Детская развивающая методика «Буквограмма»: отрицательные отзывы и положительные. Инновационная программа обучения детей

© Шишкова С. Ю., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2017

* * *

Об авторе

Шишкова Светлана Юлиановна – кандидат психологических наук, семейный психолог, нейропсихолог. Автор, учредитель и генеральный директор Психологического Центра гармоничного развития личности «ДОМ» в г. Москве. «ДОМ» – это Дети, Отец, Мать.

Автор и ведущая развивающих и обучающих программ для детей, родителей, педагогов и психологов. Руководитель программ по подготовке и стажировке будущих практических психологов. Преподаватель ведущих вузов г. Москвы. Автор и ведущая всероссийских проектов «Живое русское слово» и «Пишем вместе книгу „Лодка“». Эксперт проекта «Социальная адаптация воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы».

В течение двадцати лет ведет частную практику и занимается исследованиями в области индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи детям и взрослым.

Предисловие

Многие дети испытывают трудности в письменной и устной речи. Многие не хотят читать. Это настоящая беда нашего времени, об этом знают практически все родители школьников.

Нынешняя система обучения письму и чтению, основанная на принуждении и давлении на ребенка, приносит свои печальные результаты. Не желающих читать и не умеющих писать становится все больше и больше.

В свое время я, как и многие родители, пыталась решить проблемы письма и чтения у своих детей. У меня два сына, они уже взрослые, выросли. Учатся в вузе, работают, проявляют себя в творчестве, одним словом, успешные молодые люди.

Но все начиналось непросто… Ребята не так рано, как хотелось бы, начали говорить. Ходили в логопедическую группу в детском саду, занимались с логопедом. К первому классу недочеты в речи исчезли, дети стали говорить чисто. Но в середине первого класса начались первые сложности, связанные с письменной речью. Затем оценки по чтению и письму стали снижаться, появились замечания в дневнике, желание идти в школу у мальчишек поубавилось.

Вместе с учителем мы думали: что же делать? Как справиться с нежеланием читать, медленной скоростью написания диктантов и классных работ, постоянными заменами или пропусками букв, недописыванием слов, ужасным подчерком? Учитель объясняла это невнимательностью, неумением сосредоточиться, ленью. На вопрос: «Как решить эти проблемы?» – она мне дала следующие рекомендации: выполнять работу над ошибками, прописывать неправильно написанные слова по целой строке, переписывать полностью работы, учить правила и читать, читать, читать… Мы все это старательно выполняли, однако ситуация только ухудшалась.

Тогда я задумалась: почему же так происходит? Я подвергла серьезному анализу дошкольный период своих сыновей и опыт обучения в начальной школе. Постепенно, шаг за шагом, стала выстраиваться программа действий, нацеленная на то, чтобы научить детей правильной письменной и устной речи. Так и появилась методика «Буквограмма – в школу с радостью».

С 1995 года учителя, воспитатели, психологи г. Москвы стали применять данную методику для коррекции речи у детей. Экспериментально проверили этот прием, что и послужило поводом для публикации данной книги.

Педагоги начальных классов, а также заинтересованные родители успешно используют этот практический материал для достижения высокого уровня письменной и устной речи у своих детей и учеников. Книга является ключевой частью методик «Буквограмма от 0 до 3 лет» и «Буквограмма от 3 до 6 лет».

Выражаю искреннюю благодарность рецензентам рукописи: доктору психологических наук, профессору Сорокоумовой Е. А., кандидату психологических наук Вороновой А. А., кандидату педагогических наук, доценту Черниковой Н. В. Огромное спасибо моей семье: моей маме, воспитателю с 40-летним стажем Золотопуповой В. Г., папе Золотопупову Ю. П., методисту по начальной школе Пономаревой М. Ю., моему мужу и отличному отцу Шишкову А. А. за ценные советы и поддержку и, конечно, моим сыновьям Артему и Павлу, без которых данной программы бы не получилось.

Часть 1. Принципы построения программы «Буквограмма – в школу с радостью»

1. Как понять, подходит ли программа ребенку?


Буквограмма» – это методика по развитию и коррекции и письменной, и устной речи у детей с 5 до 14 лет. Методика опирается на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В ее основу положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи и приемы обучения детей. Методика апробирована в группах детей дошкольного и школьного возраста. При этом все обучаемые дети научились читать и писать слова, словосочетания и предложения.

Практически все задания методики построены в форме игры или с учетом игровых моментов. Методика полностью адаптирована к использованию неспециалистами и рассчитана на индивидуальное обучение детей или обучение в небольших группах (не больше трех человек). В книге представлена последовательная система занятий с упражнениями, которая в простой и доступной форме позволяет правильно формировать письменную речь у детей. Результаты исследований автора проблемы нарушения речи у современных детей представлены просто и понятно, чтобы каждый родитель мог вовремя помочь своему ребенку. Учителя, используя интересные упражнения из этой книги, получат полезный материал по устранению дисграфии и дизлексии у своих учеников, а также поймут причину нелюбви современных детей к чтению.

Сугубо практическая направленность книги позволяет использовать ее на уроках в начальной школе, для самостоятельной работы ребенка, для занятий родителей с ребенком. Все упражнения носят развивающий характер, что, безусловно, делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагога.

В случае использования «Буквограммы» на уроках каждый ученик должен иметь свое пособие и, конечно, собственный экземпляр необходим педагогу.

Если вы знаете, что у ребенка есть проблемы с чтением, письмом – используйте методику «Буквограмма – в школу с радостью» для коррекции сложностей. Данную методическую систему также можно использовать при изучении любого иностранного языка. Занимаясь по «Буквограмме», ваши дети и ученики полюбят читать книги и будут не только успевающими, но и успешными.

Методика «Буквограмма» направлена на:

Формирование письменной и устной речи детей;

Коррекцию безграмотности;

Развитие фонематического слуха;

Развитие ориентации в пространстве;

Профилактику дисграфии.


В процессе занятий используются приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, межполушарное взаимодействие, сенсомоторную коррекцию, что поможет ребенку справиться с такими проблемами , как:

Замена букв при чтении и письме;

Пропуск букв;

Перестановка букв;

Слияние нескольких слов в одно;

Сложности с освоением иностранного языка;

Зеркальное написание букв и цифр;

Неправильное определение направлений

«право» и «лево».


Также программа нацелена на:

Повышение работоспособности;

Улучшение мозгового кровообращения;

Развитие двигательной, пространственной сферы;

Становление адекватной схемы тела и образа физического Я;

Развитие мелкой моторики;

Улучшение саморегуляции и произвольного контроля;

Улучшение функционирования мозговых структур;

Усвоение школьной программы (письмо, чтение, математика);

Выстраивание пространственных представлений («лево» – «право», «над» – «под», «за» – «перед»).


На что родителям стоит обратить особое внимание:

Если ребенок левша;

Если он – переученный правша;

Если ребенок был в логопедической группе;

Если в семье говорят на двух или более языках;

Если ребенок слишком рано пошел в школу;

Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;

Если вы отмечаете указанные выше проблемы у своего ребенка или ученика, если ищете пути их решения и стремитесь к гармоничному развитию ребенка, то данная методика не только подходит, но и просто необходима вам для занятий с ребенком.

Содержание статьи:

Настольная детская игра «Буквограмма» - это не просто развлечение, но и коррекция, развитие детей и членов всей семьи. Заниматься ей вместе с детьми интересно, но при этом вы улучшите их речевые навыки и умственные способности, научите их общаться со сверстниками и старшими, гармонизируете отношения в семье. Основана «Буквограмма» на трех методиках: для дошкольников от 3–х, для школьников от 7 лет, для подростков от и после 14 лет. Автором идеи является психолог (кандидат наук, доцент) С.Ю.Шишкова, которая получила много благодарственных писем, грамот и сертификат о полезности и безопасности этой настольной игры, девиз которой «играй обучаясь - обучайся играя».

Полезные навыки с «Буквограммой»

Пока малыши растут, их необходимо снабжать разными-разными игрушками: что-то из этого помогает видеть мир красочным, облаченным в форму, помогает окружающее чувствовать, а что-то учит общению и пониманию. Для каждого возраста требуется свой предмет для изучения, поэтому занимательных вещиц должно быть как можно больше. Чтобы воспитать вундеркинда, нужны специальные занятия, но для общего развития можно воспользоваться предметами, которые подходят всем (в том числе взрослым). Одной из занимательных настольных игр, которая пойдет на пользу всей семье, считается развивающая и коррекционная «Буквограмма». Это не для спортивного развития игра, но для умственного, она так и называется - настольная. Первое, что предмет потребует от вас - внимание, тогда интерес захватит всех участвующих в «развивашке».

Самый начальный этап настольной игры «Буквограмма» предназначена для ребят в возрасте от трех лет. Методика «3+» дает возможность родителям:

В дороге «Буквограмма» отличное занятие, чтобы с интересом скоротать время, пообщаться, поучиться. При этом формат настольной игры квадратный и очень удобный для того, чтобы ее брать с собой.

Среди тех, кому настольная игра необходима прогрессивные воспитатели, педагоги-новаторы, психологи, заботливые родители и любящие бабушки и дедушки.

Автор методик и игры «Буквограмма»


При разработке методики воспитания и развития «Буквограмма» применялись исследования и новейшие достижения отечественных и зарубежных авторов, логопедов, дефектологов, нейропсихологов, детских психологов. Их изучила и применила в своих трудах одна умная женщина - кандидат психологических наук, доцент Светлана Юлиановна Шишкова.

Светлана Юлиановна не теоретик в вопросах воспитания и обучения, а самый основательный практик:

  • независимый эксперт в сфере психологии, дефектологии и логопедии при Московском центре образовательного права;
  • специалист в семейных отношениях и по работе с детьми;
  • генеральный директор социально-психологического центра развития личности «Дом» г.Москва;
  • соавтор проектов «Пишем вместе книгу», «Живое русское слово», «Россия и мир: вчера, сегодня, завтра» и многих других;
  • участница телевизионных передач.
Настольная игра «Буквограмма» использует инновационные методики Шишковой С.Ю. и элементы из них. Для преподавательской и воспитательной деятельности можно пользоваться ее методиками, а можно их дополнить игрой-развивашкой. Она сделает ваши занятия увлекательнее и подкрепит уже пройденный материал занятий.

Результат применения методики настольной коррекционной игры


«Буквограмма» делится на различные жизненные циклы: от 3–х лет, от 7–ми и от 14–ти лет. Поэтому в каждом возрасте она развивает свой (последующий) присущий возрасту уровень памяти, внимания, пространственных отношений - это высшие психические функции человека.

Занимая ребенка на несколько часов, вы оказываете влияние на интеллектуальное, эмоциональное и психологическое развитие. Занимаясь вместе (семьей) по методике «Буквограмма» вы поднимаете ваши отношения на более высокий уровень, учитесь общению или улучшаете коммуникацию «младшие-старшие». Это не требует усилий и много времени, всё происходит в процессе игры, занятия, развлечения.

Абсолютно естественным путем развиваются действия и ощущения.

Светлана Шишкова

Буквограмма. От 3 до 6. Развиваем устную и письменную речь у дошкольников. Уникальная комплексная программа развития малышей

© Шишкова С. Ю., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

* * *

Предисловие

Самый чудесный и плодотворный период в развитии ребенка – это дошкольный возраст. В этой книге мы не только рассмотрим важные моменты в жизни ребенка от 3 до 6 лет, но и представим уникальные приемы его гармоничного воспитания и развития.

У меня два сына, они уже взрослые и успешные. Когда они были дошкольниками, от меня требовалось большое усердие и терпение в вопросах их развития и подготовки к школе. Мне, конечно, помогали не только знания психологии и нейропсихологии, но и практические советы моей мамы, воспитателя детского сада, педагога с тридцатилетним опытом, которым она щедро делилась со мной. Забота, внимание и творческий подход к воспитанию моих сыновей обеспечили их успешное развитие в дошкольном возрасте и в будущем. Обобщив знания, информацию, опыт, я нашла ответы на многие вопросы.

Нужно ли отдавать ребенка в 3 года в детский сад или лучше повременить?

Что делать, если мой ребенок очень сильно плачет, когда идет в садик?

Почему малыш очень любит хлеб и мучные изделия?

Как развивать речь малыша, чтобы он мог результативно общаться и со сверстниками, и со взрослыми?

Когда же нужно начинать учить ребенка читать?

Если ребенок настойчиво требует гаджеты для игры, стоит давать или нет?

Мой малыш хочет всеми руководить, но с ним никто не играет. Что делать?

Как понять, готов мой ребенок к школе или нет?


Накопленными знаниями и опытом я с удовольствием поделюсь с вами, дорогие родители, бабушки и дедушки, уважаемые воспитатели и учителя.

Методика «Буквограмма» появилась в 1995 году. С тех пор она помогла многим родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своих детей.

Общаясь с родителями дошкольников, важно было им объяснить принципы развития и особенности нервной системы их ребенка. Когда я консультировала родителей трехлеток, наше внимание было сосредоточено на принципах включения устной речи ребенка, построения фраз, а также развития коммуникативных навыков. Родители шестилеток более всего были озадачены подготовкой ребенка к школе.

Наиболее интересные идеи «Буквограммы» – методики по гармоничному развитию детей от 3 до 6 лет – применялись в детских развивающих центрах и детских садах г. Москвы.

Как продуктивно работать с этой книгой?

Книга имеет несколько разделов. Первый раздел посвящен общим принципам развития детей от 3 до 6 лет. Здесь вы найдете принципы развития девочек и мальчиков, узнаете о влиянии и роли отца и матери в жизни ребенка, сможете провести экспресс-диагностику готовности вашего ребенка к школе, получите конкретные рекомендации по решению выявленных проблем.

В следующем разделе предложены последовательные занятия с ребенком по авторской системе «Буквограмма». Обратите внимание, неспроста занятия называются истории . Очень важно развивать у ребенка стремление к знаниям и учебе.

В конце книги даны приложения, которые помогут вам понять, на что направлены упражнения, чтобы наиболее эффективно заниматься с ребенком.

Ведите дневник развития ребенка, заполняйте его, отмечайте сильные и слабые стороны в развитии малыша. Сравнивайте параметры развития вашего ребенка с таблицами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), но не забывайте, что каждый ребенок индивидуален.

Готовя ребенка к поступлению в начальную школу, помните, что необходимо подбирать для ребенка учителя, который сможет раскрыть его потенциал, поможет ему полюбить процесс обучения и создаст маленькому ученику так необходимую ситуацию успеха.

Составьте для своего малыша индивидуальную карту его развития на 1 год.

А если у вас появятся вопросы или возникнет необходимость профессиональной диагностики, консультации, терапии, то вы всегда можете обратиться ко мне, в Психологический центр «ДОМ»: www.spcdom.ru в Москве или написать по электронной почте

Выражаю искреннюю благодарность рецензентам рукописи: доктору психологических наук, профессору Овсяник О. А., доктору педагогических наук Шишову С. Е.

Также хочется выразить слова признательности детскому спортивному психологу Курамшиной Е. В., психологу-педагогу Кондрахиной А. П., логопедам Комаровой О. В. и Извековой Е. В. за активное участие в подготовке написания книги, за апробацию упражнений на практике.

Благодарю за творческие идеи, поддержку, веру в результат креативного директора компании ООО «Луиджи Групп» Гусарова А. К.

От всей души благодарю моих родителей Золотопуповых Юлиана Павловича и Валентину Гавриловну за тепло и любовь, которые они дарили не только своим детям, но и всем людям. Поддержка, помощь и вера всегда исходили от моей семьи, от мужа и сыновей Шишковых Артема и Павла.

Желаю всем продуктивного, интересного, позитивного чтения. Играя с детьми, вы помогаете им обучаться и развиваться. Открывая в своих детях таланты, помогайте им становиться сильнее, умнее и, конечно, добрее!

Раздел 1. Все о детях в возрасте от 3 до 6 лет

1. Физическое и психическое развитие ребенка


Дошкольный возраст самый удивительный, самый продуктивный. Ребенок развивается с необыкновенной скоростью. В период от 3 до 6 лет малыш попадает на первую социальную ступень – в детский сад, он уже готовится стать школьником и ходит на подготовительные занятия. Многие родители думают, вести ребенка в сад или нет. Достаточно проработав психологом в детском саду и в школе, могу ответственно сказать – обязательно ведите ребенка в детский сад! В этом вопросе важно учитывать индивидуальные особенности малыша, его физическое и психическое развитие, направление и программу, по которой работает детский сад, и, конечно, личностные особенности воспитателя, который будет заниматься с вашим малышом. Именно в этом возрасте определяются задатки и способности ребенка к определенным видам спорта, творчеству, искусству, а взаимодействие с воспитателями и сверстниками поможет быстрее раскрыть таланты вашего малыша. И если вашему ребенку от 3 до 6 лет, сделайте все возможное, чтобы заложить крепкий фундамент его способностей, физического и психического здоровья, воли и мотивации.

генеральный директор Шишкова Светлана Юлиановна

Успевать - быть успешными - стать преусевающими

Профессия: генеральный директор Психологического Центра "ДОМ", психолог

Профессиональные интересы: нейропсихология, детская психология, семейная психология, арт-психология

Увлечения: творчество, йога

Регион: Москва

Населенный пункт: Москва

Звание, ученая степень: кандидат психологических наук

О себе

Занимаюсь психологическим направлением как для населения, так и для специалистов работающих с детьми.

Направления профессиональной деятельности:

Психологическое сопровождение детей, родителей, педагогов
реализация комплексных программ психологической поддержки педагоов, учителей, работников образовательных учреждений

Развитие, формирование, поддержка психического, физического и духовно-нравственного здоровья детей, подростков и их родителей;
раскрытие врожденных способностей.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мой взгляд на мир

Уметь переключаться.

Ценить каждый миг жизни.

Творить добро.

Позитивное восприятие и сострадание.

Мои достижения

1. Создание семьи и рождение, воспитание сыновей.

2. Защита кандидатской диссертации.

3. Открытие Психологического Центра "ДОМ".

4. Создание Всероссийских проектов "Живое Русское Слово" и "Пишем вместе книгу. Лодка."

Публикации:

1. Шишкова С.Ю. Изучение педагогической направленности учителя на успеваемость учащихся// Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Социология и управление персоналом». №2 (40)., М., 2008. с.175-178.
2. Шишкова С.Ю. Успеваемость учащихся как проблема профессионально-педагогической направленности учителя// Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Социология и управление персоналом». №4 (42)., М., 2008. - с.110-113.
а также:
3. Шишкова С.Ю. Психологические представления о готовности ребенка к обучению в школе /С.Ю. Шишкова// Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Научные труды МГИ им. Е.Р. Дашковой /Отв. Ред. Л.В. Тычинина. – М.; МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003. – С. 333-346.
4. Шишкова С.Ю. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, как одна из составляющих проблемы школьной неуспеваемости /С.Ю. Шишкова// Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Научные труды МГИ им. Е.Р. Дашковой / Отв. ред. Л.В. Тычинина. – М.; МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2004.
5. Шишкова С.Ю. Сравнительный анализ позиции лидера и руководителя /С.Ю. Шишкова//Акмеологические основы деятельности психолога в образовательных учреждениях. Материалы выездной учебы психологов образовательных учреждений Южного округа г. Москвы /Под ред. Гнездиловой О.Н. – М.; 2004. – С. 18-21.
6. Шишкова С.Ю. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста с проблемами в обучении. Материалы модульных курсов Южного округа г. Москвы / Под ред. Константиновой А.М., Гнездиловой О.Н. – М.; 2005. – с. 85.
7. Шишкова С.Ю. Руководство, лидерство и стили руководства /С.Ю. Шишкова// Современные проблемы экономики и менеджмента. Вып. 5 /Под. ред. В.И. Дорофеева. – М.: НИИЭИСС, 2005. – С.12-14.
8. Шишкова С.Ю. Профессиональная ориентация и профессиональное консультирование: Программа учебной дисциплины и методические рекомендации по ее изучению. – М.; МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2005. С. – 20.
9. Шишкова С.Ю. Нейропсихология: Программа учебной дисциплины и методические рекомендации по ее изучению. – М.; МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2007. С. 20.
10. Шишкова С.Ю. Профессионально-психологическая направленность педагога как предмет исследования /С.Ю. Шишкова// Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Проблемы психологии и межкультурной коммуникации / Отв. ред. Л.В. Тычинина и З.В. Ивановский. – М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2007. – С. 62-67.
11. Шишкова С.Ю. Профессионально-психологическая направленность учителя как одна из составляющих успеваемости учащихся /С.Ю. Шишкова// Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: филологические науки и проблемы образования /Отв. ред. Л.В. Тычинина и З.В. Ивановский. – М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2008. – С. 234-246.

Родители мечтают, чтобы их ребенок рос умным, сообразительным, успешным. Однако в последнее время все чаще встречаются дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, логопедическими проблемами, дисграфией. Им трудно дается школьная программа, они отстают от сверстников, что ведет к низкой самооценке, нежеланию учиться, проблемам в школьном коллективе. Специально для таких ребятишек психолог С. Ю. Шишкова разработала развивающую методику под названием "Буквограмма". Отзывы родителей помогут нам разобраться, насколько полезен этот курс для отстающих детей.

Кому подходит?

Современные мамы и папы начинают развивать малышей с пеленок. Они готовы приобретать обучающие игрушки, книжки с заданиями, красочные азбуки и новые методики. Одной из развивающих программ является "Буквограмма".

Отзывы родителей свидетельствуют, что ее покупают детям самых разных возрастов. Особо тревожные мамы приобретают курс для неговорящих малышей 1,5-2 лет. Методика работы с такими крохами рассмотрена в отдельной книге "Буквограмма. От 0 до 3". Автор подробно расписывает систему комплексных занятий, направленных на развитие интеллекта, речи, памяти и внимания малыша.

Но по незнанию родители заказывают не книгу, а основной курс на сайте, платят деньги и убеждаются, что на диске про эту возрастную группу информации нет. Игры для детей постарше крохе пока недоступны. В результате на форумах появляются отрицательные отзывы.

Не делайте таких ошибок. Основной курс разделен на три части:

  • для дошкольников от 3 до 7 лет;
  • младших школьников от 7 до 14 лет;
  • для подростков с 14 лет.

Главная задача методики - помочь тем детям, которые испытывают трудности в овладении грамотным письмом и чтением. Сюда относятся ребятишки:

  • с логопедическими проблемами;
  • отставанием в развитии;
  • дефицитом внимания;
  • гиперактивностью;
  • плохой успеваемостью.

Также "Буквограмма" обещает помочь маленьким билингвам и левшам, в том числе переученным писать правой рукой.

Об авторе

Прежде чем заказать ту или иную методику, необходимо убедиться, что она разработана профессионалами. Это касается и курса "Буквограмма". Отзывы родителей показывают, что не все знакомы с ее автором, С. Ю. Шишковой. Хотя выступления Светланы Юлиановны при желании можно увидеть по телевизору или услышать на радио.

Шишкова является кандидатом психологических наук. Кроме того, она генеральный директор центра развития личности "Дом". Более 20 лет женщина занимается семейной терапией, а также коррекционной работой с детьми разных возрастов. К ней обращаются для того, чтобы:

  • развивать память и внимание ребенка;
  • скорректировать работу головного мозга, нервной системы малыша;
  • помочь отпрыску адаптироваться в детском саду, школе;
  • выбрать будущую профессию, исходя из индивидуальных особенностей подростка;
  • избавиться от излишней тревожности;
  • помочь маленькому левше;
  • решить конфликтные ситуации;
  • нормализовать отношения детей и родителей.

Шишкова - участник крупных проектов, таких как "Живое русское слово", "Пишем вместе книгу". Ее статьи публикуются в газетах и профессиональных сборниках. Курс "Буквограмма" был разработан ею в 1995 году при поддержке психологических и медицинских институтов, центров.

С тех пор программа была протестирована как на дошкольниках, так и на подростках. Она подходит здоровым детям, а также ребятишкам с отклонениями (гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и др.). Отзывы о "Буквограмме" Шишковой доказывают, что даже в возрасте 12-13 лет при условии регулярных занятий можно улучшить технику чтения, исправить проблемы с устной речью, повысить грамотность письма.

Как работает развивающая "Буквограмма"?

Отзывы некоторых родителей о программе негативны. Их смущает тот момент, что в курсе "все понамешано". Здесь можно найти не только игры с буквами, но и упражнения для глаз, задания на координацию движений, работу с дыханием. На занятии дети развивают мелкую моторику, внимание, коммуникативные навыки. Мамам и папам, учившимся в советской школе, все это непривычно.

Им ближе стандартные учебники, тексты про маму, моющую раму, и задание вставить пропущенные буквы. Таких родителей просто понять: нам всем свойственно судить о других людях по себе. Если я научился грамотно писать по традиционной системе, то и мой ребенок сможет. Неудачи в школе списываются на лень, нежелание учиться. Чадо из-под палки усаживают за книжки, заставляют переделывать домашнюю работу снова и снова и н не догадываются, что причина отставания может крыться не в лени, а в индивидуальных особенностях ребенка. Дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, умственной недоразвитостью не умеют долго сосредоточиваться на одном задании. Им требуется частая смена видов деятельности, специальные упражнения для развития концентрации, стимулирование работы головного мозга. В школе этому не уделяется внимание.

Зато такие моменты учтены в методике "Букваграмма". Отзывы свидетельствуют: она отлично подходит для неусидчивых, рассеянных детей. Дыхательные и физические упражнения усиливают приток кислорода к головному мозгу. Задания на развитие мелкой моторики влияют на речевой центр. По истечении какого-то времени ребятишки становятся более собранными, внимательными, быстрее справляются со школьными заданиями.

Обзор методики "Буквограмма"

Отзывы родителей и педагогов показывают: одним из главных преимуществ курса является возможность использовать его как для трехлетки, так и для ученика средней школы. Возрастные особенности учитывается. Программа делится на три части:

  1. Для малышей старше трех лет. В этом возрасте дети очень непоседливы, их трудно усадить за книжку. Зато они любят играть, чем и предлагает заняться Шишкова. Особенно ценны задания для детей с задержкой речевого развития, маленьких "молчунов". Занятия помогают справиться с аутичным поведением, гиперактивностью, учат сосредоточиваться. Также незаметно прививается интерес к алфавиту, чтению.
  2. "Буквополия" для детей с 7 лет. Все задания преподносятся в игровой форме, поэтому интересны ребенку и дают возможность отдохнуть после школьных уроков. Реальные отзывы родителей о "Буквограмме" свидетельствуют, что новой информации в рамках курса школьники практически не получают. Зато активно пополняется их словарный запас, развивается речь, внимание, память, коммуникативные навыки, творческие способности, совершенствуется техника чтения.
  3. "Театр" для подростков от 14 лет. На первый план здесь выводится социальная адаптация, умение выстраивать доброжелательные отношения со своим окружением. Также занятия формируют мотивацию к учебе, поднимают самооценку, помогают подростку стать организованным, учат справляться со вспышками агрессии.

Как заниматься?

Курс представляет собой 20 готовых занятий, которые расписаны шаг за шагом. Также к нему в качестве бонуса прилагаются дополнительные упражнения, система для запоминания таблицы умножения, терапевтические истории. Предполагается, что с ребенком будет заниматься взрослый. Это могут быть родители или родственники малыша, педагоги, логопеды, психологи.

Никакого специального оборудования не требуется, чтобы начать обучение по методике "Буквограмма". Отзывы родителей свидетельствуют, что все материалы и так есть в квартире. Это бумага, ручка, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Родителям следует заранее подготовиться к уроку, выучить его последовательность. Все материалы лучше распечатать на принтере, так как детям трудно воспринимать информацию с экрана компьютера. Важно заниматься ежедневно, без пропусков. По замыслу автора на это должно уходить полчаса. Чтобы материал хорошо усвоился, одно занятие можно повторно проходить от 2 до 5 раз.

Не всем удается достичь хороших результатов, правильно выстроить обучение по курсу "Буквограмма". Отзывы тех родителей, которые смогли помочь своему ребенку, содержат рекомендации по правильной организации занятий. Они советуют учесть следующие моменты:

  • Уроки должны проходить в игровой форме, быть интересны детям. Принуждение недопустимо.
  • Во многом мотивация ребенка определяется отношением взрослого к программе. Если маме интересны предложенные игры, если в них с удовольствием участвуют другие члены семьи, то и ребенок включается в процесс.
  • Пропуски занятий ведут к регрессу. Если времени на полноценный урок нет, найдите несколько минут и сделайте хотя бы 1-3 упражнения.
  • Важно, чтобы ребенок сосредоточивался только на выполняемом задании. Уберите все раздражители: телефон, телевизор, ноутбук, игрушки. Не отвлекайтесь сами, попросите членов семьи не мешать вам.
  • Не перескакивайте через занятия, идите четко по расписанному плану.

Какие результаты обещает автор программы?

Что даст вашему ребенку "Буквограмма"? Отзывы показывают, что ее приобретают с самыми разными целями. Многие рассчитывают помочь своим особым деткам с освоением школьной программы, адаптацией в обществе. Покупают курс и родители здоровых детей для обучения чтению, дополнительного развития, исправления троек по русскому языку.

В результате по замыслу С. Ю. Шишковой ваше чадо:

  • станет более внимательным, усидчивым, организованным;
  • научится выполнять инструкции;
  • сможет усваивать учебный материал легче и быстрее;
  • заинтересуется учебой, чтением;
  • научится грамотно говорить и писать;
  • разовьет коммуникативные навыки;
  • поверит в свои силы и способности;
  • улучшит отношения с членами семьи, сверстниками.

Причем первые улучшения можно будет заметить уже через месяц регулярных занятий.

Отзывы специалистов

Более 20 лет логопеды, психологи, учителя используют в своей работе "Буквограмму". Отзывы людей, занимающихся с детьми профессионально, заслуживают доверия. Результаты их работы официально зафиксированы, приведены в процентном выражении. Давайте познакомимся с ними.

Стоит отметить, что профессионалы ценят курс за его комплексный подход. Он используется для коррекции в логопедии, дефектологии, неврологии, педагогике, нейропсихологии. Подчеркивается его особая эффективность при работе с дошкольниками 3-6 лет, имеющими отклонения в развитии. Своевременная помощь в этом возрасте позволяет детям избежать множества проблем в школе, способствует адаптации в коллективе.

Доказано, что общий уровень развития во время занятий по программе повышается:

  • на 21 % у больных ДЦП;
  • 45 % у детей с минимальной мозговой дисфункцией;
  • 53 % у малышей, страдающих задержкой психического развития;
  • 67 % у ребятишек с недоразвитием речи;
  • 69 % у маленьких аутистов;
  • 78 % у детей с задержкой речевого развития;
  • 82 % у гиперактивных малышей с дефицитом внимания.

Методика успешно решает проблемы рассеянного внимания, укрепляет незрелую нервную систему, развивает процессы саморегуляции, убирает трудности в запоминании новой информации.

Учителя школы также используют на уроках элементы развивающей методики "Буквограмма". Отзывы подтверждают это. Особенно полезным оказывается курс для молодых педагогов. Использование приемов из нейропсихологии на уроках повышает заинтересованность детей, способствует дозреванию отделов мозга, отвечающих за речь, грамотное письмо, саморегуляцию. "Буквограмма" хорошо воспринимается учащимися школ V, VII и VIII видов. Она получила официальное одобрение Ассоциации практических психологов и коучей.

Успешный опыт родителей

Любой взрослый человек без дополнительной подготовки может заниматься с ребенком по развивающей методике "Буквограмма". Отзывы родителей подтверждают это. Она отлично подходит для домашнего использования, ее можно сочетать с курсами психокоррекции, занятиями у логопеда. Многим мамам нравится, что программа подходит для детей разных возрастов. С ее помощью можно одновременно подготовить к школе младшего ребенка и справиться со школьными проблемами старшего.

Дети с удовольствием включаются в занятия. Им нравится выполнять необычные упражнения, писать буквы на схемах, в воздухе. Ребята постарше нередко становятся учителями младших братишек и сестренок. Общая игра способна сплотить семью. Родители отмечают, что теперь они больше общаются с детьми, с пользой проводят время. Нередко курс заменяет собой репетиторов, а значит, экономит семейный бюджет.

  • помогает весело выучить буквы, научиться читать дошкольникам;
  • развивает усидчивость и внимание у подвижных, часто отвлекающихся ребятишек;
  • застенчивые малыши становятся более общительными;
  • повышается мотивация к обучению;
  • школьники легче запоминают новый материал, быстрее справляются с уроками;
  • улучшается техника чтения;
  • при письме допускается меньше ошибок;
  • повышается успеваемость.

Особенно полезен курс для детей с нарушениями речи, легким отставанием в развитии, левшей, которые обучаются в обычной общеобразовательной школе. На уроке учителя не могут обеспечить им индивидуальный подход, так как в классе слишком много учеников. Домашние занятия становятся палочкой-выручалочкой. "Буквограмма" мягко и непринужденно скорректирует работу головного мозга, нервной системы ребенка, разовьет пространственное мышление. Очень скоро педагоги замечают положительные изменения, дети начинают потихоньку догонять одноклассников.

Отрицательные отзывы родителей

"Буквограмма" по заверению распространителей курса подходит всем ребятишкам без исключения. Так ли это на самом деле? На просторах Интернета можно найти немало отрицательных отзывов. Разделим их на несколько групп.

  1. "Это очень дорого". Признаем, что семейные бюджеты могут сильно отличаться в зависимости от социального положения родителей, региона проживания и других факторов. Не все могут позволить себе приобрести этот курс, хотя автор предлагает хорошую скидку при быстром оформлении заказа. К тому же многие люди привыкли скачивать нужные книги и программы бесплатно на пиратских сайтах. Любители халявы уверены, что разработчики курса пытаются обогатиться за их счет. Бесполезно убеждать их в обратном.
  2. "Надо готовиться к занятиям". Участие взрослого - необходимое условие курса "Буквограмма". Реальные отзывы показывают, что не все родители могут выделить полчаса в день на игры с ребенком. Занятым мамам и папам проще включить развивающую игру на компьютере, чтобы малыш обучался без их участия. При таком подходе купленная программа оказывается закинутой на полку, а деньги - выкинутыми на ветер.
  3. "Это не поможет". Успех занятий во многом зависит от отношения к ним родителей. Если взрослый по каким-то причинам не доверяет разработчику программы или применяемым в ней методам, то толку от уроков не будет. Ребенок быстро считает родительский настрой и начнет саботировать занятия. Сейчас разработано много развивающих методик. Вы можете выбрать ту, которая ближе именно вам. Когда родителю интересно заниматься с детьми, результаты не заставляют себя ждать.
  4. "Я все делал, как написано, но нам не помогло". Иногда родители четко следуют инструкциям, ежедневно проводят занятия, но результатов нет или они незначительные. Это случается, когда у ребенка имеется серьезная патология развития. В таком случае "Буквограмма" должна применяться параллельно с лечением у логопедов, дефектологов, медиков. В сложных случаях, к сожалению, даже врачи не дают никаких гарантий.

Как не нарваться на мошенников?

Часто люди сталкиваются с обманом, оформляя через интернет заказ на развивающую методику "Буквограмма". Отрицательные отзывы свидетельствуют: вместо обещанной программы вы можете получить пустую коробку, сломанный диск, либо ваши деньги просто испарятся вместе с создателями сайта. Так как курс пользуется спросом, в продаже появилось множество некачественных подделок.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, заказывайте его на официальном сайте. В случае доставки по России есть возможность оплатить покупку наложенным платежом при получении на руки.

В интернете можно бесплатно скачать книгу с названием "Буквограмма". Отзывы показывают: многие люди не понимают, чем она отличается от курса на диске. По утверждению автора, в книге содержится краткое изложение методики. Лучше ознакомиться с ней заранее, чтобы понять, подходит ли вам и вашим детям предложенная система занятий. Курс на диске - полная версия, которая постоянно совершенствуется.

Если вы приобрели "Буквограмму" на официальном сайте, то кроме самого курса вы получаете возможность проконсультироваться с автором методики и специалистами ее центра. Они бесплатно проведут консультацию, подскажут, как правильно построить занятия.

Похожие публикации