Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств. «Кузьминки»

Подготовила музыкальный руководитель Светящук М.Е.

Зал оформлен в виде русской избы. На центральной стене ситцевыми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за «стёклами» которого осенний пейзаж. Возле окна стол, накрытый вышитой скатертью, сервирован деревянной посудой. На столе самовар, пряники, баранки. Возле стола с обеих сторон скамейки, застланные ткаными дорожками. На скамейках вышивки, вязанье, клубки с шерстью, у самой стены - прялка. По обеим сторонам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле.

Презентация « Осенние народные праздники»

Под русскую народную музыку входят хозяин с хозяйкой.

Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: Желанные, долгожданные!

Хозяин - Хозяйка: На осенние посиделки приглашаем вас! (поклон)

Хозяин: Ноябрь за окном, месяц студёный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — Грудень.

Хозяйка: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси отмечают первый зимний праздник — Кузьминки.

Хозяин: 14 ноября- по народному календарю, день Кузьмы и Демьяна. Это праздник встречи Зимы и проводов осени. Раньше говорили: « Кузьминки — об осени одни поминки». Вот и мы сегодня попрощаемся с осенью (Хозяин и Хозяйка отходят к столу).

Исполняется хоровод «Берёзки» (мелодия песни «Отговорила роща золотая»)

Хозяин: (сидя за столом) Русский народ считал своих братьев Кузьму и Демьяна, покровителями женщин — рукодельниц. На Кузьму-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше.

Хозяйка: (сидя за столом) Батюшка, Кузьма - Демьян, сравняй меня позднюю с ранними.

Хозяин: Праздник этот ремесла, домашнего очага, праздник не безделья, праздник рукоделья.

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка: (говорит слова на фоне музыки)

Ой, вы, девицы - красавицы,

Душеньки - подруженьки.

Проходите, гости милые,

В нашу горницу, во светлицу.

Девочки рассаживаются на свои места под окошком, принимаются за рукоделие - вышивают, прядут, вяжут, мотают клубочки.

1 девочка: Прялка не бог - а рубаху даёт.

2 девочка: Не ленись прясть - хорошо оденешься.

Хозяйка: А как шили — вышивали,

Так и песню напевали.

Пели, правда, от души,

Но и песни хороши.

Исполняется песня « Лучинушка» (в сопровождении балалайки).

Хозяин: Святых братьев Кузьму и Демьяна призывали в помощь и в других ремёслах. Со временем братья слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них - Кузьминки.

Хозяйка: Кузьминки — курьи именины, « курячий праздник». В этот день едят кур, цыплят и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливыми.

Хозяин: Ещё Кузьминки называли - «кашником». А святых Кузьму и Демьяна - «кашниками», так как они были бессеребренниками, денег не брали, и их кормили кашей.

Хозяйка: На Кузьминки девушки устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою ссыпную кашу и устраивали пиршество. Веселились до утра.

Входят девочки с узелками. В них еда: каша в чугунке, пироги, лепёшки, яички.

Девочки (все вместе): Здравствуй, хозяин,

Здравствуй, хозяюшка.

Примите кушанье.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!

(Девочки проходят и ставят все гостинцы на стол)

Хозяйка: Ой, богат стол сегодня будет! В ссыпчину, да в складчину!

1 девочка: Тут и каша, и лепёшки!

2 девочка: И пироги, и яички! Хозяйка: (показывая на печь): А вот, и курничек вас дожидается. На Кузьму - Демьяна всегда курники пекли.

3 девочка : Да, Кузьминки - куриные именины!

4 девочка : Спасибо, хозяюшка, мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся.

Исполняется пляска « Русская кадриль».

Хозяйка: А ещё гости обещались быть?

Дети (все вместе): Скоро, хозяюшка, скоро (уходят на свои места)

Раздаётся стук в дверь. Входят гурьбой мальчики и девочки, исполняющие частушки.

Дети (все вместе): Здоровья вам!

Нужны ли мы вам?!

Мальчики : Когда надо вам, привечайте нас!

Девочки: А не надо вам, прогоняйте нас!

Хозяйка : У нас гостюшки в дому, словно солнышко в терему.

Хозяин : Дорогие гости, счастья вам! Просим пожаловать в терем к нам!

Мальчик : Дорогим хозяевам бьём челом,

И, спасибо вам, за приём! (проходят в хату)

Хозяйка: Эй, девчоночки - подружки,

Веселушки - хохотушки.

Эй, ребята - молодцы,

Озорные удальцы.

Вы частушки заводите,

Всех гостей повеселите.

Исполняются частушки.

Девочки: Что за славный денёк?

Собирайся, куманёк!

Будем шутки шутить,

Да гостей веселить!

Хозяин: Погоди честной народ,

Отдохни немножко,

Василиса к нам идёт

Поразвлечь немножко.

Входит Василиса, а дети, исполнявшие частушки, садятся на свои места.

Василиса: Я весною на завалинке посиживаю,

А зимою в горнице полёживаю.

Сижу, на народ гляжу,

Всё всегда запоминаю.

И в корзинку собираю.

Сяду рядышком на лавку.

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу!

1 загадка: В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушит не идёт! (печь)

2 загадка: Стоит бычок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3 загадка: В брюхе- баня, в носу - решето,

На голове - пупок, одна рука и та на спине. (Чайник)

4 загадка: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5 загадка: Родился - вертелся, рос - вертелся,

Всех любил, всех кормил,

Помер - выкинули в поле,

Там меня зверь не ест, птица не клюёт. (Горшок)

Проводится игра « Горшки»

Василиса: Девицы - красавицы, и добры - молодцы, много ль вы знаете пословиц и поговорок? Подарите их мне. Я их в корзину положу, кому хочу - подарю.

Дети: (по очереди)

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Василиса: Спасибо вам, потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это подарю вам этот молоточек, да наковаленку. А почему я их подарила вам в ноябре - подумайте.

Хозяин - Хозяйка: Знаем, знаем почему!

Хозяин: На Кузьминки отмечается день кузнецов - Кузьмы и Демьяна.

Хозяйка: А в старину кузнецов ещё по другому называли, ласково - коваличек.

Исполняется инсценировка русской народной песни « Во кузнице»

Кузнец (вручая гвозди): Вам, хозяева, уменье наше в доме всегда пригодится.

Хозяйка: Ай, спасибо, работнички, уважили - кузнецы вы умелые!

1 мальчик: А у меня папка - гончар, во как работает! (показывает горшок)

2 мальчик: (выносит табурет): А мой папка - плотник, он нужнее!

Кузнецы: (вдвоём, подбоченившись или руки калачиком на груди)

А у нас, в кузнице, не хуже!

Хозяйка: Эй, петухи, сейчас подерётесь! Идите лучше попляшите, да поиграйте! Делу время, а потехе час!

Девочка: А вы не забыли про обычай? На Кузьму - Демьяна парни приносят девочкам курочку!

Кузнецы: А как же! Вот, принесли! (достают из лукошек курочек, отдают девочкам)

Девочки: Ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

Хозяйка: Ох, и развесёлый, вы народ!

Становись-ка в хоровод!

Будем в « Селезня» играть

Крепко - крепко целовать!

Проводится игра «Селезень»

Хозяин: Ай, как же здорово у вас получается! И работаете вы на славу, и веселиться умеете от души!

Хозяйка: А послушайте, что еще хочу сказать. Осень - пора свадеб. В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян, покровительствуют свадьбам, что своим молотом, на небесной наковальне, они выковывают брачную цепь, а затем, помогают семьям жить в ладу, в мире, воспитывать своих детушек. А какая же свадебка без песни весёлой, да гостей дорогих?!

Звучит грамзапись русской народной песни « У нас нынче субботея». В зале появляется народный ансамбль «Канон».

1 участник: Ой, святый Кузьма — Демьян

Приходи на свадьбу к нам.

И скуй ты нам свадебку

Крепко, крепко - накрепко -

До седой головушки,

До долгой бородушки.

2 участник: Кузьма - Демьян по сеням ходил,

Гвозди собирал, свадебку ковал.

Ансамбль исполняет чешскую народную песню « Мне, моя матушка, говорила»

в обработке Я. Малата

« Ой, на горке старый дуб» беларусская народная песня обр. А. Копосова

« Ванька - Танька» муз. Даргомыжского переложение А. Егорова

Хозяин - Хозяйка: (с поклоном к ансамблю):

За такое веселье - наше почтенье!

И ждет вас вкусное угощенье!

Вручают поднос с русским пирогом; ансамбль уходит.

Хозяин: Вот и промчались наши посиделки. Именно так проводили их парни и девчата на Кузьминки. Гости дорогие! А мы ведь не можем просто так расстаться, не подарив на память подарочка. (Раздают гостям магнитики). А вас, парни да девчата, в группе ждёт угощенье.

Хозяйка: Вот настал момент прощаться,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам - До свиданья,

До счастливых, новых встреч!

Татьяна Александровна Фролова
«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы

Фролова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

учреждения «Детский сад № 106 ОАО «РЖД». г. Мичуринск

Цель: Воспитывать чувство гордости за русский народ, формировать патриотические чувства.

Задачи: -знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками;

Пробуждать интерес к народному искусству и желание нести людям радость, добро, хорошее настроение.

Участники: дети подготовительной к школе группы, ведущий, гости.

Материалы: фонограммы музыкальных произведений: р. н. п. «Светит месяц», «Во деревне то было, в Ольховке», «Барыня», деревянные ложки – 16 шт. ; клубочки ниток – 3 шт., туесок для скороговорок, русские народные костюмы по количеству детей; русский народный костюм для ведущего (взрослый).

Место проведения : музыкальный зал. (Зал оформлен в русском народном стиле. У центральной стены стоит дом, колодец. Возле окна и у противоположной стены - столы, накрытые скатертью. На столах деревянная посуда, самовары, пряники, баранки, пироги, яблоки. Дети одеты в русские народные костюмы, свободно заходят в зал и садятся на стулья к столам)

Ход праздника.

На середину зала выходит ведущий в русском народном костюме.

Ведущий. На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучинах мы сидели.

Иль под светлым небосводом

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши…

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам.

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(Звучит музыка из русской народной песни «Светит месяц», на середину зала выходят двое детей – хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах)

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть. Вам ли сегодня грустить да печалиться?

Хозяйка. Рады будем видеть вас у себя в гостях. Ждёт вас праздник большой, праздник радостный по обычаю старинному Кузьминками называется.

Хозяин. Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Хозяйка. Вас много интересного ждёт.

Много песен, много шуток

и весёлых прибауток!

(со стульчиков поднимаются и подходят к хозяевам группа детей)

Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома.

Ребёнок (гость). Не беспокойся, хозяюшка. Мы и дома не лежим, и в гостях не стоим.

(хозяйка усаживает детей на стулья)

Хозяин. У нас для каждого найдётся и словечко, и местечко.

Ребёнок (гость). Гости – люди подневольные, где посадят там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Ребёнок (гость). Дома сидеть – ничего не высидеть. Вот мы и решили людей посмотреть да себя показать.

(хозяин встречает ещё группу гостей)

Хозяин. Проходите, гости дорогие! Гостю почёт, хозяину – честь.

Ребёнок (гость). Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка. Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли места хватило?

Ребёнок (гость). Гостям – то известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком и поговорим ладком.

Ведущий. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси с 14 ноября начинаются первые зимние праздники. Самый первый – Кузьминки. Этот день праздник мастеров кузнецов Кузьмы и Демьяна. Отсюда и название праздника.

Ребёнок. Праздник этот ремесла,

Домашнего очага

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья.

Ребёнок. Как этот праздник наступает

Весь народ гулять идёт.

Очень весело с задором,

Песни русские поёт!

ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ» обр. А. Жарова

Ребёнок. Парни наши мастера,

Ловко правят все дела,

Но и девочки под стать.

Ни в чём не станут уступать.

Ребёнок. А как шили-вышивали.

Так и песню напевали

Пели, правда, от души –

Больно песни хороши!

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «НА КУЗЬМУ - ДЕМЬЯНА»

(исполняет группа девочек)

Ребёнок. Эй, девчоночки – подружки,

Веселушки – хохотушки.

Ребёнок. Эй, ребята – молодцы

Озорные удальцы!

Не пора ли поплясать

Свою удаль показать.

Ребёнок. Ставим ножку на носок.

А потом на пятку.

Станем «Русскую» плясать,

А потом вприсядку!

Ребёнок. Эх, сыпь веселей,

Лаптей не жалей,

Это верно совершенно.

Что картошка без костей.

ТАНЕЦ «ЛАПТИ» ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ДЕРЕВНЕ ТО БЫЛО, В ОЛЬХОВКЕ…»

Хозяин . Да, на Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведёт,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Ведущий. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?

(Выходят три девочки).

Хозяйка. Как песню мы начнём спевать,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы петь да плясать,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно задание?

Начнём соревнование.

ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»

Хозяйка. Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?

Хозяин. А сейчас мы с мальчиками поиграем в шуточную игру.

ИГРА «ГОНЧАРЫ»

Дети парами становятся по кругу. Один ребёнок впереди, изображая «горшок», садится по-турецки, лицом в центр круга. Сзади «горшка» стоит ребёнок, изображающий продавца. В центре круга водящий - «покупатель». Он ходит по кругу, выбирая себе «горшок». В это время «продавцы» хвалят свой товар, громко выкрикивая. Водящий - «покупатель», выбрав «горшок» начинает диалог с продавцом.

Водящий. Почём горшок?

Продавец. По денежке.

Водящий. А купить то можно?

Продавец. Да покупай.

Водящий. А сколько стоит?

Продавец. Да пять рублей.

Водящий. Есть такие деньги.

Водящий и продавец, взявшись за правые руки, исполняют попевку (Чичары, чичары,

Собирайтесь, гончары.

По кусту, по мосту,

По лебедю – горазду.)

В конце попевки разбегаются в разные стороны, обегая круг. Кто первый подбежит к «горшку», тот выигрывает. Опоздавший становится водящим – «покупателем». Игра продолжается.

Хозяйка. Пошутили, посмеялись и хватит. Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте, да складно быстро

повторяйте.

Ребёнок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Ребёнок. Дали Клаше каши с простоквашей.

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Хозяин. И для этих гостей (показывает на родителей) званых да почётных, я тоже приготовил скороговорки. Ну, кто из вас, говорить скороговорки горазд.

Туесок мой открывайте,

Скороговорки вынимайте,

Прочитайте-ка скорей,

Да скажите веселей.

(взрослые достают из туеска записки-листочки со скороговорками).

1. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

2. Несёт сено Сеня в сени

Спать на сене будет Сеня.

3. Мамаша Ромаше

Дала простокваши.

4. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

Хозяин. Ай да молодцы! Славно у вас получается.

Ведущий. А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ!

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт.

Дети. Ложка!

1 ребёнок. Звонкие, резные,

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

2 ребёнок. Эх, топну ногой,

Да притопну ножками!

Развесёлый у нас будет

Танец с ложками.

Хозяйка (берёт поднос с ложками)

Подходите, разбирайте

Пляску с нами начинайте.

ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ «БАРЫНЯ»

Ребёнок. Там, где песня льётся,

Там легче живётся.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Ребёнок. Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте,

Девчатам тоже помогайте.

ЧАСТУШКИ сл. Л. Волокитиной

1. Девки, пойте, девки, пойте,

Веселитесь от души.

Хороши Кузьминки наши,

И мы тоже хороши.

2. Не хотели мы плясать,

Стояли и стеснялися,

А Кузьма заиграл-

Мы не удержалися.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком-

Думала подружки.

4. По деревне мы шли

И Кузьму увидели.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

5. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад-

Сапоги мои лежат.

6. Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души-

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением славным.

Хозяйка. Мы вас к чаю приглашаем!

Чай горячий – наша сила,

Украшение стола.

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Хозяин. Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на здоровье.

Ребёнок. Тары-бары-растабары-

Выпьем чай из самовара.

С сушками с ватрушками.

(все пьют чай, угощаются)

Ребёнок. Посидели, повеселили, пора и честь знать. Спасибо Хозяин с Хозяюшкой за веселье да за угощенье!

Хозяин с Хозяйкой. Вот так мы живём,

Чай пьём, пряники жуём,

Мёдом запиваем,

Вас в гости приглашаем!

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки» . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: Воспитатель в костюме «Осень» , ведущая, дети старшего возраста.

Все участники одеты в русские народные костюмы.

Ход праздника.

Воспитатель в костюме «Осень» встречает детей в праздничном зале под русскую народную песню «Ах, улица, улица широкая» , выполняя в кругу танцевальные движения.

Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы.

Осень: В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что «Кузьминки – по осени поминки» .

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Осень: Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Собирайтесь поскорей, дорогие зрители!

Ждём на праздник и детей, ждём и их родителей!

Хоровод «Осень – гостья дорогая» Л. Олифировой

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

Песня «Осень в лесу» В. Журбинской

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Осень: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра «Жнец и колоски» укр. нар. мелодия

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды) ;
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь) ;
  3. Землю красит солнце… (а человека труд) ;
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем) ;
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт) ;
  6. На печи заседать… (хлеба не видать) ;
  7. Труд человека кормит… (а лень портит) ;
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего) .

Осень: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

огородов? Заготовка овощей!

Танец «Капуста» Львова – Компанейца.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами

качанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую,

что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

А давайте в игру поиграем? Называется – «Капуста» !

Игра «Капуста»

Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи) .

За кругом – зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту.

Хозяин может их ловить только на территории круга.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу, огород свой горожу

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волк, лиса, бобёр, куница, заинька усатый

Медведь толстопятый!

Ведущая: Праздник этот ремесла.

Домашнего очага,

Праздник не безделья,

Праздник рукоделия.

А как шили – вышивали,

Так и песню напевали,

Пели, правда, от души,

Но и песни хороши.

Русская народная песня «Прялица» .

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха» .

Ведущая исполняет начальные такты русской пляски.

Мальчики: А что-то пляска не видна?

Девочки: Нет, неправда, вот она!

Мальчики: Плясуны не хороши!

Девочки: Сам пойди да попляши!

Мальчики: Мы присядем – ногу в бок!

Девочки: А мы ногу на носок!

Мальчики: Топотушками пойдём!

Девочки: А мы сядем, отдохнём!

Мальчики: С вами мы плясать пойдём!

Девочки: Лучше после отдохнём!

Русская народная пляска «Варенька»

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Осень: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: И по старой русской традиции, осень нужно прославить величальным хороводом,

чтобы приходила матушка Осень каждый год не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами!

Хоровод «Осень просим» Ломовой

Осень: Вот спасибо вам, люди добрые

За то, что вы меня любите и почитаете,

Ждёте и прославляете!

Но все, говорят, что я очень щедра,

Когда настает урожая пора,

Друзей я сегодня хочу угостить,

И фруктов корзину могу подарить.

(Осень передает ведущей корзину с фруктами)

Осень: А теперь пора прощаться,

Ведь всему приходит срок –

Зима явится на порог! (под музыку уходит)

Ведущая: Собрались все не напрасно

С Осенью чудно и прекрасно!

А теперь пора всем нам

Пригласить на танец мам!

Танец с родителями «Золотая осень» Еремеевой

Ведущая: Вот и кончилось веселье

Гостям домой спешить пора

А нас ждет в группе угощенье

Поспешим скорей, детвора!

Чаепитие и дискотека в группе.

Воспитание духовно-нравственной личности в процессе комплексного освоения народной культуры посредством фольклорного праздника «Кузьминки»

Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель класса Музыкальный фольклор
Место работы: МАОУДО "Детская школа искусств №15", г. Кемерово
Пояснительная записка: Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
Прививать детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Приобщение детей к народной культуре дает безграничные возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей, творческой реализации и развития личности ребенка.
Жизненная необходимость возвращения достижений народного искусства в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовным мир, в сферу этических и эстетических ценностей становится все более осознанной, а само это возвращение к национальной специфике – безотлагательным. Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее.
Благодаря мудрости наших предков, через фольклор у ребенка формируется иное отношение к окружающему миру. Народная педагогическая практика выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, дети так же естественно включались в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью. Но поменялся быт, жизненный уклад – и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиции. В наши дни даже сельская молодежь относится к народной песне, игре, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Городские родители сегодняшних 5-6-леток сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян от нее были отторгнуты.
Одним из путей преодоления этого разрыва, одним из способов восстановления преемственности стало целенаправленное изучение традиционной культуры. Таким образом, дети усваивают нравственные нормы, бытовую этику, духовные ценности, доброту, красоту и полезность того, что оставил нам в наследство наш народ. Через фольклор дети знакомятся с историей и художественно-эстетической спецификой различных видов народного творчества, с традициями их бытования, с их ролью и местом в традиционных народных календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.
Цель – воспитание духовно-нравственной личности детей в процессе комплексного освоения народной культуры, через народный календарный праздник.
Настоящая разработка предусматривает реализацию следующих воспитательно- образовательных задач :
Развитие познавательного интереса к традиционной культуре своего народа, в частности, к празднику «Кузьминки»;
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – народные игры, прибаутки и др.;
Развитие творческих способностей детей посредством фольклора;
Формирование исполнительских, творческих навыков в области пения, движения, музицирования посредством музыкального фольклора;
Способствование накоплению словаря детей старинными народными словами.
Включая всю традиционную культуру в систему детского музыкального образования необходимо опираться на принципы фольклорного обучения и воспитания, которые вырастают из природы фольклора, его основных признаков - устности, импровизационности, коллективности, многовариантности, традиционности. Кроме того, возникает необходимость создания системы, соединяющей обучение с естественным бытованием фольклора, при условии «погружения» участников процесса в традиционную культуру, «проживания» ими осваиваемого материала. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной педагогики. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. На занятиях класса «Музыкальный фольклор» в Детской школе искусств №15 дети учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными промыслами, особенностями крестьянского костюма, встречаются с народными исполнителями и мастерами
Это познавательные занятия, наблюдения, изучение и вовлечение в народные календарные праздники. Но в любом случае, необходимо создать особую атмосферу деятельности детей, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Вряд ли на первых порах работы с начинающими фольклористами над народными песнями, играми встанет задача достижения высокого профессионального уровня исполнения. Пусть дети станут более раскрепощенными, научатся слушать друг друга, полюбят занятия, которые станут необходимой частью их бытия. На начальном этапе это самое главное.
В практике обучения детей музыкальному фольклору общедидактические принципы
- доступность и системность;
- постепенность и последовательность;
- наглядность;
- индивидуальный подход в условиях коллективного творчества;
- природосообразность
иногда приобретают нетрадиционную трактовку, наполняясь практикой народной педагогики. Количество и разнообразие жанров народного исполнительства открывает перед педагогами и учащимися большой музыкальный мир, в котором через игру, танец, песню, обрядовое представление ученик приобретает основные навыки ансамблевого пения. Ключевая задача методики обучения заключается в том, чтобы найти простой и доступный способ, который преобразует сложные певческие действия в простые и ясные понятия, помогающие раскрыть содержание и глубину материала. Для целостного восприятия музыкального материала на занятиях по предмету «Фольклорный ансамбль» необходимо вводить хореографические перестроения (хороводы, бытовые народные танцы, дроби, пляски), драматическую игру (разыгрывание ролей, представление обрядовых сцен, праздников), духовые и шумовые народные инструменты (окарины, кугиклы, рубель, дрова, свирели и т.д.)
Уровень развития фольклорного коллектива зависит от уровня каждого учащегося. Каждый учебный коллектив должен иметь свое «творческое лицо» - репертуар, исполнительский стиль, сценический образ, которое целенаправленно должен формировать преподаватель, исходя из возможностей детей. Используя жанры музыкального фольклора, учитывая возраст, музыкальную подготовку, темперамент учащихся, преподаватель распределяет запевы в песнях, роли в хороводно-драматических играх, обрядовых сценах, что дает возможность проявить способности каждому ребенку.
И дети с большим удовольствием и интересом проявляют себя – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно – обрядовые праздники, которые всегда были связаны с игрой.
Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, исторический опыт народа. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали начало и завершение работ. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).
Народные праздники, как совместная деятельность педагогов и учащихся оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Настоящая разработка построена с учетом народных традиций осеннего праздника «Кузьминки», в основе которых фольклорный материал: песня, танец, игра, обрядовые сценки, народная музыка. Игровая основа, традиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, пляски внесли радость, духовную красоту, эмоциональный комфорт в жизнь наших детей. Они стали ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству и воспитания духовно-нравственной личности.
Необходимо также активно привлекать детей и родителей к практической деятельности по организации праздничного действа. Они сами могут смастерить обрядовую куклу Козьмы и Демиана и подготовить творческую выставку своих работ.
Я надеюсь, что представленная разработка поможет педагогам выбрать для себя нужный материал для подготовки и проведения занятий, праздников, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей.
ХОД ПРАЗДНИКА:
До начала праздника звучат русские народные песни.
Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, вязаные коврики, прялка, муз. инструменты, кухонная утварь.В избе на лавке сидят отец и дочь. Отец играет на гармошке, дочь Маша сидит рядом. Мать хлопочет по хозяйству.

Маша: Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу
(задумывается, затем, как будто что-то вспоминает и обращается к отцу).
Батюшка, сыграй нашу любимую!
Отец: Марья, а позови-ка ты ребят к себе на посиделки, будут песни, будут пляски.
Мать: Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А и правда! Эй, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.
Маша запевает песню «Аленький наш цветок». В процессе песни девочки-подружки выходят на сцену, в руках корзинки с рукоделием. Они подпевают Маше и заводят хоровод.
Девочки: Здравствуйте, тетушка Арина, дядя Матвей! Здравствуй, Машенька!
Мать: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!
Проходите дружно в нашу светлицу: рукодельничать, хороводы водить, петь да веселиться.
Отец: Да праздник, стало быть, отметить!
Маша встречает подруг. Девочки рассаживаются на скамейках, достают из корзинок свое рукоделие и начинают работу: кто вышивает, кто клубок ниток сматывает, кто кудель прядет.
Девочки: Тетушка Акулина, а какой сегодня праздник?
Мать: Сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Матушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала.
Девочки: И почему в их честь праздник?
Мать: Ну, слушайте. Жили-были давным-давно два брата Козьма и Демиан. Мать воспитывала братьев в трудолюбии и послушании, и получили они от Бога способности к врачеванию. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили – даром давайте».
Отец: Козьма с Демианом большие работники были, они и кузнецы, и плотники. Парням помогают хлеб
молотить, девушкам – пряжу вить. Они охраняют наш дом от беды, от всякого лиха.
Девочки: У хозяюшки у нашей супрядка была гуртовая. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!
Мать: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок.
Отец: Вот и посмотрим, какие вы мастерицы. Ведь с детства не научишься – всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать?
(Выходят три девочки).
Мать: Как песню мы начнём спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончим мы петь да плясать,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно задание? Начнём соревнование!
ИГРА «СМОТАЙ НИТКИ В КЛУБОЧЕК»
Пока девочки сматывают клубочки, все исполняют песню «Мы девицы-мудреницы»

Мать: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше?
(Мать определяет победительницу.)
Отец: Хорошо поработали, можно и подкрепиться
1 девочка: Чем же нас сегодня, тетушка Арина, потчевать будешь?
Мать: Кашей пшенной с молоком да куриною лапшой.
Ну-ка, Акулинка, пойди сюды! Лей из кувшина в кастрюлю воды!
А ты, Настенка, суй туда куренка!
А теперь на самое дно насыплем пшено!
Надо только не забыть хорошенько посолить.
Ну а ты, Матрешка, помешай скорее ложкой!
Ну вот, каша почти готова. Надо ее в печь поставить!

Печка-барыня, не вари кашу крутую–
Вари мягонькую, да разваристую!
Отец: Ну а пока каша готовится, не плохо бы и повеселиться.

Отец начинает играть на баяне веселый наигрыш. Девочки встают в круг. Раздается стук, Маша подбегает гостей встречать и входят мальчики. Один из них наряжен (Кузьма-Демьян)кузнецом, за кушаком молоток.
Девочки: Кузьма-Демьян! Кузьма-Демьян пришел! Встречаем тебя хорошенько, угостим на славу.
1-я девочка: Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец
2-я девочка: Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
3-я девочка: Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
4-я девочка: Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Мать: Проходи, честной народ,
Не пыли дорожки.
Добры молодцы пришли
Погулять немножко.
Мальчики: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Отец: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
1 Мальчик: Хозяева, а вам работнички нужны?
Отец: А что вы умеете делать?
Кузьма: Мы мастера на все руки от скуки: хоть ковать, хоть петь да плясать!
2 Мальчик: Вам уменье наше в доме всегда пригодится. У меня папка мастеровой, научил меня во как работать. (показывает топор (нужно обязательно топор затупить!)

1 Мальчик: И у нас в кузнице не хуже (показывает молоток).
Исполняют песню «Посмотрите как у нас-то в мастерской» (молоток и топор используют в песне в качестве инструментов в шумовом оркестре).
Кузьма: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька-Катюшенька?
Девочки: Мы – туточки!
2 мальчик: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы!
Девочки: И тебе не хворать!
3 мальчик: Что расселись по местам, как синички по кустам?
Соня: А что? Синичка – зимняя птичка, воробью сестричка!
Даша: Немного синичка ест и пьет, да весело живет! А ты зачем пожаловал?
Кузьма: Все село я обошел, краше вас я не нашел!
Исполняют песню «У нас по кругу»
Мать: Я вот всё смотрю и радуюсь: сколько у нас сегодня гостей!
Отец: А много гостей – много новостей!
Дети: А каких новостей?!
Отец: Да весёлых. Вот послушайте.
Дети подсаживаются к отцу, кто на лавку, кто на пол, кто стоя стоит. Отец спрашивает у ребят:
- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера.
- А что ж ты сегодня плачешь?
- Да вчера дома никого не было!

Где ты был, Иван?
- В горнице.
- Что делал?
- Петру помогал.
- А Пётр что делал?
- На печи лежал.

Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень
Дети смеются.
Мать: Ребята, а вы знаете, что Кузьминки – это курьи именинки! В этот день селяне ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кашу с курицей, а потом шли воровать кур у соседей.
Дети: Воровать?
Отец: В этот день соседи и не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Давайте-ка про курочек споем, чтобы они у нас водились и не болели.
Маша: (выбирает по считалке водящего)
Чтобы курочки водились,
На насеточку садились,
Ушастенькие, головастенькие!
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Игра:«Куря вывела детей»
Кузьма: Понравилось мне у вас! Особенно девчата хороши!
Мать: Смотри, Кузьма, сколько красавиц, выбирай по душе.
Песня-игра «Сидит Дрема»
Мать: Ну, выбрал невесту?
Кузьма: (просыпается, хватает первую попавшуюся девочку)
Выбрал! Во какая! Самая красивая! Давай скорей свадьбу играть, пока она не убежала.
Отец: Ишь, какой быстрый! А невеста-то согласна?
Кузя: (не дает девочке сказать, перебивает) Согласна, согласна…
Мать: А! Ну, тогда давай за невесту выкуп!
Кузьма: Какой еще выкуп?
Отец: Какой полагается – злато-серебро!
Кузьма: Осень и Зима – мое злато-серебро! Осень всю землю покроет золотым листком, да серебряным снежком.
Мать: Да мала еще наша девка-то взамуж идти.
Отец: Приходи на будущую осень, годков через восемь. (хохочет и начинает играть частушечный наигрыш. Дети поют частушки)
1 ребенок: Эх, топни сапог, топни правенький,
Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!
2 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут?
3 ребенок: Эх, топни нога, не жалей сапога,
Вместе: Тятька новые сошьет или эти подошьет! (Запевают)
Вместе: Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Мальчики: Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1 Девочка: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Мальчики: Трень-брень дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
2 Девочка: Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
3 Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.
4 девочка: Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла
Вместе: Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
(Дети танцуют бытовой танец «Краковяк с хлопками», Кузьма после танца падает)
Дети: Ох, упал родимый…
Отец: Знать осени, конец!
Мать: Ох, разлюбезные мои гостюшки! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку! Пришли
Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.
Дети: Милый ты наш Кузюшка, мы тебя славили!
Мы тебя славили, в хоровод поставили!
Мы тебя встречали, тебя величали,
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!
Мать: Кузьминки – встреча зимы.
Отец: Кузьминки – об осени поминки.
Дети: Приходи, зима, приходи
С морозами трескучими,
С вьюгами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, Колядой,
С Масленицей молодой!
Мать: Чем богаты, тем и рады.
Милости просим еще!
(Дети уходят и уводят за собой Кузьму. Мать, Отец и Маша садятся на лавку. Отец играет на балалайке наигрыш)
Отец: В речке щука да елец. Вот и сказочке конец!

Список литературы:
1.«Гусли звончатые». Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.;
2.«Наш веселый хоровод»: Музыкально-игровойматериал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. Сост. Мерзлякова С.И. Мерзлякова Т.П./ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.;
3.Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
4.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.;
5.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;
6.Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева / Изд. «Лайда», 1994 г.;

Похожие публикации