Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дидактические игры для сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по сенсорному воспитанию

«Укрась бабочку»

Цели: формирование умения детей группировать предметы по цвету. Закрепление знаний о геометрической фигуре круг, о понятиях много - один, большой - маленький. Развитие мелкой моторики.

Материалы: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно, то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели: ф ормирование умения детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закрепление умения распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развитие мелкой моторики рук, цветового восприятия, внимания.

Материалы: с илуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

« Спрячь мышку».

Цели: п родолжать знакомить детей с шестью основными цветами, формировать умение различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал: демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Мы вместе поучимся играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибающимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками «Сделай сам».

Цели: основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий! А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

«Полянка»

Цели: формирование умения группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Развитие умения понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

«Игра-шнуровка».

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

«Светофор»

Цель: побуждение ребенка к самостоятельной деятельности; формирование цветовое представление, вырабатывание навыка завинчивания крышек. Развитие мелкой моторики рук, сенсорики, связной речи. Обогащение словарного запаса.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

«Подбери чашки к блюдцам».

Цели: закрепление умения детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развитие мелкой моторики, внимания.

Материалы: наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

«Бусы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Заплети косичку»

Цель: развитие умения плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход:

Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам»

Цель: ознакомление с плоскими геометрическими формами: квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: п лоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники), рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель : формирование умения соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход :

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Таким образом, можно сказать, что включение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Дидактические игры, способствующие ФЭМП в дошкольном возрасте, нацелены на формирование логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности и творческого мышления.

«Загадочные пуговки»

Цель игры: Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нами
Бабочка - красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук,
  • Развитие различать предметы один – много.
Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры:
  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие слухового внимания,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель: Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Цель:
  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:
  • Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Найди домик»

Цель:
  • Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение ЦРР

Дидактические игры

своими руками

по сенсорному воспитанию

для детей раннего возраста

Спрячь мышку"

Существует множество разновидностей игры "Спрячь мышку". Её делают из цветного картона, из цветной бумаги, из дерева. Я предлагаю вариант игры, сшитой из материала.

В эту игру могут играть дети с 1 года до 3 лет.

Руководство: Показать детям мышек, рассмотреть их, дать детям в руки по 1 мышке, рассмотреть их цвета. Сказать, что у мышек есть домики, такого же цвета, как и сами мышки. Показать цветовой коврик. Рассмотреть и назвать цвета домиков. Внести кошку, которая хочет съесть мышек. Ребятам предлагается поселить мышек в домики соответствующих цветов, чтобы спрятать их от кошки. Дети прикрепляют мышей на липучки в квадратики такого же цвет как мышка.

https://pandia.ru/text/78/206/images/image004_36.jpg" width="240 height=180" height="180">.jpg" width="328" height="246 src=">

Основу для выкройки мышек делала в виде капельки. Вырезаем по 8 штук капелек каждого цвета, чтобы получились 16 мышек (по 4 каждого цвета). К одной части пришиваем тесемочку – это хвостик и 2 часть липучки, затем сшиваем 2 капельки между собой, оставляя дырочку с широкой стороны для наполнения синтепоном. Дырочку зашиваем иголкой. Осталось украсить мышку – пришиваем глазки из черного бисера. Мышки готовы!

Игра привлекает внимание детей яркостью и мягкой фактурой. И дети с удовольствием в неё играют.

Нарядим солнышко"

такая", "не такая", "одинаковые", "разные".

Для изготовления игры потребуется картон, самоклеящаяся цветная пленка.

Вырезаем из картона круг и оформляем его в виде солнышка.

https://pandia.ru/text/78/206/images/image010_20.jpg" width="180" height="135 src=">

Предлагаем детям разложить вокруг солнышка косички (полосочки), а к ним - и бантики. Обращаем внимание, что бантики должны быть такого же цвета, как и косички.

Цвета выбираются по возрасту и на ваше усмотрение, так же как и количество косичек.

Детям с 1.6 лет можно предложить для начала 4 основных цвета, и постепенно игру усложнять, добавляя количество косичек и бантиков, а также вводить оттенки цветов. Ребенок в раннем возрасте может и не называть цвета, но подбирать и различать - это ему вполне доступно.

Подбери по форме"

Предлагаю игру, сделанную из коврика для ванной. Коврик разрезается на квадраты одинаковой величины, а затем внутри вырезаются различные геометрические фигуры.

https://pandia.ru/text/78/206/images/image015_13.jpg" width="214" height="161 src=">

Для детей с 3-5 лет: «Найди похожую форму».

«Нарисуй фигуру» (путем обведения фигуры внутри квадрата),

«Какая фигура живет в домике?»

https://pandia.ru/text/78/206/images/image017_10.jpg" width="120" height="91 src=">.jpg" width="117" height="87 src=">

Методическая литература по сенсорному воспитанию:

1. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

2. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

Привет, мои дорогие читатели! Вас приветствует Татьяна Сухих – автор педагогического блога. Как и обещала, сегодня поговорим о том, как сделать игрушки для развития сенсорики своими руками. По каждому возрасту дошкольника я отдельно дам «рецепты» создания атрибутов, тренажеров для тренировки зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Постараюсь привести примеры самых нетрудоемких, но полезных изделий.

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

  • Забавы с пуговицами, бусинами, бобовыми. Нет привычки копить пуговицы? Придется купить разного размера основных цветов по 10 штук примерно. С рассыпными пуговками играем таким образом: перекладываем из коробочки в коробочку, выкладываем дорожку, цветок, другие фигуры, при этом учим цвета и различаем понятия «один – много».

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

Просто очаровательная идея для развития сенсорики: из пластиковой бутылки изготавливаем поросенка, обшив его тканью или разукрасив. В горлышко-ротик вкладываем «корм» – пуговицы, бусины, фасоль, горох и т.п.


  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  • Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Налаживаем производство игрушек для средней группы

В средней группе продолжаем развивать чувствительность, начинаем обучать счету, более широкому спектру цветов, звуков, разным геометрическим фигурам. Подробней об этом можно прочесть в пособии«Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста: 16 дидактических карт» .

Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:

  • Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.

Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.

  • Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.

Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.


Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.

  • Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
  • Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.


  • Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.

Как справиться с развитием чувствительности деток 5-6 лет?

Старшей группе требуются более сложные сенсорные забавы, но атрибуты все равно можно сделать самостоятельно. Кстати, советую прочесть: «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты» .

А для занятий с детками, имеющими проблемы со зрением, рекомендую такое пособие: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры» .

Итак, делаем атрибуты для занятий:

  • Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
  • Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.


  • Мне очень понравилась идея сенсорного лабиринта, он прекрасно будет смотреться в сенсорной комнате в детском саду (если таковая имеется). Суть в чем: берутся рамки, которые могут устойчиво стоять, штук 5-6, на верхнюю перекладину каждой крепятся разные препятствия для передвижения: воздушные шарики с песком, полоски резины, ткани, елочный «дождик»…

Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!


  • Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
  • Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие«Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы» : здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.


Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Еще «на закуску» предлагаю сделать такую дидактическую сенсорную забавку из спичечных коробков: сверху на коробку наклеиваем изображение зверя, птицы, которые издают узнаваемые звуки: мяу, гав, му, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ку и т.п. На внутренней части коробки на дне, пишем эти звуки читабельными буквами. Ребенок должен подобрать к картинке нужный звук. Если не умеет еще читать, сами читайте, а ребенок на слух подбирает.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Игрушки для развития сенсорики своими руками или как из ничего сделать что-то

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Учебно-методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям малышей.

В данном альбоме мы демонстрируем пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Наши пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

В альбоме представлены игры: “Найди такой же”, “Угадай звук”, игры с прищепками, игры с мозаикой, игры с сухим бассейном.

Дидактическое пособие “Цветочная поляна”

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

“Подбери серединку к цветку”

“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

“Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

  • формировать умение различать цвета;
  • учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Похожие публикации