Как запоминать лица: семь главных приемов.

В жизни каждого из нас бывают неприятные ситуации, связанные с трудностями узнавания человека, припоминания его имени или обстоятельств, при которых вы с ним познакомились. В принципе, это понятно: имя человека, если это не «Соколиный глаз» или «Быстрая тропа», безлико и характеристикой человека не является. И это просто нормально, что мы иногда путаем знакомого человека с кем-то другим. Нормально, но неудобно, а иногда и просто ни к чему… Такие ситуации могут привести к неуверенности в поведении, а бывает, и к неприятным последствиям.

Уменьшить количество такого рода ошибок памяти или вовсе их избежать помогает тренировка процесса запоминания лиц. Этот метод можно разделить на несколько этапов. Сначала мы знакомимся с характерными чертами, свойственными всем лицам. Восприняв лицо в целом, в дальнейшем его необходимо выделить из множества других лиц. Для этого установите характерные черты: выпуклый или вогнутый профиль, прямой или курносый нос, большие или маленькие глаза. Знание общих и особых характерных черт помогает их запоминать.

Предлагаем схему, включающую в себя десять определяющих черт человека, для каждой из которых приводится по три характерных индивидуальных признака.

Пользуясь этой схемой, потренируйтесь в запоминании лиц по следующей методике.

1. В течение нескольких секунд внимательно посмотрите на лицо в целом и затем изучите его в строгом соответствии со схемой. Определите форму головы.

2. Хорошо запомните первую характерную черту, повторив её несколько раз про себя.

3. Запомнив таким образом первую характерную черту, продолжайте в соответствии со схемой изучать характерные черты лица, пока не запечатлеете в памяти их все.

4. Установите, имеет ли лицо особые признаки, и запомните их.

5. Представьте лицо по памяти, вспомнив все его характерные черты. Лицо можно и нарисовать по памяти.

6. Сравните представленное вами лицо с действительным.

7. Установите отличительную черту, которая связывает данное лицо с тем, что вам известно об этом человеке, с какими-нибудь сведениями, с ситуацией, качествами, работой или местом (например, «весёлый инженер из Костромы»).

У предложенной методики есть ряд недостатков, делающих её не очень удобной и эффективной. Обратите внимание на то, что в основе успешного запоминания здесь лежит аналитическая работа при восприятии лица. Нам, однако, важно не просто запомнить лицо вообще, а запомнить лицо определённого человека, конкретной личности, неповторимой в своей целостности. В этом смысле в реальных жизненных ситуациях, когда мы знакомимся не с фотографией, а с человеком, всё зависит от того, как мы его воспринимаем. Нередко оказывается, что для запоминания важны не столько присущие человеку черты, сколько то, что мы увидели в нём.

«У каждого есть своё представление, скажем, о Гоголе. Но если бы могло случиться так, что мы увидели бы его в жизни, то заметили бы много черт, не совпадающих с нашим представлением о нем. И именно эти черты свежо и сильно врезались бы в память… Мы привыкли представлять себе Гоголя несколько унылым, мнительным и флегматичным. Поэтому мы сразу заметили бы те его качества, которые далеки от этого образа, - блеск глаз, живость, даже некоторую вертлявость, смешливость, изящество одежды и сильный украинский акцент» (Паустовский К. Золотая роза).

Рассматривая процесс формирования первого впечатления о другом человеке, А. А. Бодалев включает в него чувственный, логический и эмоциональный компоненты. При этом восприятие (а значит, и запоминание в нашем контексте) определяется не только особенностями внешнего облика воспринимаемого человека, но и ситуацией, в которой происходит восприятие, а также собственными личностными характеристиками воспринимающего и его прошлым опытом, сформированным в общении с Другими людьми. При восприятии и запоминании человека (в отличие от его фотографии) особое значение приобретает не только физический облик, но и такие характеристики, как мимика, жестикуляция, голос, речь, походка, поза и даже расстояние, на котором находится воспринимаемый нами человек.

Конечно, происходит в этом случае и анализ характерных черт в портрете человека, выделяются опорные признаки. При описании внешнего облика воспринимаемых людей группой из 50 взрослых испытуемых на первом месте оказались такие свойства как рост (83 % описаний) цвет глаз 75 %), волос (73 %), мимика (66 %), лицо (64 %), нос (59 %).

Однако целостное восприятие человека является первичным и доминирующим при запоминании. В этом смысле представляется небезынтересной и такая рекомендация.

Запоминая человека, знакомясь с ним, задайте себе вопрос, требующий целостной оценки личности воспринимаемого и устанавливающий ваше отношение к нему. Например: «Доверил бы я этому человеку воспитание своего ребёнка?», или «Пошёл бы я с ним в поход в одной лодке?», или «Можно ему дать почитать редкую книгу из моей библиотеки?». Вопросы могут быть различными, всё зависит от вашего взгляда на людей и мир, от системы ценностей в структуре вашей личности.

И всё же мы ввели метод тренировки запоминания лиц в эту книгу. Во-первых, он повышает эффективность запоминания. В 1974 году в журнале Общества германо-советской дружбы были опубликованы данные, свидетельствующие об улучшении запоминания лиц при апробации этого метода на студентах Московского и Берлинского университетов. Во-вторых, что не менее важно, метод создаёт у нас установку на внимательное, осознанное, активное и небезразличное восприятие людей, с которыми мы знакомимся.

При запоминании лиц целесообразно связывать лицо с именем данного человека. Имена вообще труднее запоминать. Они в известном смысле индифферентны и достаточно часто повторяются. Не случайно, что редко встречающиеся имена запоминаются лучше. Кроме того, разговаривая с человеком, мы, как правило, смотрим на него и видим его достаточно длительное время, вследствие чего впечатление о нем всё больше углубляется.

Имя же человека мы чаще всего слышим только один раз, когда нам его представляют. Имя не повторяется и быстро вытесняется из памяти другими впечатлениями. В конце концов закрепить в памяти такое индивидуально-образное впечатление, как лицо, куда проще, чем такую символическую информацию, как имя.

1. Воспринимайте имя как можно более точно. Это не оговорка. Всё дело в том; что большая часть случаев незапоминания имён связана с тем, что просто-напросто нечего запоминать. Вам протягивают руку, произносят что-то, понятно, что имя, но какое? С фамилией это бывает ещё чаще. Не стесняйтесь переспросить. И кроме того, старайтесь услышать.

2. Информация воспринята. Вы услышали имя. Чётко. Внятно. Не останавливайтесь на этом. Необходимо повторять имя примерно 20 секунд после восприятия, иначе оно в памяти не зафиксируется.

3. Воспринятое имя необходимо представить образно.

Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, имя можно записать. Во-вторых, его можно связать с образом человека, его характерными чертами в лице, поведении или какими-нибудь другими признаками. В-третьих, имени можно придать смысловое значение (например, человека с фамилией Круглое можно ассоциировать с тем или иным предметом круглой формы, но ассоциация должна быть максимально точной, чтобы не повторилась знаменитая ситуация с «лошадиной фамилией»). Наконец, если вам нужно запомнить несколько имён, вы можете воспользоваться ассоциативным методом.

4. Не гнушайтесь повторить имя вслух. Человек, чьё имя вы запомните, не обидится, если вы будете знать, как его звать-величать.

Упражнение.

Выберите (допустим, из газеты) несколько лиц и опишите их в соответствии с предложенной схемой. Сохраните портреты и описания, спустя некоторое время убедитесь, что, обратившись к описанию, вы можете точно идентифицировать лицо.

Тренируйтесь в типизации лиц, когда вы едете в общественном транспорте, на работе, в магазине. Через некоторое время вы заметите, что применение схемы занимает у вас несколько секунд, а запоминание лиц стало намного лучше.

При восприятии лиц задавайте себе вопрос, направленный на оценку данного человека и вашего отношения к нему.

Выпишите из газеты несколько имён, запомните их, применив один из предложенных методов. Проверьте результаты запоминания, например, через неделю. Используйте как объект тренировки имена, которые вам приходится запоминать в повседневной жизни.

Кто из нас не попадал в ситуацию, когда имя представившегося человека влетало в одно ухо и в сразу же вылетало в другое даже не оставив следа в нашей памяти? Думаю, что с этой проблемой сталкиваются очень многие люди. Но при этом мы все прекрасно знаем, что обращаясь к человеку по имени (особенно в деловых отношениях), мы увеличиваем свои шансы на успех. Будь то выгодная деловая сделка или просто хорошее обслуживание в ресторане.

Основная проблема состоит в том, что наш мозг и так перегружен информацией, а с запоминанием имен дело обстоит еще сложнее. Потому что при этой операции мозг должен проделать гораздо больше работы, чем, например. при запоминания лица или голоса. Визуальная память гораздо лучше и долговременнее. Так что еще лучше будет, если прочно свяжите внешность человека с его именем.

1. Настройтесь на знакомство. Расслабьтесь, и обязательно избавьтесь от страха, что вы снова не запомните имя собеседника. Особенно это касается деловых встреч с новыми партнерами. У вас наверняка будет пару свободных минут перед встречей. Используйте их для расслабления.

2. Наблюдайте . Знакомясь с человеком смотрите ему прямо в глаза. Вас наверняка раздражают собеседники, которые при разговоре с вами начинают смотреть в другую сторону или себе под ноги. Во-первых, вы произведете впечатление крайне невежливого человека, во-вторых, не сможете запомнить лицо собеседника и привязать его к имени. Постарайтесь найти во внешности человека яркие, нестандартные черты. Это могут быть густые брови, ямочки, яркие глаза. У каждого человека есть такие черты и если вы будете внимательны, то убедитесь в том, очень и очень разные.

3. Слушайте. Сосредоточьтесь на том, как звучит имя человека. Не думайте о том, как бы его запомнить. Просто слушайте внимательно.

4. Попросите повторить имя. В этом нет ничего стыдного. Лучше вежливо попросить повторить имя, чем потом сесть в лужу, так и не вспомнив имя собеседника или, что еще хуже, назвав его чужим именем.

5. Уточните произношение. После знакомства, повторите имя вслух. Например «Владислав, очень приятно с Вами познакомиться». Если имя сложное или иностранное, то лучше спросить, правильно ли вы его произносите.

6. Обменяйтесь визитками. Обмен визитками также помогает запоминать имя и лицо нового знакомого. У японцев обмен визитками считается одним из важнейших социальных ритуалов, а они плохого не посоветуют.

7. Упоминайте имя в разговоре. Тут все просто. При обращении к собеседнику говорите «Конечно, Павел, я с вами согласен/а» вместо «Конечно, я с вами согласен/а». Это улучшает запоминание имени и добавляет вам плюсик в вашу карму в глазах собеседника.

8. Отлучаясь, проверяйте себя. Отойдя за напитком или в по другой причине, проверьте, хорошо ли вы запомнили имя нового знакомого. А также сведения о его личности. Это поможет выстроить вокруг него ряд ассоциаций, которые во много раз повысят вероятность вспоминания имени при следующей встрече.

9. Прощаясь, повторите имя . Во-первых, это вежливо. Во-вторых, это закрепит информацию в вашем мозгу. Так вы совместите два аспекта запоминания — первичность и новизну, соединив начальный и финальный моменты периода заучивания.

10. Постарайтесь связать имя и внешность с помощью фотографии. Конечно, не все согласятся быт сфотографированы вами на мобильный телефон для карточки. Да и при деловой встрече это неуместно. Но если новое знакомство произошло в дружеской компании на вечеринке, то просьба сфотографировать для контакта в телефоне может быть прекрасным завершением вечера и закреплением новых дружеских отношений.

11. Не торопитесь. Из-за ощущения неловкости при новом знакомстве, многие торопятся поскорее завершить этот процесс. Особенно это касается случаев, когда новых знакомых больше, чем 1. Не спешите. Постарайтесь обратиться хотя бы по разу к новым знакомым, назвав каждого по имени.

12. Превратите знакомство в игру. Для себя, конечно. Таким образом вы задействуете правое полушарие, которое отвечает за вашу творческую часть. В этом случае будет задействовано большее количество ассоциативных связей, которые являются основой хорошей памяти. У детей, в отличии от взрослых, память на имена и лица гораздо лучше просто потому, что они неосознанно применяют все принципы запоминания.

13. Примените принцип «Плюс один». В среднем при знакомстве человек запоминает имена и лица двух-трех людей из тридцати. Попробуйте запомнить на одного человека больше.

И в конце хочется еще раз напомнить самое главное — не переживайте, лучше переспросить несколько раз, как зовут собеседника, чем ошибиться и назвать его чужим именем. Перестаньте думать о том, как запомнить имя, расслабьтесь, будьте внимательны к внешности и к голосу, включите ассоциации. Как можно чаще повторяйте имя нового знакомого в беседе и обменяйтесь визитками.


Тренировка памяти
>
Как запоминать лица и имена
Запоминание лиц

Запоминать лица нам, как правило, приходится вместе с именами их обладателей или какой-нибудь минимальной информацией о них. Необходимость в запоминании отдельно лиц появляется довольно редко, чаще всего - это запоминание людей очереди, когда вам надо из нее отлучиться, все остальные ситуации необходимости запоминания лиц людей без информации о них, скорее, можно отнести к специфике некоторых профессий (дежурный на вахте, охранник и т.п.).

Однако умение запоминать лица без какой-то ни было информации о них может пригодиться каждому. Например, если вы стали невольным свидетелем преступления или несчастного случая (хотя и это уже можно назвать информацией). В любом случае, прежде чем перейти к примерам запоминания лиц (и вместе с именами, и без них) познакомьтесь с некоторыми характеристиками лиц , на которые можно (нужно) обращать внимание при знакомстве с каждым новым человеком.

Естественно, список этих характеристик очень большой, и в реальной ситуации в зависимости от количества времени вы сможете обратить внимание только на часть характеристик, на те из них, которые больше всего бросаются в глаза, то есть на отличительные особенности лица. Однако для более успешного запоминания этих особенностей нужно знать параметры, по которым описывается та или иная часть лица, а также варианты отдельных черт.

Конечно, в ниже приведенном списке (или схеме описания) содержатся далеко не все характеристики особенностей лиц, поэтому вы можете добавить к ним и другие. Даже если вы не собираетесь вплотную заниматься развитием памяти на лица, подробное изучение этого списка поможет вам стать более внимательным к особенностям человеческих лиц, что уже само по себе повлечет более успешное их запоминание.

Итак, вот этот список:

Голова

Прежде чем перейти к характеристикам отдельных черт лица, посмотрите, какой бывает голова человека в целом.

По размеру:

По форме:

А также в целом, по общему впечатлению голова может быть:

Волосы

Волосы не самый лучший ориентир для запоминания человека, потому, что это как раз то, что легче всего изменить в своем облике - покрасить, подстричь, сделать хвостик, одеть парик в конце концов. И проделать изменения подобного рода человек может в любой момент.

Часто изменение прически меняет человека до неузнаваемости, что еще раз подтверждает необходимость более внимательного отношения к другим характеристикам внешности человека. Однако умение охарактеризовать волосы человека, конечно, тоже вам пригодится. Только, наверное, не надо придавать запоминанию волос первостепенную роль (как это часто делается), особенно, если вы запоминаете внешность женщины.

Общее впечатление:

По длине:

По густоте:

Другие характеристики:

Цвет:

Лоб

Брови

Ресницы

Глаза

Глаза - это очень важная характеристика внешности человека. Если научиться хорошо дифференцировать и запоминать глаза, то этого может быть уже (почти) достаточно, для того, чтобы узнать человека. Недаром первое, что пытаются скрыть преступники и всякие секретные агенты, - это свои глаза.

В каждых глазах, а скорее, во взгляде есть что-то совершенно неповторимо неуловимое, зависящее, наверное, больше от личности человека. Поэтому, несмотря на достаточно большой список возможных параметров описания глаз, его может оказаться абсолютно не достаточно. Часто для точной характеристики и/или запоминания важнее уловить что-то особенное и неповторимое в глазах и взгляде.

И все же глаза могут иметь следующие характеристики:

После описания параметров анализа глаз, так и просится список взглядов (добрый, мягкий, твердый, орлиный, злой, хитрый... и т.д.), но я опасаюсь, что он может занять не один десяток страниц и превратиться на самом деле в список черт личности, поэтому оставляю это увлекательное и небесполезное занятие на ваше усмотрение.

Нос

Ноздри носа могут быть:

Скулы

Уши

Как правило, люди не часто обращают внимание на строение ушей, а они, между прочим, могут стать весьма и весьма характерным признаком, поскольку бывают очень и очень различными. Конечно, у некоторых людей они закрыты волосами, но таких людей все-таки меньшинство. Итак, уши бывают:

Рот и губы

Подбородок

Щёки

Кожа лица

А) идеально гладкая, слегка морщинистая или морщинистая,
б) с крупными или с незаметными порами,
в) излишне сухая (шелушащаяся), нормальная или жирная (блеск),
г) светлая или смуглая, красноватая, бледная, румянец,
д) с оспинами, шрамами, прыщами.

Дополнительные характеристики

Человек может носить ОЧКИ , при этом они могут быть разнообразной формы: круглые, квадратные, прямоугольные, трапециевидные, необычной формы. Оправа может быть пластмассовой или металлической (белый или желтый металл). Очки могут быть с тонированными стеклами. Оправы могут быть разных цветов.

Кроме этого женщины (а иногда и мужчины) могут носить в ушах (и не только в ушах) серёжки . Серёжки могут быть крупными, средними, маленькими, с камнями и без, из белого или желтого металла, пластмассовыми, деревянными, экзотическими. Их может быть по одной в каждом ухе и по несколько, сережка может быть только в одном ухе.

Мужчины могут носить усы, бакенбарды, бороду различной формы. Вы с успехом можете использовать их при запоминании лиц, но не забывайте, что все эти дополнительные характеристики человек может изменить в любой момент.

*** Упражнение 43.

Перед вами несколько фотографий людей. Постарайтесь описать каждого человека в соответствии с приведенным выше списком характеристик. Упражнение лучше выполнять письменно, пользуясь при описании теми же формулировками, что и в списке. Это упражнение направлено не на собственно развитие памяти, а на развитие способности более четко замечать черты лица, на их проговаривание, что естественно влечет за собой и лучшее их запоминание в сочетании с другими методами.

Характеристики лица человека, изображенного на первой фотографии, вы можете записывать, глядя непосредственно в план (список характеристик). При описании второго человека старайтесь припоминать параметры анализа черт лица самостоятельно, лишь изредка заглядывая в план (можно изменять последовательность описания, но главное в каждом пункте указать все параметры) и сверяясь с ним.

Третье же лицо постарайтесь охарактеризовать как можно подробнее, не заглядывая в план. Затем посмотрите, какие характеристики лица вы забыли описать (например, описали толщину бровей, но забыли указать форму и т.п.) Потренируйтесь еще, используя фотографии своих знакомых.

*** Упражнение 44.

В этом упражнении вам надо постараться не ~ только описывать лица, глядя на фотографию, но и попробовать повторить отмеченные характеристики лиц спустя некоторое время. Перед вами две фотографии. Опишите устно или запишите характеристики лиц людей, изображенных на них. Затем отвлекитесь, сделайте небольшой перерыв и, больше не возвращаясь к фотографиям и своим записям, запишите все, что вы помните о лицах этих людей.

Смогли ли вы назвать самые отличительные особенности этих лиц? Помогли бы запомненные вами характеристики узнать этих людей в будущем? Смог бы кто-то другой узнать этих людей (по отдельности) среди других, если бы воспользовался вашим последним описанием?

*** Упражнение 45.

Перед вами фотография мужчины. Посмотрите на нее в течение 2-3 минут, пытаясь провести за это время анализ его лица согласно схеме. Затем закройте фотографию листом бумаги и постарайтесь ответить на следующие вопросы (вопросы читайте уже после того, как фотография будет закрыта): Пометьте галочкой правильные утверждения. У мужчины были

Откройте фотографию и проверьте правильность своих ответов.

Последние три упражнения вы можете выполнять сколько угодно много раз, используя при этом имеющиеся у вас фотографии знакомых и родственников, а также фотографии, вырезанные из журналов и газет.

На предыдущую |

(запоминаем лица)

"Важнейшим словом является имя человека. Ни на какое другое слово он не реагирует так чутко, как на свое собственное имя. Осознание этого очень важно при обхождении с людьми. Основой вашего успеха является ДРУЖЕЛЮБИЕ, ГАРМОНИЯ и ДОВЕРИЕ. Способность создавать приятную, доверительную атмосферу начинается с умения правильно обращаться к собеседнику. Потому-то так невероятно важна память на имена... Смертным грехом будет, если вы забудете имя человека, с которым уже встречались. По этому признаку человек сразу бессознательно отмечает, что интерес к его персоне не слишком велик. Каждый болезненно воспринимает, если забывают его имя. Память на имена очень важна. Ее можно тренировать. Правильно произнося имя человека, мы задеваем самые сокровенные струны его души. Поэтому внимательно относитесь к именам других людей". (Энкельман)

Поговорим о приемах, которые помогут запомнить и правильно произносить вашу фамилию, имя, отчество или того человека, с которым вы знакомитесь, общаетесь и пытаетесь установить долгосрочные, доверительные отношения.

Если хотите, чтобы запомнили вас

Помимо традиционных визиток и приветствий, обязательно обыграйте имя, сделайте необычным его представление. Проведите аналогию или свяжите с каким-либо образом. Вы, ваше имя, ваше выступление, предложение будет запомнено наиболее прочно, если в нем что-то будет нестандартно. >Например, на своих семинарах я с гордостью обыгрываю свое имя и помогаю участникам его запомнить. Представляюсь: СУБботина МАРИНА ВЛАДиМИРовна. Если совместить начало фамилии и добавить имя, получаем СУБМАРИНА. Рисую на доске что-то вроде подводной лодки. В результате включается образная и зрительная память, подкрепленная ассоциацией. Участники с удовольствием задают вопросы о моем имени и его происхождении, а я с удовольствием >отвечаю. Уверена, имя-фамилию запомнили. Остается запомнить отчество Владимировна. Далее объявляю, что на наших семинарах мы будем вместе учиться ВЛАДЕТЬ МИРОМ бизнеса, который можно сравнить с огромным океаном: с подводными течениями, камнями и опасностями, например, в виде акул. Опять дорисовываю в меру своих художественных способностей подводный мир с камнями, пещерами и парой рыбок и комментирую, что владеть ситуацией в подводном мире бизнеса и выплыть сможет лишь тот, кто владеет информацией обо всех трудностях, возможностях, нюансах и кто достигнет вершин мастерства в управлении своей субмариной, обходя все преграды. У каждого из участников есть возможность попробовать продемонстрировать свое имя.

Если вы хотите научиться запоминать имена других людей

Часто бывает так, что во время представления мы бываем недостаточно внимательны, погружены в себя или с нетерпением ожидаем очереди высказаться. Мы услышали названное нам имя, но оно не успело запечатлеться в нашей памяти. Ситуация получается неприятной. Вы разговариваете с человеком, имени которого не запомнили. Еще хуже, когда кто-то из давнишних знакомых присоединится к вашей беседе и вопросительно взглянет на вас, ожидая, что вы познакомите его со своим собеседником. А вы сделать этого-то как раз и не можете! Кстати, понимание последствий незапоминания каких-либо фактов или сведений также может быть хорошим стимулом, чтобы заставить нашу память произвольно зафиксировать и закрепить полученную информацию. Кроме того, мы можем довольно легко запечатлеть имя собеседника следующим образом. Как только вы услышите >имя, тут же мысленно его повторите. Затем посмотрите в лицо новому знакомому и зафиксируйте его в сознании, повторив названное имя вслух с вопросительной интонацией. "Светлана Юрьевна Белова?" Немедленно последует ответ: "Да". А затем добавьте еще пару слов: "Светлана Юрьевна, я рад(а) с Вами познакомиться". Таким образом, вы сможете дважды услышать фамилию собеседника и трижды -- его имя-отчество всего за несколько секунд. А если при этом вы будете внимательны, то сможете найти что-нибудь особенное, подметить какую-то черточку или деталь одежды, причем желательно, чтобы она начиналась с той же буквы, что и имя представляемого. Например, Стройная Стильная Современная Светлана Юрьевна. Затем, продолжая разговор или задавая вопрос, еще несколько раз назовите человека по имени. Это гарантирует вам его внимание, он обязательно прислушается к вашим словам. Замечено, что даже в переполненном людьми помещении, во всеобщем гаме и гуле разговоров мы всегда услышим свое собственное имя. Сработает так называемый "синдром большого приема". Человеку свойственно реагировать на звук своего имени даже в переполненном зале гораздо быстрее, чем на другие звуки.

Или вот еще одно упражнения для тренировки памяти на лица и имена. Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание дается полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10.

Задание: попробуйте найти один или несколько способов безошибочного и прочного запоминания фамилий Ускурупкин Виталий Леонидович, Полупшенный Николай Георгиевич.

Напомним возможные приемы запоминания: ассоциации, аналогии, сравнения, образное воспроизведение картинки знакомства, схематизация, группировка, разбиение и т.д. Рекомендуем подписаться на рассылку "Практика эффективного управления"!

На страницах расылки вы найдете интересные и полезные статьи "О стереотипах", "О демотивации", "О сопротивлении изменениям" и многие другие. http://subscribe.ru/catalog/economics.school.managepractice

Похожие публикации