Протертая рисовая каша. Признаки прорезывания зубов

Меню девятимесячного крохи уже смело можно назвать достаточно разнообразным. Помимо смеси или материнского молока, он получает целый ряд дополнительных продуктов. Суточное потребление прикорма к этому моменту составляет порядка 1200 мл.

Ближе к годовалому возрасту, ребенок сможет кушать все блюда с общего стола при условии, что родители придерживаются принципов правильного питания. Однако на данном этапе взрослые все еще задаются вопросом: чем кормить своих малышей. Расскажем подробнее, каким должно быть питание ребенка в 9 месяцев.

Отказ от ночных кормлений

В 9 месяцев ребенок не должен просыпаться в темное время суток для приема пищи.

Большинство младенцев спокойно спит всю ночь и начинает громко требовать, чтоб ему дали покушать, едва открыв глаза с утра. Как правило, это происходит часов в 6-7.

Однако некоторые 9-месячные малыши еще просыпаются по ночам. В случае, если дитя ест с аппетитом в течение дня и стабильно прибавляет в весе, надо попытаться отучить его от кормлений по ночам. Прежде чем приступать к процессу, необходимо поинтересоваться у педиатра, сколько должен весить малыш в 9 месяцев, и сверить параметры своего крохи с нормальными показателями.

Нормы веса ребенка в 9 месяцев

Таблица норм веса, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ)

Масса тела (вес) мальчиков (кг)

Как отучить ребенка от ночных кормлений

Если отклонений в весе малыша нет, то можно приступать к отучению от ночных кормлений.

Нередко причиной пристрастия младенца к ночным перекусам выступает неправильное поведение родителей. Многие мамочки, едва заслышав всхлипывания из кроватки бегут к своим детишкам с бутылочкой смеси или дают им грудь. Однако некоторые детки достаточно легко отказываются от ночных кормлений и, немного поворочавшись в кроватке, вновь засыпают.

Если же ребёнок требует молока громким плачем, следует взять его на ручки, немного покачать и предложить бутылочку с водой. Через некоторое время он вновь заснет. На протяжении первых ночей детки могут плакать по 20-30 минут, но этот период нужно просто перетерпеть. Если же кроха не успокаивается на протяжении длительного времени, значит, он, действительно, голоден. Возможно, ему не хватает дневного прикорма для полного насыщения. В этом случае необходимо пересмотреть рацион питания.

Оксана, мама девятимесячного Сергея: «Сынок отказался от ночных кормлений примерно в полгода с введением плотного прикорма. Мы находились на искусственном вскармливании, а начиная с шести месяцев, уже активно кушали кашки, пюре из овощей, творожок. В результате Сережа хорошо наедался за день, перед сном пил смесь и крепко спал с десяти вечера и до шести утра. Довольны были и мы, и он».

Режим питания 9-месячного ребенка

В девять месяцев объем съедаемого малышом грудного молока либо смеси постепенно сокращается. В идеале необходимо оставить только первое и последнее кормления. Все остальное- это прикорм. Конечно, допускается допаивать кроху смесью либо молочком после еды, но в минимальных количествах.

Правильный режим дня девятимесячного ребенка включает 5 кормлений.

В день девятимесячный карапуз жидкую пищу должен получать дважды и густую – трижды. Каши и пюре перевариваются на порядок дольше, чем молоко мамы или смеси, давая младенцу энергетический запас на длительный срок. Поэтому кормления осуществляются с интервалами в 4 часа. А если малыш проголодается спустя 2-3 часа после приема жидкой пищи, можно предложить ему печенье или немного фруктового пюре. Составить оптимальный режим питания крохи наряду с подходящим меню родителям поможет ориентировочная таблица на 1 день. Из нее также видно, сколько должен съедать в сутки девятимесячный младенец:

Расширение рациона питания

Рацион питания ребенка в 9 месяцев включает в себя немало полезных продуктов и напитков. Они обеспечивают организм младенца такими важнейшими пищевыми компонентами, как витамины, белки, углеводы, жиры, минеральные вещества. Растущему малышу уже недостаточно ферментов, содержащихся в привычных смесях и материнском молоке. Стоит отметить, что рацион питания младенцев, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, является практически идентичным. Помимо молока, смесей, в него должны входить следующие компоненты:

  • разнообразные компоты;
  • соки;
  • пюре из фруктов, овощей;
  • мясные пюре;
  • каши из разных круп;
  • желток куриного яйца;
  • свежий творог;
  • нежирный кефир;
  • хлеб;
  • печенье.



Введение новых продуктов прикорма

Если какие-либо из этих наименований до сих пор не знакомы малышу, рекомендуется постепенно добавлять их. Вводить прикорм надо не торопясь, начинать с минимальных порций, внимательно следя за тем, как реагирует ребенок. При отсутствии аллергии, можно понемногу увеличивать объемы продукта.

Новый прикорм следует вводить с интервалом в 5-7 дней.

Мясо

Девятимесячные дети должны регулярно употреблять в пищу мясо, отваренное и измельченное: индейку, кролика, говядину, телятину. Также к разряду рекомендуемых наименований относятся курятина, говяжья или кроличья печень, язык и сердце. Благодаря обилию железа и витаминов, данные субпродукты особенно показаны младенцам с низким уровнем гемоглобина в крови.

Куда лучше сделать фарш собственноручно в домашних условиях. А вот детское магазинное питание (пюре, растворимые каши) вполне допустимо, но лучше прибегать к нему в особых случаях. Баночные пюре станут незаменимы при длительных прогулках и походах в гости, а также в холодное время года, когда приобрести качественные свежие овощи и фрукты становится весьма проблематично.

Рыба

Помимо всего вышеупомянутого, в рационе должна присутствовать белая рыба с малым содержанием жира. Это может быть камбала, хек, треска или судак. Частота потребления ребенком рыбы - раз в неделю, она заменит один мясной обед. Для начала ее следует просто отваривать и подавать его малышу вместе с овощным гарниром. После привыкания ко вкусу нового продукта можно начинать готовить из него котлеты и фрикадельки.

Масло

Особое внимание следует уделить присутствию в рационе масел растительного и животного происхождения. Они выступают настоящим кладезем минеральных веществ, витаминов, жирных кислот и белков, необходимых для гармоничного развития младенца.

К полезным растительным маслам относятся: оливковое, льняное, кукурузное и кунжутное.

Сливочное масло следует добавлять в крупяные каши, растительное по вкусу хорошо сочетается с овощными пюре: 5 г на 1 порцию достаточно.



Кисломолочные продукты

Мамы крох, находящихся на грудном вскармливании, зачастую довольно неохотно вводят в рацион питания малышей кисломолочные продукты. Однако 9 месяцев - подходящий период для знакомства с кефиром и творогом.

Суточный объем творога для ребенка в 9 месяцев не должен превышать 40-50 граммов. Кефир стоит вводить с 20-30 мл, постепенно увеличивая порцию до 100-200 мл. Его обычно предлагают крохе на ужин, используя в качестве дополнения к 18-часовому кормлению.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Для среднестатистической мамы оптимальное количество продукта равно тому, сколько готов с аппетитом съесть ее ребенок. Почему врачи так боятся рекомендовать кефир? Потому что в нем довольно большая концентрация белка, как впрочем, и в твороге. Организм ребенка первого года жизни не в состоянии расщепить такое количество белка. Отсюда возникает избыточная нагрузка на почки. Поэтому кефир и творог являются продуктами однократного употребления для детей в возрасте до трех лет. Давать их нужно один раз в день в строго ограниченных количествах».

Коровье молоко

Цельного коровье молоко на данном этапе жизни несет более вреда, нежели приносит пользы.

В продукте содержится слишком много белка, немалое количество кальция, перегружающих почки. Максимальная порция молока для девятимесячного крохи составляет 150 мл. Лучше использовать его для приготовления каш, немного разбавив водой, чем предлагать младенцу в чистом виде. Для детского питания рекомендуется приобретать пастеризованное молоко в упаковке.

Таблица ВОЗ по введению прикорма

Таблица ВОЗ по введению прикорма предполагает присутствие дополнительных продуктов в рационе младенца уже с трех месяцев. Однако современные педиатры настоятельно рекомендуют кормить детей только материнским молоком вплоть до шестимесячного возраста. Поэтому приведем таблицу исключительно в ознакомительных целях:

Наименование продуктов и блюд 3 мес 4 мес 5 мес 6 мес 7 мес 8 мес 9-12 мес Примечание
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3 мес.
Фруктовое пюре, мл* 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3,5 мес.
Творог, г 10-30 40 40 40 50 с 5 мес.
Желток, шт. 0,25 0,5 0,5 0,5 с 6 мес.
Овощное пюре, г* 10-100 150 150 170 180 200 с 4,5-5,5 мес.
Молочная каша, г 50-100 150 150 180 200 с 5,5-6,5 мес.
Мясное пюре, г* 5-30 50 60-70 с 7 мес.
Рыбное пюре, г* 5-30 30-60 с 8 мес.
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл 200 200 400-500 с 7,5-8 мес.
Хлеб (пшен., высш. роста), г 200 200 400-500 с 7,5-8 мес.
Сухари, печенье, г 3,5 5 5 10-15 с 6 мес.
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г** 1-3 3 3 5 5 6 с 4,5 - 5мес.
Сливочное масло, г** 1-4 4 4 5 6 с 5 мес.
Цельное молоко, мл 100** 200** 200** 200** 200** 200** с 4 мес.

* пюре вводится через 2 недели после введения сока
** для приготовления блюд прикорма (овощное пюре, каши и пр.)

Консистенция пищи

Родителям необходимо постепенно приучать девятимесячного кроху к приему густой пищи, ведь младенец переходит на новую ступень своего развития. У него появляется больше зубов, которые он вполне способен использовать по назначению. Изменение консистенции блюд благотворным образом сказывается на процессе развития пищеварительной системы малыша, давая ей дополнительную стимуляцию.

Если своевременно не ввести в прикорм твердые продукты, по достижении годовалого возраста ребенок может вовсе отказаться от них.

Поэтому гомогенизированные блюда должны постепенно заменяться размятыми. Не стоит измельчать картофель и рыбу в блендере до пюреобразного состояния, смешивая их между собой. Куда лучше выложить хорошо отваренные продукты на тарелку по отдельности и слегка размять их вилкой.

Не исключено, что на первых порах попадающиеся в блюде сравнительно крупные кусочки будут вызывать у младенца рвотный рефлекс, но со временем это пройдет. Как показывает практика, девятимесячные карапузы охотно тянут в ротик частички не перемолотой еды и стараются прожевать их. Поэтому стоит время от времени угощать малыша кусочком хлеба, яблока, груши или галетным печеньем. Мясо на данном этапе все еще рекомендуется тщательно измельчать.

Маргарита, мама полуторагодовалой Софии: «У моей малышки поздно полезли зубы. Сейчас у нее их всего восемь. До настоящего момента всю детскую еду я перемалывала в блендере, переживая, что дочка не сможет ее прожевать. И лишь сейчас, по совету педиатра, стала пробовать давать ей размятую вилкой пищу. Малышка морщится, давится, появляются рвотные позывы. Видимо, мы слишком затянули с введением твердой пищи. Дочка попросту отказывается воспринимать ее, хотя с удовольствием грызет яблоко и печенье. А вот мясо, котлеты, овощи жевать категорически отказывается. Я уже спрятала блендер в дальний угол шкафа и запаслась терпением. Надеюсь, вскоре дочка привыкнет к более густой консистенции блюд».

Приблизительное меню малыша

Меню ребенка в 9 месяцев должно включать в себя лишь свежеприготовленные блюда.

Приготовленную, но не съеденную пищу нельзя хранить и потом разогревать повторно. Подсаливать и добавлять в них сахар на данном этапе тоже не рекомендуется. Лучшей маминой помощницей на кухне станет пароварка. Да и многие современные мультиварки обладают функцией приготовления блюд на пару. При отсутствии этих устройств следует тушить или отваривать продукты в небольшом количестве воды под закрытой крышкой. Что же касается меню крохи, то оно может состоять из множества разнообразных позиций, которые необходимо изо дня в день чередовать между собой. Распишем подробнее каждый прием пищи:



Первый завтрак (6:00)

Состоит из грудного молока, детской смеси или кефира в объеме 180-200 мл. Если малыш находится на естественном вскармливании, то с утра ему необходимо давать только грудь, а не ее заменители. Это поспособствует сохранению лактации у матери.

Второй завтрак (10:00)

Гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая каши обязательно должны входить в ежедневный рацион питания ребенка в 9 месяцев. Чередуя их между собой, можно обеспечить малыша вкусной и разнообразной пищей. Поскольку гречневая крупа является самой полезной для крохи, рекомендуется варить из нее каши не реже трех раз в неделю. Рисовая же каша способна вызывать расстройство стула у младенцев. В этом случае необходимо исключить ее из меню крохи, сделав упор на овсянку.

Обед (14:00)

Полезные овощные пюре из кабачка или цветной капусты с паровыми мясными котлетками оптимально подходят для дневной трапезы. Альтернативой ему также может стать суп на овощном бульоне из перетертого мяса и овощей. По вкусу приходится малышам и суп с фрикадельками. Напомним, что раз в неделю на обед ребенку необходимо давать рыбу.

Ранний ужин (18:00)

Ближе к вечеру не стоит организовывать малышу слишком сытную трапезу.

Ведь это может не лучшим образом отразиться на качестве его ночного сна. Поэтому каша и мясные блюда не подходят для ужина. Куда лучше дать ребенку фруктовое пюре, творог или кефир.

Поздний ужин (22:00)

После привычных гигиенических процедур и массажа кроха мерно сосет материнскую грудь или смесь из бутылочки, потом отправляется спать до утра.

Многие родители, планируя рацион малыша, стараются ежедневно следовать заранее составленному меню на неделю. Таблица, приведенная ниже, поможет обеспечивать кроху не только вкусной, но и разнообразной пищей. Возможна замена молока детской смесью, кефиром.

Время 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день
7-8 часов утра - ранний завтрак Грудное молоко или 1 стакан (200 г.) коровьева молока, сухарик, печенье
10 часов утра - перекус Фруктовый сок (30 г.) или сырое тертое яблоко (50 г.)
11 часов утра - завтрак Манная каша -150г, кисель - 100г Каша рисовая протертая - 150г, кисель - 100г Каша манная с сухарями - 150г, кисель- 100г Каша пшенная протертая - 150г, кисель -100г Каша манная с яблоками - 150г, кисель - 100г Каша гречневая протертая - 150г, пюре из яблок -50г Каша овсяная протертая - 150г, компот протертый - 100г
2 часа дня - обед Овощное пюре 100-150г, кисель 50-100г Картофельное пюре с печенкой или мясом -150г, кисель\ сок -100г Молотое мясо -30г с картофельным пюре - 100г, пюре из абрикоса - 50г Картофельное пюре на бульоне, заправленное желтками - 150г, кисель - 100г Овощное пюре с мясом 150г, пюре из яблок - 50г Бульон с протертым мясом, курицей -100г, картофельное пюре -100г, печеное яблоко - 50г Пуддинг мясной - 40г с картофельным пюре - 100г, кисель -100г
6 часов вечера - ужин Каша - 200г или яблочный мусс(на манной крупе или на сухарях) или пудинг
9-10 часов вечера - поздний ужин Грудное молоко или 1 стакан(200 г) коровьего молока с 5% сахара

Рецепты

С некоторыми рецептами, которые пригодятся мамочкам, можно ознакомиться ниже.

Каши из манной крупы

Манная каша с сухарями

Сварить жиденькую манную кашу(без масла).
Растопить 6 г сливочного масла. Смешать с 2 ч.л. толченой и просеянной сухарной муки, соединив с кашей, всыпая постепенно,постоянно помешивая.

Манная каша с фруктовым пюре

Сварить жидкую манную кашу. Приготовить фруктовое пюре из яблока, из 35 г сухих фруктов или из 50 г свежих фруктов, которые предварительно промыть и потушить в небольшом количестве воды под крышкой. После чего протереть сквозь сито или в блендере. Полученное пюре уварить до густоты с 1 ст.л. сахара. Готовое пюре остудить и размешать с кашей.

Другие виды каш

Масляно- мучная каша(каша Моро)

Распустить в кастрюле 10г масла, добавить 2 ч.л. просеянной муки, постепенно влить 1 стакан молока, размешивая, довести до кипения. Добавить чуть сахара. Варить около 10 минут, постоянно помешивая.

Протертая рисовая каша

3 ч. л. риса промыть залить 1 стаканом кипятка и варить до готовности, пока рис не станет мягким. Разваренный рис протереть через сито до однородной массы, затем размешать с вскипяченным молоком(10 г). Добавить чуть сахара и соли, поставить на плиту, помешивая доводить до кипения несколько раз, чтобы каша загустела. В готовое блюдо добавить 6 г сливочного масла.

Овсяная каша

2 ст.л. овсянки промыть до чистой воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не станет мягкой. Протереть сквозь сито, развести горячим молоком (3/4 стакана) – постепенно, чтобы не было комков, снова протереть, добавить чуть сахара, проварив еще 5 минут.

Пшенная каша

2 ст.л. пшена перебрать, промыть до чистой воды. Залить 1 стаканом кипятка, варить до готовности, пока крупа не станет мягкой. Протереть сквозь сито, постепенно развести горячим молоком (1/2 стакана), чтобы не было комков, добавить чуть сахара, проварив еще 5 минут. В готовое блюдо добавить ½ ч.л. сливочного масла.



Гречневая каша

Варится так же, как и пшенная.

Овощные пюре

Морковное пюре

200 г моркови (2 шт.) промыть, очистить, нашинковать на терке, поместить в кастрюлю, на дно которой налить немного воды, тушить под крышкой в собственном соку. Следить, чтобы не пригорело, при необходимости добавить воду. Время приготовления 30-40 минут. Горячую морковь протереть сквозь сито, заправить 2 ст. л. жидкой манной каши, довести до пара на плите. В готовое блюдо добавить ½ ч. л. сливочного масла.

Картофельное пюре

Сварить на пару или испечь в духовке 250 г картофеля. Очистить, измельчить до состояния пюре. Переложить в кастрюлю, добавить 100 г горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, взбить. Готовое пюре следует подавать сразу после приготовления.

Пюре из разных овощей

Овощи брать молодые и свежие. Морковь, брюкву, капусту вымыть, очистить, нашинковать на терке. Тушить под крышкой на медленном огне, добавив небольшое количество горячей воды. Картофель промыть, очистить, нарезать крупными кусками, прибавить в овощи, когда они утушатся до половины готовности. Через пол часа перетереть сквозь сито горячими. Добавить горячего молока, соль, ½ ч.л. сливочного масла, все взбить.


Заключение

Таким образом, меню девятимесячного крохи должно состоять из полезных и разнообразных блюд. Мясо, а также рыба, различные пюре, фруктовые и овощные, кисломолочные продукты, каши – все это необходимо включать в рацион малыша. Также нельзя пренебрегать молоком матери и смесями, которые оптимально подойдут для первого и последнего приемов пищи. В таком возрасте следует переводить младенца на пятиразовое питание с интервалами в 4 часа. От ночных кормлений рекомендуется отказаться.

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору. 9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка в 9 месяцев

Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.

Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.

В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка

Ребенку 9 месяцев - это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение). Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре. У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: "Где то-то?" поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом. Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку ("Дай то-то"). В 9 месяцев ребенок понимает слова: "ложись", "вставай", "брось", "на" и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа. 9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.

Активное воспроизведение звуков речи:
Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): "чихает", "фыркает", "гудит", "лает", "мяукает". В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.

Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев

Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

В этом возрасте за день предусмотрено пять приемов пищи. Старайтесь выдерживать интервал между ними около 4 — 5 часов. Но если мама кормит малыша грудью по требованию, то режим может быть несколько другим и варьироваться в зависимости от запросов малютки.

Режим питания также, во многом зависит от того, как питаются в семье другие дети и сами родители. Если в семье есть старшие дети, то малыш может познакомиться с какими-то блюдами гораздо раньше, чем это планировалось. Не бойтесь этого слишком сильно.

Недаром, на сегодняшний день, существует метод педагогического прикорма. Он подразумевает, что малютка потихоньку сам пробует все то, что едят за общим столом.

Постепенно приучайте малыша к твердой пище. Ночью, малыши все еще могут просыпаться и просить грудь. Это происходит вовсе не потому, что они голодны. Дети нуждается в матери, и он спит спокойнее, если постоянно ощущает рядом мамино присутствие, к которому привык.

В зависимости от вида основного вскармливания, рацион питания ребенка может существенно меняться.

Грудное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на грудном вскармливании может быть весьма различным, в зависимости от того, с какого возраста вы ввели прикорм. Если вы начали прикорм в полгода, то, скорее всего, вам необходимо продолжать вводить новые продукты в этом возрасте.

Ввод новых продуктов

  1. Яичный желток. Вводят во второе кормление. Лучше всего сочетать с кашей.
  2. Творог и кисломолочные продукты. Вводят в четвертое кормление, в качестве полдника.
  3. Каши на коровьем молоке. Вводят постепенно, с осторожностью.

Искусственное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на искусственном вскармливании, скорее всего уже содержит в себе те продукты, которые мы перечислили выше. Ведь зачастую такие малыши раньше начинают есть прикорм. Если же вы их еще не ввели, делайте это по той же схеме.

Чтобы определить, сколько малышу необходимо смеси за один прием пищи в этом возрасте, поделите суточный объем еды на число кормлений.

Меню ребенка

Если вы уже ввели все основные продукты в меню малютки, то уже знаете, чем кормить ребенка. Постепенно вводите в рацион питания блюда, приготовленные из смеси различных овощей, а также каши, приготовленные из разных злаков.

Разберем примерное меню ребенка в 9 месяцев.

  • Овощные пюре (150 — 180 гр);
  • Фруктовое пюре или фрукты (50 — 80 гр);
  • Каши (до 180 гр); Мясо (до 50 гр);
  • Желток (до 2-х раз в неделю);
  • Творог, кефир (до 40 гр);
  • Пшеничный хлеб (5 гр);
  • Масло (5 гр);
  • Сок (до 80 гр).

Всегда помните, что именно вы, как родители, устанавливаете, что можно кушать ребенку. Вы как никто другой лучше знаете своего малыша. Если у малютки есть непереносимость определенных продуктов, учитывайте это. При необходимости, обратитесь за помощью к грамотному специалисту.

Приобретенные навыки

Что должен уметь малыш в этом возрасте? Этот вопрос чаще всего беспокоит молодых родителей. Однозначного ответа на него нет, ведь каждый малютка индивидуален. Но все же попробуем разобраться, какими основными навыками должен владеть малыш, а также, есть ли различия в развитии между мальчиком и девочкой в этом возрасте.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Девочки и мальчики развиваются в этом возрасте примерно одинаково. Но можно отметить небольшую разницу в развитии детей разных полов.

  • Девочки проявляют больший интерес к общению, интересуются другими детьми. Некоторые девочки начинают произносить первые слова, так как их словарный запас наполняется быстрее, чем у мальчиков. У девочек лучше развивается периферийное зрение.
  • Мальчики проявляют больший интерес к игрушкам и различным предметам, чем к другим людям. Они равнодушнее относятся к голосам людей и различным звукам, поэтому пополняют словарный запас медленнее. У мальчиков лучше развивается пространственное зрение.

Что умеет ребенок в 9 месяцев:

  • Сидеть самостоятельно;
  • Взбираться на невысокие поверхности;
  • Шагать вдоль опоры;
  • Использовать захват двумя пальцами;
  • Произносить слоги (па, ма, ба);
  • Проявлять различные эмоции;
  • Показывать пальцем на интересующие его предметы;
  • Выполнять словесные инструкции (отзываться на имя, показывать свою ручку);
  • Активно манипулировать предметами.

Не забывайте, что именно от вас зависит то, как быстро будет закреплять новые навыки ваш малыш. Игры с ребенком, развитие эмоциональной сферы при общении с родителями — дадут мощный толчок для превращения вашего малыша из младенца в относительно самостоятельного человека.

Режим дня ребенка

Режим дня ребенка в 9 месяцев может уже несколько отличаться от режима месячной давности. Здоровые дети в этом возрасте бодрствуют до 4 часов подряд.

Сон ребенка в 9 месяцев занимает от 12 до 14 часов в сутки. У малыша должны быть два дневных сна. Продолжительность дневных снов может составлять до двух часов. Ночной сон составляет примерно 10 часов.

Распорядок дня ребенка зависит во многом от того, по какому режиму живёт вся остальная семья. Постарайтесь придерживаться установленного распорядка каждый день, и тогда вы с легкостью будете укладывать малыша на сон.

Примерный распорядок:

  1. Утренний завтрак.
  2. Гигиена, игры, массаж.
  3. Прогулка и сон.
  4. Прием пищи.
  5. Зарядка, игры.
  6. Прием пищи.
  7. Игры.
  8. Прием пищи.
  9. Прогулка.
  10. Общение с семьей, спокойные игры, купание.
  11. Прием пищи.

Как играть с ребенком в этом возрасте

Игра в жизни малыша имеет первоочередное значение. И на первом году жизни, очень важно, чтобы родители играли с детьми. Попробуем разобраться, в какие развивающие игры лучше всего играть, а также, какие игрушки будут наиболее полезными для вашего малютки в этом возрасте.

Развивающие игры для детей 9 месяцев:

  1. Игры в одежду. Учите его одевать и снимать с себя простейшие вещи из его гардероба — шапки, носки и так далее.
  2. Игры, развивающие моторику. Учитесь с малышом рвать бумагу. Предложите ему складывать желуди, тыквенные семечки и прочие небольшие предметы, в бутылку (в том числе, с помощью ложки). Предложите ему лепить соленое тесто. Попробуйте порисовать с ним пальчиковыми красками.
  3. Игры с водой. Во время купания, дайте малышу емкости разной формы и объема. Покажите ему, как можно переливать воду. Научите малютку умывать лицо, мыть ручки.
  4. Игры в прятки. Дети любят прятаться сами, а также прятать других. Придумывайте разные формы игры в прятки. Можно прятать игрушки. Засуньте любимую игрушку в коробку и спросите малыша, где она? Малютка сделает все, чтобы попытаться открыть коробку.

Игрушки для детей 9 месяцев:

  1. Игрушки на колесиках. Это могут быть каталка — ходунки, игрушечная коляска, большая машинка или лошадка, на которую можно садиться.
  2. Музыкальные игрушки. Любые игрушки, нажав на кнопки которой, малыш может услышать разного рода музыку или звуки.
  3. Пирамидки, матрешки, сортеры, большие пазлы.
  4. В летний период, игрушки для песочницы (формочки, лопатки, ведерки).
  5. Разнообразные канцелярские товары (пальчиковые краски, мелки, восковые карандаши).
  6. Крупные конструкторы, кубики. Из них малыш будет учиться строить башни и другие конструкции.
  7. Куклы с крупными чертами лица. Такие куклы помогут вам рассказать малышу о частях тела человека.
  8. Мягкие игрушки для сна.
  9. Одинаковые по функциям игрушки, но разных размеров, цветов. Машинки, мячики, кубики. Сравнение этих игрушек, поможет вам разучить с малюткой цвета, а также понятие больше — меньше.

Если вы не знаете, как развивать ребенка или вы чувствуете себя недостаточно уверенными в этом вопросе, то вы можете попробовать найти поблизости развивающий клуб. В таких клубах занятия с детьми проводятся как раз с этого возраста. Под руководством опытных педагогов, занятия с малышом станут для вас настоящим удовольствием.

Физическое развитие малыша

Врачи часто пугают родителей тем, что их малютка не входит в коридоры норм физического развития. На самом деле, если вы видите, что малютка хорошо себя чувствует, активен в течение дня и спокоен во время сна, то не стоит слишком ориентироваться на медицинские нормы. Всегда помните, что все дети индивидуальны.

  • В среднем, рост малыша составляет от 70 до 72 сантиметров. В течение этого месяца, ваш малютка, скорее всего, вытянется еще на 1,5 — 2 сантиметра.
  • Вес ребенка может варьироваться от 8,5 до 9 килограмм. В течение месяца, он прибавит в весе еще 400 — 500 грамм.

Зная, сколько какой должен быть вес, вы можете отрегулировать режим питания своего малыша. Если малыш малоежка, и при этом прибавляет в весе крайне мало для своего возраста, попробуйте подобрать для него особое меню. Не забудьте проконсультироваться с вашим педиатром по этому вопросу.

Возможные проблемы в этом возрасте

Родители, которые растят первенца, сталкиваются со всеми проблемами впервые. Поэтому любой вопрос по вопросу здоровья, кажется очень серьезным и требующим немедленного решения.

Разберем основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

  • Ребенок не сидит в 9 месяцев.

Не забывайте, что каждый малыш имеет индивидуальную траекторию развития. И если ребенок в 9 месяцев не садится сам, то это не всегда может быть тревожным сигналом. Однако учитывать возрастные нормы все же стоит.

Тревожные признаки:

  1. Малыш слабо держит равновесие.
  2. Не умеет захватывать предметы.
  3. Имеет недовес.
  4. Имеет слабый тонус мышц.
  5. Беспокоится без видимых причин.

Присмотритесь к малышу, и если заметите эти беспокоящие признаки, обратитесь к грамотному специалисту.

  • Ребенок не ползает.

Родителям стоит знать, что далеко не все дети ползают. Если ваш малыш пропустил этот этап, и сразу встал на ножки, то это нормально. Но вы можете попробовать развить данный навык у малыша. Ведь благодаря ползанию укрепляется мышечный корсет малютки.

  • Ребенок стоит на носочках.

Чаще всего в этом возрасте малышу просто нравится ходить на носочках. Это его веселит, ведь он становится выше. Кроме того, ему хочется пробовать все новое, в том числе, необычное состояние своего тела в пространстве. Однако, на всякий случай, необходимо обратиться к грамотному специалисту, чтобы исключить мышечный тонус.

  • Нужно ли делать массаж.

Массаж нужен для укрепления мышечного корсета, и подготовки малыша к самостоятельной ходьбе. Вы можете обратиться для этого к профессиональному массажисту. Однако если у вас нет возможности сделать это, не переживайте. Ведь массаж — это просто вспомогательный механизм в развитии малютки. Кроме того, умелые руки матери также способны на многое. В интернете сейчас существует множество инструкций на эту тему. Совершайте небольшие поглаживания малыша, не забывайте про ежедневную зарядку — и профессиональный массаж окажется вам ненужным.

  • Очень плохо спит ночью.

Дети в этом возрасте плохо спят ночью по следующим причинам: перевозбуждение нервной системы, страх потерять маму, беспокойство от зубов. В любом случае, это варианты нормы. Если вам кажется, что ребенок плохо спит по какой-то другой причине, обратитесь к своему педиатру.

  • У ребенка нет зубов.

Это является вариантом нормы. Вы не должны переживать по этому поводу.

  • Что делать, если ребенок скрипит зубами.

В основном дети в этом возрасте скрипят зубами из-за беспокойства от прорезывания зубов. Вместе с прорезыванием, исчезает и сама проблема. Однако на скрежет зубов могут влиять также: нервное перенапряжение, нехватка необходимых витаминов, неправильный прикус. Скрежет зубами может негативно сказаться на их состоянии (разрушение эмали, появление сколов, кариеса). Поэтому стоит всячески отвлекать малыша от этого занятия.

  • Температура у ребенка.

Если у вашего малыша поднялась температура, прежде всего, вызовите врача. Он установит причины и назначит соответствующее лечение. Учитывайте, что каждый малыш переносит температуру по-разному. Если у малютки поднялась температура выше 38,5 — 39 градусов в подмышке, то стоит применить жаропонижающее. Это же следует сделать, если вы видите, что у малыша начинается сильная лихорадка (даже если температура меньше 38,5).

  • Чем лечить кашель.

О том, как лечить от кашля малыша этого возраста вы можете узнать только от своего лечащего врача, ведь причины кашля могут быть абсолютно разными.

Что может помочь в любом случае, так это обильное питье и частое проветривание помещения.

  • Понос.

Данный симптом должен сильно обеспокоить родителей. Понос опасен сильным обезвоживанием. После того, как вы вызовите врача, начинайте выпаивать малыша водой. Поить лучше маленькими глоточками. Также, возможно, применение адсорбирующих средств. Все остальное требует обязательной консультации со специалистом.

Малыш в этом возрасте стремительно меняется. Он уже не тот младенец, что беспомощно лежал целыми днями и звал маму. Малютка начинает проявлять активность. Поэтому родителям надо запастись терпением, а также обезопасить пространство для малыша. Именно любовь и забота родителей больше всего поможет малышу в освоении этого мира.

К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет.

Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают,подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.

Психическое развитие

Ребенок любит рассматривать фотографии и находить знакомые лица. Если он видит фотографию матери, то радостно смеется и трогает ее.

Мелкая моторика и игра. Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами – захват «пинцетом». (Вспомним, что ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев.) Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты (рис. 28). Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами «7 месяцев» и «8 месяцев» малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8‑10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью.

Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.

Купить игрушки. Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т. е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2‑3‑4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т. п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9‑12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.

Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.

Понимание речи. Если вы обучили ребенка (см. этап «8 месяцев»), то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек‑ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.

Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два‑три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по‑настоящему понимать речь.

Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов – машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.

Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.

На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.

Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т. д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных» (см. этап «8 месяцев»), то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав‑ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав‑ав», – а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му‑у».

Речевое развитие

Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.

Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма‑ма», «ба‑ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.

Игра‑упражнение

    Когда ребенок говорит «ба‑ба‑ба» или «па‑па», то, повторяя за ним «ба‑ба» или «па‑па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т. д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. этап «7 месяцев») и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма‑ма», «ба‑ба», «па‑па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.

Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания – ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

Внимание! Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_9_mesjacev.txt · Последние изменения: 2012/11/14 11:24 (внешнее изменение)

У ребенка 9 месяцев температура, когда нужно сбивать ее, какая температура является опасной – эти вопросы всегда волнуют родителей в первую очередь. Если ребенку 10 месяцев, у малыша процессы терморегуляции уже становятся более устойчивыми, но всё равно остаются очень чувствительными ко многим факторам.

От чего может появиться жар

Самый низкий показатель градусника наблюдается спустя 7-8 часов после того, как малыш крепко уснул. Когда ребенок бодрствует, играет, на пике активности тело может нагреться до 37 – 37,2 градусов. Вероятность болезни следует допускать тогда, когда столбик термометра показал выше, чем 37,5. Что особенно важно – как кроха себя при этом ощущает. Но если температура 38 – что делать?

Когда ребенку 9 месяцев, температура может быть частым гостем. Жар может подняться по следующим причинам:

  1. Вирусные инфекции, проникшие в организм. При таких заболеваниях, как грипп, лихорадка подскакивает довольно высокая. ОРВИ не так агрессивно принимаются организмом, поэтому жар не превышает 38 градусов.
  2. Бактерии, которые попадают в тело малыша способны вызывать болезни разных органов.
  3. Отравление и кишечная инфекции – когда в организм попадают ядовитые вещества, либо микробы, которые их активно продуцируют, лихорадке будет сопутствовать рвота, понос, боли в животе. В зависимости от вида микроорганизмов, жар может быть от незаметного, до очень значительного.
  4. Укусы ядовитых насекомых, например, пчел, тоже могут давать лихорадку. Вместе с повышением показателей термометрии, могут появиться аллергические симптомы.
  5. Рост каждого нового зуба может давать повышение температуры 39 без симптомов. Многие дети именно так реагируют на процесс роста молочных зубов.

Чаще всего, лихорадкой организм реагирует на инфекции. Повышением показателей термометрии организм стимулирует выработку веществ, что будут бороться с инфекцией.

Важно! У девятимесячного малыша температура может подняться на целый градус, если он перегрелся на солнце, либо в жарком салоне автомобиля.

Какую температуру надо снижать

Когда 9 месяцев ребенку, опасность подвергнуть кроху гипертермии всё еще велика. Поэтому важно не пропустить момент, когда жар достигает 38,5 — 39 градусов. До этого можно не принимать лекарств. Исключение – дети, которые уже пережили ранее фебрильные судороги. Также следует снижать горячку малышам с врожденными или появившимися аномалиями и болезнями сердца и сосудистой системы. Крохи с нервными отклонениями требуют особого внимания.

Помните! Сама по себе высокая температура – это не заболевание. Это работают механизмы, защищающие малыша от вирусов, микробов и токсинов, а также от переохлаждения. Поэтому, важно не ограничиваться борьбой с горячкой, а определить, чем вызвана такая реакция организма.

Если чадо не имеет вышеперечисленных сложностей со здоровьем, но при повышении температуры становится вялым, мало пьет, не может спать, либо наоборот чрезмерно возбужденными и нервными – давать антипиретики можно уже при 38 градусах.

При некоторых заболеваниях снижать горячку вредно. Например, при отите жаропонижающие нежелательны, а вот без антибиотиков не обойтись. Именно поэтому доверьте врачу назначит вашей крохе лечение. Не делайте самостоятельных диагнозов и не лечите ребенка так, как «посоветовала подруга». Это опасно для жизни малютки.

Детские жаропонижающие, чем опасны неподходящие лекарства

Лучше применять для детей препараты на основе ибупрофена, либо парацетамола. Такие агрессивные вещества, как аспирин и анальгин детям давать нельзя. Аспирин у детей до 12 лет может вызвать осложнение – синдром Рейе. Это острая дисфункция печени и отёк головного мозга – состояние, которое угрожает жизни. Эту проблему со здоровьем можно встретить среди детей именно на фоне неправильного лечения заболеваний препаратами с ацетилсалициловой кислотой.

Симптомы синдрома Рейе обычно появляются через пять дней после начала основного заболевания (если в анамнезе был прием аспирина):

  • Рвота, которая не приносит облегчения;
  • Изменение психомоторного поведения (от апатии до комы).

Ребенку нужна помощь, потому что кома развивается очень быстро, начинаются судороги и остановка дыхания. Печень при этом увеличена не всегда. Если ребенок в коме – это очень неблагоприятный прогноз. Если острую фазу болезни ребенок уже перешел, то он выздоравливает.

Чтобы ваше чадо не столкнулось с таким серьезным испытанием, замените ацетилсалициловую кислоту на парацетамол и ибупрофен, которые отлично решают вопрос температуры у ребенка 9 месяцев.

Когда думаете о форме выпуска препарата, отдайте предпочтение свечам, так как в прямой кишке препарат рассасывается очень быстро. Тонкость работы препаратов в форме свечей в том, что при очень высокой температуре, происходит спазм сосудов на периферии, в том числе, в прямой кишке. При этом, местная температура в прямой кишке падает, свеча просто не растворяется. Свечи наиболее эффективны, если вы хотите снять невысокую температуру, пока она только достигла 38.

Сиропы выпускаются с приятным вкусом и ароматом, детям это очень нравится. Самая удобная для детей форма приема лекарств – это жидкая. Она быстро всасывается из желудка, обладает еще и обезболивающим действием.

У 9-месячного ребенка температура? Не пытайтесь давать малышу таблетку. Во-первых, это не приятно для крохи, ему еще сложно это проглотить. Вы можете получить выплюнутую таблетку и много криков возмущения от своего чада.

Что делать до приезда врача

Если дар растет и уже достиг 39 градусов, здесь нечего тянуть, следует вызвать доктора. А пока скорая приезжает, следует предпринять некоторые меры по снижению лихорадки. Чтобы терять жар, организм должен потеть и дышать воздухом более холодным, чем тело. Поэтому обязательными действиями должны быть:

  • Обеспечьте свежий воздух в помещении (идеально, если сможете добиться 16-17 градусов в комнате), но избегайте сквозняков;
  • Уложите ребенка в кровать, при высокой температуре необходимо соблюдать постельный режим, но не укрывайте кроху одеялами;
  • Разденьте карапуза и оботрите водой комнатной температуры;
  • Дайте малышу пить, при чем напитки должны иметь потогонный эффект;
  • Дайте жаропонижающее, например, Нурофен или Панадол;
  • Если при появлении жара, у ребенка стали холодными ножки и ручки, дайте но-шпу.

Если незадолго до этого вы уже дали ребенку жаропонижающее, но оно не сработало должным образом – не нужно давать лекарство снова.

Похожие публикации