Проект для чего нужны магниты. «Этот удивительный магнит» проект (старшая группа) на тему

Дошкольное детство - очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать. Познавательный интерес ребенка проявляется в желании узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними связи и отношения. Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов. Магниты окружают нас повсюду. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями, делают выводы. Данная, выбранная нами тема по опытно –исследовательской деятельности, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Она вызвала интерес у детей, т. к. в ходе проведения опытов, ребенок самостоятельно получал результат своих исследований, делая соответствующие выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Этот удивительный магнит»

Возраст детей : 5-6 лет

Тип проекта :

  • по направленности деятельности участников проекта:

познавательно-исследовательский.

  • по продолжительности: однодневный
  • по количеству участников : групповой

Участники: воспитатели, дети старшей группы

Актуальность проекта:

Дошкольное детство - очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать. Познавательный интерес ребенка проявляется в желании узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними связи и отношения. Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов. Магниты окружают нас повсюду. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями, делают выводы. Данная, выбранная нами тема по опытно –исследовательской деятельности, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Она вызвала интерес у детей, т. к. в ходе проведения опытов, ребенок самостоятельно получал результат своих исследований, делая соответствующие выводы.

В проекте мы попытались ответить на интересующие нас вопросы:

Какие предметы притягивает магнит?

Чем притягивает магнит?

Какие предметы не притягивает магнит?

Как магнит применяет человек?

Гипотеза : предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека…

Цель проекта : Развить осознанную потребность в познании, экспериментировании. Изучить свойства магнита и возможности использования его в быту

Задачи проекта по образовательным областям.

Познавательное развитие:

Развивать стремление к познанию через поисково-исследовательскую

деятельность. Сформировать у детей представление о магните и его свойствах притягивать предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит. Выявить области использования магнита человеком.

Художественно – эстетическое развитие :

Развивать творческие способности детей, фантазию. Приобщать детей к чтению художественной литературы, просмотру познавательных мультфильмов.

Социально – коммуникативное развития:

Формировать навыки безопасной работы при проведении экспериментов.

Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в группе, чувство коллективизма, уважение к труду взрослого.

Речевое развитие:

Развивать связную речь, умение делать выводы. Активизировать словарь детей.

Физическое развитие:

Закреплять культурно-гигиенические навыки детей.

Педагогические технологии :

Игровая

Здоровьесберегающая

Познавательно-исследовательская

ИКТ (использование компьютерных технологий)

Ожидаемый результат:

Дети:

Активизируется речь детей

Возрастет познавательно- исследовательская активность детей

У детей сформируется интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности.

Приобретут знания о свойствах магнита и областях его применения.

Продукт реализации проекта:

- магнитная игра своими руками.

Триада вопросов к проекту: проблемный вопрос

I этап: подготовительный

  • Беседа о свойствах магнита и областях его применения.
  • Просмотр мультфильма «Смешарики» (серия «Магнетизм»)

Изучение научной и методической литературы.

Поиск и разработка необходимого материала

II этап: практический

Работа с детьми

Познавательное развитие:

  • Рассматривание фотографий и картинок с изображением магнитов разной формы и размера
  • Исследование: «Почему дома и люди не падают?»
  • ООД «Этот удивительный магнит!»
  • Опыты с магнитом

Социально-коммуникативное развитие

« Вспомним правила безопасности работы в волшебной лаборатории » . Беседа.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Чтение отрывка из сказки (про Элю и Железного Дровосека) А.Волкова «Волшебник изумрудного города»

Речевое развитие:

  • Беседа «Использование свойств магнита человеком»

Дидактическая игра « Назови лишний»

Физическое развитие:

  • Подвижная игра «Плюсики и минусики»

III этап: итоговый

Работа с детьми

  • Изготовление магнитной игры «Гонки»(с машинками)

В ходе проекта дети узнали:

О свойствах магнита

Об областях использования магнита

Научились делать магнитные поделки своими руками


Наталья Морозова
Проект «Волшебный магнит»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект

«Волшебный магнит» .

Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», воспитатель Н. Л. Морозова, родители воспитанников.

Цель проекта :развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи проекта:

Знакомство с понятием «магнит»;

Формирование представлений о свойствах магнита;

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Этапы проекта, их содержание:

1 этап: подготовительный – сбор информации, материала, пополнение уголка экспериментирования.

2 этап: организационный – разработка содержаний НОД с детьми, бесед.

3 этап: формирующий – проведение НОД по экспериментированию «Волшебные свойства магнита», самостоятельная экспериментальная деятельность детей, просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит».

4 этап:итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.

Виды детской деятельности:

Рассматривание энциклопедий;

Знакомство с электронной энциклопедией;

Игры с магнитами;

Самостоятельное экспериментирование;

Изготовление игры «Рыбалка»;

Создание книжки-самоделки «Что притягивает магнит?»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Магнит - волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Волшебный магнит» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Волшебный магнит» ОО «Познавательно – исследовательская.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема:"Волшебный магнит". Программное содержание: 1. Способствовать.

Конспект занятия в средней группе «Волшебный магнит» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей. Задачи: 1. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах.

Проект «Волшебный лучок» Проект реализуется с детьми 3-4 лет. Тип проекта: познавательно-практический. Вид проекта: исследовательский, краткосрочный(3 недели). Проблема.

Проект «Волшебный мир сказок» Человек, который верит в сказку сам в нее попадет, потому что у него есть сердце. (Сергей Королев) Актуальность проекта. Младший дошкольный.

Проект «Волшебный Новый год» Проект «Волшебный новый год» Подготовила: воспитатель МБ ДОУ ЦРР д/с № 1 «Ручеёк» Иванова Екатерина Александровна г-к. Анапа 2014г. Вид.

Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе опытно- экспериментальной деятельности.

Мамонтова Ольга Ивановна, воспитатель муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития
воспитанников № 38 «Гвоздика» с. Кочубеевского Кочубеевского района
Познавательно – исследовательский проект
«Волшебный камень магнит»
Участники проекта:
Воспитатель: Мамонтова О.И.,
дети, родители группы «Почемучки»

МДОУ № 38 «Гвоздика»
Тема: Создание мини­ музея «Валшебный камень магнит» как
средстворазвития навыков коллективной исследовательской деятельности у
детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Данная тема актуальна тем,
что в образовательном процессе
экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет
ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей,
закономерностей.Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его
свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у
ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно
больше нового.
Проблема: Федеральные Государственные Требования предусматривают
всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита
и его применение стала актуальной. Магнит ­ доступный для ребенка и
универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в
конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них
недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть
желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из
магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной
деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий,
привлечь к активному участию в обогащении предметно­развивающей среды,
воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Цель проекта:Развитие познавательной активности ребенка в процессе
формирование представлений о магните, его свойствеи использование в
медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
 Знакомство с понятием «магнит»;
 Познакомить с историей появления «магнита»;
 Формирование представлений о свойствах «магнита»;
 Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
 Формирование умений приобретать знания посредством проведения
практических опытов, делать выводы, обобщения;
 Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.

 Развивать познавательную активность детей, исследовательскую
деятельность,любознательность, наблюдательность, мелкую моторику
рук;
 Активизировать личностную позицию ребенка
 Способствовать активному участию каждого ребенка в решении
проблемных ситуаций.
 Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает»,
«отталкивает», «магнитное поле» и др.)
 Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих
его предметах.
 Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с
опасными предметами.
Объект: Магнит и представление, что умеет магнит.
Предмет: Создание психолого – педагогических условий для развития
навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного
возраста.
Этапы реализации проекта
1этап – мотивационно ­ ориентировочный (подготовительный).
Мотивом для творческой, познавательно­исследовательской деятельности
дошкольника для нас, педагогов является развивающая и воспитательная
задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал»
и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в
основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную
возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою
проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он
может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея
возможность выбрать свой путь.
2 этап – поисковый
В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом,
составляем план работы по каждой теме исследования.
В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на
которые ребенку нужно ответить. Но за частую детям бывает необходимо
определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для
решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо
выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого
потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся
распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями,
приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы и
составляются планы ­ действий, которые мы стараемся сделать наглядными.
Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить
проблему своей работы.
3 этап – практический

Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать
свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в
группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.
Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать
работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность,
интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что
тебе пригодиться для твоей работы?
Гипотеза:
Если мы создадим психолого – педагогические условия для органицации
мини­ музея «Волшебный камень магнит», то у детей:
 Возникает устойчивый интерес к изучению данной темы в различных
видах деятельности:
 Сформируются навыки исследовательской деятельности:
 Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей
и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной
активности детей,
навыков
исследовательской деятельности.
формированию первоначальных
Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со
свойствами магнита,
повышает интерес детей к окружающей
действительности, стремление к самостоятельному познанию.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители
воспитанников.
Задачи для педагогов:
1. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
3. Составление плана­схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план схему проекта совместной деятельности,
экспериментов и других видов детской деятельности.
6. Обогащение предметно­развивающей среды
7. Создание мини­музея «Волшебный камень магнит»
8. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
9. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
10.Презентация проекта.
Задачи, поставленные для детей:
1. Закрепить знание детей магните (Что такое магнит?, как появился
магнит?, какие бывают магниты?, свойства магнита, эксперименты с
магнитом).
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности,
желание познавать новое.
3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми
словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнитное поле)

4. Формировать исследовательские навыки.
5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится
информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной
деятельности.
6. Пробуждать желание работать совместно с родителями.
Задачи, поставленные для родителей:
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
2. Участие в организации мини­музея «Волшебный камень магнит»;
3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»;
4. Активное участие в обогащении предметно­развивающей среды;
5. Сбор, накопление материала

Сила магнита
Схема работы по проекту
Магнитное поле
Свойства
магнита
Что такое
магнит?
Форма магнита
Полюса магнита
Магнит
притягивает
железные
предметы
Применение
В промышлености
Техника
История
появления
магнита

В быту
Медицина

Презентация проекта «Волшебный камень магнит»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирование
представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве,
использование в медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
 систематизировать знания детей о магните,познакомить с историей
появления «магнита»; формирование
представлений о свойствах
«магнита»;актуализация знаний об использовании свойств магнита
человеком;
 развивать логическое мышление,
коммуникативные навыки;
формировать
наблюдений,
экспериментирования, делать выводы, обобщения, любознательность,
наблюдательность, мелкую моторику рук;
 воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с
опасными предметами, воспитания навыков взаимопомощи и
сотрудничества;

знания детей на
основе
Ожидаемый результат:
 дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в
выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
 Научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с
сверстниками и взрослыми при проведении
педагогом,
исследовательской деятельности;
 смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на
основе исследований.
Оборудование: «волшебный» клубочек, ноутбук, проектор, посылка со
звуковым письмом и «волшебным камнем», шапочки, магниты, карточки
с изображением предметов, рукавички, металлические предметы,
емкость с водой.
Примерный ход мероприятия.
­ Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию
проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное
время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита,
исследовали магнит, и сегодня мы покажем наш результат.
Организационный
Ребята, заходят в зал под музыку.
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится
в круг)
­ Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и
улыбнёмся им.

Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
2. Посылка от почтальона.
­ Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он
передал посылку для детей старшей группы «Почемучки»
(Дети садятся на ковер и рассматривают содержимое посылки.)
Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает
прослушать звуковое письмо.
3. Письмо от Лунтика.
«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои
друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много
занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот
камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего
ответа. Ваш Лунтик».
­ Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?
­ Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и
отправить ему такое же звуковое письмо.
­Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как
он называется? (Ответы детей)
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
­ А Свитенко Алина расскажет нам, что такое магнит…
Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы.
У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него
все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только
предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется
магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила
которая притягивает предметы, называется силой магнита.
Чтение стихотворения «Магнит»:
С мамочкой мы мастерицы:
Занимаемся шитьем.
То иголочками, то спицей
Целый день одежду шьем.
А вчера совсем случайно
Потеряли мы иглу.
Целый день ее искали
И придумали игру.
Если мы возьмем магнит­
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит­проказник!

­ Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну
старинную легенду о появлении магнита нам расскажет Артем.
Легенда о появлении магнита
­ В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил,
что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным
наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под
ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево
не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые
ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни
не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил
несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени
пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень
называется магнит.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами в группе изучали долгое время магнит. Скажите,
какими свойствами обладает магнит?
­ Уважаемые гости предлагаю посмотреть фотографии как дети изучали
свойства магнита в группе.
Просмотр фотографий «Экспериментирование с магнитом»
Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему
камень называют волшебным» предлагаю послушать наших юных
исследователей в лаборатории.
4. Лаборатория.
«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».
­ Что мы знаем о свойствах магнита?
­ Как эти свойства можно проверить?
Вот мы и сейчас проверим. « Важное дело – Эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент».
Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы» Борканова Лиза
«У меня случилась неприятность. Моя собачка стащила у меня все
металлические детали перепутала их с пластмассовыми, резиновыми и
деревянными, и спрятала их под кровать.
Я очень расстроилась, так как сама не могла справится, но мама предложила
взять магнит и разобрать их. Я сначала удивилась, как это камень может мне
помочь? Мама сказала: чтобы сделать это правильно, нужно использовать
магнит.
Вот я сейчас и проверю. « Важное дело – Эксперимент!
(Лиза берет магнит и самостоятельно извлекает с его помощью из коробки
железные предметы.)

В коробочке осталось предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги,
потому, что они не притягиваются к магниту, они не сделаны из магнитных
металлов
чем
Опыт № 2 «Форма магнита и его сила» Сурин Сергей
Я хочу рассказать о форме магнита и его силе.
Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника
и круга.
Я взял одну коробку и положил в неё монеты. В две другие коробки положил
гвозди и скрепки. Если взять магнит в форме подковы и поднести его к
каждой из коробок, можно увидеть, сколько предметов притянулось к нему.
Также можно использовать прямоугольный и круглый магниты и увидеть
сколько предметов притянулось к каждому из магнитов.
Магнит в форме подковы притягивает больше предметов,
прямоугольный. А прямоугольный больше, чем круглый магнит.
Опыт № 3 «Полюса магнита» Рябихин Миша
“Я очень люблю играть с магнитом. Я даже придумал машину на магните.”
(ребенок показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом.)
“Когда я подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ
ребенком)
Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ ребенком)
“Магнит сломался,” – решил я и очень расстроился.Мама мне рассказала, что
у магнита есть разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы –
машинка отъезжает. Когда сближаем разные – то машинка подъезжает. Вот я
сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или
одинаковые полюса.
6.
Динамическая пауза «Волшебный камень»
­ А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.
(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в
роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета,
дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с
изображением другого предмета – дети отбегают от него).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле? Наверное на
этом поле растут злаки?
Магнитное поле Фомин Матвей
На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется
пространство около магнита. У Земли Тоже есть магнитное поле – как –
будто внутри её огромный магнит
5. Фокусы.
Воспитатель: А сейчас я хочу вас позабавить.
(Воспитатель демонстрирует ёмкость с водой, в которую опускает
скрепку).
1.«Достань скрепку»

Я загадаю вам одну очень интересную загадку: « Как, не намочив руки,
достать скрепку из воды?»
Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу
на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана,
медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно
легко достать, не замочив руки.
сила,он действует сквозь стекло и воду.Так
Значит у магнита есть
происходит из – за подводного магнетизма. Магнитная сила действует также
под водой.
1. Волшебная рукавичка
­ Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная
рукавичка»
(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и
проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где
нет магнита, а затем второй, где есть магнит.К рукавичке с магнитом
притянулись все предметы).
­ Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?
­ Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.
6. Просмотр фотографий «Мы играет с магнитом»
­ А сейчас я предлагаю посмотреть фотографии «Как мы играет с
магнитом»
Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют
волшебным
7. Для чего нужен магнит.
­ Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?
­ Скажите мне, пожалуйста, вы узнавали что –то новое и интересное,
откуда вы добывали эту информацию? (Спрашивали у взрослых,
находили и читали в книгах, выходили в Интернет, услышали по
телевизору, позвонили другу и т.д.)
­ Сегодня у нас с вами есть возможность рассказать нашим гостям, о том
что вы узнали в книгах, в интернете, у взрослых.
 Медицина
«Применение магнитов в медицине» Вика Рамонюта
Магниты используются во многих медицинских приборах. Для их создания
используются постоянные магниты большой мощности, они позволяют
добиться однородного магнитного поля, при этом не потребляют
электричество. Так же магниты очень часто используются при лечении
сложных переломов костей. Широко распространён магнитный метод
удаления металлических частиц из глаза. Магнитные браслеты, благотворно
влияющие на больных с нарушением кровяного давления.
 В быту: Гелеверьева Полина

В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный,
в электрических гитарах
Двери нашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше
прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и
плотно прижимают Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий
узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для
фиксация столовых принадлежностей на кухне.
Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные
мины и снаряды.
8. Ответ Лунтику
­ Вот мы свами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот
«волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он
нужен. У нас есть возможность пообщаться с Лунтиком по скайпу
(Дети с воспитателем проходят к ноутбуку)
­ Давайте поздороваемся и расскажем Лунтику о том, что узнали о
«волшебном камне».
­ Как называется этот камень, почему его называют «волшебным», где
его используют? (Ответы детей).
­Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
9. Ответ от Лунтика.
«Спасибо,вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про
волшебный камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку
Дядюшки Шнюка. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых
встреч!»
10.Итог занятия. Сюрпризный момент.
­ Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила
еще один сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я
уверена теперь вы с его помощью сможете проводить свои собственные
исследования, показывать фокусы своим родным дома и друзьям. Вы
такие любознательные, интересные, умные, добрые. До свидания.

Наталья Суслова

Руководитель: Суслова Н. В.

Актуальность

У меня дома на холодильнике большое количество магнитиков. Я давно знал, что красивые картинки держатся на камне - магнит.

Гипотеза

Я задумался над вопросом: почему эти картинки держатся на холодильнике и падают с дверцы деревянного шкафа? что это за чудо камень- магнит? Какими свойствами он обладает?

Моё исследование

Родители мне подсказали, какие опыты можно провести с магнитом и где найти о нём информацию.

Цель и задачи

Я поставил перед собой цель: изучить свойства магнита и задачи: провести опыты с магнитами; изучить, как и где люди применяют магнит в современном мире; как в своих играх его могут использовать дети.

План реализации проекта.

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, я самостоятельно думал; спрашивал у взрослых; мне читали книги и включали мультфильмы про магниты; проводил эксперименты; получал информацию с помощью компьютера.


В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Подборка опытов

Опыт 1. К магниту притягиваются только железные предметы.

Если взять деревянный карандаш, пластмассовую ручку, камень, тканевый мешочек, картон и поднести к ним магнит, то они не притянутся к магниту.

А если поднести магнит к железной крышке и булавкам – то они притянутся к магниту.


Вывод: к магниту притягиваются только железные предметы.

Опыт 2. Сила магнита действует на расстоянии.

Если повесить булавку на нитке и медленно поднести к ней магнит, то булавка будет отклоняться в сторону магнита.


Вывод: сила магнита действует на расстоянии.

Опыт 3. Сила магнита действует через предметы и материалы.

Возьмём железную крышку и картон. Поднесём к ним магнит.

Крышка притянулась к магниту даже через картон.


Вывод: сила магнита действует через предметы и материалы.

Опыт 4. Сила магнитов у разных магнитов разная.

Один магнит удерживает площадку с двумя грузами, а второй может удержать площадку только с одним грузом.



Вывод: сила магнитов у разных магнитов разная.

Опыт 5. Сила магнита больше по краям.

Если поднести магниты к булавкам, то больше всего булавок притянется по краям магнитов.


Вывод: сила магнитов больше по краям.

Опыт 6. Два полюса магнита.

А ещё у каждого магнита есть два полюса.

Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

Вывод: у магнитов два полюса; полюсы магнитов одного цвета отталкиваются, а полюсы магнитов разных цветов притягиваются.

Магниты в современном мире

Благодаря своим свойствам магниты являются удивительными предметами.

Они применяются в очень многих инструментах, приборах и оборудовании. Например, в компасах, игрушках, мебели, телевизорах, компьютерах и другой технике. Магниты даже могут лечить различные болезни у людей, например, сложные переломы костей (фото);

с помощью магнитов удаляют металлические частицы из глаза (фото). Мастера маникюрных дел используют лак с магнитными частицами, потом подносят магнитик и создают необычные узоры (фото). Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды (фото).

Чтобы убедиться в том, что человек активно использует магниты в быту, мы провели экскурсию по детскому саду. Увидели, что магнитики на дверцах шкафчиков, холодильника необходимы для плотного их закрывания.



Есть магнитная лента на кухне для столовых принадлежностей.


На доске в группе мы выкладываем цифры, буквы, прикрепляем картинки, играем в магнитный театр.


А ещё магниты есть среди деталей компьютера (фото).

Лаборатория «Чудесные свойства магнита»

Когда я рассказал ребятам в своей группе об увлечении магнитами, мне предложили возглавить лабораторию «Чудесные свойства магнита». Я не только рассказывал о свойствах магнита, но и давал ребятам возможность самим провести игры-опыты и сделать выводы.

Так с экскурсией к нам в гости в лабораторию пришли почти все ребята из других групп. (видео)



Мои дальнейшие планы

На сегодняшний день я начал изучать географическую карту России и решил совместить свои интересы. Поместил на карте магнитики с названиями и изображением городов нашей страны. В этом мне помогли и ребята из моей группы.


Теперь мы можем организовать виртуальное путешествие.


Публикации по теме:

«Чудесные свойства улыбки». Консультация для родителей «Чудесные свойства улыбки» Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение,.

"Удивительное рядом" Цель: развитие познавательной активности ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности. Образовательные.

Конспект НОД «Волшебные свойства магнита» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 г. Черемхово» Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Исследовательский проект «Чудесные фокусы» Исследовательский проект «Чудесные Фокусы» Паспорт проекта 1. Вид проекта: исследовательский 2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.

Исследовательский проект «Бумага и ее свойства» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад «Журавлик» Участники проекта: Воспитатель:.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад № 15 «Журавушка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому направлению развития воспитанников

«Волшебные свойства магнитов»

Составитель:

Бунина Лилия Валерьевна

Березовский ГО

Проект «Волшебные свойства магнитов»

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

Возраст детей : 6-7 лет.

Проект краткосрочный: одна неделя.

Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

В ФГОС ДО говорится: «…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель проекта:

Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, формирование любознательности, активности, знаний о науке.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Развивать представления о физическом явлении - магнитном притяжении;

Формировать представления о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

Изучить влияние магнетизма на разные предметы;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Методы и формы работы:

Наблюдения.

Экспериментирование.

Исследование.

Рассказ воспитателя.

Просмотр презентаций.

Просмотр мультфильмов, фильмов познавательного характера.

Чтение познавательной литературы.

Проблемные ситуации.

Моделирование опытов.

Этапы реализации проекта:
1этап - Организационно – диагностический

Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Мониторинг на начало осуществления проекта.
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Подборка опытов с описанием проведения.
5. Организация предметно – развивающей среды.
Содержание деятельности:
Определение актуальности, проблемы, цели.
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.
Создание условий для детского экспериментирования: подбор оборудования для проведения опытов.
2 этап - Формирующий

Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности:
1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, исследовательская деятельность на прогулке, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.
3. Работа с родителями:
Анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания.
3 этап- заключительный

Формы работы:
1. Мониторинг на конец реализации проекта.
2. Сравнительный анализ результатов.
3. Перспективы.
Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец реализации проекта, оформление фотовыставки «Как мы проводим свои эксперименты», создание коллекций магнитов «Города» и «Животные»

Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективное планирование «Маленькие исследователи»
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Парящий самолет

Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Папка-передвижка «Эксперименты для детей»

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Художественное творчество: рисование «Магниты-котята» (изготовление магнитов из бумаги). Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Тема 4: Рисует магнит или нет

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Привлечение родителей к созданию коллекции магнитов
«Города», «Животные»

Формировать знания о том, что разные магниты притягивают предметы с разного расстояния

Тема 5: Магниты действуют на расстоянии

Познание: измерить с помощью линейки, с какого расстояния магниты притягивают предметы

Выпуск стенгазеты «Маленькие исследователи».

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект» - Волгоград: Перемена, 1995.

5.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. « Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологичес­кой культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

Приложения

Анкета «Изучение познавательных интересов»

Возможные ответы

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

б) иногда

в) очень редко

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельной

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а)очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

б) иногда

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)

б) иногда

в) очень редко

Проявляет интерес к познавательной литературе

б) иногда

в) очень редко

30-22 баллов - потребность выражена сильно;

21 -18 баллов - потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов - потребность выражена слабо

Картотека опытов

Опыт № 1

«Магнит - фокусник »

Описание. Детей встречает фокусник и показывает фокус «переборчивый гусь».

Фокусник: Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусенок понимает, что для него хоро­шо, что плохо. Хотя бы этот малыш. Только что вылу­пился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать-легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится палочка без магнита) Кушай, маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому. Не глупая птица

Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? (В гусе есть что-то металлическое). Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.)

Дети сами достают различные предметы из воды с помощью магнита.

Опыт № 2 «Ловись, рыбка»

Описание. Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить рыбу удочкой. Выясняют, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыба? На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает? Рассматривают рыбок, удочку и выясняют, что у них есть металлические пластинки и магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. В одну они раскладывают предметы, которые притягивает магнит, а в другую - которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?

Опыт № 3 «Какие материалы притягивает магнит?»
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод :

Магнит притягивает к себе только железо.

Задачка на сообразительность.

Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

Опыт 4. «Магниты действуют на расстоянии».

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.

Вывод :

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Задача на сообразительность.

В миску налейте сантиметра на два воды. И бросьте в нее скрепку. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов), вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.

Опыт 5. «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом!

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.

Вывод :

Магнитное поле можно создать искусственно.

Конспект занятия по экспериментированию

в подготовительной группе

«Удивительные предметы. Мир магнитов»

образовательная область: познавательное развитие

Задачи:

1.Познакомить детей: с понятием «магнит», с полюсами магнита, со свойствами магнитов.

2.Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.3. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать4. Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.5. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.6. Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал : Магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами. Контейнеры со скрепками, металлическими болтами, шайбами, алюминиевая и медная проволока. Предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), камни. Пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная. Стакан с водой; полоска картона карандаш, контейнеры с песком.

Демонстрационный материал:

Глобус, свеча со спичками, пинцет предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла).

Для физкультминутки синие и красные ленты, флажки(синий, зеленый, желтый)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, перед вами глобус. Что изображено на глобусе? (ответы детей) Какие страны вы знаете?(ответы детей) Есть еще одна страна, но вы ее не найдете на глобусе, так как она покрыта волшебным покрывалом. И называется она - страна «Знаний». В этой стране люди изучают разные науки, проводят исследования и делают важные открытия, необходимые для человечества. К нам из этой волшебной страны пришло письмо. Хотите узнать, о чем говорится в письме?

Это рассказ- легенда о происхождении магнита.

«В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с таким привычным для нас, но очень удивительным предметом - магнитом. Необыкновенная способность притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей интерес. Давайте мы отправимся в лабораторию и поближе познакомимся со свойствами магнитов. С помощью экспериментов и опытов постараемся разобраться, что же такое-магнит.

2. Основная часть

1.Опыт«Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте присоединимся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

(Дети отмечают, что магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.)

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

(ответы детей: У нашей планеты Земля.)

Воспитатель: Покажите на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель:Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

(ответы детей)

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

(ответы детей: Земля притягивает к себе всё.)

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом.

Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

(ответы детей: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже .)

Вывод: Когда магниты соединяются между собой разными полюсами, то магниты начинают дружить. А если магниты соединяются одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

2. Опыт с различными предметами

Воспитатель: Перед вами коробочки с различными материалами разного качества, магнит, лист картона, на котором я графически изобразила эти предметы. Ваша задача – поочередно подносить магнит к каждому предмету и определять – притягивается он или нет. Затем карандашом отметить на листе знаком «+» те предметы, которые притягиваются. Предметы, которые притягиваются – отложить в правую сторону. Которые не притягиваются - в левую.

Оборудование на каждого ребенка: магнит, контейнер с предметами (бумага, монеты, проволока, ткань, деревянная палочка, скрепка, пуговица, резиновый ластик, стекло, камень.

Вывод: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. Но магнит притягивает только некоторые металлы. А алюминий никель и некоторые другие - нет.

3. Опыт «Магнит огня боится».

ВоспитательРебята, у меня на столе свеча. Сейчас при помощи пинцета, я нагрею свой магнит. Как вы думаете, что произойдет с силой магнита? (ответы детей). Сейчас мы проверим ваши предположения. Смотрите, что произойдет, когда я поднесу магнит к металлическим скрепкам.

(Дети отмечают, что магнит потерял свою силу) .

Вывод: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.

Физкультминутка «Магнитные человечки»

Воспитатель: У вас на столе находятся ленты красного и синего цвета: это ваши полюса. Возьмите их и постройтесь в круг: вы будете двигаться по большому кругу. Я буду находиться в центре круга. Когда я буду показывать красный флажок – «южный полюс», ко мне притягиваются «северные полюса». Когда вы увидите синий флажок, то притягиваются ко мне «южные полюса». Когда вы увидите желтый флажок (это огонь), то присаживаетесь на корточки (магнит боится огня, высокой температуры)

4. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит через другие материалы. Перед вами пластиковый контейнер, наполненный скрепками, стеклянная банка с кнопками. Подносим магнит к емкости и смотрим – притягивает через стекло и пластик? Да. А сейчас проверим - действует ли магнит в воде?

Вывод: Сила магнита действует через стекло, пластик, бумагу, дерево.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кладоискатели ». Необходимо найти спрятанные металлические предметы в песке при помощи магнита.

Вывод: Сила магнита действует через воду и сыпучие вещества.

6. Опыт: «Может ли магнит передавать свои свойства обычному железу?»

Воспитатель: Ребята, на столе я рассыпала железные скрепки. Сейчас мы попробуем поднести магнит к скрепке. Смотрите – она прилепилась, а за ней потянулись и остальные. Как вы думаете – почему так получилось?

(Ответы детей: скрепка намагнитилась и сама стала магнитом .)

Вывод: Магнит передает свои свойства железу: скрепка сама стала магнитом, и поэтому другие скрепки ней тоже примагнитились. Но если мы уберем сильный магнит, то скрепки рассыплются, потому что магнитное поле исчезло.

3. Итоговая часть

Воспитатель: Наше исследование близится к завершению. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились? Я предлагаю вам дать ответы на мои вопросы при помощи ваших магнитов. Я напоминаю вам о свойствах магнита. Если я права, то вы поднимаете магнит, а если ошиблась, то поправьте меня.

У каждого магнита есть «Северный» и «Южный» полюса (показ магнита - да). У планеты Земля тоже есть «Северный" и »Южный» полюса (показ магнита - да ). Если магниты соединить одинаковыми полюсами, то они притягиваются друг к другу (Нет. Магниты притягиваются друг к другу, если они соединяются разными полюсами) При нагревании сила магнита увеличивается (Нет. При нагревании сила магнита исчезает). Магнит не притягивает к себе дерево, камни, пластик, песок, воду. (показ магнита - да). Магнит притягивает к себе все металлы (Нет. Магнит притягивает только железо, а медь, алюминий, никель не притягивает). Вокруг магнита есть что-то, что может действовать на предметы на расстоянии. И это называется магнитным полем (показ магнита - да). Магнит передавать свои свойства обычному железу (показ магнита - да).

Беседа о пользе магнитов

Воспитатель: Человек придумал использовать полезные качества магнита, например - намагниченные ножницы, как вы думаете, для чего?

Дети: Чтобы найти маленькие предметы, которые потерялись.

Воспитатель: Правильно. А какую пользу еще приносят магниты в нашей жизни?

Дети: Магниты на холодильник. Игрушки с магнитами, магнитная доска и др.

Воспитатель: Молодцы. Люди придумали очень полезный предмет компас. Кто знает, зачем человеку компас?

Дети: Компас помогает людям ориентироваться на местности.

Воспитатель: Правильно, В наше время есть компьютерная навигация, а раньше людям компас был просто необходим. Люди в открытом море, таежники, спасатели в горах очень нуждались в определении сторон света. И здесь на помощь им приходил компас. Стрелка компаса всегда показывает на север. Зная, где находятся стороны света, люди легко могли определить, куда им дальше направляться.

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Картотека дидактических игр

Игра «Притягивается-не притягивается»

Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются», или «отталкиваются».

Игра «Определи, притягивается ли предмет?»

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и называет различные предметы. Ребенок должен сказать, притягивается предмет магнитом или нет.

Игра «Лабиринт». Лабиринт на карточках. Магнит под карточкой заставляет двигаться металлический шарик.

Игра «Магнитные истории» Ребенок выкладывает сюжет из магнитных картинок на игровом поле, составляет рассказ по картинкам.

Игра «Магнитная мозаика» С помощью деталей-магнитов составляются различные фигурки, предметы, картинки.

Игра «Магнитный конструктор «Космос». На схему-рисунок выкладываются детали конструктора, создается космическая техника, космический пейзаж.

Игра «Оденем куклу на прогулку» Дети одевают куклу в зависимости от времени года.

Беседы о магнитах

История магнитов.

Весь мир, от гигантских туманностей до элементарных частиц, магнитен. Великое множество магнитных полей пересекаются во вселенной и на Земле в том числе. Магниты вокруг нас: электробритва и микрофон, магнитофон и компьютер, холодильник и банка с гвоздями… Сами мы – тоже магниты. Земля – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности – непостижимые по размерам магниты. Магниты занимают важное место в развитии технической мысли человечества. Природные магниты – это кусочки магнитного железняка, магнетита. С древних времён было замечено его свойство «любить» железо. Первые упоминания о магнитах встречаются в Центральной Америке, Азии и Китае. О магнитах знали в Древней Греции и Древнем Риме. Слово «магнит» происходит от названия провинции Магнезия в Древней Греции. В этой провинции много магнита добывали из горы, в которую часто попадали молнии. Этим, кстати, славится и гора Магнитная на Урале. И состоит она почти целиком из магнетита. И в Азии, и в Европе магнитный камень использовали для ориентирования в роли компаса. Магнитная сила привлекала не только мореходов, но и строителей, мечтавших создать храм, где статуя могла бы парить в воздухе благодаря огромному магнитному своду. Люди использовали вначале природные постоянные магниты. Затем появились магниты рукотворные. Учёные заметили, что многие железные колонны, стоявшие вертикально, приобретали свойства магнитов. Тоже происходило и с гигантскими стальными корпусами кораблей, которые намагничивались за счёт магнитного поля Земли. Первые искусственные магниты получали путём натирания. При этом вещества, которые легко намагничивались, так же легко и размагничивались и наоборот. Их называли магнитомягкими и магнитожёсткими веществами (железо и сталь). Затем люди заметили, что если добавить к железу вольфрам, свойства магнита улучшаются. Добавка кобальта ещё улучшила свойства искусственных магнитов. Затем появился сплав альнико (алюминий, никель, кобальт). Следующим стал сплав магнико (железо, кобальт, никель). Ещё более сильными стали оксидно-бариевые сплавы. Магнит стал незаменимым в повседневной жизни человека во всех её областях.

Использование магнитов.

Магниты используют для удержания предметов; разделения предметов; контроля над предметами; транспортировки предметов; поднятия предметов; преобразования электрической энергии в механическую энергию; преобразования механической энергии в электрическую энергию. При этом можно обнаружить сотни способов использования магнитов. Примерный список использования магнитов.

Внутри жилища. Наушники; стереоколонки; телефонная трубка; электрический звонок; держатель дверцы холодильника; дисковод и жёсткий диск компьютера; аудиоаппаратура; видеоаппаратура; магнитная полоска на банковской карте; магнитные системы телевизора; вентиляторы; трансформаторы; магнитные замки.

Внутри двигателей. Двигатели для вращения CD и DVD дисков; двигатели для аудиоаппаратуры; двигатели для видеоаппаратуры; насос и таймер в посудомоечной машине; насос и таймер в стиральной машине; компрессор в холодильнике; электрическая зубная щётка; двигатель для вибратора в сотовом телефоне.

В автомобиле. Двигатель стартера и реле стартера; внутренний вентилятор двигателя; блокираторы двери; стеклоподъёмники; регулятор бокового зеркала; насос для очищающей жидкости; датчики скорости; генератор переменного тока.

Магнетизм и магниты.

Магнетизм. Это сила, которая действует на расстоянии и вызывается магнитными полями. Магнетизм тесно связан с электричеством, поэтому чаще можно услышать электромагнетизм.

Магнит. Это тело, сделанное из определённого материала, которое создаёт магнитное поле и умеет притягивать другие тела. Магниты состоят из миллионов молекул, объединённых в группы, которые называют доменами. Если домены могут быть сориентированными в одном направлении, предмет будет намагничиваться. Если домены находятся в беспорядочном состоянии, их магнитные поля разнонаправлены, то эти материалы не будут намагничиваться. Каждый магнит имеет «северный» (N) и «южный» (S) полюс. Учёные условились, что линии магнитного поля выходят из «северного» конца магнита и входят в «южный» конец магнита. Если большой магнит разломить на два кусочка меньшего размера, каждый из кусочков будет иметь «северный» и «южный» полюса. Нет магнитов с одним полюсом.

Основные виды магнитов. Постоянные (природные) магниты; временные магниты; электромагниты.

Природные магниты. Природные магниты, называемые магнитной рудой, образуются, когда руда, содержащая железо или окиси железа, охлаждается и намагничивается за счёт земного магнетизма. Постоянные магниты обладают магнитным полем при отсутствии электрического тока, так как их домены постоянно ориентированы в одном направлении. Это железо.

Временные магниты. Это магниты, которые действуют как постоянные магниты только тогда, когда находятся в сильном магнитном поле, и теряют свой магнетизм, когда магнитное поле исчезает. Это скрепки, гвозди.

Электромагниты. Представляют собой металлический сердечник с индукционной катушкой, по которой проходит электрический ток.

Магнитное поле. Это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние предметы. Органы чувств человека не способны обнаружить магнитное поле. Однако вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует (опыт с железными опилками на листе бумаги с магнитом под листом).

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность - основа экспериментирования.2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.4. Нельзя запрещать без объяснения.5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.6. Нарушение правил и детская шалость - разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Похожие публикации