Конспект занятия веселые матрешки ранний возраст. Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста

Подробности

Игра для ребенка – это очень серьезное занятие. В процессе игры, ребенок познает окружающее путем восприятия, образного мышления, воображения. Развивается память, внимание, речь, изобретательность, фантазия. Дети, которые были «обделены» игрой и сказкой, плохо адаптируются к школе, не находят контакт со сверстниками.

Желая научить ребенка чему-то, надо его заинтересовать, сделать учение интересным занятием. Желательно, чтобы инвентарь был ярким, красочным и заметным в игре. Здорово, если это игрушки, которые он может сделать своими руками или при помощи старших братиков (сестричек), хорошо когда эти игрушки можно собрать или разобрать.

В индивидуальных занятиях с ребенком трех-четырех лет, гораздо сложнее завладеть его вниманием, чем в работе с группой. Ребенка отличает быстрая смена настроения, чувств. Поэтому приходится учитывать многие возрастные и личностные особенности.

Наше занятие делится на отдельные мини-игры. Каждая игра займет от 2 до 5 минут. Мы постарались задействовать основные виды деятельности для развития ребенка трех-четырех лет. И, конечно же, непременное условие для любого занятия – это хорошее настроение, дружелюбная атмосфера и веселое времяпровождение.

Матрёшки выступают в роли «главных героинь» нашего занятия. Они помогут его объединить тематически, сделают его образным и интересным для ребенка.

Приятно познакомиться!

Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, научить ребенка рассуждать, сопоставлять и сравнивать.

К нам сегодня в гости заглянули три веселые подружки: Дуняша, Матрёна и Люша.


Давай внимательно их рассмотрим! Чем они отличаются? А что у них общего?

Обычно, такие задания не представляют сложности для детей трех-четырех лет. Ребенок с легкостью указывает на отличия, аргументируя свой ответ.

Волшебная почта.

Цель: закрепить счет и порядковые числа, представления: больше, меньше . Развитие внимания, речи.

Наши матрешки получили почту.


Кому мы отдадим первый конверт? Второй? Третий? Загляни в конвертики! Как ты думаешь, что это?


Правильно – семена!


Давай сосчитаем, сколько семян в каждом конверте.

У каждой матрешки есть свой палисадник.

Помоги им посадить семена. Сколько семян ты посадила в первый палисадник? Второй? Третий? У кого семян больше? Каких семян меньше? У кого больше всех? А у кого меньше всех?

Дождь и солнце.

Чтобы ребенок не уставал и был заинтересован, необходимо чередование деятельности. Целью данного занятия является развитие координации движения. Физическая активность ребенка, не менее важна, чем умение считать или знание букв. Ребенок с удовольствием прыгает, бегает, скачет, лазает. Тем самым ребенок учится владеть своим телом, что является важным этапом в его развитии.

Что поможет нашим семенам быстрее прорасти и превратиться в красивые цветочки? Конечно же, ласковое солнышко и теплый дождик!

У нас есть солнышко и тучка.

Когда ты услышишь шум дождя– прыгай к тучке. А когда услышишь пение птичек- к солнышку! (мы нашли подходящие треки на просторах Интернета).

Предложите ребенку поимпровизировать, постараться поймать капли дождя или потянуться поближе к солнцу встав на цыпочки. Тем самым мы будем развивать воображение и одновременно физически упражняться.

Расцвели в саду цветочки!

Цель: Счет в пределах десяти. Прямой и обратный счет. Формирование навыков сложения и вычитания.

Раз матрешка...

Раз матрешка, два матрешка,
Было в домике окошко,
На окне стоял горшок,
Расцветает в нем цветок.
Красный, желтый, голубой -
Выбирай себе любой! (автор Инна Радыгина )

Вот и распустились наши цветочки! Давай сосчитаем их!

Матрешки решили сделать подарок друг другу. Дуняша подарила два цветка Люше. Сколько цветов у нее осталось? Матрена подарила тоже два цветочка Дуняше. Сколько у каждой из них цветов? и т.д..



Сложность и продолжительность задания зависит от терпения и уровня знаний ребенка. Мы с удовольствием «передаривали» и пересчитывали цветы минут 5.

Теперь давай соберем все цветы вместе и сосчитаем их.

А сейчас пересчитаем цветы в обратном порядке.

Разминка-считалочка.

С раннего возраста дети проявляют интерес к рифмованной речи, любят слушать песенки, прибаутки, считалки. Хорошо, если речь сопровождается движением. Дети охотно принимают активное участие в таких играх.

Целью данного задания, является развитие речи, формирование четкой дикции. Также это занятие поможет переключиться нам от одного вида деятельности к другому.

Следующие строчки сопровождаем движениями:

Тики-так, тики-так.

Так ходики стучат.

Наклоняем голову вправо-влево.

Туки-так,туки-так,

Так колёса стучат.

Поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круги.

Токи-ток, ток-ток.

Так стучит молоток.

Стучим кулачками.

Туки-ток, туки-ток.

Так стучит каблучок.

Аппликация

Аппликация (также как рисование, лепка или конструирование) развивает образное мышление ребёнка, которое является основным видом мышления дошкольника. В процессе подобного занятия развивается способность заранее представить себе, что должно быть сделано, у ребенка развивается способность к планированию деятельности.

Перед нами части одной аппликации. На обратной стороне каждой написана цифра. Эта цифра обозначает, что эта деталь должна быть наклеена в определенном порядке на листок с контуром.


Какую деталь мы наклеим первой? Второй?...


На память о нашей встрече с матрешками нам останется этот замечательный портрет!


Лабиринт.

В настоящее время, игры такого типа – наше любимое занятие. Мы с большим удовольствием и усердием проходим путь от заданных точек, радуясь соей ловкости и умению!

Цель нашей игры, это развитие внимания. Закрепление порядковых чисел, а также таких понятий как: широкий, узкий, длиннее, короче.

Мы весело провели время, но пришла пора попрощаться с нашими новыми друзьями. Давай, проводим матрешек домой. На картинке три дорожки, которые ведут к домикам.

Кого мы проводим по первой дорожке к первому домику? По второй?


Чем отличаются дорожки? Какая самая широкая? Узкая? Кто из матрешек добирался домой дольше всех, а кто быстрее? Почему?


Теперь наши матрешки у себя в домиках и каждая улыбается нам из своего окошка.


Поблагодарим их за проведенное вместе с нами время.

Наша сказка.

Дошкольный возраст является решающим периодом в развитии речи. У ребенка формируется правильное звукопроизношение, обогащается словарный запас, закладываются основы связной речи. На эти цели и будет направлено наше завершающее задание.

Ну, вот и подошла к концу наша игра. Что тебе больше всего понравилось? А давай мы попробуем сочинить сказу о сегодняшнем дне!

У нас получилось примерно так:

Жила-была девочка. Однажды к ней в гости пришли три матрешки. Они познакомились. Затем матрешки получили конвертики с семенами. Мы им помогали расти. Их полил дождь, и согрело солнышко. А потом выросли красивые цветочки, которые мы сосчитали. Мы сделали аппликацию и проводили матрешек домой.

Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше самостоятельно пересказывал. Задавайте наводящие вопросы.

Поощряйте даже малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при его неудачах. Это поможет вам обеспечить благоприятные условия для развития личности вашего ребенка и укрепит его уверенность в себе.

Мы надеемся, наше занятие было интересным и полезным для вас. Желаем вам подрастать, играя!

Чтобы не потерять это занятие - добавьте ссылку на свою страничку в социальной сети:

Важно : Использование материалов из этой статьи (полностью или в переработанном виде) возможно только при указании активной ссылки на сайт "Играй - подрастай!" В противном случае мы будем вынуждены применить все законные меры для защиты своих авторских прав.

Занятия с матрешками для самых маленьких.

Занятия с матрешками: знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры с матрешками.

Занятия с матрешками для самых маленьких

Какие развивающие задачи решают игры с матрешками для малышей?

Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?

  • Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
  • Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
  • Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности , что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
  • Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками». Есть даже специальные матрешки, изображающие семью – дедушку, бабушку, маму, папу и их деток. С матрешками можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.

Покупая матрешку, проверьте чтобы все детали игрушки можно было достаточно легко снять и надеть (бывает, что верхняя часть матрешки слишком «туго» надевается на ее нижнюю часть, что вызовет затруднения у малыша). Можно купить многоместную матрешку, но не давать ребенку все ее детали сразу.

Примерно в 1 год 2 месяца — полтора года можно начать учить ребенка самостоятельно собирать двухместную матрешку, отличать понятия «большая» и «маленькая», «поменьше», «побольше». Примерно в 1 год 9 месяцев – 2 года малыш уже может самостоятельно действовать с двухместной матрешкой и осваивает трехместную игрушку-матрешку, а затем четырех-пятиместную.

Примерная последовательность игр с матрешками – умение ребенка ориентироваться в величине:

Что может ребенок сделать сам, занимаясь с матрешками? Какая матрешка соответствует его уровню развития? Как отобрать из многоместной матрешки нужные детали для игры ребенка, чтобы он сам мог сделать задание? Это во-многом зависит от возраста малыша и его умений.

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).

С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъмная.

С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.

С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.

С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка соединять двухместную матрешку?

В первой игре с матрешкой с малышом в возрасте полутора лет лучше всего дать малышу две матрешки – одна большая (из двух частей), а другая – маленькая неразъемная. Мы не только научим малыша складывать матрешку, но и познакомим со словами «большой», «маленький».

Шаг 1. Сначала мы знакомим малыша с матрешкой. Покажите ребенку большую матрешку, расскажите, какая она красивая, яркая, нарядная, в платочке и кофточке (комментированием своих действий мы закладываем основу для накопления слов в словаре ребенка, даже если он еще не говорит). Встряхните матрешку – Ой, гремит! Что же гремит? Откройте матрешку и покажите матрешку – малышку. Закройте матрешку и поставьте две матрешки рядом перед малышом.

Шаг 2. Поиграйте с матрешками в прятки – спрячьте в ладони маленькую матрешку. Где матрешка? Нет матрешки! Раскройте ладони – Вот матрешка! Затем пусть малыш попробует спрятать в ладошках матрешку. Где она? Нет! Где же матрешка? Вот она!

Затем возьмите большую матрешку и попытайтесь ее спрятать в своих ладонях. Большая! Не спрячешь в ладошки!

Попросите малыша показать Вам маленькую матрешку и большую. Маленькую матрешку мы можем спрятать в ладошки, а большую – нет.

Интонационно помогаем ребенку: про большую матрешку говорим более низким голосом, про маленькую – высоким и тонким.

Шаг 3. Откройте большую матрешку, предложите малышу поставить в нее маленькую матрешку. Попросите ребенка закрыть матрешку второй половинкой. Сами повращайте матрешку, чтобы совместить рисунок на ней. Похвалите матрешку, порадуйтесь вслух — Красивая матрешка.

Шаг 4. Дайте малышу матрешки для его самостоятельной игры. Пусть он попробует достать маленькую матрешку. Затем закроет большую. Поиграет с ними.

Можно разыграть небольшую сценку. Очень важно, чтобы взрослый сопровождал действия с матрешками простыми слогами, которые малыш может повторить, например: «матрешка ходит топ-топ-топ, матрешка поет ля-ля-ля, матрешка прыгает скок-скок-скок, матрешка едет на машине биииии- би- би, матрешка упала бух! Бух! Матрешка спряталась ку-ку. Давай позовем матрешку иди-иди, иди-иди» или любое другое действие, которое будет интересно Вашему малышу. Пусть ребенок покажет Вам где большая матрешка, где маленькая.

Стишки и песенки для таких инсценировок даны ниже

Шаг 5. Матрешку собираем и она уходит гулять или уходит домой: «топ-топ-топ».

Так можно заниматься с матрешками начиная примерно с 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев. Одна такая игра – занятие с ребенком занимает не больше 5-7 минут, и лучше ее повторить несколько раз с разными действиями матрешек в шаге 4.

Если ребенок проявляет интерес к игрушке и легко справляется с заданиями, то можно дать ему в следующей игре трехместную матрешку.

Обыграть игрушку-матрешку Вам помогут стишки для малышей:

При обыгрывании матрешке используются небольшие песенки, а также стишки со слогами, которые уже может повторить ребенок, договаривая их за взрослым.

Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки
Топ-топ-топ. Топ-топ-топ.
И домой спешили
Маленькие ножки

Дома танцевали
Маленькие ножки
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.

На машине ехали –
До (название игрушки) лошадки доехали.
Би-би-би! Би-би-би!

На машине ехали –
До мамы доехали
Би-би-би! Би-би-би!

На поезде поехали
До папы доехали
Ту-ту-ту!Ту-ту-ту!

На поезде поехали
До мячика доехали
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!

Дождик- дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы намочим ножки.

Солнышко – солнышко!
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть

Прыг –скок- высоко! (действия с игрушкой – высоко или низко)
Прыг-скок- низко!
Прыг-скок- высоко!
Прыг –скок – низко!

Чух-чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
«Тороплюсь!» гудит!

Ай-люли-люли-люли.
Мы цветочки принесли.
Посмотрите, малыши,
Как цветочки хороши!
>

Баю-баю-бааааиньки,
Купим Кате валенки,
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке.

Мы матрешки – все мы крошки, У нас чистые ладошки.
Посмотри, посмотри – на ладошки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – у нас новые сапожки,
Посмотри, посмотри – на сапожки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – вот как пляшут наши ножки.
Посмотри, посмотри – ты на ножки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки, ох, устали наши ножки,
Отдохни, отдохни, посиди, отдохни.

Мы матрешки, все мы крошки, снова пляшут наши ножки,
Посмотри, посмотри, ты на ножки посмотри.

Как научить ребенка собирать трехместную матрешку?

Обычно трехместную матрешку малыши учатся собирать в возрасте с 1 года 9 месяцев — 2 л ет.

Нам понадобятся три матрешки с разницей в величине в 3-4 см. Например, маленькая матрешка может быть величиной 4-6 см, побольше – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если малыш ранее никогда не играл с матрешками, то лучше использовать как самую маленькую неразъемную матрешку из комплекта.

Если малыш легко справляется с таким заданием, то тогда усложните его, и дайте матрешки, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1. Дайте ребенку три матрешки и попросите показать Вам большую, поменьше, самую маленькую. Пусть малыш рассмотрит их внимательно. Попросите его поставить матрешки в ряд: сначала маленькую, потом побольше, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите малышу раскрыть матрешки и попросите каждой матрешке дать ее «юбочку» (расположить нижние части матрешек – их «юбочки» напротив верхней части). Покажите сами в случае затруднений, как это сделать.

Скажите, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки» и просят малыша помочь им. «Где у нас юбочка для самой большой матрешки? Давай поможем и наденем юбочку на матрешку. А где юбочка для матрешки поменьше? Найди юбочку для самой маленькой матрешки. Вот какие матрешки – красавицы!»

Шаг 3. Дальше предложите малышу «спрятать матрешки» (т.е. собрать матрешку). Сначала у малыша возможны затруднения – тогда ему потребуется Ваша помощь и показ. Иногда возможно нужно будет взять его руку в свою руку и сделать рукой малыша нужное действие.

В дальнейшем при повторении игры с матрешками малыш уже будет более самостоятельным. Нужно учесть, что детки раннего возраста очень быстро забывают то, чему научились, и поэтому необходимо многократное повторение (как минимум 2-3 раза одно и то же задание).

В следующий раз занятие с матрешкой можно провести немного по-другому, например, так:

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Поставьте три матрешки в один ряд: большая , маленькая , а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 4. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста:

Игра 1. Матрешка потерялась.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

Игра 2. Чаепитие.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

Игра 3. Прятки.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Игра 4. Солнышко и дождик

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) — кроватки для матрешек.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

Игра 6. Сюрпризы.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

Игра 7. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игра 8. Матрешки перепутались.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

Игра 9. Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

Игра 10. Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.

Игра 11. Учимся считать.

Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.

Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.

Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.

Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание — взять для игры 8 матрешек.

Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.

Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.

Игра 14. Отгадай матрешку.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Уверена, что Вы тоже придумаете много занимательных развивающих игр с матрешками для малышей! Желаю успехов!

Еще об играх и занятиях с малышами Вы можете почитать:

Какие бывают пирамидки, как их выбирать, 15 идей для занятий с пирамидками, как научить малыша собирать пирамидку.

Основные способы лепки, система игровых занятий для детей с 1 года до 3 лет.

Занятие в яслях для 1 младшей группы.

Комплексное занятие в первой младшей группе
тема: «В гости к нам пришла Матрёшка»

Задачи:

  • Закрепить знание геометрических фигур, учить детей группировать их по цвету;
  • Закрепить знание фруктов и овощей;
  • Развивать речь детей с помощью пальчиковой гимнастики;
  • Развивать моторику;
  • Учить детей украшать фартук цветными узорами;
  • Развивать у детей чувство доброты;
  • Закреплять знания детей о величине.

Развивающая среда: игрушки-матрёшки, геометрические фигуры разной формы и цвета, коробочки разных цветов, набор фруктов и овощей, корзинки, нарисованная большая матрёшка, палитра с красками, влажная губка, салфетки, шары.

Ход занятия:

Стук в дверь. Входит воспитатель, переодетый в Матрёшку, в руках деревянная матрёшка и корзина.

Матрёшка: — Здравствуйте, ребята! Ответ детей.

Воспитатель: — Здравствуйте, а вы кто?

Матрёшка: — Я, Матрёшка, а это мои подружки. Выставляет на стол деревянных матрёшек.

Воспитатель: — Ребята посмотрите, сколько у Матрёшки подружек. Ребята, а сколько их? Ответ детей (много).

— Посмотрите, какие они красивые, нарядные. А какие это матрёшки, большие или маленькие? Ответ детей (маленькие).

А эта Матрешка, какая? Показываю на переодетого воспитателя. Ответ детей (большая).

Посмотрите ребята, какой большой и красивый у Матрёшки фартук.

На фартуке жёлтыми геометрическими фигурами выложен узор.

— Какие геометрические фигуры вы видите? Ответ детей (круг, квадрат, треугольник).

— Покажите мне круг.

— Покажите квадрат. Дети подходят к Матрёшке находят геометрическую фигуру и показывают.

— Покажите треугольник. Дети подходят к Матрёшке находят геометрическую фигуру и показывают.

Знаешь Матрёшка, а наши дети тоже могут превращаться в матрёшек.

Матрёшка: — Ой, как хорошо! Давайте скорей превращайтесь и будем все дружить.

Воспитатель: — Становитесь, ребята в круг, сделаем физминутку. И ты Матрёшка повторяй за ребятами.

Физминутка «Матрёшки»

Дети выполняют движения с соответствием текста.

Мы Матрёшки, мы Матрёшки, (Показывают двумя руками на себя, покачивают головой вправо, влево)

Все мы крошки, все мы крошки (Присели, покачивают головой вправо, влево

Поплясать хотим немножко. (Руки на поясе, выставляем ножку на пяточку)

У нас новые сапожки, (Выставляем ножку на пяточку, руками показываем на ножку)

Побежать хотим немножко.(Бег на месте)

Погуляем по дорожке,(Шагаем)

Ах, устали наши ножки. (Присели)

Всем поклонятся Матрёшки. (Поклон)

Матрёшка: — Какие хорошие матрёшки.

— Ой, беда! (Матрёшка роняет геометрические фигуры разного цвета).

Воспитатель: — Что случилось?

Матрёшка: — Я бусы рассыпала. А они перемешались с другими бусинами. Как же теперь понять, где мои?

Воспитатель: — А какого цвета твои бусины?

Матрёшка: — Не знаю, но они похожи на узор на моём фартуке.

Воспитатель: — Ребята, какого цвета узор на фартук Матрёшки? Ответ детей (жёлтый).

— Значит, какого цвета будем искать бусины? Ответ детей (жёлтый).

— Давайте разберём и разложим по цветам бусины в эти коробочки.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

(Дети раскладывают геометрические фигуры в коробочки соответствующего цвета).

Матрёшка: — Спасибо вам ребята, вы такие молодцы!

Воспитатель: — Матрёшка, а что это у тебя в руках?

Матрёшка: — Совсем забыла, это корзинка в ней овощи и фрукты. Но где, что я не знаю.

Воспитатель: — Это не беда, наши ребята знают и сейчас разделят овощи. В одну корзинку сложат овощи в другую фрукты. А чтобы ты запомнила, они тебе будут их называть.

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

(Дети раскладывают овощи и фрукты по корзинкам, называют, что это и как называется).

Матрёшка: — Какие замечательные ребята! Всё знают. Оглядывается.

Воспитатель: — Что случилось Матрёшка, ты что-то потеряла, тебе нужна помощь?

Матрёшка: — Помощь нужна не мне, а моей подружке. Она стоит за дверью и боится заходить.

Воспитатель: — Почему?

Матрёшка: — У неё фартук некрасивый.

Воспитатель: — Как же мы сможем ей помочь?

Матрёшка: — А вы нарисуйте ей узор на фартуке. Вон у вас сколько красок. Только я что-то не вижу кисточек.

Воспитатель: — Ну, это не беда! Наши ребята умеют рисовать пальчиками. Правда, ребята? Ответ детей.

— Приглашай свою подружку!

Матрёшка: — Как хорошо! Сейчас я её позову. Вносит нарисованную матрешку, вырезанную по контуру.

Воспитатель: — Да, не очень красивый фартук. Мы с ребятами сейчас всё исправим. Только сначала разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Матрёшки»

Дети выполняют движения рук в соответствии с текстом. На первые две строчки сжимают и разжимают пальцы. На третью, четвёртую, пятую строчки загибают пальцы. На шестую строчку хлопают.

Мы – красавицы матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Раз – Матрёна, два – Малаша,

Мила – три, четыре — Маша,

Маргарита – это пять.

Воспитатель: — Ну, а теперь мы можем приступать. Наш указательный пальчик обмакнём в мокрую губку, потом в краску, какая вам нравится, а потом на фартуке матрёшки оставляем след пальчика. Можно ставить точки, можно рисовать кружочки, а ещё можно нарисовать волнистую линию. Если вам нужна другая краска, то пальчик обязательно вытираем об губку, а потом о салфетку. Воспитатель показывает приёмы рисования.

А теперь вы ребята нарисуйте свои узоры. По очереди подходят девочки, а потом мальчики.

Коллективная работа «Укрась фартук»

Дети рисуют, у каждого спрашиваю, каким цветом рисуют.

Воспитатель: — Какой чудесный фартук получился. Тебе нравится Матрёшка?

Матрёшка: — Очень. Он даже лучше чем мой. Вы заслужили сюрприз за свою работу. Пока вы будите мыть руки, я приготовлю сюрприз.

Воспитатель: — Да ребята…

Наши ручки рисовали,

Грязными от красок стали.

Ручки надо нам помыть,

Полотенцем посушить.

Дети возвращаются, Матрёшка дарит им воздушные шары. Дети благодарят Матрёшку.

Матрёшка: — А теперь ребята, мне пора. До свидания!

Развлечение «Весёлое путешествие с Матрёшкой»

Цель: Формирование всесторонней личности.

Способствовать развитию речи, как средства общения; обогащать словарь детей глаголами, помогать детям, отвечать на простые вопросы.

Расширять представления о народной культуре посредством обогащения чувственного опыта, манипулирования предметом.

Закреплять знания о домашних животных, умение выполнять звукоподражание, знания о диких животных.

Материал:

Дорожки здоровья (2 шт.), ёлочка, игрушки: ежик, лошадка, корова, коза, барашек, курочка в гнезде, яйцо – муляж, кукла-бабушка; «киндеры», ведерко, корзинка, самовар с сушками, посуда чайная, разнос с хлебобулочными изделиями, комната (диванчик, кроватка, стол, стулья); листочки, платочки.

(Под русскую народную музыкальную композицию входят дети, их встречает Матрёшка)

Я веселая Матрешка

Ладушки - ладушки,

На ногах моих сапожки

Ладушки – ладушки.

Здравствуйте ребятки! Я веселая Матрешка пришла с вами потанцевать, смотрите, какие красивые листочки я вам принесла. Сейчас я раздам вам листочки и мы потанцуем с ними.

Дует, дует ветер, (машут руками вверх, вниз)

Дует, задувает.

Желтые листочки с дерева срывает (кружатся)

И летят листочки, кружат по дорожке (бегут друг за другом на носочках)

Падают листочки прямо нам под ножки (бросают на пол)

(Дети исполняют танцевальные движения под музыкальную композицию)

Как красиво у нас получилось! Просто замечательно.

Ребятки, а я хочу позвать вас в гости к своей Бабушке. Она напекла очень вкусные оладушки и теперь ждет нас. Путь наш лежит через лес по дорожке. - Возьмите себе дружочка и пойдемте по дорожке.

Топ, топ по дорожке

Топ, топ шагали ножки.

Топ, топ мы шагали,

Топ, топ не устали!

(Дети под музыку шагают по дорожке здоровья, доходят до елочки)

Смотрите, а кто это сидит под ёлочкой? (ёжик)

Что ты ёжик такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы, и медведи! (Б.Заходер)

Что – то ёжик грустный сидит? Давайте, его погладим ребятки, а ведь ёжик собирал грибочки и рассыпал их. Поможем ёжику собрать грибочки в корзиночку?

(Игра «Собери грибочки» Дети собирают грибочки в корзинку под музыку)

Вот и закончилась наша дорожка в лесу. Скоро мы доберемся и до домика Бабушки.

(Звучит музыкальная композиция с звукоподражанием домашних животных)

Смотрите, на лугу – лужочке пасутся: коровка, лошадка, барашек, коза.

(дети называют животных)

Это домашние животные (дети проговаривают за воспитателем)

Кто скажет, из ребяток, что едят эти животные? (травку)

А кто, ухаживает за этими животными? (бабушка)

Молодцы, ребятки! Всё правильно сказали, но наше путешествие продолжается. Вот и заборчик около домика, а посмотрите, кто же это здесь сидит? – это курочка (ответы детей).

Курочка снесла много яичек, а мы поможем, их собрать в ведерко?

(дети собирают «киндеры» в ведерко под музыкальную композицию)

Вот как постарались ребятки! Теперь мы это отнесем к Бабушке, чтобы она нам напекла из них оладушки.

Смотрите, мы, наконец – то пришли к Бабушке. Она уже ждет нас и хочет угостить оладушками. А какой самовар нам поставила! Из самовара пьют вкусный ароматный чай.

Пальчиковая игра: «Напекла нам бабушка вкусные оладушки».

Ладушки, ладушки напекла нам бабушка (хлопают в ладоши)

Маслом поливала, деткам раздавала (делают круговые движения)

Саше два, и Коле два. Маше тоже дала (перечисляют имена детей, хлопая в ладоши)

Всем дала! (разводят руки в стороны)

Ох, и вкусные оладушки напекла нам Бабушка, а мы давайте поможем Бабушке постирать платочки.

(танец « Постираем платочки» под русско – народную музыкальную композицию)

Бабушка улыбается, хорошие помощники ребятки пришли к ней. Прощается с нами! (дети машут «до свиданья»)

Ну, а теперь, ребятки скажите, понравилось вам наше путешествие?

(ответы детей)

А кого, мы встретили? (ежика, коровку, лошадку, козу, барашка, курочку)

А что, помогли сделать? (собрали грибочки, яички, постирали платочки)

Значит мы с вами – молодцы! И я, Матрешка вас угощаю витаминками, чтобы вы росли здоровыми и умелыми, помощниками. И любили своих бабушек.

(Матрешка раздает угощенье)

Вот и закончился наше с вами развлечение. Нам пора прощаться.

До свидание! До новых встреч! (дети машут «до свиданья»)

Похожие публикации