Любить всей душой а в остальном доверяться. Любовь

Любимое место из "Тараса Бульбы"...Ступка играет, вернее проживает свою роль, невероятно убедительно. И текст Гоголя очень сильный...Может это и нужно праздновать...Наше настоящее единство!
А под словом русский я подразумеваю всех кто говорит на русском языке, любит русскую культуру и искренне преживает за Россию...

С Праздником, Друзья!

Под катом полный текст Гоголя...Речь Тараса Бульбы перед казацким войском:

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.
Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.
Все взяли бусурманы, все пропало.
Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!
Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство!
Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!
Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать.
Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь и там люди!
Также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.
И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать!..
Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Три плоскости

Все движется любовью, и ею живится искусство Набокова в трехступенчатом своем движении.

Во всяком сочинении, даже в самом коротком раз-сказе, он пытается схватить и изобразить черты «мира внешнего», движимый неутолимой любовью к вещественной подробности, доступной любому из пяти воспринимательных чувств. Часто он помимо того испытывает «мир внутренний», сокровенную от внешнего взгляда жизнь души, для чего испытуемый человек помещается в крайние или катастрофические положения. При сем любовь к тварному естественному миру, в его непостижном разнообразии и невыразимой красе, внушает и обрамляет сочувствующее (или антипатическое) изображение столь же разнообразного, пульсирующего между благостным и ужасным психологического состояния человеческой твари.

Наконец, во многих сочинениях он предпринимает изследование собственно пределов как внешнего мира, так и внутриположного, и прожектирует свою мысль от границ обоих в воображаемый «мир иной», прекрасно сознавая его абсолютно неодолимое сопротивление всякому предварительному испытанию, даже восхищаясь самой неодолимостию задачи, и однако признавая, что самое желание повторять эти попытки равно непреодолимо. Вот ведь и Дмитрий Синеусов, и Джон Шейд - в разных полушариях, в разные времена - пришли к выводу, что в этом деле самые заблуждения и тупики, если ничего и не приоткрывают, то кое-чем вознаграждают честного частного сыщика.

Все эти ступени, различимые в прозе и поэзии Набокова, подверглись сосредоточенному, хотя и не совокупному, изучению западных ученых за последние сорок лет, причем перемены в направлении их внимания следовали указанному здесь порядку: от более очевидных особенностей к более труднодоступным, а оттуда - к недоступным. Надо при этом заметить, что каждая ступень имела свою группу заинтересованных лиц, которая не отказывалась от веры в преобладающую важность своего способа воззрения на Набокова с появлением нового направления и новой группы изследователей. Таким образом, волны ученых работ перекатывались друг чрез друга довольно скорой чередой, друг друга же сменяя, но не одолевая. Брайан Бойд первым попытался сопрячь эти три плана в своей книге об «Аде» и в биографии Набокова. {142}

Рисуя силуэт матери в «Других берегах», Набоков дает нам подсмотреть одно причинное звено, оказывающееся очень важным для верного понимания его эстетики, звено между любовью и памятью, одаренной любовно выбранными и накопленными дарами.

Любить всей душой, а в остальном доверяться судьбе - таково было её простое правило. «Вот запомни», говорила она, с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо безсолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положениях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу. {143}

Этиологический переход от условия «любить всей душой» к откладыванию на сохранение в памяти заветных подробностей чрезвычайно важен для моего сюжета. Бывает, что Набоков запускает в действие этот прием в самом ходе описания принципа его действия; вот и в приведенном только что отрывке он нарочно пользуется теми самыми словами, которыми его мать, бывало, побуждала его запомнить что-нибудь, и чем же еще объясняется выбор этих именно слов как не тем, что любовь к матери и есть та самая причина, по которой он удержал ее слова в несгораемом ящике души, и теперь достает их оттуда обволокнутыми в ее манеру их произносить, в ее интонации, и даже вместе с особенным таинственным выражением ее лица. Набоков никогда ведь не скажет просто, что он нежно любил свою мать, или отца, или другого кого, потому что это «так не говорится», а на это имеются свои неявные способы.

Заветные эти подробности, здесь перечисленные для примера, пошли все на строительство его прозы, после всяких преобразований, конечно, и внимательный читатель, послушавшийся совета матери Набокова, приветствует их кивком внезапного узнавания на каком-нибудь перекрестке или в переулке его романа или в строчке стихотворения. {144}

Любовь влечения к чему, любовь привлекательная, всегда имеет прямой объект своего приложения, т. е. всегда имеет и направление, и цель. Она-то и движет («мотивирует») изследование мира, данного чувствам, равно как и мира, им недоступного, - то самое, чем Набоков совершенно сознательно занимался всю жизнь. Это внутреннее движение, этот «мотив», нельзя вычитать в опубликованных Набоковым словах. Только однажды, когда того требовали необычайные лично-художественные обстоятельства, он приподнял забрало: говорю о напряженном лирическом пассаже в самом (относительно, конечно) откровенном его сочинении, - в тщательно построенных воспоминаниях, где требовалась искренняя нота частного признания. Так же точно, как в начале книги он вспоминает слова матери сберегать заветные подробности, так теперь в последней ее главе Набоков обращается ко второму лицу, к другому, к другу, к «тебе» - возлюбленной мемуариста, которой эта книга (как, впрочем, и другие его книги) обязана многим, - о чем и восклицает его знаменитое краткое посвящение, повсеместное и красноречивое.

Повествователь первого лица возвращается домой из родильного приюта около пяти часов утра, второе лицо его повествования вот-вот произведет на свет третье, и это событие должно завершить, замкнуть окружное строение книги и придать ее вселенной «правильный ритм». Я уже приводил это место в главе об ужасе и благости, но позволю себе повторить его здесь полнее, так как оно исключительно важное и, кажется, единственное в этом роде у Набокова:

В чистоте и пустоте незнакомого часа, тени лежали с непривычной стороны, получалась полная перестановка, не лишенная некоторого изящества, вроде того, как отражается в зеркале у парикмахера отрезок панели с безпечными прохожими, уходящими в отвлеченный мир, - который вдруг перестает быть забавным и обдает душу волною ужаса. Когда я думаю о моей любви к кому-либо, у меня привычка проводить радиусы от этой любви, от нежного ядра личного чувства к чудовищно ускользающим точкам вселенной. Что-то заставляет меня как можно сознательнее примеривать личную любовь к безличным и неизмеримым величинам, - к пустотам между звезд, к туманностям (самая отдаленность коих уже есть род безумия), к ужасным западням вечности, ко всей этой беспомощности, холоду, головокружению, крутизнам времени и пространства, непонятным образом переходящим одно в другое. <…> Когда этот замедленный и беззвучный взрыв любви происходит во мне, разворачивая свои тающие края и обволакивая меня сознанием чего-то значительно более настоящего, нетленного и мощного, чем весь набор вещества и энергии в любом космосе, тогда я мысленно должен себя ущипнуть, не спит ли мой разум. Я должен проделать молниеносный инвентарь мира, сделать всё пространство и время соучастниками в моем смертном чувстве любви, дабы, как боль, смертность унять и помочь себе в борьбе с глупостью и ужасом этого унизительного положения, в котором я, человек, мог развить в себе безконечность чувства и мысли при конечности существования.

Лучи сердечной человеческой любви, устремляющиеся к немыслимо удаленному центру по сходящимся, хоть и параллельным курсам, напоминают о геометрической аналогии, кажется, аввы Дорофея, который изображает человечество внутри круга, с Всевышним своим Создателем в центре. Люди, по мере приближения своего к центру по сходящимся радиусам, становятся тем самым ближе друг к другу (и напротив, расходятся все далее по мере удаления своего от центра). Едва ли Набоков знал этот чертеж; впрочем, любопытно, что и в английском оригинале, и в русском переводе он пользуется именно латинским «радиусы», а не обычным английским или русским словом луч, т. е. здесь у него начертательный образ. Но образ этот у него в 1940-е годы уже вывернут: в центре у него помещается «нежное ядро личного чувства», из коего лучи мчатся к «безличным величинам» и «туманностям». Действительно, в то время у него в запредельной точке схождения лучей была туманность, возможно и безличная: «что-то заставляет меня…». И однако в каком-то общем смысле этот его образ не чужд Дорофеевому, пусть и с переменой направления и приложения (весьма частного, а не вселенского): эти центростремительные лучи, проводящие тепло любящего человеческого сердца на невообразимые разстояния, имеют вышеестественный источник и внеземной пункт назначения.

Набоковское жизнеописание рождено и воспитано его любовью к двум сокровенно-тесным семейным кругам: один имеет своим центром «Выру», усадьбу, где прошло детство, другой «В?ру», жену, с которой он прожил пятьдесят два года, и на этих двух осях они вращаются в книге. В первом кругу, в начале воспоминаний, Набоков выводит себя недавно родившимся «третьим лицом», ведомым родителями за руки с обеих сторон по еловой просади к усадьбе. Во втором - «я» и «ты» держат своего шестилетнего сына за руки и ведут его в сторону заката, и на том книга закрывается.

Все вышеназванные главные составляющие изобразительного, испытательно-психологического и созерцательного планов искусства Набокова доведены в «Других берегах» до предельной своей напряженности и вместе изощренности в том, что касается координации тем и мастерского соположения частей. Их умышленное соотношение характерно для всей системы Набокова. Что в ней всего заметнее, что бросается в глаза, даже не вооруженные опытом? Избыточность восхитительно свежих подробностей тварного мира, мира общего для повествователя и читателя, - подробностей, пропитанных особым гнилоупорным составом (литературного производства, понятно). Гораздо менее заметно полупогруженное в воду психологическое описание человеческих эмоций и отношений. Наконец, неопытным глазом не разглядеть пунктирной касательной темы тайны смерти и загробного мира. Даже на наикратачайшем пространстве приведенного отрывка можно видеть все эти три составляющие в последовательной цепи их точно разсчитанного возгорания: вот знакомая улица делается вдруг странно-неузнаваемой в раннем утреннем свете, вот эта вступительная странность усиливается затейливым сравнением с образом внешнего мира в зеркале брадобрея (можно не сомневаться, что в эту самую минуту повествователь проходит мимо парикмахерского заведения), а вот следует восторженная песнь смертной любви, т. е. любви ограниченной в своей длительности, но по безошибочно-острому ощущению направленной в сторону безконечности и заряженной на веки веков, для «непознаваемого и неведомого» безсмертия.

Этот принцип постепенного восхождения от «внешнего» к «внутреннему» и далее к «иному» особенно легко видеть в «Защите Лужина», где тщательно возпроизведены переливчатые грани вещественного мира, где звучит трагическая тема разрушительной силы страсти, поглощающей человека, и целительной силы безкорыстного сострадания, где, наконец, тайно нависает над всем простором действия призрачный сюжет титанической и в то же время замедленно-тихой борьбы двух духов, незримо, но изобретательно перетягивающих лужинскую душу каждый в свою сторону. И эти три плоскости пересекают друг друга с почти непостижимой, почти астрономической точностью и сложностью. Вот отчего этот роман принадлежит к чрезвычайно малому числу действительно трехмерных произведений словесности.

На малой площади начальных страниц Набоков будит и изостряет все чувства читающего, одно за другим, более всего полагаясь на нашу способность узнавать в образе вещи старого знакомца, на которого, однако, прежде не обращалось внимания, во всяком случае такого пристального, с каким этот образ здесь схвачен и описан. Двойное это требование к образу и его описанию (чтобы у читателя было ощущение старого и личного, но обойденного вниманием знакомства) почти всегда определяет выбор детали у Набокова. Запахи сирени, сенокоса, сухих листьев (начальный и сквозной свирест звучит в каждом из этих четырех слов), к которым сводится дачное лето для мальчика; сладко-чернильный вкус лакричных палочек под языком; плетеное сидение кресла, принимающее с «разсыпчатым потрескиванием» (воспоминательный слух) тучную француженку; осязательное зрение комара, который, «присосавшись к его ободранному колену, поднимал в блаженстве рубиновое брюшко»; шерсть плаща, щиплющая шею, - все эти образчики взяты на пробу из первых двух страниц книги (кроме последнего, взятого из пятой), и все пять чувств здесь с неимоверным искусством и разделены, и перевиты, и каждый оттенок восприятия ярок и правдив в своей единственной красе, - а в то же самое время каждый помещен на своем месте как некий межевой знак, потому что он будет отыскан и вспомнится (т. е. должен быть воспомнен и разыскан, если читатель достоин книги) потом, когда Лужин будет припоминать свои детские годы.

Все лучшие книги Набокова написаны в согласии с этой системой. Можно даже сказать, что самое его побуждение сочинять происходило отчасти из желания разрядить, выразить свою любовь на трех этих уровнях. Это, разумеется, справедливо для всякого так называемого творческого усилия, но Набоков изобрел свою систему, в которой точное описание воспринимаемой данности не просто ведет к высшим и более сложным фазам художественного изследования, но и является необходимым и непременно предварительным условием возможного в дальнейшем метафизического эксперимента. Согласно этой системе человек ненаблюдательный или равнодушный не может мыслить оригинально и сильно, и, например, профессор Болотов и даже профессор Пнин (несмотря на странные, грезоподобные интуиции последнего) гораздо дальше от крайних урочищ неведомого мира, чем профессор Круг или, скажем, поэты Кончеев и Шейд. Я полагаю, что столь неприятное для советских почитателей Набокова - и столь раздражительное для нелюбителей - его презрение к Достоевскому и отрицание оригинальности его мысли, не говоря уже об искусстве, проистекало из того неоспоримого обстоятельства, что Достоевский не умел и оттого, может быть, не желал замечать внешнего мира в его особенности и пренебрегал такими основными его данностями, обыкновенно с любовью выискиваемыми и изображаемыми и большими, и слабыми художниками, как пейзаж, погода, времена года, растительный ландшафт, хроматическое разнообразие мира, особенности наружности земли и человека. Набоков специально наделяет этим изъяном иных из своих пишущих персонажей, например Ивана Лужина или Ширина (из «Дара»), причем порок этот подается как калечащий прозаика неисправимо.

В своих Корнельских лекциях он делает в сущности верное допущение, что Достоевский чуть ли не с самого начала угодил в чуждый себе литературный жанр, ибо его плотно набитые диалогом книги не суть романы в строгом смысле слова, по которому искусство прозы есть собственно и прежде всего искусство изобразительное, но скорее страшно растянутые (по драматическим правилам) трагедии, причем попирается, - где безотчетно, где нарочно, - большинство драматических условностей. {145} На взгляд Набокова, романы Достоевского, если их представить в виде опытов драматического изучения обостренных или ущемленных состояний страждущей человеческой души, сами в художественном отношении страдают тяжелым увечьем, потому что все они - непроработанное сырье, художественно неприготовлены, некультивированы. Набоков твердо верил в то, что в художественной литературе психологический эксперимент не приводит к успеху, если нет того любовного внимания, каким человеческое восприятие обязано миру, чувствам доступному. Другими словами, невозможно изучать извращение в глубинах души человека, сокровенных от взора, если не можешь увидеть и изучить (т. е. полюбить) совершенства вокруг себя самого, в мире откровенном и взору, и прочим чувствам, потому что в наказание объявятся грубые ошибки и несуразности того как раз рода, из которого так раздраженно и наспех набирает совсем не лучшие примеры Набоков в своих лекциях. {146} Вымышленный мир, коль скоро он так неумело и наскоро построен, распадается при первом умелом тычке знатока, которому известны его слабые места.

Брак, не увенчанный рождением ребенка, считался несчастным, обделенным Богом. Бездетность могла послужить одним из немногих поводов для расторжения брака. Пары, надежды которых на рождение своего ребенка исчерпывались, старались усыновить чужого. Ребенка ждали как чуда, и когда он рождался, семья становилась полной и счастливой.

Вспоминая о своей сестре Александре Андреевне Бекетовой-Блок и ее сыне Александре, М.А. Бекетова пишет: "Сын был ее исключительной, самой глубокой и сильной привязанностью. На нем сосредоточилась вся ее нежность, а с годами любовь эта все углублялась. Этому способствовала, во-первых, врожденная склонность сестры моей к материнству, она еще девочкой мечтала о детях, а во-вторых, исключительное положение, в которое она попала, когда ей пришлось поневоле расстаться с мужем, оберегая сына от проявлений его жестокого характера.

Александра Блок с сыном Александром

Кроме своей великой любви, Александра Андреевна вложила в сына черты своей натуры. Мать и сын были во многом сходны. Повышенная впечатлительность, нежность, страстность, крайняя нервность, склонность к мистицизму и к философскому углублению жизненных явлений,- все это черты, присущие им обоим. К общим чертам матери и сына прибавлю щедрость, искренность, склонность к беспощадному анализу и исканию правды и, наконец, ту детскую веселость, которую Александр Александрович проявлял иногда даже в последний год своей жизни, а мать его утратила годам к 35-ти, когда начались первые приступы ее сердечной болезни.

Еще более тесная связь обнаруживается между В.В. Набоковым и его матерью, Еленой Ивановной Набоковой (урожденной Рукавишниковой), влияние которой на сына было столь огромным, что определило всю его жизнь.

Моя нежная и веселая мать во всем потакала моему ненасытному зрению. Сколько ярких акварелей она писала при мне, для меня! Какое это было откровение, когда из легкой смеси красного и синего вырастал куст персидской сирени в райском цвету! Частые детские болезни особенно сближали меня с матерью. Сквозь мои смещенные логикой жара слова она узнавала все то, что сама помнила из собственной борьбы со смертью в детстве, и каким-то образом помогала моей разрывающейся вселенной вернуться к Ньютонову классическому образцу.

Е.И. Набокова (Рукавишникова) с сыном

Она верила, что единственно доступное земной душе, это ловить далеко впереди, сквозь туман и грезу жизни, проблеск чего-то настоящего. Любить всей душой, а в остальном доверяться судьбе - таково было ее простое правило. "Вот запомни",- говорила она с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу.

Мать хорошо понимала боль разбитой иллюзии. Малейшее разочарование принимало у нее размеры роковой беды. Как-то в Сочельник, месяца за три до рождения ее четвертого ребенка, она оставалась в постели из-за легкого недомогания. По английскому обычаю, гувернантка привязывала к нашим кроваткам в рождественскую ночь, пока мы спали, по чулку, набитому подарками, а будила нас по случаю праздника сама мать и, деля радость не только с детьми, но и с памятью собственного детства, наслаждалась нашими восторгами при шуршащем развертывании всяких волшебных мелочей от Пето. В этот раз, однако, она взяла с нас слово, что в девять утра непочатые чулки мы принесем разбирать в ее спальню. Мне шел седьмой год, брату шестой, и, рано проснувшись, я с ним быстро посовещался, заключил безумный союз, - и мы оба бросились к чулкам, повешенным на изножье. Руки сквозь натянутый уголками и бугорками шелк нащупали сегменты содержимого, похрустывавшего афишной бумагой. Все это мы вытащили, развязали, развернули, осмотрели при смугло-нежном свете, проникавшем сквозь складки штор, - и, снова запаковав, засунули обратно в чулки, с которыми в должный срок мы и явились к матери. Сидя у нее на освещенной постели, ничем не защищенные от ее довольных глаз, мы попытались дать требуемое публикой представление. Но мы так перемяли шелковистую розовую бумагу, так уродливо перевязали ленточки и так по-любительски изображали удивление и восторг (как сейчас вижу брата, закатывающего глаза и восклицающего с интонацией нашей француженки "Ah, que c"est beau!" ("Ах, какая красота!" (франц.))) , что, понаблюдавши нас с минуту,бедный зритель разразился рыданиями."

Матильда Кшесинская с сыном

Иногда любовь матерей к своим детям находила выражение в том, чтобы неустанно удовлетворять все их мыслимые и немыслимые прихоти, дарить дорогие безделушки и устраивать роскошные праздники. Самым ярким примером тому может служить балерина М.Ф. Кшесинская и ее сын Владимир.
“Мой сын, когда ему было лет 12, пишет М.Ф.Кшесинская в своих воспроминаниях,

Часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций. В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная.

Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтобы хватило на постройку уборной…

У Вовы в этом отношении память замечательная, и всякую мелочь установленных у него традиций он отлично помнил и не допускал никаких отступлений. Начиналось с туалета, он надевал свой военный китель, покрытый всевозможными орденами и лентою, при шашке. Кофе полагалось пить в его маленьком домике, и, хотя домик был рядом с дачей, по традиции он должен был ехать туда на своем автомобиле, которым он сам правил. Когда он приезжал в свой маленький домик, то первым делом осматривал подарки, которых он получал массу, а потом все пили кофе и снимались общей группой. В этом году из всех полученных подарков его более всего обрадовал подарок Андрея. Это был сидевший в корзинке маленький йоркширский породистый поросенок с голубым бантом на шее…»

Несмотря на то, что М.Ф. Кшесинская кажется счастливой матерью, В.Гаевский считает "ее материнскую судьбу незавидной", так как ее Владимир так и остался сыном известных родителей. С 1935 года Вова Красинский стал именоваться светлейшим князем, а в 1940-е годы получил и фамилию Романов. Он не сделал карьеры, не завел семьи, всегда и везде сопровождал мать и пережил ее только на 3 года.

Какими бы разными ни были матери, какие бы судьбы ни были им уготованы, одно неизменно: они всегда оставались для своих детей воплощением света, любви и тепла. Мамы, пока это возможно, всегда рядом со своими детьми - и в самый торжественный, и в самый трудный момент жизни. Мамы заслоняют от беды, провожают в путь, утешают, придают сил для борьбы. Первый шаг из дома в чужой, незнакомый, иногда враждебный мир - это для многих поступление в какое-нибудь учебное заведение.

Писательница А. Бруштейн вспоминает: "Вот мы пришли. Длинное трехэтажное здание с безбровыми - без наличников - окнами. Окна до половины закрашены белой краской и похожи на бельмастые глаза базарных слепцов. Мы с Зоей идем вверх по узорной, словно кружевной, чугунной лестнице. На площадке я оборачиваюсь назад - мама стоит в вестибюле вместе со всеми остальными мамами и смотрит мне вслед. У нее в руках моя шляпка с двумя ленточками сзади. Шляпка подпрыгивает, ленточки дрожат - это у мамы от волнения трясутся руки. Бедная моя мама…"

Для девочки-институтки, оторванной от дома на долгие 7-8 лет, мама - по определению писательницы Н.А. Лухмановой, была центром, кругом которого группировались и няня, и солнце, и густой парк, и мохнатый барбос, и первая книга, и звон сельской церкви - словом, весь круг впечатлений, детства, все радости и печали, которые оборвались у входа в институт.

Самое большое горе для матери - болезнь детей, угроза их жизни. В России детская смертность от болезней была очень высока. Для помощи матерям по всей России создавались детские больницы и общества по борьбе с детской смертностью. Самая первая детская больница была открыта в Петербурге в 1834 году на частные пожертвования. Вслед за ней были открыты и другие больницы, в частности, больница принца П.Ольденбургского, построенная в 1869 году.

Императрица и Цесаревич на Марсовом поле

Но даже самые образованные и заботливые матери из благородных и обеспеченных семей не всегда могли оградить детей от тяжких недугов. Дети умирали от скарлатины, туберкулезы, дифтерии и т.д. Несчастье не обошло и семью императора Николая II. Цесаревич Алексей, как и другие дети, искал у матери защиты от мучений. Для Александры, сидевшей рядом и не способной помочь, каждый стон казался ударом ножа в сердце.

Лидия Яворская с матерью

Взрослые дети - это гордость и опора матери. Дети растут, мать заботится об их здоровье, воспитании, образовании, думает об их будущем. Взрослые дети - предмет особой материнской любви и гордости. Их еще труднее уберечь от опасностей, за них еще больше болит сердце, но как счастлива бывает мать, когда все ее дети, пусть на одно мгновение, пусть только перед объективом фотоаппарата, садятся с ней, молодые, сильные, красивые. Ее, может быть, ждет горе потерь и отчаянное одиночество, но пока дети рядом - она счастлива.

Т.Н. Рыхлякова "В семье родилась девочка"

Вот и начался он, декабрь. Скоро дата, которую все ждут и боятся. Веха, которую - переживём ли? Уж точно, прежними не останемся. Знакомая мудрая пифагорейка педантично готовится; у неё появилось новое ощущение расширенного времени, когда секунды наполненны и весомы. Колет дровишки, закупает консервы и свечи (кстати, тоже надо пойти купить. И спички); планирует пристроить собачку к тем, кто помоложе и покрепче. Бодрость и деятельность - во имя спасения души.

Но даже если нервы - как канаты, закрома полны и дрова заготовлены на год, - человек зажмурившись и дрожа три дня просуществовать вряд ли сможет.

Остаётся привести мысли в порядок, отдать земные долги и - как учили стоики…

*



Вознесутся, впрочем, лишь продвинутые.

*

Наверное, будет больно. "Кипит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства..."(НГ)
Большинство говорит: чушь, зловредная выдумка.

*

Или мегаприкол:

*

Взаимопроникновение пространственных слоёв самые зрячие уже увидели:

*

Хватит ли сил вынести? Привычнее убежать, спрятаться… Всплывают сцены из «Новых Робинзонов» воронессы Людмилы фон Петрушевской. Сильно, меня всегда пронимает:

Или другая гениальная притча, «Гигиена». Я её окружающим как тест предлагала. В основном реакция брезгливая. В сети смотрела - есть разборы с т.зр. пм-эстетики и проч.: http://blog.imhonet.ru/author/vbar/post/531737/

А ведь это о любви.
Освежите в памяти :
*

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши - главный источник заражения, как всегда.

Молодого человека слушали бабушка с дедушкой, маленькая девочка и ее отец. Мать была в ванной.

Я переболел этой болезнью,- сказал молодой человек и снял шляпу, под которой был совершенно голый розовый череп, покрытый тончайшей, как пленка на закипающем молоке, кожицей.- Мне удалось спастись, я не боюсь повторного заболевания и хожу по домам, ношу хлеб и запасы, если у кого нет. У вас есть запасы? Давайте деньги, я схожу, и сумку побольше, если есть - на колесиках. В магазинах уже большие очереди, но я не боюсь заразы.
*

Спасибо,- сказал дедушка,- нам не надо.

В случае заболевания всех членов семьи оставьте двери открытыми. Я выбрал себе то, что по силам, четыре шестнадцатиэтажных дома. Тот из вас, кто спасется, может так же, как я, помогать людям, спускать трупы и так далее.

Что значит спускать трупы?- спросил дедушка.

Я разработал систему эвакуации путем сбрасывания их на улицу. Понадобятся полиэтиленовые мешки больших размеров, вот не знаю, где их взять. Промышленность выпускает двойную пленку, ее можно приспособить, но где взять деньги, все упирается в деньги. Эту пленку можно резать горячим ножом, автоматически сваривается мешок любой длины. Горячий нож и двойная пленка.

Нет, спасибо, нам не надо,- сказал дедушка.

Молодой человек пошел дальше по квартирам, как попрошайка, просить денег; как только захлопнули за ним дверь, он звонил уже у соседних дверей, и там ему открыли на цепочку, так что он вынужден был рассказывать свою версию и снимать шляпу на лестнице, в то время как его наблюдали в щель. Слышно было, что ему кратко ответили что-то и захлопнули дверь, но он все не уходил, не слышно было шагов. Потом дверь опять открылась на цепочку, кто-то еще желал послушать рассказ. Рассказ повторился. В ответ раздался голос соседа:

Если есть деньги, сбегай принеси десять поллитровок, деньги отдам.

Послышались шаги, и все утихло.

Когда он придет,- сказала бабушка,- пусть уж нам принесет хлеба и сгущенки… и яиц. Потом надо капусты и картошки.

Шарлатан,- сказал дедушка,- хотя не похож на обожженного, это что-то другое.

Наконец встрепенулся отец, взял маленькую девочку за руку и повел ее вон из прихожей - это были не его родители, а жены, и он не особенно поддерживал их во всем, что бы они ни говорили. Они тоже его не спрашивали. По его мнению, что-то действительно начиналось, не могло не начаться, он чувствовал это уже давно и ждал. Его охватила какая-то оторопь. Он взял девочку за руку и повел ее вон из прихожей, чтобы она не торчала там, когда таинственный гость постучит в следующую квартиру: надо было с ним как следует потолковать как мужик с мужиком - чем он лечился, какие были обстоятельства.

Бабушка с дедушкой, однако, остались в прихожей, потому что они слышали, что лифта никто не вызвал и, стало быть, тот человек пошел дальше по этажу; видимо, он собирал деньги и сумки сразу, чтобы не бесконечно бегать в магазин. Или ему еще никто не дал ни денег, ни сумок, иначе он уже бы давно уехал на лифте, ибо к шестому этажу должно было набраться поручений. Или же он действительно был шарлатан и собирал деньги просто так, для себя, как уже однажды в своей жизни бабушка напоролась на женщину, которая вот так, сквозь щелочку, сказала ей, что она из второго подъезда, а там умерла женщина шестидесяти девяти лет, баба Нюра, и она по списку собирает ей на похороны, кто сколько даст, и предъявила бабушке список, где стояли росписи и суммы - тридцать копеек, рубль, два рубля. Бабушка вынесла рубль, хотя тети Нюры так и не вспомнила, и немудрено, потому что пять минут спустя позвонила в дверь хорошая соседка и сказала, что это ходит не известная никому аферистка, а с ней двое мужиков, они ждали ее на втором этаже, и они только что с деньгами скрылись из подъезда, список бросили.

Бабушка с дедушкой стояли в прихожей и ждали, потом пришел отец девочки Николай и тоже стал прислушиваться, наконец вышла из ванной Елена, его жена, и громко стала спрашивать, что такое, но ее остановили.

Однако звонков больше не раздавалось на лестнице. То есть ездил лифт туда-сюда, даже выходили из него на их этаже, но потом гремели ключами и хлопали дверьми. Но все это был не тот человек в шляпе. Он бы позвонил, а не открывал бы дверь своим ключом.

Николай включил телевизор, поужинали, причем Николай очень много ел, в том числе и хлеб, и дедушка не удержался и сделал ему замечание, что ужин отдай врагу, а Елена заступилась за мужа, а девочка сказала: «Что вы орете»,- и жизнь потекла своим чередом.

Ночью внизу, судя по звуку, разбили очень большое стекло.

Витрина булочной,- сказал дедушка, выйдя на балкон.- Бегите, Коля, запасайтесь.

Стали собирать Николая, пока собирали, подъехала милицейская машина, кого-то взяли, поставили милиционера, отъехали. Николай пошел с рюкзаком и ножом, их там внизу оказалась целая группа людей, милиционера окружили, подмяли, через витрину стали впрыгивать и выпрыгивать люди, кто-то подрался с женщиной, отобрал у нее чемодан с хлебом, ей зажали рот и утащили в булочную. Народу внизу прибывало. Наконец пришел Николай с очень богатым рюкзаком - тридцать килограммов сушек и десять буханок хлеба.
*

Николай снял с себя все и кинул в мусоропровод, сам в прихожей протерся с головы до ног одеколоном, все ватки выкинул в пакете за окно. Дедушка, который был доволен всем происходящим, заметил только, что придется дорожить одеколоном и всеми медикаментами. Заснули. Утром Николай за завтраком один съел полкило сушек за чаем и шутил по этому поводу: «Завтрак съешь сам». Дедушка был со вставными зубами и тосковал, размачивая сушки в чае. Бабушка замкнулась в себе, а Елена все уговаривала девочку есть побольше сушек. Бабушка наконец не выдержала и сказала, что надо установить норму, не каждую же ночь грабить, вон и булочную заколотили, все вывезли. Подсчитали запасы, поделили все на пайки. Елена в обед отдала свой паек девочке, Николай был как черная туча и после обеда один съел буханку черного хлеба. Продовольствия должно было хватить на неделю, а потом наступала крышка. Николай и Елена позвонили на работу, но ни на работе Николая, ни у Елены никто не брал трубку. Звонили знакомым, все сидели но домам. Все ожидали. Телевизор перестал работать, там свистела частотна. На следующий день телефон не соединял. Внизу, на улице ходили прохожие с рюкзаками и сумками, кто-то волок спиленное дерево небольшого размера. Возник вопрос, как быть с кошкой - зверек второй день ничего не получал и ужасно мяукал на балконе.

Надо впустить и кормить,- сказал дедушка.- Кошка - ценное свежее витаминное мясо.

Николай впустил кошку, ее покормили супом, не особенно много, чтобы не перекормить после голодовки. Девочка не отходила от кошки, те два дня, когда кошка мяукала на балконе, девочка все рвалась к ней, а теперь ее кормила в свое удовольствие, даже мать вспылила: «Отдаешь ей то, что я отрываю от себя для тебя».
*

Кошку, таким образом, покормили, но продовольствия оставалось на пять дней. Все ждали, что что-нибудь будет, кто-нибудь объявит мобилизацию, но на третью ночь заревели моторы на улицах, и город покинула армия.

Выйдут за пределы, оцепят карантин,- сказал дедушка.- Ни в город, ни из города. Самое страшное, что все оказалось правдой. Придется идти в город за продуктами.

Одеколон дадите - пойду,- сказал Николай.- Мой почти весь.

Все будет ваше,- сказал дедушка многозначительно, но и уклончиво. Он сильно похудел.- Счастье еще, что работают водопровод и канализация.

Тьфу тебе, сглазишь,- сказала бабушка.

Николай ушел ночью в гастроном, он взял с собой рюкзак и сумки, а также нож и фонарик. Он вернулся, когда было еще темно, разделся на лестнице, бросил в мусоропровод одежду и голый обтерся одеколоном. Вытерев подошву, он ступил в квартиру, затем вытер другую подошву, ватки бросил в бумажке вниз. Рюкзак он поставил кипятиться в баке, сумки тоже. Добыл он не много: мыло, спички, соль, полуфабрикаты ячменной каши, кисель и ячменный кофе. Дедушка был очень рад, он пришел в полный восторг. Нож Николай обжигал на газовом пламени.

Кровь - самая большая инфекция,- заметил дедушка, ложась под утро спать.

Продовольствия, как посчитали, должно было теперь хватить на десять дней, если питаться киселем, кашами и всего есть понемножку.

Николай стал каждую ночь ходить на промысел, и возник вопрос с одеждой. Николай стал ее складывать еще на лестнице в полиэтиленовый мешок, нож все время прокаливал. Но ел по-прежнему много, правда, теперь уже без замечаний со стороны дедушки.

Кошка худела день ото дня, шкурка ее обтянула, обеды, ужины и завтраки проходили в мучениях, так как девочка все время старалась что-нибудь бросить на пол кошке. Елена начала просто бить по рукам. Все кричали. Кошку выводили, она бросалась об дверь.

Однажды это вылилось в страшнейшую сцену. Девочка пришла с кошкой на руках на кухню, где находились дедушка и бабушка. Рот у кошки и у девочки был измазан чем-то.

Вот,- сказала девочка и поцеловала, наверное, не в первый раз, кошку в поганую морду.

Что такое?- воскликнула бабушка.

Она поймала мышку,- ответила девочка.- Она ее съела.- И девочка снова поцеловала кошку в рот.

Какую мышку?- спросил дедушка, они с бабушкой оцепенели.

Такую серую мышку.

Вздутую? Толстую?

Да, толстую, большую.- Кошка на руках у девочки начала вырываться.

Держи крепче!- сказал дедушка.- Иди в свою комнату, детка, иди. Иди с кошечкой. Ах ты, гадина, ах, сволочь. Доигралась с кошкой, дрянь такая. А? Доигралась?

Не ори,- сказала девочка и быстро убежала к себе.

Следом за ней пошел дед и побрызгал все ее следы одеколоном из пульверизатора. Потом он запер дверь в детскую на стул, потом позвал Николая, тот спал после бессонной ночи, с ним спала и Елена. Они проснулись. Все было обсуждено. Елена начала плакать и рвать на себе волосы. Из комнаты девочки доносился стук.

Пустите, откройте, мне в туалет,- со слезами кричала девочка.

Слушай меня,- кричал Николай,- не ори!

Пусти, пусти! Сам не ори! Пустите! Николай и остальные ушли в кухню. Елену пришлось держать запертой в ванне. Она тоже стучала в дверь.

К вечеру девочка угомонилась. Николай спросил, ходила ли она в туалет. Девочка с трудом отвечала, что да, сходила в трусы, и попросила пить.

В комнате девочки находилась детская кровать, раскладушка, шифоньер с вещами всей семьи, запертый на ключ, ковер и полки с книгами. Уютная детская комната, которая теперь волей случая превратилась в карантин. Николай прорубил в двери что-то вроде оконца и велел девочке принять на первый случай бутылку на веревке, где был суп с хлебными крошками, все вместе. В эту бутылку девочке велено было мочиться и выливать в окно. Но окно было заперто на верхний шпингалет, девочка так до него и не дотянулась, да и с бутылкой было придумано плохо. Вопрос с экскрементами должен был решиться просто - выдирался лист или два из книги, на него испражнялись и выбрасывали в окно. Николай сделал из проволоки рогатку и пробил, выстрелив три раза, довольно большую дыру в окне.

Девочка, правда, показала все плоды своего воспитания и испражнялась неряшливо, не на бумагу, не успевала сама следить за своими желаниями. Ее по двадцать раз на дню спрашивала Елена, не хочет ли она ка-ка, она отвечала, что не хочет, и в результате оказывалась измаранной. Кроме того, трудно было с питанием. Бутылок и веревок было ограниченное количество, веревка каждый раз отрезалась, и девять бутылок валялось в комнате к тому моменту, когда девочка перестала подходить к двери, вставать и отвечать на вопросы. Кошка, видимо, не вставала с тела девочки, она, правда, не появлялась в поле зрения давно, с тех пор как Николай стал охотиться на нее с рогаткой, поскольку девочка скармливала кошке почти половину того, что сама получала в бутылке, все это выливалось ей на пол. Девочка не отвечала на вопросы, кроватка ее стояла у стены и не попадала в поле зрения.
*

Трое предшествующих суток, борьба за устройство жизни девочки, все эти нововведения, попытки как-то научить девочку подтираться (до сих пор это делала за нее Елена), передача воды, чтобы она как-то умылась, все эти уговоры, чтобы девочка подошла под дверной глазок за бутылкой (один раз Николай хотел помыть девочку, вылив на нее бидон горячей воды вместо подачи корма, и тогда она стала бояться подходить к двери),- все это настолько буквально стерло в порошок обитателей квартиры, что, когда девочка перестала отзываться, все легли и заснули очень надолго.

Но потом все завершилось очень скоро. Проснувшись, бабушка с дедушкой в своей постели обнаружили кошку со все той же окровавленной мордой - видимо, кошка ела девочку, но вылезла через отдушину - попить, что ли. Ай, ой, закричали, застонали бабушка с дедушкой, на что в ответ возник в дверях Николай и, выслушав все плачи, просто захлопнул дверь и завозился с той стороны, запирая дверь на стул. Дверь не только не стала открываться, но и отдушины Николай не сделал, отложили это. Елена кричала и хотела снять стул, но Николай запер ее в ванной - снова.

А Николай лег на кровать и начал вздуваться, вздуваться, вздуваться. Прошлой ночью он убил женщину с рюкзаком, а она, видимо, была уже больна, так что не помогла дезинфекция ножа над газом - кроме того, Николай тут же, на улице, над рюкзаком, поел концентрата ячменной каши, хотел попробовать и, на тебе, все съел.

Николай все смекнул, но поздно, когда уже стал вздуваться. Вся квартира грохотала от стуков, мяукала кошка, в верхней квартире тоже дело дошло до стука, а Николай все тужился, пока наконец кровь не пошла из глаз, и он умер, ни о чем не думая, только все тужась и желая освободиться.

И дверь на лестницу никто не открыл, а напрасно, потому что, неся хлеб, шел по квартирам тот молодой человек, а в квартире Р. все стуки уже утихли, только Елена немного скреблась, исходя кровью из глаз, ничего не видя, да и что было видеть в абсолютно темной ванной, лежа на полу.

Почему молодой человек пришел так поздно? Да потому, что у него очень много было на участке квартир, четыре громадных дома. И второй раз молодой человек пришел в этот подъезд только вечером на исходе шестого дня, через три дня после того, как затихла девочка, через сутки после исхода Николая, через двенадцать часов после исхода Елениных родителей и через пять минут после Елены.

Однако кошка все мяукала, как в том знаменитом рассказе, где муж убил жену и заложил ее кирпичной стеной, а следствие пришло и по мяуканью в стене разобралось, в чем дело, поскольку вместе с трупом в стене был замурован любимый кот хозяйки и жил там, питаясь ее мясом. Кот мяукал, и молодой человек, услышав единственный живой голос в целом подъезде, где уже утихли, кстати, все стуки и крики, решил бороться хотя бы за одну жизнь, принес железный ломик, он валялся во дворе весь в крови,- и взломал дверь. Что же он увидел? Черная знакомая гора в ванной, черная гора в проходной комнате, две черные горы за дверью, запертой на стул, оттуда и выскользнула кошка. Кошка ловко прыгнула в отдушину, грубо выбитую еще в одной двери, и там послышался человеческий голос. Молодой человек снял и этот стул и вошел в комнату, усеянную стеклом, сором, экскрементами, вырванными из книг страницами, безголовыми мышами, бутылками и веревками. На кровати лежала девочка с лысым черепом ярко-красного цвета, точно таким же, как у молодого человека, только краснее. Девочка смотрела на молодого человека, а на подушке ее сидела кошка и тоже пристально смотрела.



А название поста - чуть перефразированный Набоков.

"Любить всей душой, а в остальном доверяться судьбе — таково было её простое правило" - писал В.В. Набоков о своей матери в автобиографическом романе "Другие берега".
ДРУГИЕ!
БЕРЕГА
.

«ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА СПАСЁТСЯ»(Матфея,24)

Единственное, что имеет значение в конце нашего пребывания на земле, - это то, как сильно мы любили, каким было качество нашей любви.
- Ричард Бах.

Не смешивай любовь с жаждой завладеть. - Антуан де Сент-Экзюпери

Ничто так не вдохновляет творческую натуру, не будит в ней радость жизни и жажду созидания, как любовь .
- Олег Рой. "Ловушка для вершителя судьбы"

Душевный огонь не видно. Но как от него тепло...
- Аневито Кем

Любить кого-то означает желать в первую очередь счастья ему, а потом себе.
- Эльчин Сафарли

Любовь - это когда счастье другого есть необходимое условие вашего счастья
- Роберт Хайнлайн

Любовь - это когда весь мир не способен заменить любимого человека, а он заменяет целый мир.

Когда в сердце живет любовь - молодеет и преображается тело, исчезают болезни, приходят удача и везение.
- Владимир Лермонтов

Любовь - единственная вещь в мире, которая становится больше, если её разделить с кем-то.
- Мать Тереза

Самое важное лекарство - это нежная любовь и забота. - Мать Тереза

Любовь соединяет так прочно, что даже смерть тела не может эту связь разрушить! Всё, что мы искренне любим , - надёжно сохраняется в памяти души!
- Лао-Цзы

Если однажды меня не окажется рядом с тобой, запомни: ты храбрее, чем подозреваешь, сильнее, чем кажешься, и умнее, чем ты думаешь. И еще кое-что – я всегда буду с тобой, даже если меня не будет рядом.
- Алан Милн

Величайшее в жизни счастье – это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.
- Виктор Гюго

Не красота вызывает любовь , а любовь заставляет нас видеть красоту.
- Л. Н. Толстой

У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье…
- Лев Николаевич Толстой

Любящий человек - творец, и всё, что он делает в этом состоянии, делает мир радостным и счастливым.
- Анатолий Некрасов

Это не Любовь, если не является любовью ко всем.
- Шри Чинмой

Человек становится зрелым в тот момент, когда он начинает любить, не требуя взамен Любви...
- Ошо

Единственное, что имеет значение в конце нашего пребывания на земле, - это то, как сильно мы любили , каким было качество нашей любви.
- Ричард Бах.

"Мысль любви и желания защитить, сильно направленная к любимому объекту, создаёт форму, направляющуюся к этому человеку, которая остаётся в его ауре как предохранительный щит; она будет искать любую возможность для службы и защиты; мы можем создать и поддерживать настоящего ангела-хранителя около тех, кого мы любим!"

"Материализованный мыслеобраз, полный любви, сознательно направленный любимому человеку, прикрепляется к его ауре и охраняет его, т.к. заряжен самой сильной и чистой энергией, которая имеет свойство усиливать в ауре человека все благотворные токи и ослаблять вредоносные. Такой мыслеобраз может защитить человека от направленной на него злой мысли."

"Любите мать, пока она смеётся и теплотой горят её глаза. И голос её в душу вашу льётся, святой водою, чистой, как слеза. Любите мать-она одна на свете, кто любит вас и беспрестанно ждёт. Она всегда с улыбкой доброй встретит, она одна простит вас и поймёт."

Пчеле, чтобы жить по своему закону, надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно, как если бы птица стала плавать, а рыба - летать.
- Л.Н. Толстой "Путь жизни"

Если у тебя нету Любви в сердце, значит у тебя нету Бога. Если у тебя нету Бога - значит у тебя нету совсем ничего.
- Катерина Мерщий

Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не означает, что он не любит тебя всем сердцем
- Габриэль Гарсиа Маркес

Ничто так не вдохновляет творческую натуру, не будит в ней радость жизни и жажду созидания, как любовь.
- Олег Рой, "Ловушка для вершителя судьбы".

Скоро вся Земля будет храмом, и в этой энергетике будут выживать только те, кто научился любить .
- С.Н.Лазарев

Ключ от дверей перехода прост: любовь. Любовь есть Ключ, есть Код, истинная Любовь есть пропуск!

Если бы только люди могли любить так, как любят кошки, то мир стал бы раем.

У настоящей любви нет счастливого конца. Настоящая любовь вообще не заканчивается .

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.
- Коко Шанель

Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой...
- Габриэль Маркес

Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.
- Бернард Шоу

Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым.
- М. Унамуно

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
- А. Шопенгауэр

Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает внаем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз навсегда продает его в рабство.
- Ф. Энгельс

Женщина, которая никогда не испытывала жалости к любимому, по-видимому, не знала любви.
- А. Ленорман

Когда нет того, кого любишь, приходится любить то, что есть.
- Пьер Корнель


- Мать Тереза

Любовь - это, когда желаешь всё самое лучшее людям, которых любишь, когда ставишь их интересы и благополучие выше собственных, всегда.
- Анджелина Джоли

Каждый час, посвященный ненависти, - вечность, отнятая у любви .
- Л. Берне

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
- (Библия, 1Кор.13:4-7)

Кто не знал любви , тот все равно что не жил.
- Мольер

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.
- Толстой Л. Н.

На что мы тратим жизнь?
На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу - вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь...
А надо б на любовь...

Любовь -это свобода быть самим собой рядом с человеком, который принимает тебя таким какой ты есть, и которому от тебя ничего не нужно кроме тебя самого.

Если кто-то любит тебя не так, как тебе хочется, это не значит, что он не любит тебя всей душой.
- Габриэль Гарсия Маркес

"Нам всегда кажется что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят."
- Л. Толстой

Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира.
- Альберт Эйнштейн

Любовь начинается там, где ничего не ждут взамен.
- Антуан де Сент-Экзюпери

Мир настолько сгнил, что даже влюбиться в кого-то - это самый большой риск, который мы можем себе позволить. Нас сжимает изнутри от вероятности, что это окажется не взаимно или агрессивно воспринято. Люди разучились любить, миром правят потребительские отношения.
- Бернард Шоу


Обидеть – проще, чем простить.

- Омар Хайям

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
- Лев Толстой

Любовь – это самое важное, что мы можем дать себе и окружающему миру. Наша Любовь одухотворяет нас, наполняет нашу жизнь радостью и счастьем, и, изменяя нас к лучшему, поднимает на более высокий уровень восприятия себя и своей реальности жизни. Физические объекты материального мира – это результат нашего восприятия. Мы формируем из энергии структуры, которые затем распознаем, как объекты и используем в жизнедеятельности. Чем больше в нас Любви, тем гармоничнее наше восприятие, и тем совершеннее будет окружающий нас мир.
- Максим Фролов

Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости.
- Хелен Роуленд

Наша жизнь – лишь совокупность множества маленьких жизней, каждая длиной в один день. И каждый день нужно прожить в любви и красоте, любуясь цветами и птицами, наслаждаясь мигом.
- Николас Спаркс

Цените тех людей, которые
способны увидеть в вас три вещи:
ПЕЧАЛЬ, скрывающуюся за улыбкой...
ЛЮБОВЬ, скрывающуюся за гневом...
и ПРИЧИНУ вашего молчания.....

Влюбляются не в лица, не в фигуры - они всего лишь маски, миражи. Влюбляются надолго лишь в натуры, влюбляются в мелодии души.

Влюбляешься ведь только в чужое, родное - любишь.
- Марина Цветаева

Когда внутри тебя что-то расцветает, тысячи цветков лотоса распускаются в тебе… тогда ты любишь, ты сможешь пройти через все трудности жизни. Ты сможешь преодолеть всевозможные страдания и превратности жизни, а твоя Любовь будет расцветать все больше и больше, ибо все эти ситуации станут уроками жизни. Преодолевая их, твоя Любовь будет становиться все сильнее. Любовь – это вечность. Если она есть, то будет постоянно усиливаться. У Любви есть начало, но нет конца.
- Ошо

"Чтобы Любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую Любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять".
- Старец Паисий Святогорец

Только любовь делает человека самим собой.

Горе тому, кто любил только тела, формы, видимость! Смерть отнимет у него все. Учитесь любить Души, и вы найдете их вновь.
- Виктор Гюго

Крайне важно научиться гармоничному общению с живой природой. Для того, чтобы научиться любить Творца, - надо предварительно освоить любовь к Его Творению со всеми его тварями. А это невозможно сделать ни в комнатах, ни в музеях или лабораториях, ни в храмах. Зато в гармоничных природных ландшафтах с обилием различных проявлений жизни - при правильном (любящем, заботливом) к ним отношении - этого достичь просто и легко.
- Владимир Антонов. Экопсихология

Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире.
- Мать Тереза

Любовь - это основа для того, чтобы кто-то рядом с тобой развивался. И для того, чтобы твой разум развивался, надо брать все, что связано с любовью в свое сердце, и все что не имеет любви - убирать из своей жизни.

Любовь - это Свобода быть самим собой рядом с человеком который принимает тебя таким какой ты есть и которому от тебя ничего не нужно кроме тебя самого.

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.
- Лев Николаевич Толстой

Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего - у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям… Пусть ни один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее. Станьте живым выражением доброты Бога. Пусть люди видят доброту, светящуюся в вашем лице, в ваших глазах и в вашем дружеском приветствии.
- Мать Тереза

Какое это огромное счастье - любить и быть любимым.
- А.П.Чехов

Любовь - это выход за пределы своего "я" и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке.
- Перси Шелли

Хорош не тот, кто ищет в людях слабость. Да и не тот, кто ищет красоту. Хорош лишь тот, кто дарит людям радость, собою излучая простоту.

Люби, и пусть любовь будет для тебя так же естественна, как и дыхание. Ничего не требуй. Ничего не ожидай. Если что-то приходит к тебе, будь благодарен. Если ничего не приходит, значит, этому и не нужно приходить.
- Мать Тереза

Любовь - это единственное, что делает человека - сильнее, женщину - красивее, мужчину - добрее, душу - легче, а жизнь - прекрасней!
- Фридрих Ницше


- Марк Леви

Во Вселенной нет большей силы, чем сила любви . Это чувство - высочайшая из частот, которую вы способны излучать, Если вы окутаете каждую мысль любовью, если вы будете любить все и всех, ваша жизнь полностью изменится.
- Ронда Берн

Любовь исцеляет – и тех, кто её получает, и тех, кто её проявляет.
- Карл Меннингер

Никогда не злись на маму, не говори слова, что могут расстроить её или разбить её любящее сердце. У тебя она только одна, сделай её счастливой, как она хотела этого для тебя.
- Мать Тереза

Если у тебя есть любовь , то тебе больше ничего не нужно. Если у тебя нет любви, то не имеет значения, что у тебя еще есть.
- Сэр Дж. М. Бэрри

Любовь - орудие познания, она сближает людей, открывает перед одним человеком душу другого, дает возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил.
- П. Д. Успенский

Симпатия - это когда нравится внешность, влюблённость - когда нравится внешность и характер, а любовь - это когда нравятся даже недостатки.
- Антуан де Сент-Экзюпери

Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба.
- Дейл Карнеги

Что ты ищешь? Счастья, любви , спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.
- Далай Лама

Человек может смириться с мыслью о собственной смерти, но не с отсутствием тех, кого любит.
- Марк Леви

Во Вселенной нет большей силы, чем сила любви. Это чувство - высочайшая из частот, которую вы способны излучать, Если вы окутаете каждую мысль любовью, если вы будете любить все и всех, ваша жизнь полностью изменится.
- Ронда Берн

Ничто не красит человека так, как Любовь и Радость внутри него.

Как только кто-то оказался в твоем Сердце, то уже не важно, как часто ты с ним видишься – вы всегда и всюду вместе. И не важно, на одной ли вы с ним планете, или этого человека уже на этой планете нет. Что Любовь связала – до тех пор, пока она длится – то уже ничто не разобщит. Есть лишь видимость разделения, и Сердце всегда будет беречь, словно сокровище, эту связь.
- Ричард Бах

Любят не за достоинства, а вопреки недостаткам.
- Уильям Фолкнер

Люди разучились любить, миром правят потребительские отношения.
- Бернард Шоу

Разрушить всегда легче, чем построить.
Обидеть - проще, чем простить.
И врать всегда удобней, чем поверить.
А оттолкнуть намного проще, чем любить.
- Омар Хаям

Мир настолько сгнил, что даже влюбиться в кого-то - это самый большой риск, который мы можем себе позволить.
- Бернард Шоу

Человек рожден для великой Радости, для беспрестанного творчества, для широкой, свободной, ничем не стесненной Любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к милой, прекрасной земле, особенно к земле с ее блаженным материнством, с ее утрами и ночами, с ее прекрасными ежедневными чудесами.
- А.И. Куприн.

Есть женщины, которые годятся только в любовницы и больше ни во что.
- Ф. М. Достоевский, "Идиот"

Видите ли, чтобы вскружить женщине голову, мужчине совсем необязательно быть писаным красавцем.
- Мэрилин Монро.

Скромность по отношению к душе есть то же самое, что стыдливость по отношению к телу.
- Ф. Бэкон

Природа сказала женщине: "будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно".
- П. Бомарше

Может быть, тебе и не хочется слышать критику, но чаще всего нас критикуют те, кто нас действительно любит, кому мы небезразличны.
- Рэнди Пауш, «Последняя лекция»

Есть женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого сами никогда и никого не любят.
- И. А. Бунин

Любовью очищайте свой путь. Сумейте устоять против раздражения.
- Рерих Н.К.

Решиться обзавестись ребёнком - дело нешуточное. Это значит решиться на то, чтобы отныне и навсегда твоё сердце разгуливало вне твоего тела.
- Элизабет Стоун

Мы уже не те люди, которыми были в прошлом году, не те и те, кого мы любим. Но это прекрасно, если мы, меняясь, продолжаем любить тех, кто тоже изменился.
- Уильям Сомерсет Моэм

Будьте сами собой, научитесь быть одни - и всё. И помните: человек, который умеет быть один, никогда не страдает от одиночества.
- Ошо, "Любовь. Свобода. Одиночество"

Любовь – это полное слияние умов, мыслей, душ, интересов, а не одних только тел. Любовь – громадное, великое чувство, могучее, как мир, а вовсе не валянье в постели.
- Александр Иванович Куприн, «Яма»

Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.
- Конфуций

Нет счастья выше, чем чувствовать, что тебя любят, что твое присутствие доставляет радость.
- Шарлотта Бронте, "Джейн Эйр"

После дождя всегда приходит радуга, после слёз - счастье.
- Мать Тереза

Жить в одиночестве куда лучше, чем жить среди невыполненных обещаний и поддельной любви .
- Бернард Шоу

Любовь не избирательна! Избирательно желание. В любви нет чужих. Видеть себя во всех, и всех - в себе, - Лишь это и есть любовь...
- Шри Нисаргадатта Махарадж

Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу.
- Уильям Шекспир

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью .
- Джон Уолкот

Высказывания о любви

Цитаты известных людей о смысле жизни

Похожие публикации