Классификация социальных ролей в семье. Роли ребенка в семье

Семья - это кровнородственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

Рассмотрим классификацию социальной роли в семейной группе:

  • 1) супружеские (муж, жена), родительские (мать, отец):
    • - социальный партнер,
    • - сексуальный партнер,
    • - кормилец,
    • - социализатор (дисциплинатор, отец своих детей).
    • - домохозяйка,
  • 2) прародители:
    • - бабушка,
    • - дедушка.
  • 3) ребенок:
    • - братья,
    • - сестры.

В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли - социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор. Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях - кормильца (муж) и домохозяйки (жена).

Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения своих потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. На втором по важности месте - экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи - кормилец. Симметрична функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль - социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль - социализация или воспитание детей.

Если роль - модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.

Сексуальный партнер. Роль сексуального партнера подразумевает такую модель поведения, которая соответствует неписаным нормам поведения и психологическим ожиданиям субъекта того статуса, с которым связан данный статус.

Сексуальный партнер - основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них - соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете, супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает:

  • а) запрет на физическую измену,
  • б) запрет на нравственную или духовную измену.

Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

Кормилец и домохозяйка. Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена - приемлемый комфорт жилища.

Биологическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женщиной определенное разделение труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче воспитывать детей и ухаживать за ними.

Разделение труда между мужчинами и женщинами приводит к приобретению ими разных навыков. На протяжении большей части жизни эти различия формируют основу традиционной дифференциации ролей в браке. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие - как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает мужчину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке должен иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если семья живет материально благополучно.

В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли - общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Социальный партнер. Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.

Особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:

  • 1. способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;
  • 2. не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;
  • 3. умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.

Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы.

Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:

  • 1. высший класс (крупные бизнесмены);
  • 2. средний класс (интеллигенция);
  • 3. низший класс (рабочие).

Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки - поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения - получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу - сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья - это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.

Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социального партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.

Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов ровно в два раза увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними отмечаются дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены - заклятые враги.

Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. - все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.

Социализатор. Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей - глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей - сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.

Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми; гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества (вязание, шитье).

В воспитании детей супруги несут неодинаковую нагрузку. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу не догружаться домашними заботами, а жену переобременять ими.

Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. Это касается даже американских семей, в которых принято раннее отделение от родительской семьи и жизнь пожилых родителей отдельно от семьи взрослых детей («опустевшее гнездо»). Роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случае неполных семей (в таких семьях сейчас живет каждый пятый ребенок в США) и в том случае, если мать вынуждена работать (такова ситуация фактически в каждой второй семье с детьми до 3 лет.

В российских семьях роль «третьего поколения» (а иногда и прабабушек) особенно велика. В России в данное время 12% неполных семей, большинство женщин работает. Во многих семьях, номинально (по прописке и, соответственно, по переписи населения) являющихся нуклеарными, существует как бы «институт приходящих бабушек», которые выполняют роль нянь (для внуков-дошкольников) и гувернанток (сопровождение в школы и помощь в приготовлении уроков внуков-школьников). Можно сказать, что во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи». В особенности такая ситуация прослеживается в разрушенных, «эрозированных» семьях с распавшимися или несостоявшимися супружескими звеньями (например, при внебрачных рождениях у несовершеннолетних матерей).

Под термином «держатель семьи» мы понимаем члена семьи, который в наибольшей степени ощущает и несет на себе ответственность за перспективы семьи и будущее детей. Такую роль играют сельские бабушки по отношению к своим внукам, рожденным уже городскими матерями -- их дочерьми или невестками. Наиболее ярко это проявляется в случае эрозированных (по структуре) семей (являющихся неблагополучными по выполнению своих функций). Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществляет уход за внуками, берет на себя ответственность за него и его будущее, взаимодействует с внешними организациями (оформление опеки, взаимодействие со школой, муниципальными органами и т. д.). В случае нездоровья или смерти такой бабушки-держателя семьи внуки оказываются в той или иной мере под опекой государства, так как никто из других членов семьи (мать или внебрачный отец) не способен взять на себя заботу о ребенке. Но это крайний случай, обычно же бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери растить ребенка.

Американские психологи отмечают, что функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских, и у них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками. Прародители чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Бабушки чаще рассказывают внукам о своем детстве или о детстве их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции.

Российские авторы указывают на большую значимость и разнообразные возможности бабушек и дедушек в семье. Это и психотерапевтическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношения между внуками (поддержка первенца при рождении второго ребенка), и подготовка к школе внука, и, конечно же, помощь школьнику и т. д.

Панкова Л.М. указывает на различие отношений к внукам со стороны родителей матери и родителей отца: «Если отношения с невесткой не складываются, осложняются отношения с сыном, часто отходят в сторону и внуки со стороны сына. Внуки же со стороны дочери ближе, и они навечно». В случае развода родители матери начинают еще больше помогать ей по уходу за детьми. «Так у ребенка формируются совершенно абсурдные понятия -- «своя бабушка» или «настоящий дедушка». Автор пишет, что в части семей «справедливая бабушка» по отцу соглашается помочь в уходе за одним внуком от сына и от дочери, однако отстраняется от забот по воспитанию второго ребенка. Можно сказать, что прасемья со стороны матери не имеет такой же возможности внутренней и поведенческой «демобилизации» от внуков.

Чешские авторы пишут о позитивной роли бабушек и дедушек, об их взаимной любви и привязанности к внукам, указывая, что при разводе родителей не следует прерывать отношения старшего поколения с любимыми внуками, которых они растили. Часто развод бывает намного тяжелее для родителей разводящихся супругов, чем для них самих.

А.И. Захаров останавливается на негативном влиянии бабушек в семье, рассматривая выборку семей с сыновьями 7-8 лет, испытывающими трудности в обучении в первом классе. «Следует отметить особую роль бабушек, уменьшавших до минимума активность детей своими назойливыми наставлениями, приказами и запретами. Они авторитетно насаждали свое понимание, свой образ жизни. Их убежденность в своей правоте не поддавалась логическим разубеждениям. По своим характерологическим особенностям это были авторитарные женщины, с некоторой паранойяльной настроенностью и тревожностью.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.

Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения.

Подсистема «братья - сестры». Концентрируется внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

· ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

· ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;

· ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.

· «Кумир» ("«мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

· «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

· «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероятности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность - это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления: А. Маслоу, Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.

· Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застенчивости.

· Способность делать ответственный выбор между движением вперед и отступлением. У такого человека отсутствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.

· Развитая ответственность перед своей совестью.

· Выбор вариантов в процессе принятия решения осуществляется на основании собственных принципов и убеждений.

Базисные черты невротической личности выделены известным психоаналитиком К. Хорни.

· Сензитивностъ. Сензитивность проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

· Тревожность. Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т. п.).

· Гиперсоциалъностъ. Невротик постоянно сводит счеты с социумом, стремится повысить свою значимость. Для невротика характерны чрезмерное чувство ответственности и чувство долга, отсутствие гибкости в социальных отношениях. Например, у «гиперсоциальных» женщин бывают самые «трудные» дети, так как все свое время они уделяют собственной карьере и общественной жизни. Невротик выстраивает отношения с миром так же, как он выстраивает отношения с собственным отцом.

К. Хорни выделила и описала основные характерные невротические потребности следующим образом.

· Потребность в любви и одобрении. Отличительной особенностью этой потребности у невротика является своеобразная «всеядность» в отношении объекта любви. Для невротика характерно желание быть любимым всеми и каждым.

· Потребность в поддержке. Характерно стремление иметь сильного и опекающего партнера, который может избавить от страха «быть покинутым» и страха одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят, и всегда стремится «заслужить» любовь. Именно эта его особенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви и превентивное бегство в независимость.

· Потребность властвования, доминирования,лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия на себя ответственности за бремя власти.

· Потребность в публичном восхищении, признании. Знаки признания и социального восхищения становятся для невротика мерилами самоценности личности.

К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки - ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характеристику невротической личности, автор отмечает, что у невротиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностями питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверхзаботливым, но в этом случае он будет действовать под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.

Ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. В своем исследовании «Знайте своего ребенка» (авторитетное руководство для современных родителей) они обобщили полученные результаты, подчеркивая, что в целях эффективного воспитания ребенка в семье необходимо учитывать его энергетический уровень и скорость приспособления к новым ситуациям.

Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.

1. Степень моторной активности. Ребенок может родиться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пассивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизирующий фактор.

2.Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассимилятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-дизритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребностных состояний.

3.Приближение - удаление. Эта характеристика определяет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.

4.Интенсивность. Под интенсивностью понимается количество энергии, которое используется ребенком для выражения эмоций.

5.Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно наступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.

6.Порог чувствительности. Порог определяется величиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка.

7.Качество настроения. Качество настроения характеризуется общим эмоциональным настроем ребенка, в котором он пребывает чаще всего - «мажорным» или «минорным».

8.Способность к сосредоточению. Данная характеристика определяет особенности внимания ребенка, степень его «отвлекаемости».

9.Интервал времени, в котором поддерживается активность. Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.

В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей, они создают условия для формирования невротической личности. Наибольшие трудности в воспитании обычно связываются со следующими типами детей.

· «Синички» - дети с высокой эмоциональной чувствительностью.

· «Улитки» - дети, которые не проявляются сразу, они замкнуты, мотивы их поведения в новой ситуации часто непонятны, они «не пускают в душу», не обозначают явно свои потребности.

· «Черепахи» - дети, которые долго адаптируются к новым ситуациям, медлительные.

· «Нытики» - дети, для которых характерен «минорный», плаксивый фон настроения. Именно этим детям меньше всего достается родительской любви.

Таким образом, с точки зрения авторов, на развитие ребенка в семье влияет взаимодействие двух факторов: тип отношения к ребенку («любящий» или «нелюбящий») и тип темперамента ребенка, определяющий легкость или трудность его воспитания. При сочетании негативного типа отношения и «трудного» темперамента создаются наиболее неблагоприятные условия для развития ребенка. Влияние типа материнства (любящая мать или нелюбящая мать) на развитие ребенка с учетом его генотипически обусловленных характеристик (типа темперамента- «легкий» или «трудный») можно представить наглядно в виде следующей таблицы.

Влияние типа материнства и типа темперамента на развитие ребенка

Таким образом, для нормального развития ребенка в семье важен не тип темперамента ребенка, а тип материнства. В настоящее время существует нетрадиционная точка зрения, что даже в молоке матери есть ферменты, которые могут успокаивать ребенка и развивать его природные способности.

Обобщая сказанное, можно заключить, что детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров.

А.И. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.

1.Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям. В зависимости от интенсивности эмоционального контакта выделяются такие типы отношений, как гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.

2.Параметр контроля. Выделяются следующие типы контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.

3.Последовательность - непоследовательность в предъявлении требований.

4.Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций.

5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком.

Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустойчивость может вызвать у ребенка невроз страха; сверхпринятие, разрешительство и непоследовательность вызывают истерический невроз; выраженное одиночество - невроз навязчивых состояний.

Наиболее характерные черты патогенной системы воспитания по А. Захарову:

· низкая сплоченность и разногласия членов семьи в воспитании;

· высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;

· ярко выраженная степень опеки, ограничительство в каких-либо сферах жизнедеятельности;

· повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.

Процесс формирования невротической личности оказывает влияние на целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического варианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих отношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа аномалий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межличностных отношений.

В процессе работы с семьей психолога или социального педагога возникает необходимость выявить и проанализировать истинные мотивы, побуждающие родителей реализовывать тот или иной тип поведения по отношению к собственным детям, а также основное содержание родительской позиции. Часто применяются такие методы исследования мотивов воспитания и родительских позиций, как метод «Сочинение» и метод «Незаконченный рассказ».

Метод «Сочинение». Суть данного метода состоит в том, что родителям предлагается написать сочинение на следующие темы: «Я как родитель», «Портрет моего ребенка». Далее, тексты сочинений анализируются и оцениваются психологом или социальным педагогом, при этом используются следующие критерии:

· общий эмоциональный фон текстов (формальный, невыраженный, позитивный или негативный);

· наличие позитивных или негативных оценок облика ребенка;

· выделение временных планов в общении и взаимодействии с ребенком.

Метод «Незаконченный рассказ». В данном методе используется проективное моделирование ситуации, в которой проявляются важные компоненты взаимодействия родителей и ребенка. Завершая рассказ, родители проецируют свое отношение к ребенку. Родителям и детям даются разные инструкции. Процедура проведения методики такова. Сначала родителям читаются вслух три рассказа, где ребенок является главным героем сюжета. В рассказе описываются типичные конфликты детей 7-8 лет. Герой рассказа стоит перед выбором. Если в семье есть разнополые дети, то зачитываются два варианта рассказа («для мальчиков» и «для девочек»).

Инструкция для родителей: «Сейчас вы услышите рассказ, в сюжете которого будут представлены конфликты, часто встречающиеся у детей.

Закончите рассказ так, как вам кажется, закончил бы его ваш ребенок».

Инструкция для детей: «Я прочту тебе рассказ, он написан одним автором для детей, который хотел, чтобы рассказ закончили сами дети. Слушай, а потом я тебе задам вопросы».

Вопросы родителям:

· Как бы поступил в этой ситуации ваш ребенок?

· Что бы он чувствовал?

· Почему вы считаете, что он поступил бы именно так?

· А что ответил бы сам ребенок?

· Что бы вы посоветовали сделать ребенку?

· Как вы отнесетесь к такому выбору ребенка?

· Как бы вы сами поступили?

· Вопросы детям:

· Как бы ты повел себя на месте героя в этой ситуации?

· Ты бы стал советоваться с мамой (папой)?

· А что бы мама (папа) посоветовал(а)?

· А как бы мама (папа) повел(а) себя на месте героя?

При интерпретации сравниваются ответы родителей и ребенка. В результате предметом анализа психолога является следующее: адекватность предсказания родителями ответов ребенка (степень совпадения); отношение к недостаткам ребенка, преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку; форма подачи совета; способы решения конфликта.

Ответы и поведение родителей из гармоничных и дисгармоничных семей существенным образом отличаются друг от друга и могут рассматриваться как диагностические признаки для определения типа семьи.

Гармоничная семья. В такой семье родители чаще всего адекватно и реалистично оценивают своего ребенка. Они не просто хорошо знают его, но и могут поставить себя на место ребенка в значимых для него ситуациях, идентифицировавшись с ребенком. Все их советы основаны на знании особенностях личности ребенка. Родители могут сомневаться в том, что знают о своем ребенке все.

Дисгармоничная семья. В подобной семье родители очень редко правильно предсказывают поведение ребенка. Для них характерно приписывание ребенку несуществующих у него качеств. Детям даются жесткие указания и директивы относительно принятия решения в ситуации выбора.

Родители мало учитывают личные особенности ребенка, при этом они уверены, что очень хорошо знают своего ребенка. Недостатки ребенка воспринимаются.

Одним из значимых факторов, определяющих отношения между детьми и родителями в семье, является родительская позиция. Родительская позиция - это целостное образование, которое характеризует реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания. Содержание позиции зависит от осознаваемых и неосознаваемых мотивов воспитания. Особенности и содержание родительской позиции могут быть выявлены в результате анализа и интерпретаций текстов родительских сочинений.

Основные характеристики родительской позиции, выявляемые при анализе.

· Адекватность - неадекватность. Степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка. Неадекватность проявляется в иллюзиях, приписыванию ребенку несуществующих качеств (дисгармоничная семья).

· Динамичность - ригидность. Степень «подвижности» родительской позиции, ее способности к изменению. Степень «подвижности», вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкости в общении с ребенком.

· Прогностичностъ. Характеристика способности родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка. Способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития.

Родительская позиция определяется доминирующим мотивом воспитания, который может и не осознаваться родителем. Традиционно выделяются следующие мотивы воспитания.

· Воспитание как реализация потребности обретения смысла жизни. Для многих родителей воспитание ребенка является смыслом жизни. Для таких родителей характерно стремление удерживать очень близкую личностную дистанцию с ребенком. Однако в процессе взросления ребенок начинает устанавливать эмоционально значимые отношения и с другими (кроме матери и отца) людьми. Такого рода привязанности могут, например, бессознательно восприниматься матерью как угроза неудовлетворения ее собственных потребностей, поэтому все контакты ребенка вне семьи начинают вызывать чувство ревности и настороженности. Такой мотив проявляется в характерных высказываниях следующего типа:

«Когда первый ребенок вырос, мы потеряли смысл жизни и родили второго». Мать проживает полноту жизни лишь в том случае, если она максимально востребована ребенком.

· Воспитание как реализация потребности достижения. Воспитание сводится к достижению определенных, четко формулируемых целей, поставленных родителями перед ребенком. Следует отметить, что причина выбора именно этих, а не иных целей не осознается родителями до конца. Выбор может быть связан с достижением целей самих родителей, как по сходству («Я достиг, и ты тоже должен»), так и по контрасту («Я не достиг, а ты должен»). У таких родителей дети с раннего детства приобщаются к разным видам деятельности. Склонности и желания самого ребенка родителями не учитываются. Общение с детьми теряет спонтанность. Материнская любовь из безусловной становиться условной («Я только тогда буду любить тебя, если ты...»).

· Воспитание как реализация сверхценных идей. Например, в роли сверхценных идеи могут выступать: идея активного образа жизни, вегетарианство как здоровый образ жизни, жизнь в соответствии с новомодными религиозными идеями и т. п. Внедряя в жизнь семьи эту идею, родители полностью игнорируют истинные, природные склонности и характеристики ребенка. Реализуя данный мотив в воспитании, родители невольно внушают ребенку: «Какой ты есть - ты нам не нужен, а нужен такой, как нам хочется».

· Воспитание как реализация определенной воспитательной системы. В данном случае вся семья как система ориентирована на раз и навсегда выбранную воспитательную систему, без учета особенностей ребенка. В сочинении на тему «Портрет моего ребенка» у таких родителей главной единицей содержания являются способы воспитания, а не описание внутреннего мира ребенка.

· Воспитание как реализация потребности в эмоциональном контакте. У родителей есть потребность в глубоком эмоциональном контакте с ребенком, они хорошо ориентируются в эмоциональном настрое ребенка. Им хочется, чтобы и ребенок интересовался их чувствами. В том случае, если эта потребность родителей не является для них самой значимой, в семье складываются доверительные и теплые отношения. В противном случае, ребенок становится единственным объектом в удовлетворении потребности в эмоциональной близости, ребенок заменяет родителям весь мир.

В будущем у самого ребенка могут возникнуть проблемы при установлении близких контактов с другими людьми.

Наряду с мотивами воспитания, могут быть выделены основные мотивы, с которыми родители обращаются за помощью к психологу. Чаще всего данные мотивы могут быть не до конца ими осознаны.

· «У меня неблагоприятный ребенок, потому что я неумелый родитель». Данный мотив сопровождается страхом того, что «я плохой родитель». Психолог воспринимается как специалист, способный научить быть хорошим родителем.

· «Наш ребенок также неблагоприятен, как и каши супружеские отношения». Данный мотив проявляется, когда клиент начинает рассказывать о супружеских отношениях.

· «Наш ребенок неблагоприятен, потому что я плохая (плохой) мать (отец), так как у меня плохой (плохая) муж (жена)». Об этом свидетельствуют определенные высказывания в процессе консультирования о супруге. («Вы же понимаете, что дело не в ребенке».)

· Манипуляционный мотив. За обращением родителя к психологу может стоять скрытое желание изменить что-то в своей собственной жизни. Психолог воспринимается как средство изменения жизненной ситуации. Однако при этом сам клиент связывает свои надежды с изменением поведения членов семьи, на которых психолог должен оказать воздействие.

Проблемы, связанные с воспитанием детей в семье, могут возникать по разным причинам:

1. Те или иные особенности личности родителей, сло­жившиеся в детстве или в более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями. Примерами таких осо­бенностей является психастенический склад характера вос­питывающего родителя или его повышенная тревожность. В этом случае работа с родителями должна включать личностно-ориентированное психологическое консультирование или психотерапию. Целью этой работы является изменение личности родителей, эмоциональное переучивание, выработ­ка и закрепление новых способов эмоционального реагирова­ния. Работа с детьми должна быть направлена на исправле­ние дефектов личности ребенка, возникших вследствие не­правильного воспитания. Наконец, работа со всей семьей предусматривает обучение членов семьи новым способам внутрисемейного общения, более адекватным задачам эффективного воспитания.

2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эф­фективному родительству. В этом случае эффективным явля­ется использование всего арсенала диагностических и коррекционных средств, накопленных в современной семейной терапии. Сначала необходимо выстроить адекватные отноше­ния между супругами, затем переходить к коррекции родительско-детских отношений. Необходимым элементом новой, эффективной структуры семьи должна стать высокая степень дифференцированности родителей, желательно и всех ос­тальных членов семьи (например, бабушек и дедушек). Необходимо также заботиться об установлении четких границ ме­жду основными внутрисемейными субсистемами, создании эффективных правил внутрисемейной коммуникации, смене доминирующих аффектов, связанных с соперничеством и аг­рессивным поведением, на аффекты, связанные с заботой, со­трудничеством, любовью.

3. Особенности личности ребенка, затрудняющие эф­фективное родительство. Здесь прежде всего следует вести речь о формально-динамических основах личности, о той или иной степени нарушений органических основ психиче­ского функционирования. Следствием подобного рода нару­шений, например, является хорошо знакомый практиче­ским психологам и педагогам феномен гиперактивного по­ведения. Достижения современной психологии говорят в пользу того, что даже при наличии значительных органи­ческих нарушений при использовании специальных коррекционных программ можно достичь весьма эффективных результатов в плане значительного развития высших психи­ческих функций. Поэтому, безусловно, при наличии подоз­рений на органические нарушения нервной системы ребен­ка последнего необходимо включить в специально разрабо­танные для этого формы работы. В плане же работы с семьей родителям необходимо разъяснять сущность личностных особенностей ребенка, помочь им понять его поведение, дать родителям рекомендации по выстраиванию корректного об­щения с ребенком.

4. Несоответствие стиля воспитания и характера ребен­ка. В этом случае необходимо разъяснить родителям особенно­сти характера ребенка и помочь им разработать эффективную тактику его воспитания с учетом особенностей характера (раз­работка конкретного плана позитивного реагирования родите­ля в ответ на то или иное поведение ребенка).

5. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. В этом случае параллельно с осуществлением процесса консультирования психологу следует, используя метод критических инцидентов, исследовать социальный контекст на предмет выявления эф­фективных форм реагирования родителей на особенности соци­альной среды, затрудняющие эффективное родительство.

Работа с родителями заключается в психологическом просве­щении последних: психолог знакомит родителей со ставшими известными ему случаями эффективного поведения в контек­сте, с которым сталкивается семья. Активизируются ресурсы родителей в плане поиска других образцов эффективного пове­дения в сложившихся реалиях (решение-ориентированное пси­хологическое консультирование). Далее психолог помогает ро­дителям и/или лицам, ответственным за воспитание ребенка, разработать конкретный план позитивного реагирования в сло­жившейся ситуации.

6. Воспитательная неграмотность родителей. Может быть связана со скудным опытом общения с собственными ро­дителями в детстве, недостаточно позитивным опытом собст­венного воспитания в родительской семье. Кроме того, семья может столкнуться с такими проблемами, с которыми роди­тельская семья никогда не сталкивалась (например, развод ро­дителей и переживания ребенка, связанные с этим разводом). Проблема воспитательной неграмотности родителей приобре­тает также высокую актуальность в связи со стремительно раз­вивающимся знанием относительно того, как правильно и с наибольшей эффективностью воспитывать детей. В этом плане наиболее эффективная позиция родителя и есть позиция незна­ния, поиска достоверной информации. Психолог-консультант здесь играет роль связующего звена между накопленным пси­хологическим знанием относительно воспитания, с одной сто­роны, и родителями, с другой стороны. Задачу поиска и систе­матизации этого знания он как бы берет на себя, облегчая труд родителей. Работа с родителями здесь являет собой форму пси­хологического просвещения.

Какие воспитательные техники являются эффективными, а какие нет?

Американские психологи, проанализировав значительное количество исследований, осуществленных по этому вопросу в США, пришли к выводу, что все воспитательные техники, традиционно используе­мые родителями, можно условно разделить на три большие группы:

1. Техники, основанные на приоритете силы. Они включают физические наказания, лишение привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командова­ние ребенком в опоре на свою физическую силу и/или воз­можность распоряжаться материальными ресурсами. Пред­полагается при этом, что механизм, обеспечивающий согла­сие с родительскими приказами и увещеваниями, кроется в страхе наказания.

2. Техники, основанные на лишении любви. При этом родитель выражает свой гнев действиями ребенка или не­одобрение их в ясной форме, но исключающей физические пути воздействия. Например, он может игнорировать ребен­ка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или по­кинуть ребенка.

3. Техники, основанные на индукции. Слово «индук­ция» в русском языке имеет несколько значений. Здесь же мы имеем в виду аналогию с возникновением электрического тока в проводнике при движении его в магнитном поле или при изменении вокруг него магнитного поля (от латинского inductio - возбуждение, наведение). Предполагается, что ро­дители, беседуя с ребенком или между собой в его присутст­вии, возбуждают у последнего определенные чувства, инте­ресы, стремления. Речь здесь идет об обмене информацией между родителями и ребенком, о попытках родителей рассу­ждать вместе с ребенком в надежде сделать его более пони­мающим, почему следовало бы проявлять то или иное пове­дение. При этом родители снабжают ребенка рациональными категориями для формирования различных типов реакций на окружающее.

Заключение

Проблема воспитательной неграмотности родителей приобре­тает высокую актуальность в связи со стремительно раз­вивающимся знанием относительно того, как правильно и с наибольшей эффективностью воспитывать детей. Работа с родителями заключается в психологическом просве­щении последних: психолог знакомит родителей со ставшими известными ему случаями эффективного поведения в контек­сте, с которым сталкивается семья. Активизируются ресурсы родителей в плане поиска других образцов эффективного пове­дения в сложившихся реалиях (решение-ориентированное пси­хологическое консультирование). Далее психолог помогает ро­дителям и/или лицам, ответственным за воспитание ребенка, разработать конкретный план позитивного реагирования в сло­жившейся ситуации.

Литература

Основная

1. Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Метлякова Л.А.- Электрон.текстовые данные.- Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.- 330 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32040.- ЭБС «IPRbooks», по паролю С.10-29, 29-95.

2.Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]: пособие для педагога-дефектолога и родителей/ Стребелева Е.А., Мишина Г.А.- Электрон.текстовые данные.- М.: ПАРАДИГМА, 2014.- 72 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21253.- ЭБС «IPRbooks», по паролю С. 9-19

Дополнительная литература

1. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи [Электронный ресурс]: монография/ Швецова М.Н.- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2013.- 188 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18620.- ЭБС «IPRbooks», по паролю С. 72-139


Похожая информация.


Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие Посысоев Николай Николаевич

3. Роли ребенка в семье

3. Роли ребенка в семье

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Афонин Игорь Николаевич

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Сильнейшим стрессом для ребенка–астеника в дошкольном возрасте может быть рождение в семье нового ребенка. Если родители начинают меньше уделять ему внимания или, что еще ужаснее, отсылают его к бабушке, то ребенок–астеник воспринимает

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Роли в церковной семье Члены церковной общины склонны выбирать для себя те же роли, что и в родительской семье. Правда, в церкви к уже известным нам ролям добавляется ряд новых, связанных со служением: например, учитель, детский (молодежный) служитель, ответственный за

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Главная книга о воспитании детей, или О том, как помочь ребенку стать счастливым автора Виилма Лууле

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

Глава 4. РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

Отец – дух ребенка, мать – душа ребенка У каждого человека имеются Божественные первозданные вечные дух и душа. Дух хочет обрести мудрость, и для этого он должен воплотиться в физическое тело, чтобы выучить еще не выученные уроки. Душа связывает дух с телом. На этот свет

Из книги Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания. автора Фигдор Гельмут

5.1. Что называть «благополучием ребенка»? Дилемма судебных решений о праве на воспитание и другие вопросы, касающиеся ребенка Еще несколько лет назад мой основной исследовательский интерес ориентировался на сопутствующие психические явления, на отдаленные и

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Роли обоих родителей в жизни ребенка. Значение других родственников в формировании личности ребенка Димчик, когда ему было еще лет пять, сидел с бабушкой дома. Бабушка занималась своими делами на кухне, а Дима играл в комнате. Вдруг он на кухню забегает, весь в слезах.

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Качества, заложенные с детства, формируют поведение человека во взрослой жизни. Воспитание начинается в семье, именно в окружении близких людей совершается развитие ребенка как личности, основывается модель его будущего поведения в обществе. Сейчас в жизни большое значение придаётся техническим новинкам, но всё же роль семьи в становлении личности ребенка остаётся первостепенной.

Играет главную роль в формировании подрастающего поколения. Здесь происходит подготовка к взрослой жизни. В чём заключается значение внутрисемейного формирования личности, и какое должно быть поведение у родителей, чтобы их педагогическое влияние обладало успехом? Семья - это организованная структура, все действия в ней должны быть скоординированы. Воспитание детей должно выполнять определенные функции:

  1. Обучение ребенка.
  2. Прививание любовь к творчеству и искусству.
  3. Закладывание основ, одобряемые обществом, нравственное развитие чувств.
  4. Формирование его личности.
  5. Обеспечение условий для физического развития ребенка.

Под физическим развитием не подразумевается только утренняя гимнастика или выполнение несколько раз в неделю физических упражнений. Физическое воспитание сказывается положительно на детском здоровье, сюда относится привитие в раннем возрасте двигательных навыков, например, ходьбы без поддержки, сидение и приобщение к здоровому образу жизни.

Дети должны проявлять любовь к физкультуре и спорту с раннего детства. Это рекомендуется делать, привнося развлекательный элемент при совместных занятиях. Потому что игра считается ведущей деятельностью дошкольника. Когда ребёнок подрастёт, для него показательным примером будут родители. Совместные занятия спортом укрепят здоровье и повысят родственную сплоченность.

Становление личности в семье

Роль семьи в формировании личности ребёнка занимает главенствующее положение. Именно здесь он проводит большую часть личного времени. Развитие личности происходит под влиянием отца и матери. А также оказывают влияние родственники. Этот процесс происходит по двум главным направлениям:

  1. Ребенок наблюдает за старшими братьями и сестрами, родителями и прочими родными людьми.
  2. Он пытается вести себя так же, как и они.

Родители и иные родственники целенаправленно оказывают влияние на малыша, воспитывают его, прививают определенный образ жизни, формируют привычки. Подобное семейное взаимодействие вырабатывает не только личность малыша, но и поведение взрослых. Не последнюю роль в этом играет влияние семейной среды.

Это совокупность норм и правил, которых должны придерживаться все люди, живя в обществе. Родители учат дошкольника правильно себя вести с малых лет. При этом взрослыми выполняются следующие действия:

Фактически у ребенка формируется культура деятельности, речи и общения, а также навыки личной гигиены. Семья закладывает основы нравственного поведения. С малых лет многие дети знают, что хорошо или плохо. Это происходит благодаря близким родственникам и родителям.

Каждый кроха любознателен. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста бывает направлена на стимулирование познавательного интереса своего ребёнка к окружающему миру . У детей младшего школьного возраста, которые научились читать, развивается любознательность. Стихи, сказки, совместное чтение и обсуждение произведений из школьной программы развивает познавательный интерес дошкольника. Таким образом, происходит его сближение с родителями.

Своего ребёнка нужно воспитывать, чтобы он был всесторонне развитой личностью. Необходимо прививать ему любовь к искусству. С дошкольником нужно посещать галереи и выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение культурных мероприятий прививает любовь к искусству и культуре, а также развивает творческие интересы.

Усовершенствование познавательных способностей начинается намного раньше, чем думают родители: мама улыбается новорожденному малышу, ухаживает за ним, отвечает на вопросы, читает книги, смотрит с ребёнком развивающие телепередачи. Даже обычное общение обучает малыша чему-то новому. Эти простые занятия помогают ребенку осознать, какой большой мир за пределами семьи.

Но воспитание родителями не всегда приносит положительные плоды, хорошо влияет на развитие личности. Иногда отношения с ними бывают травмирующего характера . По прошествии нескольких лет этот опыт определяется, как печальный. Многое при этом зависит от стиля воспитания в семье. Педагогами и детскими психологами выделяются три стиля воспитания:

  1. Демократический.
  2. Диктаторский.
  3. Либеральным.

Демократический стиль является наиболее хорошим. Родители, которые его придерживаются, внимательно относятся к своему малышу, прислушиваются к его мнению, уважают выбор дошкольника. Это отношение развивает у малыша самостоятельность и ответственность. При таком общении родители выслушивают дошкольника, стараются ему помочь в решении текущих проблем добрым словом или советом.

Дети таких родителей знают, что им окажется участие и поддержка в отчем доме. Это понимание остаётся с ними после того, как они вырастают. Такие семьи содействуют грамотному половому воспитанию. Здесь дети разного пола воспитываются неодинаково. На примере родителей дошкольник наблюдает семейный гармоничный союз. Для диктаторского стиля характерны следующие критерии:

  1. Роль семьи в воспитании личности ребенка в этом случае строгая.
  2. Любые требования родителей должны сразу же исполняться, а свое мнение малышу иметь разрешается крайне редко.
  3. Такие родители добиваются послушания принуждением, угрозами и приказами, но такое поведение сказывается разрушительно на личности.

Диктат родителей приводит к внутреннему протесту или подавлению личности малыша. В первом случае чадо меняется в худшую сторону, у него наблюдается лицемерие, лживость, грубость в общении и агрессия. Второй случай приводит к пассивности и апатии.

Третий стиль часто называется либерально-попустительский или просто либеральный. Он возникает из-за чрезмерной любви к малышу. Мама и папа потакают всем его капризам и желаниям. Обычно дети вырастают безответственными и не дисциплинированными. Родители в своей чрезвычайной любви не замечают, что их сын или дочь, стали эгоистами.

Роль семьи в воспитании дошкольника имеет большое значение в формировании личности и его многостороннем развитии. Семья главенствует в вопросах воспитания вырастающего поколения. Но детские сады, гимназии и школы также выполняют важнейшие воспитательные функции. В каждом обучающем учреждении работает психологическая социальная служба, которая направлена на содействие всестороннему развитию.

Социальные службы обеспечивают дошкольнику или школьнику психологический комфорт, а также помогают родителям. С этой целью проводятся разные мероприятия, родительские собрания, индивидуальные консультации. Позитивный эффект достигается в случае, если школа и семья действуют сообща.

Особое значение придаётся структуре семьи . Здесь существует понятие полная и неполная семья. Под неполной семьей подразумевается отсутствие отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит успешная реализация дошкольника в будущем, его воспитание. К полным семьям причисляются сводные с мачехой или отчимом. Они считаются такими потому, что в них присутствует муж, жена и малыш. Отчим должен заботиться о детях жены, как о своих, а они должны его слушаться, как отца.

Неполной семья считается, когда отсутствует мать или отец. У одинокой женщины нередко формируется негативный комплекс чувств к мужчинам, семейной и брачной жизни. У детей также могут сложиться искаженные и деформированные представления о семье и супружестве. Понижение воспитательных возможностей в неполной семье происходит из-за стечения неблагоприятных обстоятельств. Неполными считаются семьи, в которых дошкольник проживает с бабушкой и дедушкой.

Это происходит, когда родители развелись или были лишены родительских прав за дурное обращение с детьми или пьянство. В этом случае семья неполная, потому что среднего, родительского поколения, в ней нет. С психологической точки зрения, бабушки и дедушки, которые выполняют функцию родителей, не могут их заменить, потому что их роль в семье принципиально другая. А также к неполным семьям причисляются те, в которых дети живут с тетей или дядей, старшими сестрами или братьями, или другими родственниками.

Сейчас становится всё заметнее кризис в семье. Он выражается в том, что она плохо реализует свою основную функцию - воспитание детей. Причины связаны с ухудшением экономической ситуации, а также имеется общий характер. Но, несмотря на это, семья для малыша остается на первом месте.

Обычно родители или гордятся собственными детьми, или досадуют, что они делали не так. И почему ребенок вырос не той личностью, которую бы они хотели видеть. Родители, как хорошие садовники, должны выращивать своего малыша, зная меру во всём: не дарить ему слишком много любви, чтобы он, как залитое водой растение, не начал гибнуть от невозможности приспособиться к жизни. И чтобы он не вырос излишне холодным, потому что если малыш не будет чувствовать поддержку родителей, то это отнимет у него жизненные силы.

Мать и отец еще до рождения крохи должны определить тактику поведения по отношению к сыну или дочери, придерживаясь этого в дальнейшем. Заранее нужно определить, какие качества должны быть у дошкольника, и начать их воспитывать в малыше уже с первых лет его жизни. Свое чадо нужно просто любить. Не надо чрезмерно ласкать, опасаться за него, потому что если усилить у малыша тревогу, недоверчивость и осторожность, то будет боязнь по отношению к окружающему миру.

Родители должны показывать свою любовь . С первых лет жизни она необходима, потому что обеспечивает чувство безопасности и удовлетворение физических потребностей. Чем старше становится малыш, тем больше любовь родителей переходит в разряд поддержки, уравновешивание психологического и эмоционального состояния. Что даёт любовь родителей:

Развитие малыша в семье можно назвать успешным, если он чувствует неподдельную заинтересованность и готовность помочь. Тогда он даже в переходном возрасте будет ощущать, что самыми родными людьми для него являются родители. У отца и матери должно быть желание вырастить из своего малыша полноценную личность, необходимо чувствовать ответственность за его жизнь. На своём примере нужно показывать, что правильно. И в первую очередь нужно воспитывать себя, потому что ребенок является отражением мамы и папы.

Вконтакте

Роль ребенка в семье

Наиболее типичные роли ребенка в семье

  • Козел отпущения. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.
  • Любимчик. Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).
  • Бэби. Кукла, вечный ребенок. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда ему хочется заняться ребенком. Если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но, как правило, он остается третьим лишним.
  • Примиритель. Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье.

В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка).

  • Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в антисоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям и т.д.
  • Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность и дети-маугли. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
  • Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя во взрослую жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
  • Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, они не знают заботы, ласки, их все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети безынициативны, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
  • Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
    • ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.
    • ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях нередки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник вдруг получил двойку).
  • Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
  • Трон принца. Чаще – в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
  • Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя (особенно, если родитель невротик или шизофреник). Например: Ты все время должен сидеть и учиться! А почему ты не сходил в магазин? (ребенок идет в магазин) А куда ты пошел? И т.д. Такому ребенку приходится самому определять — что можно, а чего нельзя. Ему непонятно, кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
  • Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из семьи и т.д.
Похожие публикации