Круг православных праздников. Годовой круг

Инок Григорий (Круг)

В литургическом движении совершаемых служб, Церковь образует как бы великий круг - венец лета, круг, который сообразно с космическим солнечным кругом образует год, заключающий в себе двенадцать малых кругов. Этот космический годовой круг, рожденный движением земли и небесных светил, весь освятился кругом совершаемых Церковью богослужебных действий, стал как бы чашей, до краев наполненной бесценным вином вечной жизни, тестом, в которое брошена закваска негибнущего бытия, руслом, вместившим воду, "скачущую в жизнь вечную". Самое кругообразное движение космического времени, составляющее год, несет в себе некоторое чаяние и подобие вечности и, наполняясь движением церковного богослужебного круга, как бы вводится в вечное бытие. Для человеческого сознания круг, не имеющий ни конца, ни начала, всегда был символом вечности, и этот символ до конца ожил, расцвел, наполнился дыханием в круге богослужебного года. Солнечный год сочетает в себе двенадцать месяцев, причем каждый месяц отмечен неповторимым своеобразием, носит черты ему одному присущей красоты.

Богослужебный год заключает в себе двенадцать духовных сокровищ, двенадцать праздников, объединенных общим наименованием "Двунадесятые праздники". Праздники эти собраны воедино в полноту числа двенадцать. Подобно чину апостолов, подобно двенадцати вратам, ведущим в горний Иерусалим. Подобно древу жизни, двенадцать раз приносящему плоды. Праздники эти составляют как бы двенадцать печатей Святого Духа, которыми освящается мир.

Каждый праздник имеет свое напечатление, свою икону, рожденную Церковью, без которой самое празднование события не могло бы быть полным. На иконах этих собрано все самое важное, самое ценное и неповторимое, что относится к смыслу праздника, и церковный обычай, вернее, святое предание Церкви, хранит эти изображения, неся их через века и тысячелетия, при всех бесчисленных изменениях, сохраняя неповрежденными их существо.

Праздники, изображения которых непрестанно, из века в век, видоизменяются, вмещая в себя дух и своеобразие времени, в котором они возникли, в то же время сохраняют на протяжении веков нечто единое, сродное друг другу, обобщенное единой церковной традицией. Надо сказать, что в Церкви нет неподвижности, отнимающей свободу в писании икон. Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой. И этим можно объяснить то бесконечное разнообразие, присущее иконам, не разрывающее их родового единства и позволяющее, не лишая иконопись подвижности и гибкости, видоизменять изображения, сохраняя внутреннее единство и цельность иконы, не давая ей распасться на множество не связанных друг с другом и совершенно чуждых друг другу изображений.

Завершением этого порядка является участие икон двунадесятых праздников в иконостасе. Рожденные православной, кафолической Церковью и составляющие неизменную часть вероучительного, богословского содержания иконостаса, самого идейного его замысла, двунадесятые праздники в строе иконостаса, задуманного чинами, втянуты в свой отдельный праздничный ряд, как ряд печатей Духа Святого, как ряд светильников, светящихся непреходящим светом, как ряд драгоценных камней, в котором каждый камень имеет свой неповторимый цвет и форму и ему одному присущее сияние. И каждому из этих праздников, подобно камням, Церковь придает свое гранение, выражающее самую его природу, неповторимое для каждого и в то же время сопрягающее их в одно целое.

В этом сложном единстве узнается живоносная природа Церкви. Она подобна движению морских вод, непрестанно видоизменяет погруженные в глубину каменья, сглаживая их, не лишая в то же время драгоценного своеобразия каждый из них.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Сияние Воскресения буквально пронизывает православный мир. В православной литургике праздник Пасхи имеет безмерно большее значение, чем в Католичестве, где вершина - праздник Рождества Христова. Но тайна Воскресения не только человеческая, но и космическая. Восток космичнее Запада. Запад же человечнее.

На духовной почве Православия возникает стремление к всеобщему спасению. Спасение здесь понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. В этом весь смысл Пасхи, - когда радость плещет через край, когда Жизнь преизбыточествует, когда все - и святые, и грешные, и постившиеся, и не постившиеся - радостно и щедро зовутся на пасхальный пир Агнца, на праздник воскресшей и вечной Жизни. Здесь все для всех, а не только для своих, как в праздник Рождества, под сенью которого у семейного очага собираются лишь родные.

Рождество Христово - это праздник домов, уюта и тепла колыбели, когда под завывание ночной вьюги, доносящееся сквозь искристые заснеженные окна, у трепетной теплоты рождественского огня собирается семья.

Пасха - это площадь под открытым небом, заполненная народом, где под гул колоколов все целуют и обнимают друг друга, где все - родные, все - семья, и уже нет здесь чужих, потому что Христос воскрес, и перед лицом этой великой победы над смертью - все братья!

Большая часть восточных учителей Церкви от Климента Александрийского до Максима Исповедника были сторонниками апокатастасиса - всеобщего спасения и воскресения. Здесь божественная справедливость уступает божественной любви. И Пасха - это высшее проявление Любви.

В центре православного церковного года стоит "праздников праздник и торжество торжеств" - Пасха Христова, которая приходится (согласно Александрийской традиции) на первый воскресный день после весеннего полнолуния, совпадающего с весенним равнодействием или следующего за ним.

Вся служба и все пение Пасхи резко отличается от богослужений других великих праздников, которые состоят из Всенощного бдения накануне вечером и Божественной Литургии в сам день праздника. Богослужения этих праздников строятся из тех же песнопений и чтений, которые по уставу составляют эти службы, хотя в каждом празднике есть и свои особые чтения и песнопения. В Пасхальной службе все по-другому. Это единственная подобная служба в году. Здесь все поется и ничего не читается. Здесь все особое; напевы, которые не звучат больше никогда в году, ослепительный блеск огней, делающий эту Великую Ночь ярче солнечного дня, обилие красного цвета, ликующий звон колоколов. Пасхальная служба проходит вся словно на одном дыхании - она ритмична, полна огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни.

Годовой цикл христианских праздников строится из двух праздничных кругов "подвижного" или "переходящего" круга праздников, в центре которого стоит Пасха, и "неподвижного" или "непереходящего" круга с центральным праздником Рождества Христова. Два этих круга сформировались на основе двух календарей - лунного и солнечного.

Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный - рождественскому.

Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию.

Поскольку время смерти и воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют "подвижный" круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали "рождение Солнца".

Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды.

День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря) и числа остальных праздников, высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился "неподвижный" круг праздников.

Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский солнечный календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 г. до н.э.). В свое время календарь этот был наиболее совершенным, но позднее на Западе были замечены его недостатки, и в XVI веке, по инициативе папы Григория XIII, там ввели так называемый "новый" или григорианский стиль. Так возник календарный разрыв между Восточной и Римской Церквами.

Церковный год начинается с сентября. Празднование начала года осенью идет из ветхозаветного времени, когда этот праздник был приурочен к концу сельскохозяйственных работ.

На всех широтах и во все времена основные праздники были приурочены к циклам природы. В Ветхом Завете связь праздников с временами года тоже существовала. Праздники древнего Востока и греко-римского мира породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Христианство сочло необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом. Так сложился годовой круг церковных праздников, вечно повторяющихся, как и циклы природы. Это великие праздники, которые называются "двунадесятыми", т.к. их количество - 12 (Пасха не входит в их число).

Праздники эти следующие:

  1. Рождество Богородицы (8/12 сентября).
  2. Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря).
  4. Рождество Христово (25 декабря/7 января).
  5. Крещение Господне (Богоявление) (6/19 января).
  6. Сретение Господне (2/15 февраля).
  7. Благовещение (25 марта/7 апреля).
  8. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).
  9. Пасха Христова - Светлое Христово Воскресение.
  10. Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи).
  11. Троица (Пятидесятница) (в 50-й день после Пасхи).
  12. Преображение Господне (6/19 августа).
  13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Южно-Сахалинский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшее образование

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

(РЭУ имени Г.В. Плеханова)

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

Контрольная работа

Тема «Круг православных праздников»

Выполнил студент 1 курса

специальность Юриспруденция

заочной формы обучения

группы 1.4001, шифр 15192

Даниленко Максим Анатольевич

Рецензент: Федосенко О.А.

Южно-Сахалинск 2016 г.

Введение

Заключение

Введение

Современные православные праздники имеют огромное значение, как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу. Кроме праздников, посвященных воспоминанию о евангельских событиях православная церковь отмечает наиболее важные ветхозаветные даты, а также праздники, имеющие исключительно местное значение. В зависимости от времени празднования Пасхи, а точнее, спустя сорок дней после нее православная церковь отмечает день Вознесения Спасителя. Троица, или Пятидесятница. Кроме перечисленных праздников, особо торжественно церковь отмечает Рождество Христово, Крещение, или Богоявление, и Сретение (встречу) младенца Христа со старцем Симеоном. С особой нежностью христиане отмечают памятные даты, посвященные Божией Матери, - Рождество Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение и многие другие.

Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.

У каждого народа существуют свои праздники. У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в христианстве. Многие традиции мы утеряли, но многое сохранили, потому что они основаны на самых светлых, чистых порывах души.

Цель контрольной работы - рассмотреть православные праздники.

Достижение цели исследования реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Дать общую характеристику православным праздникам.

2. Рассмотреть двунадесятые праздники.

3. Раскрыть великие и престольные праздники.

Объектом контрольной работы является теория религии.

Предметом - православные праздники.

При написании контрольной работы были использованы учебные материалы таких авторов, как Исаева Е. Л., Зеленков М.Ю. и др.

1. Двунадесятые преходящие праздники

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. В честь этого лица или события установлены особые песнопения, молитвы и обряды.

В числе двунадесятых праздников отмечается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, посвящена новозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после Пасхи Святого Духа на апостолов; Сретение Господне, основным сюжетом которого стал евангельский рассказ о благословлении родившегося Иисуса в Иерусалимском храме как Бога; Крещение Господне (Богоявление) - установлен в честь крещения в Иордане Иисуса Христа Иоанном Крестителем; Преображение Господне - посвящено евангельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его учеников; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) - в основе которого лежит евангельский рассказ о посещении Христом и его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и торговцев; Вознесение Господне - отмечается как вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения; Воздвижение Креста Господня - посвящен найденному кресту, на котором был распят Христос на Голгофе; Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери - четыре двунадесятых праздника, посвященных матери Иисуса Христа.

За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять великих праздников - Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. Они тоже пользуются большим почтением в православной церкви.

Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называются праздники, посвященные тем образам и событиям, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские.

Есть праздники, которые широко отмечаются только в России и потому называются русскими праздниками - Николин и Ильин день, спасы, праздники Владимирской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери. В этих праздниках отразились особенности русского менталитета и значимые исторические события.

В зависимости от смысловой нагрузки и характера воспоминаний все существующие праздники можно условно подразделить на несколько категорий.

В первую очередь это праздники, посвященные воспоминаниям о событиях из жизни Спасителя, Богородичные праздники, к числу которых можно отнести и посвященные особо чтимым иконам Божией Матери, а также воспоминания о подвигах святых мучеников и Божиих угодников.

Значимость события православного праздника обусловливает то, предвосхищается ли он особыми службами предпразднества и попразднества, т. е. теми днями, когда верующие должны подготовить себя к восприятию его событий. Проще говоря, чем важнее для церкви событие праздника, тем торжественнее оно должно быть отмечено. Соответственно малые праздники и праздники местного значения отмечают либо менее помпезно, либо только в храмах определенной епархии. Последнее в основном касается престольных храмовых праздников и дней воспоминания местных святых.

Относительно календаря все праздники можно подразделить на преходящие и непреходящие, т. е. приуроченные к определенной дате. Главным преходящим праздником является Пасха. В зависимости от Пасхи вычисляют время празднования Вознесения, Входа Господня во Иерусалим, а также Пятидесятницы, событий Великого поста и Страстной седмицы. Главный непреходящий праздник года - Рождество Христово. Однако, прежде чем заглянуть в церковный календарь, следует знать, что все праздники Русской православной церкви принято отмечать в соответствии с юлианским календарем, поэтому в современном православном календаре обычно указывают две даты - по новому и по старому стилю.

Пасха - это наиболее почитаемый в православии общехристианский праздник, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа. Поскольку идея воскресения является центральной в христианстве, постольку и посвященному этому событию празднику отводится центральное место Культурология. ХХ век: Энциклопедия в 2-х томах. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя". 1998. . Православные богословы называют его «праздником праздников» и торжеством из торжеств. Этот праздник отмечается в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Для исчисления дня празднования пасхи составляются специальные таблицы - пасхалии.

Долгое время не утихали споры о времени празднования Пасхи, пока в 325 г. на I Вселенском соборе в Никее не приняли постановления о ее в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния. В разные годы этот день может наступить в период начиная с 21 марта и заканчивая 24 апреля по старому стилю.

Накануне Пасхи около одиннадцати часов вечера во всех храмах служат полунощницу Великой субботы, после чего благовест возвещает о начале крестного хода. Верующие во главе со священнослужителями выходят из храма с зажженными свечами в руках. Во время того как крестный ход обходит вокруг здание храма, торжественный благовест сменяется непрерывным перезвоном колоколов - от больших до самых маленьких. Колокольный перезвон прекращается, когда процессия снова подходит к закрытым дверям храма, которые символизируют гробницу Спасителя. Затем звучит праздничный тропарь и притвор храма открывается. В этот торжественный момент служащий священник возвещает народу: «Христос воскресе!», на что верующие хором отвечают: «Воистину воскресе!». Так начинается первая утреня Пасхи.

На первой пасхальной литургии по давней традиции читают первую главу из Евангелия от Иоанна, которая нередко звучит на разных языках - русском, греческом, английском, т. е. на тех, на которых говорят христиане разных стран мира. Особую торжественность пасхальной службы подчеркивают и благозвучные песнопения, и особый звон колоколов, а в самом конце службы происходит освящение артоса - огромной просфоры, по форме напоминающей кулич. В течение всей Пасхальной седмицы артос стоит рядом с Царскими вратами, затем после субботней литургии служат чин раздробления артоса и раздают его кусочки молящимся.

После окончания литургии можно разговеться, т. е. угоститься освященным куличом, крашеным яичком или кусочком творожной пасхи. С этого момента заканчивается Великий пост, и миряне могут принимать обычную пищу. На Светлой седмице принято делиться пищей с голодными и помогать немощным и сиротам. Верующие посещают родственников и, по обычаю, обмениваются с ними троекратным поцелуем, сопровождаемым пасхальными возгласами. На Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца в память о визите Марии Магдалины к римскому императору Тиберию. По преданию, Мария принесла ему весть о воскресении Христа и протянула яйцо, которое в древности считалось символом зарождения новой жизни. Тиберий скептически отнесся к этому известию и сказал, что поверит ее словам только тогда, когда преподнесенное яйцо покраснеет. И яйцо тотчас изменило цвет, после чего красные, или, говоря современным языком, крашеные, яйца стали одним из главных символов Воскресения Христова.

2) Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главнейших двунадесятых праздников, установленных Русской православной церковью. Впервые упоминание о его праздновании встречается в письменных источниках III в. Эта дата очень важна для христианского учения в целом, т. к. факт прихода Спасителя в город, где люди, облеченные властью, были особенно враждебно к нему настроены, указывает на то, что крестные страдания и смерть Иисуса были вольными. Время празднования Входа Господня в Иерусалим напрямую зависит от даты наступления Пасхи и приходится на день ровно за неделю до нее. О событиях, связанных с этим праздником, повествуют все без исключения евангелисты, что также указывает на его особую значимость.

3) Вознесение Господне.

Вознесение Господа празднуют на сороковой день после празднования Пасхи. Этот праздник всегда отмечают в четверг на шестой неделе, а традиции церкви относительно Вознесения восходят к апостольским временам. События, которым посвящено празднование Вознесения, связаны с окончанием земной деятельности Спасителя, которая с этого дня уступает место Его духовному пребыванию в Церкви. После воскресения Иисус на протяжении сорока дней являлся апостолам, наставляя их и утверждая в истинной вере. Он учил Своих избранников, каким образом им действовать после вознесения Его на небо.

4) Пятидесятница. День Святой Троицы.

В этот день церковь вспоминает события, связанные с сошествием на апостолов Святого Духа. Огненные языки Святого Духа явились ученикам Христовым в праздник ветхозаветной Пятидесятницы. От названия этого древнего праздника происходит первое название праздника современного. Второе название посвящено другому знаменательному событию, т. к. именно в этот день апостолам открылась третья ипостась Святой Троицы, после чего учение о Триедином Боге обрело для них полную ясность.

Среди прочих традиций Троицы существует обычай украшать дома и храмы зелеными ветвями деревьев, травой и цветами. Подобная традиция существовала еще в ветхозаветной церкви, но церковь Христа наполнила ее новым смыслом. В настоящее время зеленое убранство храмов символически означает процветание православной церкви и обновление человека Святым Духом.

С самых первых времен День Святой Троицы считается днем рождения христианской церкви, созданной не человеческими ухищрениями, но Божественной благодатью. В IV в. н.э. святой Василий Великий написал коленопреклоненные молитвы, доныне читаемые священниками на праздничной вечерне. По обычаю, вечерня Святой Троицы совершается сразу же после литургии.

2. Двунадесятые непреходящие праздники

Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря. К таким праздникам относятся: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Богоявление, или Крещение Господа нашего Иисуса Христа, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Девы Марии, Преображение Господне, Успение Божией Матери.

Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря.

Рождество Богородицы (21 сентября). Дата рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа - в семье благочестивых праведников Ионима и Анны.

Этот день почитается как «начало спасения». Воздвижение Креста Господня - крестовоздвижение (27 сентября). Установление праздника связано с нахождением при раскопках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). По преданию, Марию, будущую Богородицу, в младенчестве принесли в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому посвящение девочки стало знаком высшего избранничества.

Рождество Христово (в православии празднуется 7 января). Хотя точная дата рождения Христа не установлена, современные исследователи называют 7-6 гг. до н.э., поскольку сегодня точно определена дата смерти царя Ирода Великого - 4-й год до н.э. А мы помним, что именно он приказал истребить всех младенцев в окрестностях города Вифлеема в надежде, что среди них окажется Христос.

Крещение Господне (19 января). Как указано в Священном Писании, Иисус Христос крестился в реке Иордан от пророка Иоанна, т. е. принял обряд очищающего омовения, символизирующий начало Его служения Богу. Греческое слово «баптисма» - «омовение» - переведено на славянский как «крещение», поскольку считается, что Иисус освятил обряд омовения своей смертью на кресте. Сретение Господне (15 февраля - на 40-й день после Рождества Христова). Этот праздник введен в IV в. в память о примечательном событии. Младенца Иисуса принесли в Храм для традиционного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.

Благовещение (7 апреля). Празднуется как день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Сына Божьего.

Преображение Господне (19 августа). Во время молитвы на горе Фавор Иисус преобразился божественным светом, и апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Христа в окружении пророков Моисея и Илии.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Отмечается в память о кончине Богоматери. Считается, что ее смерть наступила около 48 г. в городе Эфесе, где Иоанн Богослов (один из апостолов) жил после смерти Иисуса.

Большое значение Православная церковь придает постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам.

Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни.

Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

православный пост праздник престольный

3. Великие и престольные праздники

Самым почитаемым в православии является праздник Покрова Богородицы, отмечаемый 1 октября по ст. стилю. По учению церкви, праздник установлен в честь событий 910 г., когда в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епифанию явилась Богородица и, покрыв их белым покрывалом, вознесла Богу молитву об избавлении всех людей от бед. Это появление Богородицы совпало с нападением сарацинов и убедило народ в том, что победа будет на стороне византийцев. На Руси этот праздник наложился на славянский праздник окончания осенних полевых работ и отмечается весьма широко и ярко. Церковь придала этому празднику смысл почитания Богородицы именно как хранительницы русского народа.

Два праздника, относящиеся к великим, связаны с именем Иоанна Предтечи или Крестителя. Это - Рождество Иоанна (7 июля) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября). По евангелиям, Иоанн является провозвестником, предтечей, пришествия на землю Иисуса Христа. Он будто бы крестил Христа в реке Иордан, а затем был брошен в темницу за выступление против царя Ирода и казнен по просьбе жены царя Иродиады, попросившей голову Иоанна. Вопрос о том, жил ли некогда на земле Иоанн Креститель, много лет вызывает споры среди ученых.

Большинство из них сейчас склонны считать его реальным историческим лицом. Однако евангельская история Иоанна - это миф, обусловленный желанием христианских теологов придать Иисусу черты мессии, появление которого предсказано в Ветхом Завете.

В действительности введение в церковный календарь Рождества Иоанна Крестителя преследовало своей целью вытеснить древний праздник летнего солнцеворота, широко отмечавшийся язычниками. А праздник усекновения головы Иоанна, или, как его называли в народе, Ивана Постного (в этот день был установлен однодневный пост), знаменовал собой начало осени, окончание сельскохозяйственных работ. Отсюда и бытовое содержание этих праздников, которое играло едва ли не большую роль, чем их религиозный смысл.

Широко отмечается в православии праздник апостолов Петра и Павла (12 июля). На Руси он совпадал с началом сенокоса. К тому же Петр у разных народов считался покровителем рыбаков, пчеловодов, охранителем домашнего скота от хищников, что именно и создало среди верующих авторитет этому празднику. А вот относящийся к великим праздник обрезания господня особой популярностью не пользуется, поскольку знаменует иудейский обряд обрезания, который не был воспринят христианами. Но в нашей стране в этот день все-таки проходят народные празднества, поскольку праздник обрезания господня приходится на 14 января («старый Новый год»).

Престольные праздники занимают большое место в быту верующих. Каждый православный храм посвящен какому-нибудь образу (Христу, Богородице, святым и т. д.) или событию христианской истории. В памятный день этого образа или события и отмечается храмовый престольный праздник. Впервые на Руси престольные праздники стали отмечаться в период феодальной раздробленности (XII- XIII века) и отражали стремление князей приобрести отдельных покровителей своей территории. В России некоторые святые почитаются повсеместно, а некоторые - только в отдельных регионах. Наиболее распространенными являются культы святого Николая Мирликийского (день памяти этого святого отмечается дважды в году), Ильи Пророка и великомученика Георгия.

Заключение

Таким образом по убеждению Церкви, ее праздники -- это не просто некое воспоминание совершившихся некогда событий; праздники приобщают верующих к той самой реальности, что стоит за тем или иным христианским торжеством и которая имеет над-временное и непреходящее значение. Всякий христианин в дни праздников призывается к соприсутствию при вспоминаемых Церковью событиях, к личному переживанию радостей и скорбей, казалось бы, давно минувших дней Священной истории.

Праздник - это всегда актуализация празднуемого события, становящегося реальностью именно сегодняшнего дня. На Рождество в Церкви звучит: “Днесь (т. е. сегодня) Христос раждается в Вифлиеме”, в праздник Богоявления: “Днесь освящается вод естество”, при Пасхальном торжестве: “Днесь Христос, смерть поправ... воскресе от гроба”. Церковь не живет воспоминаниями о вчерашнем дне, но для нее праздничная радость есть всегда радость “днесь”, как реальное и непрекращающееся богообщение.
Важно помнить, что с первых дней истории Церкви вся жизнь христиан -- даже в самые тяжелые дни гонений -- неизменно воспринималась Громова И. А. Православные и народные обряды. - М.: Дрофа, 2005. - С. 5-7. как единое и нескончаемое торжество, как один большой праздник.

Большинство важнейших праздников церковного года связаны в первую очередь с событиями Священной новозаветной истории, хотя некоторые из них и основываются на апокрифических источниках (например, Рождество Пресвятой Богородицы или Успение Пресвятой Богородицы), другие же вообще берут свое начало от гораздо более поздних чем евангельские воспоминаемых событий (Воздвижение Креста Господня или Покров Пресвятой Богородицы).

От века к веку -- вместе с менявшимися и перерабатывавшимися богослужебными уставами -- изменялись и богослужебные формы празднования того или иного памятного события. Все более усложнявшееся от столетия к столетию православное богослужение существенно меняло и устав служб двунадесятых и великих праздников, наделяя их новыми, еще более возвышенными поэтико-символическими чертами.

Список использованной литературы

1. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.

2. Громова И. А. Православные и народные обряды. - М.: Дрофа, 2005.

3. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006.

4. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

5. Культурология. ХХ век: Энциклопедия в 2-х томах. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя". 1998.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.

7. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.

8. Резник Е. В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. - М.: Мир книги, 2007.

9. Сергеева А. Р. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М.: Флинта, Наука, 2005.

10. Шелов-Ковердяев Ф. В. Особенности русского православия // Введение в культурную антропологию. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.

11. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Торжественные дни в православии, посвященные чествованию значительных религиозных событий и особо чтимых святых. История возникновения православных праздников. Происхождение Пасхи; двунадесятые Господские, Богородичные, Великие и Престольные праздники.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Значение православных праздников для Русской церкви и православных христиан. Двунадесятые преходящие праздники: Пасха, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне. Рождество Христово, Сретение Господне, Благовещение. Великие и престольные праздники.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Характеристика православных праздников годичного круга, которые подразделяются на праздники Господские, Богородичные (в память событий ее жизни: введение в храм, успение), праздники в честь "сил бесплотных" и праздники святых. Значение икон в православии.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Пасха - главное событие года для православных христиан. Двунадесятые непереходящие и переходящие праздники. Основные великие православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господа нашего Иисуса Христа, День Святых апостолов Петра и Павла.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Сущность и понятие праздника, его виды. Армянская мифология и язычество. Праздники армян со времен язычества. Календарь апостольской церкви. Летне-осенние праздники армян. Особенности праздника Преображение Господне (Вардавар) у католиков и православных.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Вербное воскресенье - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Неделе Пасхи. Встреча Христа в Иерусалиме после воскрешения Лазаря. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении на Руси. Тропарь Входу Господню в Иерусалим.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Значение и необходимость христианского календаря. Анализ Церковного Православного календаря. Назначение Богослужебных кругов, Пасхального (подвижного) цикла, Постов в Церковном Православном календаре. Христианские, двунадесятые переходящие праздники.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Состав, продолжительность и богословская насыщенность православного богослужения. Богослужебные тексты, употребляемые в Православной Церкви. Сущность и особенности всенощного бдения. Порядок проведения службы. Великие, средние и малые церковные праздники.

    презентация , добавлен 26.04.2014

    Священное Писание в гимнографии Пятидесятницы. Ветхозаветные пророчества и прообразы. Новозаветные события в гимнографии. Догматическое содержание песнопений Пятидесятницы. Догмат о Святой Троице. Нравственное перерождение человека действием Святаго Духа.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    История происхождения праздников и обрядов народов мира. Христианские праздники, различаемые по объекту прославления, степени торжественности и по времени их проведения. Курбан-байрам - Праздник жертвоприношения. Памятные даты в иудаизме и буддизме.

3. Круг годового богослужения.

Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких?либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия, песнопения, чтения и обряды образуют собою круг годового богослужения. Некоторые из богослужений годового круга совершаются более торжественным образом, называются праздниками, а богослужения, совершаемые в них, делятся на Господские, Богородичные и святых. Некоторые из праздников совершаются всегда в определенные дни года и называются поэтому неподвижными. Величайший из всех христианских праздников - Пасха, в день которого мы прославляем Воскресение Христово, не приурочена к определенному дню года, а случается в разные дни в промежуток времени между 22 марта и 25 апреля, так как, по церковному установлению, она празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасха является подвижным праздником. В зависимости от дня Пасхи празднуются и некоторые другие праздники, которые поэтому тоже являются подвижными. В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Важнейших праздников считается двенадцать, которые поэтому и называются двунадесятыми. В их число не входит Пасха, которая является «Праздником праздников и торжеством торжеств».

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.В православном

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется - в

Из книги Загробная жизнь автора Фомин А В

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО, ДЕВЯТОГО, СОРОКОВОГО И ГОДОВОГО ДНЕЙ ОТ СМЕРТИ УСОПШЕГО Говоря о том, что требуется от живого, чтобы исполнить заповедь Христову, - искать царства божьего и себе и ближнему, где бы он ни был, на земле или уже за гробом, мы скажем здесь о знаменательных днях

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЙ ГОДОВОГО КРУГА На земле по сотворении мира Бог освятил для Богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, повелев, ежедневно освящать утро и вечер

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Выписки из годового отчета епископа Игнатия о состоянии Кавказской епархии за 1858 год Окончив лечение в Кисловодске, Епископ направил путь свой для обзора Епархии вдоль южной, и потом - по юго-восточной стороне Ставропольской губернии.Чтоб уяснить по возможности

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр - самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Из книги Книга, которая лечит. Я забираю вашу боль! Энергия Сотворения автора Коновалов С. С.

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.В первый день седмицы

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Из книги автора

Замкнутый круг Начало работы - помогать другим1988 году Сергей Сергеевич Коновалов пришел по распределению работать в Окружной клинический госпиталь им. З. С. Соловьева. Год работы в отделении неотложной терапии и реанимации отодвинул на некоторое время его поиски нового

Из книги автора

Отрывки из проповедей годового круга Чем мы можем послужить Господу?: из слова в Неделю святых жен-мироносиц и праведного Иосифа Можно, возлюбленные, и нам – притом не раз и не два, а много раз делать дела, весьма подобные делам святых мироносиц и праведного Иосифа, и

Из книги автора

Праздники годового цикла По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников Божиих. Величие их подвигов стало неисчерпаемым источником для благочестивых христиан-песнотворцев и художников, которые составляли в их память

Из книги автора

Праздники годового цикла По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает "день" с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как "жених в полунощи" согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом час е, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово "бдение" значит: бодрствование.

Наглядная схема суточного круга Богослужения

Вечер.

1. Девятый час. - (3 часа дня)

2. Вечерня.

3. Повечерие.

1. Полунощница. - (12 час. ночи)

2. Утреня.

3. Первый час. - (7 час. утра)

1. Третий час. - (9 час. утра)

2. Шестой час. - (12 час. дня)

3. Литургия.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье - Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы - Ангелы , созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник - прославляется святый Иоанн Креститель , как больший из всех пророков и праведных;

В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный).

В субботу - день покоя , - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые , достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми .

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов .

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых .

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные , которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные , которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые .

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение ; средние же праздники - не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го, сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Более подробные сведения о праздниках и постах помещены в отделе "о вере и жизни христианской", при объяснении четвертой заповеди Закона Божия и в Священной истории Нового Завета.

Похожие публикации