Как понять, что супруги подходят друг к другу. Совместимость Знаков Зодиака в браке: как укрепить отношения

Так случается, что с одними людьми мы чувствуем себя комфортно и уверенно, а с другими постоянно находимся на грани конфликта. С первыми быстро сближаемся, со вторыми никак не можем найти В чем причина?

Мы такие разные...

На способность понять партнера (по общению, совместной работе) и взаимодействовать с ним влияют многие факторы: образование, возраст, круг знакомых и даже культурный уровень. Если что-то из вышеперечисленного у людей кардинально отличается, между ними часто возникают разногласия и недопонимание, вплоть до полного неприятия. В таком случае говорят о психологической несовместимости.

Что такое психологическая совместимость? Можно ли ее определить заранее, не доводя дело до конфликтов? Что означает термин "психологическая совместимость"?

Уровни психологической совместимости

Психологическая совместимость - понятие довольно многогранное и многоуровневое.
Большое значение имеет психофизиологическая совместимость темпераментов.
Социально-психологическая совместимость зависит от социального статуса партнеров, их профессий, уровня образования. Впрочем, образование обычно существенного влияния на совместимость людей не оказывает, а вот уровень общей культуры для взаимопонимания очень важен, как и уровень общего развития личности. Психологически совместимы люди, представления которых об организации их совместной деятельности для решения общих задач достаточно согласованы. То есть, психологическая совместимость людей во многом зависит и от их функционально-ролевых ожиданий.

А высшим уровнем совместимости можно назвать такое ценностно-ориентационное единство, когда партнеры не просто соглашаются с мнением друг друга, а разделяют совместно принятое решение и возлагают ответственность за него не только на другого, но и на себя.

Психологическая совместимость в коллективе

Большую часть времени мы проводим на работе. Поэтому вполне понятно желание каждого человека чувствовать себя среди коллег легко и уверенно. Часто люди между высокой зарплатой среди ненавистных коллег и более низкой в дружеском коллективе выбирают последний вариант. Спокойствие и положительные эмоциональные контакты оказываются для многих важнее денег и карьеры. Ведь напряженные отношения на рабочем месте могут здорово отравить нашу жизнь. И таких «отравленных» непониманием на работе людей довольно много. Чтобы этого избежать, при комплектовании каждого коллектива руководитель должен учитывать не только профессиональные качества претендента, но и предусмотреть результаты совместной деятельности с остальными членами коллектива. Иными словами - учесть психологическую совместимость сотрудников. Но что означает термин "психологическая совместимость членов коллектива"?

Это проявление определенных психологических свойств отдельных его членов, от которого во многом зависит успех выполнения групповой деятельности. Проще говоря, термин "психологическая совместимость членов коллектива" определяется как возможность или невозможность входящих в него людей продуктивно работать вместе, чувствуя себя при этом комфортно и защищенно.

Когда совместимость особенно важна

Теперь, когда стало понятно, что означает термин "психологическая совместимость коллектива", можно утверждать, что возможность плодотворного сотрудничества коллег определяется несколькими решающими факторами. Психологи уверены, что личностная совместимость становится тем важнее для психологического комфорта в коллективе, чем дольше люди работают вместе.

Важность совместимости зависит и от численности коллектива. В группах с большим количеством сотрудников факторы психологической совместимости имеют меньшее значение.

А вот в небольших - от 3 до 7 человек - коллективах большое значение для создания нормального психологического микроклимата имеет максимальное сходство природных свойств коллег, сочетаемость их характеров, типов нервной системы, уровней физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости.

В немногочисленных группах психологическая совместимость членов команды часто даже важнее, чем их профессиональные навыки. Последним можно научить, а вот возможно ли побороть психологическую несовместимость?

Виды психологической несовместимости

Психологическая несовместимость членов одного коллектива проявляется в неспособности понять друг друга в критических ситуациях, несинхронности психических реакций, различии в мышлении, внимании, ценностных установках. Такие люди не вступают в дружеские связи, не уважают друг друга, а иногда даже испытывают по отношению к коллегам неприязнь. Психологическая несовместимость не только отравляет людям жизнь, но и отрицательно влияет на качество работы.

Такая несовместимость проявляется по-разному:

  • Психофизиологическая несовместимость проявляется как нетерпимость к привычкам другого человека, а иногда даже к его запаху.
  • Социально-психологическая несовместимость проявляется чаще всего, если "роли" в коллективе распределены неправильно, несправедливо.
  • Социально-идеологическая несовместимость - это несовместимость мировоззрений и убеждений. Она может привести к гражданскому противостоянию.

Можно ли бороться с психологической несовместимостью?

Часто бывает, что партнеры в критических ситуациях совершенно не понимают друг друга, «не слышат» своего визави, не могут принять общего решения в сложившейся ситуации. После таких психологических трений все просто валится из рук, снижается работоспособность, и качество жизни резко падает. В таком случае задача руководителя - постараться сблизить коллектив, создать в нем дружескую атмосферу доверия.

Но как это сделать? И возможно ли в принципе создать комфортную рабочую атмосферу в коллективе, объединяющем людей совершенно разных психологических типов, часто несовместимых друг с другом?

Три способа устранения разногласий в коллективе

Если психологическая совместимость членов коллектива оставляет желать лучшего, можно воспользоваться одним из нижеперечисленных способов:

  1. Постараться не допустить конфликта. Для этого избегать провоцирующих возникновение разногласий и споров ситуаций.
  2. Вовремя напоминать наиболее конфликтным коллегам о профессиональной солидарности, о том, что все мы - одна команда. Таким образом возможно сгладить зарождающийся конфликт и не допустить, чтобы члены коллектива начали проявлять агрессию.
  3. Действенный способ - найти компромисс, приняв точку зрения оппонента не полностью, а до такой степени, которая позволит приостановить конфликт.

Но все это лишь внешние способы, которые не устраняют корень проблем - психологическую несовместимость работников. Поэтому лучшее решение - с каждым новым членом коллектива проводить психологический тест на совместимость с уже имеющимися работниками. А еще лучше заранее, еще на учесть социальные и психологические критерии совместимости его членов.

Учесть психологические типы людей

Успешное решение задачи формирования психологически совместимого коллектива во многом зависит от того, знает ли руководитель, формирующий команду, психологические типы людей. Известны два психологических типа: интроверты и экстраверты.

Интроверты более сдержанны, нерешительны, чаще склонны к созерцательности, нежели к активной деятельности, они социально пассивны. Интроверт - человек осторожный, скрытый, педантичный, он предпочитает обычно работу монотонную.
Экстраверты, наоборот, люди открытой натуры, отзывчивые, услужливые, легко приспосабливаются к новым условиям. Экстраверт общителен, обаятелен, прямолинеен в суждениях. В отличие от интроверта достаточно инициативный. Такие люди ориентированы на внешнюю оценку своей деятельности. Экстраверты хорошо справляются с работой, которая требует быстрого принятия решений.

В чистом виде интроверты и экстраверты встречаются редко. В каждом человеке присутствуют черты обоих психологических типов. Но их нужно уметь определять и учитывать при формировании коллектива.

Психологическая совместимость супругов

Совместимость в семье также является важнейшим условием стабильности пары. Понимание супружеской совместимости близко к удовлетворенности мужа и жены браком. Совместимость любящих людей, создавших семью, проявляется в согласованности установок, сходстве духовных укладов, в соответствии характеров. Важной составляющей супружеской совместимости можно назвать согласованность представлений обоих о функциях семьи.

Говоря о психологической совместимости супругов, нельзя не учитывать бытовую совместимость, национальности супругов, их вероисповедание. Немаловажное значение для совместимости имеют также отношение супругов к родственникам, единство принципов воспитания детей, распределение бытовых обязанностей. И даже разное чувство юмора может стать причиной несовместимости любящих людей.

Как влияет на совместимость темперамент

Важны для совместимости людей в группах, будь то рабочий коллектив, или семья, сочетания типов темпераментов и характеров. Если характер человека формируется на основе опыта и может изменяться в течение жизни, то темперамент дан от рождения, изменить его невозможно. А вот учитывать для определения психологической совместимости нужно непременно.

Конечно, в чистом виде холериков, сангвиников, меланхоликов или флегматиков практически не встретишь, но один из типов темперамента в каждом человеке все-таки преобладает. Чем же они отличаются и что именно нужно учитывать?

Люди с одинаковыми темпераментами реагируют на происходящее вокруг примерно одинаково, подобны при этом как их ощущения, так и поведенческие реакции. Поэтому таким людям легко понять друга, предугадать ход мыслей и действий.

Но вот парадокс: чем отношения между людьми ближе, тем более совместимыми являются как раз противоположенные темпераменты, которые прекрасно дополняют друг друга.

Особенности людей с разными темпераментами

Холерики отличаются сильной нервной системой, они без проблем сменяют виды деятельности. Но нервная система людей этого типа несколько неуравновешенна, что часто является причиной их неуживчивости с другими людьми. У холериков может без видимых причин резко изменяться настроение. Они вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам.

У сангвиников также нервная система сильная, они отличаются отличной работоспособностью, легко переходят к другой деятельности, без проблем общаются со всеми людьми. Сангвиники практически всегда в хорошем настроении, они ищут новых впечатлений, быстро отзываются на происходящее вокруг них, сравнительно легко переживают неудачи.

У флегматиков тоже сильная нервная система, они достаточно работоспособны, но включаются в новую деятельность с трудом. Сложно флегматикам и приспосабливаться к новой обстановке. Настроение у флегматика обычно ровное, он всегда спокоен и уверен в себе. Людей этого темперамента также характеризует постоянство в отношениях.

Меланхолики - люди слабого типа нервной системы, у них низкий уровень психической активности, они быстро устают. Для меланхоликов характерна большая эмоциональная чувствительность, чуткое отношение к окружающим. Благодаря этим качествам с меланхоликами легко ужиться. Но сами они, переживая проблемы внутри себя, чаще всего находятся в плохом расположении духа, они мнительны и слезливы.

Залог совместимости - оптимальное сочетание ценностных ориентаций, генотипа и... альтруизм

Подводя итоги, необходимо отметить, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие людьми друг друга, которое основано на сходстве или взаимном дополнении их ценностных ориентаций и личных особенностей.

Идеально совместимыми были бы люди примерно одинакового возраста, темперамента, биологических ритмов, состояния здоровья, активности в сексуальной жизни, одного уровня образования, и которые к тому же имеют одинаковые цели, и способы их достижения у них тоже не различаются. А еще идеально совместимые люди готовы взять на себя ответственность друг за друга и совместные решения. Но в жизни такие совпадения практически невозможны.

Но тем не менее мы имеем психологическую совместимость с людьми, во многом от нас отличающимися. А достичь в собственной жизни совместимости с близкими людьми и коллегами поможет, пожалуй, не вовремя проведенный психологический тест на совместимость, а желание сделать так, чтобы окружающим было с нами хорошо. Может, именно в этом и есть залог психологической совместимости?

Супружеская совместимость. Проблемы и решения.

Обычно часто ссорящиеся супруги объясняют свои раздоры несовместимостью характеров. Всегда ли это так на самом деле? Что такое вообще супружеская совместимость?

Удовлетворенность браком зависит, в основном, от возможности реализовать свои ожидания в браке, реализовать свое представление о том, какой должна быть семья. Понятие удовлетворенности браком неразрывно связано с понятием супружеской совместимости. На удовлетворенность браком и супружескую совместимость влияют такие факторы, как:

1. наличие общих интересов и в то же время свобода самореализации каждого из партнеров,

2. совпадение ожиданий от семейной жизни, взглядов и ценностей. Ожидания могут казаться разных аспектов семейной жизни, таких, как финансы, лидерство в семье, бытовая сфера, рождение и воспитание детей, семейный досуг и так далее.

3. физиологическая совместимость

В психологии существуют два подхода к понятию совместимости. Первый понимает совместимость как два набора качеств, которые соответствуют друг другу подобно тому, как конфигурация ключа подходит к прорези замка. Например, семья считается благополучной, если один из супругов выказывает стремление к лидерству, а второй подкрепляет его стремление своим желанием подчиняться. Другой случай: общность интересов или схожесть, одинаковость характеров, например, спокойствие и рассудительность у обоих супругов могут (хотя и не всегда) приводить к полному взаимопониманию. Второй подход основывается на том, что супружеская совместимость возникает не на основе сходных или дополняющих друг друга качеств, а благодаря стремлению обоих супругов к уступкам, взаимопониманию. Это способность людей жить вместе, успешно и конструктивно решать проблемы, разные бытовые вопросы, требующие от супругов согласованности и хорошего взаимопонимания и активный поиск гармоничных отношений. Можно сказать, что совместимость в первом случае - это потенциальная возможность счастливых семейных отношений.

Супружеская совместимость

Антонина Никитична Обозова (1983) выделила четыре аспекта супружеской совместимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обоснована различием свойственных им критериев, закономерностей и проявлений:

Духовная совместимость – характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т.д. (основная закономерность духовной совместимости – сходство, подобие духовных укладов супругов);

Персональная совместимость – характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости - бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов - дополнительность структурных характеристик партнеров;

Семейно-бытовая совместимость – функциональные особенности брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий – эффективность воспитания детей;

Физиологическая совместимость.

Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совместимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представлений о функциях семьи – то есть, в принципе, все это можно обозначить как представления о семейной жизни, а реализация этих представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворенность семейными отношениями.

Исходя из выделенных А.Н. Обозовой аспектов супружеской совместимости, все исследования по этой проблеме можно разделить на три группы:

1. Структурный подход ориентирован на изучение персональной совместимости – соотношение различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т.п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признаками целостности, уравновешенности, завершенности. Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членов малой группы (в данном случае такой группой является семья), должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.

Наиболее известным исследованием, проведенным в русле данного подхода, является исследование психологической совместимости А. Аугустинавичюте. Было изучено 50 супружеских пар, 19 из которых – совершенно бесконфликтные, отлично кооперирующиеся, в них ни разу не поднимался вопрос о разводе. Эти благополучные браки показали выраженную закономерность в подборе партнеров. 17 пар образовано из психологически дополняющих друг друга партнеров (в исследованиях использовалась методика К. Юнга). В каждой из них, применяя терминологию К. Юнга, если один из супругов относился к мыслительному типу, то другой к эмоциональному, если один представлял «сенсорный» тип, то другой – «интуитивный». Кроме того, один из партнеров всегда был экстравертом, второй же, как правило, интровертом. Можно отметить в данном случае проявление принципа комплементарности, то есть счастливые семьи были образованы супругами с взаимодополняемыми признаками по типологии К. Юнга (Аугустинавичюте А., 1981).

Еще один пример, подтверждающий гипотезу Р. Винча, – исследование Т. Карцевой пар друзей и недругов. Она обнаружила, что в таких парах соединяются самые разные люди. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала равно высоким, а другая – контрастным уровнем интеллекта (хотя вообще-то люди с одинаково высоким интеллектом чаще становятся недругами); чуть больше половины друзей по «доминантности» попали в разряд контрастных, но склонные господствовать над другими людьми обычно попадают в недруги. Обнаружилось, что друзьями редко бывают два рассудительных, осторожных, благоразумных, а также два робких и нерешительных человека. Таким образом, в данном случае гипотеза взаимодополняемости снова получила подтверждение.

Интересным является исследование, проведенное в данном русле Т.В. Галкиной и Д.В. Ольшанской (1983). Они попытались составить «адаптационную модель» мотивации выбора партнера по диаде в отношениях любви и дружбы. В «любовной» диаде (отношения обоими определяются как «любовь») оказались люди, относящиеся во всех случаях к прямо противоположному (на круге Айзенка) темпераменту: все холерики выбирали флегматиков, все сангвиники – меланхоликов, и наоборот. В отношениях же, определяемых обоими людьми как «дружба» (независимо от пола), все, кроме флегматиков, выбирали партнеров «своего» темперамента: холерики (кроме одного случая) – холериков, все сангвиники – сангвиников, меланхолики – меланхоликов в половине случаев, в другой половине – флегматиков, флегматики вообще оказались «универсальными партнерами», выбирая для дружбы представителей любых темпераментов, кроме своего. Через год дружеские отношения сохранились в 75% случаев, любовь привела к заключению брачного союза в 40% случаев, к разрыву – в 20%. В остальных случаях отношения сохраняли брачную перспективу. Таким образом, в выборе партнера (друга или супруга) большое значение играет принцип взаимодополнительности темпераментов, то есть в отношениях, обозначаемых как «любовь», срабатывает принцип комплементарности. В других отношениях гипотеза Р. Винча не получила своего подтверждения.

В исследовании Т.В. Андреевой и А.В. Толстовой изучалось влияние особенностей темперамента и других факторов на совместимость супругов. Объектом исследования были хорошо адаптированные люди (учителя, инженеры, рабочие), живущие в стабильном первом браке. Опрошены сорок супружеских пар (80 человек), стаж брака был свыше 5 лет. В этих супружеских союзах никогда не поднимался вопрос о разводе, супруги прекрасно кооперировались. Получены как общие закономерности, касающиеся совместимости супругов, так и особенности проблем конкретных супружеских пар, при разном соотношении темпераментных особенностей.

Прежде всего выяснилось, что в стабильном браке с достаточно большим стажем живут супруги с самым разным сочетанием темпераментов. Наиболее высокая удовлетворенность браком и семейными отношениями наблюдается в тех парах, в которых супруги обладают противоположным темпераментом (сангвиник-меланхолик, флегматик-холерик). Обнаружено, что партнеры с противоположными темпераментами статистически значимо чаще вступают в брак по взаимной любви в сочетании с таким мотивом, как общие интересы, взгляды.

Оптимальные отношения (наибольшая удовлетворенность браком, бесконфликтное распределение ролей) складываются в тех союзах, в которых супруг является сангвиником, а супруга – меланхоликом (10% семей). Более того, их рисунки «идеальной семьи» ничем не отличаются от той семьи, в которой они живут сейчас. Таким образом, можно предположить, что существующие в их семье на сегодняшний день отношения устраиваю: обоих супругов.

Было установлено, что в парах, состоящих из холерика и сангвиника, то есть при некомплементарных отношениях, супруги часто соперничают за власть друг над другом, много спорят, каждый настаивает на своем, наблюдаются трудности в достижении единого мнения. Как правило, один из партнеров «побеждает», отстаивая свою точку зрения или интересы, второму же приходится смириться с принятым решением.

В парах, в которых супруги обладают меланхолическим и флегматическим темпераментами, также наблюдается более низкая удовлетворенность браком, чем в парах с противоположными темпераментами. Однако нужно отметить, что пар с таким сочетанием личностных особенностей в нашей выборке оказалось почти 25% (это значительно превышает теоретическую вероятность существования таких союзов), причем стаж их семейной жизни в среднем составил 13 лет. Следовательно, несмотря на трудности межличностного взаимодействия, супругам удается налаживать позитивные отношения в семье. Возможно, такое сочетание даже способствует стабильности отношений.

Очень сложные отношения в тех супружеских парах, в которых встречаются холерик и меланхолик. Это связано с тем, что оба супруга несдержанны в своем поведении и высказываниях, но в то же время оба ранимы и тяжело переживают любые ситуации, в которых, по их мнению, оказывается задетым их самолюбие. Такое сочетание темпераментов приводит к конкурентным отношениям.

В брачном союзе флегматика и сангвиника наблюдаются различные конфликты, недовольство друг другом, которые обычно возникают на почве эмоциональной близости супругов. Возможно, это связано с тем, что одному партнеру (флегматику) тяжело раскрыть свои чувства и эмоции, а у другого (сангвиника) эмоциональные переживания быстро сменяют друг друга. Пара сангвиник – холерик, скорее всего, займется выяснением двух любимых для них вопросов «Почему я, а не ты?» и «Кто у нас в семье главный?».

В семьях, в которых супруги обладают одинаковыми темпераментами (по нашим данным, в особенности если в паре встречается такое сочетание, как флегматик-флегматик), отношения наиболее сложные. В данных семьях часто случаются временные разрывы отношений между супругами, причем даже наличие детей не является сдерживающим фактором.

Итак, в союзах с разным сочетанием темпераментов появляются разные проблемы, которые более или менее успешно решаются супругами. Можно говорить о тенденции к различной удовлетворенности супружескими отношениями при разном сочетании темпераментов, но не о совместимости – несовместимости как о некоем раз и навсегда данном состоянии. К тому же существует такой «фильтр», как предбрачный отбор, при котором, вероятно, большая часть лиц с малосовместимыми особенностями (например, два холерика), отвергает друг друга.

Ряд авторов указывает на необходимость сходства мировоззренческих, ценностно-ориентационных аспектов для совместимости супругов (Обозона А.Н., Обозов Н.Н., 1981; Кратохвил С, 1991; Навайтис Г., 1999; Коростылева Л.А., 2000). Г. Навайтис приводит пример расхождения ценностей (на материальное благополучие и на ценность ребенка), из-за которого оказалось невозможным консультирование пары и предотвращение развода. Автор указывает, что многие пары ценностные ориентации согласуют еще до брака. Поэтому конфликт такого рода возникает или при новых, непредвиденных обстоятельствах (в данном примере – рождение больного ребенка), или наследующих этапах развития семьи, когда определяется направление социализации ребенка (обычно в этнически смешанных семьях).

2. Функциональный подход основан на представлении личности через ее роли и функции в группе. Применительно к супружеству функциональный подход выражается в исследовании соотношения психологических семейных ролей супругов, их представлений о семье. Совместимость при этом выступает как согласование, сходство представлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре. Именно такое понимание совместимости, на наш взгляд, близко к пониманию удовлетворенности браком.

Сторонники функционального подхода считают, что если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте, или, более широко, о конфликте представлений (Арутюнян М.Ю., 1983).

Этим, в частности, и объясняется необходимость исследования соотношения семейных представлений супругов, распределения семейных ролей. Основная часть работ, проведенных в данном направлении, посвящена изучению распределения семейных ролей супругов.

Так, в исследовании, проведенном Ю.Е. Алешиной и И.Ю. Борисовым, показано, что структура семейных ролей значительно меняется в ходе цикла развития семьи, происходят и значительные изменения в плане традиционности – эгалитарности распределения ролей между супругами, и если, как показало исследование, некоторый сдвиг в сторону более традиционных отношений способствует повышению удовлетворенности браком на определенных этапах цикла развития семьи, то в другие периоды повышению удовлетворенности браком, наоборот, способствует увеличение эгалитарности (то есть распределения ролей между мужем и женой преимущественно поровну, вне зависимости от пола) супружеских отношений (Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю., 1989).

Интересная работа в данном русле была проведена Т.А. Гурко. Ею обнаружено, что в тех случаях, когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чаще удовлетворены браком, (50%, не удовлетворены – 19%). Напротив, недовольство отношением супруга к хозяйственным делам четко коррелирует с неудовлетворенностью семейной жизнью (12% и 58% соответственно). По характеру распределения обязанностей все семьи распределены на 3 группы: со значительным, умеренным и слабым участием мужа в домашней работе. Обнаружилось, что число неудовлетворенных браком женщин существенно увеличивается при переходе от первой ко второй и третьей группам семей, а число удовлетворенных, наоборот, сокращается.

Интересно, что в том же направлении, хотя и не так существенно, изменяется уровень удовлетворенности браком у мужчин. Видимо, если муж отстраняется от работы по хозяйству, жена постоянно выражает недовольство по этому поводу (Гурко Т.А., 1987).

Многие авторы связывают стабильность брака с успешностью родительских семей (Фотеева Е.В., 1988; Скиннер Р., Клииз Д., 1995; Дымнова Т.И., 1998; Кратохвил С, 1991; Навайтис Г., 1999), а совместимость в браке – с моделями уклада в прасемьях и со статусом сиблингов в семье.

В рамках системной семейной терапии существует взгляд на выбор супруга из-за сходства в их семейной истории, в результате чего в брак вступают люди с поразительно похожим детством или с одним и тем же набором семейных проблем (в их родительских семьях) (Скиннер Р., Клииз Д., 1995).

В исследовани и московского психолога Т.И. Дымновой (на выборке 800 родительских семей студентов педагогического вуза) изучалось зависимость характеристик супружеских семей от родительских. Оказалось, что немаловажную роль на создание и дальнейшее развитие молодых семей оказывают родительские семьи, причем это влияние сказывается на стабильности и благополучии супружеской пары. Сопоставление структурного состояния родительских и супружеских семей в исследовании Дымновой показало их явную зависимость. Так, 72% супругов стабильных семей происходили из полных семей, в то время как у разведенных выходцы из полной семьи составляли всего 20%. Разведены родителей обоих супругов были лишь в 4% случаев у лиц, сохранявших стабильный брак до 3 лет, и у 20% разведенных молодых людей (Дымнова Т.И., 1998).

Анализ особенностей тех клиентов службы знакомств, которые даже при получении множества предложений познакомиться (свыше 15 у женщин и 25 у мужчин) не изменили своего семейного статуса, показал, в частности, что у них был недостаточный пример семейной жизни в детстве – 83% обследованных женщин и 79% мужчин происходили из неполных семей, 85% женщин и 81% мужчин не имели братьев и сестер (Навайтис Г., 1999).

Многие авторы на основе практического опыта показали наличие в супружестве неосознанной тенденции к повторению семьи своих родителей, что может оказывать значительное влияние на отношения между супругами. Некоторые авторы считают главной моделью родительскую семью, другие – семью близких родственников (Кратохвил С, 1991).

Согласно данным Буде (Buda В., 1977), индивидуум обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя того же пола. Формы родительских отношений становятся для индивидуума эталоном. В супружестве оба партнера стараются приспособить свои отношения к своим внутренним схемам.

Влияние родительской модели на супружеские отношения изучалось на нескольких тысячах супружеских пар с использованием теста Лири (межличностные связи). Выяснилось, в частности, что модель родительской семьи в главных чертах определяет модель семьи, которую создают впоследствии их дети. Например, у ребенка из патриархальной семьи будет проявляться тенденция к установлению в своей семье патриархальных отношений, то есть к реализации усвоенной модели. Стремление к повторению модели отношений своих родителей сохраняется даже тогда, когда излишне выраженные тенденции травмировали его в детстве. В браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть (или отмечается их ошибочное поведение). Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги (Sipova I., 1977). Врач-психотерапевт может подвести пациента к принятию той роли, которая предназначалась ему родителями того же пола, а супружескую пару - к компромиссной модели союза, в настоящей степени приближающейся к модели отношений их родителей (Кратохнил С, 1991).

У. Тоумен на основании своих обширных исследований влияния семейной констелляции (около 3000 семей) утверждает, что для стабильного супружества решающее значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди братьев и сестер (Toman W., 1976). Различают способность к идентификации и комплементарности. Индивидуум легче всего идентифицирует себя с тем, кто происходит из однотипной семейной констелляции (например, старший брат из одной семьи может идентифицировать себя со старшим братом т другой семьи). Напротив, взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются в общении с индивидуумом, занимавшим комплементирующее положение. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата (Кратохвил С, 1991; Ричардсон Р., 1994). Аналогично этому, младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, являвшаяся в родительской семье старшей сестрой брату, будет и к мужу проявлять заботливое отношение. Союз будет стабильным и гармоничным.

Согласно Тоумену, происходит перенос связей, существовавших в родительской семье между братьями и сестрами, на своего партнера в супружестве. Данная связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей. Это правило называют «теорией дубликатов» (по Toman).

Роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением (порядок, пол) среди братьев и сестер. Следовательно, с этой точки зрения супружеские связи могут быть комплементарными, частично комплементарными и некомплементарными (Кратохвил С, 1991).

Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Например, муж был старшим братом двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата (или братьев), то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию. Роли обоих супругов дополняют друг друга. Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который в родительской семье имел старшую сестру (или сестер), с женой, имевшей младшего брата (или братьев). В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей (Кратохвил С, 1991).

Некомплементарный брак – это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно. Когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях. Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для единственных детей имеет брак с супругом, имевшим младшего брата или сестру. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье (Черников А.В., 1997).

Частично комплементарные отношения устанавливаются в том случае, когда один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере одна совпадала с таковой у партнера (Кратохвил С, 1991).

С конца 1990-х годов в России проводятся эмпирические исследования влияния статуса сиблинга в семье, комплементарности супругов по порядку рождения на их удовлетворенность браком.

В исследовании московских психологов выявлена связь уровня комплементарности супругов по порядку рождения и уровня удовлетворенности браком. Максимальная удовлетворенность браком обнаружена в комплементарных и частично комплементарных браках. Наибольшая удовлетворенность оказалась у мужчин из частично комплементарных брачных союзов, в которых один из супругов был единственным ребенком. Наименьшая – у женщин в некомплементарных союзах, состоявших из супругов, бывших единственными детьми у своих родителей. Для выборки в целом и для каждой из подгрупп удовлетворенность браком мужчин была выше удовлетворенности женщин. Особенно значительным это различие было в некомплементарных браках (Гроздова Е.В., Лидере А.Г., 1997).

В исследовании Е.А. Назаровой, выполненном под нашим руководством, которое посвящено изучению совместимости и комплементарности в родительской семье, выявлены в целом сходные результаты - несколько меньшая удовлетворенность браком у лиц с некомплементарными отношениями. Интересно то, что сама частота брачных союзов между единственными детьми очень мала и значимо (в десятки раз) отличается от их теоретической вероятности на основе доли единственных детей, родившихся в 1970-1980-х годах (их было почти 60%). В то же время браки с сочетанием партнеров «единственный – старший» значимо превышает число браков на основе расчета теоретической вероятности в соответствии с наличием детей из двухдетных семей и единственных в современной популяции. Вероятно, такое сочетание является потенциально возможным для успешных отношений в браке и настоящее время, когда однодетные семьи доминируют, и мала вероятность построения брачных союзов на комплементарной основе, но существует еще некоторое число детей из двухдетных семей.

Таким образом, утверждение Тоумена о том, что для стабильного супружества важна комплементарность отношений по порядку рождения, подтверждается скорее частотой брачных союзов (что косвенно доказывает их стабильность). Возможны и некомплементарные союзы с достаточно высокой удовлетворенностью отношениями у супругов, но в целом они очень редки, так как большая часть такого партнерства «отсеивается» при добрачном знакомстве. В то же время частично комплементарные союзы между единственными детьми и старшими встречаются непропорционально часто.

3. И наконец, третий подход к изучению совместимости – адаптивный – ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Его задача – поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза. Наиболее полно этот подход реализуется в практической работе по оказанию психологической помощи семье, в частности семейной консультации.

Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе определяется через понятия удовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи под супружеской совместимостью понимают нечто статичное. Однако нельзя забывать, что каждая семья уникальна, и психологической закономерности, распространяемой на всех без исключения, не существует.

Если рассматривать совместимость двух людей, находящихся в браке, с точки зрения астрологии, то необходимо учитывать не только сам процент совместимости, но и вопрос о том, как вести себя в отношениях с тем или иным представителем знака Зодиака. Совместимость в семье имеет свои особенности, которые нередко идут на перекор со всеми правилами астрологической совместимости . Для того, чтобы сохранить и укрепить семью, необходимо не только знать характер отношений в паре, но и выявить модель поведения. Оказывается, в паре существует два важных аспекта отношений, один из которых зависит от нас, а другой – от влияния космоса. Давайте разберемся: что мы лично можем сделать для того, чтобы укрепить отношения в семье, а сем придется смириться.

В первую очередь, необходимо определить лидера в своей семье. Все знаки Зодиака можно разделить на три типа: радикальные, постоянные и меняющиеся. К первому типу относятся созвездия Козерога, Овна, Рака и Весов. Представители этих знаков всегда будут бороться за лидерство в семье. Они любят решать за других и проявлять свою властность. Люди этих знаков любят, когда за ними остается последнее слово, так что не стоит им перечить. Даже если вас не устраивает их решение, лучше с ними не вступать в дискуссию. Им свойственна отходчивость, поэтому в момент, когда они успокоятся, можно смело вступить с ними в спор.

Постоянные знаки Зодиака в семье – это Тельцы, Львы, Скорпионы и Водолеи. По отношению к этим знакам Зодиака следует проявить терпение и выдержку. Представители этих созвездий, как правило, не любят скоропалительных решений, и если они и приходят к какому-то выводу, то он всегда тщательно обдуманный и не подлежит повторному рассмотрению. С ними лучше не спорить – эти знаки никогда не отступят от своих принципов и взглядов.

Меняющиеся знаки Зодиака – Близнецы, Рыбы, Девы и Стрельцы. Представители этих созвездий, как правило, редко предпринимают попытку занять лидирующую позицию в семье. Они легко приспосабливаются к любым правилам и условиям и, обычно, принимают роль подчиненного в семье. В их случае семейную иерархию лучше всего выстраивать либо по старшинству, либо по величине личного дохода.

Выявить в доме лидера – это пол дела. Необходимо также и найти подход, и не только к главе семейства, но и ко всем остальным домочадцам. Астрологи разделили все знаки зодиака на четыре стихии. Именно на основе этих стихий и рекомендуется выстраивать гармоничные отношения с родственниками, супругами и детьми. Итак, найти общий язык с теми, кого любишь?

Знаки Зодиака Стихии Огня – Стрельцы, Львы и Овны. Людям этих созвездий свойственно видеть только то, что реально происходит. В их памяти запечатлеется только то, что имеет конкретный смысл, причину и последствия. К примеру, для людей Стихии Огня не окажется особо важным то, как они волновались за какой-либо исход дела. На следующий день они даже не вспомнят, какие чувства испытывали. А вот, к примеру, выигрыш любимой футбольной команды им запомниться надолго и они будут с удовольствием это обсуждать всю неделю.

Знаки Стихии Земли – Козероги, Тельцы и Девы способны воспринимать только материальные вещи, то, что можно потрогать. С ними и надо общаться точно на таком же языке: разговор только по делу, никаких эмоций и абстракций. Им не свойственны задушевные разговоры, но они всегда могут оказать практическую помощь. Выражение любви люди Стихии Земли проявляют не с помощью слов и признаний, а в виде дорогих подарков и поступков.

Знаки Стихии Воздуха – Водолеи, Весы, Близнецы. Представители этих знаков способны понять любые абстрактные вещи, но редко понимают чувства и переживания своих близких людей. В этом их упрекать не стоит. Они со временем все понимают, просто людям Стихии Воздуха необходимо дать немного времени.

Знаки Зодиака Стихии Воды – Рыбы, Раки и Скорпионы. Если вы хотите найти с ними контакт, то вам следует разговаривать на языке чувств. Самое важное для представителей Стихии Воды – это ощущения и эмоции.

Найти контакт, опираясь на эти данные, это то, что в наших силах. Однако есть один аспект, определяющий отношения в семье, на который мы повлиять не можем. Крепость и счастье семьи зависит от равновесия Стихий всех домочадцев. Это, в первую очередь относится к большим семьям. Равновесие достигается тогда, когда в семье становится примерно равное число людей всех стихий. К примеру, семейная гармония будет в той семье, которая будет состоять из Овна, Девы, Весов и Рака – по одному знаку из каждой стихии. Если один из членов семьи уходит, то его обязательно заменит новый человек его же стихии. В семейных отношениях, как правило, все стремится к равновесию, отсюда и рождение детей, и разводы и новые браки.

Совместимость знаков в любви и семье достигается не только через соответствие характеров, но и путем установления контакта. Так что если совместимость знаков Зодиака в браке стопроцентная, это еще не значит, что все сложится хорошо в семейной жизни. Можно создать крепкую и счастливую семью и со знаком, который вообще вам не подходит, если правильно найти подход друг к другу.

27.08.2013 14:24

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался о том, не ошибся ли он с выбором второй...

Старшая сестра сестер - яркая, независимая, сильная. Способна позаботиться о себе, об окружающих. Совместимость:

Младший брат сестры (сестер) - привык подчиняться сильным женщинам

Младший брат брата

Единственный ребенок

Старшая сестра брата (братьев) - может бросить работу ради мужчины .

Совместимость:

Младший брат сестры (брата)

Старший брат братьев - лидер среди мужчин

Очень неудачный союз: старший брат братьев+младшая сестра брата

Старший брат сестры

Совместимость: младшая сестра брата

Плохая совместимость - старшая сестра сестры

Младшая сестра сестер

Совместимость:

старший брат сестры

Младший брат братьев

Младшая сестра брата - активная, привлекательная. В семье занимает особое положение. Предпочитает успешных мужчин. Совместимость:

Старший брат сестры

Плохая - младший брат братьев

Младший брат братьев - капризный резкий

Совместимость:

старшая сестра брата - лучшая пара

Старшая сестра сестер - худшая совместимость

Младший брат сестры - женщины его обожают, готовы его обслуживать.

Совместимость: старшая сестра брата

Единственный ребенок - наследует характеристики родителя того же пола. Если девочка, мать которой была младшей сестрой брата, то девочка вырастет склонная к флирту, чем старшая сестра брата.

Единственный сын - любимец родителей, предмет восхищения. Плохо приспосабливается к равноправным отношениям.

Совместимость:

Младшая сестра брата - лучший вариант

Единственный ребенок - худший вариант

Единственная дочь - мамина принцесса. Предмет гиперопеки. Очень часто ищет подсознательно отца.

Совместимость:

Старший брат сестры - лучший вариант

Едиснтвенный ребенок - худший вариант

Актуальность темы: Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта.

Для того, чтобы брак был стабильным и удачным, необходима бытовая и психологическая совместимость супругов. Именно она и покажет, насколько удачно сложится каждодневное общение, насколько легко супруги будут переносить постоянное присутствие друг друга, каким образом и насколько успешно они будут решать бытовые и материальные проблемы, насколько схожи их взгляды на воспитание детей и многое, многое другое.

Психологи говорят, что ужиться можно с любым человеком, лишь бы было обоюдное желание, а большинство разногласий и противоречий так или иначе можно урегулировать. Но, к сожалению, не всегда это удаётся. И не всегда есть желание договариваться и идти навстречу. Зачастую, лишь прожив несколько лет вместе и доведя друг друга до нервного истощения, супруги наконец-то понимают, что они разные. И что не стоит пытаться переделать друг друга.

Предмет исследования: семья как социальная система.

Объект исследования: психологическая совместимость супругов.

Цель : рассмотрение моделей изучения семьи и психологической совместимости супругов.

Задачи:

  1. Анализ литературы по выбранной теме.
  2. Раскрытие сущности психологической совместимости супругов.
  3. Рассмотрение факторов, влияющих на совместимость супругов.
  4. Рассмотрение моделей изучения семьи.

1. Психологическая совместимость супругов

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. Она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых – нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизнью общества. Нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера – это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни.

Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет на атмосферу в семье. Если свободное время планируется для самосозидания и роста духовных потребностей, оно даёт самую разнообразную гамму положительных впечатлений.

Духовная же близость создаётся на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений.

Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой – эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной совместимости – зависит судьба брака: чем полнее это совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше – тем тускнее их жизнь.

Слово «совместимость» родилось в биологии и медицине. Чтобы ткань, пересаживаемую в другой организм, прижилась (оказалась совместимой), ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологической совместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»: достаточно, чтобы люди хотя бы в чём-то главном дополняли друг друга или были похожи друг на друга. Надо, чтобы разные свойства людей не враждовали, а уживались между собой.

Такое уживание очень важно для семейной жизни, потому что полюбить можно разных людей, а сохранить любовь (или влечение) – только к совместимому человеку. И чем индивидуальнее люди, чем глубже их своеобразие, тем больше граней совместимости нужно их психологии, подсознанию.

Наилучшая совместимость – это сплав похожести и полярности, и она стоит: на родстве душ, то есть похожести душевного отношения к жизни; на душевной близости – близости интересов, взглядов, идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всего совмещаются люди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты (например, холерик и флегматик или сангвиник).

Любовь – стихийная сила, она приходит и уходит сама. Совместимость – чаще плод наших страданий, дитя нашей воли и чувств, сознания и поведения. Создавать её приходится обычно каждый день, без перерывов: ведь люди всё время меняются – взрослеют, стареют, у них растут дети, делаются другими уклад жизни, привычки, характеры, взгляды, пристрастия, и ко всем этим переменам надо всё время приноравливаться, приспосабливать свою душу и поведение.

При этом не стоит думать, что хорошие отношения у мужа и жены могут быть только при полной, всесторонней совместимости. Часто людей связывают далеко не все нити, но они терпимо относятся к не очень приятным для них чёрточкам в другом человеке, уважают его право на самостоятельность, «автономию». И эта терпимость к неизбежным недостаткам близкого человека, и уважение к его самостоятельности входят в число главных опор совместимости.

Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, но разносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если только бережно относиться к ним.

Лучше всего совместимость создаётся, когда ей помогает любовь. Любящие как бы обмениваются частицами своих «я», перенимают друг от друга какие-то чёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим в себе, а часто тем, что у одного ярче и что кажется другому притягательным. Обмен частицами своего «я», психологическое обобщение друг друга – топливо любви, которое поддерживает её огонь. Если этого топлива нет, любовь чаще всего гаснет.

Сплав этой общности и разности и создаёт всю непростую мозаику супружеских отношений. С одной стороны, самим психологическим глубинам человека – личности нужно, чтобы у него было как можно больше общих интересов с близким человеком, чтобы у них «рифмовалось» как можно больше сторон души. С другой стороны, чем развитее человек, тем он своеобразнее во вкусах, пристрастиях, привычках, взглядах. Сама психология человека – индивидуальности делает невозможным, чтобы у людей совпадали все интересы или хотя бы основные стороны характера. Между полюсами этого противоречия и балансирует у каждой пары сплав похожести и непохожести.

Совместимость – это или тяготение к тому, что нравится в человеке, или «мирное сосуществование» с тем, что кажется нейтральным или не очень приятным. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает, ощущается как неприятное. Совместимость с достоинством человека часто несёт в себе вкрапления несовместимости с его недостатками, вернее, с тем, что кажется недостатками. Причём главное здесь – именно «кажется» - не то, что есть на самом деле, а то, что видится, ощущается, кажется хорошей чёрточкой или плохой.

У одних людей между совместимостью и несовместимостью идёт острая вражда, и цепь их отношений рвётся на звенья притяжений и отталкиваний. У других – чаще у тех, кто терпимее и у кого недостатки слабее – совместимость перевешивает, и уколы несовместимости ранят меньше, не очень затмевают хорошие отношения.

Эти отношения дают больше радостей, если люди ведут себя как бы по законам двойной оптики: не дают себе привыкать к хорошим сторонам близкого человека и стараются так строить жизнь, чтобы эти хорошие стороны не тускнели; чужие недостатки стараются терпеть и прощать, свои – сдерживать и строить жизнь так, чтобы они поменьше вылезали наружу.

Старания эти трудны, отнимают массу душевных сил, но дают взамен такие потоки радостей, такие заряды энергии, которые намного превосходят нервные траты. Если такие старания слабы, люди поворачиваются друг к другу слабыми сторонами и нити их влечений начинают слабеть и лопаются одна за другой. На основе этого и возникает конфликт. Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появляется противоречия, конфликты, несоответствия и возникает неприятная эмоциональная напряжённость. Именно семья создаёт высокую ценность, самую прекрасную, – радость. И поэтому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистичной, построенной на положительных эмоциях и переживаниях.

Чаще всего семейные конфликты возникают у семей с напряжённой и конфликтной атмосферой, характерной для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена – службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это даётся и не просто. Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы, ненависть друг к другу).

Большую роль в возникновении семейных конфликтов играет незнание индивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет понять их поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними.

Типы темперамента нельзя делить на «хорошие» и «плохие». Людей с «чистыми» типами темперамента не бывает. Под влиянием условий жизни и воспитания темперамент подвергается изменениям. Поведение человека того или иного типа темперамента можно в определённой мере корректировать. В зависимости от обстановки холерик может сорваться, накричать, но может и сдержаться. Оскорбляющий жену и близких людей у себя дома, холерик воздержится от подобного поведения по отношению к начальнику, если знает, что это может для него плохо кончиться. Необходимо научиться различать особенности поведения, вызванного типом темперамента и неумением (или нежеланием) сдерживать себя. Кроме того, на поведение человека влияет и состояние его нервной системы, и состояние здоровья. Нервное заболевание может стать причиной несдержанности, эмоциональной вспышки. И флегматика, если очень постараться, можно вывести из себя.

С течением времени развитие особо тесных контактов между супругами может приводить к тому, что они перестают замечать изменения во внутреннем мире друг друга, строят своё общение на базе устаревших стереотипных представлений о партнёре. В психологии этот феномен называется «эффект ореола».

Важно обратить внимание на то, что взаимное узнавание облегчается, если супруги не считают, что все должно быть понятно само собой, без слов, а спокойно обсуждают недоразумения. Оказалось, что в счастливых семьях супруги чаще говорят друг другу о любви и чаще беседуют о взаимных трудностях. Именно оречевление способствует осознанию как достижений, так и трудностей, а осознать трудность - значит сделать первый шаг на пути к её преодолению.

Психологическая совместимость супругов, единство жизненных позиций и ценностных ориентации, не мешая сохранению индивидуальности каждого, определяют благоприятный психологический климат в семье. Только такая семья создаёт всем своим членам ощущение защищённости, служит источником духовных сил и положительных эмоций, оказывая поддержку на всем жизненном пути. Общение в такой семье даёт возможность каждому быть самим собой, расслабиться и в то же время получить максимум бескорыстной поддержки и душевного тепла от других. Благоприятный психологический климат в значительной мере зависит от того, какими средствами супруги добиваются друг от друга желательного поведения.

Известны способы, позволяющие направлять поведение партнёра в желаемое русло и одновременно укреплять семейное единство. К ним относятся различные формы взаимного поощрения. Прочный, счастливый брак зависит и от подготовленности супругов к нему, которая должна включать в себя не столько сексуальное воспитание и умение вести домашнее хозяйство, сколько прививать культуру общения, воспитывать деликатность, чувство такта, умение прислушиваться к интересам и потребностям других. В семейном общении особенно важна роль культуры поведения, проявляющаяся в вежливости, учтивости и уступчивости.

Счастливая семейная жизнь опирается на взаимную любовь супругов. Это действительно необходимое, но недостаточное условие. Согласно исследованию, проведённому 3. И. Файнбургом, мотивом для выбора супруга и вступления в брак приблизительно для 85% опрошенных была любовь. Однако согласно этому же исследованию, значительная часть этих браков оценивается позднее как неудачные.

В брак вступают два человека, и каждый имеет свои привычки, представления, вкусы, свой уклад жизни. Супругов могут отличать и темперамент, и отношение к людям, и понятие о ценностях. Поэтому редкая семья формируется без трудностей и противоречий, вероятность которых повышается в связи с тем, что число ранних браков растёт, средний возраст молодожёнов снижается, т. е. в брак вступают люди с малым жизненным опытом. Допускают, что одной из причин омоложения семьи является акселерация, а другой - понижение влияния родителей на выбор супруга, что способствует росту малообдуманных браков. Современные социологические обследования показывают, что браки, заключённые в зрелые годы, приносят супругам больше удовлетворения, чем ранние браки.

2. Модели изучения семьи

Различные подходы к изучению и консультированию семьи опираются на различные теоретические модели семьи. Эти модели, как правило, не выражены в явном виде, но от них зависит представление о норме и отклонениях. Л.Г. Лысюк (2003) провела исследование, целью которого было выявление «теории семьи» в рамках различных подходов в семейной терапии.

Цели, намечаемые консультантом или гипотезы, которые строит исследователь семьи, зависят не только от теоретической модели семьи, но и несут на себе отпечаток сформировавшейся у него имплицитной модели семьи. Эффективность психотерапии будет зависеть от того, насколько эти цели и интерпретации адекватны для клиента.

Психологу-консультанту для успешной работы с каждой отдельной семьёй необходимо не только представлять себе теорию семьи, лежащую в основе тех направлений и техник работы, к которым он тяготеет, но и осознать собственную концепцию семьи, и, наконец, понять, какие представления о семье доминируют в той культуре, в которой он работает.

Человек всегда является частью своей семьи, он в ней возник, развивался внутри неё, судит о мире и людях на основании своего опыта в семье.

Согласно Д. Фримену, заключение брачного союза также даёт начало процессу социализации, результатом которого является выработка определённой системы разделяемых обоими супругами норм и ценностей. Этот процесс сопровождается формированием набора установок и ожиданий, регулирующих их поведение. В своей совокупности они называются семейными нормами и существенно влияют на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение её члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля (Д. Фримен, 2001)

Существуют различные научные подходы к изучению такого сложного социо-культурного феномена как семья: функциональный, эмпирический, сайентистский. Такое многообразие подходов к изучению и пониманию семейного взаимодействия обусловило многообразие подходов к оказанию психологической помощи семье. Среди них: структурный, коммуникативный, психоаналитический, гуманистически ориентированный, биолого–психологический.

Системное рассмотрение семьи было положено М. Боуэном, который, создавая свою модель семьи, пытался развить естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима ко всем людям и в условии всех культур. Его взгляды основывались на общей теории систем, предложенной Л. Берталанфи. По А.В. Черникову, именно эта теория в психотерапевтической практике больше всего способствовала выделению семейной терапии в качестве самостоятельного терапевтического направления (А.В. Черников, 2001).

Семейную систему в целом в рамках системного подхода принято описывать с помощью таких оценочных параметров, как сплочённость (эмоциональная связь членов семьи), иерархия (власть принимать решения), границы (отношения семьи с социальным окружением и отношения между членами семьи) и другие.

В теории систем помимо иерархического существует ещё и логический понятийный уровень, «…существование его выводится из логических типов Б. Рассела. Система на сравнительно высоком логическом уровне называет или говорит о системах более низких логических уровней. Мы используем понятия, существующие на уровне N+1, чтобы говорить или ссылаться на понятия или явления на уровне N. Можно также сказать, что системы на уровне N+1 представляют собой карты или модели систем на уровне N. Мы можем постулировать системы, которые содержали бы объекты или подсистемы на разных логических уровнях. Таким образом, система может содержать и предметы, и представления о них или их образы.» и что с помощью понятия уровней возможно получить модель сознания в социальной системе, включающей в себя свой автопортрет (А.В. Черников, 2001). Тогда можно предположить, что семья, являясь социальной системой, должна включать в себя свой автопортрет. Данный автопортрет («образ «Мы»), как целостное отражение семьи как системы, возникает только в системе - каждый член семьи имеет не только представление о себе и партнёре как отдельных единицах - на протяжении всей жизни в семье он формирует представления о взаимодействиях, протекающих в данном контексте, своём месте и месте партнёра в них. (А.Ф. Любинская, 2003).

Н. Аккерман ввёл два понятия – «идентичность» и «стабильность семьи». «Семейную идентичность» он определял, как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей (цит. по Л.Б. Шнейдер, 2000). По мнению Л.Б. Шнейдер, семейная идентичность – это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее можно было бы определить, как «как сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию (Л.Б. Шнейдер, 2000).

С точки зрения С. Минухина, представителя структурного направления в системной семейной терапии, семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия, которые создают структуру семьи, определяющую функционирование её членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Именно жизнеспособная структура в данном случае необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время создавая ощущение принадлежности к целому. Как правило, члены семьи не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, однако, взаимодействуя в рамках своей семьи, он воспринимает принятую в семье «карту семьи» Так, в понятии С. Минухина, структура семьи, т.е. ряд взаимодействий её членов, отражается в сознании каждого из них, однако не воспринимается как законченный гештальт. Увидеть целое, которое представляет собой семья, может только терапевт (цит. по Д. Фридман, 2001)

В свою очередь, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис предположили термин «внутренняя картина семьи» для обозначения совокупности представлений о последовательности сменяющих друг друга типовых ситуаций (сценариев) повседневной жизни семьи: пробуждение, за ним вставание, завтрак и т.д. Эта последовательность семейных сценариев, по их мнению, образует основу представления семьи о себе и о своей жизни, она связана с прошлым семьи и её планами на будущее. Она возникает перед мысленным взором членов семьи, когда те думают о том, как поступить в той или иной ситуации, ищут пути решения семейных конфликтов. На основе семейных сценариев появляются взаимные чувства, возникают и решаются проблемы (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999)

В рамках системного подхода в семейной психотерапии также существуют понятия, обозначающие семейные представления. Это: «семейные мифы», сложное семейное знание, актуализирующееся при вхождении постороннего человека в семью, либо в моменты каких-то серьёзных социальных перемен; и «карта семьи» - ряд принятых в семье правил взаимодействия и др. (А.Я. Варга, 2001). С одной стороны, они отражают представления, возникающие в рамках семейного взаимодействия, с другой – в них отражён лишь один уровень этого взаимодействия. «Семейные мифы» часто рассматриваются психотерапевтами не как форма группового знания, а как некое ложное, вредное образование (Е.Ю. Макарова, 2003)

Так, важность изучения семейных представлений признается учёными разных направлений. Однако вопрос о выработке единого понятия, обозначающего эти представления, да и о содержании самих представлений ещё не решён.

Заключение

Психологическая совместимость людей - это добровольное желание у партнёров находиться вместе на протяжении жизни в бытовых условиях, когда сохраняются: глубинное взаимопонимание, духовное единение, душевный комфорт, любовь и уважение до глубокой старости.

Естественная природная совместимость - это тонкий и сложный вопрос, требующий профессиональных знаний в области энергетической, физической, духовной, интеллектуальной, тонко чувствительной и сексуальной совместимости. Недооценка этих вопросов партнёрами от природы нейтральных или несовместимых ведёт к жизни по программе разрушения, что рано или поздно закончится кризисом в отношениях, а порой даже трагически.

Каждый человек, прожив определённое время в совместной жизни с избранным человеком, оценит её по существу и задаст вопрос. Смогу ли я быть благодарным ему за интересную и комфортную для моей души жизнь? Ответ у каждого будет свой.

Рассмотренные в работе понятия психологической совместимости партнёров и модели изучения семьи позволяют определить следующие возможные варианты улучшения психологического климата в семье:

  1. Ориентация обоих супругов на принятие собственной ответственности за происходящее.
  2. Ориентация супругов на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.
  3. Подготовка более глубокого контакта с супругом, если отношения не складываются, с использованием его чувств и переживаний как основы для восстановления более доверительных отношений.
  4. Планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию, М, 1996.
  2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
  3. Герасимова И.А. Структура семьи (монография) - М.: Статистика, 1976.
  4. Гребенников И.В. \»Основы семейной жизни\» / Учебное пособие для ВУЗов - М.: Просвещение, 1991 - 158 с.
  5. Дружинин В.Н., Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга,2000.
  6. Ковалёв С.В. Психология современной семьи, М, 1988.
  7. Кочуров М.Г. Об актуальности исследований психологической совместимости супругов. //Актуальные проблемы психического здоровья: Сборник тезисов. – Киров: Изд-во Киров. обл. бюро мед. статистики, 1998. – С. 98.
  8. Кочуров М.Г. Связь личностных особенностей с психологической совместимостью супругов. //Провинция: процесс международной интеграции в ХХI веке: Материалы международной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВСЭИ, 2001. - С. 341–352.
  9. Лебедева Н.Н., О.А. Минеева, Метафора как ключ к пониманию имплицитной теории семьи. //Психологические проблемы современной российской семьи. Мат-лы конференции, ч.2, Москва, 2003.
  10. Лысюк Л.Г., Деятельность семейного консультанта: методологические основания // Психологическая служба. – 2003. - № 2. – С. 17-26.
  11. Любинская А.Ф., Супружеская совместимость и пути её изучения: описание экспериментальной методики \»Что нас объединяет? Что нас разъединяет?\» и возможности её применения в рамках психологического консультирования
  12. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд - М,: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с.
  13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель–Пресс, 2000. –512с.
Похожие публикации