Как оградить ребенка от групп смерти. Как защитить ребенка от «групп смерти

Интернет меняет отношения между детьми и родителями, увеличивая и без того большую пропасть между поколениями. Родителям сложно понять увлеченность своих детей социальными сетями, «селфи», созданию своего виртуального имиджа, переживанию из-за своего статуса в сети интернет (жажда быть популярным, «лайкомания») и многое другое. Вот еще ко всему этому списку прибавилось новое явление, такое как группы смерти — это социальные сообщества, в которых пропагандируется суицидальное и девиантное поведение, при помощи негативного контента (аудио-, видео- и др. публикации) и манипулятивных техник. В данные группы могут добровольно вступать совершенно различные по психотипу дети и подростки, которые могут преследовать различные цели (стадное чувство, детское любопытство, интерес, желание привлечь внимание, потребность найти друзей или поделится с кем-либо своей психологической проблемой и т.д.). При этом реальная статистика суицидов, под влиянием этих групп по России составляет 15 инцидентов за 2016 год, около 130 случаев, начиная с момента появления этих групп (23 ноября 2015 года).

Главная задача родителей - избежать паники по этому поводу, характерной для многих современных СМИ, наладить такие отношения с ребенком, чтобы он сам, руководствуясь собственным здравым умом, отклонял приглашения в данные группы, умел анализировать и адекватно реагировать на возможно шокирующую его информацию. Главная ошибка родителя в этом случае будет резкое лишение ребенка средств связи или интернета, попытка оградить ребенка от всего негативного, что может с ним случиться. Такое поведение только подогреет интерес к данной проблематике уже не столь невинного и послушного подростка. В случае же с детьми дошкольного и младшего школьного возраста действительно лучше использовать тактику жесткого контроля и ограничению нахождения в сети физически либо при помощи специальных компьютерных программ, «переключая» внимание и деятельность ребёнка на более интересные для него и полезные занятия.

Совместная деятельность и общение детей и родителей в Интернете, основанные на взаимном доверии и уважении, - это лучшее средство повышения цифровой компетентности и профилактики онлайн-рисков. Будьте рядом с ребенком в Сети, интересуйтесь его жизнью, спрашивайте, что нового у него произошло в течение дня, как он к этому относится, чаще узнавайте его собственное мнение по какому-либо вопросу, таким образом, формируя у ребенка критическое мышление.

Доверие начинается с принятия и уважения, отказа от осуждений и предубеждений. Родителям необходимо запастись изрядным терпением на этом пути, особенно если ребенок уже не маленький и привык к другим отношениям. Проявляя интерес к деятельности в Сети, демонстрируя свою осведомленность и компетентность, поощряя успехи и оказывая поддержку в трудных ситуациях, мы выстраиваем доверительные отношения с ребенком, используя Интернет и цифровые технологии как предлог для начала долгого и очень важного разговора.

Такое явление как «группы смерти» могут относиться сразу к нескольким видам онлайн-рисков, а именно к коммуникационным и контентным.

Коммуникационные риски (кибербуллинг). Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.

Контентные риски. Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.

Сигналы о том, что ребенок стал жертвой интернет преследования:

— Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете - признак того, что ребенок может подвергаться агрессии.

— Нервозность при звуке получения сообщения может говорить о его негативном содержании.

— Внезапная неприязнь к Интернету - возможный признак наличия проблем в виртуальном мире.

— Грустные статусы, негативный контент на личной страничке в сети.

— Нарушение сна и аппетита, агрессивность, замкнутость, нанесение себе легких порезов, любая суицидальная активность должна быть незамедлительным поводом для обращения к квалифицированному специалисту (психологу или психоневрологу).

КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ «ВЛИЯНИЯ» ГРУПП СМЕРТИ?

Важно, чтобы ребенок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему. В этом случае он сможет вам довериться. Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете? Обсудите данные правила вместе с ребенком, согласуйте совместно пункты данного руководства, обращаясь к ребенку, как к опытному пользователю, равному коллеге.

Начните первым беседу об Интернете. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация - лучшее средство от онлайн-рисков. Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве. Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети, где он «зависает» или игре, где он «обитает». Расскажите о нормах онлайн-этикета. Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребенок должен понять, что анонимность в Сети - иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след. Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах. Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребенок столкнется с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет. Станьте для ребёнка примером ответственного онлайн-пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребенка. Избегайте необдуманных действий. Дайте ребенку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать. Разберитесь в ситуации вместе с ребенком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребенка?

Соберите доказательства интернет преследования. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т. п.). Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю - игнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «черный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля. Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя. Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса в контакте, одноклассников и др. с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив администрацию ресурса о кибербулигане, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей. Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору. Если существует угроза здоровью и жизни ребенка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.

Не используйте планшет для маленького ребенка как «цифровую няню». Научите ребенка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге и очереди без цифровых устройств и Интернета. Это снизит риск чрезмерной увлеченности онлайн-развлечениями в будущем. В случае с подростком, больше общайтесь, интересуйтесь жизнью и увлечениями своего ребенка, читайте вместе хорошую художественную литературу, фотографируйте природу и животных, создавайте интересный досуг и пространство для личного общения подростка с друзьями, разрешайте приглашать друзей в гости.

Исключите электронные технологии из системы «поощрение-наказание». Лишение любимого устройства не снижает интерес к нему, но может вы звать раздражение и злость. Если ребенок провинился, следует объяснить, в чем он неправ, помочь исправить ошибку, привлечь к делам по дому. Это научит ребенка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жизни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.

Помогите ребенку найти себя вне виртуального пространства. Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по Сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств. Важно поддержать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с Интернетом.

Проявляйте обеспокоенность адекватно. Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в Сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: «Я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «Я беспокоюсь, что ты не высыпаешься», «Я волнуюсь о…») Попытайтесь найти причину чрезмерной увлеченности Интернетом. В Сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в Интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть. Используйте внешние средства контроля за временем. Если ребенок теряет счет времени в Сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в Интернете и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона). Обратитесь за помощью к профессионалам. В основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость - сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для диагностики и лечения необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту.

КОГДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО «БИТЬ ТРЕВОГУ»?

В данной статье мы обсудили общие рекомендации для родителей и детей, которые столкнулись с этими группами случайным образом, понаслышке, из-за авантюризма или детского любопытства. Совершенно другой ракурс и рекомендации могут быть в случае реальной суицидальной активности у ребенка с попытками суицида в прошлом, неблагополучной семейной обстановкой.

Э. Венцель с соавторами коллектива кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ выделяют в качестве маркеров суицидального поведения склонность к импульсивной агрессии, дефицит навыков решения проблем, наличие семейных дисфункций (насилие в семье, проблемы социализации, дезорганизация семьи, семейная изоляция или разрушение семьи), а также низкий уровень социальной поддержки. Именно последний критерий является главным фактором риска попадания под влияние данных групп, более легкому вступлению в контакт с малознакомыми людьми и предпринятых реальных попыток суицида. В связи с этим профилактика суицидальных тенденций ложится на социальное окружение ребенка, в первую очередь на педагогов и школьных психологов, чтобы выявлять детей «группы риска», организовать незамедлительную очную психотерапевтическую помощь.

Работа психотерапевта во время кризисной фазы, в свою очередь, включает определенные этапы: начальный (1-3-я сессии); средний (4-7-я сессии) и завершающий (8-10-я сессии). К задачам начального этапа относятся информирование; мотивирование к лечению, разработка «плана безопасности»; сбор информации; формулировка целей лечения. Важный итог начального этапа - договоренность о предотвращении повторных попыток как главной цели лечения. На начальном этапе важно также определить риск суицида на основе диагностики черт, создающих повышенную уязвимость к такому поведению. Мониторинг суицидального риска рекомендуется на протяжении всего хода работы. Психотерапевту важно также высказывать свою готовность открыто говорить на тему суицида (о совершенной или задуманной попытке) и обсуждать другие проблемы пациента, сколь бы сложными они ни казались.

Особенно важно выяснить собственное отношение пациента к совершенной суицидальной попытке, при этом можно выделить три основные формы этого отношения: 1) сожалеет, что не получилось; 2) сожалеет, что пытался; 3) амбивалентное.

Важно отметить, что работа с детьми, совершившими суицидальную попытку или же находящимися в ситуации суицидального кризиса, подвергающихся с одной стороны эмоциональному давлению со стороны родителей, с другой стороны влиянию кибербуллинга, является серьёзным вызовом для специалистов и остро ставит задачу поиска новых способов помощи и специально организованных центров и структур.

Информация об организациях, которые занимаются проблемами подростков в интернете:

Дети онлайн (телефон доверия) — 8-800-25-000-15

Психологическая помощь и информирование по оказанию очной психологической помощи, кризисным центрам и тд.

Лига безопасного интернета:

Блокировка негативного контента

Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации

Список литературы:

  1. Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьное насилие (буллинг) и суицидальное поведение детей и подростков // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 24-31.
  2. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М . Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психоло- гия. 2009. № 3. С. 101-110
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru - [Суицидальное поведение: теоретическая модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии — Консультативная психология и психотерапия — 2016. Том. 24, № 3]
  3. Интервью с представителями следственного комитета газеты Лента.ру
  4. Портал википедия

Любовь Кутузова

психолог-консультант Детского телефона доверия

Что делать, если ребенок подсел на пагубные сообщества в социальных сетях.

Статья «Группы смерти» в «Новой газете» вызвала у родителей по всей стране настоящую панику. Многие мамы и папы, прочитав о действующих во «ВКонтакте» сообщества, которые занимаются пропагандой суицида среди подростков, бросились проверять компьютеры своих чад. И некоторые из них с ужасом обнаружили, что их сын или дочь подписаны на паблики вроде «Море Китов», f57 или похожие сообщества («Белый кит», I cut myself, «Скорби Душа Моя», «Некрес Психес» и др).

У любого родителя, сделавшего столь жуткое открытие, возникает закономерный вопрос: что делать в такой ситуации? Как найти подход к ребенку и уберечь его от пагубного влияния соцсетей и, возможно, от попытки покончить с собой?

Детский психолог Полина Джуха дала несколько советов, следуя которым взрослые смогут помочь своим детям.

1. Никакого шпионажа и агрессии

Первая реакция родителей, которые узнали, что их дети сидят в группах, призывающих к суициду, - это усиление контроля. Мама или папа устраивают своему ребенку допрос с пристрастием, проверяют переписку в соцсетях, телефон, роются в личных вещах, а порой в довершение всего запрещают пользоваться интернетом.

Такое поведение не принесет ни родителям, ни и их чадам ничего хорошего. Единственной реакцией подростка на подобные агрессивные действия в его адрес станет ответная агрессия. В итоге ребенок просто закроется и перестанет доверять близким. И, что самое главное, он все равно найдет способ так или иначе заходить в эти группы, только уже будет делать это тайно.

Важно: жертвами разного рода сект чаще всего становятся именно те дети, которых дома, так сказать, морально насилуют, отнимая право на собственное пространство и личное мнение и не давая возможности возразить или отказать взрослому. Как следствие, подросток не чувствует, когда на него оказывают психологическое давление чужие люди, поскольку слишком привык к нему.

2. Аккуратный позитивный диалог

Любой разговор с детьми, особенно на столь болезненную тему, нужно выстраивать деликатно и внимательно. Нет смысла спрашивать подростка «в лоб» - так от него никаких ответов не добиться. Лучше действовать исподволь, постепенно завоевывая его доверие - интересоваться его делами, просить рассказать о том, как у него прошел день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Кстати, для откровенного разговора отлично подойдет совместный прием пищи: в такой обстановке легче сблизиться и наладить контакт.

Важно: Проявлять интерес нужно искренне и внимательно слушать ребенка, что бы он ни сказал. Скорее всего, взрослому многое в его словах не понравится. Однако нужно держать себя в руках; ни в коем случае нельзя критиковать идеи подростка или заявлять, что они глупые.

Пусть озвучит свою точку зрения, даже если он будет говорить, например, что смерть - это красиво, а суицид - способ перейти в другую реальность. А уже после можно постараться спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти.

3. Разговор о смерти через искусство

Многие родители боятся и всячески избегают говорить с детьми на тему суицида. В этом случае лучше подойти к проблеме «окружным путем». Например, можно дать ребенку посмотреть хороший классический фильм или дать прочитать книгу, в которой поднимается тема смерти и самоубийства, а затем обсудить с ним его мысли и впечатления.

Важно: около 80% детей, которые покончили жизнь самоубийством, так или иначе заявляли о своем намерении родным или друзьям. Просто их словам и поступкам не уделили должного внимания, списав на подростковые «закидоны» и демонстративное поведение.

К тому же подростки зачастую не воспринимают смерть достаточно серьезно, романтизируя ее. Им кажется, что суицид - это некий выход, переход куда-то, а не точка невозврата. Необходимо попробовать донести до ребенка, что пока он жив, у него всегда есть возможность выбора. А смерть - это не дверь, а черта, за которой больше ничего не будет.

4. Поиск альтернативных интересов

Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, на самом деле впадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям.

Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство. Тут подойдут любые, даже глупые на взгляд взрослых, увлечения.

Важно: Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на те или иные группы во «ВКонтакте» и других социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление - быть признанными и понятыми. Просто раньше тинейджеры примыкали к разным субкультурам, которые хоть и были иногда пугающими для родителей, но все же были офлайновыми и потому более-менее понятными и контролируемыми. Сегодня же, не имея возможности удовлетворить эту потребность «наяву», они уходят за желаемым в глубины интернета, где ориентируются куда лучше большинства взрослых.

5. Включение здоровой критичности

Вспомним одно из правил «групп смерти»: как только один из подписчиков интересовался у организаторов, кто они и какие цели преследуют, его тут же изгоняли из сообщества. Так вот, чтобы подросток был более устойчивым к манипуляциям онлайн-«сектантов», нужно научить его критически мыслить и задавать неудобные вопросы. И воспитывается этот навык в первую очередь в семье. У каждого ребенка должна быть возможность спросить у мамы или папы: «Почему? Для чего мне это делать?».

Это дает подростку ощущение значимости собственной персоны, чувство, что он способен и сам сделать какой-то выбор в жизни, а не постоянно следовать указаниям родителей. В таком случае тинейджер не так охотно будет поддаваться чужому авторитету и, в частности, «подсаживаться» на загадочные игры, которые инициировали некоторые суицидальные группы.

Важно: Подросток должен чувствовать любовь и принятие со стороны родителей в любой ситуации. Если ребенок знает, что, как бы он ни поступил, что бы ни сказал, его всегда поймут и примут дома, он будет гораздо увереннее ощущать себя в жизни. Родителям стоит внушить своим детям, что они не должны зарабатывать любовь повиновением и покорностью.

6. Регулировать режим сна

Сон является одной из сфер жизни детей, которую действительно стоит жестко контролировать. Согласно утверждению «Новой газеты», многие подростки сидели в социальных сетях именно ночью; особое значение в ряде случаев имело время 4.20 утра.

Дело в том, что в таком полусонном состоянии гораздо легче впихнуть в тинейджера любую информацию, в том числе и про суицид. Этот нехитрый, но действенный прием, кстати, хорошо знаком деструктивным религиозным организациям. Так что, если у родителей есть желание прибегнуть к жестким мерам, можно, к примеру, выключать или ограничивать интернет именно в ночное время.

Важно: Если ребенок не высыпается, у него усиливаются тревожность, внушаемость, понижается иммунитет как физический, так и психологический. Также ребенок, который и так в своем возрасте видит мир черно-белым, начинает воспринимать его с еще большим скепсисом и неприязнью.

7. Психологические группы для подростков

Если родители узнали, что их ребенок и вправду подумывает совершить самоубийство, в этом случае справиться лишь своими силами не получится: необходимо прибегнуть к помощи профессионалов. Однако не каждый подросток согласится пойти к психологу; даже если посулами или угрозами загнать его на сеанс, толку от такой терапии будет мало. Гораздо проще и полезнее будет уговорить чадо посетить групповые занятия, где ему легче будет освоиться и приступить к работе над своими проблемами.

Важно: Есть несколько признаков, которые могут свидетельствовать о том, что подросток впал в депрессию и думает о смерти:

Появление порезов и шрамов

Резкое изменение настроения и поведения; к примеру, всегда общительный ребенок вдруг стал замкнутым

Желание подростка раздать или подарить свои вещи

Разговоры о бессмысленности жизни

Ребенок ведет себя так, как будто собирается в дальнюю дорогу: приводит в порядок дела, убирается в комнате, возвращает одолженное

Для тех, кто еще не в курсе, сразу обозначим проблему. Сегодня в социальных сетях ходит игра под названием «Синий кит» (может еще называться «Тихий дом»). Игра эта является смертельно опасной. В финале уже больше СОТНИ детей покончили жизнь самоубийством.

Что должны знать родители о «Синем ките»?

Чтобы защитить собственных детей от суицида, каждый родитель должен прочесть это. На территории России за период с ноября 2015 по апрель 2016 зарегистрировано 100 детских суицидов, которые произошли вследствие игры «Синий кит». Все погибшие дети были участниками одной социальной группы.

Игра очень быстро набирает обороты. Сегодня она переросла в настоящую эпидемию, и тревогу бьют уже и родители Казахстана. Изначально игра гуляла по сети ВКонтакте, сегодня она заполонила и Инстаграм.

Правила и суть игры «Синий кит»

Длительность игры составляет 50 дней. Именно столько времени требуется модераторам «Синего кита», чтобы довести подростка до самоубийства.

На протяжении 50 дней ребенок должен выполнять различные задания. К примеру, первое задание – нацарапать на руке кита или надпись «Синий кит». Модераторы при этом требуют фотоотчет каждого выполненного задания, чтобы удостовериться, что ребенок следует всем указаниям.

Задания с каждым днем приобретают все более депрессивный характер и целенаправленно подготавливают подростка к суициду.

Почему подростки вступают в социальные группы смерти и как они вообще их находят?

Для вступления в игру достаточно на своей странице поставить хэштеги типа: «синий кит», «тихий дом», «море китов», «киты плывут вверх», «рина», «я в игре», «разбуди меня в 4:20», «f57», «f58», «f53», «50 дней до моего…», «ня пока». Как только хэштег выставлен, организаторы смертельной игры сами находят и связываются с подростком.

Родители, обеспокоенные судьбой детей, часто задают вопрос, можно ли выйти из этой страшной игры. Анализ показал, что выход возможен только на самом начальном этапе. Если ребенок не прислал фотоотчет после первого задания или отказался его выполнить, его банят, то есть исключают из игры. Если же подросток уже прошел несколько этапов, выйти практически невозможно. Ему угрожают вычислить его IP-адрес (адрес компьютера), по нему обнаружить адрес проживания и убить членов семьи ребенка, который отказывается от суицида и участия в игре.

Кто диктует задания в игре «Синий кит» и подстрекает к самоубийству?

В социальных сетях, как и в реальной жизни, детьми и их поступками манипулируют взрослые люди. Ведущие «Синего кита» целенаправленно, пошагово, четко запланировано, шаг за шагом ведут ребенка к суициду. Зачем они это делают – не понятно ни одному здравомыслящему человеку. Страшно то, что практически всегда цель этих жестоких людей достигается – дети заканчивают жизнь самоубийством.

Как защитить своего ребенка от групп, несущих смерть?

Безусловно, родители должны быть более внимательны к своим детям. Ребенок не должен ни в коем случае оставаться наедине со своими проблемами и переживаниями. Он не должен чувствовать себя одиноким внутри своей семьи. Ведь дети, у которых доверительные и здоровые отношения с родителями, не будет искать в соцсетях сомнительные группы, где ему помогут решить его проблему.

Тем не менее, не стоит забывать и о том, что подростковый – это особый возраст, когда даже самые домашние дети могут стать замкнутыми и непонятными для своих родителей. К сожалению, от подобного никто не застрахован.

Даже у самых понимающих родителей встречаются очень впечатлительные дети с неустойчивой подростковой психикой, которые способны замкнуться и целенаправленно не делиться тем, что они узнал из социальной группы. Мало того, группы смерти сами намеренно запрещают рассказывать участникам о своей игре взрослым людям. В противном случае подростку грозит исключение из игры. Кроме того, модераторы «Синего кита» запрещают ребенку на протяжении 48 часов отмечаться в группе. Дело в том, что через 48 часов информация, которую в человека продуманно и целенаправленно впихивали, может отойти, как послеоперационный наркоз. Теперь ребенок становится восприимчив к любой другой информации. У него включается критический разум, а это секте и нужно.

Как бы критически не ставились ваши дети, но обязательно проверяйте их мобильные телефоны и компьютеры, контролируйте пребывание ребенка в социальных сетях. Наблюдайте за детьми утром, вечером и даже ночью. Попросите дать послушать ту музыку, которая в данный момент звучит у вашего чада в наушниках. Проверяйте его переписку в соцсетях. Обязательно вас должны насторожить любые повреждения на коже, изображения единорога, кита, бабочек. Также музыкальные треки суицидного характера, типа «… мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить» должны заставить вас если не бить тревогу, то хотя бы задуматься.

У Сергея Пестова из Рязани в январе 2016 года трагически погибла 16-летняя дочь Диана. Она состояла в одной из сетевых «групп смерти».

После смерти Дианы ее отец и другие родители, чьи дети так или иначе пострадали от психологических манипуляций в социальных сетях, создали общественную организацию «Спасение детей от киберпреступлений» .

– Мы проанализировали все данные, которые у нас были, и решили, что надо начинать самим противодействовать виртуальной опасности, – рассказывает Сергей.

История про «синего кита» и «группы смерти» в социальной сети «Вконтакте» стала широко известна в мае 2016 года, когда было опубликовано расследование «Новой газеты». Тогда около 130 детей, погибших в результате самоубийства, были причислены журналистами к жертвам онлайн-игры, символом которой стало красивое и величественное млекопитающее.

180 спасенных детей

Более ста мам и пап при поддержке нескольких сотен волонтеров, обеспокоенных опасностью из интернета, в свободное время ищут странички детей, уже попавших в игру, и связываются с правоохранительными органами.

Те, в свою очередь, проводят проверку и сообщают родителям, что их дети в опасности, если информация верна.

За последние три месяца, по словам Сергея Пестова, в правоохранительные органы им и его коллегами была передана информация о 180 аккаунтах, чьи юные хозяева были вовлечены в игру про «синего кита». Общественники с детьми напрямую не работают.

– Тут уже начинается зона ответственности самих родителей, что делать дальше, обращать или нет внимание на то, что им сообщили, – говорит Сергей. – Конечно, если вам позвонят и скажут такое, то может включиться естественная защитная реакция: «Этого не может быть! Мой ребенок самый лучший, я о нем все знаю!»

Но лучше выяснить все до конца и попросить помощи у правоохранительных органов. У тех служб, которые занимаются киберпреступлениями, есть контакты психологов и психиатров, могущих помочь ребенку в такой ситуации.

Не только во «Вконтакте»

По словам Сергея, вербовщики в опасные группы сейчас есть не только во «Вконтакте». Они стали проявлять себя в «Инстраграме» и в «Твиттере». После того, как ребенок вступает в игру, кураторы переводят детей в мессенджеры: WhatsApp, Viber и другие.

Недавно Сергей Пестов и его коллеги по общественной организации обнаружили игру в магазине мобильных приложений. В комментариях под ней нужно оставить заявку, ее рассмотрят и дадут (или не дадут) ссылку, ведущую прямо на «группы смерти». Информация об этом уже передана в Следственный комитет.

В чем корысть организаторов подобных массовых смертельных игр? Сергей Пестов говорит, что они экономически обоснованы, но каким образом, сказать не может – это область расследований правоохранительных органов.

О правоохранительных органах Сергей отзывается с большим уважением. Говорит, что общественной организации, которую он возглавляет, помогают в Следственном комитете, уголовном розыске, в группах по борьбе с экстремизмом.

– Работу свою они делаю хорошо, в том числе профилактическую. Но в том же «Вконтакте» более 300 млн страниц, а у многих детей по несколько аккаунтов там зарегистрировано. Специалисты работают, но ситуация кардинально может измениться только тогда, когда изменится законодательство, – говорит Пестов.

После выхода материала о «группах смерти» в «Новой» СК РФ начал свое расследование.
В результате был задержан Филипп Будейкин, администратор одной такой группы, общавшийся в социальных сетях под псевдонимами Филипп Лис, Филипп Море и так далее. Ему было предъявлено обвинение в доведении до самоубийства 15 подростков.
Судебно-психиатрическая экспертиза признала Будейкина вменяемым.
Сейчас он находится под арестом.
Кто является главными организаторами массовых самоубийств подростков, пока неясно.

Что не так со статьями закона

В Уголовном кодексе есть статья 110, «Доведение до самоубийства». Но по ней кураторов «групп смерти» к ответственности привлечь трудно – статья подразумевает, что довести до суицида человека можно путем «угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства». А подростку, очарованному «синими китами», сначала просто дают задания, играя на его психологических особенностях, манипулируют.

– Нет и правоприменительной практики по нашим делам у статьи 105 УК, – говорит Сергей. – Это «Умышленное убийство». Я уже могу говорить об убийстве. Ведь дети контролируются от начала до конца, их не выпускают из-под влияния. Они не принимают никаких решений самостоятельно. И если ребенок отказывается что-то делать, то на него психологически воздействуют. Например, шантажируют: «мы о тебе что-то расскажем», «мы навредим твоим близким, если ты не согласишься». Могут применять и физическое воздействие.

По словам Сергея Пестова, подросток сам на себя собирает «компромат», озвучивая своему куратору в «группе смерти» адрес, номер школы, где учится, присылая фотографии с проставленными геотэгами.

Что делать родителям?

– Если у родителей есть какие-то подозрения, что с ребенком что-то происходит, что он в опасности, лучше предпринять все возможные меры, чтобы уберечь его, – говорит Сергей.

Поможет не только «родительский контроль» интернета. Также Сергей Пестов предлагает:

– просмотреть все интернет-браузеры, доступные детям, переходы по ссылкам;

– взять под контроль сим-карты, которыми пользуется ребенок;

– наладить контакт с родителями тех детей, с кем ребенок общается.

– Не стесняйтесь обращаться к психологам или психиатрам, – говорит Сергей. – Это часто обоснованно и необходимо. Часто родители не хотят обращаться за подобной помощью, опасаясь психиатрического учета и «пятна на всю жизнь». Но, мне кажется, лучше выбрать жизнь, а не смерть ребенка.

Ребенок не перейдет черту, если у него есть доверительные отношения с родителями. Нужно постараться их наладить – без этого ничего не получится.

– Когда дети взрослеют, начинают примерять мир на себя, впадать в юношеский максимализм, противоречить взрослым, становятся чужими, – говорит Сергей. – Переходный возраст – возраст непростой, и этим как раз и пользуются вербовщики. Ребенок, конечно, имеет право на самоопределение. Но родителям очень важно не потерять хотя бы тонкую ниточку, связывающую их с ребенком.

14 февраля СК сообщил , что двумя неделями ранее правоохранителям удалось предотвратить суицид двух девочек 14 и 15 лет. В этом помогла информация, поступившая от общественников из Краснодарского края, ведущих борьбу с «группами смерти».

Что делать, если обычный пользователь соцсетей увидел страничку с подозрительными тэгами и стихами?

Сергей Пестов советует:

  1. Самый простой способ – обратиться в службу поддержки во «Вконтакте». Там обязаны принять сигнал к рассмотрению и заблокировать аккаунт.
  2. То же самое можно сделать через специальную форму обратной связи в Роскомнадзоре, связанную с блокировкой страниц в интернете.
  3. Способ, направленный на то, чтобы ребенку помогли: сделать скриншоты страницы, скопировать ссылку. Позвонить в местное ОВД, сообщить о своей находке. У дежурного нужно спросить фамилию и номер принятого заявления. Сотрудник ОВД должен с вами связаться, забрать информацию и передать в специальные подразделения для дальнейшей работы.

В которые входят дети с суицидальными наклонностями, существуют давно. Однако в последнее время эта тема получила огромный резонанс. О сообществах типа «Синий кит», «f57», в которых некие кураторы шаг за шагом доводят подростков до самоубийств, ежедневно рассказывают СМИ от федерального до поселкового уровня. В регионах созываются общегородские собрания, организовываются круглые столы. Даже Владимир Путин высказался по этому поводу. Благовещенский психолог-консультант Анастасия Терентьева уверена: проблема не в существовании групп смерти, а в отсутствии контакта родителей со своими детьми.

Тайна, романтика и власть

— Эта проблема возникла не сейчас. Несколько лет назад я работала в учебном заведении и наблюдала детей, состоявших в так называемых группах смерти в «Вконтакте», — рассказала АП психолог с 10-летним стажем работы. — У групп не было названий и в них находилось не так много детей, но они были. Сейчас же тема активно муссируется — благодаря этому группы становятся все более популярными.

Сегодня почти каждый знает, что такое «Синий кит» — игра в социальных сетях, в ходе которой подростки выполняют 50 заданий кураторов. Последнее — покончить жизнь самоубийством. Тех, кто начал игру, но отказался выполнять задания, запугивают: «Мы знаем твой адрес и придем не только за тобой, но и за твоими родными».

5000 амурских подростков состоят в группах смерти. Не обязательно все они покончат жизнь самоубийством. Но просто так, ради интереса, проводить время в таком сообществе человек не станет. Значит, у него имеется эмоциональная травма, переживания.

Чем подобные группы привлекают подростков? Смерть в них романтизируется. Ты не просто умираешь, а погибаешь, спасая родителей. Ты герой, ты можешь постоять за свою семью. Также там предоставляется возможность самому принимать решения и действовать, что так важно для детей, воспитывающихся в семьях с жесткой диктатурой.

Немаловажны элемент тайны, избранность, наличие тайных знаков и заданий. Это целая система, которая вовлекает.

Еще одна причина популярности этих сообществ — в особенности подросткового возраста. Им важно быть принадлежностью группы. И если ее нет — у ребенка нет друзей, нет взаимопонимания в семье, он не успешен в своем классе, не посещает секции, кружки, — он будет искать свою группу.

Кто виноват


— Ответственность за жизнь ребенка несет только родитель. Можно обвинять и школу, и государство, каждый день закрывать деструктивные сайты и блокировать группы. Но пока не наладятся детско-родительские отношения, пока мамы-папы не увидят, что у них есть одинокий подросток, ничего не изменится. Закроют эти группы — появятся другие.

Некоторые популярные психологи пишут: как только вы заподозрили ребенка в принадлежности к смертельному сообществу — сразу отключить интернет, отрубить опасные контакты. Но это не решит проблему — ребенок так и остается в одиночестве.

Вся суть в том, что нужно наладить отношения. Подросток — это сложившаяся личность со своими переживаниями. Часто же родители не перестраиваются и продолжают относиться к нему как к ребенку. К тому же в большинстве семей отношения строятся формально — общение о школе, секциях. Как с личностью разговора не происходит. А подростки, как никто, нуждаются в поддержке и понимании.

Тревожный звоночек

Все кризисные подростки дают знать о том, что им плохо, через внешние факторы: случайно оставленный телефон, где открыта «группа смерти», открытый личный дневник, переписка или рисунок, вроде бы случайно брошенный на столе. Таким образом он пытается показать, что ему плохо.

Раздача личных предметов, долгов, внезапная уборка в комнате — признаки, что ребенок к чему-то готовится. О суицидальном намерении часто упоминают в разговоре общими фразами: «Мир ужасен, не хочу здесь находиться», «Скоро я не буду вам мешать», «Сегодня на математике отвечал — да лучше бы я умер».

Признаки депрессивного состояния — соматические расстройства и пищевые нарушения — то нет аппетита, то наоборот, ест до тошноты. Резко падает успеваемость, ребенок плохо соображает, стал раздражительным или вялым. Девиантное поведение — попробовал алкоголь, курение, наркотики. У него нарушение сна — долго не может заснуть, утром невозможно разбудить, резко просыпается ночью.

Резкая смена поведения — всегда был общительным, а стал замкнутым, молчаливым. Был спокойным и тихим, вдруг стал шутить в классе, появилось много друзей. Не обязательно, что при этом подросток состоит в какой-то группе. Но факт, что с ним что-то происходит и родителям стоит обратить на это внимание.

Что делать


Часто родители спрашивают: что делать, если они заметили порезы на теле, узнали, что ребенок состоит в одной их этих групп?

Первое — успокоиться. Все хорошо! Потому что вы вовремя это заметили, у вас есть возможность это исправить.

Нельзя ругать, кричать. Подростки импульсивны, и, пытаясь изменить ситуацию, прекратить скандал, доказать, что родитель не прав, они могут сделать непоправимое.

Не нужно делать вид, что вы ничего не заметили, а тем временем «копать улики». Ребенок увидит, что родители пытаются что-то разыскать, не разговаривая с ним, и еще больше закроется.

Тут самое сложное — поговорить. «Я случайно увидела, что ты заходил в эту группу. Я обеспокоена. Я не буду тебя наказывать, давай обсудим. Это важно и серьезно». Некоторые суицидологи предлагают в открытую, без усмешки спросить: «Ты имеешь в виду самоубийство?» Не факт, что ребенок подтвердит, но вы ему покажете, что поняли, что ему плохо.

Также можно сказать: «Я вижу, с тобой что-то происходит». Констатировать факт, но не с упреком: «Ты скатился в школе», а спокойно: «Я вижу, что у тебя пошли плохие отметки. Я не собираюсь тебя ругать. Ты и сам этим, наверное, расстроен». Что бы подросток в ответ ни сказал — «все нормально» или «не твое дело», — он поймет, услышит, что вы готовы идти на диалог. Нужно делать эти шаги, не ожидая мгновенной положительной реакции.

Факты, но не из WhatsApp

Обязательно во время разговора нужно быть вооруженным фактами, но не из ватсапа, где массово рассылаются . А почитать литературу, написанную компетентными психологами. Не говорить «ай-я-яй, так нельзя» или «смерть — плохо». Это все равно что первокласснику сказать: учись хорошо, будешь потом много зарабатывать. Он подумает: о чем это они? Подросток не осознает, что действительно может умереть. Он думает: вот я маме покажу, что умер, она пострадает, а я потом вернусь.

Нужны четкие факты, в чем опасность групп. «Тобой манипулируют. Люди, которые находятся по ту сторону, имеют, скорее всего, психические отклонения или для них это единственный способ почувствовать власть над людьми. Хочешь ли ты, чтобы тобой манипулировали? Царапина — это уже подтверждение, что ты жертва. Ты готов подчиняться им? Хочешь этого?»

Разговор должен проходить в спокойной форме, ребенок не должен быть уставшим, выберите время, чтобы он не был занят. Вы сами не должны быть раздражены — даже если вы сердитесь по отвлеченному поводу, ребенок почувствует это и воспримет на свой счет.

Если не знаете, как поговорить, нужно экстренно обратиться к психологу. Обычно специалисты в таких случаях идут навстречу, стараются назначить консультацию в ближайшее время или дать рекомендации по телефону. К тому же во всех детских поликлиниках есть штатные психологи, к которым могут обращаться родители.

Знакомьтесь с друзьями

Если ребенок увлечен, если у него есть группа, в которой он состоит, — друзья, спорт, культурные кружки, то у него не будет потребности заходить в подозрительные сообщества. Запишите его в секцию, на творческий мастер-класс, научите искать в интернете верную информацию для своего увлечения — видеоуроки, полезные сайты.

При этом важно увидеть в ребенке его особенность. Не диктовать свое — иди в художественную школу, потому что я не стал художником. А найти и помочь развить его таланты, прислушаться к его потребностям.

Примите его друзей. Можно бесконечно говорить: «твои машка-ванька-петька плохие, не общайся с ними». А можно познакомиться с машкой-ванькой-петькой, взять их телефоны и знать, где и с кем находится ваш ребенок.

Важный фактор — знание увлечений ребенка: музыки, фильмов. Спрашиваешь порой у родителей: «Чем сын увлекается?» — «Да что-то жуткое слушает». Зайдите в интернет, посмотрите, о чем поет его любимый исполнитель. Не о смерти ли?

Похожие публикации