Грудной ребенок 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Дорогие родители! Пришло время поговорить о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Через два месяца малышу исполнится годик, он начнёт ходить, и официально перестанет считаться грудничком. А что он сейчас уже умеет делать, вы узнаете, прочитав мою статью.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

  1. Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
  2. Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
  3. Радуется, когда с ним начинают играть.
  4. Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
  5. Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
  6. Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
  7. Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
  8. Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
  9. Проявляет интерес к другим малышам.
  10. Пытается сделать первые шаги.
  11. Самостоятельно держит чашку и ложку.
  12. Умеет забираться и спускаться с кровати.
  13. Одной рукой одновременно может держать два предмета.
  14. Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
  15. Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
  16. Выполняет маленькие просьбы родителей.

Двигательная активность карапуза

В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
  2. Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
  3. Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
  4. Уверено ползает . Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
  5. Может залезть и слезть с невысокой кровати.
  6. Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
  7. Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.

Развитие психологических навыков

  1. Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
  2. Пытается повторять услышанные звуки.
  3. Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
  4. Смеётся, если слышит весёлую историю.
  5. Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.

Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.

  1. Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
  2. Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
  3. Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
  4. Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
  5. Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.

Эмоциональные и социальные способности

В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:

  1. Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
  2. Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
  3. Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
  4. Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
  5. Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
  6. Любит, когда ему дают право выбора.

Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.

  1. Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина .
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Что должна уметь девочка в 10 месяцев?

  1. Имеет сильную привязанность к маме.
  2. Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
  3. Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
  4. Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.

В среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой , так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь .

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев . Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба , а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на десятом месяце

Если к концу десятого месяца ребёнок:

  • не сбрасывает игрушки со стола;
  • не может махать головой в знак отрицания или согласия;
  • не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
  • не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.

Наконец-то первая «круглая» дата – 10 месяцев. Малыш стал настолько шустрым, что мама иногда и не успевает за ним. Формируется характер ребенка, и серьезное, осмысленное выражение лица у малыша вызывает умиляющую улыбку у всех родных. Умеет ли малыш делать все, что положено в этом возрасте и в норме ли его развитие узнаете, прочитав эту статью.

Главное в статье

Нормы развития ребенка в 10 месяцев

Каждый малыш развивается по-своему, но существуют определенные этапы, которые, к моменту окончания первых 10 месяцев уже прошли все малыши.


Согласно усредненных норм, принятых для предостережения отставания малыша от сверстников, ребенок в 10 месяцев должен уметь:

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

  • Вес 10 месячного крохи должен быть 6,5-10 кг, за месяц нормальной прибавкой считается 400-450 г.
  • Рост должен достигать отметки для девочек в 66-72 см, а для мальчиков 69-75 см, если ваш малыш больше или меньше не расстраивайтесь, ведь это усредненные нормы.
  • Зубов обычно в таком возрасте насчитывается 6, 4 верхних и 2 нижних, но все зависит от генетической предрасположенности. У некоторых в 10 появляется лишь первый зуб.
  • Спать должен кроха 14 часов в сутки.

В 10 месячном возрасте, вы должны посетить поликлинику и показаться своему педиатру для оценки физического и психического развития.

Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 10 месяцев

  • Проявляются первые эмоциональные реакции на разные действия.
  • Для «высказывания» своих эмоций пользуется движениями и мимикой.
  • Возбужденно реагирует на все новое.
  • Учится играть с детьми.

Речь ребенка в 10 месяцев

  • Появляются первые четкие слова «мама», «папа». Обычно ребенок радует папу, говоря первое слово «папа».
  • Пытается вести диалог с родителями, на «своем» языке.

Развитие моторики и статики ребенка в 10 месяцев

  • Хорошо и довольно быстро ползает.
  • Самостоятельно стоит при поддержке.
  • Совершает первые попытки к ходьбе, держась за руку родителей.
  • В движениях появляется смысл, делаются они целенаправленно.
  • Достает и собирает игрушки.
  • Умеет правильно сложить пирамидку.
  • Умеет брать предмет двумя пальчиками.

Сенсорные реакции малыша в 10 месяцев

  • Подражает взрослым, копирует движения, речь.
  • Знает название предметов и частей тела.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

  • Вырабатывать самостоятельность. Развитие опорно-двигательного аппарата находится на стадии завершения. Он самостоятельно долго сидит и встает на ножки, начинает учиться ходить. Самое время приучать его к самостоятельности, засыпать одному в своей кроватке, садиться на горшок.
  • Играть в развивающие игры. К таким можно отнести догонялки, когда мама со словами «догоню-догоню» ползет за ним. Всем известная игра в «ку-ку» приобретает особый смысл и вызывает у крохи бурю эмоций. Научите его делать «сороку-ворону», это поможет весело провести время.
  • Знает что такое запрет. В 10 месяцев ребенок должен четко понимать запретительные слова и проявлять реакцию, услышав их.
  • Преодолевать преграды. Теперь небольшая ступенька, огромная игрушка и другие вещи для движения крохи больше не помеха. Он умеет перелезать через них. Также следует показать ему, что слезать с кровати или дивана необходимо попой назад.

Режим дня ребенка в 10 месяцев


Биоритм каждого ребенка индивидуален, поэтому кто-то рано ложится вечером, а кто-то встает спозаранку. Некоторые едят только в отведенные часы, а другие еще и перекусывают. Но режим есть режим, и каждодневное повторение одних и тех же действий никто не отменял.

  • Сон. Ночной сон 10 месячного малыша составляет 10 -12 часов. Если в 9 месяцев вы этого не сделали, то сейчас самое время перевести дневной сон из трехразового на двухразовый по 1,5-2 часа за раз. Ночью допускается одно кормление, если малыш на грудном вскармливании.
  • Питание. В этот период заканчивается знакомство с продуктами. Вводятся кисломолочные продукты, и в рационе появляются фрукты. Питание крохи шести разовое, через каждые 4-5 часов, первое и последнее – грудное молоко либо смесь. Подробней о введении определенных продуктов, можно прочитать в статье
  • Прогулки. Очень важно гулять с малышом на свежем воздухе. В теплое время года гулять следует 2 раза по 2,5-3 часа. Такие прогулки не должны припадать на самое жаркое время, поскольку малыш может получить тепловой удар. В зимний период прогулка может длиться от 30 мин до 1,5 часа.
  • Бодрствование. Период бодрствования у ребенка приблизительно по 4 часа между сном. В это время он активно играет, кушает и ходит на прогулку. Когда настает время сна, малыш показывает маме что хочет спать, начиная тереть глазки. Очень важно уложить его в этот момент, в противном случае кроха «перегуляет» и тогда обеспечен целый день капризов.

Уход и питание ребенка в 10 месяцев


От того как мама ухаживает за своим малышом зависит его здоровье и дальнейшее развитие. Режим дня 10 месячного ребенка включает сон, кормление и активное провождение времени.

  1. Температура воздуха в помещении остается прежней 19-20°С, не отменяются ежедневное проветривание и влажная уборка.
  2. Купание можно проводить через день. Температура воды 33-34°С, воздуха 21-24°С. Дети быстро засыпают после водных процедур.
  3. С утра занимайтесь гимнастикой. Для нее подойдут круговые движения ручками и ножками, их загибание и разгибание. Закончить процедуру можно расслабляющим массажем.
  4. Проводите утреннюю гигиену: умывание, подмывание (после снятия памперса после ночи).
  5. Можно использовать ходунки, это будет стимулировать кроху к быстрейшему самостоятельному хождению.


К концу 10 месяца полностью заменяются дневные грудные кормления, на «взрослые» продукты, ребенка переводят на общий стол. Грудь и смесь даются только перед сном и ранним утром.

В этот период ребенку необходимы витамины и минералы, поэтому рацион должен быть сбалансированным. Примерное меню малыша пяти разовое и выглядит так:

  • Завтрак – грудное молоко или смесь.
  • Второй завтрак – каши, сок или чай.
  • Обед – овощной суп, мясо или рыба, компот.
  • Полдник – творог, яблоко.
  • Ужин – грудное молок или смесь.

Если у крохи в 10 месяцев уже есть зубы, то стимулируйте его к жеванию продуктов. Измельчайте пищу не блендером, а разминайте вилочкой.

  1. Разговаривайте с ребенком. Отвечайте, на его лепет, вполне нормальной речью, поддерживая с ним диалог. Делайте это медленно, что бы малыш мог разобрать и запомнить сказанные слова. При этом показывайте или указывайте на предмет, о котором говорите.
  2. Называете кроху по имени. Чтобы малыш воспринимал себя как отдельную личность и знал, что речь идет о нем, называйте его по имени. «Лиза возьми ложечку», «Теперь у Лизы есть ложечка» «Лиза пойдет на улицу».
  3. Дайте ему волю. Ребенок очень активен, предоставьте ему возможность выплеснуть энергию. Отгородите часть комнаты для малыша, убрав оттуда травмоопасные предметы. Пускай наползается вволю.
  4. Объясните ребенку что можно, а что нельзя . Поскольку ребенок вовсю изучает окружающий мир, то следует показать ему вещи, которых делать не стоит. К примеру, возьмите кружку с горячей жидкостью и дайте ребенку прикоснуться на секундочку к ней, при этом говорите, что это горячее и трогать это нельзя. После нескольких таких уроков малыш сам будет чувствовать, где горячо и демонстративно показывать или «говорить», что это трогать нельзя.
  5. Развивайте малыша. В этом возрасте можно познакомиться с карандашами и пластилином. Превратите процесс в забавную игру. Если ребенок не будет интересоваться предложенным занятием — не настаивайте, придет время, и вы его не оттяните от него.


Десять месяцев - интересный возраст в развитии ребенка. Следите за его развитием, обращайте внимание на необходимые навыки, учите самостоятельности. Время быстро пролетит и вы будете вспоминать первый шаг, первое слово, серьезную реакцию. А вот чего вам ждать в следующем месяце, можно прочитать в статье: .

Родители искренне радуются самым маленьким успехам своего малыша. Теперь малыш с большим интересом познает окружающий мир, изучает новые игрушки, контактирует с другими детками. Они уже сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно прийти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам. Не стоит забывать, что все дети индивидуальны. Они отличаются друг от друга поведением, умениями. Но главное - все дети должны быть любимыми, единственными и неповторимыми!

Малышу 10 месяцев. Весомая дата, скоро первый ваш праздник - год в качестве родителей и год новой жизни! Можно начать готовиться к этому дню, продумайте меню, место проведения маленького торжества, обозначьте список гостей, найдите пример торта или мастера, который изготовит его на заказ, обдумайте подарки, поищите темы для веселых коллажей и плакатов - поверьте, первый год вашего крохи - это существенная дата для всей вашей семьи и этот праздник запомнится вам на всю жизнь!

Однако не стоит отрицать, что в 10 месяцев многие мамы уже чувствуют моральную усталость, они устают от частых кормлений, бессонных ночей. Для того чтобы не упасть духом, уделяйте себе время, малыш уже кушает прикорм и вы должны выделить время для себя: попросите бабушек или папу посидеть с ребенком, сами же займитесь спортом или танцами, сходите в парикмахерскую, в магазин на шоппинг.

Вы уже можете выводить малыша на прогулки не только в парк, но и в город. Такие выходы в свет будут стимулировать вас красиво одеться, накраситься, сделать прическу. Попросите мужа вывести вас в кафе, сходите вместе в гости. Главное, чтобы вы получали от материнства только положительные эмоции, ребенку будет лучше, если вы будете давать ему качественное общение, а не количественное, когда мама проводит с ребенком целый день, но при этом так устает, что не успевает даже просто проиграть с крохой, забывает о муже и о себе, как личности.

Что новенького

Как правило, в 10 месяцев ребенок уже умеет сидеть, поэтому было бы не лишним начать приучать малыша к горшку (если вы не начали этого делать ранее). Если ему не понравится ваша идея, не стоит повышать голос, пытаться заставить сесть силой. Пусть он поиграет, познакомиться и, возможно, подружится с ним, так будет проще в дальнейшем при очередной попытке приучить его к самостоятельности.

Исследование окружающего мира становится всё более увлекательным - малыш всё чаще трогает ручками посторонние предметы, открывает баночки и ящички, исследуя, что же находится внутри.

Учатся переползать через предметы и ходить вокруг опоры. Возможно в этот период с 10 месяцев до года произносит первые осмысленные слова «мама», «дай». Понимает слова «нет» и «нельзя». Некоторые дети в 10 месяцев могут уже самостоятельно стоять без опоры, делать первые шаги, пытаются учиться вставать без опоры из положения сидя на корточках.

Как выглядит ребенок в 10 месяцев






Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого. Уверенно ходит, держась за стену или мебель.

Начинает стоять без опоры, то есть без поддержки, не держась за предметы, пока еще пошатываясь. Залезает на низкий диван, кресло или кровать. Сидит уверенно - вертится и наклоняется во все стороны. Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. Обычно в такой ситуации они хорошо передвигаются на четвереньках. Руки при этом выпрямлены, а опора производится на ладони. Ноги еще согнуты в коленных суставах, а вот живот уже не прикасается к поверхности пола.

Еда ребенка в 10 месяцев

Пьет из чашки, держа ее обеими руками почти самостоятельно. Взрослый должен лишь слегка поддерживать чашку за донышко, чтобы ребенок ее не уронил, и контролировать положение чашки, если ребенок слишком сильно наклоняет ее.

Бытовые навыки ребенка в 10 месяцев

Многие дети помогают при одевании. На просьбу взрослого «Дай ручку, вытяни ножку» они подают нужную руку или ногу. Ребенок может спокойно относиться к высаживанию на горшок. Однако эти высаживания не ускоряют приобретения навыка проситься на горшок, они лишь дают возможность экономить на памперсах. Нельзя долго держать ребенка сидящим на горшке, в надежде что он «исполнит свой долг» и оправится. Таким сидением вы можете привить ему страх или ненависть к горшку как раз к возрасту полутора лет, когда можно будет наконец активно обучать ребенка проситься на горшок.

Уменьшается привычка пускать слюни и брать все в рот.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, он узнает их. Ребенок смотрит на фотографию, узнает, смеется, трогает, оборачивается к взрослому. Если сказать: «Покажи - где мама?» - то ребенок показывает пальцем мать на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 10 месяцев

Значительно расширяются возможности игры с предметами в зависимости от их свойств. Малыш понимает, что можно рукой катать туда-сюда машинку с колесиками, дергать и подтягивать ее за привязанную к ней веревочку, вынимать один предмет из другого, звонить колокольчиком, снимать кольцо с пирамидки. Половина детей в возрасте 10,5 месяца может накрыть баночку крышкой.

При игре с несколькими игрушками или предметами малыш начинает использовать один из предметов как инструмент, например стучит одной игрушкой о другую. Ложку может использовать, чтобы ворошить и раскидывать некрупные предметы по полу.

По просьбе взрослого пытается найти спрятанную игрушку. Чтобы проверить это, на глазах у ребенка накройте небольшую игрушку перевернутой чашкой и оставьте ее так. Затем попросите ребенка найти игрушку. Последовательность действий ребенка такова:


  1. Сначала он смотрит, как взрослый прячет игрушку.

  2. Тянется к чашке.

  3. Достаточно быстро находит игрушку.

Во время игры малыш не только опустошает сумки или коробки, но и начинает собирать предметы в эти емкости. Пытается забрасывать предметы в коробку, однако делает это не всегда охотно. Тренировать это умение можно с помощью игры.

Игра-упражнение
Рассыпьте как бы нечаянно ложки из коробки или другие интересные ребенку предметы. Затем вместе с малышом соберите их, сопровождая сбор рассказом, особым укладыванием и т.д. В дальнейшем поощряйте ребенка, чтобы он после игры всегда сам собирал свои игрушки в коробку, сначала делайте это вместе с ним, но занимайтесь этим не как работой, а как игрой.

Кроме матрешки, пирамидки, кирпичиков для ребенка желательно приобрести сюжетные игрушки: куклу, мишку, собаку. Можно дать ребенку в руки куклу и показать ему, как ее водить; дать в руки собачку и поиграть с ним в ее кормление; дать в руки машинку и показать, как ее можно катать вперед-назад. В отличие от более ранних этапов у ребенка уже развивается память: он знает, для чего нужна конкретная игрушка и как с ней играть. Сейчас малыш уже не изучает, как раньше, свою игрушку, а сразу использует ее по назначению: например, не пытается греметь машинкой с колесиками, а катает ее.

Понимает несколько ваших жестов: «иди ко мне», «нельзя», «до свидания», указательный жест.

Понимание речи ребенком в 10 месяцев

Если ваше дитя быстро и хорошо, без вашей подсказки выполняет такие заученные движения, как «до свидания», «здравствуй», «ладушки-ладушки», можно начать обучение и более сложным жестам. Известная всем с детства игра «сорока-белобока» способствует развитию функции указательного пальца. Обучите ребенка стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой под вашу речевку: «Сорока-белобока на дереве сидела, деткам кашку варила. Этому дала, этому дала… этому не дала». Постепенно (в последующие два месяца) обучайте ребенка стучать не по ладошке, а по пальцам левой руки, поочередно от мизинца до большого пальца. Естественно, «этому не дала» надо говорить, когда ребенок стучит по последнему (пятому) пальцу на ладони.

Все лучше понимает смысл обращенной к нему речи - слов, произносимых взрослым. По просьбе «дай» берет и подает хорошо знакомые предметы-игрушки. Хотя и дает названный предмет в руки взрослому, но еще не отпускает его. Вышеуказанные инструкции выполняет более четко, если они дополняются жестами взрослого. Для того чтобы ребенок мог выполнять такие инструкции, он должен знать названия предметов. Поэтому всегда, когда вы даете ребенку какую-либо игрушку, каждый раз правильно называйте ее.

Можно научить дитя показывать части тела. Для этого спросите у малыша: «Где у Саши носик?» Потом возьмите указательный пальчик ребенка и, дотрагиваясь им до его носа, говорите: «Вот носик у Саши». Затем спрашиваете: «А где же носик у мамы?» - и, дотрагиваясь пальчиком ребенка до своего носа, говорите: «Вот мамин носик». Также можно поиграть с ребенком и во время его купания: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи и т.д.» Сначала легче показать нос на взрослом или кукле, а затем уже и на себе. После носиков аналогичным способом можно изучить глазки, щечки, ушки и другие части тела.

Если назвать хорошо знакомого ребенку человека по имени, то он смотрит на него.

Четко понимает значение слов «нет», «нельзя». Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы ребенок прекратил запрещенные действия. Если же ребенок продолжает опасно шалить, то проще всего взять его на руки и унести в другую комнату, а там предложить другую игру. Например, если малыш стучит машинкой по телевизору, то после произнесения «нельзя, перестань» лучше дать ему барабан, по которому стучать палочками гораздо интереснее, а также показать ребенку, что машинку намного интереснее катать за веревочку. Если ребенок хватает со стола ручные часы, то, забирая их и говоря «нельзя», нужно дать ребенку игрушечные ручные часы или другую интересную игрушку и сказать «можно». Для воспитания выполнения запретов можно поиграть в специальную игру с куклой или медвежонком. Когда игрушка «делает» что-то опасное, вы строго говорите ей «нельзя» или «перестань». Медвежонок (кукла) тотчас прекращает шалить, и вы его хвалите. Ребенок берет пример с игрушки. Не злоупотребляйте запретами, используйте слово «нельзя» только в тех крайних случаях, когда без этого точно не обойтись. Ребенок должен твердо усвоить, что если один из родителей или близких сказал «нельзя» или «нет», то это решение окончательное и пересмотру не подлежит. Никакие капризы, обиды и истерики не заставят семью отменить такой запрет. Когда ребенок хорошо поймет это, он и не будет их устраивать. Особенно это важно при наличии склонности к нервозности. Если вдруг в семье найдется «слабое звено» - кто-то из родителей, бабушек или дедушек, к которому ребенок будет апеллировать для получения запретного, то развитие стойкого невроза, а затем и нарушения характера (психопатии) ребенку обеспечено.

Не забывайте хвалить ребенка за правильные поступки.

Доречевое развитие ребенка в 10 месяцев

С помощью звуков, мимики и жестов, но пока еще не слов, ребенок почти всегда может объяснить взрослым свои разнообразные желания. Произносит некоторые слоги со смыслом (например, «ам» - хочу есть). Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было в его лексиконе. Эту появившуюся способность ребенка можно использовать для развития речи, особенно в случае ее задержки. Для этого взрослый медленно, с вопросительной интонацией произносит слоги, а ребенок старается повторять их. Когда ребенок научился повторять слог, вы меняете в них гласные и повторяете с ним новый похожий слог. Например, повторяете «ба-ба», затем «бай-бай», «бах-бах». Аналогично «дя-дя», «де-да», «дай- дай», «ку-ку», «ка-ка», «ко-ко», «ки-ки» и др. При этом важно, чтобы ребенок понимал значение простых слов и слогов (бабушка, спать, падение, машинка, дядя, дедушка, дай, прятки, курочка и т.д.). Поэтому, работая над конкретным слогом, говорите ребенку, что он обозначает, а еще лучше показывайте ему этот объект, например бабушку при работе над слогом «ба-ба». Проще всего заниматься этой игрой-упражнением в процессе повседневного общения с ребенком.

Какой режим у ребенка в 10 месяцев?

Распорядок дня 10-месячного ребенка должен включать в себя сон, кормление, прогулки, купание и игры.

Режим сна в 10 месяцев немного меняется. В целом за сутки ребенок спит около 14 часов: 9–10 часов ночью и 4–5 часов утром-днем. Причем в 10 месяцев количество дневных снов сокращается до двух (по 2–2,5 часа). Если кроха спит всего один раз, то, как правило, днем малыш должен спать не менее 2 часов.

Гулять с ребенком нужно, как можно больше. Минимум - 2 раза в день по 2–3 часа. Если позволяет погода, ребенок и мама чувствуют себя хорошо, то количество прогулок можно увеличивать. Кроме свежего воздуха прогулки дают крохе множество новых знаний. Окружающий мир велик и многогранен, а в 10 месяцев ребенок уже интересуется происходящим вокруг.

Уход за зубами

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера.

Если малыш сопротивляется и не пускает щетку к себе в рот, используйте марлю, намотанную на палец. Зубную пасту поначалу использовать не обязательно, но если вы этого хотите, выдавите небольшую каплю размером с пол горошины. Используйте только детскую пасту. Проглатывание детьми фторсодержащей зубной пасты небезопасно.

Как начать приучение ребенка к горшку

Пока оно заключается в высаживании малыша на горшок, чтобы он к нему привык. Если ребенок противится и начинает плакать, как только видит горшок, отложите приучение. Высаживайте малыша в определенное время. Наиболее удачными бывают следующие моменты: как только ребенок проснулся; после кормления; перед каждым сном. Затем - перед прогулкой и сразу после. Не держите ребенка на горшке дольше 10 минут, не отвлекайте его в это время игрушками. Если у малыша получилось сходить на горшок, обязательно похвалите его.

Не забывайте о купании

Умыванием должен начинаться каждый день малыша. С малых лет мама приучает ребенка очищать кожу лица, промывать глазки, носик и ушки.

Подмывать ребенка необходимо после каждого туалета и при смене подгузника. Если малыш сходил «по большому», следует подмыть его более тщательно.

Принятие ванны в 10 месяцев можно проводить не каждый день. 3–4 раза в неделю будет вполне достаточно. Исключение составляют жаркие летние дни: чтобы тело малыша дышало, нужно купать его каждый день. Осенью, когда на улице уже похолодало, а отопление еще не включили, можно купать ребенка через день. Однако, если купание - это ваш ритуал, ребенок рад водным процедурам, то продолжайте в том же духе! Предложите малышу поиграть в ванне с мыльным пузырями, вы вызовете у него неподдельный восторг и ликование!


  • Обезопасьте малыша, убирая на его пути различные предметы, которые могут нанести вред. Это касается острых и тяжелых предметов, огня.

  • Не забывайте заниматься развитием ребенка, делайте ему массаж, чаще играйте и гуляйте на свежем воздухе.

  • Способствуйте первым шагам малыша. Покупайте удобную обувь для формирования стопы. Возможно, он не сразу захочет надеть туфельки или ботиночки. Пусть карапуз немного привыкнет к ним, поиграв заранее.

  • Для профилактики развития плоскостопия у малыша необходимо приобретать обувь с анатомической стелькой. Это поможет избежать плоскостопия в будущем. Выбирайте удобную и «дышащую» первую обувь с крепким задником, не скользкой подошвой. Также необходимо следить, чтобы она не слишком сжимала ножку, а даже была немного свободна.

Как кормить ребенка в 10 месяцев?

Полезно знать:
Идеальным для питания малыша в 10 месяцев остается естественное вскармливание, но обязательно с прикормом. Грудное молоко - незаменимый продукт для детей до года, оно благоприятно воздействует на детский желудок при введении новых видов продуктов в меню десятимесячного малыша. Материнское молоко - самое надежное и проверенное веками средство для кормления детей, так как оно является неоценимым кладезем целебных питательных веществ.

Какие особенности прикладывания детей в 10 месяцев?

Прикладывания к груди учащаются: днем 4–6 полноценных кормлений и столько же коротких прикладываний, ночью 4–6 кормлений, наиболее активно малыш сосет между 3 и 8 часами. В течение дня ребенок участвует в трапезе вместе со взрослыми, в промежутках часто что-то жует.

Малыш «по-свойски» обращается с грудью: ищет и вытаскивает материнскую грудь, во время кормления может вынимать грудь изо рта и вставлять обратно, теребить вторую грудь и принимать любые позы. Такое поведение сохранится примерно до 1,5 года.

Питание 10-месячного ребенка не имеет существенных изменений. Новых продуктов практически не появляется, если не считать разновидностей фруктов и овощей, с которыми мама может познакомить малыша. Кормление происходит 5 раз в день. Если у мамы еще есть грудное молоко, она может кормить им кроху утром и вечером или давать грудь по потребностям малыша. В противном случае ребенку дают адаптированную молочную смесь.

Питание ребенка в 10 месяцев все больше приближается к здоровому рациону взрослого человека. Однако это вовсе не означает, что отныне малыша стоит кормить с общего стола. Существует ряд правил, о которых родители должны знать, составляя меню своего чада. Конечно же, в первую очередь речь идет о списке разрешенных продуктов и правилах их обработки.

Питание ребенка в 10 месяцев по-прежнему базируется на молоке и его производных. Также сохраняется кормление грудью или же молочной смесью. Стоит снова повторить, что ВОЗ настоятельно рекомендует обогащать этими продуктами рацион ребенка вплоть до двух лет, оставляя хотя бы одно кормление. Но в то же время чаду можно и нужно предлагать детские йогурты, творог и кефиры, которые можно приготовить самостоятельно или приобрести на детской молочной кухне. А вот относительно пастеризованного молока педиатры в большинстве своем имеют однозначное мнение - его лучше предлагать ребенку после года. И даже каши стоит готовить на специализированной смеси или сухом молоке. Рыбка, птичка, мяско. Меню ребенка 10 месяцев обязано содержать мясные блюда. При этом сохраняется правило о том, что такие лакомства готовятся только из нежирного мяса. Уже знакомая телятина и крольчатина обогащаются нежирной свининой и говядиной. Не стоит забывать и про блюда из птицы: куриная и индюшиная грудка прекрасно подойдут для приготовления фрикаделек. А вот знакомство с куриным яйцом можно отложить до года, если ребенок предрасположен к аллергии. Если этого нет, то вводится только желток, причем начальная порция должна составлять не более 1/8 от его массы. Является спорным вопрос и о рыбных блюдах по той же причине. Но если аллергии нет, то сохраняются введенные в 9 месяцев хек, судак и морской окунь.

Конечно же, речь идет о фруктах и овощах. Сохраняются все те, что уже были в рационе, но при этом вводят репчатый лук, капусту, клубнику, малину (при условии отсутствия аллергической реакции). В целом педиатры склонны считать, что чем больше разнообразных овощей и фруктов в меню малыша, тем лучше.

Полезно знать:

малышам до 5–7 лет грибы категорически противопоказаны!

Все так же пища подвергается тепловой обработке путем варки, причем как в воде, так и на пару. Спорен вопрос о тушении. Если ребенок уже знаком с растительными маслами, то можно попробовать предложить ему тушеные овощи с разрешения педиатра. Кроме того, сама пища должна подаваться чаду маленькими кусочками, которые малыш будет способен прожевать. Не стоит пренебрегать сырыми овощами и фруктами. Однако такие кормления должны проходить под присмотром родителей.

Режим кормления 10 месячного малыша

Рацион питания ребенка 10 месяцев претерпевает некоторые изменения, которые связаны не только со временем, но и с количеством кормлений. Итак, кормить стоит уже по часам. Педиатры рекомендуют оставить 5 полноценных приемов пищи, два из которых - первое утреннее и последнее вечернее - приходятся только на грудное молоко или молочную смесь. А вот завтрак, обед и ужин «отдаются на откуп» взрослым блюдам. Так, на завтрак можно предложить или кашу, или молочный суп с макаронами, или творог с фруктами. На обед предлагают постный суп, мясное блюдо с овощным гарниром и сок. А ужин может быть представлен творожным, овощным или фруктовым блюдом, дополняемым сухариком, бубликом или печеньем.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:


  1. Кормление - грудное молоко/смесь.

  2. Молочная каша, творог, травяной детский чай.

  3. Супчик, овощное пюре с фрикаделькой, сок.

  4. Детский кефирчик, детское печенье, фруктовое пюре.

  5. Грудное молоко/смесь.

Теперь, когда малыш кушает в основном с ложки, и можно заметить, как активно он использует верхнюю губу, двигает ею, чтобы поудобнее разместить ложку во рту, собирает с ложечки остатки еды. Когда малыш больше не хочет есть, он плотно закрывает рот. Если вы продолжаете настаивать, он может даже отвернуться, выражая свое несогласие с подобными методами воспитания.

Вам кажется, что малыш еще слишком мал, чтобы кушать с ложки? На самом деле очень многие дети хотят освоить ложку намного раньше, чем думают мамы. Поэтому, если малыш пытается кушать самостоятельно, не мешайте ему.

Возраст, в котором ребенок начинает кушать с ложки, зависит главным образом от взрослых. Большинство детей просто выхватывают ложку из маминых рук. И очень скоро обнаруживают, что недостаточно просто заполучить ее, нужно еще научиться ею пользоваться, а это довольно трудно. Даже когда малыш старается, он непременно испачкает и себя, и все вокруг. Поэтому ваша задача не ограничивать его в стремлении, а наоборот поддержать. Не ждите, что ребенок сразу будет держать ложку «как взрослый». Где-то лет до двух, а то и до трех, детишки держат ее в кулачке. Чтобы маленькому едоку было удобно, купите специальную детскую ложку с изгибом: ее не нужно разворачивать к себе, малышу будет легче освоить навыки самостоятельной еды. К тому же эти ложки, как правило, сделаны из натурального каучука или специального мягкого пластика, поэтому даже если малыш не очень ловко будет ею орудовать, он не повредит себе десны и прорезавшиеся зубки.

Что не разрешается в питании детей 10 месяцев?


  • В питание детей 10 месяцев нельзя включать следующие продукты: цельнозерновой хлеб, мясо и рыбу с повышенным содержанием жира, маринованные, соленые, консервированные и острые блюда, фрукты и овощи, не растущие в том регионе, где живет ребенок (киви, апельсины, манго, авокадо, хурма, мандарины, ананасы и пр.)

  • Вишню и вишневый сок, чернику, бананы, черную смородину лучше не давать малышам, имеющим склонность к запорам.

  • Не нужны в таком возрасте малышам и магазинные (фабричные) сладости, так как в них зачастую добавляют сегодня специальные добавки для подслащения. Они вкусны и нравятся детям, но крайне вредны для их здоровья.

Какой стул у ребенка в 10 месяцев. Сколько раз он писает.

Ребенок продолжает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности и начинает наблюдать за процессами мочеиспускания и дефекации - устанавливать зрительный контроль над этими функциями. Кратность прежняя.

Методики раннего развития. Что нужно знать.

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор - за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана.
Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.

Методика Зайцева.
Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных.
Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан.
Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Как играть с ребенком в 10 месяцев

В этом возрасте игра для малыша становится все более значимой составляющей - он может в течении 15–20 минут играть самостоятельно. Главное - не отвлекать и не мешать ребенку.

Еще малышу очень нужно постоянно получать одобрение со стороны взрослых. Независимо от того, получается у него что-то или еще нет - обязательно хвалите, поощряйте и не скупитесь на добрые слова, дающие уверенность в собственных силах. А когда есть уверенность - появляется мотивация достичь какой-то цели и задача, стоящая перед малышом, решается намного легче и быстрее.

Очень полезно включать ритмическую плясовую музыку для развития чувства ритма и синхронности движений. Побуждайте кроху и двигайтесь вместе с ним - пусть подражает вам. Десятимесячного ребенка нужно целенаправленно приучать действовать с помощью кончиков пальцев. Предлагайте для этого различные игры на вкладывание и вынимание игрушек из емкостей, вкладывание стаканчиков, коробочек, кастрюлек друг в друга, открывание-закрывание крышек, подбор размеров крышек к кастрюлькам. И чем больше коробочек с разными размерами - тем лучше!

Правильно развивать ребенка в 10 месяцев помогут как красочные книжки с небольшими четверостишиями, которые очень хороши для внимания и памяти, так и пальчиковые краски. Малыши этого возраста отлично реагируют на яркие цвета, поэтому рисовать ладошками им будет интересно. Родителям нужно быть готовыми к тому, что после окончания рисования, краски они обнаружат не только на листе бумаги, но и на столе со стулом, полу, а также на самом художнике. Однако, первые рисунки - это то, ради чего стоит пережить, пускай, не самые «чистые» часы в жизни вашего ребенка.

Примеры игр с 10 месячным ребенком

Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы можете сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.

Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в «делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».

Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.

Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.

Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.

Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии платком и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Что на картинке, что на улице - одно!
Покажите на прогулке кошечку и скажите: «Вот киска. Мяу!» Через какое-то время покажите киску на картинке: «Это тоже киска! Мяу!» Затем - игрушечную киску.

Малыш развивает свое воображение, знакомясь с окружающим миром. Учится соотносить реальный живой объект с нарисованным или игрушечным.

Нужно ли идти в поликлинику в 10 месяцев?

Профилактический ежемесячный осмотр с измерением роста и веса.
Похожие публикации