Проект "разноцветный мир". Проект в первой младшей группе «Цветная неделя Краткосрочные проекты в младшей группе изучаем цвета

Проект сенсорного развития детей 2 младшей группы

Тема «Назови, какого цвета?»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Длительность проекта : средней продолжительности (апрель-май 2016 года)

По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности. Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Цель:

развитие сенсорной деятельности, как средство повышения сенсорной активности детей раннего возраста.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

Способствовать сенсорному развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в свойствах предметов (цвете)

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:

1. Создание и обогащение предметно-развивающей среды.

2. Организация образовательной деятельности с детьми.

3. Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.

Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:

коммуникативная;

игровая;

двигательная;

познавательно-исследовательская;

продуктивная;

чтение художественной литературы;

музыкально-художественная;

трудовая.

При работе с детьми использовались разные методы и приемы :

игровые;

мотивация;

решение проблем игрушек;

рассматривание;

создание продуктивной деятельности.

В работе с семьей используются такие формы работы, как:

Исследование семьи;

Информирование об успехах детей;

Целевые консультации, папки-передвижки;

Участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;

Участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.

План реализации проекта

I этап (исследовательский)

1. Работа с детьми:

определение воспитателем уровня сенсорного развития (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);

2. Работа с семьей:

изучение проблем семьи по вопросам сенсорного развития детей (анкетирование, опросы, беседы).

3. Предметно-развивающая среда:

анализ насыщенности и продуктивности среды;

разработка плана обогащения и развития среды (организация новых центров и зон развития детей).

II этап (основной – практический)

    Работа с детьми

В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми мы предполагаем достичь некоторых результатов по следующим критериям:

дети умеют выделять предметы заданного цвета в развивающей среде группы (красный, синий, желтый, зеленый);

умеют группировать предметы по цвету;

узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерные цветовые признаки;

употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета.

Все игры и упражнения в ходе реализации проекта направлены на формирование у детей навыков и умений в процессе реализации образовательных задач в следующих видах деятельности:

Вид деятельности – коммуникация .

Беседы:

«Какого цвета одежда?»

«Какого цвета эти предметы?»

«Какого цвета …..?»

Упражнения:

«Какого цвета бывает…»

Вид деятельности – игровая .

Дидактические игры и упражнения

Темы:

«Цветные прищепки»

«Веселые ежики»

«Бабочки для цветов»

«Колеса для машин»

«Собери по цвету»

«Цветные фоны»

«Найди такой же»

«Дорожки к домикам» и др.

C кубиками Дьенеша: «Собери по схеме «Дом» …»

Вид деятельности – двигательная.

Подвижные игры

«Прокати синий (красный, желтый…) мяч в синие (красные, желтые …) ворота»

«Прокати (синий, красный …) шарик по цветной дорожке»

«Бегите к (синему, красному …) флажку»

Упражнять в раскладывании однородных предметов Познавательно-исследовательская деятельность .

Свойства воды

Темы:

«Окрашиваем воду в синий (красный ….) цвет»

«Цветные льдинки»

Продуктивная деятельность .

Рисование

Темы:

«Огни в окнах домов»

«Цветные ленточки»

«Разноцветные колечки для клоуна»

Лепка

Темы:

«Разноцветные палочки»

«Цветные шарики»

Чтение художественной литературы.

Стихи А.Барто «Мяч»

Стихи С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»

Совместная трудовая деятельность .

«Стираем платочки и другие предметы кукольной одежды в тазике по цвету»

«Моем игрушки в тазике по цвету»

Музыкально-художественная деятельность.

Праздники и развлечения

Темы:

«Праздник мыльных пузырей»

«Разноцветные шары»

2. Работа с семьей

1. Ежедневное информирование родителей об успехах детей по всем направлениям НОД

2. Консультации:

Сенсорное развитие ребенка.

Цветовое восприятие.

3. Конкурсы, выставки

По группе:

«Моя любимая игрушка» (выставка);

«Изготовление сенсорной игры» (конкурс).

По ДОО:

участие в фотовыставке «В стране волшебных пузырей»

3. Предметно-развивающая среда

В группе оборудованы следующие центры развития детей:

дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);

зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);

зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т.е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);

центр познавательно-исследовательской деятельности:

а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);

б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);

в) тазы для стирки белья и мытья игрушек;

центр продуктивной деятельности:

а) для рисования (кисти, краски, салфетки, баночки-непроливайки и др.);

б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);

III этап (аналитический)

1. Работа с детьми:

определение уровня сенсорного развития (воспитателем);

2. Работа с семьей:

анализ уровня просвещения по вопросам сенсорного развития (анкетирование, вопросы, тесты);

освещение итогов реализации проекта на групповом родительском собрании, а также оформление фотостенда по материалам презентации реализации данного проекта

3. Предметно – развивающая среда:

анализ продуктивности имеющегося оборудования в группе, целесообразность имеющихся центров развития детей.

    Первые игры должны быть легкими для восприятия.

    На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет.

    Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.

    Обучение должно проходить в игровой форме.

    Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.

Литература

    «Детство». Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г

    Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.

    ВенгерА., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

    Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».

    Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего

воспитателя, №5-2008

    Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007

    Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М.,1983.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора - красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д.

Варианты:

- выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Познавательно – творческий проект (младший дошкольный возраст) «Мы рисуем радугу»


Проект «Мы рисуем радугу»
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : педагоги, воспитанники группы (младший возраст 3 – 4 года), родители.
По числу участников : групповой.
Актуальность :
Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Цвет и его сочетания пользуются, пожалуй, приоритетным правом раскрытия детям закона красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольников.
Цель проекта:
Формирование представления о цветовом спектре на основе цветов радуги.
Задачи:
- Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый) и умение соотносить название с цветом;
- Познакомить с оттенками цветов (голубой) и способами их получения;
- Развивать цветовосприятие; обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;
- Обогащать активный и пассивный словарь;
- Продолжать учить детей правильно держать кисть, использовать краски, осушать кисть о салфетку;
- Способствовать формированию познавательного интереса;
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы;
- Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Методы и приемы:
Наглядные методы и приёмы : показ предмета, показ образца, показ картины, показ способа действия, наблюдение, рассматривание предмета, наложение объектов, вложение объектов, приложение объектов, сравнение объектов, эталоны цвета.
Словесные методы и приемы: использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.
Практические и игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, сопряженные (совместные) действия, отраженные действия, игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения.
Ресурсное обеспечение проекта :
Методический инструментарий;
Материально – техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, проектор, экран, флешнакопитель, фонотека);
Наглядный материал: фотографии природы;
Подборка художественной литературы: В. Берестов «Тучка с солнышком», С. Маршак «Солнце вешнее с дождем», С. Маршак «Разноцветная книга», загадка, заклички;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»
Развивающий мультфильм «Радуга! Учим цвета», мультипликационный фильм «Радуга» (1975г.)
Фономатериал: «Мы рисуем» Анна Петряшева;
Сюрпризы для детей соответствующих цветов, лист ватмана А0;
Дидактические игры: «Составь радугу», «Помоги найти овощи и фрукты нужного цвета», «Веселые червячки», «Сделай радугу», «Что пропало?», «Ложки - девочки», «Собери бусы по цвету», «Мое цветное настроение», «Вкусные цвета», «Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие игрушки в домик»;
Игры с мозаикой: «Цыплята», «Снежный сугроб», «Домики и флажки», «Белая (фиолетовая, оранжевая, синяя и т.д.) дорожка», «Снеговик,», «Ёлочки», «Ручей». «Ромашки», «Разноцветный букет»;
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом», «Найди свой цвет», «Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Кто увидит первый», «Собираем кубики…цвета».
Планируемые результаты:
В ходе познавательно-творческой деятельности дети закрепят знание названий цветов, познакомятся со способами получения голубого и оранжевого цвета методом смешения красок, научатся подбирают цвета из палитры в соответствии с заданным рисунком; дети получат представление о создании коллективной работы.
Продукт проекта :
Коллективная работа «Радуга-дуга».
Фотоотчет «Мы рисуем радугу»
Взаимодействие с родителями :
Консультация «Игры, развивающие цветовое восприятие»;
Семейная творческая деятельность;
Выполнение игровых домашних заданий совместно с детьми.
Содержание проекта:
Подготовительный этап :
Беседы с детьми для выявления представления детей о цветах радуги;
Подготовка презентационного и иллюстративного материала;
Подбор художественной литературы;
Подбор игр;
Подбор музыкального репертуара, мультфильмов.
Основной этап:
Понедельник Белый день
В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на белый цвет.
На стене прикреплен белый лист ватмана, на столах во время приема пищи белые салфетки, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы белого цвета.
Каждый ребенок получает приз (белый круг для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает белого цвета?»
Восприятие художественной литературы: С. Маршак «Разноцветная книга» (Белая страница)
Конструктивная деятельность: строим то, что бывает белого цвета.
Рассматривание изображений радуги (фотографии природного явления)
Игровая деятельность:
Игры с мозаикой: «Сугроб», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык»,
Подвижные игры: «Бегите к флажку», «Найди флажок». Предварительно проинформировать родителей о начале проекта и, ввиду изучения цветов радуги, необходимости одевать детей в одежду (или элемент одежды) соответствующего цвета. Поощрять заинтересованность родителей в создании домашней игротеки по цветам для совместных с ребенком игровых действий.
Даем домашнее задание детям и родителям: во вторник надеть одежду с элементами красного цвета, организовать дома игру с упоминанием цвета.
Вторник Красный день.


В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на красный цвет.
На столах во время приема пищи салфетки красного цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы красного цвета.
Каждый ребенок получает приз (красный лепесток для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;

Изобразительная деятельность: Рисуем красную дугу радуги на листе ватмана; рисование по замыслу, лепим из пластилина красного цвета.
Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает красного цвета?».
Восприятие художественной литературы: С. Маршак «Разноцветная книга» (Красная страница), загадка.
Конструктивная деятельность: строим то, что бывает красного цвета. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы красных цветов «Собери домик из красных кубиков», конструктор «Тико».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Собери бусы по цвету», «Подбери все красные фигуры и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Найди красный цвет в обстановке, окружающей природе, посуде и т.д.»
Подвижные игры: игры с красным мячом, «Возьми флажок», «Собираем шарики». Даем домашнее задание детям и родителям: в среду надеть одежду с элементами оранжевого цвета, организовать дома игру с упоминанием цвета.
Консультация для родителей «Игры, развивающие цветовое восприятие».
Среда Оранжевый день.


В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на оранжевый цвет.
На столах во время приема пищи салфетки оранжевого цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы оранжевого цвета.
Каждый ребенок получает приз (оранжевый лепесток для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»;
Просмотр развивающего мультфильма «Радуга! Учим цвета»;
Экспериментирование: Работа с красками «Какого цвета вода?», «Получаем оранжевый цвет»
Изобразительная деятельность: Рисуем оранжевую дугу радуги на листе ватмана, рисование по замыслу, лепим из пластилина оранжевого цвета.
Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает оранжевого цвета?», Обсуждаем, у кого в одежде присутствует оранжевый цвет. Рассматриваем картинки с изображением животных оранжевого (рыжего) окраса: белка, лисица, тигр, леопард.
Восприятие художественной литературы: С. Маршак «Солнце вешнее с дождем».
Прослушивание песни: «Оранжевая песня», автор текста (слов): Арканов А. Композитор (музыка): Певзнер К.
Конструктивная деятельность: строим все, что захотим, но только из оранжевых фигур. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы оранжевого цвета, конструктор «Тико».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Запомни узор», «Найди оранжевый цвет в обстановке, окружающей природе, посуде и т.д.», «В нашей группе»;
Игры с мозаикой
Подвижные игры: «Найди свой дом», «Кто увидит первый». Даем домашнее задание детям и родителям: в четверг надеть одежду с элементами желтого цвета, организовать дома игру с упоминанием цвета.
Четверг Желтый день.


В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на желтый цвет.
На столах во время приема пищи салфетки желтого цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы желтого цвета.
Каждый ребенок получает приз (желтый лепесток для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»;
Просмотр развивающего мультфильма «Радуга! Учим цвета»;
Экспериментирование: Работа с красками «Какого цвета вода?»
Изобразительная деятельность: Рисуем желтую дугу радуги на листе ватмана, рисование по замыслу, лепим из пластилина желтого цвета.
Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает желтого цвета?», Восприятие художественной литературы: С. Маршак «Разноцветная книга» (Желтая страница), заклички.
Конструктивная деятельность: строим все, что захотим, но только из фигур желтого цвета. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы желтого цвета, конструктор «Тико».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Запомни узор», «Найди оранжевый цвет в обстановке, окружающей природе, посуде и т.д.», «В нашей группе», « Веселые червячки»
Игры с мозаикой: «Цыплята», «Домики и флажки».
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом». Даем домашнее задание детям и родителям: в пятницу надеть одежду с элементами зеленого цвета, организовать дома игру с упоминанием цвета.
Пятница Зелёный день .


В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на зеленый цвет.
На столах во время приема пищи салфетки зеленого цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы зеленого цвета.
Каждый ребенок получает приз (зеленый лепесток для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»;
Просмотр развивающего мультфильма «Радуга! Учим цвета»;
Рассматривание зеленых листьев комнатных растений.
Экспериментирование: Работа с красками «Какого цвета вода?»
Изобразительная деятельность: Рисуем зеленую дугу радуги на листе ватмана, рисование по замыслу; лепим из пластилина зеленого цвета.
Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает зеленого цвета?», Восприятие художественной литературы: С. Маршак «Разноцветная книга» (Зеленая страница), заклички.
Конструктивная деятельность: строим все, что захотим, но только из фигур зеленого цвета. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы желтого цвета, конструктор «Тико».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Веселые червячки», «Что пропало?». «Собери бусы по цвету».
Игры с мозаикой: «Елочка», «Поляна с цветами».
Подвижные игры: Игра с зеленым мячом, «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом». Даем домашнее задание детям и родителям: в понедельник надеть одежду с элементами голубого цвета, организовать дома игру с упоминанием цвета.
Понедельник Голубой день .


В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на голубой цвет.
На столах во время приема пищи салфетки голубого цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы голубого цвета.
Каждый ребенок получает приз (голубой лепесток для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»;
Экспериментирование: Работа с красками «Какого цвета вода?»; «Как получить голубой цвет?»
Изобразительная деятельность: Рисуем голубую дугу радуги на листе ватмана, рисование по замыслу; лепим из пластилина голубого цвета.
Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает голубого цвета?», Восприятие художественной литературы:
Конструктивная деятельность: строим все, что захотим, но только из фигур голубого цвета. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы голубого цвета, конструктор «Тико».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Веселые червячки», «Что пропало?», « Ложки - девочки».
Игры с мозаикой: «Ручеек», «Облака».
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом». Даем домашнее задание детям и родителям: во вторник надеть одежду с элементами синего цвета, организовать дома игру с упоминанием цвета.
Вторник Синий день.


В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на синий цвет.
На столах во время приема пищи салфетки синего цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы синего цвета.
Каждый ребенок получает приз (синий лепесток для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»;
Экспериментирование: Работа с красками «Какого цвета вода?»
Изобразительная деятельность: Рисуем синюю дугу радуги на листе ватмана, рисование по замыслу; лепим из пластилина синего цвета.
Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает синего цвета?», Восприятие художественной литературы: С. Маршак «Разноцветная книга. Синяя страница».
Конструктивная деятельность: строим все, что захотим, но только из фигур синего цвета. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы синего цвета, конструктор «Тико».
Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Что пропало?», «Ложки - девочки», «Найди синий цвет в обстановке, окружающей природе, посуде и т.д.»
Игры с мозаикой: «Синие цветы», «Море и чайки».
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом». Даем домашнее задание детям и родителям: в среду надеть одежду с элементами фиолетового цвета, организовать дома игру с упоминанием цвета.
Среда Фиолетовый день.



В течение всего дня организуем деятельность детей с опорой на фиолетовый цвет.
На столах во время приема пищи салфетки фиолетового цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы фиолетового цвета.
Каждый ребенок получает приз (фиолетовый лепесток для цветка) в качестве положительного настроя на «цветной» день.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»;
Экспериментирование: Работа с красками «Какого цвета вода?»
Изобразительная деятельность: Рисуем фиолетовую дугу радуги на листе ватмана, рисование по замыслу; лепим из пластилина фиолетового цвета.
Коммуникативная деятельность: Беседа «Что бывает фиолетового цвета?».
Восприятие художественной литературы: В. Берестов «Тучка с солнышком».
Конструктивная деятельность: строим все, что захотим, но только из фигур фиолетового цвета. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы фиолетового цвета, конструктор «Тико».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Что пропало?», «Ложки - девочки», «В нашей группе», «Мое цветное настроение», «Сделай радугу».
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Найди свой дом». Даем домашнее задание детям и родителям: в четверг надеть одежду с элементами любых цветов радуги.
Четверг Разноцветный день.


В течение всего дня организуем деятельность детей, упоминая все цвета радуги.
На столах во время приема пищи салфетки разного цвета, в одежде детей и воспитателей присутствуют элементы разного цвета.
Гимнастика для глаз «Ах, как долго мы играли»;
Физминутка «Здравствуй, радуга-дуга!»;
Просмотр мультипликационного фильма «Радуга» (1975г.)
Изобразительная деятельность: Рисуем радугу над цветочной поляной; лепим из пластилина разного цвета по замыслу.
Коммуникативная деятельность: Беседа «Какого цвета мир вокруг?», Беседа «Какого цвета радуга?».
Восприятие художественной литературы:
Конструктивная деятельность: строим все, что захотим из фигур разного цвета. Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы, конструктор «Тико».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Что пропало?», «Ложки – девочки», «Мое цветное настроение», «Вкусные цвета», «Сделай радугу».
Игры с мозаикой по выбору.
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Найди свой дом», «Собираем шарики». Родителям предлагается фотоотчет по проекту.

Приложение 1
Гимнастика для глаз .
«Ах, как долго мы играли»
Ах, как долго мы играли,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
(Поморгать глазами
Посмотреть влево-вправо
Посмотреть вверх
Закрыть глаза ладошками
Посмотреть по дуге вверх-вправо
и вверх-влево
Посмотреть вниз
Зажмурить глаза, открыть и поморгать).
Приложение 2
В. Берестов
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется,
В небе радуга смеется.
С. Маршак
Солнце вешнее с дождем

Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Загадка
Дождь прошел.
Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга - Это... (радуга)
Заклички
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко! Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом...
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам ведрышка.
Радуга-дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку -
По целому ведёрку!
С. Маршак
Разноцветная книга

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА
Эта страница зеленого цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилег.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вон темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять...
СИНЯЯ СТРАНИЦА
А эта страница - морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
Во мраке, где нет фонарей...
ЖЕЛТАЯ СТРАНИЦА
Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
Садовая дорога
Усыпана песком.
Но плохо, если много
Песка лежит кругом.
Вот желтая страница
Пустынная страна
Песок по ней кружится,
Несется, как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды
Степные поезда.
Идут они в кочевье
Под музыку звонков.
Лежачие деревья
Растут среди песков.
Безлиственные сучья
К сухой земле пригнул
Живучий и колючий
Кустарник саксаул.
А ветер носит тучи
Горячего песка.
Идет песок летучий
На приступ, как войска.
БЕЛАЯ СТРАНИЦА
Это - снежная страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
Здесь проехали полозья
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след.
Там на утренней пороше
Отпечатались калоши,
Это бродят внук и дед.
Цепь следов на снежной глади
Остается, как строка
В чистой, новенькой тетради
Первого ученика.
КРАСНАЯ СТРАНИЦА
Эта страница
Красного цвета.
Красное солнце.
Красное лето.
Красная площадь
Флаги полощет.
Что же на свете
Лучше и краше?
Разве что дети
Веселые наши!
НОЧНАЯ СТРАНИЦА
Пред вами - страница ночная.
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы.
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Скользят огоньки по аллее,
Спускаясь с московских холмов,
И с каждой минутой тусклее
Бессчетные окна домов.
Встречаясь на всех перекрестках,
Бегут фонари через мост.
А небо над городом - в блестках
Далеких, чуть видимых звезд.
Над старой зубчатой стеною,
Над всею Советской страною
Горят, как огни корабля,
Рубины на башнях Кремля.
Приложение 3
Физминутка
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Приложение 4
Дидактические игры
Дидактическая игра «Составь радугу»
Задача: закрепить знание названий цветов посредством составления радуги.
Материал: полукруги разного размера соответствующих радуге цветов.
Ребенок подбирает полукруги соответствующих цветов, ориентируется на размер полукругов путем наложения.
В радуге семь дужек – семь цветных подружек!
Красная дужка – оранжевой подружка.
Желтая дужка – зеленой подружка.
Синяя дужка – голубой подружка.
А фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!
Дидактическая игра « Ложки - девочки» .
Задачи:
Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план - схему, подбирать по цвету резинки, соблюдать последовательность их нанизывания.
Закреплять знания цветов и оттенков.
Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость.
Оборудование.
Набор резинок различных цветов (для волос), одноразовые пластмассовые ложки с лицами кукол; карточки - схемы с вариантами чередования резинок по цвету.
Ход игры
Игровые задания:
1. Подбери платье для девочки - ложки, в соответствии с образцом.
2. Подбор цвета по слову, педагог называет цвет, ребенок выбирает соответствующую резинку по цвету и нанизывает на ложку.
3. Подбери платье для девочки, как цвета у радуги. Последовательное расположение цветов в спектре.
Работа с красками
Задача:
Познакомить детей с тем, что вода окрашивается в цвет краски.
Развивать речь.
Оборудование.
Баночки с водой, краски, кисти и губки по количеству детей.
Содержание:
На столах - баночки с водой, краски, кисти и губки. Предложить детям сесть за столы и внимательно посмотреть, что получится. Свои действия воспитатель сопровождает рассказом: «Я беру кисть около металлического колечка, аккуратно набираю из баночки кончиком кисти краску, которая мне нравится. Баночку с краской придерживаю другой рукой. Затем мою кисточку в баночке с водой. После этого нужно примокнуть кисточку о губку и положить ее на стол. Детям предлагается самим выполнить показанные действия.
- Давайте посмотрим, что получилось. Какого цвета вода? (Дети отвечают).
Игра « В нашей группе»
Задачи:
Закреплять знание цветов и умение находить заданный цвет в окружающей среде.
Оборудование: мяч среднего диаметра
Ход игры:
Воспитатель берет мяч и говорит: «Садимся в тесный кружок. Сейчас тот, к кому я покачу мяч, поймает его, скажет какого цвета у него одежда. После этого покатит мяч другому ребенку».
Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого ребенка.
Дидактическая игра « Веселые червячки»
Задачи:
Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных.
Закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.
Материал.
Червячки (связанные из цветных ниток) 11 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого, голубого и розового.
Ход игры.
Игровые действия:
1. Педагог дает перемешанные произвольно червячков четырех цветовых тонов и предлагает двум детям взять себе червячка любого цвета и найти такого же. После выполнения задания дети меняются червячками.
2. Предлагается сортировка предметов других цветовых тонов.
3. Педагог размещает червячков перед собой дорожкой в следующем порядке: черного, красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и белого цветов. Предложить каждому ребенку самому придвинуть к общей дорожке отобранного им самим червячка.
Дидактическая игра «Сделай радугу»
Задача:
Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, расширение активного и пассивного словаря ребенка.
Материал. Бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки, образец радуги.
Ход игры. Предложить ребенку выложить такую же радугу из ниток, закрепляя их на бархатной бумаге. При этом ребенок должен сам выбрать нитки нужного цвета и расположить их в соответствии с образцом. Ребенок называет каждый цвет радужного спектра.
Игра «Запомни узор»
Материал: кошка, таблица с узором.
Ход игры: Кошечка принесла картину с узором и хочет поиграть с вами. Воспитатель показывает картину с узором: квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат, круг. (цвета фигур варьировать) Дети рассматривают 1-2 минуты, а затем рисуют точно такой же по памяти.
Игра «Что пропало?»
Задача: тренировать зрительную память.
Ход игры: Развешать несколько карточек на доске (или выложить на полу), пусть ребенок рассмотрит их в течение 20-30секунд, постарается запомнить расположение карточек. Потом ребенок отворачивается, педагог убирает одну карточку. Ребенок должен назвать цвет, который исчез.
Игра «Мое цветное настроение».
Задача: формировать эмоциональное цветовосприятие.
Материал: карточки цветные одного размера.
Ход игры:
Спросите ребенка, какое у него настроение, что он чувствует. Попросите его выбрать карточку с цветом, похожую на его настроение. В эту игру можно играть не только, когда у малыша хорошее настроение, но и когда плохое, в этом случае игра поможет избавиться от плохого настроения. Можно просто сказать: "Давай поменяем карточку и твое настроение улучшится".
Игра «Вкусные цвета»
Задача:
формировать эмоциональное цветовосприятие,
развивать воображение, ассоциативное мышление.
Материал: карточки цветные одного размера.
Ход игры:
Предложить детям игровую ситуацию: мы идем в магазин за вкусностями. Возьмите корзинку и отправляйтесь к цветным карточкам. Пусть ребенок из всех карточек выберет самые "вкусные" цвета и расскажет, почему он их выбрал, с чем они ассоциируются.

Ирина Давыдченко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 муниципального образования «Город Донецк»

Проект в первой младшей группе

«Цветная неделя »

Подготовила воспитатель :

Давыдченко И. А.

Зворыгина Т. Ю.

2017 уч. год

Участники проекта : Дети, родители, воспитатель группы .

Тип проекта : По доминирующей в проекте деятельности : творческий.

По числу участников проекта : групповой (9-15 человек) .

По времени проведения : краткосрочный

По характеру контактов : ребенок и семья, в рамках ДОУ.

Цель проекта : Закрепление сенсорных эталонов

Задачи проекта :

Закрепить знания 4 цветов у детей (красный, синий, зеленый, желтый)

Упражнять в нахождении предметов заданного цвета вокруг себя .

Упражнять в умении рассказывать о цвете .

Учить группировать предметы по заданными признакам.

Развивать умения видеть характерные признаки предметов, воображение.

Развивать цветовое восприятие , внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.

Актуальность проблемы :

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета ) обладают большими возможностями : позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом .

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов , называть оттенки и цвета , сравнивать предметы по цвету , группировать их по сходству в цвете . Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете , способствуют формированию чувства цвета . Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете , которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете . В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей .

Предполагаемый результат проекта : Дети правильно различают и называют цвета .

Подготовительный этап :

Определение темы проекта .

Изучение цветов в течении учебного года.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта .

Составление плана основного этапа проекта .

Консультация для родителей «Цветные фантазии »

План разноцветной недели :

В каждый цветной день дети приходят в одежде соответствующего цвета

Утренняя зарядка с зелеными шариками, кеглями, обручами.

Игры на закрепление цветов

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти»

Презентация

Рассматривание картинок зеленого цвета

(см. приложение)

Рисование кроны дерева (отпечатками ладошек)

Утренняя зарядка с синими шариками, кеглями, обручами.

Игры на закрепление цветов

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти»

Презентация

Рассматривание картинок синего цвета

Чтение загадок, стихотворений, художественной литературы. (см. приложение)

Аппликация кораблика

Утренняя зарядка с желтыми шариками, кеглями, обручами.

Игры на закрепление цветов

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти»

Презентация

Рассматривание картинок желтого цвета

Чтение загадок, стихотворений, художественной литературы. (см. приложение)

Рисование цыпленка (мятой бумагой)

Утренняя зарядка с красными шариками, кеглями, обручами.

Игры на закрепление цветов

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти»

Презентация

Рассматривание иллюстраций красного цвета

Чтение загадок, стихотворений, художественной литературы. (см. приложение)

Рисование – цветов Мака (отпечатком пальцев, донышком бутылки)

Разноцветное королевство

Утренняя зарядка с разными шариками, кеглями, обручами.

Игры на закрепление цветов

Презентация

Рассматривание картинок всех цветов

Экспериментирование со смешиванием красок.

Чтение загадок, стихотворений, художественной литературы (см. приложение)

Рисование ладошками хвоста петуху

Заключительный этап :

Дети свободно различают цвета .

Развитие эмоциональности, фантазии, творчества.

Положительное сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта .

Получение детьми удовольствия от выполненной работы в группе .

Оформление фотовыставки «Разноцветная неделя »

В конце каждого дня детей ждали воздушные шарики соответствующих цветов .

ФОТООТЧЕТ :

1-й день Путешествие Кузнечика в Зеленое королевство

«ЦВЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ОГОРОДНЫЙ , ОН ВЕСНОЮ САМЫЙ МОДНЫЙ.»

2-й день Путешествие Капельки в Синее королевство

«В СИНЕМ МОРЕ, СИНИЙ КИТ. В СИНЕМ НЕБЕ ТУЧА СПИТ.»



3-й день Путешествие Цыплёнка в Желтое королевство

«ЖЕЛТЫЙ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЦВЕТ – ПОТОМУ ЧТО ЭТО ЦВЕТ




4-й день Путешествие Божьей коровки в Красное королевство

«У НАС СЕКРЕТОВ НЕТ, САМЫЙ ЛУЧШИЙ КРАСНЫЙ ЦВЕТ




5-й день Путешествие Петуха в Разноцветное королевство

«НАШИ ЯРКИЕ ЦВЕТА , ВСЕМ НАМ ОЧЕНЬ НРАВЯТЬСЯ.»



Публикации по теме:

Неделя здорового питания Как жуешь, так и живешь. Недавно в нашем детском саду прошла неделя здорового питания. В эти дни мы реализовали.

В детском саду прошла неделя математики. в группе 2-3 лет детей познавательная активность проходит через восприятие сенсорных эталонов.

С 16 января по 20 января 2017 года. В нашем детском саду прошла Неделя Здоровья. Конечно наши малыши группы "Лучики" не остались в стороне.

Похожие публикации