Родительская гостиная практикум. "Родительская гостинная"

Чемаева Мария Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №4 "черемушки"
Населённый пункт: г.Инза Ульяновской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа "Детско-родительские отношения" в рамках родительского клуба "Родительская гостиная"
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Рабочая программа

«Детско-родительские отношения»

в рамках родительского клуба

«Родительская гостиная»

Пояснительная записка.
Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей. Я. Корчак Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Ведущее значение в системе отношений ребёнка дошкольного возраста с окружающими людьми имеют отношения с взрослыми, в процессе общения с которыми происходит усвоение опыта накопленного предшествующими поколениями. Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого. Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны. Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Цель программы: способствование гармоничному развитию ребёнка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы «ребенок- родитель-педагог». Задачи программы:
- создание обстановки психологического комфорта и знание индивидуально- личностных особенностей каждого ребенка, педагогов, родителей, а также особенностей внутрисемейных отношений; - формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в образовательный процесс; - реализация системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка. Сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из потенциальных возможно стей детей. В центре находится лично сть ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги. Благоприятное взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует гармоничному развитию личности, сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ. К наиболее ценным качествам личности относятся следующие качества гармоничного развития личности ребенка: - умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия; - принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих возможностей; - принятие других людей, осознание ценности каждого; - стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации. Среди традиционных форм организации общения с педагогами и родителями выделены следующие: наглядно-информационные, познавательные, информационно-аналитические, досуговые (т.е. ознакомительные, просветительские, семинары-практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, «почтовый ящик», выпуск газет). В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие системы «ребенок-родитель-педагог», которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Данная программа имеет следующую структуру: планирование психологической работы, интерактивные формы работы с детьми, родителями, педагогами, рекомендации для реализации основных направлений развития. Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и семьи неотъемлемыми участниками медико-психолого-педагогического консилиума являются родители. Формы работы, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие:
- диагностика психического развития детей; - профилактика отклонений психического развития; - разработка рекомендаций; - определение оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей. Таким образом, необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, диалог на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка. Программа может быть использована педагогом-психологом как дополнительное образование (бесплатная и платная основа) и как формирующая часть реализации основной рабочей программы. Взаимодействие
Психологическая неделя

«Основы гармоничного развития личности»
Действия взрослого подхватываются ребенком Активное слушание- резонанс, где слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя Взрослые и дети действуют вместе, активно слушают себя и друг друга Действия ребенка получают одобрения взрослого, вызывая желание действовать еще и еще
«Ребенок -

родитель -

педагог»

Одним из основных практико-ориентированных мероприятий в нашем дошкольном образовательном учреждении мы считаем, что это организация психологической недели. В связи с этим взаимодействие с участниками воспитательно- образовательного процесса строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами: - высокий профессионализм; - доброжелательность и уважение к педагогам, родителям и их детям; - обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности; - мотивирование участников воспитательно-образовательного процесса к взаимодействию с психологом различными способами; - системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, в их сотрудничестве на всех ступенях дошкольного воспитания детей; - приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арттерапии, сказкотерапии и т.п.). В течение этой недели идет целостная работа с детьми, родителями, педагогами для реализации поставленной цели. Например, психологическая неделя, целью которой является расширение знаний о влиянии психических состояний человека на его эмоциональную сферу. Организация психологической недели направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. В течение этого времени с каждой категорией проводится целый комплекс мероприятий, направленных на осуществление поставленных задач: - консультации с родителями и педагогами; - беседы с детьми; - семинары-практикумы для родителей; - занятия с элементами тренинга; релаксационные упражнения; - практические занятия с родителями; - конкурс рисунков; - деловые игры для педагогов; - опрос детей, родителей и педагогов. Каждый день посвящен определенной тематике. План работы психологической недели.
Организация психологической недели. № п/п Мероприятия Примечание 1. Работа с детьми. Конкурс рисунков «Я и моя семья». Все группы Опрос детей: «С каким настроением Вы пришли в д/с?». Все группы Организация сюжетно-ролевых игр «Радужная игра – это мой мир». Старшая группа «Тропинка к своему Я». Подготовительная группа 2. Работа с родителями. Тренинговое занятие «Я и мой ребенок». Совместное занятие родителей и детей Опрос родителей: «С каким настроением Вы пришли в д/с?». Тренинговое занятие «Общение между взрослыми и детьми». Семинар-практикум «Основы родительской мудрости». 3. Работа с педагогами. Опрос педагогов: «С каким настроением Вы пришли в д/с?». Педагоги «Гармоничное развитие личности педагога» «Саморегуляция эмоционального состояния» Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения; повышения тонуса.
Понедельник – «День семьи»: Конкурс рисунков «Я и моя семья» Цель: развитие у детей творческих способностей. Детям предлагается нарисовать свою семью. «Я и мой ребенок» Цель: оптимизация детско-родительских отношений; развитие коммуникативных навыков. «Мы стоим рука в руке». Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуем друг друга нетрадиционным способом, проговаривая следующие слова: Мы стоим рука в руке, Вместе мы – большая лента (большой круг), Можем мы большими быть (руки поднимают вверх), Можем маленькими стать (приседают), Но никто один не будет (возвращаются в и.п.). «Клубочек». Цель: развивает коммуникативные навыки, способствует общению друг с другом. Ведущий держит в руках клубочек, обматывает кончик нитки вокруг пальца и задает вопрос кому-то из участников, бросив ему клубок. Инструкция: Каждый из вас должен обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубочек другому, ответив на мой вопрос. Вопросы для родителей: Вопросы для детей: - Какой ваш любимый цвет? - Какой твой любимый мультфильм? - Что Вы любите готовить? - Какая твоя любимая сказка? - Какое у вас любимое животное? - Где любишь отдыхать? Прощание «Я желаю отличного настроения». Вторник – «День радуги»: Опрос детей, родителей и педагогов: «С каким настроением Вы пришли в д/с?» Организация сюжетно-ролевых игр «Радужная игра – это мой мир». Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи. Игра «Назови ласково». Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют. Рисование. Автопортрет. Прощание «Я желаю отличного настроения». Среда – «Общение между взрослыми и детьми»:
Тренинговое занятие «Общение между взрослыми и детьми» Цель: развитие коммуникативных навыков; формирование умения слушать себя и друг друга. «Дошкольник в эпитетах». Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться. «Радость общения с ребенком». Мне нравится общаться с детьми, потому что… Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что… Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям. «Гармоничное развитие личности педагога» Цель: накопление эмоционально-положительного опыта; снижение негативных переживаний. Графическая методика «Четыре персонажа». Инструкция: «Изобразите себя в образах четырех персонажей – растения, животного, неодушевленного предмета и человека» (см. Приложение 1). Упражнение на дыхание «Воздушный шарик». См. Приложение 1. Четверг – «День эмоций»: «Тропинка к своему Я» Цель: овладение элементами самопознания»; «Я»-ценность, как условие для лучшего понимание окружающего мира. «Саморегуляция эмоционального состояния» Цель: развитие способности разбираться в своих чувствах; ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния. - Телесно-ориентированное упражнение «Погода». Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры. - «Передача энергии». Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине. Поместите энергию справа. Ощутите ее воздействие на левую половину тела. Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову. Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу. Вопросы к участникам: удалось вам представить источник вашей энергии? В каком виде вы ее представили? Чувствовали вы ее воздействие на ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас? Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии. 3. Подведение итогов работы. Пятница – «День радости»: Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения; повышения тонуса. Упражнение «Карусель общения». Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия. Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим. - “Я люблю…”; - “Меня радует…”; - “Мне грустно когда…”; - “Я сержусь, когда… ”; - “Я горжусь собой, когда…”. Упражнение «Наши ожидания». Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке) Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг) Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад. То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Упражнение «Дождик». Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Клуб «Родительская гостиная»

(работа с педагогами)
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и родителей, ведущими участниками являются педагоги. Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика личностных особенностей, консультирование, психопрофилактика и т.д. С целью повышения психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов: семинар-практикум, тренинг, метод «мозгового штурма», деловая игра, круглый стол, беседа. Необходимо также включать и такие виды работы, которые способствовали бы улучшению эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эффективными являются релаксационные паузы. Одним из эффективных форм работы с педагогами я считаю – это организация клуба «Родительская гостиная». Цель клуба: осознание педагогами своей индивидуальности. Задачи: 1. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе; 2. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; 3. Снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния; 4. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможно стей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия. Таким образом, психологическая наука предлагает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой
работы с педагогами. Важно выбрать из них адекватные целям и потребностям конкретной группы людей – педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальнейшую работу. План работы клуба «Родительская гостиная» Этапы взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог» № п/п Тематика Мероприятия 1 «Перспективы нашего коллектива» Тест «Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе. Упражнения для сплочения коллектива. 2 «Эмоции и чувства». Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» Деловая игра «Эмоции и чувства» 3 «Как сохранить психическое здоровье?» Консультация с практическими элементами «Как сохранить психическое здоровье женщины?» «Здоровый ребенок – здоровый педагог: психологический аспект». 4 «Стресс надо победить!» Стресс и его особенности. Упражнения для снятия стресса. Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему м е ж д у р од и т е л я м и и в о с п и т а т е л я м и складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

путем развития основных компонентов эмоциональной сферы детей.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Наименование тем Всего часов Форма контроля
Диагностика уровня развития эмоцио- нальной сферы 4 часа Выявление уровня развития эмоциональной сферы Тема: «Обида» 1 ч. Метод наблюдения Тема: «Радость» 1 ч. Метод наблюдения Тема: «Страх» 1 ч. Метод наблюдения Тема: «Злость» 30 мин. Метод наблюдения Тема: «Сопережива- ние, сочувствие» 1 ч. Метод наблюдения Тема: «Удивление» 30 мин. Метод наблюдения Тема: «Опасность» 1 ч. Метод наблюдения Тема: «Любовь» 30 мин. Метод наблюдения Тема: «Доброта» 1 ч. Метод наблюдения Тема: «Фантазия» 30 мин. Метод наблюдения Контрольная диагностика 4 ч. Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики Список используемой литературы: 1.Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренингов «Невероятные годы» // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 42-63. 2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с. 3.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. 4.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова.- Изд. 2-е.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 568.
5.Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – Спб.: Речь, 2006. – 128 с. 6.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с. 7.Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с. 8.Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 176 с. Приложение 1. Упражнение «Воздушный шарик» Психолог: «Сейчас попробуем сделать упражнение. Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая – на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются».
Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, развивает внимание, мышление. Приложение 2. Тест «Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе. Баллы
Характеристика атмосферы в коллективе Характеристика атмосферы в коллективе 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружелюбие Враждебность Согласие Несогласие Удовлетворенность Неудовлетворенность Продуктивность Непродуктивность Теплота Холодность Сотрудничество Рассогласованность Взаимоподдержка Недоброжелатель- ность Увлеченность Равнодушие Занимательность Скука Успешность Безуспешность Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 (положительная) до 80 баллов (отрицательная оценка). Психологическая атмосфера неблагоприятная – 60-80 баллов. Если ситуация не критичная, то можно провести тренинг.

Место проживания – Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский

Название учебного заведения – МОУ СОШ №2 им. В.А. Орлова

Дисциплина - психология

Тема мероприятия: Детско – родительская встреча «Семейная гостиная»

Класс: 6-7 класс

Продолжительность мероприятия – 1,5 часа

Детско-родительская встреча Семейная гостиная

Пояснительная записка

Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими. Правильно построенные отношения с ребенком помогают родителям успешно решать сложные внутренние проблемы, волнующие их и ребенка. Детско-родительские встречи дают участникам новый опыт общения, позволяют увидеть, как строятся отношения в других семьях, помогают детям и родителям иначе взглянуть на свои отношения, стать ближе друг к другу и найти точки соприкосновения. Данное мероприятие позволяет решить следующие задачи:

    Показать ценность семьи для каждого человека, как жизненной опоры и поддержки

    расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;

    Создать условия для продуктивного общения между родителем и ребёнком, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;

Возраст : учащиеся 6-7 класс

Форма проведения: тренинг, игра.

Оборудование и оформление:

    В центре класса стулья расставлены кругом по числу участников;

    За кругом расположены три-четыре стола для творческой работы во второй части собрания, на которых находятся необходимые материалы: ножницы, клей, белая и цветная бумага, краски, кисти, фломастеры

    3-4 картонные коробки среднего размера, верхняя часть заранее склеивается в виде крыши (это будущие дома)

    Ширма, 4 сигнальных карточки (две красного и две синего цвета)

    На доске плакат «Семейная гостиная», можно оформить доску рисунками детей на тему «моя семья» или «счастливый день моей семьи». Я использую рисунки, оставшиеся от работы с ребятами 8-9 классов «Образ моей семьи» (на что похожа моя семья?)

    Музыкальное сопровождение (можно использовать детские песенки)

    Бейджики для участников.

План проведения мероприятия

1. подготовка классной комнаты и всех необходимых материалов

2. Встреча участников, рассаживание в круг

3. Приветствие. Сообщение темы и цели встречи.

4. Работа в круге (мини-тренинг)

5. Проведение семейной игры.

6. Выполнение творческого задания в группах.

7. Рефлексия встречи

Ход встречи.

1. Приветствие. Сообщение темы и цели встречи.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители, и еще раз здравствуйте ребята. Наша сегодняшняя встреча называется «Семейная гостиная». А что такое семейная гостиная? Это место, где собирается вся семья вечером или в выходные дни. Когда можно обсудить какие-то вопросы, рассказать о чём-то радостном, или просто пообщаться и посмеяться. Вот и сегодня на нашей встрече мы с вами будем создавать атмосферу тепла, уюта, понимания. Я думаю, у нас всё получится.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

2. «Незаконченные предложения»

Ведущий: Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?

Готовясь к собранию, очень хотелось узнать мнение мальчиков и девочек, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах. Ребятам было предложено закончить следующие предложения

1. Семья - это…

2. Мои родители - это…

3. Свет в окнах моего дома - это…

4. Радость в моей семье - это…

5. Горе в моей семье - это…

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

Сейчас я прочту вам обобщённые ответы детей. А взрослых попрошу внимательно послушать и ответить, какие чувства у вас возникли, о чём подумалось (зачитываются обобщённые ответы детей). Затем родители по кругу делятся своими мыслями, чувствами по поводу услышанного.

3. Упражнение «Комплимент»

Ведущий: Способность любить и потребность быть любимым есть у каждого человека и очень важно не дать угаснуть этой способности, а напротив, позволить ей вырасти и развиваться. У каждого из нас есть эмоциональный резервуар, который пополняется эмоциями и чувствами, получаемыми от наших близких. Этот резервуар пополняется по мере того, как мы получаем подтверждение любви и заботы. Этот резервуар обеспечивает нам эмоциональный комфорт, стабильность, чувство защищенности и уверенности. Взрослый человек наполняет этот резервуар через общение со своими родителями, супругом и детьми. Но не только мы, но и наши близкие обладают эмоциональным резервуаром. Наша искренняя забота, внимание, любовь к близким наполняют их эмоциональный резервуар и сохраняют их психологический комфорт.

Сейчас мы с вами будем наполнять эмоциональный резервуар наших близких.

Это самый волнующий момент занятия, так как родителям и детям необходимо обменяться комплиментами. Например, каждый заканчивает предложение:

«Моя мама (мой папа)...» или «Моя дочь (мой сын)...».

Ведущий: это очень важно, не просто любить, а ещё и выражать свою любовь.

4. Семейная игра.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем поучаствовать в увлекательной семейной игре.

Все детско-родительские пары делятся на три группы и рассаживаются вокруг столов.

Сначала участникам предлагается собрать из разрезанных частей символ любви, тепла, домашнего очага (сердце). Победившая команда награждается аплодисментами участников. В процессе игры отсутствует момент соревнований и подсчёт очков. Это не ставится целью игры. Каждый раз в конкурсе победителей награждаем аплодисментами и словами поддержки.

Конкурс «Если бы я был…»

Описание задания.

В каждой творческой группе необходимо выбрать одну семью для участия в конкурсе. Работа с каждой семьёй идёт поочерёдно. Родителю предлагается выйти из класса, а ребёнок отвечает на 4 вопроса, имеющие варианты ответа (карточки с вопросами даны в приложении № 1). Затем родитель возвращается в класс и ему нужно предположить, какие варианты ответа выбрал ребёнок. Детско-родительская пара награждается аплодисментами в знак поддержки, если не совсем хорошо удалось справиться с заданием, либо в знак одобрения за большое количество совпадений. Задание вызывает много положительных эмоций. Также даёт возможность увидеть, в каких семьях родители знают и чувствуют своего ребёнка.

Конкурс «Вопросы- Ответы»

Описание задания.

Для этого конкурса выбираются 3 детско-родительские пары. Пары участвуют в конкурсе по очереди. Для конкурса необходима ширма и сигнальные карточки синего и красного цветов. Родитель и ребёнок встают по разные стороны ширмы, но так что оба видны зрителям. Каждый получает сигнальные карточки двух цветов. Ведущий задаёт вопросы, касающиеся то ребёнка, то родителя. Отвечать необходимо с помощью сигнальных карточек («да» - синяя карточка, «нет» - красная карточка).

Вопросы для конкурса даны в приложении № 2. Подсчитывается число совпадений ответов. Детско-родительская пара награждается аплодисментами участников.

Творческое задание «Дом моей мечты» (работа в группах)

Ведущий: Посмотрите, у меня есть дома (демонстрирует участникам дома склеенные из коробок). Они все одинаковые, серые и безликие. Я предлагаю вам сейчас «построить дом своей мечты». Используя все материалы для творчества, оживить эти дома, и подумать, кто бы мог жить в этом доме, для кого он.

Время на работу: 20-25 минут.

Примечание: процесс изготовления «домов» оказывается очень увлекательным как для взрослых, так и для детей. Они проявляют большую выдумку и фантазию. Ребята прямо на ходу сочиняют стихи о своих домах.

После завершения работы, группы представляют свои дома, как правило, это делают ребята, сопровождая свои представления стихами собственного сочинения.

5. Рефлексия встречи

И закончить нашу встречу мне хочется следующими строчками.

Свет в окне – я хочу,

Чтобы он не гас.

Свет в окне – свет

Тревожных любимых глаз!

Свет в окне – чередою бегут года!

Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!

Спасибо за работу.

Приложение № 1

Карточка №1.

1. Если бы я был (а) книгой, то я бы был… (словарём, детективом, энциклопедией, учебником)

2. Если бы я был (а) животным, то я бы был… (лисой, львом, зайцем, слоном)

4. Какой праздник тебе нравится больше всего? (Новый год, день рождения, день смеха, окончание учебного года)

Карточка № 2.

1. Если бы я был (а) погодой, то я был бы …(грозой, солнечным днём, лёгким ветром, ураганом)

2. Если бы я был (а) деревом, то я был бы… (берёзкой, дубом, елью, пальмой)

3. В какой кружок предпочёл (предпочла) бы записаться? (шахматы, спортивная гимнастика, танцы, фехтование)

4. Собаку какой породы хотел бы завести? (овчарку, лайку, таксу, бульдога)

Карточка № 3.

1. Если бы я был(а) музыкальным инструментом, то я был(а)…(скрипкой, барабаном, гармошкой, гитарой)

2. если бы я был птицей, то я бы был(а)… (коршуном, синичкой, попугаем, снегирём)

3. Где бы ты предпочёл (предпочла) отдохнуть в летние каникулы? (на море, в горах, в деревне, в большом городе)

4. Какие передачи предпочитаешь смотреть? (развлекательные, познавательные, детективные фильмы)

Приложение № 2.

Карточка №1.

    Будет ли ругать мама, если ты порвёшь одежду?

    Это правда, что (имя) вчера получил (а) двойку по математике?

    Нравится ли маме её работа?

    Правда ли, что (имя) поссорился со своим лучшим другом (подругой)?

    Болела ли у мамы вчера голова?

    Любимый школьный предмет (имя) информатика?

    Мама очень любит классическую музыку.

    (Имя) мечтает в будущем стать врачом.

    Любимый фильм мамы «Ирония судьбы или с лёгким паром»

    (Имя) терпеть не может долго ждать.

Карточка № 2.

    Мама в детстве мечтала стать артисткой.

    Любимое животное (имя) – собака?

    Любимый цвет мамы – красный.

    Особенно хорошо (имя) умеет рисовать лошадей.

    Любимая сладость мамы – мармелад.

    (Имя) легко найдёт общий язык с незнакомым сверстником.

    Позволит ли мама досмотреть интересное кино, если уже будет поздний час?

    (Имя) очень интересует футбол.

    Лучший отдых для мамы – это выезд на природу.

    Любимый мультфильм (имя) – «Простоквашино».

Карточка № 3.

    Любимая ягода мамы – малина?

    (Имя) мечтает заняться фехтованием (бальными танцами).

    Мама верит в приметы?

    Любимый актёр (имя) Брюс Ли?

    Мама любит петь.

    Любимый школьный предмет (имя) – физкультура.

    Из цветов, мама любит розы.

    На обложке дневника (Имя) нарисована спортивная машина (известная певица).

    Мама больше любит делать уборку, чем готовить еду.

    У (имя) есть друзья в другом населённом пункте.

Список литературы

1. http://shepelenko.ucoz.ru/blog/roditelskoe_sobranie_quot_semja_glaza_v_glaza

2. А. Джон «Ландшафт детской души»

3. К. Росс «Как на самом деле любить детей»

4. А. Баркан «Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребёнка»

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

Федеральный государственный стандарт для педагога является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и становлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальности и необходимой помощи при нарушениях развития.

В ФГОС говорится, что работа, проводимая с родителями должна быть индивидуальной, учитывать социальный статус, «настроения в семье», требования родителей к воспитанию и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.

Семья и детский сад — два кита,на которых строит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии. Как же изменить такое положение? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое поле для развития ребенка в семье и детском саду?

Существуют следующие направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением:

1. Познавательное;
2. Досуговое;
3. Информационно-аналитическое;
4. Наглядно-информационное.

Существуют традиционные и не традиционные формы проведения родительских собраний.

Традиционные формы, такие как: классические родительские собрания, беседы, консультации, работа с родительским комитетом, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей – педагоги используют ежедневно в своей деятельности. Однако, в современных условиях, этих форм взаимодействия недостаточно для полноценного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй, поэтому существуют и нетрадиционные формы взаимодействия.

К ним относятся:
1. Взаимодействие по средствам интернет-технологий (сайты детского сада, личные блоги воспитателей, рассылка информации с помощью электронной почты и т.д.)
2. Проведение мастер-классов для родителей;
3. Выпуск семейных газет;
4. Фотовыставки;
5. Круглые столы
6. Педагогическая гостиная.

В нашем детском саду активно используется такая нетрадиционная форма работы с родителями как педагогическая гостиная.

Педагогическая гостиная - специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов ДОУ (логопед, психолог, мед.сестра), родителей и воспитанников.

Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по–новому взаимодействовать с детьми, учитывая консультации оказываемые педагогами.

Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать индивидуальность ребенка с помощью родителей, при их активном участии.

Подготовка к организации педагогической гостиной начинается с определения темы, например:
«Знаешь ли ты своего ребенка?»
«Наш друг-книга»
«Играют дети — играем вместе»
«Наша дружная семья»
«Охрана жизни и здоровья ребенка»

«Я заканчиваю ясли, поступаю в детский сад» — так звучала тема одной из наиболее интересных (по мнению родителей) педагогических гостиных, проводимых в нашем детском саду.

Нами были созданы приглашения для родителей, в которых анонсировалось данное мероприятие, для того чтобы заинтересовать родителей.

Выступали логопед и психолог с консультацией «После трех уже поздно». Родители могли получить и индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам.. Затем выступали воспитатели с подведением итогов первого года в ДОУ. Для посвящения в ряды детского сада родителям был торжественно вручен «Кодекс настоящего родителя» и произнесена «Клятва родителя».

Клятва родителей

Клянетесь ли вы:
Любить «Березку» так же, как мы?
Приводить детей на занятия в любую погоду: мороз, слякоть, жару?
С уважением относиться к своим детям, любить ребенка не за хорошее поведение, а за то, что он ваш единственный и неповторимый?
Активно участвовать во всех наших праздниках, собраниях?
Поддерживать атмосферу добра, любви?

Затем проходило торжественное награждение родителей в различных номинациях:
Самые отзывчивые
Самые ответственные
Самые активные
Самые приветливые
Самые доброжелательные
За умение дружить

Наградой служили памятные грамоты, созданные детьми, с помощью воспитателя.
Для родителей был организован мини-концерт с участием детей. И в заключении был представлен вниманию родителей видео фильм о жизни группы за прошедший год.

Преимуществом этой системы взаимодействия ДОУ с семьёй является:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
Учет индивидуальности ребенка;
Укрепление внутри семейных связей;
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.


«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение о клубе «Семейная гостиная»

ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение временного пребывания

1. Общие положения.

1.1. Клуб «Семейная гостиная» является структурным подразделением комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг на встречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности социально-психолого-педагогической работы отделения временного пребывания, объединяющих родителей общими интересами, к общению друг с другом, к сотрудничеству с педагогами, специалистами по работе с семьей.

1.3. Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность за счет бюджетных средств учреждения на основании Устава ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

1.4. Клуб «Семейная гостиная» создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Администрации ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

2.2. Задачи:

3. Управление Клубом «Семейная гостиная».

3.1. Общее руководство Клубом «Семейная гостиная» осуществляется Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

3.2. Руководство деятельностью Клуба «Семейная гостиная» осуществляют руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

3.3. Органом коллективного управления Клубом «Семейная гостиная» является общее собрание Клуба.

3.4. Ответственность за содержание деятельности Клуба «Семейная гостиная» несет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

4. Материальная и финансовая база Клуба «Семейная гостиная».

4.1. Помещение, оборудование, мебель для работы Клуба «Семейная гостиная» предоставляет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

4.2. Руководители Клуба «Семейная гостиная» несут ответственность за сохранность предоставленных материальных ценностей, за соблюдение установленного Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» порядка и режима работы.

4.3. Финансовая поддержка Клуба «Семейная гостиная» обеспечивается Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и спонсорской помощью.

Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная»

Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

Задачи:

    оказание психолого-педагогической помощи родителям;

    пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

    повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;

    развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;

    обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Условия реализации Клуба

Место проведения – ГБУ КО СРЦН «Ровесник»

Сроки реализации – Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение реабилитации несовершеннолетних воспитанников отделения. Запланировано 6 тематических встреч, но по запросу родителей могут быть дополнительные заседания.

Время – Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Оборудование – комната психологической разгрузки, коврики, кресла, столики, доска.

Материалы и инструменты – магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Количество участников – 5-10 человек.

Содержание программы

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:

    позитивный настрой;

    отсутствие назидательности и нравоучений;

    «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются зав.отделением, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, мед.персонал, инструктор по физ-ре и ЛФК.

Работа Клуба «Семейная гостиная» реализуется в рамках комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг навстречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако возможности Клуба достаточно широки, предложенную структуру, методы и формы можно использовать как отдельное направление в работе с родителями.

Содержание заседаний Родительского Клуба «Семейная гостиная»

Тема заседания №1 – «Наши дети» ( )

Цель

Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.

Практическая часть

В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

2) ролевые игры;

Обратная связь

Возможные формы организации:

2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»

3) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №2 – «Мама, папа, я – вместе мы здоровая семья»

Цель

Активное включение родителей и детей в содружество «врач-педагог-семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха.

Практическая часть

В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

«Весёлые эстафеты»

Обратная связь

Возможные формы организации:

1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»;

2) буклет «Сохраним главное…»;

4) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №3 – «Я родитель, а это значит»

Цель

Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Ознакомление с родительскими обязанностями и правами ребенка, с видами жестокого обращения и насилия несовершеннолетних детей, для обсуждения предлагаются тезисы, позволяющие родителям «проанализировать и протестировать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания.

Практическая часть

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации: интеллектуальные соревнования «Права и обязанности».

Обратная связь

Возможные формы организации:

буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!»

вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №4 – «Рецепт счастья – «Большая семья – большая радость»

Цель

Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

«совместное рисование»;

общий танец в круге, хороводы и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

Тема заседания №5 – «Мы вместе» ( )

Цель

Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества больших семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнивания». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

«шумовой оркестр»;

общий танец в круге, хороводы;

совместное пение под караоке и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

анкета о работе Клуба «Счастливая семья»

пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Тема заседания №6 – «Семейные ценности» ( )

Цель

Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.

Практическая часть

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

танцевальные и вокальные номера;

совместное пение под караоке и торжественное чаепитие.

Обратная связь

Возможные формы организации:

анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»

пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Литература:

    Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.

    Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.

    Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.

    Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.

    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.

    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.

    Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.

    Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.

    Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.

Похожие публикации