Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности. Трудовое воспитание у старших дошкольников проект (старшая, подготовительная группа) на тему Темы проектов по трудовому воспитанию доу

Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь).

Тип проекта: познавательно-информационный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед

Возраст детей: 6-7 лет

Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальности

Цели проекта: расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий

Задачи проекта

Для детей

— Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;

— Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

— Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

— Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;

— Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

— Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

— Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

— Показать взаимосвязь между разными видами труда;

— Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;

— Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;

— Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;

— Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;

— Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Для педагогов

— Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление книги детских рассказов о профессиях;

— Подбор художественных произведений по теме проекта;

— Запись видиоролика «Кем я хочу стать?» (с последующим показом на итоговом мероприятии);

— Подбор дидиктических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;

— Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;

— Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;

— Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

— Продолжать развивать связную речь дошкольников;

Развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей

— Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

Стимулировать творческую и познавательную активность детей;

— Провести беседу – рассказ о своей профессии;

— Провести мастер-класс для детей (хобби родителей).

Организационный этап

1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:

— Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом

Здоровье и физическое развитие

  • Знакомство с профессиями, связанными со спортом;
  • Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;
  • Спортивный досуг «На легкоатлетическом стадионе»
  • Тематические физкультминутки
  • П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты
  • Соблюдение режима труда (работа и отдых)

Безопасность

  • «Как подготовиться к субботнику?» — обсуждение
  • Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде
  • У людей разных профессий свои правила безопасности

Познание

  • Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии»
  • Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
  • Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»
  • Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы
  • Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
  • Моделирование трудового процесса
  • Использование логических игр
  • Использование элементов ТРИЗ при решении проблемных ситуаций
  • Составление схемы для составления рассказа о профессиях
  • Круглый стол «Профессии, появившиеся недавно», «Расскажем Умнику об изменениях в работе людей некоторых профессий» (по выбору детей: водитель, пекарь, врач и др.), «Как было раньше, а как теперь»

Социализация.

Взаимодействие с родителями:

Встреча с интересным человеком:

  • папа Карины — работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
  • папа Тимура — врач-травматолог, проблемная ситуация «Что случилось с мартышкой»
  • бабушка Алисы – бывший воспитатель детского сада
  • мастер – класс мамы Василисы – «В гончарной мастерской» (лепка из глины и запекание в муфельной печи)

Игры и беседы

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Библиотека», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Телевидение»
  • Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи», «Мы снимаем фильм»
  • Игровая ситуация: «Кем я стану?»,
  • Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
  • Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)

Коммуникация

  • Составление рассказов о профессии родителей
  • Разучивание стихов о различных профессиях
  • Обогащение словаря детей за счет новых терминов
  • Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии»
  • Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
  • Изготовление словаря профессий
  • Пословицы и поговорки о труде
  • Обсуждение фразеологизмов о труде
  • Компьютерная игра на развитие словесно-логического мышления «Такие разные профессии»

Труд

  • Хозяйственно — бытовой труд в группе
  • участие в субботнике (труд в природе)
  • ручной труд

Художественная литература

Пословицы и поговорки о труде
Стихи и загадки о профессиях
Чтение стихов и рассказов о профессиях

В.Маяковский «Кем быть? »,
М. Познанская «Пойдем на работу»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,
С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
В Лифшиц «И мы трудиться будем».
Б. Житков «Железная дорога»,

М.Ильин «Машины на нашей улице»
Н. Найденова «Ольга Павловна».
С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,

Музыка

  • Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
  • Песня о мастерах (Ю.Ким, А.Рыбников)
  • Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)

Художественно-творческая деятельность

Выставка рисунков «Кем я буду»
Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека», «Телевидение»
Раскрашивание раскрасок — профессии
Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов
Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия
Создание макета «Город мастеров»

Игровая деятельность

  • Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам), «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки
  • Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
  • Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так»

Работа с родителями

  • консультации для родителей «Обязанности детей дома»
  • размещение материалов в родительских уголках
  • оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама на работе»
  • консультации родителей по проведению мастер-классов и бесед с детьми

Итоговый этап

Праздник «Город мастеров»

Результаты проекта:

  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
  • У дошкольников появился интерес к данной теме;
  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
  • Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
  • Все профессия важны

    Говорю я всем знакомым

    Игры в рифму

    Кем ты хочешь стать

    Врач

    Повар

    Строитель

    Авторы: Птицына Марина Анатольевна, воспитатель;
    Абраменко Людмила Ивановна, воспитатель;
    Борисова Мария Александровна, учитель-логопед;
    Быкова Светлана Валерьевна, музыкальный руководитель;
    ГАДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга».

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд – одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей;
  • возрастом детей;
  • местом проведения;
  • конечной целью.

Тема должна интересно звучать, иметь позитивное настроение, нести в себе содержание и цель мероприятия.

Мероприятия по трудовому воспитанию

«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» – такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства­) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи , закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятия Тема
Классные часы. Беседы 1. «Мой дом - наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду - главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания 1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад 1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы 1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах

Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Беседа, как средство трудового воспитания в ДОУ является важной, но не основной его формой. Маленьким детям трудно что-то представить со слов. Им нужен пример, часто, наглядный . Такие беседы проводят после прочтения сказки, рассказа, или просмотра мультфильма («Морозко» (средняя группа), Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (подготовительная), Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (старшая группа).

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на , должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают) . В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игры Тема игры. Ее цель
Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.
Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры . Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет

Форма мероприятия Тема, цель
Игры на развитие навыков самообслуживания 1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду
2. «Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым
5. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» - закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд) 1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» - приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности
2. Игра - соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» - воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых 1. С.Р.И. «Нефтяники» - воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
2. С.Р.И. «Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ 1. «Кто трудится в детском саду» - учит различать профессии взрослых по существенным признакам.
2. «Порядок в шкафу» - формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» - закреплять последовательность стирки кукольного белья.
4. « Моя одежда и обувь» - воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.
5. «… И зубной порошок!» - Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.
6. «Культура поведения во время приема пищи» - закреплять навыки культурного поведения за столом.
7. «Чистота тела» - закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Досуг 1. Досуг «Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» - формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.
Темы, предложенные нами – примерные, рекомендованные программой трудового воспитания в детском саду. Темы могут варьироваться, новые игры постоянно создаются активными педагогами детского сада.

Каждая мать и отец воспитывают свое чадо по-своему и прививают ему правильные принципы. Трудовое воспитание, как составляющая любой программы в детском саду, помогает малыша развить инициативность и самодисциплину. Маленькие работники еще не способны сделать задание качественно, но в процессе работы, они приобретут полезные навыки и важные знания. В детском саду трудовое воспитание содержит игровые элементы, они помогают привлечь интерес ребят и наполнить задание особым смыслом.

Важно! Иногда стоит преподносить задачи, как трудовую деятельность, без игрового сюжета. Это поможет ребятам привыкнуть к необходимости труда и развить желание выполнять задания.

Правильно сформированная система занятий по трудовому воспитанию, позволяет улучшить физическую форму детишек и укрепить здоровье.

Трудовое воспитание в детском саду положительно влияет на развитие и становление речи, умственной деятельности, качество мышления. Детки учатся анализировать, проявлять инициативу и развивают терпение. Стоит показывать малышу результативность его труда. Связывайте полив растений с их ростом и цветением. В процессе наблюдения ребенок научится планировать трудовую деятельность.

В ходе занятий воспитатель расскажет ребятам пользу, способ применения и необходимость каждого предмета в инвентаре.

Вместе с этим ищут и читают:

Нравственное воспитание неразделимо связано с трудовым и позволяет развивать полезные качества комплексно. Детишки выполняют задачи воспитателя и стараются выделить свою работу среди других. Развивается самостоятельность, самоконтроль и значимость. Малыши находят точки соприкосновения в работе, учатся взаимодействовать и находить компромиссы. Воспитатель первоначально сможет выделить лидерские способности у отдельных членов группы в процессе работы.

Наполнение заданий по трудовому воспитанию, делят их на следующие виды:
Бытовые работы: самостоятельность в уходе за собой, уборка комнат и вещей, готовка пищи.
Забота о растениях и животных: полив цветов и кустов на территории, посадка деревьев, забота о братьях наших меньших.
Творческая работа руками: создание поделок, игрушек и домиков для птиц своими руками из натуральных составляющих.

В старших группах, деткам стоит предлагать более сложные и разнообразные задачи, которые требуют нестандартного подхода. Маленькие детки должны для начала научится заботиться о себе и бережно относится к природе.

Проект, основанный на трудовом воспитании


Любой проект будет успешным, если его поддержат не только воспитатели, но и родители. Пользы от комплексного трудового воспитания будет много, а регулярность даст свои плоды.

Родителям стоит интересоваться, как наполнен проект в детском саду и прилагать усилия в домашних условиях. Детишки с удовольствием помогут родителям в любом задании, когда оно выполняется совместно. Собственный пример является лучшим. Презентация проекта должна проходить перед воспитателями и родителями, которые примут участие.

Проект по трудовому воспитанию в детском саду направлен на прививание любви к работе у малышей. Ребята учатся самостоятельности, ответственности, терпеливости. Проект содержит задания, которые помогут добиться главной цели. Учитывая индивидуальные нюансы, наполнение корректируется в процессе внедрения.


Проект позволяет познакомить детей с новыми профессиями, узнать об особенностях работы их родителей. Малыши начинают ценить собственный труд и чужой, учатся бережно относиться к вещам.

В процессе разработки проекта стоит учесть размещение необходимых секторов. Необходимо заранее отвести место для посадки деревьев и цветов, разместить клетки с животными. Подготовка к основным работам содержит разноплановые беседы и обсуждения с детьми, на подготовленные темы. На следующем этапе ребята наблюдают за деятельностью разных людей и вникают в тонкости работы.
Задачи формируются четко и доступно, чтобы детишки с легкостью могли приступить к труду. Разъяснение и демонстрация, помогут ребятам визуально запомнить весь процесс работы. Проект должен сочетать простоту и эффективности, в нем необходимо учесть возрастные особенности малышей. Гендерная составляющая также важна, ведь распределяя труд по половому признаку, результаты улучшатся.

Видео: Садим арахис

Советы по трудовому воспитанию от Л.В. Куцаковой


Людмила Викторовна Куцакова – это известный педагог, который добился больших результатов в области образования. В ее работах содержится много полезной информации об особенностях воспитания дошкольников. В этой статье предложено виденье Куцаковой, трудового воспитания детей в детском саду.

Главной обязанностью воспитателя, является привлечение детей к труду таким образом, чтобы каждый смог ощутить гордость за проделанную работу. Малыши учатся выносливости и развивается физически во время полезных работ.

Важно! Хорошие настроение в ходе работы, поможет оставить хорошие впечатления о трудовой деятельности. В будущем это проявится в инициативности и самодисциплине.

Куцакова указывает на большую пользу именно от коллективного труда, ведь каждый ребенок желает добавить что-то от себя. У детей развивается понимание эффекта синергии и все хотят оставить свой вклад. Ребята учатся работать в команде и помогать друг другу преодолевать сложные моменты.

Уважение к труду формируется из предложенной педагогом информации о разных профессиях и их вкладе. В форме игры, дети рассказывают свои мечты о будущей профессии. Воспитатель анализирует полученные данные и подбирает интересные факты о работе известных людей. Презентация на тему труда тоже актуальна, ведь детишки наглядно ознакомятся с результатами труда.

В бытовом труду важна своевременность. Маленькие дети должны выполнять элементарные задачи и трудится посильно. Старшие ребята учатся новому и помогают младшим, осваивать навыки.

Л.В. Куцакова описывала труд в естественной среде по возрасту. Для развития мелкой моторики, маленькие умники учатся поливать и сажать цветы. Следят за развитием и ростом растений. Ребята постарше помогают заботиться о животных, ухаживают за инвентарем.

В дошкольном возрасте, похвала имеет большое значение для детишек. Поэтому за выполненный труд, даже если он незначителен, каждый заслуживает внимания и положительной оценки.

Вопросы темы.

1.Формирование у дошкольников первых трудовых навыков.

2.Знакомство детей с различными профессиями.

3.Методическое обеспечение по теме «Трудовое воспитание дошкольников».

Задачи.

1.Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2.Развитие трудовой деятельности.

3.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

1.Содержание проекта.

Деятельность педагога.

1) Разработка перспективного плана работы по трудовому воспитанию в средней группе № 11.

2) Анкетирование родителей

3)Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

4) Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

5) Памятка «Трудовое воспитание в семье»

6) Оформление центра трудовой деятельности.

а) уголок дежурства;

б) уголок природы;

в) схема посадки;

г) схема последовательности работ по уходу за растениями.

5) Сбор методического материала по трудовому воспитанию в средней группе детского сада.

2.Деятельность родителей.

1)Беседы с детьми.

а) «Профессия родителей».

б) «Кем я работаю».

в) «Какую пользу приношу Родине своим трудом?».

2) Прогулки и экскурсии в школу, на почту в банк, парк; поездка в автобусе, в троллейбусе, посещение в цирк, в музей, к строящемуся дому.

3) Создание коллекций, альбомов.

4) Участие в фотоохот е «Землю красит солнце, а человека труд».

3.Деятельность детей.

1)Беседы.

а) «Зачем нужно трудиться?»

б) «Виды труда».

в) «Чистота - залог здоровья».

г) «Делу - время, потехе - час».

д) «Что мы знаем о профессиях».

4)Наблюдения .

а) Наблюдение за деятельностью няни.

б) Наблюдение за работой воспитателя.

в) Наблюдение за трудом дворника.

г) Наблюдение за трудом взрослых.

5)Сюжетно-ролевые игры .

а) « Больница»; «Дорожное движение»; «Почта»; «Кафе».

б) НОД . «Мы на месте не сидим, рисуем, лепим, мастерим».

6)Чтение художественной литературы .

К. Чуковский «Айболит», «Федорино Горе»; В. Маяковский « Кем быть?».

7) Театрализованная игра «Колосок».

8)Дидактические игры.

«Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Инструменты», «Найди пару»

9) Конструирование.

«Как делают автомобили?», «Как строят дома?».

10) Труд : самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в уголке природы, труд в природе.

2.Основной этап.

1) Анкетирование «Трудовое воспитание в семье».

2) Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

3) Консультация с родителями « Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

4) Памятка «Трудовое воспитание в семье».

5) Беседы с детьми.

а) «Зачем нужно трудиться?».

б) «Виды труда».

в) «Что мы знаем о профессиях?».

г) « Кем я буду, когда вырасту?».

6) НОД. «Мы на месте не сидим, рисуем, лепим, мастерим».

7) Стихи о труде.

8) Загадки о труде .

9) Пословицы о труде.

10) Наблюдения.

а) «Лук репчатый».

б) «Сравнение ветки березы и тополя».

3.Подведение итогов.

1) Оформление альбома «Трудовое воспитание дошкольников».

2) Фотоохота « Землю красит солнце, а человека - труд».

Проектная деятельность по трудовому воспитанию

в старшей группе

Тема: «Кто любит труд, того люди чтут»

Подготовила:

Воспитатель 11гр

Андреева К.С.

Омск -2017

Тема проекта : «Кто любит труд, того люди чтут».

Вид проекта : исследовательский, личностно-ориентированный.

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Цель проекта :

    показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

    формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.

Задачи проекта:

    сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;

    познакомить детей с разнообразием профессий;

    вызвать интерес к труду;

    воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к окружающим.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Участники проекта :

    дети старшей группы «Умнички»

    БДОУ г. Омска «Детский сад № 112»;

    педагоги;

    родители воспитанников.

Срок реализации проекта : октябрь – март 2017-2018учебного года.

Предполагаемый результат:

    устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;

    осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

Продукты проектной деятельности:

    фотогазета «Судят не по словам, а по делам!»;

    альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»;

    материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);

    презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

Презентация проекта:

    групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников»;

    педсовет «Организация трудового воспитания в ДОУ».

Методическое обеспечение:

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М. Просвещение, 1983.

Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1989.

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.

Приложение №1

План работы над проектом

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия)

октябрь

    Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду»

    Работа над лексической темой «Детский сад. Профессии».

    Экскурсия на тему «Наш детский сад» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы)

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

    Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные»

    Музыкальное развлечение «Мамины помощники»

    Участие в смотре – конкурсе уголков ручного труда и конструирования

с воспитанниками и их родителями (по программе «Зеленый огонек здоровья» Картушиной Н.Ю.)

январь

    Беседа с детьми «Как я забочусь о членах моей семьи».

    Работа над лексическими темами «Профессии», «Инструменты»

    Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

    Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

в родительском уголке;

индивидуальная работа с родителями

февраль

    Реализация краткосрочного проекта «Кто любит труд, того люди чтут» (см. приложение №2)

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ».

организация процесса трудового воспитания на прогулке;

в родительском уголке;

март

    Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!».

    Групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников» с презентацией проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»

    Презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут» на уровне ДОУ

в родительском уголке;

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание.

Педагоги систематически детей знакомят с пословицами и поговорками о труде; используют художественную литературу, соответствующую теме проекта, организуют участие детей в трудовой деятельности в группе. Регулярно на «Кругах общения» подводятся итоги участия детей в трудовой деятельности.

Похожие публикации