Психологическая консультация для родителей. Профилактическая работа психолога в школе

Ошибки, которые совершать нельзя

(консультация для родителей)

Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта, понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребёнком. И часто это получается. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего бывает стыдно, неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого впредь не случится. Итак, какие же ошибки мы совершаем?

Ошибка первая - безразличие

"Делай что хочешь, мне все равно"

Мнение родителей:

Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались. Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным.

Мнение психологов:

Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". Проверка, возможно, будет заключаться в совершении проступков. Ребенок ждет, последует ли за такой поступок критика или нет. Получается, что вы оба «бегаете по замкнутому кругу». Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Ошибка вторая -слишком много строгости

"Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная"

Мнение родителей:

Дети всегда должны слушаться родителей - это самый важный в воспитании принцип. Альтернативы здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку лет, старшеклассник он или дошкольник. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и игнорировать все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".

Ошибка третья - детей надо баловать

"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам"

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - так быстротечно, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Излишняя опека и забота в дальнейшем может привести к проблемам. Когда родители буквально предугадывают каждое движение, каждый вздох, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка четвёртая- навязанная роль

"Мой ребенок - мой лучший друг"

Мнение родителей:

Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Взрослые проблемы не должны ложиться на плечи детей. Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу сторону. Малыши готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка пятая - денежная

"Больше денег - лучше воспитание"

Мнение родителей:

У нас маленькая зарплата. Нет достаточных средств, чтобы позволить побаловать ребёнка.

Если бы у нас было больше денег, мы дали ребёнку всё и сделали его более счастливым.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Буквально вытягиваются в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть не хуже, чем у других. Но такие родители не должны чувствовать угрызения совести за то, что не могут исполнять все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка, совместные игры и общение намного важнее содержимого кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка шестая- наполеоновские планы

"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, фигурным катанием). Он не должен упустить свой шанс"

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. Родители сами провоцируют такое «неблагодарное» поведение детей. Ведь часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, всего лишь амбиции мамы или папы, но никак не истинное желание ребёнка. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых. Взрослея, желает вырваться из «крепких объятий» родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Возникает ситуация непонимания, отчуждения, обиды со стороны взрослых. Поэтому, прежде чем решить что-то за ребёнка, прислушайтесь к его интересам. Понаблюдайте за его поведением и настроением, постарайтесь понять: нравится ли ему то, чем он занимается. Не превращайте жизнь ребёнка в удовлетворение собственных амбиций.

Ошибка седьмая - слишком мало ласки

"Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"

Мнение родителей:

Многие взрослые считают, что ласки (поцелуи с мамой, объятия с папой) в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев. Есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Есть мнение, что за весь день ребёнок должен получить не менее 10 прикосновений (поглаживание по голове, объятие, поцелуи) для хорошего самочувствия и хорошего настроения. В противном случае ребёнок может испытывать эмоциональный голод и думать. Что его не любят.

Ошибка восьмая - ваше настроение

"Можно или нет? Это зависит от настроения"

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, «так себе настроение». Как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка! Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом сделать вид, что ничего не произошло или купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, - постарайся быть ко мне снисходительным".

Ошибка девятая - слишком мало времени для воспитания ребенка

"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя"

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

1. Ваш ребёнок и его друзья.

2. Взрослые и дети: динамика взаимоотношений.

4.Семейные конфликты. Как их предотвратить?

5. Детям нужна любовь. Но какая?

6. О воспитании чувств.

7. Азы семейной педагогики.

9. Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?

10.Конфликт поколений. Как его избежать?

11.Любовь и воспитание детей в семье.

12.Как воспитать ребёнка счастливым?

13.Мир детства и безопасность.

14.Азбука здорового образа жизни.

15.Не допустить беду к порогу.

16.От шалости до преступления.

17.Где взять талант?

18.Игра-это очень серьезно.

19.Труд в радость.

20.С любовью к природе.

21. Половое воспитание. Когда начинать?

22. Как воспитать рыцаря?

23. Что и как читают наши дети.

24. Как помочь ребёнку в учёбе.

25. Режим – в жизни всем необходим.

26. Бить или не бить. Вот в чём вопрос?

27. Выбор профессии. Чьё это дело?

28. Ребёнок в музее.

29. Компьютер и школьники.

30. Телевидение и дети.

31. Музыка в семье.

32. Искусство наказывать и прощать.

33. Какими они нас видят.

34. Познай самого себя.35. Истоки жестокости.

36. «Трудные» дети или родители?

37. Типичные ошибки семейного воспитания.

38. Неизбежен ли конфликт поколений?

39. Педагогика семейных отношений.

40. Праздник в семье. Каким ему быть?

41. Нужны ли семейные традиции?

42. Знаете ли вы своего ребёнка?

43. Семейные кризисы. Как их преодолеть?

44. Семья и школа: проблемы взаимоотношений.

45.Профилактика социальных вредностей.

46.Социально – педагогическая запущенность у детей.

47.Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?

48.Как наши страхи становятся страхами наших детей?

49.Что родители должны дать детям, и что дети должны дать своим родителям?

50.В чем суть воспитания – в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.

51.Наши конфликты с детьми (с включением элемента проигрывания ролей).

52.Наказание. Роль ярлыков.

53.Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

54.Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка типичными способами коммуникации родителей с детьми.

55.Беспокойный подросток. Что делать?

56.Семья как объект психолого-педагогической коррекции.

57.Как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания.

58.Отношения в семье в триаде поколений.

59.Физические принципы исключительности: плохой аппетит, неправильный сон, энурез, заикание. Что делать?

60.Формирование характера и его недостатков у ребенка. Чем достигается исправление характера?

61.Возможность исправления недостатков характера. Коррективно-воспитательные достижения родителей.

62.Юность и ее проблемы.

63.Как создать счастливую семью.

64.Характер взаимоотношений детей и родителей.

65.Любовь матери.

66.Отцовская любовь.

67.Конфлик, кризис в семье. Развод.

68.Отчим.

69.Мачеха.

70.Если в семье нет мужчины.

71.Спокойная, уравновешенная мама, счастливый ребенок.

72. Воспитательный потенциал семьи.

73.Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

74.Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерарх ия отношений в семье и основа семейн ого воспитания.

75.Значение воспоминаний о собственн ых детских переживаниях в культуре родительства.

76.Типичные недостатки семейного восп итания и пути их преодоления. Способ ы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

77. Диалог в семейном общении.

78. Принципы творческой педагогики в семье.

79.Современная семья; возможности и проблемы ее уклада.

80. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

81.Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родитель ских отношениях.

82.Место традиций в современном семейном укладе.

83.Этика и эстетика семейного быта.

84.Возможности воспитания трудом в сов ременной школе.

85.Семейный досуг: игры, домашние праз дники, телевидение.

86.Искусство создания детского праздника.

87.Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

88.О ценности игрового и речевого общен ия с ребенком в семье. Традиции семейного чтения.

89.Семья на пороге школьной жизни реб енка.

90.Ребенок в среде сверстников (психоло го-педагогические аспекты). Особенност и задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

91.Содержание, формы и методы социа льной работы школы с семьей.

92.Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

93. Атмосфера жизни семьи как фактор физ ического и психического здоровья реб енка.

94.Влияние на здоровье ребенка негативн ой теле- и видеоинформации. 95.Профил актика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

96.Необходимость внимания к индивидуа льности ребенка, его душевному и духовн ому развитию.

97.О развитии самосознания у детей и подростков.

98.Нравственные чувства человека и особ енности их формирования.

99.Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. 100. Нравственный облик и поведение челов ека.

101.Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

102.Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

103.Роль семейного общения в профилакт ики девиантного поведения и негативн ых привычек у детей.

104. Права и обязанности родителей на этап е вхождения ребенка дошкольного возр аста в систему образования.

105.Правовая и экономическая защита личности ребенка.

Одним из видов оказания психологической помощи в образовательном учреждении являются конультаци педагога-психолога. Данный консультативный материал будет полезен для родителей и педагогов, которые занимаются воспитанием детей-дошкольников и младших школьников. В консультациях даются рекомендации по работе с детьми, имеющими определенные проблемы индивидуального развития и проблемы личностного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Для педагогов и родителей

Проблема:

Младший школьный возраст. Детские страхи.

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу…

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Однако наряду с такими страхами существуют другие – устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в помощи психолога или психоневролога.

Если ваш ребенок чего-либо боится, не высмеивайте его и никому не позволяйте это делать, иначе он научится скрывать свои страхи или маскировать их, хотя они по-прежнему будут мешать ему жить нормально. Необходимо, чтобы у ребенка было меньше поводов пугаться: чем меньше он будет бояться, тем скорее обретет уверенность в собственных силах.

Необходимо следить за тем, что ребенок смотрит по телевизору и в какие игры играет на компьютере, особенно перед сном. Ведь он может слышать и видеть слишком многое, не предназначенное для него. Нередко родителям стоит объяснить ребенку значение сказанного или увиденного, чтобы предотвратить появление неоправданных страхов. То, как ребенок воспринимает, к примеру, фильм, может существенно отличаться от восприятия взрослых. Лучше смотреть телевизионные программы вместе и обсудить с ним впечатления от увиденного. Нужно помнить, что ребенок не должен смотреть все телепередачи подряд. Ограничения должны вводиться безоговорочно, и следует твердо придерживаться принятого решения.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Проблемы леворукости. Что делать, если ребенок – левша?

Есть дети, которые никак не могут освоить алфавит, не справляются со шнурками, задевают за все углы, постоянно роняют ложку, отвечают невпопад. Причиной этого может быть левшество.

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, но в результате у детей развивались невротические реакции, возникали неврозы.

Что такое леворукость? Это не прихоть ребенка. Это не привычка, не болезнь, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Так распорядилась природа, а природу ломать нельзя, нельзя вмешиваться в сложную деятельность мозга.

Кроме генетической леворукости, существует ещё патологическая. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, задержкой в развитии.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам. Почти каждый десятый мальчик и реже девочка предпочитают пользоваться левой рукой. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от стресса.

У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают правый стресс. Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей.

Если в семье леворукий ребенок, его не нужно переучивать, так как это может травмировать психику ребенка. Ребенку-левше необходимо помочь. Устройте его комнату с учетом его леворукости. Предупредите об этом воспитателя и учителя. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Ориентация парт в классе, положение классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Там лучше освещение, и кроме того, он не будет мешать соседу работающему правой рукой. Следует обратить внимание на посадку леворукого ребенка, положение рук, туловища, головы при правонаклонном положении тетради и на положение книги при списывании и чтении. На уроках труда также необходимо продумать, где посадить такого ребенка, чтобы он не толкал локтем соседа. На уроках физкультуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой, так и правой руки.

Так как у леворуких развито больше правое полушарие, то необходимо включать в учебный процесс те методы, которые активизируют это полушарие. Желательно включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно использовать всякого рода схемы. При обучении леворуких больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Работа в больших группах для леворуких детей затруднительна, поэтому им нужна индивидуальная работа. Они очень медлительны и быстрый темп для них является раздражителем.

У леворуких детей часто возникает зеркальное отражение. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких составляет 85%. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно у нормально развивающихся детей к 6 годам, у детей с патологической леворукостью после 10 лет.

Если ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, то ему стоит развивать и правую руку: лепить, вязать, играть на музыкальных инструментах, т.е. выполнять те операции, где требуется согласованное действие обеих рук.

Помните, что леворукие дети очень ранимы, неординарны, чаще всего это творческие натуры, часто упрямые и одновременно очень тонко воспринимающие окружающий их мир.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Для родителей и педагогов

Проблема:

Младший школьный возраст. Медлительные дети.

Рассматривая данную проблему, сразу хочется отметить, что медлительность у ребенка неправильно называть упрямством или непослушанием. Скорее всего, это особенности нервной системы, проявляющиеся в замедленном темпе деятельности. Как правило, медлительные дети справляются с поставленной задачей, но при достаточном количестве времени. Таких детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения, так как это ещё больше затормаживает их. Родителям необходимо предупредить воспитателя и учителя о проблеме, по возможности проконсультироваться у врача.

Трудности у медлительного ребенка будут обязательно, ему будет сложнее выполнять задания на уроках, когда есть ограничения во времени, ему будет сложнее реагировать на изменяющуюся обстановку. А так же адаптируется такой ребенок гораздо дольше, чем ребенок активный. Но у медлительных детей есть свои преимущества. Как правило, они выполняют задания более тщательно, старательно, вдумчиво.

Конечно же, у каждого ребенка свои особенности, поэтому каждому нужен свой индивидуальный темп урока или занятия. Для медлительных и малоподвижных детей нельзя создавать стрессовую ситуацию, когда они не в силах успеть за предлагаемым темпом. При напряжении и сильном утомлении у них могут возникнуть невротические состояния. Невротический срыв в трудной ситуации может произойти у любого ребенка. При повторении травмирующих ситуаций возможно невротическое развитие личности ребенка.

Всем нам очень хочется успеха для наших детей. Мы болезненно реагируем на любую их неудачу, надеясь, что их минуют наши ошибки и просчеты. Но в наших силах дать им уверенность в себе. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким быть должно отношение к ребенку со стороны педагогов и родителей.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Для педагогов и родителей.

Проблема:

Младший школьный возраст. Демонстративные дети.

Демонстративным называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Необходимо отметить, что при неблагоприятном стечении обстоятельств загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в психическое заболевание – клиническую истерию.

Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду или школе они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот – если его просят не шуметь, он кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.

Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, пять раз в день меняя ему одежду, каждый раз подчеркивая, как она ему идет, и т.п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности.

Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др. Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.

Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения. Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка – отказ от общения с ним.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога.

Дошкольный и младший школьный возраст.

Как должны поступать родители, если в поведении ребенка

Появились отдельные невротические реакции?

Родители порой могут встретиться с такими болезненными нарушениями у детей, как заикание, тики, энурез (недержание мочи).

Если говорить о заикании, то испуги, на которые многие так любят ссылаться, не причина, а один из факторов выявления исходной или приобретенной нервной возбудимости, боязливости, беспокойства наряду со слабостью артикулярного (речевого) аппарата. Бывает, что заикание как общее нервное расстройство – следствие тяжелых родов, когда ребенок не смог из-за удушья сразу закричать, последующих осложнений на мозг при инфекционных заболеваниях, сотрясений и ушибов головного мозга. Определенное значение имеет недостаточная контактность, общительность, прежде всего у матерей, которая часто сочетается с внутренней возбудимостью, импульсивностью. Универсальным фактором развития заикания является несоответствие темпа словесных обращений родителей темпу мышления (внутренней речи) ребенка, а часто его темпераменту в целом. Например, быстрая в речи, стремительная в движениях и не способная ждать мать (с холерическим темпераментом) постоянно торопит ребенка, не обладающего этим темпераментом. Это вызывает общее нервное перенапряжение у ребенка, особенно если речь еще недостаточно отчетлива. Своими запинками, растягиваниями слов ребенок как бы возвращается в свой привычный, но уже поврежденный темп мышления и речи. Или медлительная от природы и неразговорчивая мать (с флегматическим темпераментом) непроизвольно ограничивает высокую речевую активность ребенка, не вступая лишний раз в контакт с ним. Тогда преобладают запинки в начале слов, на первых буквах. Ребенок быстро думает, но не может свободно выразить это словами. В рассмотренных ситуациях суть проблемы заключается в несоответствии обращений и требований психофизиологическим возможностям детей, и прежде всего их темпераменту.

При появлении заикания нельзя фиксировать на нем внимание, поправлять речь, заставлять ребенка говорить «по правилам». Это пока выше его сил. Не нужно спешить с обращением к логопеду, если достаточно отчетливо произносятся звуки. Искусственно задаваемый медленный темп речи может противоречить быстрому темпу мышления ребенка, если он холерик или даже сангвиник, что уже само по себе способно закрепить заикание на неопределенный срок. Главное, критически посмотреть на отношения в семье, собственную речь, привести ее в соответствие с темпом речи ребенка, устранить свою повышенную возбудимость, нетерпение, стремление контролировать каждый его шаг. Избегая чрезмерной интеллектуальной стимуляции, дать ему возможность спонтанно выражать свои мысли и эмоции, быть непосредственным в контактах. Следует также уделить внимание устранению страхов, если они беспокоят детей, препятствуют развитию общения, любознательности и активности. Необходимо активизировать игровую деятельность, в том числе проводить совместные игры, кукольные представления, драматизации историй, сочиненных и пересказанных детьми. «Таблеток от заикания» как таковых не существует. В случаях общей нервной ослабленности и остаточных нервных явлений медикаменты можно использовать, но обязательно под контролем врача. Выполняя данные рекомендации, вы создаете благоприятные условия для ослабления заикания по мере укрепления защитных сил организма ребенка.

Тики – непроизвольные, помимо воли, подергивания определенных групп мышц, чаще всего лица (частые моргания, наморщивания лба, гримасы, закатывание глазного яблока) или шмыгания носом, издавание звуков, кашля, попискивания, равно как и подергивания головой, шеей, плечами. Все это не дурные привычки, а достаточно серьезное болезненное расстройство нервной системы с последующим переходом возбуждения на мышцы. Причины тиков столь же разнообразны, как и заикания. Чаще тики встречаются у подвижных детей с холерическим темпераментом, когда они не могут выразить свою активность. Здесь и чрезмерные ограничения подвижности со стороны строгих, принципиальных и требовательных родителей, когда один из них – холерик, а другой – флегматик, и многое другое. Как и при заикании, не нужно заставлять детей бороться с тиками, «брать себя в руки», так как тики не подчиняются длительному волевому сдерживанию и постоянный контроль движений, из-за которого как раз они и возникли, способен только фиксировать их.

Энурез – ночное непроизвольное недержание мочи – чаще встречается у детей с флегматическим темпераментом, медлительных, неторопливых, «копуш», как говорят о них. Причина энурезов – прежде всего, чрезмерно интенсивная стимуляция ребенка со стороны родителей, без конца торопящих, подгоняющих и наказывающих за неисполнение их завышенных требований и ожиданий. Об энурезе как болезненном состоянии можно говорить, если непроизвольное недержание мочи бывает чаще, чем раз в неделю после 4 лет. Кроме того, причиной может быть физическое состояние ребенка, и, прежде чем пытаться высаживать ребенка ночью на горшок, надо проанализировать его состояние. Последнее далеко не безразлично для общего психического состояния ребенка, особенно если эта процедура дается ему нелегко, и он сопротивляется. Часто случается так, что первопричиной энуреза является именно нарушенный, патологически глубокий сон как проявление нервной ослабленности (невропатии). Поэтому, прежде всего, нужно укреплять нервную систему детей, а затем постепенно уменьшится и сойдет на нет энурез.

Заикание, тики, энурезы нередко сочетаются или дополняют друг друга. Причинами их возникновения являются:

Конституциональный фактор – предрасположение (нервность родителей и аналогичные нарушения по родственным линиям);

Общая нервная ослабленность, а также слабость артикулярного аппарата при заикании, психомоторной сферы при тиках, нарушенного биоритма сна при энурезе;

Неравномерность развития – временное ускорение одних психических функций и задержка других;

Проблемы в эмоциональном развитии – от излишней интеллектуализации воспитания при тиках и заикании, недостатка тепла и ухода при энурезе;

Психический стресс, обусловленный несоответствием требований и ожиданий родителей темпераменту детей;

Отсутствие стабилизирующей функции отца в семье (недостаточное участие, отсутствие) или чрезмерная пунктуальность, педантизм и строгость с его стороны;

Болезненный, непроизвольный характер психомоторных расстройств и их связь с состоянием нервной системы в целом.

При создании благоприятных условий в семье, отсутствии конфликтов, соответствии воспитания реальным психофизиологическим возможностям детей, постепенном укреплении их нервной системы все отмеченные расстройства проходят или заметно уменьшаются к началу младшего школьного возраста.

Предварительный просмотр:

Консультация психолога для родителей

Проблема:

Младший школьный возраст. Тревожат ли вас речевые

проблемы ребёнка?

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И так, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект - это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.


Мы всегда желаем для наших детей только лучшего, безусловно, любим и принимаем их. Но бывает так, что дети выходят из-под контроля, нарушается поведение, ухудшаются оценки, ребенок закрывается в себе и не слышит родителей. Кажется, будто ребенок отдаляется, и нам становится страшно от того, что мы не знаем, как помочь, как изменить ситуацию, начинаем винить себя.

Главная трудность заключается в том, что мы, взрослые, давно забыли, что значит быть детьми, как ребенок видит мир, как чувствует его. Мы уже давно выросли и те детские проблемы, что когда-то казались нам страшными и серьезными, стали для нас пустяком из прошлого. Но не стоит забывать о том, что детям любые проблемы и трудности кажутся более серьезными и судьбоносными, нежели нам.

Ребенок только начинает жить, он всему учится, набирается опыта и пока не умеет смотреть на трудности с разных позиций, глубоко анализировать себя, находить альтернативные варианты и делать правильные выводы. Да чего уж говорить, порой и мы, взрослые, не справляемся с подобной задачей. Именно поэтому родителям очень важно быть внимательными к своим детям, относиться к ним с терпением и пониманием, строить доверительные отношения.

К сожалению, взрослым не всегда хватает знаний, чтобы найти правильный подход к своему ребенку. В таких случаях родителям готовы помочь детские психологи.

Спектр трудностей, с которыми сталкиваются родители, достаточно широк, поэтому детские психологи – специалисты, обладающие знаниями и опытом в различных областях: детской психологии, психологии детско-родительских отношений, психологии развития, педагогической и возрастной психологии. Вы можете обратиться к специалисту с различными трудностями, начиная от непослушания и капризов и заканчивая серьезными нарушениями развития.

Детский психолог поможет прояснить возникшие трудности и их причины, даст профессиональные рекомендации, поможет выработать верную воспитательную стратегию и наладить детско-родительские отношения. Советы детского психолога помогут вам избежать множества трудностей, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания, а также помогут ребенку гармонично развиваться.

Очень важно и то, что советы психолога детям строятся с учетом особенностей возраста, а также ситуации развития ребенка. Вы можете написать специалисту и задать интересующие Вас вопросы, получить профессиональную рекомендацию. Если проблема более серьезная, Вы всегда можете обратиться к психологу через онлайн консультацию, либо при личной встрече. На страницах нашего сайта Вы также можете найти ответы на актуальные вопросы: в разделе «это интересно» представлены психологические статьи по разнообразным тематикам, советы психолога, психологические тесты, советы родителям. Подписавшись на наш сайт, Вы всегда будете иметь возможность в любое время связаться с нашими специалистами, получить психологическую поддержу и помощь.

Консультации специалистов

Консультация для родителей.

Консультации для родителей: наши специалисты всегда готовы прийти на помощь!

Воспитывать ребенка – это всегда непросто, и ни одному родителю не бывает легко. Если вам говорят обратное, не верьте! Нужно понимать, что попадать в тупик, срываться, оказываться на грани отчаяния, сомневаться, бояться неправильно повести себя по отношению к ребенку – это нормально, так же нормально, как и просить помощи у специалиста! На этой странице мы предлагаем каждому желающему возможность получить бесплатную онлайн-консультацию психолога, юриста, специалистов по профориентации и детской безопасности, а также эксперта в области ЕГЭ. Оставить свой вопрос вы можете в любое время, и наши специалисты на него обязательно ответят. Мы не разглашаем личные данные наших читателей и гарантируем полную анонимность и конфиденциальность.

Как получить консультацию для родителей?

Все очень просто. Вы видите перед собой форму, которую нужно заполнить, чтобы получить консультации для родителей:

    Укажите свое имя, чтобы специалист знал, как к вам обращаться!

    Обязательно вставьте свой актуальный адрес электронной почты, чтобы мы могли с вами оперативно связаться и оповестить об ответе.

    Для педагогов и психологов, чтобы полнее разобраться в вопросе, важен возраст вашего ребенка, поэтому обязательно укажите и его.

    Выберите свой регион проживания. Это необходимо для того, чтобы юристы могли сослаться на законы, применяемые непосредственно в вашем регионе, а психологи учесть географические особенности воспитания ребенка.

    Наконец, сформулируйте свой вопрос. Постарайтесь указать все важные детали и моменты, так как от этого напрямую зависит полнота ответа! Чем подробнее вы опишите свою ситуацию, тем полнее будут рекомендации нашего специалиста. Важно понимать, что не всегда можно решить проблему путем онлайн-общения, поэтому специалист может посоветовать вам обратиться за очной консультацией. Для таких случаев на нашем портале есть карта с адресами всех бесплатных служб оказания психологической помощи.

Особенности консультирования

    Консультации психолога и других специалистов для родителей на нашем сайте проводятся бесплатно.

    Вы можете видеть, какие именно специалисты будут отвечать на ваши вопросы. Все психологи являются практикующими и имеют большой опыт как очной, так и заочной работы с детьми и родителями.

    Все наши психологи компетентны в большинстве вопросов воспитания, специализируются на проблемах подростков, психологии дошкольников и младших школьников, детско-родительских и внутрисемейных отношениях, а также на вопросах, связанных с половым воспитанием детей и подростков.

    Мы гарантируем полную анонимность. Ваши данные не будут переданы третьим лицам. Мы никогда не нарушаем эти условия и оправдываем доверие своих пользователей.

Похожие публикации