Как воспитывать ребенка с учетом его типа темперамента. Характеристика разных видов темперамента у детей

У вас ребенок-сангвиник? Считайте, что вы выиграли приз. Конечно, любого ребенка нужно воспитывать, ведь он должен понимать, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя, но имея ребенка-сангвиника, вам не придется прилагать сверхусилия, чтобы объяснить это малышу.

Характер у ребенка-сангвиника сильный и уравновешенный. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. Сангвиники прекрасно умеют контролировать свои эмоции с самого раннего детства. Они очень активны, чрезвычайно любознательны, легко осваиваются в новой обстановке, легко знакомятся с детьми и взрослыми, прекрасно чувствуют себя в новой компании. Психологические качества этих детей позволяют им принимать друзей и знакомых такими, какие они есть, и не завышать свои требования. Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности, вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. Несмотря на то, что никогда не рвутся к власти, они часто являются негласными лидерами коллектива. К тому же у них прекрасное чувство юмора, которое способствует оптимистическому восприятию мира.

Проблемы детей-сангвиников

Несмотря на отменный набор личных качеств, у детей-сангвиников все же существует ряд проблем, на которые следует обращать внимание. Дети-сангвиники в силу своего характера не хотят заниматься скучной, монотонной работой, к тому же, начав какое-то дело, он часто теряют к нему интерес и переключаются на другую работу, которая им кажется значительно интересней. У них обычно достаточно обширный круг общения, который может быть совершенно непонятен родителям.

Как воспитывать детей-сангвиников

Родителям стоит помнить, что нельзя пускать на самотек воспитание ребенка-сангвиника, так как, привыкнув, что он сам за себя в ответе, ребенок может начать относится к урокам невнимательно и небрежно, выполнять свои обязанности спустя рукава, а это может в дальнейшем отразится на его работе. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, ребенок перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

В воспитании ребенка необходимо уделять особое внимание тому, чтобы он научился концентрироваться на работе и выполнять ее до конца, несмотря на утраченный интерес. Стоит также подсказать ему, что работа выполнена неаккуратно и ее следует переделать.


Воспитывая ребенка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать их с ним и поддерживать интерес, чтобы он всегда доводил дела до конца. Хвалите ребенка и повышайте планку, чтобы ребенку было к чему стремиться.

Ребенку-сангвинику также прекрасно подойдут занятия спортом, так как ему всегда есть к чему стремиться и к тому же спорт прекрасно дисциплинирует и воспитывает силу характера.

Так что воспитание ребенка-сангвиника, несмотря на прекрасные исходные данные, - кропотливый ежедневный труд, который требует любви и понимания.

Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов…
Если дело идёт о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм.
И. П. Павлов.

В статье из старого журнала «Семья и школа» (1957 год) дается характеристика темперамента детей-сангвиников с примерами поведения , перечислены особенности и черты характера сангвиников , разбираются трудные моменты в их воспитании , названы педагогические приемы и рекомендации по воспитательной работе с «быстрыми» детьми. Информация, безусловно, будет полезна педагогам, воспитателям и родителям.

Хотя темперамент — наиболее устойчивое свойство личности, его черты могут изменяться под влиянием окружающей обстановки и воспитания. Известный отпечаток на темперамент накладывает возраст. Всё это затрудняет определение темперамента у того или иного ребёнка. К тому же разные темпераменты имеют некоторые сходные черты. Так, медлительные дети (флегматики) противоположны так называемым быстрым детям (сангвиникам), но и те и другие неутомимы, выносливы, то есть схожи между собой по проявлениям силы нервной системы. Отличаются же они по скорости протекания и смены психических процессов. Подвижные школьники, в противоположность медлительным, быстро отвечают на всё новое, быстро переходят от одной деятельности к другой, от сна к бодрствованию, от шалости к серьёзности. Учителя нередко говорят о таких детях, что они «всё схватывают на лету». Это, конечно, ещё не характеризует способностей, потому что можно схватить быстро, но поверхностно или неправильно. Речь идёт лишь об известной быстроте реакции и перехода от возбуждения к торможению.

Среди изучавшихся нами школьников черты сангвинического темперамента особенно характерно проявлялись у двух старшеклассниц - Вали Г. и Людмилы С. Остановлюсь на первой из них.

Сангвиник: особенности, черты характера

Показателями силы нервных процессов являются прежде всего энергичность и неутомимость Вали. В раннем детстве, по отзывам родителей, она отличалась решительностью и инициативностью. Девочка не боялась далеко отходить от матери, разговаривать с незнакомыми людьми, она без страха подходила к животным, например к собакам, гладила их. Валя смело купалась в речке, весело бегала по лужам, а её ровесница, двоюродная сестра, боялась идти по большой луже, если в ней отражалось небо. Темнота не пугала Валю.

Способность к продолжительной умственной работе Валя проявляла уже в 1-2-м классах. После школы она была способна отдохнуть в короткий срок и готовить уроки, а потом снова играла, находила себе разные дела. Ещё нагляднее это сказалось в 6-7-м классах.

Из школы приду,- рассказывает Валя,-немного отдохну и учу уроки, а потом что-нибудь читаю. Усталой я не бываю.

О силе нервной системы Вали отчасти свидетельствует легко выработанная ею привычка сосредоточиваться в различных и трудных условиях. Валя может учить уроки когда угодно и где угодно: дома, у товарищей, в школе.

Другая черта темперамента Вали - уравновешенность .

Мы не видели её капризной, порывистой,- говорят родные,- хотя она считалась бойкой. Даже будучи сердитой, дочь сделает то, что требуешь, она не бросит дела, у неё не бывает срывов.
- Эта ученица быстро загорается,-рассказывает классная руководительница,- но при этом не выходит из равновесия, баз резких эмоциональных вспышек. В спорах с подругами она не выходит из себя. Её и в других случаях не легко вывести из равновесия.

Третья черта темперамента Вали - подвижность .

Валя легко переключается от одного занятия к другому. Например, она увлечённо читает интересную книгу. Но подходит время готовить уроки - девочка быстро закрывает книгу, берёт учебник и сразу учит, как бы позабыв о прочитанном интересном месте в книге. Выучив один урок, Валя легко принимается за другой.

Её отличает лёгкость перехода от побуждения к поступкам. Различные чувства быстро сменяют друг друга . После сильного переживания - ссоры с отцом - Валя уже на следующее утро была бодрой и живой. Она и с девочками, «если ссорится, то на пять минут».

Что-нибудь я сначала очень переживаю,- говорит Валя,- но потом всё быстро забываю. Если я стою с человеком, который чем-то расстроен, то я, конечно, переживаю с ним, но, отойдя, могу снова быть весёлой.

В другой раз она сказала:

В дождь у меня бывает пасмурное настроение, но стоит выглянуть солнцу - моей пасмурности как не бывало.

Из сказанного о Вале может сложиться впечатление, что дети-сангвиники доставляют меньше хлопот взрослым, чем другие дети. В известном смысле это действительно так.

Однако было бы неправильно видеть в тех или иных особенностях темперамента готовые качества характера. Эти особенности могут привести к образованию не только положительных, но и отрицательных черт, как, например, склонности «разбрасываться» . Эта черта представляет собой отрицательное проявление одной из особенностей сангвинического темперамента - подвижности нервных процессов.

Так, у Вали и Людмилы нередко наблюдается то, что учителя образно называют «порханием по верхам». Быстрота восприятий и лёгкость, с какой они переключаются от одного на другое, порождают известную поверхностность самих восприятий. Поэтому, если не принять специальных мер, сангвиник может вырасти человеком без глубоких знаний и устойчивых интересов.

Сангвиник довольно легко может менять привычки , навыки и установившиеся отношения с окружающими. Обычно Валя систематически и в определённое время готовит уроки. Но эта привычка порой легко «расшатывается», когда родители ослабляют контроль за девочкой. Если Валя попадала в среду недисциплинированных учениц, с ней приходилось начинать всё сначала.

Сколько я слёз пролила с дочерью,- вспоминает мать Вали.- Вот она кажется уже совсем хорошей, послушной, вежливой. Проходит некоторое время. Я на Валю надеюсь, а она опять нарушает дисциплину, разговаривает и вертится на уроках, опять получает двойки.

Подвижность сангвиника порождала и другой недостаток в поведении девочек. Если новизна обстановки, новые события, как правило, стимулировали активность девочек, то сравнительно однообразная обстановка и занятия легко вызывали у них вялость, сонливость.

Сангвиники охотно берутся пусть за сложное, но новое дело . Для флегматиков, наоборот, большую трудность представляют новые, даже простые дела, а повторяющиеся, хотя и сложные, занятия они выполняют легко.

Для сангвиника характерна известная эмоциональная неустойчивость, некоторая мимолётность переживаний, что может проявиться как отрицательное качество во взаимоотношениях с другими людьми. Про Людмилу говорят, что она «не всегда выдерживает характер: вчера только возмущалась девочкой, а сегодня разговаривает с ней, как будто ничего и не было», а Валя иногда бывает «непостоянной в дружбе, без глубокого душевного общения».

В воспитании таких детей необходимо учитывать не только положительные, но и указанные отрицательные возможности их темпераментов.

Воспитание детей-сангвиников: каким должен быть подход

О том, каким должен быть подход к сангвиникам, покажем, главным образом, на примере воспитания Людмилы. Её родные вовремя обратили внимание на отрицательные возможности темперамента девочки.

Как приохотить сангвиника к будничным делам? Прежде всего, для них особенно полезен и необходим чёткий режим и определённый ритм работы . Режим формирует усидчивость, выдержку и терпение, воспитывает серьёзное отношение к своим обязанностям и умение доводить дело до конца. А это особенно трудно даётся детям-сангвиникам.

Родители Людмилы строго следили за тем, чтобы дочь своевременно выполняла домашние поручения: ежедневно мыла посуду, вытирала пыль, поливала цветы.

Энергичность сангвиника в однообразных условиях может быть также вызвана примером других (подруг, старших в семье). В детстве Людмила любила вместе с бабушкой поддерживать порядок в доме, работать на огороде, во дворе.

Если я в огороде копала,- рассказывает бабушка,- то и Людмила просила дать ей маленькую лопаточку. Она окучивала со мной картофель, полола морковь, старалась не отставать от меня. Посуду мыть, постель убирать внучка начала с пяти лет. Помню, она с трудом натягивала покрывало на кровать, даже залезала на неё, пыхтя. Я хвалила: «Молодец! Замечательно!».

Несмотря на то, что сангвиники легко справляются с поручениями, важно не снижать требовательности к ним . Людмила, например, охотно начала утренние занятия по гимнастике, но отец постоянно проверял, как она их выполняет. Однажды Людмила поленилась делать зарядку: причёсываясь перед зеркалом, она переступала с ноги на ногу, делая вид, будто выполняет упражнения. Отец пристыдил её. С тех пор девочка свой день начинала с зарядки. После отъезда отца в командировку привычка к утренней гимнастике поколебалась. Но отец часто звонил домой, спрашивал обо всём, и Людмила не решалась нарушать его требования. Бабушка любила внучку, но была не менее требовательна к ней.

Большое внимание родители Людмилы обращали на нравственное воспитание дочери, особенно на то, чтобы делаемые внушения оставляли более глубокий и прочный след в девочке. Желая предупредить быструю изменчивость в привязанностях дочери, родители внушали ей:

Люся, недопустимо так легко бросаться друзьями. Где твоё уважение к ним и к себе?

Людмила снова налаживала прервавшиеся было отношения с подругой, приучала себя к выдержанности и постоянству, правильно выражала свои чувства по поводу тех или иных явлений. Родители старались продлить её переживания, чтобы они оставляли в ней более глубокий след. Таким подходом родители Людмилы добились того, что она избавилась от многих недостатков, находивших почву в её темпераменте.

Нередко трудности в воспитании детей-сангвиников вызываются смешением особенностей их темперамента с характером и моральными качествами. Так, живость и общительность сангвиника одни оценивают как отзывчивость, чуткость, а другие - как легкомыслие, непостоянство, как стремление показать себя. Это порождает, порой, недоразумения и конфликты.

Подруга Вали пишет: «При первом знакомстве с ней мне показалось, что она очень ветреная, но постепенно я отошла от этой мысли. Однако то, что многим людям она доверяла так же, как мне, часто заставляло настороженно относиться к ней и даже не доверять ей».

Валя о своих отношениях с подругой, с которой дружит более трёх лет, отзывается так: «Она меня считает непостоянной в дружбе. На самом деле это не так. Я, по-моему, сильно привязываюсь к человеку, но быть всё время с одним и тем же не могу. Когда я нахожусь в обществе, то иногда разговариваю не со Светой, что, наверное, кажется ей оскорбительным».

Как видим, сангвиники сами замечают неправильную оценку их поведения. Часто они обижаются на это и действительно отходят от своих друзей. Лишь некоторые понимают, что причина недоразумения в особенностях их темперамента, и тактично стараются устранить недоразумения. Вот почему так важно взрослым понимать особенности ребенка-сангвиника и воспитать у него самого правильное отношение к этим особенностям.

Познать себя очень важно для самовоспитания, играющего большую роль в моральном развитии подростка и юноши. Неумение разобраться в неправильных оценках своих особенностей приводит нередко к отрицательному внушению. Валя, которую подруга упрекала в непостоянстве и легкомыслии, признавалась, что ей самой очень трудно было преодолеть взгляд на себя как на человека «несерьёзного».

Она не всегда могла противостоять этому взгляду, и это наложило определённый отпечаток на её поведение. Она порой и сама не решалась положиться на себя, боясь своего «легкомыслия», часто не верила в свои силы.

Таковы некоторые особенности воспитательной работы с «быстрыми» детьми. Умение учитывать темперамент детей - постоянное и важное условие успеха воспитателя. Знание каждого темперамента и умелый подход к нему обеспечат формирование правильных форм поведения и полноценного характера .

Л. Ильина, журнал «Семья и школа», 1957 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Воспитывать ребёнка-сангвиника достаточно легко: этакое весёлое и доброе «солнышко»! Почти всегда в хорошем настроении, редко капризничает, охотно учится, тянется к людям, умеет контролировать свои эмоции… Но не смотря на прекрасные исходные данные, его воспитание – это кропотливый ежедневный труд, который требует от взрослых любви и понимания. Помните, что нужно не подавлять темперамент вашего чада, а лишь научиться грамотно направлять его.

Типичный сангвиник

Нервная система у ребенка-сангвиника сильная и уравновешенная. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его. К наказаниям сангвиник тоже относится философски.

Любопытство и активность сангвиника не знает границ - кажется, что он постоянно стремится объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше, бывать в новых местах, общаться с новыми людьми (как детьми, так и взрослыми) - и при этом легко усваивает новую информацию, запоминает имена и лица, быстро осваиваются в новой компании и обстановке. Дети-сангвиники на вопрос: «с кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «со всеми».

Сангвиники – ярко выраженные эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. А все эмоции и чувства, которые сангвиника сами испытывают в данный момент, легко определить по выражению лица.

Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности - и вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми. За власть не борются, легко идут на компромисс и легко переживают неудачи. И всё же благодаря бьющей через край энергии и отличному чувству юмора они часто занимают лидирующее положение в компании.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом подвижен, импульсивен, обожает шумные игры, быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами. Но из-за этого, увы, часто не доводят их до конца, забывая о нём или начиная скучать без новых впечатлений. Им трудно сконцентрироваться на неинтересных обязанностях, и они стараются поскорее избавиться от этого «груза».

Как его правильно воспитывать?

Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними. Если этого не делать, в будущем сангвиник будет так же потребительски относиться к людям, ни к кому не привязываясь и живя в стиле «а ля перекати-поле».

Не стоит поддерживать сангвиника и в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ребёнку глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребёнок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Воспитывая ребёнка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, маленький сангвиник перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

Ребёнку-сангвинику не помешают регулярные физические нагрузки, так как это проверенный способ выплеснуть их кипучую энергию. К тому же, спорт прекрасно дисциплинирует и закаляет характер. Правда, в спорте сангвиник не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс. Поэтому найдите ему хорошего, дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Важным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее).

Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы ребёнок-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей, лепка из пластилина и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут потихоньку развить собранность и аккуратность.

Родителям стоит мягко, но настойчиво подсказывать ребёнку-сангвинику, что именно следует переделать, если его работа выполнена неаккуратно или поверхностно. Хвалите ребёнка, когда он этого действительно заслуживает, но не позволяйте зазнаваться (есть такой грешок за этим типом темперамента) и постепенно повышайте планку, чтобы чаду было к чему стремиться. Лучший стимул для такого ребёнка – это сказать: «Ты можешь намного лучше. Попробуй ещё раз. Я уверен, что у тебя получится».

Многие сангвиники отличаются склонностью к созданию вокруг себя творческого бардака – это, в общем-то, естественный результат его увлечённости всем и сразу. Часто при недостатке самосознания и дисциплины эта привычка сохраняется и у взрослых людей. Казалось бы – ну какая разница, если человеку так удобней? Но на самом деле бардак незаметно вредит его создателю, ещё сильнее рассеивая внимание и без того забывчивого сангвиника, да и абсолютной чистоты в таких условиях ожидать нельзя. Поэтому лучше с детства приучать чадо наводить порядок после того, как он закончил одно дело и собрался приступать к следующему.

Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения.

Свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация.

Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности.

Существует четыре основных типа темперамента – сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический .

Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания.

Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

Можно научиться прогнозировать поведение ребенка в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;

Можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;

Можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

Ребенок- Сангвиник

Это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают. Он приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Для малыша характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Не забывайте, "непостоянство" – не порок, а свойство темперамента сангвиника. Дети – сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребёнок постарается её прекратить. Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться.

Какие проблемы могут быть с ребенком сангвиником:

Одна из главных и основных проблем – это то, что сангвиники легко попадают под чужое влияние, которое с одинаковым успехом может быть как положительным, так и отрицательным;

Если даете ребенку какое-нибудь неинтересное и монотонное задание, будьте готовы к тому, что он может его просто напросто забыть и заняться чем-то более интересным и увлекательным;

Друзья ребенка сангвиника могут быть самыми разнообразными и не всегда соответствовать привычному для вас кругу людей.

Как правильно воспитывать

Ребёнка – сангвиника:

1. Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к игрушкам. Надоедают маленькому непоседе они очень быстро, и он требует новых, чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что нужно срочно скупить весь отдел игрушек в ближайшем магазине. Просто научитесь находить новые качества у уже имеющихся, и придумывать новые игры с ними.

2. Контролируйте ребенка и приучайте к ответственности с раннего детства. Делать это нужно мягко, но настойчиво, поскольку в противном случае он легко может стать маленьким лгунишкой.

3. Похвала должна быть только заслуженной. У сангвиников зачастую достаточно сильно завышена самооценка, поэтому излишняя похвала может отрицательно сказаться на формировании личности.

4. Чтобы развить собранность и аккуратность, которые ребенку сангвинику просто необходимы, с раннего детства учите его доводить начатое дело до конца.

5. Непостоянство ребенка – это просто особенность темперамента, но и ее можно подкорректировать. Помогите малютке в этом, и он вырастет надежным, общительным и жизнерадостным человеком.

Удачи Вам!

Похожие публикации