Чем развлечь 2 летних детей. Бизиборд и волшебный сундучок

Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?


С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!

Особенности возраста

  • У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором, сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.


Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.


Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.


Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Виды развития ребенка

Физическое

Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

  • Чередуем быстрый бег с медленным.
  • Бегаем на носочках.
  • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
  • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
  • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
  • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
  • Перекатываемся по полу.
  • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
  • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
  • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
  • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
  • Ходим по неровной поверхности.
  • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
  • Подлезаем под натянутую веревку.
  • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
  • Висим на кольцах или турнике.
  • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
  • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
  • Пролезаем сквозь туннель.
  • Прыгаем на фитболе.
  • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
  • Ходим на руках.


Дети двух лет очень любят играть в активные игры

Познавательное

Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

  • Изучение геометрических фигур.
  • Изучение цветов предметов.
  • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
  • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
  • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
  • Изучение понятий «мало» и «много».
  • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
  • Сортировка предметов по цвету и величине.
  • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
  • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
  • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
  • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
  • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
  • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
  • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
  • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
  • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
  • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
  • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
  • Подобрать предмету тень.
  • Найти недостающую часть картинки.
  • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
  • Игры в прятки.
  • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
  • Запоминать сюжет картинки.
  • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
  • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
  • Изучаем птиц, а также насекомых.
  • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
  • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
  • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
  • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
  • Знакомство со временами года.
  • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
  • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
  • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
  • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.


В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям

Сенсорное

Музыкальное

Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

  • Прослушивание детских песен.
  • Прослушивание классической музыки.
  • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
  • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
  • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
  • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
  • Слушаем звуки разных инструментов.
  • Слушаем пение мамы.
  • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

Речевое

Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

  • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
  • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
  • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
  • Разыгрывать с крохой простые сказки.
  • Слушать и петь песни.
  • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
  • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
  • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
  • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
  • Учимся говорить шепотом и громко.


Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи

Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Мелкая моторика

Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
  • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
  • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
  • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
  • Игры с наклейками.
  • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
  • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
  • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
  • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
  • Собираем воду с помощью губки.
  • Комкаем и рвем бумагу.
  • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
  • Игры с прищепками.
  • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.


Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи

Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

Творческое

Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

  • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
  • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
  • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
  • Выбираем цвет для рисунка.
  • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
  • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
  • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
  • Рисуем пальчиками.
  • Пробуем раскатывать пластилин или тесто, делая колбаски и шарики.
  • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
  • Раскатанную колбаску соединяем концами.
  • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
  • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
  • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
  • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
  • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
  • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
  • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
  • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.


Творческое развитие крохи - это весело!

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

Социальное

Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

  • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
  • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
  • Учим ребенка меняться игрушками.
  • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
  • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
  • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
  • Собираем разлитую жидкость губкой.
  • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
  • Поливаем с ребенком цветы.
  • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.


Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям

В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

Лепка с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.
  • Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.


    Получайте удовольствие от игр с малышом

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.

    2 лет станут отправной точкой к его дальнейшему развитию, помогут малышу адаптироваться среди сверстников, разнообразят досуг. Ребенок, с которым правильно и эффективно занимались в раннем детстве, в старшем возрасте более восприимчив к наукам и творчеству.

    Основные принципы занятия с ребенком (2 года)

    Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.

    Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.

    Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты. Многие воспитатели дают домашнее задание, которое рассчитано на выполнение вместе с родителями. Не игнорируйте его. Но если малыш не посещает дошкольное заведение, то творите и учитесь дома. Занятия с таким маленьким ребенком должны проводиться только в игровой форме. Нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Такой подход может отбить желание к учебе в самом раннем возрасте.

    Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.

    Двухлетний ребенок и особенности его мышления

    Чадо растет и становится с каждым месяцем более активным и сообразительным. Не упустите этого шанса и направьте всю энергию в нужное русло. Вы можете заметить, что подрастающий маленький человек стал капризным и желает утвердить свое собственное «Я». Он часто использует отталкивания руками и топанье ногами - все это часть детской психологии. Учитесь терпеливо объяснять, что делать можно, а чего нельзя. Воспринимайте малыша как взрослого человека и при общении старайтесь садиться на корточки, чтобы ваши глаза находились на уровне его лица.

    Ребенок 2 лет учится, подражая. Поэтому, если хотите вырастить любознательного и стремящегося к знаниям человека, не сидите целыми днями у телевизора и не болтайте с подругами по телефону весь вечер. Ваша праздность станет для ребенка плохим примером. Лучше усадите сына или дочку рядом с собой за стол, дайте ему в руки карандаш и листок бумаги для рисования, а сами отгадывайте кроссворд или читайте книжку. Можно рисовать вместе с малышом.

    В таком возрасте ребенок все хочет делать сам. Не отбивайте охоту к самостоятельности с самого начала! Если малыш сам хочет надевать колготки или застегнуть кофту, терпеливо ждите, пока он возится с пуговицами или непослушной штаниной. Помогите только тогда, когда малыш сам попросит. Независимо от того, справился ребенок или нет, похвалите его.

    С чего начинать

    Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.

    Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

    Занимаемся малышами самостоятельно

    Конечно, занятие с ребенком 2 лет можно доверить профессиональной няне. Но согласитесь, зачем в такое прекрасное время отдавать малыша в руки чужой тете? Занимательные игры очень сближают родителей и детей, обязательно привлекайте внимание и отца. Ребятишки должны чувствовать целостность семьи. Вы не заметите, как быстро пройдет время, и малыш вырастет. Поэтому воспользуйтесь возможностью поиграть с ребенком, заодно разовьете важные способности и откроете маленькой личности. Все это очень пригодится в дальнейшей жизни.

    Разрабатывайте такие занятия, которые будут развивать определенные способности вашего ребенка. Например, творческие или речевые. Чередуйте задания с подвижными играми, лучше на улице. Время каждого занятия с двухлетним ребенком не должно превышать двадцати минут. В этом возрасте достаточно тяжело сосредоточить свое внимание на одном предмете.

    Развиваем речь малыша

    В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года - это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами.

    Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями - пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.

    После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать - пусть использует мимику и голос.

    Чтобы ребенок говорил правильно

    В книжных магазинах можно встретить очень интересные издания, в которых представлены стихи для развития речи. Их используют логопеды, когда занимаются с ребятами, у которых наблюдается явный Имитируйте звуки и спрашивайте, как разговаривает то или иное животное. Обзаведитесь картинками с изображениями различных зверей, показывайте малышу, пусть он имитирует их голоса. Обычно дети любят играть в такую игру и через время самостоятельно приносят карточки с картинками. Каждый родитель должен проводить занятия с ребенком 2 лет для развития речи.

    Координация и моторика рук

    Прикосновения имеют большое значение для детей. Вы наверняка замечали, что в 1,5 года ребенок внимательно наблюдал за своими ручками. Теперь необходимо научиться управлять конечностями. Занятия с ребенком 2 лет должны включать игру с пальцами рук. Разучите стишки, которые превратят занятие в интересную историю. Пусть малыш загибает и разгибает соответствующие пальчики, изучите игру «Ладушки». С помощью таких упражнений развивается координация рук. Сами прикасайтесь как можно чаще к рукам своего чада. Для каждого ребенка очень важен такой телесный контакт с родителями.

    Почему так важно развивать мелкую моторику? Потому что при работе пальцев рук нервные импульсы провоцируют развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат. Значит, отвечает за Кроме того, это хорошая подготовка к будущим занятиям чистописанием.

    Материал для занятий

    Принесите различные материалы, которые отличаются на ощупь (кусок меха, бархатная бумага, фольга, мешочек с бусинами, пластмасса, кожа). Пусть малыш трогает их и говорит, что чувствует. Занятия с ребенком 2 лет с пластилином очень полезны для моторики. Начинать нужно с лепки простых фигур, пусть дети учатся делать из пластилина круг, квадрат, треугольник. Далее можно приобрести вырезные формы. Вы катаете тонкий пласт из пластилина, а малыш пусть вырезает различные трафареты. С каждой неделей усложняйте занятия, покажите, что из такого материала можно слепить многое.

    Давайте ему в руки карандаши, пусть ребенок учиться рисовать. Только сразу попробуйте объяснить, что каляки-маляки можно делать только в специальном альбоме. Первое время не оставляйте детей наедине с фломастерами и карандашами, а то вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Покажите, как рисовать примитивные предметы, которые состоят из палочек и кружков.

    Малыш должен быть внимательным

    Придумывайте с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.

    Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают "урожай" по всей квартире.

    Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.

    В будущем очень пригодиться навык переключать внимание с одного на другое. Чтобы это получалось естественно, необходимо начинать занятия с самого детства. Для этого подгадайте момент, когда малыш будет активно чем-то увлечен. Далее задайте вопрос, и если ребенок начнет на него реагировать, значит, процесс пошел. Например, когда малыш рисует, спросите, что он кушал в детском садике. Необходимо, чтобы дети могли одновременно делать свои дела и при этом вести разговоры. Это намного облегчит взрослую жизнь. Вы наверняка сталкивались с людьми, которые делают какое-нибудь дело и при этом не просто не могут разговаривать, но и выключают телевизор или радио. Их отвлекает любой шорох и фоновой шум.

    Хочу все помнить!

    Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.

    В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года - очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.

    Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.

    1. Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников - чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
    2. Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, "какого цвета платье надето на девочке?", "что растет возле дерева?" Просите приносить предметы из другой комнаты.
    3. Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.

    Мышление и восприятие у детей 2-3 лет

    Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.

    Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.

    Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.

    Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.

    На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.

    Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года - это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.

    В заключение

    Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.

    Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

    Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

    Что должен уметь ребенок к двум годам:

    1. Физическое развитие:
      • правильно координировать движения;
      • согласованно управлять своим телом;
      • развивать большую и мелкую моторику.
    2. Cамообслуживание – удовлетворение своих потребностей:
      • гигиенических;
      • питания;
      • раздевания-одевания;
    3. Интеллектуальное развитие:
      • пополнение словарного запаса;
      • общение с взрослыми и сверстниками;
      • познание окружающего мира;
      • рисование, музыка, танцы.

    Игры, способствующие лучшему физическому развитию

    Игры с мячом

    Подвижные игры с мячом одинаково нравятся 2-х летним мальчикам и девочкам. Следует учитывать, что ребенок в этом возрасте достаточно быстро устает, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. Играть дольше 15 минут не рекомендуется, иначе в следующий раз малыш откажется от этого развлечения.
    Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребенком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, улучшая управление своим телом. Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребенка двух лет катить мяч в заданном направлении.
    Игра в домашних условиях в «съедобное – несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя. Плюсом является развитие хватательных движений при ловле мяча.

      На детской площадке следует разнообразить игры:
    • футбол – стараться попасть по мячу ногой в движении, чередуя то правую, то левую ногу;
    • бросать мячик в заданном направлении;
    • подбрасывать мяч вверх, чтобы ребенок 2-х лет старался поймать его;
    • перебрасывать спортивный аксессуар друг другу, встав в круг с несколькими детьми примерно одинакового возраста.

    В активных развлечениях взрослым не стоит оставлять детей играть одних без присмотра:

    • малыш 2-3 лет может упасть, получив травму;
    • удар мячом, даже брошенный сверстником, довольно болезнен;
    • родители должны руководить игрой.

    Преодоление препятствий

    Дети 2-3 лет очень любят спортивные игры:

    • лазить по шведской стенке;
    • висеть с поддержкой взрослого на турнике;
    • ходить по бревну над уровнем земли;
    • бегать, прыгать.

    В таком возрасте у малыша нет чувства страха и опасности, поэтому взрослым рекомендуется осуществлять постоянное наблюдение за ребенком, чтобы исключить возникновение несчастных случаев. Рекомендуется рассказывать малышу о поведении на гимнастических снарядах, необходимости крепко держаться.

    Ирина Князева - воспитатель детского сада №57

    Во что поиграть с ребенком в 2 года на улице советуют специалисты:

    • догонялки с родителями или другими детьми, играющими рядом;
    • жмурки;
    • ходьба по лабиринту, по начерченной на асфальте линии;
    • прыгалки на месте с чередованием ног, со ступеньки на ступеньку, через бордюр.

    При прыжках следует держать малыша 2 лет за руку, пока он научиться прыгать без травм.
    Активные физические игры заменяются в домашних условиях хождением босиком по крупе, мелкой гальке. Можно предложить и показать личный пример, как ходить на цыпочках, зажав мячик или мягкую игрушку между коленями. Дети в 2-3 года с удовольствием повторяют действия взрослых.
    Очень любят малыши массаж с рассказом «Ехал поезд» - в игровой форме укрепляются мышцы спины, улучшается осанка. Занятия с ребенком физическими упражнениями укрепляют организм, повышают иммунитет, препятствуют возникновению многих заболеваний.

    Игры, улучшающие мелкую моторику

    Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.

    Творчество

    Конечно, может не все получаться сразу, но требуется терпение родителей, чтобы малыш 2 лет научился все делать сам:

    • рисовать красками и карандашами, раскрашивать крупные рисунки раскрасок;
    • вырезать ножницами простейшие фигуры;
    • лепить из пластилина, глины или теста палочки и шарики;
    • делать аппликации и поделки из картона, цветной бумаги, другого подручного материала.

    Играть с ребенком в возрасте 2 лет в подобные игры следует только с взрослыми, которые объяснят и подробно расскажут, покажут, в какой последовательности следует изготавливать ту или иную поделку. Малыш в 2 года под руководством родителей делает сначала только несложные действия: раскрашивает крупное изображение, приклеивает, вырезанную взрослым, фигурку.
    Все дети любят рисовать. По тому, в какую руку ребенок берет карандаш или кисточку, определяется будущий левша или правша. Не рекомендуется перекладывать насильно предметы из левой руки в правую, так как такие методы вообще отобьют охоту творчества. Даже, если непонятно, что изобразил ребенок, малыша желательно похвалить, чтобы поощрить его старание.

    Игры с песком


    Очень полезны занятия малыша в песочнице:

    • постройка замков развивает фантазию;
    • производство «пирожков» из песка приучает различать форму изделия;
    • песок массажирует подушечки пальцев и ладони, улучшая кровообращение и мозговую деятельность крошки;
    • игры с другими детьми расширяет кругозор, развивает общительность.

    Рисование на стекле, посыпанном песком, способствует развитию фантазии, самостоятельности.

    Развитие речи

    Поиграть с малышом 2 лет можно, рассказывая ему сказки, разучивая вместе детские стишки, особенно такие, как «Мишка косолапый», в которых совмещается рассказ и действие. Эффективно использовать музыкальное сопровождение в играх с ребенком 2 лет: предложить малышу делать движения телом в такт музыки – подпрыгивать, приседать. Или самому играть на каком-либо инструменте.

    В игровой форме следует учить детей четко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Рекомендуется беседовать с малышом, как с взрослым, увеличивая словарный запас маленького человека.

    С удовольствием дети 2 лет смотрят кукольные спектакли, которые можно организовать дома. Не обязательно использовать профессиональных кукол, следует задействовать любимую игрушку ребенка. Поиграть в представление с ребенком можно, научив малыша правилам поведения в быту – за столом, в ванной во время умывания, помогая маме убирать в комнате и тому подобное.
    В таком возрасте дети любят играть в ролевые игры со сверстниками или родителями. Одеть, причесать куклу, вылечить любимого мишку, купить товар в магазине – больше подходит девочкам, наследующим поведение мамы. А мальчики заняты машинками, постройками из кубиков гаражей, сборкой простейших фигур из конструктора.

    Определение качества предметов

    Как играть с ребенком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные фигурки по форме: кубики, шарики, пирамидки, куклы. Найди отличия - такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребенком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.
    Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребенком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.

    Звуковое окружение

    Хорошее предложение играть с малышом на распознавание звуков, окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребенку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самим стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребенок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.

    Мелкая моторика

    Во что, и как играть с детьми 2 лет, выбирают родители, руководствуясь рекомендациями для гармоничного развития малыша в 2-3 года. Мелкую моторику развивают игры с мелкими предметами Прекрасно развивает моторику пальцев перебирание мелких предметов – разноцветных пуговиц, зерен фасоли, колечек, сверкающей бижутерии. Интересно малышам нанизывать колечки на пирамидку. Чередуя цвета, ребенок 2 лет запоминает последовательность правильного сложения фигуры.
    Складывание зерен фасоли или пуговиц в бутылку с узкой горловиной – увлекательное занятие для малышей, развивающее мелкие движения пальцев, массажируя их подушечки, что благосклонно действует на психическое развитие ребенка.

    Помощь маме


    Дети с радостью помогают взрослым делать домашние дела

    Как играть с ребенком 2 лет в домашних условиях, подскажет сообразительность родителей. Можно с маленького возраста приучать сынишку или дочурку помогать маме простейшими приемами: разложить салфетки на столе, положить каждому вилки, ложки, заодно обучая малышей счету. Сколько в семье человек и сколько приборов надо поставить на стол. Сколько следует положить ложек, вилок, тарелок.
    Уборка по дому приучает ребенка к аккуратности. Подмести пол, пропылесосить ковер, убрать игрушки – дети с удовольствием выполняют несложные работы по дому во главе с мамой или папой. Руководство взрослых обязательно при работе с электроприборами. Оформив ежедневные заботы в виде увлекательной игры, можно добиться, что ребенок в дальнейшем будет помогать старшим без постоянных напоминаний.
    Многим детям нравится готовить вместе с мамой, выполняя несложные действия, как настоящий повар: перемешать тесто, слепить пирожок, почистить вареные овощи.

    Развитие внимания

    Развивают сообразительность, внимание, логику игра в пазлы. Сначала требуется складывать простейшие варианты из малого количества частей, постепенно увеличивая сложность задания.
    Определению формы, цвета предметов помогает несложная игра: в 2 емкости следует сложить игрушки разного цвета. Объяснить ребенку, где какой и просить дать игрушку определенной окраски. За каждое правильное действие желательно поощрять ребенка словом.
    Неизменный восторг вызывает пускание мыльных пузырей. Самостоятельное выдувание пузырей развивает дыхательную систему крохи, а попытка поймать переливающееся разными цветами чудо, улучшает координацию движения.

    Во всех играх с ребенком двухлетнего возраста должны участвовать взрослые, чтобы предупредить травмы малыша. Обязательно следует хвалить крошку, вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось задание. Ребенок должен чувствовать любовь и защиту родителей. Разнообразие игр зависит от желания и фантазии мамы и папы.

    Похожие материалы

    Итак, первый год жизни - самый сложный, тревожный и насыщенный эмоциями - позади. Первый день рождения отмечен успешно, впереди - не менее увлекательный второй год. Малыш научится ходить, а ближе к двум - и что-то говорить. Многие опытные мамы называют этот период «вот теперь ты побегаешь». В смысле, за малышом побегаешь. И это правда! Второй год будет активным, веселым и интересным.

    Кто-то из малышей только научился ходить, кто-то уже давно топает, кто-то учится. Все добытое еще тащится в рот, уже звучат первые слова или слоги, ребенок уже интонирует (повторяет интонации), знает много предметов и животных, показывает их в книжке.

    Прежде чем придумывать, чем заняться с годовалым ребенком, давайте вспомним, что говорит об этом возрасте психология развития.

    Немного науки

    Период развития ребенка в этот период называется в психологии сенсомоторным : мир осваивается через восприятие и действие - потрогать, пощупать, облизать, попробовать на прочность, бросить, постучать… Чем больше всего разнообразного окажется у ребенка в руках - тем лучше. Перед глазами сразу встает кухонный шкаф, полный кастрюлек, поварешек, коробочек… О, что может быть лучше!

    С 1 года до 3 лет ведущая деятельность ребенка - предметно-манипулятивная . Это значит, что он не просто трогает, тащит в рот и изучает предметы и поверхности вокруг себя, но и учится овладевать ими при помощи взрослого: пробует «позвонить» по телефону, есть ложкой, как мама и папа. Также ребенку интересны взрослые позы, жесты, всяческие повторы за родителями, дать-взять-принести, изобразить коровку, собачку. Все, что исходит от мамы или папы, - это святое!

    Мышление ребенка на данном этапе называется наглядно-действенным : все, что я делаю, я понимаю, а не делаю - не понимаю. Не взяв предмет в руку и не попробовав сделать что-то самостоятельно, ребенок не поймет, что произойдет. Пробовать, пробовать и пробовать - вот девиз второго года жизни . Пока еще строить логические цепочки и продумывать действие «в голове» ему сложно. Поэтому, опять же, чем больше опыта взаимодействия с многообразной окружающей средой получит ребенок, тем активнее пойдет его развитие дальше.

    Очень редко ребенок в этом возрасте способен играть самостоятельно. Обычно у мамы есть десять свободных минут, если при этом малыш занят раскурочиванием ящиков, разбором шкафа или выковыриванием косточек из мандаринов. Но ожидать, что дитя будет играть в куклы или строить домики из кубиков, пока рановато. Помним, что кора головного мозга еще совсем незрелая, ребенок не умеет долго фокусировать внимание на чем-то, а уж тем более находиться одному и занимать себя.

    Кстати, в год (как и в два) проводить досуг за просмотром мультиков - вредно для ребенка. Конечно, получить 10 минут тишины - это заманчиво, но лучше достигать этого более полезными способами.

    Итак, это то, из чего мы исходим, обсуждая, чем заняться с малышом в возрасте от года до двух. А теперь к конкретике!

    Бегать, прыгать и все изучать

    Начать хочется с физического развития : именно от развития крупной моторики (бегать, висеть, ползать, карабкаться) зависит развитие мелкой, а там уже и речь подтянется. Разрешите ребенку лазить везде и всюду (конечно, предварительно позаботившись о безопасности пространства), а если дома нет шведской стенки или колец, то можно устраивать бега между подушками, прыгать на диване, залезать со стула на кресло и строить полосы препятствий. Или привязать слинг к столу на манер гамака - отличная игрушка!

    Игры на улице , особенно летом, - это просто песня: тут и песочница, и надувной бассейн, и сколько всего можно закапывать, топить, сколько цветов изучать, нюхать, сколько колючек трогать, ягод срывать и так далее. Зимой, конечно, сложнее, но просто бегать по морозу - это уже отличное развитие. Трогать снег, отличать тепло-холод, ковырять его лопаткой - дети это обожают.

    Помимо беготни по паркам и скакания на кровати, очень приятно и полезно подключать танцы . Существует масса исследований о влиянии звуков на психическое состояние человека. Все они едины в своем уважении к классической музыке, которая настраивает психические процессы на «правильный» лад. Не стоит пренебрегать этими данными: периодически включать малышу плавную негромкую классическую музыку - это отличная мысль. Однако активные танцы - хлопанье в ладоши, кружение вокруг себя, на руках у мамы, за руки с папой - удобнее устраивать под хорошую детскую музыку. Подчеркну - хорошую, которая нравится вам. Не танцуйте под «Чунга-чангу», если она вас раздражает. Сейчас такой огромный выбор - можно подобрать что-то на любой вкус. Мои дети, например, обожают оба альбома Богушевской «Детская площадка» и песни Татьяны и Сергея Никитиных на стихи Юнны Мориц. Танцуйте вместе с ребенком - это невероятная польза со всех точек зрения и для мамы, и для малыша.

    Ребенок изучает свои физические возможности, а заодно и свое тело - рассказывайте и показывайте ему, как что называется. Можно делать легкий массаж - тактильный контакт не утратил своей важности!

    Самыми интересными местами дома становятся кухня и ванная.

    Царство волшебных кастрюлек

    На кухне полно волшебных вещей, ими можно стучать друг об друга, по полу и стенам, их можно вкладывать одну в другую, катать, трясти. Какой оркестр можно создать из кастрюль и ложки! Как здорово! И это не говоря о продуктах, которые живут на кухне.

    Чем учить овощи по картинкам (а так делают часто), дайте ребенку разбирать сумки из магазина, разложите овощи, расскажите, как они называются, обсудите их размер, цвет, катайте, тыкайте в них пальцем и проверяйте на прочность.

    Многие мамы знают о пользе игр с крупами - удобно посадить ребенка в большой ящик (икеевский, например) или детскую ванночку, насыпать туда крупы, дать стаканчиков, ложечку… Конечно, придется все время следить, чтобы юный исследователь не наелся фасоли, но дело того стоит. Очень интересно откапывать мелкие предметы из крупы - яркие шарики или даже мамины кольца.

    Ну а уж когда мама готовит - тут просто рай для малыша. То, что многие родители предпочитают удалить ребенка из кухни во время приготовления пищи - огромная ошибка! Возможностей для развития тут столько, что обидно их терять. Встать на стул и мыть посуду ребенок может уже до года - да, все будет мокрое, но это того стоит! Тереть губкой чашку, выжимать ее, размазывать пену (используйте экологичное средство для мытья посуды или дайте ребенку детское мыло). Сейчас даже продаются специальные «стулья маленького помощника» - табуреточка с ограждением, на которой ребенок может спокойно помогать маме и не упасть, увлекшись пеной на губке.

    Здорово позволить возить ручками в муке, тесте, твороге. Да, все будет грязное, но зато уже в два года ребенок будет уметь многое делать руками и не только мешать, но и в чем-то даже помогать маме.

    На кухне есть бумажные полотенца, которые можно рвать (это крайне полезно!), фольга, которую так приятно комкать, полотенца, под которыми можно прятать игрушку и находить ее. Веселье!

    А еще на кухне есть холодильник, и там можно морозить лед разного цвета и даже класть в него мелкие предметы, а потом играть с ним, пока не растает. Делать это удобнее во втором волшебном помещении в квартире - в ванной.

    Вечная слава воде (и песку)

    Игры с водой в этом возрасте ну просто очень полезны. Тут пригодятся: леечка, сито, пластмассовые бутылки с крышкой и без, бутылки с дыркой в крышке - отличная брызгалка. Губки можно топить и выжимать. Нам нужно и то, что тонет, и то, что плавает. Поставьте эксперимент: если топить в воде стакан, то из-под него вылезет пузырь. Ого!

    Ну и конечно, в ванной здорово рисовать на стенах пальчиковыми красками. Пока достаточно одного цвета. Удобно перелить часть краски в мисочку - иначе она закончится в первое же купание.

    Помимо воды крайне полезен песок. Если не на уличной детской площадке (где часто трудно сосредоточиться, ибо отвлекаешься на других детей), то дома - слава Великому Кинетическому Песку. Пока что даже не столько для того, чтобы лепить куличики, сколько чтобы тыкать пальцем, мять, втыкать фасолины, откапывать мелкие игрушечки и т. п. Купите плоский большой ящик, одного-двух килограммов песка будет достаточно. Подстелите на пол клеенку, тогда не так сложно будет убрать.

    Ребенку в этом возрасте интересна и полезна всевозможная мелочь: шарики, колечки, блесточки, бусины… Под присмотром, конечно. Бусы вообще идут на ура - их можно и перебирать, и носить, и грызть.

    Увлекательнейшая вещь - так называемая «сенсорная коробка». Это короб с низкими стенками, куда насыпается разная мелочь вперемешку с крупами или макаронами, туда можно селить пластмассовых зверей, там можно шебуршать руками, рыть-копать-искать-перебирать-сортировать. Что-то, конечно, окажется на полу, но это же мелочи жизни.

    Как большой

    Ну и конечно, в квартире можно найти очень много интересных занятий под девизом «помощь маме». Складывать белье в стиральную машинку и вынимать его, махать веником, мыть пол, разматывать рулон туалетной бумаги по полу - ну очень интересно!

    Большая картонная коробка - вещь необыкновенная: можно в нее прятать предметы, можно залезть самому, можно делать вид, что ты в поезде или лодке. А если коробок несколько, то можно сделать туннель!

    Маленькие коробочки тоже очень хороши: можно ставить одну на другую, вкладывать одну в другую, прятать в них игрушки.

    А из стола и пледа выходит отличный домик, там можно сидеть с фонариком.

    Творчество

    Пока что звучит смешно - ну какое творчество в таком возрасте! Но на самом деле уже многое можно и очень полезно. Не бойтесь грязи! В доме, где дети, это неизбежно и даже хорошо (значит, ребенок растет и развивается полным ходом). Лучше сразу придумать способы защиты - клеенка на полу и тому подобные меры.

    Еще здорово потихоньку начинать лепить: пластилин лучше использовать мягкий (продается в магазинах детских товаров), обычный пока что слишком твердый. С ним можно проделывать все то же, что и с песком, но еще рвать, везде размазывать, прилеплять, тыкать зубочисткой.

    Книжки

    Покупайте книжки с самыми простыми реалистичными картинками - желательно одно крупное изображение на одной странице (сейчас с этим туго, книг тысячи, а иллюстраций хороших днем с огнем…). Вот уточка - все пищат, как пищит уточка. Собачка - все лают, как собачка.

    Стихи - прекрасно.

    Дети очень любят изучать себя и близких на фотографиях - фотокнига или альбом могут стать хитом.

    Игрушки

    Главная задача мамы - не переусердствовать с их количеством и не завалить ребенка кучей игрушек, которые пока ему не нужны. Помним, что ребенок не может концентрироваться так, как взрослый, и если дать ему 10 машинок вместо одной, он будет просто ими кидаться и разбрасывать. Но кидать можно и что-то еще - мячики-кубики, а машинку - одну, крупную, ну и еще большой грузовик - можно катать, скатывать с горки, накладывать в кузов всяческую мелочь и т.д.

    Машинку дети любят катать за собой на веревочке, а еще они любят катить что-то перед собой - на палке. Бабочку, утку - выбор сейчас огромный.

    Какие игрушки хороши на 2 году жизни:

    Игрушки из Икеи для малышей - бусины на проволоке, колышки для забивания молотком.

    Мягкие игрушки: пусть их будет немного, и они будут реалистичными: заяц, похожий на зайца, а не на монстра из мультика. Они ходят друг к другу в гости, пьют чай и едят кашу.

    Кукла нужна и девочкам, и мальчикам. Или 2-3 куклы - но не 10. Размер - средний, сантиметров 20-30. Желательно с милым лицом, похожим на настоящего малыша, с мягким туловищем.

    С ее помощью мама подготавливает ребенка к переходу на следующий этап его развития - этап ролевой игры, который наступит после трех лет.

    Пока что мы совершаем с ребенком самые простые действия: кормим куклу, купаем, укладываем спать. Специальных приспособлений еще не нужно, но здорово, если можно снять-надеть шапочку, носочки, дать попить из маленькой пиалы или ведерка - кукольную посудку пока что рано, но если очень хочется, то, конечно, можно.

    Все, что развивает мелкую моторику, - крупные вкладыши из дерева, большие кубики - пока можно просто ставить один на другой, вернее, мама чаще ставит, а малыш рушит.

    Мячики - разной формы и материала

    Стаканчики, которые входят один в другой, - пригодятся и строить пирамидку, и пытаться вложить друг в друга, и что-то насыпать, и наливать в них воду.

    Музыкальные игрушки - самые простые, пусть пианино подождет. Можно насыпать в бутылку фасоли - и вот отличная звенелка-гремелка. Колокольчик, барабан - прекрасные игрушки!

    Пальчиковые куклы - пока еще это не кукольный театр, но так интересно, как это она шевелится и говорит маминым голосом!

    Крупные резиновые зверушки

    Наталья Горбунова
    Консультация для родителей «Чем занять ребенка 2–3 лет дома»

    Консультация для родителей

    «Чем занять ребенка 2-3 лет дома »

    Уважаемые родители ! Вечера будних и выходные в жизни вашего ребенка всецело принадлежат вам, самым близким и дорогим для него людям - родителям . Чем заняться с ребенком в это время ? Почитать? Посмотреть новую телепередачу? А может быть, отправиться в поход? Но нужно срочно заняться домашним хозяйством , ожидаются гости и необходимо приготовить праздничный обед. Как найти в этой ситуации компромисс?

    Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка ? Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идет в детский сад. С помощью игры развиваются внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. А. С. Макаренко писал : «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение , как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре , таков во многом он будет в работе, когда вырастает. Для того чтобы занять ребенка 2-3 лет дома интересной и полезной деятельностью можно организовать игры по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

    День малыша в детском саду заполнен интересными делами, неожиданными событиями, увлекательными прогулками и играми с ровесниками. А дома ? Все заняты . Мама по хозяйству хлопочет, папа газету читает или телевизор смотрит, брат или сестра уроки готовят. От взрослых ребёнок только и слышит : «Иди, не мешай, займись чем – нибудь!» Чем? Малыш начинает томиться, капризничать, сам себя не умеет занять .

    Малыш с интересом прислушивается и присматривается к взрослым, к окружающему его миру, делает открытия для себя. И важно в этот момент стать настоящим другом ребёнку, научить его использовать свободное время, что бы он почувствовал его, необходимость своего труда, занятий , игр.

    В возрасте 2-3 лет дети очень самостоятельны. Их переполняет интерес и любознательность, желание проникнуть везде и всюду, узнать все и сразу. Недаром этот возраст называют «исследовательским» .

    Совместные виды деятельности взрослого и ребенка с учетом его возрастных особенностей :

    Чтение стихов, сказок, небольших рассказов, потешек, частушек и других фольклорных произведений, которые ярко иллюстрированы, понятны и интересны ребенку по содержанию .

    Знакомство с окружающим миром предметов.

    Знакомство с живым миром.

    Знакомство знаний формы, цвета, величины.

    Серьезная вещь – игрушка.

    Дети любят игрушки –

    Так все говорят.

    Ну а разве игрушки

    Не любят ребят?

    Б. Заходер

    Важным условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Он должен быть осознанным и продуманным.

    Мы игрушки выбираем

    С ними дружим и играем,

    В путь с собой берем всегда

    И ломаем иногда.

    О. Емельянова

    Советы родителям :

    Приобретая игрушку ребенку , учитывайте уже имеющиеся у него игрушки.

    Не покупайте игрушку, в которой много мелких деталей : он их может проглотить, затолкать в ухо, в нос.

    Покупайте игрушки по возрасту ребенка или слегка «на вырост» .

    Игрушка должна развивать и учить ребенка .

    Примерные игры с малышами :

    Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки

    Все такие нужные!

    Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться

    до большого пальца правой руки.

    Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.

    Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.

    Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.

    А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.

    А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики» .

    Идет коза рогатая (средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты)

    Идет коза бодатая (большие их придерживают, указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед, покачивать кистями рук)

    Ножками топ-топ (пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачком по кулачку

    Глазками хлоп-хлоп (большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу.

    Резкими движениями соединять большой палец с остальными)

    Кто кашу не есть.

    Кто молоко не пьёт (погрозить указательным пальцем)

    Того забодаю, забодаю! Выполнить первое движение «коза» .

    ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ

    Прилетели гули, (махать руками, как крылышками)

    Гули – голубочки

    Сели на головку (положить руки на голову)

    На головку дочке.

    Ты, моя дочка,

    Помаши ладошкой.

    Кыш – кыш – кыш! (Махать кистями рук, прогоняя гулю)

    На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения двух рук в замок)

    Кто открыть его бы смог?

    Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

    Покрутили (движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

    Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг

    И открыли (Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны)

    Зайка серый умывается.

    Зайка серый

    Умывается,

    Видно в гости

    Собирается.

    Вымыл носик,

    Вымыл хвостик,

    Вымыл ухо,

    Вытер ухо!

    Ребенок выполняет соответствующие движения. Затем скачет на двух ногах, продвигаясь вперед за мамой - зайки идут в гости. После этого малыш возвращается на свое место. Игра повторяется.

    «Курочка и цыплята»

    Вышла курочка гулять,

    Свежей травки пощипать.

    А за ней ребятки –

    Желтые цыплятки.

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

    Не ходите далеко,

    Лапками гребите,

    Зернышки ищите.

    Съели толстого жука,

    Дождевого червяка.

    Выпили водицы –

    Полное корытце.

    Подвижные игры дома с дыхательными упражнениями

    Ребенок сидит на полу по-турецки, родитель произносит :

    Ж-ж-ж, сказал крылатый жук, - по сиж-ж-жу.

    Ребенок обхватывает себя за плечи и произносит :

    Поднимусь, полечу, громко-громко за жуж-ж-жу.

    Ребенок и родитель разводят руки в стороны и перемещаются по комнате, произнося звук «ж» . Длительность упражнения - 2-3 минуты.

    Ребенок и родители встают на одной линии. У каждого в руках бумажный самолетик. По команде самолетики взлетают. Можно помогать самолетику, дуя на него и не давая тем самым ему спикировать на пол.

    Мама обнимает меня

    Делаем вдох носом, руки разводим по сторонам, задерживаем дыхание на 3 секунды. На выдохе обнимаем себя так крепко, как это обычно делает мама.

    При ознакомлении детей с величиной предметов дети, как правило, раскладывают предметы на большие и маленькие (например : маленькие грибочки в маленькую корзиночку, а большие грибочки – в большую). Можно использовать машины, куклы и т. д.

    Очень полезны для детей 3-го года жизни игры, направленные на развитие мелкой моторики рук. Это разнообразные шнуровки, пристегалочки, мунипулятивные игры с предметами разными по тактильным ощущениям, по степени твердости и мягкости.

    Помните! Время, потраченное на общение с ребенком , вознаграждает нас, взрослых, глубокой детской привязанностью

    Похожие публикации