?

Мамы, папы и бабушки малышей должны знать — мелкая моторика получила название не по причине того, что она не очень важна при развитии ребенка , а потому, что отвечает за работу мелких мышц. Умение обращаться с мелкими предметами в раннем детстве благотворно сказывается на дальнейшем умственном и физическом развитии.

Развитая мелкая моторика у ребенка помогает ему хорошо обращаться с ручкой, карандашом или кистью, пользоваться ножницами, швейной иглой и другими мелкими предметами. Такой малыш быстро учится завязывать шнурки или застегивать пуговки. Для работы с мелкими предметами маленькому человечку потребуется хорошая координация, за которую отвечает один из разделов головного мозга.

Развивая у малыша мелкую моторику, вы тем самым способствуете развитию его интеллекта и способности к учебе.

Ребенок хорошо управляет движениями кистей рук и пальчиков, когда костно-мышечная и нервная системы находятся в полной гармонии.

Упражнения и массаж для развития мелкой моторики у малышей

Этапы развития моторики индивидуальны для каждого ребенка. Первые незнакомые движения получаются у малыша неуклюжими, но после нескольких повторений изо дня в день они становятся уверенными и более точными.

Существует множество вариантов развития мелкой моторики у детей до трехлетнего возраста. С первых дней жизни малышу делают массаж пальчиков рук, проводя процедуру несколько раз за день. Ее продолжительность не превышает 5 минут.

Массаж состоит из ряда упражнений

  • Поглаживание и похлопывание хорошо влияют на чувствительные рецепторы, расположенные на ладошках и пальчиках.
  • Аккуратное разжимание кулачков , которые новорожденные детки сжимают очень крепко.
  • Массаж внутренней стороны ручки игрушкой с пупырчатой или ребристой поверхностью.

Важно! Все процедуры проводят максимально нежно и аккуратно.

Начиная с двух месяцев , деткам вкладывают в ручки разные по форме игрушки. При этом взрослые должны разговаривать с малышом, комментируя свои действия. Задача крохи состоит в том, чтобы удерживать игрушку в руке как можно дольше.

С шести месяцев упражнения усложняют. Взрослый, напевая песенки или рассказывая детские стишки, одновременно работает с ручками малыша (например, известные всем «ладушки»), после чего кроха сама попытается повторить действия взрослых.

С девяти месяцев , когда дети начинают активно передвигаться по дому, проявляя интерес к различным предметам, наступает благодатное время для продолжения развития мелкой моторики. Научите малыша пересыпать из емкости в емкость крупу или другие сыпучие предметы (но находитесь рядом!). В ванной можно переливать воду из стакана в стакан. Предложите крохе поискать в миске с крупой мелкую игрушку. Ничего, что крупа рассыплется, такое занятие хорошо тренирует пальцы.

Во время занятий и игр важно не забывать, что перед вами маленький ребенок, который быстро устает от монотонных действий и переключает свое внимание на что-то другое.

Занятия по развитию мелкой моторики должны принимать форму увлекательной игры, превращая монотонные действия в веселое развлечение.

Игры и занятия, развивающие моторику у детей младшего возраста

  1. Развитие пальцев гимнастикой и играми с использованием веселых стишков.
    Это самый древний и простой способ. Сжимание и разжимание ручек, шевеление пальцами и ладошками доставляет малышам до трех лет огромное удовольствие.
  2. Рисование . Дайте крохе карандаш, ручку или фломастер. Предметы для рисования хорошо развивают правильный захват пальцев, что в дальнейшем поспособствует наличию у ребенка красивого почерка или даже откроет у него талант художника. Чтобы не отбить у малыша желание держать в руках карандаш, не стоит его строго наказывать, если он вдруг разрисует вам обои или мебель.
  3. Лепка . Для того чтобы малыш слепил шарик или скатал колбаску, можно использовать не только пластилин, но и глину или тесто. Привлеките кроху к работе, когда печете пироги. Ответственное поручение по раскатыванию теста доставит ему удовольствие и поможет развитию пальчиков.
  4. Мелкие домашние предметы . Маленькие непоседы постоянно стараются схватить какие-либо предметы из домашнего обихода. Таких предметов достаточно в любом доме. Дайте ребенку поиграть с прищепками, чайной ложечкой или крышечкой от банки. Дети крутят в руках незнакомые предметы с большим удовольствием. Но и тут нельзя спускать глаз с юного исследователя, дабы вовремя вытащить у него изо рта эти самые предметы.
  5. Нанизывание предметов . Одной из первых игрушек, которая появляется у детишек после погремушек, является пирамидка. Сначала действия ребенка неуклюжи, он никак не может насадить колечко пирамидки на палочку. Но наши дети маленькие упрямцы, они не остановятся, пока не добьются своего. По мере того как малыш подрастает, задачу по нанизыванию предметов усложняют, уменьшая размер игрушек. В ход идут разноцветные бусины и похожие предметы. Опять же, с целях безопасности, не оставляйте ребенка играть с мелкими предметами одного, ведь маленькие любознашки пытаются все затащить в рот.
  6. Игра в утюжок . Скомкайте большой лист бумаги и попросите малыша разгладить его ладошками. Дети с удовольствием разглаживают, а затем снова комкают новую игрушку.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Сегодняшним детям можно по-доброму позавидовать. Огромное количество развивающих игрушек на все случаи жизни помогают всестороннему развитию маленького человечка. Для мелкой моторики существует огромное количество конструкторов, от простых пластиковых кубиков до Лего с мельчайшими детальками . Подберите своему чаду подходящий по возрасту комплект, и он с удовольствием начнет возводить дома и строить замки, тем самым развивая свои ручки.

Хорошо развивают пальчики крохи специальные крупные пазлы для самых маленьких (доска Сегена). Собирая игрушку, малыши не только развивают руки, но и тренируют логическое мышление.

Подарите малышу кубик-сортер с отверстиями , в который вставляются разные предметы, например, формочки для игры в песочнице. На каждой грани имеется выемка, в которой поместится только определенная игрушка.

На прилавках магазинов вновь появились красочные матрешки . Еще наши мамы развивали нас с помощью этой замечательной игрушки. Такой подарок доставит много радости и принесет пользу вашему малышу.

В детстве все любят слушать сказки. Если приобрести или смастерить игрушки для кукольного театра с любимыми персонажами , малыш с удовольствием оденет их на руку, заставляя кукол двигаться.

Помните! Развитие речи у ребенка напрямую зависит от мелкой моторики. Бывает, что малыш не может объяснить взрослым чего хочет, поэтому капризничает и нервничает. Чем быстрее малышок научится правильно говорить, тем комфортнее ему будет в яслях или детском саду.

Развивая у малыша мелкую моторику, не стоит силой заставлять его выполнять те или иные действия. Все занятия должны проходить в легкой игровой форме и доставлять малышу радость.

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме более внимательно.

Общее понятие

Моторика - это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют выделяя несколько ее видов:

  • Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности - бег или приседание.
  • Мелкая моторика - движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
  • Артикуляционная моторика - это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 0-4 месяца - ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро - он пока и «правша», и «левша».
  • 4 месяца - год - навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
  • 1-2 года - движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования - малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
  • 2-3 года - моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года - малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

Низкий уровень развития моторики - чем это чревато?

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом?

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек.

Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, - 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

Упражнения

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, - «от большого к маленькому». В чем это выражается?

  • Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу - можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
  • Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
  • Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Пассивная гимнастика (массаж)

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже - сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.

Игрушки

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами - для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, - отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы - пусть он их угадает.

Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное - слегка применить собственную фантазию.

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

4.Аппликация.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Вам может быть интересно:


  • Для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет нужно выполнять несложные упражнения и делать массаж кистей рук. Специалисты советуют давать малышам открывать и закрывать банки, пересыпать крупу из стакана в стакан, учить завязывать узелки. Все эти игры для развития мелкой моторики у детей не отнимут много времени, а пользу окажут неоспоримую, ведь то, как ребенок умеет координировать свои движения, во многом влияет на развитие его речевых и мыслительных центров.

    Важнейшую роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Поэтому очень важно посредством специальных упражнений, игр и заданий для развития мелкой моторики заниматься с ребенком с раннего возраста. Развитие мелкой моторики в 4-5 лет влияет на созревание речевых и двигательных зон коры головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Развивая моторику, мы оказываем влияние на интеллектуальное развитие малыша.

    В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребенком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жесткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребенка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребенок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приемов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

    Массаж кистей рук для развития мелкой моторики у детей

    Массаж кистей рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики ребенка. Выполняется он одной рукой, другая при этом фиксирует массируемую поверхность.

    Массажные движения делают от кончиков пальцев к предплечью. Продолжительность массажа - 5 минут. Массаж проводят ежедневно или через день (10-12 сеансов за курс).

    Промежуток между курсами массажа для развития мелкой моторики у детей может составлять от 10 до 30 дней.

    Необходимые требования для проведения массажа кистей рук: руки массажиста должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими.

    Руки массируемого также должны быть чистыми. Можно использовать детский крем или присыпку, если руки потеют. Это нужно для лучшего скольжения рук массажиста во время проведения массажа.

    Подготовительные упражнения на мелкую моторику перед массажем для детей выполняются следующие:

    1. Рука ребенка свободно лежит на столе. Взрослый, одной рукой фиксируя запястье, другой рукой поочередно поднимает каждый пальчик малыша до максимального положения.

    2. Рука ребенка лежит на столе ладонной поверхностью вверх.

    Взрослый одной рукой придерживает ладонь, другой сгибает пальцы внутрь.

    Итак, ребенок сидит, рука свободно лежит на твердой плоской поверхности (на столе).

    Вот как выполняется массаж рук для развития мелкой моторики у ребенка:

    • массажист всей ладонью производит плоскостное поглаживание тыльной стороны кисти ребенка от кончиков пальцев до середины предплечья. Повторяют 3-5 раз;
    • массажист производит щипцеобразное поглаживание отдельно каждого пальца руки ребенка от кончиков к основанию пальца;
    • массажист производит щипцеобразное круговое растирание пальцев руки ребенка от кончика к основанию пальца;
    • массажист производит круговое растирание тыльной и ладонной поверхности кисти от основания пальцев до запястья;
    • повторяет движение № 1;
    • массажист с помощью руки или вибромассажера производит пунктирные движения тыльной и ладонной поверхности кисти и пальцев от кончиков к запястью;
    • повторяет движение № 1.

    Навыки правильного координирования будут просто необходимы в дальнейшей жизни малыша, так как для того чтобы одеваться, рисовать, писать и выполнять другие виды деятельности, нужно сделать множество точных, скоординированных движений. Массаж и упражнения для развития мелкой моторики у детей можно проводить под музыку или использовать стихи и песенки.

    Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей

    Как ещё можно развивать мелкую моторику у ребенка в домашних условиях? Важное место в развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук и пальцев занимают различные упражнения и игры.

    Для стимуляции тонких двигательных навыков можно использовать конструктор.

    Начинать лучше с крупных деталей, постепенно заменяя их на более мелкие. Затем переходить к собиранию пазлов, Нанизыванию бус и т. д.

    Примеры, как развить мелкую моторику рук у ребенка 4-5 лет:

    1. Пересыпание любой крупы из стакана в стакан. Это упражнение развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок освоит его, можно разрешить наливать или переливать воду или другие напитки.

    2. Завязывание узелков. Научите ребенка делать узелки. Это также развивает координацию, мелкую моторику и сноровку. Можно начать с толстой веревочки, затем перейти на более тонкую, например шнурок.

    3. Открывание и закрывание банок различных размеров. Поставьте перед ребенком банки разных размеров, бутылочки, пузырьки с крышками. Попросите его открывать все крышки и закрывать их снова. Это занятие также направлено на развитие мелкой моторики рук.

    4. Можно сшить небольшие мешочки и наполнить их, например, манной крупой, крупными макаронами, рисом, ватой и т. д. Дайте возможность ребенку прощупать эти мешочки и угадать, что в них.

    Это далеко не полный спектр игр для развития мелкой моторики у детей, координации движений рук и пальцев. Родители могут дополнять их и другими упражнениями.

    Навыки детей 6-7 лет

    Дети младшего школьного возраста должны иметь основные гигиенические навыки. Они уже достаточно самостоятельны и вполне способны к самообслуживанию. Им по силам самим чистить зубы (под присмотром взрослых), полоскать рот после приема пищи, умываться, принимать душ или ванну, самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, следить за прической. Такие навыки особенно важны, так как в этом возрасте дети начинают ходить в школу, где уже не будет рядом родителей.

    Очень важно, чтобы младшие школьники были приучены к опрятности. Они должны понимать, что помятые, грязные вещи выглядят плохо, а неаккуратная прическа и грязные ногти делают их некрасивыми.

    Дети младшего школьного возраста должны быть . Очень часто родители стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него все то, что он вполне мог бы сделать сам (например, сложить игрушки или навести порядок на письменном столе). Детям 6-7 лет, не соблюдающим режим дня, не приученным к труду и не имеющим навыков выполнения общественно полезной работы, бывает очень сложно в школьном коллективе. В школе у них обязательно появятся новые обязанности: дежурства по классу, помощь в подготовке класса к уроку и другие, с которыми им придется справляться самостоятельно.

    Статья прочитана 14 449 раз(a).

    Похожие публикации