Как развиваются младенцы. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей

По традиции новорожденным ребенком называют малыша, которому еще не исполнилось года, но на самом деле период новорожденности имеет строго ограниченные рамки – первые 28 дней жизни грудничка. Несмотря на индивидуальность каждого человека, развитие новорожденного по неделям имеет свою специфику.

Если знать, на какие моменты нужно обращать внимание, можно отследить правильность становления детского организма, вовремя обнаружить возможные отклонения и своевременно принять соответствующие меры. Помимо этого, особое внимание стоит уделить условиям среды, в которой находится малыш, в противном случае могут начаться сбои процессов жизнедеятельности еще не совершенного организма.

Как обеспечить условия для полноценного развития малыша?

Даже если вовсю готовиться к появлению первого малыша на свет, сложно предусмотреть все моменты, учесть все факторы. Настоящее обучение начинается только после того, как у пары рождается ребенок. Для начала стоит позаботиться о том, чтобы карапуз был помещен в максимально комфортные условия. Здесь не стоит слушать бабушек, которые считают, что знают все лучше окружающих, нужно придерживаться рекомендаций, разработанных специалистами:

  • Температура в зоне проживания грудничка не должна превышать 20-22ºС. В ночное время этот показатель должен быть даже на 1-2 градуса ниже. Перегреть малыша намного проще, чем переохладить, т.к. обмен веществ в его организме происходит в ускоренном темпе. Если в первые недели жизни младенца не следить за данным компонентом, то можно столкнуться с опрелостями, усиленным газообразованием, молочницей в ротовой полости.

Совет: Особое внимание состоянию окружающей среды нужно уделять в период отопительного сезона. Если взрослым температура в 25ºС может показаться комфортной, то для ребенка это нестерпимо жарко. Регулярное проветривание помещения и выдерживание рекомендованных цифр является одним из важнейших факторов, гарантирующих укрепление иммунитета у младенца.

  • Влажность воздуха в помещении с первых дней жизни карапуза и до 2 лет должна составлять 50-60%. После чего данный показатель будет постепенно снижаться. Опять же не стоит оценивать качество воздуха по своим ощущениям, необходимо приобрести гидрометр.
  • На грудного ребенка не должны воздействовать приборы, излучающие магнитные или радио волны. Как можно дальше от грудничка нужно располагать мобильные телефоны, компьютеры, планшетники, микроволновую печь, телевизор. Кости черепа малыша в первые недели и месяцы жизни очень тонкие, поэтому неизвестно, как подобное излучение повлияет на его мозг.
  • Кормление грудью – тоже одно из важнейших условий правильного и полноценного развития новорожденного. Ситуации бывают разными, но нужно приложить максимум усилий, чтобы приучить младенца именно к грудному молоку. Натуральный продукт – это не только оптимальная пища для ребенка, но и база для развития его иммунитета, фактор, влияющий на формирование микрофлоры в кишечнике.

Первая неделя жизни новорожденного – самый сложный и критичный период, момент начала адаптации детского организма. Именно она задает тон дальнейшему развитию всех систем и органов.

Особенности первой недели жизни грудничка

Первая неделя жизни новорожденного может сопровождаться следующими моментами:

  1. На головке иногда наблюдается выраженный родовой отек. Это мягкая опухоль по консистенции напоминающая тесто, нередко приобретает синеватый оттенок. Массировать ее нельзя, прикладывать различные мази и компрессы тоже запрещено. После нескольких дней ожидания она пройдет сама.
  2. У деток, рожденных естественным путем, головка может принимать немного вытянутую форму. Ее состояние нормализуется примерно на 10-12 день после родов.
  3. В первые сутки у детей иногда развивается физиологическая эритема. Равномерное покраснение кожного покрова в ответ на приспосабливание сосудов к окружающим условиям обычно проходит в течение 12-48 часов.
  4. На 3-5 день жизни малыша может случиться . Она характеризуется появлением плотных красных пятен, которые иногда зудят. Явление считается своеобразным проявлением аллергии, которое развивается и нарастает в течение пары дней, после чего самостоятельно проходит. В редких случаях требуется медикаментозная терапия.
  5. 2-3 сутки могут ознаменоваться появлением признаков физиологической желтухи. При нормальном развитии событий она самостоятельно проходит ко второй неделе.
  6. Первый стул грудничка представляет собой вязкую массу темно-зеленого цвета. После первой дефекации опорожнение кишечника происходит до 6-8 раз в сутки.
  7. Дети первых двух дней жизни справляют малую нужду всего 2-6 раз в сутки. На 5-6 день на пеленке ребенка может появиться пятно коричневого цвета, на котором после высыхания становится виден мелкий порошок – кристаллы мочевой кислоты. Бояться этого не нужно, все довольно быстро нормализуется.

Помимо этого, малыш в первую неделю жизни много спит, просыпается только для кормления, теряет до 10% первоначальной массы тела.

Чем характеризуются вторая и третья недели жизни ребенка?

На второй неделе после родов ребенок спит чуть меньше, у него появляются поисковый и хватательный рефлексы. Процесс грудного кормления постепенно совершенствуется, входит в нужное русло. Фекалии становятся менее пугающими, напоминают по виду желтоватую кашицу. Вес уже начинает увеличиваться, в среднем на 150 г.

Если пупочная ранка у малыша зажила, то можно приступать к первым купаниям. Также вторая неделя может ознаменоваться развитием гормонального криза. На его фоне молочные железы у грудничка набухают (независимо от пола), из них даже иногда выделяется масса, похожая на молозиво. Лечения данное явление не требует, главное, не выдавливать сочащуюся массу.

За третью неделю ребенок уже набирает до 200 г веса, умеет отталкиваться ножками и крепко хватает маму за палец. Его взгляд уже фиксируется на мамином лице при кормлении. Выкладывание на животик сопровождается попытками приподнять головку. Именно в этот период жизни у многих детей развиваются кишечные колики. Для их устранения допускается использование специальных лекарственных чаев, некоторых медикаментозных препаратов.

Четвертая неделя периода и ее особенности

За четвертую неделю вес малыша увеличивается еще на 200 г, к росту прибавляется 3-4 см, к окружностям – 1-2 см. Заметно развитие моторики, некоторые младенцы способны держать головку при перевороте на живот. У ребенка появляется интерес к ярким и шумным игрушкам, окружающим людям.

В это время рекомендуется максимальное количество времени общаться с малышом, разговаривать с ним, включать спокойную музыку. К концу месяца у малыша отмечается «комплекс оживления». Он радуется знакомым лицам, проявляя свои положительные эмоции путем подергивания ножками и ручками.

Нюансы психологического развития младенцев первого месяца жизни

В данном плане даже новорожденные развиваются по-разному, выделяясь своей индивидуальностью и неповторимостью в некоторых моментах. Не стоит переживать по поводу отсутствия у ребенка каких-то навыков, которыми обладает карапуз у соседей или друзей. На первой неделе от малыша сложно добиться какой-либо реакции, кроме плача. А вот на второй недели отмечается прогрессивное развитие всех органов восприятия. В первые дни после родов у детей может наблюдаться активное движение глазными яблоками, нередко они даже двигаются в разных направлениях. Бояться этого не нужно, к началу четвертой недели все должно нормализоваться.

Примерно с третьей недели допускается начало проверок слухового аппарата. У малыша должна наблюдаться реакция на посторонние звуки (в виде вздрагивания или поворота головы). Действовать нужно осторожно, чтобы младенец не напугался и не заплакал. В конце месяца некоторые дети уже начинают улыбаться и даже смеяться. Кстати, в первые дни подобное явление не считается осознанным, это скорее неконтролируемое движение мимической мускулатуры.

В случае возникновения кризисных или просто непонятных ситуаций в первые недели жизни, необходимо немедленно обращаться к врачу за консультацией. Не стоит решать проблемы «проверенными» бабушкиными методами, иногда они способны усугубить простую проблему до серьезного состояния.

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

  • много спит - до 20 часов в сутки,
  • много кушает (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью >>>).

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного >>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть >>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать >>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного , которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку ; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться >>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться >>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать >>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Подробнее об этом возрасте читайте также в статье что должен уметь ребенок в 2 месяца >>>, и, конечно, смотрите в моем видеоуроке:

Третий месяц

На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.

  • Ребенок все лучше и лучше умеет держать голову;
  • Находясь на животе, малыш приподнимается на предплечья и может оглядывать все вокруг;
  • К третьему месяцу жизни кулачки расправляются, кроха уже умеет брать погремушку, тянется к интересующим его предметам;
  • Детки продолжают изучать свои ручки; к концу месяца самые активные из них уже захватывают себя за коленки (первый этап в изучении собственных ножек);
  • Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту;

Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.

Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.

  • Некоторые детки уже умеют смеяться , другие – только начинают улыбаться;
  • Ребенок внимательно следит за выражением лиц близких людей и уже может «считывать» их настроение и подражать их мимике;
  • Продолжается развитие речи младенца. Кроха подолгу и с удовольствием может гулить, все чаще произнося не только певучие гласные звуки, но и слоги.

В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца >>>

Четвертый месяц

Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:

  1. Головку малыш держит уже уверенно: и когда его держат «столбиком», и когда он лежит на животе; может поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук;
  2. Кроха умеет подниматься на локти, лежа на животе. Некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
  3. С трех до четырех месяцев ваш ребенок учится самостоятельно переворачиваться – как с живота на спинку, так и со спинки на животик. Наиболее активные детки уже умеют перекатами перемещаться по комнате, или даже ползать по-пластунски! Интересная информация о том, когда ребенок начинает ползать >>>

Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.

  1. 4 месяца – возраст осознанных манипуляций с предметами. Малыш может сам взять погремушку и поиграть ею;
  2. Ребенок хорошо умеет отличать своих близких;
  3. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя. Уделяйте ему больше внимания и ждите, этот период скоро пройдет;
  4. В четыре месяца кроха уже имеет любимые игрушки, может интересоваться отражением в зеркале, внимательно прислушивается к различным звукам: стуку погремушки, звону колокольчика, голосам, музыке;
  5. Речевое развитие ребенка закладывается в первый год жизни. В 4 месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные слоги «ба», «ма», «гу».

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

  1. Именно в это время детки начинают ползать по-пластунски, и мамам приходится убирать множество предметов из зоны их досягаемости;
  2. В шесть месяцев ребенка уже можно ненадолго сажать в положение полулежа. Самостоятельно детки садиться еще не умеют. Узнайте из статьи, а когда же ребенок начинает сидеть ?>>>
  3. Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша;
  4. Ребенок уверенно держит различные предметы, может брать их любой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  5. 6 месяцев – возраст изучения окружающего пространства. Ребенок отправляет в рот все, до чего может дотянуться, может ломать игрушки;
  6. В полгода формируются первые бытовые навыки: с началом прикорма дети узнают, что такое ложка; учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый. Подробная информация о введении прикорма и питания ребенка >>>
  7. Развитие получает интеллект ребенка. В 6 месяцев детки начинают понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк;
  8. Продолжается формирование речи. В шестимесячном возрасте детки уверенно произносят слоги, осваивают первые согласные: «з», «с», «ф».

Седьмой месяц

Семимесячный ребенок становится все более активным:

  • Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

  • В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

Восьмой месяц

Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.

  1. Кроха доползает до любой опоры и пытается придать телу вертикальное положение. Пока этот маневр удается далеко не всем деткам. Если поставить ребенка рядом с опорой, он будет стоять;
  2. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки;
  3. Восьмимесячный ребенок умеет ползать на четвереньках, изучает помещение, где он живет, знает расположение комнат, сам передвигается по квартире;
  4. Ребенок умеет сидеть, садится сам из положения «стоя на четвереньках»;
  5. Игры маленького человечка становятся все более осмысленными. Кроха умеет складывать игрушки в коробку или какую-нибудь емкость. Некоторые детки уже могут надевать кольца на основание пирамидки и снимать их, пытаются вкладывать стаканчики один в другой.

В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.

  1. Ребеночек уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши), показывает «фонарики». С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители;
  2. Ребенок понимает простые просьбы: принести игрушку, показать люстру. Многие детки уже умеют показывать какие-то части своего тела;
  3. Постоянно совершенствуется речь. Кроха пытается повторять слова за взрослыми, получаются новые слоги. Возможно, именно сейчас ребеночек произнесет свое первое осмысленное слово.

Девятый месяц

  • Девятимесячный малыш продолжает свои попытки подняться на ножки;
  • Он уже увереннее встает и стоит у опоры, передвигается вдоль диванов, кроватей, по детскому манежу;
  • Во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону. Умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;

Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.

  • Кроха старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев чадо активно проявляет свой характер. Может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:

  1. Кроха учится мять и рвать бумагу, перелистывать книжки;
  2. Можете дать ребенку пластилин, только следите, чтобы он его не ел. Разминание пластилина укрепит кисти, разовьет мелкую моторику. Кроме того, это занятие очень нравится деткам;
  3. Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.

Десятый месяц


В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя >>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

  • В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку >>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

  • На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Каждую маму волнует не только здоровье, но и общее развитие крохи. Ведь уход за малышом - это очень трудоемкая и тяжелая работа. На родителей возлагаются все основные функции новорожденного - сон, питание, поддержание тепла. Особенно, если ребенок не такой как все. В таких случаях на родителях лежит двойная ответственность.

Необходимо расслабиться и получать удовольствие от общения с малышом. Помните, что дети расцветают от прикосновений. Потребность в физическом контакте очень важна для ребенка и родителей.

Интересно! Прикосновение высвобождают гормоны в мозге (и у ребенка, и у родителей), которые улучшают настроение, доставляют радость и обладают болеутолящими свойствами.

Первый месяц жизни

В первый месяц жизни малыш реагирует на быстро меняющиеся ощущения. У малыша имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он еще не умеет координировать свои действия.
В представлении малыша нет причино-следственной связи. Все действия и события - что то хаотичное, как и многие движения малыша.

Интересно! Ребенок в этом возрасте лишь только пытается найти себя, учиться управлять своим телом.

Первый месяц - это месяц притирки родителей и малыша. Кроха интуитивно начинает чувствовать защиту. Для родителей же, малыш перестает быть существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет – малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он грудничок!

Тело малыша находится еще в сильнейшем тонусе, поэтому следует делать легкий массаж, ежедневные ванночки.

Второй месяц жизни

На втором месяце жизни ребенок уже способен координировать свое тело. Движения рук и ног становятся более плавными и менее хаотичными. Характерный для новорожденных тремор также пропадает. Ребенок начинает держать головку. По исполнению месячного возраста, малыша полезно выкладывать на животик, чтобы укреплять мышцы шейного отдела и спинки. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу.

Интересно! Некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают головку и смотрят вокруг. Но в любом случае необходимо поддерживать малыша под голову.

Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте еще двигается не очень хорошо, опасно оставлять его одного на столе, открытой кровати.

Интересно! Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

В процессе бодрствования малыш активно изучает мир. Иногда можно заметить, как он фокусирует свое внимание на игрушке или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве.

Важно! Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для двухмесячного малыша очень интересны и новые звуки, а не только зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При новом звуке ребенок настораживается, замирает. Если он повторяется несколько раз, малыш перестает обращать на него внимание.

В этом возрасте в сознании малыша укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки ребенок каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Малыш с удовольствием реагирует на нежные прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки малыша кусочками разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти упражнения способствуют развитию осязания малыша.

С этой же целью можно использовать хватательный рефлекс, который у грудничка еще очень силен. Предлагайте ребенку хватать предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные.

Третий месяц жизни

В трехмесячном возрасте у малыша происходит быстрое физическое и нервно-психическое развитие. Меняется модель поведения малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными. В периоды активности ребенок проявляет интерес к внешнему миру. Малыш прислушивается к любому шороху и ищет новые зрительные образы.

В этом возрасте малыш с удовольствием изучает собственные части тела и учится держать их в поле зрения.
Также малыш чаще улыбается. Его радуют уже не только лица родных, но новые и интересные предметы, звуки вызывают у младенца улыбку.

Интересно! В данном возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец каждый день узнает о себе что-то новое, пытается понять кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы.

Четвертый месяц жизни

Некоторые дети в четырехмесячном возрасте пытаются уже самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать. Порой малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползти вперед. Многие малыши в этом возрасте уже могут переворачиваться с животика на спинку и обратно.

Ребенок активно пользуется руками, изучая окружающий мир. Он пытается тянуться за интересующими его предметами. Но пальчики рук малыша еще недостаточно развиты.

Если малыш до определенного возраста, четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см. То теперь он способен фокусировать зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересующий его объект. Ребенок лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

Важно! Главной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех.

Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Ребенок исследует окружающий мир через непосредственное взаимодействие с ней. Пусть малыш станет помощником по хозяйству.

К четырем месяцам вес ребенка удваивается, а к первому дню рождения вес ребенка утраивается.

Пятый месяц жизни

Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.

Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики.

Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.

У детей очень тонкий слух, они поворачивают голову и стремятся отыскать источник даже самых тихих звуков. Также малыши очень чувствительны к музыкальному ритму и оживляются, когда слышат бодрую, заводную мелодию.

В пятимесячном возрасте можно по-тихоньку высаживать мальчиков. Некоторые детки в этом возрасте активно начинают ползать, одновременно, укрепляя мышцы спины и плечевого пояса. Также пятимесячные малыши уже в состоянии схватить нужную вещь, переложить ее из одной ручки в другую. Ребенок повторяет отдельные звуки - "ма-ма", "па-па" и тд.

Важно! Также, в этом возрасте начинают вводить первый прикорм - овощные или фруктовые пюре, сок.

Шестой месяц жизни

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Интересно! Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком.

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха повторяет звуки, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и с богатыми интонациями. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Седьмой месяц жизни

Вашему ребенку 7 месяцев. К этому моменту у малыша появляются первые зубки.

В этом возрасте ребенок сидит уже более уверено и может провести в таком длительное время. У Ему уже нет необходимости опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Более крепкие дети пытаются встать на ноги, держась за опору - или вообще без нее. Но садиться обратно из вертикального положения ребенок еще не научился. Для этого ему необходима поддержка.

Независимо от того, умеет ли малыш ползать или нет, он стремится как можно лучше исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте малыш уже способен ориентироваться в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

В играх малыш может одновременно использовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет.

Интересно! Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

Восьмой месяц жизни

Ребенок в 8 месяцев развивается стремительно, поэтому необходимо внимательно следить за малышом. Так малыш различает все больше предметов и уже способен вернуться к прерванным занятиям. Малыш уже способен концентрировать внимание на вещах (игрушках), а также способен решить поставленную перед ним задачу.

Так как малыш активно развивается не только физически, но и умственно, следует покупать ребенку развивающие игры по возрасту.

В этом возрасте малыш ест, практически, все продукты.

Развитие ребенка в девять месяцев

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов.

Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Он уже способен повторять действия, которые видел несколько дней назад.

Малыши уже не только запоминают предметы, но и умеют различать их. Они пытаются понять их предназначение.

Интересно! Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую.

Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

Десятый месяц жизни ребенка

Многие дети уже умеют уверенно стоять на ножках и очень довольны собой. Но одни малыши уже в десятимесячном возрасте делают свои первые самостоятельные шаги. Другие же дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого продолжают стремительно ползать.

Очень часто уверенно ползающие малыши двигаются по комнате стремительнее ровесника, который делает первые самостоятельные шаги.

При этом прямой зависимости между умственным развитием и двигательными навыками у детокнет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Важно! Одного из новых достижений данного возраста - умение рвать бумагу. Поэтому необходимо убирать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Отдайте ребенку на растерзание несколько цветных журналов. Но необходимо следите за тем, чтобы малыш не поранился о края журнальных листов.

Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

Многие детки этого возраста предпочитают еще ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Кому-то удается сделать первые шаги с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

Словарный запас малыша к этому возрасту должен варьироваться от 6 до 10 слов. Ребенок уже различает отдельные слова и целые предложения, но сам еще может произнести всего 2-3 слова. Малыш прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте малыш более уверенно ориентируется в пространстве и понимает, что такое "впереди" и "снаружи". Малыш уже более пристально следит за действиями взрослых и играя, ребенка уже сложнее обмануть.

Интересно! Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

Малышу год

Малыш меняет свое отношение к своему окружению. К ребенку постепенно приходит понимание, что он может влиять на близких, и активно использует это. Частенько ребенок начинает баловаться. Ребенок активно начинает подражать старшим. Это указывает на его способность анализировать поведение окружающих.


На протяжении первого года жизни, малыша стоит приучать и к книгам. Выбор книг должен проходить по следующим критериям:

  • из плотного картона;
  • красочная;
  • с короткими сказками.

Также малыша уже можно приучать к горшку. Читайте подробнее как и когда приучать ребенка к горшку в статье: .


Развитие новорожденного (видео)

Развитие ребенка по месяцам (видео)

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 164039 .

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

Похожие публикации