Спортивная форма – это одежда, обязательная для спортсменов, но любимая всеми. Спортивный костюм Как появилась спортивная одежда

Спортивный костюм

"...А. Спортивные костюмы, то есть трикотажные изделия из двух предметов, без подкладки, но иногда с ворсованной внутренней поверхностью (начесом), по своему общему виду и характеру материала предназначенные для ношения исключительно или в основном во время спортивных занятий.

Спортивные костюмы состоят из двух предметов, а именно:

Первый предмет одежды предназначен для верхней части тела и доходит до талии или несколько ниже. Эта одежда с длинными рукавами с эластичными манжетами или манжетами ластичного переплетения, застежками-молниями или другими стягивающими элементами на манжетах. Аналогичные стягивающие детали, включая тесемки, обычно расположены в нижней части этой одежды. Если спереди имеется разрез, начинающийся от горловины и проходящий по всей длине изделия или только его части, то обычно вшивается застежка-молния; изделия могут быть снабжены капюшоном, воротником и карманами или эти детали могут отсутствовать;

Второй предмет одежды - , могут быть облегающими или свободными, с карманами или без таковых, с эластичным поясом, с затягивающей тесемкой или другим приспособлением для стягивания одежды на талии, без разреза на талии и поэтому без пуговиц или другой застежки. Однако такие брюки могут иметь манжеты ластичного переплетения или эластичные, застежки-молнии или другие приспособления для стягивания нижних частей штанин, которые обычно находятся на уровне щиколоток. Кроме того, брюки могут иметь или не иметь штрипки..."

Источник:

"Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)" (Том 3. Разделы IX - XIII. Группы 44 - 70)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Спортивный костюм" в других словарях:

    спортивный костюм - сущ., кол во синонимов: 2 трико (10) трикошка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    спортивный костюм - sporto kostiumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Speciali puošni apranga, susidedanti iš kelnių ir švarko arba sijono ir švarko, kartais dar liemenės. Dėvima oficialių asmenų ir sportininkų per prestižines varžybas (Europos,… … Sporto terminų žodynas

    спортивный - прил., употр. сравн. часто Морфология: спортивен, спортивна, спортивно, спортивны; спортивнее; нар. по спортивному, спортивно 1. Спортивным называют то, что относится к организации занятий спортом. Спортивное мероприятие, соревнование, состязание … Толковый словарь Дмитриева

    СПОРТИВНЫЙ - СПОРТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. см. спорт. 2. С качествами, внешностью спортсмена, такой, как у спортсменов. Спортивная фигура. С. юноша. Костюм спортивного покроя. | сущ. спортивность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    спортивный - ая, ое; вен, вна, вно. 1. к Спорт. С. разряд. С ая литература. С ые игры. С ое мастерство. С ая площадка. С. костюм. С. инвентарь. 2. Имеющий качества, внешность спортсмена. С. юноша. // Такой, как у человека, занимающегося спортом. Юноша… … Энциклопедический словарь

    спортивный - ая, ое; вен, вна, вно. 1) к спорт Спорти/вный разряд. С ая литература. С ые игры. С ое мастерство. С ая площадка. Спорти/вный костюм … Словарь многих выражений

    костюм - а; м. [франц. costume] 1. Одежда, платье. Рабочий к. Домашний к. Купальный к. Спортивный к. Национальный к. Выставка костюма. 2. Верхнее платье, состоящее из пиджака, брюк, иногда жилета (у мужчин) или жакета и юбки или брюк (у женщин). Брючный к … Энциклопедический словарь

    костюм - а; м. (франц. costume) см. тж. костюмчик, костюмный 1) Одежда, платье. Рабочий костю/м. Домашний костю/м. Купальный костю/м … Словарь многих выражений

    Виват, Россия! - Открытый Международный Турнир по спортивным танцам «Виват, Россия!» Танцевальный турнир Место проведения Сочи Россия Площадка концертный зал «Фестивальный» Страны участники Россия, Армения, Болгария, Беларусь, Хорватия, Чехия, Эстония,… … Википедия

    Эми Вонг - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Спортивный стиль одежды в последнее время очень популярен. Среди его характеристик выделяется особенная практичность и свобода движений. При этом вещи обладают отделкой, которая свойственна направлению.

Спортивный стиль отличается от других, а можно прочитать статью о модных бабушках.

Одежда

В этом направлении преобладают футболки. Также актуальны топы просторного кроя. Среди широкого изобилия одежды можно выделить толстовки, водолазки, различные футболки, джемпера прямого кроя.

Верхняя часть одежды отличается разнообразием видов горловины. Это может быть капюшон, стойки или ворот гольф.

Преобладают теннисные юбки легинсы, шорты широкого покроя, и платья из хлопка. Стоит отметить, что брюки встречаются чаще юбок, при этом на них отсутствует стрелки, но есть накладные карманы.

Для юбок или платьев характерна длина миди или мини с односторонними складками.

Для курток также характерен свободный крой. Это правило касается ветровок парок, пуховиков. Куртки имеют карманы на кнопках или молнии. Среди курток популярны анораки.

Также можно встретить куртки с разными видами застежек или без них. Такие модели надевают через голову. Для лета можно подобрать легкие куртки с капюшоном.

Особенности кроя

Для спортивного стиля характерны обтягивающие вещи. Это водолазки, легинсы, трапециевидные полуприлегающие или прямые модели. Чаще всего вещи свободного силуэта.

Если говорить о жакетах или пиджаках, не допускаются приталенные фасоны. Чтобы подчеркнуть талию можно использовать пояс или шнурок на кулиске. Такой вариант подходит и для платьев.

Идеальный комплект будет из узких облегающих вещей или моделей свободного покроя. Таким образом, не будет создаваться ощущение, что сейчас нужно отправляться на тренировку. К примеру, удачным сочетанием является водолазка с широкими брюками или просторная майка с легинсами.

Цветовая гамма

Нельзя утверждать, что это направление тяготеет к определённым цветом. Оно допускает сочетание контрастных или неоновых цветов. Многие годы подряд актуальным является белый, с которым можно сочетать различные тона. Особо выделяются натуральные.

О тканях

В этом направлении производители чаще всего используют шерстяные ткани, хлопок, плащевку, трикотажные материалы, синтетику. Но кожа или замша могут встречаться в виде отдельных вставок.

Спортивный стиль для женщин

Стоит отметить, что он всегда был на пике популярности. Девушек, отдающих предпочтение этому направлению, можно увидеть на разных мероприятиях. Дизайнеры постоянно видоизменяли его, что привело к возникновению разных направлений одежды, самым актуальным из которых является гламурные спортивное для вечернего выхода.

Особенностью его стало изобилие аксессуаров (об этой детали читайте здесь — ) и различных модных элементов. Особенно красиво смотрятся модели с вышивкой стразами, а также необычные сумки, головные уборы.

Для вечернего выхода важно удачно сочетать комфорт с роскошью. Главным отличием направления является юбки мини джинсы, прически.

Стоит выделить джинсовую одежду, которая всегда пользуется актуальностью. Любая вещь из этого материала подойдет для спортивного стиля. Люди разной возрастной категории и профессии отдают предпочтение рубашкам, джинсовыми юбкам, головным уборам из джинсовой ткани.

Направления

Немного о кэжуале

Главным отличием направления спорт-кэжуал считается легкая небрежность в одежде, которую продумывают до деталей. Этот подвид больше подходит для молодёжи, он подразумевает присутствие в гардеробе практичных джинсовых брюк простого кроя, блузы. Туфли подбираются на невысоком каблуке.

Для выхода в свет можно подобрать красивые платья средней длины. Также подойдут юбки прямого покроя. В завершение образа подойдет сумочка небольшого размера прямоугольной формы.

Уличный

Для одежды этого направления характерна сдержанная цветовая гамма, свободный покрой одежды, обувь без каблука. Сумка должна быть мягкой, габаритной. Этот стиль подходит для активных женщин, которые не сидят на месте.

Спортивная одежда фото:

Жокейский

Его можно использовать для работы в офисе. Удачно выбранные вещи подчеркивают женственность. Наиболее актуальными вещами для жокейского направления являются обтягивающие брюки с приталенным жакетом. При этом сапоги должны быть высокими, а головной убор идеально сочетаться с образом. Цветовая гамма должна быть в коричневых, зеленый или серых тонах.

Модный милитари

Направление сочетает военные мотивы. Женщины, которым нравится это направление, покупают одежду строгой формы, обувь на шнуровке, брюки галифе. Цветовая гамма должна быть приглушенных коричневых и зеленых тонов.

Как видите, спортивный стиль чрезвычайно широк и соприкасается с другими направлениями. А главное – он предполагает активный образ жизни, не забывайте об этом.

И еще, хочу поздравить всех своих уважаемых и дорогих читателей с наступающим Новым годом! Здоровья и счастья всем!

Мода XXI века постоянно предлагает нам новые направления, которые рождаются благодаря сочетанию вещей из разных стилевых групп, к такому направлению относится и спортивный стиль , ставший в последние годы одним из самых любимых и востребованных стилей повседневной одежды.

Новому направлению моды, прежде чем он стал неотъемлемой частью гардероба современного человека, пришлось проделать долгий путь.
Различные спортивные состязания, известные еще с древних времен, становились все более и более популярны во второй половине XIX века. Спорт входил в моду. Люди, приобщаясь к спорту, начинали понимать, что для занятий им необходима специальная одежда, которую, кстати, удобно было бы использовать и во время путешествий, и для прогулок в загородной местности, и для прочего, так называемого, активного отдыха.

Изобретение велосипеда в 19 веке, взбудоражило общество, началось массовое увлечение велосипедной ездой. Все более модными становились - пляжный отдых, купание, хождение на яхтах. Широкое распространение получили такие виды спорта, как теннис, конное поло, крикет и крокет, гольф, бадминтон, волейбол, стрельба из лука, лыжи, коньки и многое др. Удобная одежда требовалась не только тем, кто непосредственно принимал участие в спортивных соревнованиях, но и зрителям, которые тоже хотели чувствовать себя свободно и непринужденно. В 1920-е годы даже появился термин « зрелищные виды спорта» (spectator sport) .

Производители одежды стали задумываться о создании удобных, не сковывающих движение вещей, предназначенных для активного времяпровождения. Первоначально все спортивные новинки были адресованы мужчинам, но эмансипированных женщин, увлекающихся спортом и желающих проводить время за активным отдыхом, становилось все больше. Им также требовалась комфортная одежда, за которой было бы просто ухаживать, легко стирать, обходиться во время одевания без помощи горничной.
Одними из первых, кто начал бунтовать против неудобной одежды, были американские феминистки.
В 1849 году в американском журнале о водолечении (Water Cure Journal) стали появляться статьи для женщин, призывающие обратить внимание на несовершенство традиционной одежды, которую им предлагают носить. В журнале писали о том, что на отдыхе, во время поездок на воды, во время курортного лечения женщины должны чувствовать себя свободно и непринужденно, а, следовательно, им необходима соответствующая одежда. В журнале была размещена иллюстрация нового женского костюма, предназначенного для подобных случаев. Дамам предлагали носить новый костюм, без корсета, состоящий из легкой укороченной юбки и широких шаровар, пресса, обсуждающая дерзкую идею, стала называть такой костюм «турецким платьем», «американским платьем» или «реформенным платьем». К 1850-му году необычный наряд начали носить читательницы Water Cure Journal , выезжающие на отдых, постепенно к ним стали присоединяться и другие женщины, отправляющиеся на курорты. Новаторское курортное платье сделалось довольно популярным, и вскоре самые смелые дамы дерзнули расширить зону применения нового туалета.

В 1851 году в Новой Англии (области в северо-восточной части США, состоящей из 6 штатов) феминистка Элизабет Смит Миллер (Elizabeth Smith Miller) на прогулках начала носить бриджи, напоминающие восточные шаровары длиной чуть ниже колен. Эту идею подхватила адвокат и публицист Амелия Блумер (Amelia Bloomer), которая также стала носить подобную одежду и с энтузиазмом продвигать её в газете «Лили» (The Lily (newspaper)), которую она организовала для женщин в 1849 году. К отважным бунтаркам присоединились и другие феминистки, а широкие шаровароподобные брюки, благодаря Амелии Блумер, получили название блумеры (блумерсы)(bloomers) . Прогрессивные женщины, несмотря на негативную реакцию общества, отстаивали свои права на ношение удобной одежды, вслед за блумерсами дамы начали надевать под укороченное платье обычные мужские брюки. В 1866 году одна из первых американских женщин врачей Мэри Уокер (Dr. Mary Edwards Walker) зашла в один из магазинов Нью-Йорка в платье, из под которого виднелись брюки, вызвав своим видом гнев у покупательниц, облаченных в традиционные наряды. Из магазина, по просьбе оскорбленных дам, феминистку выдворила полиция, препроводив её в полицейский участок, где нарушительницу общепринятых правил предупредили, что за ношение мужской одежды в общественном месте женщинам положен штраф, а за повторное нарушение – арест. Через месяц после этого инцидента в Нью-Йорке Мэри Уокер была избрана президентом Ассоциации реформы костюма.
Американские феминистки, приехавшие в блумерсах на 5-й Международный Конгресс Мира (International Peace Congress), проходивший в 1851 году в Лондоне, вызвали большой интерес у прогрессивно настроенных английских женщин.
В 1880-е годы в Англии возникло движение получившее название «Викторианская реформа одежды» (Victorian dress reform), выступающее против ношения корсетов, обуви на каблуках с узким носком и прочих неудобных вещей.
Одним из направлений реформы одежды стало движение пропагандирующее, так называемый, «Эстетический костюм» (aesthetic dress) , основателями и пропагандистами этого направления были творческие люди – литераторы, художники, архитекторы, считающие, что в одежде должна доминировать простота линий.

В 1881 году в Лондоне было организовано «Общество рационального костюма» (rational dress movement). Президентом организации стала Леди Флоренс Харбертон (Lady Florence Harberton) , отстаивающая права женщин и считающая, что ношение удобной одежды должно стать нормой в цивилизованном обществе. Её поддержали единомышленницы - английская писательница, публицистка и художница Мэри Элиза Гавейс (Mary Eliza Haweis) , Констанс Уайльд (Constance Wilde) - жена писателя Оскара Уайльда (Oscar Wilde) , литератор Шарлотта Кармайкл (Charlotte Carmichael) и многие другие образованные и прогрессивные современницы.

Изобретенный в 19 веке велосипед вызвал настоящую социальную бурю, поколебав самые прочные жизненные устои и спровоцировав целую череду жарких дискуссий об одежде. В отличие от других видов спорта, которые женщины осваивали вслед за мужчинами, велоспорт был абсолютно новым занятием для представителей обоих полов. В 1890-е годы в мире началась настоящая веломания. Причем женщины осваивали это удивительное средство передвижения с таким же энтузиазмом, как и мужчины, правда путь их был более тернистым, многие дамы рискнувшие сесть на велосипед, подвергались насмешкам и порицанию, да и одежда, в которой они были вынуждены кататься, не располагала к комфортной езде. Платье нередко становилось причиной несчастных случаев. Тех же бунтарок, которые осмеливались надевать на себя брюки, жестоко критиковали, высмеивали, а порой и оскорбляли. Но дамы не сдавались, продолжая покорять и причудливые сооружения, передвигающиеся на одном огромном и одном маленьком колесах, получившие впоследствии в истории прозвище пенни-фартинг (penny-farthing) , и устойчивые трициклы, и, поначалу непослушные двухколесные велосипеды.


В 1892 году в Лондоне была создана Ассоциация леди велосипедисток (Lady Cyclists" Association ). Основательницей женского объединения была Лиллиас Кэмпбелл Дэвидсон (Lillias Campbell Davidson) . Леди Флоренс Харбертон, являвшаяся президентом Общества рационального костюма (Rational Dress Society), которое позднее было преобразовано в Лигу рационального костюма (Rational Dress League), предложила женщинам для езды на велосипеде надевать широкие свободные брюки, длиной чуть ниже колена, напоминающие восточные шаровары, те, что пропагандировали американские феминистки. Все дамы, являвшиеся членами ассоциации, выступали за право женщин носить адекватную одежду при езде на велосипеде.
Знаменитые бриджи леди Харбертон, по сути своей, представляющие юбку-брюки, впервые были представлены ещё в 1884 году на Международной выставке здоровья (International Health Exhibition). Эта модель вызвала особый интерес общественности, однако современницы не спешили отказываться в её пользу от своих традиционных нарядов. Многие женщины-спортсменки не желали надевать рациональный костюм, считая его безобразным и лишенным изящества. Сначала бриджи рекомендовали надевать под широкую юбку, затем феминистки стали пропагандировать костюм, состоящий из удлиненного жакета, низ которого напоминал укороченную юбку и широкие шаровары. Но, несмотря на все преимущества такого костюма, лишь небольшое количество женщин осмеливалось надеть на себя столь неоднозначную одежду.
Изменения в обществе привели к тому, что стали появляться первые производители, специализировавшиеся на производстве спортивной и досуговой одежды, одним из них был основатель британской фирмы Redfern & Sons (позже Redfern Ltd) Джон Редферн (John Redfern) , начавший разрабатывать «специальные модели» ещё в 1870-х годах. Наряду с традиционными моделями своего времени, преобладающими в модном доме Джона Редферна, в компании Redfern & Sons начали производить как спортивную одежду, так и вещи, предназначенные для неформального времяпровождения. Его мужская и женская одежда для яхтинга привлекла внимание аристократов. В конце 1870-х годов Редферн открыл модный дом в Лондоне, а в 1880-е – в Париже, Нью-Йорке и Эдинбурге. Марка Редферн считается одной из первых марок спортивной одежды высокого класса. Модели одежды, предназначенные для досуга и активного отдыха, созданные во второй половине 19 века, конечно, были бесконечно далеки от таких понятий, как «удобство» и «комфорт». Критерии моды были абсолютно иными, но, тем не менее, первые попытки создавать «особую одежду» для неформального времяпровождения и занятий спортом, выделить её из общего потока, маленькими шажками вели к большим переменам.
В конце XIX века мода на спорт начала активно проникать в Россию из стран Западной Европы, сосредотачиваясь в столице. За короткий период в Санкт-Петербурге образовалось более двухсот общественных спортивных организаций и стало известно более двадцати видов спорта. Санкт-Петербург, как столица крупнейшего европейского государства, являлся центром сосредоточения большинства новых направлений в Российской Империи.
В больших городах России появлялись частные гимнастические заведения, предназначенные для немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью.
Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века, после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Первые университетские профессора медицины были активными сторонниками физических упражнений, подчеркивая их важность для лечения и профилактики болезней.
Один из владельцев гимнастического заведения, шведский терапевт Берглинд, внёсший существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России, многократно совершал попытки привлечь внимание общества к гимнастике, издавая популярные брошюры. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его медицинское заведение пользовалось широкой популярностью. Однако в большинстве своём, общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности.
Неоценимый вклад в российское физическое образование внес Пётр Францевич Лесгафт, выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог и прогрессивный общественный деятель, создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии и научной системы физического воспитания.

Несмотря на все предубеждения, мировые тенденции неизбежно приходили и в Российскую империю. Спортом все больше и больше увлекались как мужчины, так и женщины. В некоторых школах для девочек начали проводить занятия по физкультуре. Спортивная одежда в России использовалась сугубо по назначению и была преимущественно мужской. Женщины, вслед за мужчинами увлекались спортивными играми, катались на коньках, осваивали езду на велосипеде. Но отношение к одежде, особенно к женской, в стране было крайне консервативным даже по сравнению с Европой, которая, в свою очередь, в отличие от более свободной и терпимой Америки, была вынуждена пробиваться сквозь стену нетерпимости по отношению к дамам, стремящимся изменить закостеневшие правила.
Тем не менее, в газетах и журнала Российской империи можно было прочитать о новых тенденциях в спортивной экипировке, в том числе и в женской, увидеть примеры этих тенденций. Например, в журнале «Велосипед», за февраль 1894 года писали: «…преобладающий тип костюма изображён на картинке: это - кофточка с отворотами, надетая на цветную рубашку с галстуком, и широкие шаровары, которые с первого взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем, цветные чулки и лёгкие башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием и безвкусием, другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх - юбка или шаровары - теперь предсказать ещё трудно...».

В конце 19 века физкультура, известная человечеству еще с древних времён, становится не только частью досуга как мужского, так и женского, но и частью образования. Во многих странах детей, в том числе и девочек, начинают приобщать к спорту в учебных заведениях. У женщин появляется возможность посещать специальные школы, в которых преподаётся физическая культура.
Огромное влияние на современную лечебную физкультуру и мировое увлечение спортивными занятиями, начиная с конца 19 века, оказала шведская система гимнастики. Её основателем был Пер Линг (Pehr Henrik Ling), терапевт, учёный, преподаватель и автор целой системы лечебной гимнастики, создавший её еще в первой половине 19 века. Благодаря ему в Стокгольме был открыт Государственный гимнастический институт. Продолжателями идей Линга стали его сын Ялмар Линг (Hjalmar Ling) и ученик Ларс-Габриель Брантинг (Lars-Gabrie Branting). Линг, у которого не было медицинского образования, самостоятельно изучил анатомию и физиологию и, распределив по группам древнегреческие, древнескандинавские и древнекитайские упражнения, создал стройную систему, главной целью которой являлось оздоровление и физическое совершенство человека. Школы, пропагандирующие шведскую систему физического воспитания, стали появляться и в других странах.

В начале 20 века общество захлёстывает новое увлечение, которое в современном мире, назвали бы фитнесом. Но тогда такого понятия еще не существовало. Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем еще одного шведа Густав Цандер (Jonas Gustav Vilhelm Zander), его метод был основан на учении Линга. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Густав Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики, открыв в 1865 году в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики. Вслед за Цандером над различными приспособлениями механотерапии работали многие ученые. Идея механотерапии охватила в те годы весь мир.


В мировой истории были разные периоды и разное отношение к женским спортивным занятиям. То, что-то разрешалось, то вновь становилось запретным. В разных частях света устанавливались свои правила, нарушать которые было неслыханной дерзостью. Но, начиная со второй половины 19 века, века промышленных революций и стремительной индустриализации, в обществе наметились необратимые перемены, идеи и тенденции, зарождавшиеся в 19 веке, окончательно реализовались в следующем столетии.
20 век с его двумя Великими Мировыми войнами, сильно изменившими весь жизненный уклад, сделал доступным для женщин все то, что было запретным или спорным на протяжении многих веков, в том числе и участие в спортивных состязаниях, возможность выбора спортивного хобби, ношение удобной необременительной одежды, а также существенно раздвинул рамки дозволенного в мужской моде.

В начале 20 векакутюрье, имена которых связаны с понятием «высокая мода» стали создавать одежду для спорта и отдыха. Одним из яростных пропагандистов комфортной одежды для женщин была Коко Шанель (Chanel), начавшая создавать дамские костюмы из трикотажа, утверждающая, что женщина может носить брюки, удобную обувь, заимствовать модели мужского гардероба, купаться на пляже в открытом купальном костюме, загорать, активно отдыхать и заниматься спортом, что должно быть такое понятие, как курортная мода, с легкой и практичной одеждой. Такого же мнения придерживались и многие другие модельеры, начавшие создавать модели для любительских спортивных занятий, отдыха, путешествий, яхтинга. Одежду такого рода делала Жан Пату (Jean Patou), Соня Делоне(Sonia Delaunay ), Люсьен Лелонг (Lucien Lelong), Эльза Скиаперелли (Elsa Schiaparelli) и др.

Производители одежды, создавая модели, отражающие модные тенденции своего времени, не забывали и о новом мировом увлечении – спорте и активном отдыхе. Появлялись компании, создающие вещи из трикотажа и легких тканей, предназначенные для прогулок, для спортивных игр на воздухе, для зрителей, посещающих спортивные соревнования, процветала пляжная мода.

В 1921 году на Уимблдонском турнире легендарная французская теннисистка Сюзанн Ленглен (Suzanne Lenglen) произвела фурор, выйдя на корт в легком теннисном платье без рукавов с плиссированной юбкой длиной немного ниже колен, автором новаторского спортивного костюма был французский модельер Жан Пату, являвшийся одним из пионеров спортивно-досуговой моды. В 1925 году Пату открыл специализированный магазин «Le Coins de sport» («Спортивный уголок»), где каждый зал посвящался разным видам спорта или досуга - рыбалке, теннису, гольфу, авиации, верховой езде и пр.
Сюзанн Ленглен стала не только законодателем новой спортивной моды, но и воодушевила своим примером многих женщин, отправив в прошлое длинные юбки и сковывающие движение корсеты. Блистательная француженка, являющаяся в 1920-е годы одной из самых популярных спортсменок в мире, и в жизни любила придерживаться стиля, в котором сочетались и шик и комфорт. Партнёрша Сюзанн Ленглен в женских парах, теннисистка Элизабет Райан (Elizabeth Ryan) говорила: «Все теннисистки должны встать на колени перед Сюзанн и благодарить её за избавление от тирании корсетов». Теннис оказал большое влияние на модную одежду для отдыха.

В 1920- 1930-е годы спортивные занятия, увлечение которыми стремительно развивалось с начала века, становились все более и более популярными. Укорачивающаяся длина женских юбок в 20-е годы, проникновение брюк в женский гардероб, длинные, сшитые по фигуре платья из тонких струящихся тканей 30-х годов, пляжный отдых, возможность участвовать в различных видах спорта – все это требовало стройности, красивых форм, поэтому женщины стремились в спортивные залы, занимались на тренажерах и совершенствовали своё тело.

Внесли свою лепту в историю моды и некоторые бывшие спортсмены, начавшие создавать удобную повседневную одежду, после завершения своей спортивной карьеры.
Одним из таких спортсменов был Рене Лакост (René Lacoste) чемпион Франции по теннису, создавший в 1933 году бренд Lacoste. Все началось с рубашки-поло, разработанной для теннисистов и гольфистов, а переросло в огромную компанию, создающую одежду и обувь для досуга.

В 1930-е годы в Париже в мире моды появляется новое имя - модельер Мадлен де Раух (Madeleine de Rauch) . Мадлен принадлежала к той категории молодых прогрессивно настроенных женщин, которые с энтузиазмом принимали новаторские идеи 20 века. Она увлекалась спортом – каталась на коньках, на велосипеде, занималась плаванием, играла в теннис. В 1916 году Мадлен вышла замуж за хоккеиста Альфреда де Рауха (Alfred de Rauch), ставшего в 1920 году капитаном сборной Франции по хоккею. Вместе со своими сёстрами Мадлен де Раух в 1928 году открыла свой первый дом мод под названием «Дом дружбы» (Maison de l"Amitié), в стенах которого, наряду с более традиционной одеждой, было создано немало моделей для комфортного досуга. В 1932 году открылся дом мод Madeleine de Rauch. В истории моды Мадлен де Раух признана одним из выдающихся дизайнеров спортивного стиля .
Еще одной звездой спортивной моды была француженка Вера Бореa (Vera Borea) графиня ди Реголи (Countess di Regoli ), открывшая свой модный дом в Париже в 1932 году. Вера долгое время занималась спортом, поэтому став модельером она решила создавать недорогую удобную одежду для спорта и досуга. Она использовала для своих моделей трикотаж, хлопок, лен, твид, фланель, её модели сочетали в себе комфорт и элегантность.

В 1940-е годы Энн Тейлор Бонфи (Ann Taylor Bonfoey) , член олимпийской сборной США по горным лыжам, авиатор, работавшая во время II Мировой войны инструктором ВМС США, решила заняться дизайном лыжных костюмов. Её подруга Диана Вриланд (Diana Vreeland ), являвшаяся в те годы редактором журнал Harper `s Bazaar, пришла в восторг от идей бывшей спортсменки. Энн Тейлор Бонфи, став не только модельером, но и фотомоделью, продемонстрировала миру, что спортивная одежда может быть модной, шикарной и даже гламурной. В 1967 году она вошла в список журнала Harper `s Bazaar «100 величайших красавиц мира» (100 Great Beauties of the World) . Энн Тейлор Бонфи стала одной из тех, кого в мире моды принято называть «иконой стиля».
В 1952 году английский теннисист Фред Перрри (Fred Perry), совместно с австрийским теннисистом Тибби Вегнером (Tibby Wegner), создали знаменитую по сей день марку одежды Fred Perry. Сначала под брендом Fred Perry выпускались мужские теннисные рубашки - поло. Затем компания начала расширяться. С годами марка набрала популярность. В её ассортименте появились куртки-харрингтоны (harrington jacket), кеды, платья в теннисном стиле, разнообразная одежда из трикотажа и пр.
В 1950-е годы англичанин Тед Тинлинг (Ted Tinling), также бывший теннисист, начал создавать дизайнерские костюмы для теннисисток, соединяя спорт и шик, вызвав крайне неоднозначную реакцию в консервативном мире тенниса.
Говоря современным языком, стиль, который создавали бывшие спортсмены, ставшие дизайнерами спортивной моды, можно охарактеризовать как спорт-шик. Как такового, понятия спорт – шик не было, а идеи витали в воздухе и реализовывались новаторами своего времени.

В США в 1930-е годы одним из самых значимых создателей досугового и спортивного стиля в одежде становится дизайнер Клер Поттер (Clare Potter), её элегантная, но при этом очень простая и комфортная одежда, выпускавшаяся под маркой Clarepotter, пользовалась огромной популярностью.
Еще одной звездой американской демократичной моды в 1930-е годы стала модельер Клер МакКарделл (Claire McCardell), создающая повседневные модели одежды, в том числе и в спортивном стиле , для массового производства. Впоследствии Клер МакКарделл назовут величайшим дизайнером Америки в области повседневной и досуговой моды.

Американские дизайнеры и производители одежды первой половины 20 века, работающие в нише повседневной одежды, внесли огромный вклад в развитие спортивного стиля , они разрабатывали демократичные функциональные и комфортные модели для каждого дня, адаптируя для обычной жизни вещи, считавшиеся ещё недавно сугубо спортивными, соединяя спорт и моду. Одежда для досуга и активного отдыха 1930-х – 1960-х годов является предвестником современного направления спорт-шик.

Голливуд, демонстрирующий миру в первой половине 20 века нереально роскошный стиль гламур , не обходил стороной и спортивную тему, на киноэкранах и страницах популярных изданий то и дело появлялись звезды в элегантно-спортивной одежде.

В 1940-е годы в Италии появляется компания Goldworm, возглавляемая американским спортивным дизайнером Робертом Голдвормом (Robert Goldworm), продолжающим дело, начатое его отцом Сэмюэлем Голдвормом (Samuel Goldworm) еще в 1927 году. Обосновавшись с 1947 года в Милане, Роберт Голдворм начал выпускать одежду из трикотажа, сочетающую в себе американскую практичность и итальянский шик.
В 1947 году Оттавио Миссони (Ottavio Missoni ), бывший до Второй Мировой войны известным спортсменом легкоатлетом, совместно со своим другом, также известным спортсменом Джорджио Обервегером (Giorgio Oberweger ) создает в городе Триесте предприятие по производству трикотажа. Оттавио возобновил свои занятия спортом и параллельно начал вести бизнес. Первоначально два друга спортсмена стали делать одежду для легкоатлетов. Уже через год линия костюмов «Venjulia» становится официальной формой итальянских легкоатлетов на Олимпийских играх в Лондоне.
На лондонской Олимпиаде в 1948 году Оттавио встретил свою будущую жену Розиту Джелмини (Rosita Jelmini ), семья которой в Ломбардии владела заводом по производству платков и шарфов. Приехав на родину Розиты, чета Миссони создала небольшую трикотажную мастерскую. А в 1958 году компания Missoni представили в Милане свою первую коллекцию «Milano-Simpathy», став еще одной компанией пропагандирующей удобную одежду из трикотажа, доказывающей модному сообществу, что трикотажные модели достойны высокой моды.

С 1920-х по 1940-е годы спортивно-досуговый стиль находил все больше и больше поклонников во всем мире. Этому способствовало развитие мирового спортивного движения - олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты Европы, всевозможные чемпионаты, проводимые внутри стран, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, развитие спортивной журналистики, расширение производства разнообразной неформальной одежды, пробуждали у людей интерес к здоровому образу жизни.
Распространению досуговой и спортивной одежды способствовали универмаги, которых становилось все больше и больше. Про одежду для спорта и отдыха писали журналы мод, спортивный стиль маячил на киноэкранах.

Трикотаж, еще совсем недавно считающийся неблагородной тканью, предназначенной для простых малоимущих людей и для профессиональной одежды моряков, водолазов, портовых рабочих и т.д., стал незаменимым в обществе людей, стремящихся к комфорту. Тёплые толстые свитеры и маленькие элегантные свитерки, джемперы, кардиганы из вязаного трикотажа, мягкие и удобные костюмы джерси стали неотъемлемой составляющей моды 20 века.
Дизайнеры, виртуозно работающие с трикотажем, вывели его на подиумы, одежда из трикотажа вошла в мир большой моды, она больше не воспринималась, как нечто второсортное.

В 1950 и 1960-е годы спортивно-досуговая тематика в моде немного отошла на второй план. Люди были увлечены другими модными играми, но новые тенденции, зародившиеся в начале 20 века, уже не могли бесследно исчезнуть, поэтому модельеры, создающие облик этих десятилетий, демонстрировали своё дизайнерское видение спортивного стиля.
Спортивный стиль остался вечной темой, получившей дальнейшее развитие в последующие десятилетия.

(sport style) – свободный стиль одежды, главными характеристиками которого являются удобство, практичность, функциональность, свобода движения. Стилю свойственны свободные силуэты и прямые геометрические линии кроя.

Спортивный стиль и спортивная одежда: различия

Спортивная одежда предназначена исключительно для занятий спортом, а гардероб в спортивном стиле можно использовать для повседневного ношения, за исключением деловых и торжественных событий. К спортивной одежде относится униформа для различных видов спорта и фитнеса, спортивное белье, с протекторами и уплотнителями, обувь для занятий танцами и пр. Вещи в спортивном стиле имеют отдельные детали кроя, силуэта и отделки, свойственные спортивной одежде.

«О, спорт! Ты - мир!»

Пьер де Кубертен

Характеристики спортивного стиля

Одежда

  • Однотонные или принтованные и топы простого кроя, футболки-тенниски, худи, толстовки, олимпийки, прямого кроя. Верх в спортивном стиле отличается разнообразием типов горловины: воротники, капюшоны, бейки, ворот гольф.

  • , широкие шорты или велосипедки, -карго, теннисные , трикотажные и хлопковые свободного кроя, . Для спортивного стиля брюки характерны в большей степени, чем юбка. Они не имеют стрелок и часто дополнены накладным карманами. Юбки и платья обычно имеют длину мини или миди, а также типичный для стиля декор – карманы с клапанами, кокетки, декоративную прострочку. По бокам юбок этого стиля иногда располагаются односторонние складки.

  • Куртки свободного кроя, пуховики, ветровки, анораки. Куртки часто имеют карманы на молнии или кнопках, на спине может располагаться односторонняя складка-гольф. Анораки выполняются в разных вариантах: полупальто с капюшоном и двойной застежкой; непромокаемые куртки без застежек, надеваемые через голову; легкие летние куртки с карманом-кенгуру и капюшоном, с застежкой или без.


Крой: прямой, трапеция, полуприлегающий. Обычно вещи имеют свободный силуэт, но отдельные предметы могут быть обтягивающими (водолазки, велосипедки, леггинсы и пр.). Жакеты и в спортивном стиле не бывают приталенными. Талия может подчеркиваться поясом или шнурком на кулиске, в том числе и на платьях. Обычно в комплекте спортивного стиля сочетаются узкие и свободные вещи (водолазка и широкие брюки, просторная майка и леггинсы), чтобы образ не был похож на тренировочный.

Ткани: хлопок, шерсть, обычная или жатая плащевка, трикотаж, трикотаж с лайкрой, смесовые или синтетические материалы.

Цвета: спортивный стиль не имеет предпочтений в цветовой палитре, но его особенностью является допустимость контрастных цветовых сочетаний (в том числе использование неоновых цветов).

Принты: графические, печатные, Color Blocking, полоска, аппликации, логотипы.

Типы рукавов: рубашечный, цельнокроеный. Спортивному стилю характерны манжеты — на резинке или застежках (липучке, молнии, кнопках).

Декор: накладные детали (в том числе карманы, часто с клапанами), пояса, складки, шлицы, хлястики, кокетки, прострочка (двойная, декоративная, контрастная, зигзагообразная), канты, манжеты на рукавах и брюках, вставки из сетки, лампасы (в том числе неоновые), металлическая фурнитура, заклепки, застежки-молнии и крючки.

Аксессуары

Обувь: кроссовки lifestyle, кеды, ботинки на плоской подошве, теннисные туфли, . Главными характеристиками обуви являются удобная колодка, натуральная кожа или текстиль. Зимней обувью являются утепленные кроссовки и ботинки на утолщенной рифленой подошве.

Головные уборы: вязаные и трикотажные шапки и шарфы, кепки, повязки для волос, банданы.


Тип фигуры: традиционно спортивный стиль подчеркивает подтянутость, атлетичность фигуры. Поэтому наиболее хорошо такая одежда подходит стройным людям. В том числе спортивный стиль подчеркивает достоинства и скрывает недостатки девушек с «мальчишеским» типом фигуры – узкими бедрами и невыраженной талией.

Подвиды спортивного стиля

  • Спорт-шик (спорт-глэм)

Направление спорт-шик существует с 2004 года. После появления на стиль быстро распространился среди звезд: в штанах с лампасами и трикотажных топах на публике появлялись Мадонна и Дженнифер Лопес. Главной особенностью стиля является сочетание и спорта. Гардероб преимущественно предназначен для вечеринок и ночных клубов. Одежда в стиле спорт-шик отличается прямым, трапециевидным, полуприлегающим и прилегающим типами кроя; цельнокроеными, реглан или рубашечными рукавами; наличием на вещах карманов, застежек-молний, декоративной прострочки. Для спорт-глэма характерны такие ткани, как трикотаж, лаке, синтетические и смесовые материалы, в частности натуральные с добавлением лайкры. Цвета стиля преимущественно яркие. Основными считаются черный, серый, розовый и металлик. Также спорт-шику свойственны комбинированные предметы: комбинезон, платье-пальто, платье-жилет, платье-рубашка, блузон и т. п.

Главные отличия спорт-шика состоят в допустимости обуви на каблуках, металлизированных материалов, стразов, клепок и пайеток, а также в большем количестве обтягивающих вещей и ярком макияже.

В сезоне весна-лето 2013 образы в стиле спорт-шик представил Ashish: меланжевые спортивные брюки было предложено сочетать с металлизированным топом с пайетками. Образы в стиле спорт-глэм также появились у Antonio Berardi, Chalayan, Ohne Titel, Richard Chai Love и . В сезоне осень-зима 2013-2014 спорт-шик в некоторых комплектах продемонстрировали , BEssARION, .

  • Спорт-casual

Спорт-кэжуал в чистом виде появился уже в XXI веке, но его прототипом во многом можно считать стиль . Главной особенностью sport-casual является сочетание элементов спортивного стиля с . Предпочтительны прямые модели, возможно, слегка потертые. Общими со спортивным стилем являются многие детали одежды: дутые , свитеры, водолазки, футболки-поло, свободные брюки и пр., а также удобная обувь на плоской подошве.

Отличия от спортивного стиля:

Главными отличиями являются: использование при создании комплекта джинсов, а также допустимость аксессуаров в стиле – разнообразных шарфиков, ремней, шляп, серег, браслетов и пр. В спорт-casual преимущественно используются натуральные материалы – хлопок, шерсть, деним.

В сезоне весна-лето 2013 образы в стиле спорт-casual предложили Reserved. Одним из вариантов стал комплект из яркой спортивной куртки кораллового цвета, топа с длинными рукавами и простой черной юбки в пол. Также комплекты спорт-casual появились у DKNY и . Сочетание спорт-casual и этно предложил голландский бренд Maison Scotch.

  • Сафари

Источники гардероба в спортивном стиле

Основой гардероба в спортивном стиле является одежда для профессионального и любительского спорта, спецодежда, экипировка для охоты и туризма и пр. Большую часть предметов спортивный стиль позаимствовал из униформы для различных видов спорта:

  • из аэробики — лосины, короткие шорты и топы,
  • из баскетбола — длинные майки-безрукавки, широкие шорты и высокие кроссовки,
  • из бодибилдинга — футболки размера XXL,
  • из футбола - гетры и футболки,
  • из тенниса - теннисные , футболки-тенниски, шорты, плиссированные мини-юбки и юбки-шорты,
  • из американского бейсбола – бейсболки,
  • из гольфа – брюки-гольф,
  • из конного спорта – укороченный спереди пиджак, брюки-галифе и рейтузы,
  • из велосипедного спорта – обтягивающие шорты из лайкры, брюки длиной ¾,
  • из лыжного спорта – вязаные шапочки и свитера с узорами.

История спортивного стиля

Первая половина XIX века

Спорт в современном понимании появился в Англии в первой половине XIX века. Массовое увлечение воскресным спортом породило увеличение спроса на готовую одежду. Польский историк костюма Анджей Банах считает, что основной причиной появления одежды, подобной спортивной, стали прогулки в горы. Для них мужчины покупали готовые костюмы, так как использовать на природе дорогую, пошитую на заказ одежду, было непрактично. Готовые костюмы того времени редко садились по фигуре – пиджак часто свободно висел на плечах. Этот нюанс и положил начало одежде спортивного стиля. Мужчины в то время подбирали к костюму оригинальные детали: длинные шарфы, свитера, сапоги на шуровке и пр.

Начало ХХ века – 1930-е годы

Популярность спорта во многом сказалась на дизайне женской одежды, упростив ее. В начале ХХ века дамы начали играть в гольф, крокет и теннис, ездить на коньках, лошадях и в открытых автомобилях. Для катания на велосипедах женщины стали надевать юбки длиной до колен. Позднее появились теннисные платья с плиссированной юбкой, костюмы для игры в крокет, гольф и кегли. Дамы также переняли у мужчин кожаные куртки и блузоны. Гимназистки прогрессивно настроенных женских учебных заведений стали играть в хоккей в джемперах машинной вязки. С развитием автомобилизма стала появляться специальная теплая одежда для женщин: специальные шапочки и плотно застегивающиеся и накидки. Распространению спортивного стиля среди женщин во многом способствовала , которая занималась охотой, ездила верхом, а также рыбачила со спиннингом. С 1926 по 1931 год она создавала наряды для активного образа жизни: куртки, спортивные плащи, дамские английские костюмы мужского покроя.

С появлением летного дела важным параметром стал вес одежды. В 1929 году газеты описывали легчайший костюм виконтессы де Сибур, которая совершила кругосветное путешествие на своем самолете. Одновременно с появлением лыжного костюма возникла одежда «апре-ски» – вещи, которые надевали в помещении после занятий спортом, во время еды или отдыха возле камина. К ним относились удобные брюки и , вышитые вязаные кофты, шали и теплые . К 30-м годам ХХ века сформировался прямой прототип современного спортивного костюма.

1960-е годы

В 60-е годы, на волне популярности стиля преппи, появились майки, футболки и поло. Горловина теперь оформлялась множеством способов: появились отложные воротники, стойки, капюшоны и пр. Спортивный стиль окончательно сформировался в конце 60-х годов в коллекциях и .

1970-е годы

В 70-е годы ХХ века стали популярны аэробика, фитнес, здоровый образ жизни. Постепенно спортивные элементы стали появляться на повседневной одежде: брюках, юбках, пиджаках, блузках. Кроме того, на одежду того периода оказали воздействия такие течения, как феминизм и «сексуальная революция».

1980-е годы

В это десятилетие большое внимание уделялось красоте тела. Мужчины занимались культуризмом, женщины – шейпингом и аэробикой. Одежду для спортзала стали носить и в повседневной жизни. Спортивный стиль 80-х подразумевал яркие цвета (красный, синий, голубой, оранжевый, фуксия, желтый) и эластичные ткани. Популярной стала одежда, обтягивающая фигуру: лосины, шорты из лайкры, рейтузы, боди. Также популярными стали спортивные штаны и куртки, толстовки, свитшоты, футболки-поло, майки-борцовки, шорты, куртки-ветровки. С 1984 года в качестве повседневной обуви стали использоваться фирменные кроссовки. Женщины носили пластиковые украшения, яркие повязки для волос, широкие ремни и пояса. Наиболее распространенными прическами были химическая завивка и колосок. Макияж не отличался естественностью: модными считались подводка для глаз и помада красного, коричневого или ярко-розового цвета.

В СССР, в связи с популярностью спорта, спортивный костюм считался практически культом, который могли позволить себе только привилегированные представители спортивной касты.Спортивные костюмы, кроссовки и бейсболки считались роскошью. После перестройки спортивный стиль стал общедоступным. Многие стали носить поддельные костюмы известных спортивных марок. Со временем штаны с лампасами стали символом «дворовой братвы». Торговая марка Adidas до сих пор наиболее распространена именно в России. Предположительно, это связано с тем, что товары бренда импортировались в СССР с 1979 года и являлись дефицитом, а также с большим количеством китайских подделок Adidas.

1990-е годы

90-е годы стали расцветом «маркетинговой моды» , и . Они популяризовали американскую моду во всем мире – сочетание комфорта и элегантности, подчеркивающие подтянутую спортивную фигуру.

В 1992 году американский дизайнер Томми Хилфигер разработал костюм для рэппера Snoop Dogg, в котором он появился на Saturday Night Live. Одежда Tommy Hilfiger стала пользоваться популярностью среди американских актеров и музыкальных исполнителей. Толстовки и теплые куртки размера XXL имели большой успех в среде рэпперов США. Хитами Хилфигера стали свободная классическая «оксфорд», рубашка спортивного кроя «регби» из нескольких цветовых блоков, двусторонний галстук из ткани разных цветов.

В США в 1996 году появилась марка , которая сначала выпускала одежду для беременных, а затем изменила направленность на вещи в спортивном стиле. Главным хитом бренда стали велюровые спортивные костюмы, которые быстро стали для простых женщин и для знаменитостей. С 2002 года стали выпускаться мужская и детская линейки Juicy Couture.

В России 90-х годов, с приходом голливудских фильмов, популярным стало сочетание кроссовок и юбки. Также в этом десятилетии до России дошла мода на спортивный стиль 80-х: яркие лосины, велосипедки, крупные украшения. К началу 2000-х годов массовая популярность спортивного стиля в России постепенно сошла на нет.

Весна-лето 2008

Для сезона весна-лето 2008 Маша Цигаль представила коллекцию «Равновесие» в традиционном для нее стиле спорт-шик. Дизайнер предложила женские спортивные костюмы из велюровых и бархатных олимпиек, шелковых и атласных брюк-шароваров. Для вечерних выходов она создала спортивные костюмы серебряного и золотого цветов и платья-майки. Мужчинам Маша Цигаль предложила бархатный темно-синий спортивный костюм в сочетании с голубой футболкой. Кульминацией показа стал «наряд невесты» — купальник, спортивные штаны, фата и букет.

Весна-лето 2012

Спортивный стиль был одним из сезона весна-лето 2012. Особенно популярно было сочетание спортивного кроя и романтических материалов – шелка, атласа, шифона. в своей коллекции Alexander Wang представил оригинальные костюмы с олимпийкой и очень узкими спортивными брюками. Julien David предложили уютные костюмы из свитшота с капюшоном и спортивной юбки. за счет ткани и декора адаптировала традиционное для нее платье-футляр под спортивный стиль. DKNY и Kenzo сочетали в своих коллекциях спорт и женственность.

Весна-лето 2013

В сезоне весна-лето 2013 спортивный стиль, особенно спорт-шик, вновь стал одним из трендов. Основным цветом комплектов стал белый – он был представлен у брендов , Guy Laroche, Richard Nicoll, и др. Модные дома представили белый как в чистом виде, так и в сочетании с черным и серым, а также с яркими кислотными оттенками.

Донна Каран в коллекции DKNY предложила носить спортивные футболки с эмблемами и надписями, короткие облегающие топы и спортивные трусы в сочетании с кедами на шпильках. Victoria Beckham представила платья спортивного кроя в традиционном для нее минималистичном дизайне. Бренд Issey Miyake предложил майки и бриджи с геометрическим , похожие на униформу для легкой атлетики. Rag & Bone представили спортивные брюки с лампасами, дополненные классической белой рубашкой навыпуск, укороченным джемпером и необычными .

Самым необычным воплощением спортивного тренда стал трикотажный комбинезон с шортами, формой напоминающий костюм дайвера, в коллекции Prada. предложила сочетать его с классической сумкой и обувью в японском стиле, напоминающей .

Moschino Cheap & Chic сочетали яркие приталенные платья, юбки и блузы в с разноцветными спортивными кроссовками.

Ohne Titel предложили традиционные для спортивного стиля принты - полосы, геометрические фигуры, цветовые блоки.

Одним из трендов сезона весна-лето 2013 стали козырьки в спортивном стиле. Различные вариации были представлены у Sarah Burton for Alexander McQueen, Hussein Chalayan, Goga Sabekia, Gaetano Navarra.

Осень-зима 2013-2014

Включила в осенне-зимнюю коллекцию 2013-2014 темно-серые спортивные костюмы из плотного материала в сочетании с картузом в тон. DKNY представили удлиненные куртки спортивного кроя, а также гибрид спорта и классики — брюки со стрелками на контрастных трикотажных манжетах-резинках. Juicy Couture добавили в коллекцию традиционный спортивный костюм черно-розового цвета. У Moncler Gamme Rouge спортивный стиль осень-зима 2013-2014 проявился в «эскимосских» мехах. дополнили черные комплекты яркими кроссовками с белоснежной шнуровкой. Бренд 3.1 Phillip Lim предложил спортивный джемпер оверсайз с аппликацией.

Спортивный стиль и другие направления

В коллекциях дизайнеров спортивный стиль в чистом виде встречается нечасто. В основном, модельеры представляют стилизацию, либо в различных пропорциях сочетают этот стиль с элементами других направлений. Наиболее распространенными комбинациями являются симбиоз спорта и , сафари, классики, романтики, гламура. Чертами спортивного стиля в одежде других направлений являются крупные накладные карманы, хлястики, манжеты на широкой резинке, декоративная прострочка, карманы на молнии, сочетание в одном комплекте ярких контрастных цветов.

оде́жа ). Праславянское *odedja < *obdedja образовано с помощью приставки оb- и суффикса -j-a от корня *ded-, который представляет собой неполное повторение корня dě- (de-d-) глагола *děti > рус. деть .

Основные понятия

История одежды

Homo sapiens начал одеваться от 83 000 до 170 000 лет назад .

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества . Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизующей функции.

Первобытное общество

С древнейших времен человек стремился прикрыть своё обнажённое тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда . Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным, поскольку известны племена, которые обходились и обходятся без одежды (например, аборигены Австралии и др.). Вероятнее всего, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как действительной, так и (может быть, даже ещё в большей степени) мнимой. Даже амулет был в своё время «одеждой», так как он являлся преградой между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных. Необходимые для их обработки инструменты (скребки, ножи, проколки и т. п.) обнаруживают на стоянках первобытных людей, относящихся к эпохе мустье (100-40 тыс. лет назад). Самыми первыми видами одежды были, по-видимому, набедренные повязки и плащи . Затем, привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки ; потом появились нарукавники, предохранявшие от повреждений руки. И наконец, все эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из жил или растительных волокон.

Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего палеолита . Так, в 1964 г. экспедиция О. Н. Бадера на стоянке Сунгирь (близ Владимира) обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад. Археологам удалось воссоздать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубахи с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие рубахи - малицы , или анораки - и сейчас носят народы Арктики), и длинных кожаных брючин , сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин . Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта, общее количество которых превышало 3000. Неповторимые скульптурные изображения женщин, одетых в меховые «комбинезоны » с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта .

В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. В зависимости от применяемых материалов и климатических условий одежду по-разному крепили на теле: надевали через голову или драпировали вокруг тела. Примерно в это же время появилась распашная одежда (с разрезом спереди).

Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный труп Этци - охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией и Италией). Верхней одеждой ему служил плащ , сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в XX в. н. э.). Под плащом находилась одежда, сшитая из козьих шкурок - безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка . Безрукавка была в нескольких местах заштопана нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Эци дополняли меховая шапка , завязанная ремешками под подбородком, и высокие башмаки из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить - впервые в истории археологии в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита , причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века .

Древний Восток

«Древний Восток» - собирательное географическое, социально-экономическое и культурно-историческое понятие, объединяющее древнейшие в истории человечества государства - Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирию, Древнюю Иудею, Древний Китай, Древнюю Индию и др. Различие природно-климатических и социокультурных условий определяло значительную разницу в эстетических идеалах, вкусах и предпочтениях народов, населявших регион, поэтому говорить об одежде на Древнем Востоке в целом довольно сложно.

Ассирийская одежда на иллюстрациях 1882 года

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской. Женская туника была, как правило, длиннее мужской, в верхней своей части шилась в обтяжку, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка , сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, каждое из которых имело 0,5 метра в ширину, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс . В Вавилоне и Ассирии женщины носили длинные прямые платья с длинными узкими рукавами.

Античность

Виды одежды

По опиранию на части тела человека

  • Плечевая одежда - одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу - линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди: пальто , полупальто , плащ , накидка (пелерина), куртка , блуза, пиджак , жакет , жакетка, джемпер , жилет , свитер , комбинезон , полукомбинезон , ползунки , платье , халат , блузка , кофточка , верхняя сорочка, нижняя сорочка , ночная сорочка , фартук , комбинация , распашонка , рубашечка, фуфайка , майка , купальник .
  • Поясная одежда - одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу - линией бедер: брюки , шорты , рейтузы , юбка , нижняя юбка , трусы , плавки , кальсоны , панталоны .

По функциональным признакам

  • Нательное бельё - изделие для создания необходимых гигиенических условий тела: майка, трусы, панталоны и т. д.
  • Корсетное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело для формирования и поддержания отдельных частей тела, а также для держания чулок: бюстгальтер , грация , полуграция, корсет , полукорсет, пояс для чулок .
  • Верхняя одежда - одежда, надеваемая на корсетные изделия, нательное бельё и (или) изделия костюмно-платьевой группы: куртка, пальто, плащ и т. д.
  • Головной убор - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову: шапка-ушанка , кепи , кепка , шляпа , шапка , берет , шлем , жокейка , пилотка , капор , чепчик , фуражка , бескозырка , тюбетейка .
  • Чулочно-носочное изделие - трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть туловища и (или) ноги, каждую в отдельности, включая ступни: подследники , носки , получулки , чулки , гетры , колготки
  • Перчаточное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья: варежки , рукавицы , перчатки , рукавички
  • Платочно-шарфовое изделие - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову и (или) шею: платок , косынка , шарф
  • Обувь - изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции

По половозрастным признакам

  • Мужская
  • Женская
  • Детская
    • для новорождённых - для детей до 9 месяцев
    • для детей ясельной группы - для детей от 9 месяцев до 3 лет
    • для детей дошкольной группы - для детей от 3 до 7 лет
    • для детей младшей школьной группы - для мальчиков от 7 до 12,5 лет и девочек от 7 до 11,5 лет
    • для детей старшей школьной группы - для мальчиков от 12,5 до 15,5 лет и девочек от 11,5 до 14,5 лет
    • для детей подростковой группы - для мальчиков от 15,5 до 18 лет и девочек от 14,5 до 18 лет

По климатическим характеристикам

  • Летняя
  • Зимняя
  • Демисезонная - одежда для весенне-осеннего периода
  • Всесезонная - одежда для ношения в любое время года

По эксплуатационным признакам

  • Бытовая
    • Домашняя - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
      • Рабочая - домашняя одежда для работы в бытовых условиях
    • Повседневная - бытовая одежда для повседневного ношения
    • Торжественная - бытовая одежда для ношения в торжественных условиях
    • Спортивная - бытовая одежда для занятий спортом
    • Национальная - бытовая одежда, отражающая специфику национальной культуры и быта народа. Может быть повседневной, торжественной или обрядовой.
  • Производственная (не путать с бытовой рабочей одеждой ) - одежда для ношения в производственных условиях различных отраслей хозяйства
    • Специальная (спецодежда) - производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов
    • Санитарная - производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений
      • Технологическая - разновидность санитарной одежды для защиты предметов труда
    • Форменная - одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма

По комплектности

  • Отдельные полнофункциональные изделия одежды - изделия одежды, могущие использоваться самостоятельно, отдельно от других изделий одежды.
  • Комплекты одежды - изделия одежды, выполненные в едином стиле и предназначенные для совместной носки: костюм (в том числе: мужской костюм , женский костюм), брючный комплект , купальный костюм , пляжный комплект , пижама .

По технологии изготовления

  • Швейная - одежда, изготовленная в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий
  • Трикотажная - одежда, изготовленная в условиях трикотажного производства из трикотажного полотна или цельновязаное
  • Валяная

По типу производства

  • Одежда массового производства - одежда на типовые фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства
  • Одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели.

По основному материалу

  • Тканевая
  • Кожаная
  • Меховая
  • Перо-пуховая
  • Резиново-полимерная

Размеры одежды

Уход за одеждой

Производство одежды

В ателье чаще всего разделение труда происходит между рабочим персоналом таким образом: закройщик снимает мерки с клиента, обсуждает фасон будущего изделия, отрисовывает эскиз, подбирает материалы (ткань, фурнитура), изготавливает лекала и проводит предварительные и окончательные примерки; портной осуществляет раскрой и пошив изделия.

В ателье и частными мастерами при проектировании конструкции одежды используется метод макетирования, методики конструирования - чаще всего, «Единый метод конструирования ЦОТШЛ» и методика «Мюллер и сын».

Метод макетирования (он же муляжный метод или метод наколки) - получение объёмной формы конструкции путём накалывания (или наклеивания) на манекен или фигуру человека кусков бумаги, макетной ткани или материала, из которого будет изготовлена одежда. После завершения процесса макетирования объёмную форму с человека или манекена снимают, укладывают на плоскую поверхность и разрезают - получая уже конструкцию на плоскости. Правильно выполненное макетирование учитывает все особенности фигуры, одежду по лекалам, спроектированным таким методом, можно шить без промежуточных примерок.

Эксплуатационные требования к одежде

Эксплуатационные требования заключаются в удобном условия носки и надёжности изделия в эксплуатации. Удобство в носке создаётся за счёт правильности выбора припусков, размеров и положения деталей материала.

Надёжность то есть безопасная служба в заданных условиях в течение срока до машинно-морального или физического износа, обеспечивается за счёт правильного выбора материалов в соответствии с значением изделия, использованием различных прокладок, кромок, технических обработок.

Эстетические требования включают в себя художественное оформление, подбор материала по цвету, рисунку, отделке, соблюдение пропорций частей одежды.

Производственные требования, направлены на обеспечение приготовление одежды с рациональным использованием материалов и трудоёмкости обработки. Это способствует снижению себестоимости изделия и повышению эффективности производства. Экономически модель по расходу материалов обеспечивается при разработке конструкции модели, снижение потерь при обработке изделия в швейном цехе, минимальной трудоёмкости обработки достигается за счёт технологии, прогрессивных новых материалов, высокопроизводительного оборудования.

В техническом описании одежды модели изделия даётся общая характеристика изделия конструкций изделий в следующем порядке:

  • вид и назначение модели
  • вид основного материала, цветовой гаммы
  • силуэт
  • покрой
  • вид застёжки
  • характеристика основных деталей (перед, спинка, рукав, воротник)
  • отделка
  • рекомендации размера и роста полнотной группы

Общие сведения о конструкции одежды

Конструкция одежды опирается формой и количеством деталей, строением и расположением её швов и узлов. Характер конструкции одежды можно различать по нескольким признакам: внешние формы, конструктивное построение оси частей, вид соединения швов, вид материала.

Силуэт - плоскостное изображение, очертания, передаваемое классическим силуэтом является прямой, прилегающим в отдельные периоды становления модными и другими силуэтами. К основным признакам покроя плечевой одежды относится покрой рукава, членение основных деталей продольных линий (рельефы), поперечных (соединений лифа с юбкой) швами. Основным покроем рукава является втачной, реглан, цельновыкроенный. В свою очередь втачной рукав имеет две разновидности: обычный и рубашечный покрой.

Ниточные соединения деталей одежды

При изготовлении одежды используют несколько способов соединения деталей и обработка их краев: ниточный, клеевой, сварной, комбинированный.

При ниточном способе детали скрепляются ручным стежком или машинной строчкой.

В клеевых швах, материал скрепляют клеем в виде плёнки, порошка, нити.

В сварных швах используют термопластические свойства синтетических и пленочных материалов.

Стежок - один элемент структуры, полученный при ниточном способе между двумя последующими проколами материала и иглой. При без ниточном соединении - между контактами инструмента с соединением деталей.

Строчка - последовательный ряд стежков.

Шов - последовательный ряд стежков на материале в один или несколько слоев.

Стежки и строчки бывают: машинные, ручные, сквозные, потайные.

Новшества в производстве одежды

Основные направления внедрения ИТ-технологий в швейной промышленности - автоматизированное проектирование моделей одежды и автоматизированный раскрой.

Последнее время активно используются САПР (система автоматизированного проектирования , CAD) - программа, создающая базовые и модельные конструкции, их лекала. Позволяет создавать градацию по размерам, составляет схему эффективной схемы раскладки лекал на материале, создаёт 3D-модель, помогает специалистам-технологам составить технологическую документацию.

Следующие автоматизированные устройства упрощают составление лекал и раскрой:

  • Фотодигитайзер - устройство, позволяющее преобразовывать бумажные лекала в электронный вид.
  • Бодисканер - устройство для сканирования фигуры человека для дальнейшего составления 3D-модели. В сочетании с САПР позволит составить лекала по индивидуальным меркам.
  • Автоматизированный раскройный комплекс - устройство, осуществляющее автоматический раскрой материала (ткани, кожи) при помощи лазера или роликового ножа по заданной программе.

В производстве трикотажной одежды используются программируемые вязальные машины, облегчающие задачу конструктора-модельера и позволяющие создавать более сложные рисунки-переплетения.

Постоянно совершенствуется и смежная область - ткацкое производство, осваивая новые натуральные волокна (бамбук, крапива), совершенствующая состав тканей (смешение натуральных и синтетических волокон позволяет добиться интересной фактуры ткани, повысить прочность, истираемость, эластичность ткани), разрабатывает новые составы для обработки ткани (несминаемость, стойкость к загрязнениям и влаге).

Экономика одежды

Согласно исследованию , проведённому в 1997 году, одежда, проданная в магазинах за 10 евро, фактически будет иметь, самое большее, себестоимость производства всего в 3 евро. А стоимость одежды будет распределена следующим образом:

Процентные границы зависят от количества посреднических звеньев между производством и конечным потребителем. Поэтому некоторые бренды полностью контролируют цепочку создания стоимости от производства (с собственными фабриками) до распределения (со своими магазинами или через интернет).

Большинство текстильных изделий производится в странах третьего мира, и особенно в Азии. Некоторые из используемых для производства одежды материалов относятся к числу наиболее загрязняющих веществ. Например, хлопковое сельское хозяйство использует 28 % мировых пестицидов , на около 2,5 % всех обрабатываемых земель. Кроме того, условия труда и заработная плата основных работников в этой отрасли часто являются самыми низкими.

Похожие публикации