Людмила Викторовна Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

расположен к дороге);
  • закрепить умение строить здание разного назначения;
  • способствовать формированию умения анализировать свою постройку;
  • закрепить знания о строительных профессиях;
  • способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы.
  • Материал: картинки различных зданий по числу детей, строительные наборы, макеты деревьев, игрушки, иллюстрации по теме, песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”.

    Ход занятия

    1. Слово воспитателя. Педагог предлагает прослушать сказку.

    – Дети, я хочу вам рассказать сказку про кирпичного волшебника.

    На стройку привезли кирпич и выгрузили рядом с фундаментом. Кирпичи недовольно зашуршали. – Никакого к нам уважения! – с обидой думали они. – Нет бы сложить нас аккуратно, а то свалили в бесформенную кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!

    Вдруг кирпичи увидели, как к ним направляется высокий, крепкий человек в строительном комбинезоне. Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой:

    – Да, кирпичики, сложили вас плохо, – сказал мастер, – но не переживайте: недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома.

    – Наверно, он – волшебник, – с надеждой подумали кирпичи. – Превратить груду кирпича в новый дом – такое под силу только чародею!

    2. Беседа с детьми.

    • Дети, скажите, кто же подошел к стройматериалу? Кто может превратить груду кирпича в новый дом?
    • А чтобы построить дом, какие профессии потребуются
    • Кто такой архитектор? (Верно, это человек, который задумывает и разрабатывает проект дома, улицы. ) ? С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор.)
    • Какими должны быть здания? (красивые, прочные, устойчивые).
    • Давайте и мы сегодня станем строителями и построим улицу города, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала.
    • Как вы считаете, какие здания необходимо построить, чтобы жителям нашей улицы было комфортно? Почему мы построим театр, школу, ? И т. п.
    • Но прежде чем приступить к строительству мы сделаем проект нашей улицы.

    3. Проектируем улицу.

    Воспитатель с детьми проектирует улицу. – Нужно построить улицу, чтобы она была уютной.

    Рассматривание иллюстраций по теме. Обратить внимание детей на то, что между зданиями есть расстояние, для того, чтобы было возможно пройти людям, проехать машинам.

    Каждая улица имеет название. На каких улицах вы живете? Как мы назовем улицу? (Дети придумывают название улицы.)

    Распределить с детьми, кто и что будет строить (иллюстрации различных зданий). Обратить внимание детей на последовательность зданий на улице (где будет стоять школа, или с какой стороны магазин от жилого здания.)

    В начале дороги по верхнему краю листа мы расположим кинотеатр, в конце дороги по нижнему краю листа мы расположим почту. Вдоль дороги справой (с левой) стороны от кинотеатра мы расположим жилой дом. Справой стороны дороги после жилого дома вниз мы построим больницу напротив больницы мы постоим аптеку. Справой стороны дороги после больницы строим жилой дом, с левой стороны дороги после аптеки строим жилой дом. После жилого дома Справой стороны дороги мы строим школу, слева детский сад. После детского сада мы строим один жилой дом, а после школы 2 жилых дома. (С какой стороны от дороги ты построишь свой дом?) Какое Здание у нас осталось? Где мы построим магазин

    –Прежде чем приступить к строительству, мы с вами поиграем.

    4. Физкультминутка.

    Получили мы подарки.
    Кирпичи, бруски и арки
    Из коробки мы берем
    Строим мы красивый дом.

    (Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.)

    Строим быстро, строим скоро
    Без цемента, без раствора.
    Дом карниз, труба и крыша.

    (Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут кирпичи.)

    5. Строительство улицы.

    Дети делают чертежи своих зданий и приступают к строительству. Звучит песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”. Затем дети анализируют свои постройки. Дополняют макетами деревьев.

    6. Итог занятия.

    — Какая красивая улица у вас получилась. Вы сегодня были и архитекторами и строителями, а хотите побыть воспитателями? Поменяйтесь с соседом своими чертежами и проанализируйте построки друг друга.

    Улица построена!
    У ворот – ждет игрушечный народ.
    Проходите, черепашка,
    Крокодил, и Чебурашка,
    И Петрушка и матрешка,
    И игрушечная кошка!
    Радуйтесь, игрушки, звери,
    Открывайте окна, двери,
    Новоселье затевайте,
    Пойте, прыгайте, играйте!

    Детям дается возможность обыграть улицу.

    Цели и задачи:

    Обучающие:

    1. формировать умения следовать устным инструкциям;

    2. обучать различным приемам работы с бумагой;

    3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: , квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

    4. обогащать словарь ребенка специальными терминами;

    5. создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

    Развивающие:

    1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

    2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;

    3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

    4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

    5. развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

    2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

    3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    Материалы и оборудование : заготовки бумаги, схема работы.

    Ход занятия.

    1. Вводная часть.

    Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь покажите, как нужно правильно сидеть за столом во время занятия.

    Я хочу вам задать вопрос, он будет в стихах:

    Я раскрываю почки в зеленые листочки,

    Деревья одеваю, посевы поливаю.

    Движения полна, зовут меня …(весна)

    2. Ознакомление с приметами весны.

    Назовите приметы весны. (Солнце светит выше и ярче, тает снег и лед на реках, бегут ручьи, появляются первые цветы - ландыши, подснежники, на деревьях набухают почки, появляются листочки, природа оживает, появляются насекомые, звери тоже просыпаются.)

    Верно, весной тает снег, бегут ручьи…….

    3. Словарная работа.

    Бегут ручьи. Задумайтесь над этой фразой. Почему говорят, бегут ручьи? Бежать может человек, собака, лошадь и другие животные. Бегут те, у кого есть ноги. У ручейка нет ног. Так посему же так говорят про него?

    Ответы детей….

    (Правильно, потому что вода в ручейке быстро течет, быстро движется вперед.)

    Как вы думаете, хорошо или плохо людям от того что по улицам бегут ручьи?

    Ответы детей…

    Обобщаю ответы детей: нужно быть аккуратными, чтобы пройти и не замочить ноги. Ручьи несут воду от растаявшего снега для того, чтобы напоить влагой поля, соды, огороды, дополнить водой пруды и реки. А еще, я расскажу, как радовались весенним ручейкам в детстве мы с друзьями.

    Знаете почему?

    Потому что наступало время, когда можно отправить в плавание наши бумажные кораблики. Они были вот такие (показ образца)

    А хотите я вас научу делать кораблики, чтобы и вы отправили свои кораблики в плавание?

    4. Показ приемов работы и объяснение.

    - Я приготовила заготовки из бумаги, какой формы они? (прямоугольной)

    Этапы:

    1 . Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.

    У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.

    2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом

    (правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом). Хорошенько проглаживаю линию сгиба.

    У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так…. одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.

    Загибаю углы краев во внутрь.

    Какая фигура получилась? (треугольник)

    3 . Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.

    4 . Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.

    5 . У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.

    6 . Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.

    5. Физкультминутка.

    Если речка голубая

    Пробудилась ото сна

    И бежит в полях, сверкая,

    Значит к нам пришла- весна!

    Если снег везде растаял

    И трава в лесу видна

    И поет нам птичья стая -значит к нам пришла весна!

    Если солнце разрумянит наши щеки до красна,

    Нам еще приятней станет -значит к нам пришла весна!

    5. Закрепление, выполнение работы.

    А сейчас вы будете выполнять работу по схеме.

    Но для начала вспомним этапы работы.

    Ответы детей.

    Давайте выполним теперь эти этапы самостоятельно.

    6. Итог занятия :

    Посмотрите, какие кораблики получились. Вы хорошо поработали кораблики получились ровные, красивые.

    Спасибо вам за работу. А теперь давайте посмотрим чей же кораблик поплывет? (опускаем кораблики в емкость с водой).

    Кончики детски пальцев питают творческое воображение, мышление и речь. Ручной труд развивает уверенность и изобретательность движений руки малыша, создающей художественный образ, а полученный результат помогает ощутить радость от созидания. Благодаря конструированию из бумаги ребёнок откроет для себя волшебный мир разнообразия цвета и формы, познакомится с основными геометрическими фигурами, освоит базовые навыки моделирования в детском саду, приобретёт начальное понимание правил комбинаторики, разовьёт координацию движений руки, а также внимание и наблюдательность.

    Цели обучения конструированию из бумаги в детском саду, конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

    Конструирование - в переводе с латинского означает создание модели, творческое выстраивание определённой гармоничной и целостной системы взаимоотношений между различными элементами, деталями или частями предметов.

    Задачи и технические приёмы конструирования из бумаги

    Конструирование из бумаги считается художественно-эстетическим творчеством, т. е. дети воплощают некий образ (сказочный или литературный персонаж, украшение интерьера, образы из реальной жизни), передают его характер, опираясь на цвет, форму, выражая при этом свою эмоциональную реакцию, личное отношение к этому образу. Ведущая особенность конструирования - теснейшая связь с игровой деятельностью малышей, поскольку поделка мастерится в процессе игры и для игры (театральной, ролевой, дидактической).

    Ведущая особенность конструирования - теснейшая связь с игровой деятельностью малышей

    Главная цель конструирования - развитие мышления, формирование нравственных качеств, воспитание эстетических чувств.

    Общие задачи:

    • обучать базовым приёмам работы с бумагой;
    • формировать навыки работы согласно технологическим картам и схемам;
    • знакомить с основными цветами, геометрическими формами и понятиями;
    • развивать самоконтроль, координацию движений, мелкую моторику;
    • совершенствовать пространственное, логическое, абстрактное мышление;
    • воспитывать трудовую культуру, самоорганизацию, навыки работы в коллективе;
    • развивать коммуникативные навыки, способствовать активизации игровой деятельности.

    Разновидности конструирования из бумаги:


    Технические приёмы работы:

    • сминание, разрывание, скручивание (три-четыре года);
    • сгибание и разрезывание (с пяти лет).

    Младшая группа

    • Познакомить со свойствами бумаги (мягкая, жёсткая, толстая и тонкая, матовая и глянцевая, цветная и белая, гладкая и пористая).
    • Учить работать с клеем.
    • Изучать геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг).

    Младшие дошкольники должны уметь:


    Средняя группа


    Дети среднего дошкольного возраста должны уметь:


    Старший школьный возраст

    • Продолжить знакомство с техникой оригами, освоить новые приёмы:
      • отгибание боковых сторон прямоугольника к центру (домик, кроватка, стол);
      • отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным (мордочки животных, цветы, чашка, шапочка).
    • Освоить простейший приём создания объёмной скульптуры: операцию скручивания квадрата в цилиндр, приклеивания и прорисовки деталей (бабочка, дерево, фигурки животных).
    • Познакомить с технологическими картами и схемами поэтапного выполнения работ (треугольник, книжечка, двойной треугольник).

    Старшие дошкольники должны уметь:


    Приёмы создания объёмной скульптуры и плоских фигурок, которые осваивают воспитанники подготовительной группы:

    • сворачивание формы конуса из круга (приземистый) или полукруга (стройный);
    • трансформация квадрата в куб или кирпичик способом складывания и надрезания;
    • плетение из бумажных полосок и ленточек;
    • базовая форма двойной квадрат в оригами.

    Приёмы обучения конструированию из бумаги

    1. Наблюдение объекта. Цель этого приёма - сделать практическую деятельность детей более осмысленной и осознанной. В процессе исследования предмета дети анализируют взаимосвязь его формы, размера, декора с назначением в реальной жизни. Например, уловив общие закономерности, дети могут самостоятельно прийти к обобщающему выводу о том, что железнодорожный мост через судоходную реку должен быть высоким и широким, а пешеходный мостик через небольшую речушку - узким и низким. Объекты для разных возрастных групп отличаются уровнем сложности. Так, воспитанникам старшей группы можно предложить порассуждать на тему гармоничности архитектурных форм сооружений, представить себя в роли архитектора, который создаёт проект, определяет место будущего строительства, продумывает украшения и детали.

      Воспитатель обсуждает с детьми объект (тема «Одуванчик»)

    2. Показ и анализ образца. Цель - сформировать у детей алгоритм обследования предметов. Как правило, используется для изучения новых приёмов и способов конструирования. Этапы обследования:
      1. Выделение общей характеристики объекта (грузовая машина большая, а легковая маленькая).
      2. Распознание геометрической формы основных частей предмета (кузов напоминает прямоугольник, а кабина - квадрат, колёса круглые).
      3. Пространственный анализ размещения частей (слева, справа, снизу, сверху).
      4. Уточнение более мелких частей (окна, фары, детали кабины и т. д.).
      5. Итоговые выводы по поводу общей характеристики (вот такую машину вы будете конструировать).
    3. Объяснение и обсуждение способов и этапов создания поделки. Цель - дать наглядное понимание последовательности изготовления поделки в процессе наблюдения за действиями воспитателя. У малышей важно сформировать простейшие базовые приёмы конструирования на основе подражания действиям воспитателя. Старшим дошкольникам можно ставить задачи более сложные, требующие от ребёнка принятия самостоятельного конструктивного решения. Важно учить создавать замысел изделия, подбирать оптимальные способы его реализации и планировать свою работу. Метод конструирования по условию, когда детям ставится задача, но предоставляется свобода в определении способов конструирования, является наиболее эффективным приёмом для развития инициативности и самостоятельности. Воспитанникам младшей и средней групп можно предложить задание, предполагающее усложнение знакомых операций, например, приклеить детали мордочки к базовой форме треугольника в оригами.

      Воспитатель объясняет последовательность изготовления поделки

    4. Анализ, оценка и самооценка. Моменты, которые стоит обсудить:

    При оценке результатов коллективного труда стоит отметить:

    • все ли дети придерживались заранее оговорённого плана совместной деятельности;
    • насколько добросовестно каждый выполнил свою часть работы;
    • проявлялось ли стремление помочь своим товарищам;
    • примеры инициативности и самостоятельности в принятии оригинальных творческих решений.

    Индивидуализировать работу с детьми можно в двух направлениях:

    • ребятам, проявляющим способности к конструированию, посещающим кружковые занятия, можно давать более сложные задания;
    • детям, которым тяжело освоить программные требования в силу разных причин (у ребёнка индивидуальные особенности восприятия и работоспособности, много пропущенных занятий), целесообразнее давать задания в упрощённом варианте, который ему по силам реализовать. Такой подход поможет сохранить интерес у ребёнка к конструированию и избежать психологического травмирования.

    Этапы формирования самостоятельного творческого конструирования


    Основная задача конструирования по замыслу для старших дошкольников - сформировать независимое творческое конструирование, проявляющееся в умении самостоятельно изготавливать оригинальные образы, изобретать нестандартные способы, находить необычные решения, комбинировать изученные приёмы, выбирать материал по цвету, форме.

    Принципы системы обучения конструированию:


    Мотивирующие приёмы для начала занятия

    В качестве мотивирующего приёма чаще всего используется художественное описание образа в словесной форме с целью активизации внимания, пробуждения интереса, рождения благоприятного эмоционального настроя, стимулирующего активность детей. В начале занятия рекомендуется создать игровую ситуацию, стимулирующую создание поделки. Например, в группу приходит письмо от сказочного героя, который просит ребят помочь ему справиться с какой-то проблемой.

    Игровой сюжет для занятия «Колобок» (младшая группа).

    В гости к детям приходит Фея сказки, здоровается, представляется и спрашивает у детей, любят ли они сказки? Затем начинает рассказывать сказочную историю о Колобке, а мука для выпечки оказывается в волшебном сундучке, в который Фея предлагает заглянуть детям. Вместо муки малыши обнаруживают в сундучке бумагу. Фея спрашивает:

    Можно ли из бумаги «испечь» колобки? (Да)

    Какая у нас бумага? (Жёлтая, гладкая, тонкая)

    Как же мы сделаем тесто? (Сомнём в комочек, затем аккуратно развернём и вновь сомнём)

    Какие замечательные колобки у вас получились, что же нужно нашим колобкам, чтобы они нас увидели? (Глазки)

    А чтобы улыбнулись и спели весёлую песенку? (Ротик)

    У меня есть личики наших колобков, вы смажете их клеем с обратной стороны и приклеите к своим комочкам.

    Малыши создают фигурки колобков из жатой бумаги

    Видео: Детская песенка «Колобок»

    «Музейная экспозиция», оформленная для занятия в средней группе на тему «Рыбка оригами».

    Воспитатель приглашает детей в удивительное путешествие в волшебную страну ДангоМоти, которое они совершат на самолёте. Маленьких путешественников встречает Квадратик-Кун, который приветствует детей по-японски («Яххо!») и приглашает совершить экскурсию в музей.

    Малыши рассматривают экспонаты музея

    Малыши рассматривают экспонаты музея, вспоминая свойства бумаги. Квадратик-Кун предлагает поиграть с рыбками-оригами под старинную японскую мелодию. Теперь дети могут почувствовать себя настоящими жителями волшебной страны, превратив обычные квадратики бумаги в таких чудесных рыбок (базовая форма двойной треугольник).

    Такие чудесные рыбки получились у ребят на основе базовой формы треугольник

    Познавательный рассказ на тему «Птица счастья» (старшая группа)

    В далёкой деревушке заболел мальчик, и не помогали ему ни травы, на снадобья. С каждым днём он угасал на глазах у отца и матери. Близилась весна. Ребёнок лежал весь в полузабытьи, рядом сидели мать и отец, утирая слёзы. Мальчик пришёл в сознание и тихо проговорил: «Скоро прилетят птицы, может тогда я вновь стану здоровым?». Отец задумал смастерить деревянных птичек и подвесить под потолок на радость сынишке. Как решил, так и сделал. От тёплого воздуха птицы закружились в полёте, мальчик увидел птичек и заулыбался. Словно по волшебству, малыш стал выздоравливать. Все вокруг удивлялись, когда видели счастливого и крепкого малыша, спрашивали родителей, как они вылечили своего сына. С тех пор деревянные птички стали хранителями детей в каждом доме, а позже оберегом, сохраняющим душевное тепло и счастье в семье.

    После рассказа интересной истории, воспитатель предлагает смастерить птичек из бумаги.

    После рассказа интересной истории, воспитатель предлагает смастерить птичек из бумаги

    Сказочный сюжет. Изготовление объёмного макета домика к театральной игре по мотивам сказки «Заюшкина избушка».

    Педагог пересказывает сюжет известной сказки и просит детей помочь зайчику вернуть его уютный и тёплый домик (преобразовать квадраты в трубочки и смастерить бревенчатую избушку).

    Избушка для театральной игры «Заюшкина избушка»

    Картотека игр для развития конструктивного мышления

    «Геометрические фигуры» (3–4 года) Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
    Материал: карточки с изображением домика, ёлочки, солнышка и т. д. из геометрических фигур.
    Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребёнка показать квадрат треугольник, круг, прямоугольник, затем обвести карандашом фигуры, изображённые пунктирными линиями, после чего рас­красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…»
    «Найди и назови фигуру» (3–4 года) Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

    Ход игры. Предложите ребёнку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив её из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.
    «Флажки и гирлянды» (3–4 года) Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.
    Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.
    Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображённые пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребёнка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.
    «Конструируем из палочек» (3–4 года) Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
    Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.
    Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребёнка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребёнку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовёт. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
    «Найди пару» (3–4 года) Цель игры: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.
    Материал: карточки с изображением геометрических фигур разделённых на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих
    Предложите ребёнку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.
    «Найди лишнее» (4–5 лет) Цель игры: развивать логическое мышление дошкольников.
    Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
    Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать почему.
    «На что похоже?» (4–5 лет) Цель игры: развивать наглядно-образное мышление детей.
    Материал: набор плоскостных геометрических фигур.
    Ход игры. Воспитатель поочерёдно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т. д.
    «Конструируем из палочек» (4–5 лет) Цель игры: развитие логического умения детей.
    Материал: палочки разной длины трёх размеров, карточки с изображением простейших картинок.
    Ход игры. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
    «Посчитай и сконструируй» (4–5 лет) Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.
    Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.
    Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов ­ человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.
    «Обустрой комнату» (4–5 лет) Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
    Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры
    Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла­дет его рядом с построенной комнатой. Затем достаёт геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т. д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней «мебель» в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой.
    «Создай схему» (5–7 лет) Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
    Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединённых в модели фигур.) Затем дети получают задание расчленить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.
    «Ошибки в узоре» (5–7 лет) Цель игры: развитие логического мышления детей.
    Материал: Карточки с изображением геометрических фигур.
    Ход игры. На карточке изображён узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»
    «Разрежь и сложи» (5–7 лет)
    Материал: плотная бумага, ножницы.
    Ход игры. Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать её на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерности: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.
    «Моделирование» (5–7 лет) Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.
    Материал: плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.
    Ход игры. Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.

    Видео: Игра «Собери фигурку» (2–3 года)

    Конструирование из бумаги в детском саду

    Картотека тем для занятий по конструированию из бумаги

    Тема Задачи занятия
    «Угостили слоника конфеткой» (оригами) младшая группа Научить элементарной технике оригами, складывать квадрат пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать противоположные углы квадрата к середине, тренироваться аккуратно приклеивать работу на панно.
    Оборудование: квадраты разноцветной бумаги 15х15 см., клей, картон, картинка слонёнка.
    «Портрет друга» младшая группа Учить строить изображения снеговика из кругов разной величины, передавая образ смешного и любимого героя зимних развлечений. Развивать у детей интерес к конструированию из бумаги.
    «Жил-был самолётик» младшая группа Продолжать учить детей мастерить поделку из бумаги и знакомить с её свойствами. Вызвать радость от чтения стихотворения. Помочь каждому ребёнку достичь результата.
    Оборудование: квадрат из белой бумаги 15*15 на каждого ребёнка, самолёт игрушка, самолёт из оригами.
    «Вагоны» (по образцу) средняя группа Освоить способ - складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон и углов, развивать глазомер.
    «Фонарики» (по показу) средняя группа Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, чётко соединяя половинки кругов.
    «Ёлочка» (по образцу) средняя группа Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости.
    «Будка для собаки» средняя группа Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем
    «Открытка для папы» средняя группа Закреплять умения складывать прямоугольный лист пополам.
    «Цветок» (по образцу) средняя группа Учить самостоятельно выполнять готовую работу по образцу, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца.
    «Корзиночка» (по образцу) средняя группа Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их.
    «Вертушка» средняя группа Учим делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре.
    «Дизайн кукольного домика» старшая группа Создание интерьера кукольного дома из коробки.
    1-е занятие: беседа «Мой дом будет таким…», обсуждение - каким бы вы хотели видеть дом для куклы;
    2-е занятие: проект интерьера дома для куклы на бумаге;
    3-е занятие: изготовление деталей для интерьера дома (комод, кровать, стол, телевизор и т. д.)
    4-е занятие: создание интерьера кукольного дома.
    «Открытка в подарок» старшая группа Создание подарочной открытки в технике скрапбукинг.
    1-е занятие: знакомство с техникой скрапбукинг.
    2-е занятие: приготовление материала (вырезание газет, фотографий).
    3-е занятие: создание праздничной открытки.
    «Робот из коробок» старшая группа Создание детской игрушки - робота из упаковок, коробок.
    1-е занятие: беседа «Роботы, какие они?»
    2-е занятие: приготовление материала (коробок);
    3-е занятие: изготовление робота.
    «Кружечка Гжель» старшая группа Учить изготавливать объёмные игрушки из бумаги. Развивать умение выполнять работу до конца, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
    «Человек. Семья» подготовительная группа Учить детей создавать человека из бумаги прямоугольной формы, добавляя необходимые детали (голова, руки, украшения на одежде). Воспитывать интерес к самому себе и окружающим людям.

    Детские поделки (фотогалерея)

    Цветы в технике киригами (средняя группа) Фигурки бабочки в технике киригами (средняя группа) Фигурка девочки в технике киригами с элементами рисования (старшая группа) Дерево из скрученной бумаги (средняя группа) Будка для собаки из сложенного пополам прямоугольника (средняя группа) Фигурки автобусов из сложенных пополам заготовок (средняя группа) Декорирование открытки салфеткой (старшая группа) Цветы из жатой бумаги (средняя группа) Фигурка бабочки на основе базовой формы треугольника (средняя группа) Фигурка фонарика в технике киригами (старшая группа) Фигурка паучка из бумажных шариков (средняя группа) Моделирование интерьера комнаты (подготовительная группа) Птичка в технике киригами (средняя группа) Фигурка божьей коровки из жатой бумаги (младшая группа) Фигурка цыплёнка в технике киригами (средняя группа) Фигурки птиц в технике киригами (старшая группа) Фигурки человека из цилиндров и конусов (подготовительная группа) Фигуры деревьев из бумажных трубочек и ленточек (старшая группа) Выставка бумажных платьев (средняя группа) Кружечка Гжель (старшая группа) Фигурка самолёта на основе базовой цилиндрической формы (старшая группа) Декор открытки из кружочков, сложенных пополам (средняя группа) Фигурка самолётика в технике киригами (старшая группа) Декорирование цилиндра бумажными шариками (средняя группа) Фигурка рыбки из картонной полоски (средняя группа)
    Дизайн открытки (средняя группа) Дизайн кукольного домика (подготовительная группа) Фигурка божьей коровки из бумажного шарика Самолётик в технике киригами (старшая группа) Фигурки зайчиков на основе базовой формы цилиндра (старшая группа) Фигурка самолётика из спичечного коробка и картонных полосок (средняя группа) Изготовление вертушки из квадрата с надрезами (средняя группа) Веер из сложенного гармошкой листа цветной бумаги с декоративными кружочками (младшая группа) Фигурки корабликов из гофрированной бумаги (младшая группа) Коллективная работа из жатой бумаги (старшая группа) Грибочки из жатой бумаги (старшая группа) Фигурки лягушат из жатой бумаги Фигурки снеговичков из бумажных шариков (средняя группа) Бумажные конфетки (младшая группа) Костёр из рваной бумаги Фигурки кошки с мышатами из жатой бумаги Фигурки курицы с цыплятами из жатой бумаги (старшая группа) Самолётик из бумажных полосок (младшая группа) Паучья семейка из бумажных шариков (младшая группа) Украшение платья кусочками жатой бумаги (младшая группа) Фигурки собачек из бумажных шариков (подготовительная группа) Фигурка пингвина в технике киригами (средняя группа) Фигурка зайчика из комочка жатой бумаги (старшая группа) Фигурки улиток из скрученных полосок цветной бумаги (средняя группа) Фонарик из деталей круглой формы (средняя группа) Фигурка цыплёнка из жатой бумаги (младшая группа) Цыплята из комочков жатой бумаги (старшая группа)

    Шаблоны и схемы для конструирования (фото)

    Шаблоны домика и транспорта для средней группы Шаблоны животных и мебели для средней группы Шаблоны деталей для домика Шаблон слона Шаблон птички для вырезания по линии Ленточка для фигурки рыбки, птички Шаблоны собачки и слоника Шаблоны и схема изготовления фигурки мишки Шаблоны собачки и тигрёнка Шаблон собачки Схема и шаблон для изготовления фигурки фонарика Схемы для изготовления фигурок животных Шаблоны для мебели Шаблон для изготовления скворечника Схема изготовления мебели из бумаги

    Временной план занятия:

    1. Подготовительная организационная часть - вводную часть занятия педагог начинает с подвижной или дидактической игры, загадки, чтения четверостишья. Задания должны соответствовать возрасту детей, иначе умственное и психологическое напряжение приведёт к потере у них живого интереса и положительного эмоционального настроя. (примерно 5 минут)
    2. Практическая часть - демонстрация способов конструирования сопровождается совместным с детьми игровым проговариванием каждого движения и повторяется на каждом занятии до полного закрепления правильного исполнения движения. (3–5 минут).
    3. Самостоятельная работа детей над созданием поделок (примерная продолжительность в младшей группе 10–15 минут, средней 15, старшей 20, подготовительной 25 минут).
    4. Заключительная - выставка детских работ и элементарный анализ воспитывает умение описывать и давать эстетическую оценку творческим произведениям. Педагог вместе с детьми рассматривает поделки, отмечает её сильные стороны, удачные творческие нестандартные находки, а также путём наводящих вопросов обращает внимание на возможные пути исправления ошибки.показ и анализ детских работ (3–5 минут).

    Видео: Музыкальная интерактивная игра «Замесили тесто»

    Конспект занятия в средней группе «Одуванчик» (автор Л. Задорожная)

    Цель: Закрепление умения детей конструировать цветы из бумаги.
    Задачи:
    • Закреплять умение вырезать овалы из прямоугольников;
    • Приобщать детей к изготовлению поделок из различных материалов (бумаги и трубочек);
    • Учить использовать для закрепления частей пластилин;
    • Формировать обобщённое представление о цветах (стебель, листок, цветок);
    • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

    Предварительная работа.
    Разучивание стихотворения Т. Собакиной «Если я сорву цветок …», знакомство с цветами (иллюстрации, игра «Собери цветок», чтение произведений о цветах.
    Материалы и инструменты:
    Коктейльные трубочки, заготовки для цветов: круги из салфеток, заготовки для листьев: прямоугольники из цветной бумаги; ножницы; пластилин; аудиозапись Ф. Шопен «Весенний вальс», П. И. Чайковский «Вальс цветов», видеофильм «Весна»; иллюстрации цветов, цветы для украшения группы.
    1. Организационный момент.
    Группа украшена цветами.
    Дети с воспитателем входят в группу. Звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов», в группу входит Фея Цветов.
    Ф. Ц.: - Здравствуйте, ребята. Я, Фея Цветов. Посмотрите, как красиво цветами я украсила вашу группу. Весна уже полностью вступила в свои права. Солнце стало ярче и теплее. Вся природа оживает. И мы сейчас с вами вместе отправимся на весеннюю цветочную полянку.
    Возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова:
    «Раз, два, три - повернись,
    На поляне окажись!»
    (Звучит музыка)
    Открывайте глазки. Вот мы и на цветущей полянке. Присаживайтесь в кружок около цветочков. (Дети садятся на колени)
    С приходом весны оживает вся природа.
    (Показ видеофильма «Весна»)
    Какие изменения произошли в природе?
    Какие цветы расцвели?
    При виде цветов улучшается настроение, хочется улыбнуться. И я вам сейчас дарю свою улыбку. А теперь вы подарите улыбку друг другу. (Дети улыбаются поворачиваясь друг к другу). А теперь подарим улыбки нашим гостям. (Дети поворачиваются к гостям)
    От наших улыбок стало светлее и теплее вокруг и расцвели цветы. (Сюрпризный момент: открывается поляна с цветами)
    Вот расцвели первые цветы. Как они называются? (Подснежники)
    И на этой полянке расцвели цветы. Как вы думаете, что это за цветы?
    Ой! А на этой полянке почему-то нет цветов! Как вы думаете почему?
    Вы мне поможете оживить полянку цветами?
    2. Практическая часть.
    Присаживайтесь на стульчики.
    Мы сделаем полянку одуванчиков.
    Одуванчик одним из первых появляется весной.
    На что он похож? (на солнышко)
    Где растут одуванчики?
    Кто любит прилетать к одуванчикам?
    (К одуванчикам любят прилетать пчёлы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчёлы из него делают одуванчиковый мёд - густой и ароматный.)
    Рассмотрим одуванчик. Из чего он состоит? (стебель, листья, цветок)
    Для стебелька цветка возьмём трубочку.
    Затем возьмём пластилин жёлтого цвета, положим пластилин на ладонь и круговыми движениями сделаем маленький шарик. Наденем его на стебелёк. Это серединка цветка. Теперь возьмём заготовки: круги из бумаги и будем надевать их на стебелёк. В конце сделаем жгутик из пластилина прямыми движениями. Закрепим им цветок. Сделаем небольшие разрезы - лепестки. Возьмём правильно ножницы в правую руку (большой и средний палец, указательный помогаем). В левую руку возьмём цветок. Прямыми движениями делаем надрезы.
    Теперь вырежем листья.
    На что похожи листья одуванчика? (Листья у одуванчика похожи на ёлочку). Возьмём лист бумаги и срежем верхние углы у прямоугольника. Теперь сделаем надрезы под наклоном вниз и вверх. Наденем лист на стебелёк. Вот и готов один цветок.
    (На экране телевизора появляется поэтапного выполнение)
    С чего начинаем выполнение цветка, Андрей?
    Что берём потом, Лиза? (Пластилин) Как его будет раскатывать, Ваня? (круговыми движениями) и т. д.
    А сейчас приготовим наши пальчики к работе.
    Пальчиковая гимнастика «Цветок»
    Спал цветок волшебным сном
    Был закрытым, а потом
    Показался лепесток, а за ним его дружок,
    Вот и третий не отстал
    И четвёртый не проспал,
    Вот и пятый лепесток
    И раскрылся весь цветок.
    - А теперь пришла пора за работу, детвора.
    3. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.
    Дети конструируют цветы, воспитатель напоминает последовательность выполнения.
    Готовые работы дети при помощи воспитателя выставляют на полянку.

    Дети конструируют цветы

    4. Анализ и самоанализ.
    - Ребята, посмотрите какая замечательная, красивая полянка цветов у нас получилась!
    (Анализ работ. В качестве подарков бабочки)
    А вот и бабочки прилетели на ваши цветы. Этой - понравился одуванчик Насти, а этот - Киры. Эти бабочки прилетели на одуванчики Лизы и Софьи - они так похожи на маленькие солнышки. Очень красивые пушистые получились одуванчики у Андрея, Артёма и Савелия. А эти бабочки прилетели к одуванчикам Лёши, Саши и Давида. Им понравились красивые цветки и нежные зелёные листочки. А эти бабочки сразу заметили чудесные цветы Кирилла и Захара.

    Композиция из одуванчиков

    А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
    «Раз, два, три - повернулись,
    В детский садик мы вернулись
    Спасибо вам за такие чудесные цветы! А я вас жду к себе в гости летом. В моём царстве цветов будет ещё очень много разных и красивых цветов.
    До свиданья!

    Видео: конструирование из бумаги «Год петуха»

    Программа кружка по оригами в средней группе. Картотека тем для занятий

    1. «Весёлый треугольник». Цель: научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба.
    2. «Собачка». Цель: закрепить знания детей о животных. Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая ушки.
    3. «Бабочка». Цель: закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны.
    4. «Грибок». Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба.
    5. «Красивая снежинка». Цель: познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей.
    6. «Новогодняя ёлочка». Цель: закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги.
    7. «Аквариумные рыбки». Цель: закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба.
    8. «Кораблик». Цель: вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу.
    9. «Самолёт». Цель: совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.
    10. «Кошка». Цель: учить складывать кошку на основе базовой формы треугольник, проглаживая линии сгиба. Учить отгибать углы.
    11. «Мышонок». Цель: научить детей складывать мышонка из треугольника по диагонали, потом ещё раз по диагонали, отогнуть ушко. Учить рисовать носик и глазки.
    12. «Цветик - семицветик». Цель: вспомнить последовательность выполнения базовой формы воздушный змей, стремится к самостоятельному выполнению.
    13. «Весёлый лягушонок». Цель: научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же уголки отогнуть в противоположные стороны.
    14. «Стаканчик». Цель: научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба.
    15. «Весенний цветок». Цель: на основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. Учить составлять композиции.
    16. «Вьюнок». Цель: Учить складывать базовую форму блинчик, загибая края к середине листа. Свернуть в трубочку лист гофрированной бумаги, надрезать концы и вставить в надрез квадрата.
    17. Базовая форма треугольника Базовая форма книжки Базовая форма домика Схема складывания кораблика Схема складывания фигурки рыбки Фигурки котят на основе базовой формы треугольника Схема складывания рыбки Схема складывания тюльпана Схема складывания домика на основе базовой формы книжки Базовая форма твоздушного змея Схема складывания фигурки бабочки

      Анализ занятия

      Алгоритм для проведения анализа занятия по конструированию

      Образовательные задачи Содержание этапа занятия Показатели выполнения
      образовательных задач этапа
      Условия выполнения
      образовательных задач этапа
      Возможные методы и приёмы обучения
      1. Подготовительный этап.
      Подготовка детей к работе на занятии:
      - обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;
      - психологическая подготовка детей к общению на занятии
      - Приветствие и организация внимания - доброжелательный настрой воспитателя и детей,
      - кратковременность этапа,
      - готовность детей к сотрудничеству,
      - формулирование целевых установок.
      - собранность воспитателя,
      - последовательность в предъявлении требований,
      - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме,
      - спокойная уверенная манера держаться,
      - отсутствие многословия.
      - «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами»
      - «Ладошка к ладошке»
      -Улыбнёмся друг другу и т. д.
      2. Практический этап.
      Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми изучаемого материала.
      Дать знания, которые приводят к определённым выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы). Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;
      Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах.
      Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.
      1. Рассказ (объяснение) воспитателя.
      2. Развивающее обучение.
      3. Использование проблемных ситуаций.

      Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
      Организация деятельности детей по применению знаний в изменённых и новых ситуациях Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей;
      Самостоятельность ребёнка при выполнении задания;
      Углубление знаний и способов действий.
      Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
      Поощрение стремления ребёнка предлагать свой способ (работы, решения и т. д.);
      Использование открытых задач.
      1. Вопросно-ответное общение
      2. Работа в микрогруппах
      3. Разноуровневые самостоятельные работы
      4. Дидактические игры
      4. Итоговый этап.
      В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же?

      Пример анализа занятия по конструированию для старшей рабочей группы (из конспекта Бикмуллиной А. Р.)

      44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе - 22 года. Сфера профессиональной деятельности - проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).
      Занятие по конструированию в старшей группе по теме «Снеговик»
      1. Анализ целей задач. Программное содержание подобрано в соответствии с программой, по которой занимаются дети, соответствует уровню развития детей данной группы (дети уже знакомы с техникой оригами), объем программного содержания занятия соответствует возрасту детей, дозировка материала хорошо продумана.
      2. Анализ структуры и организации занятия. Занятие актуально и приурочено к подготовке к Новому году, игры и загадки соответствуют теме и содержанию занятия.
      3. Анализ содержания занятия. Вопросы и загадки доступны для детей, присутствовала актуализация опыта детей с прошлых занятий, объяснение нового материала, закрепление нового материала на практике.
      4. Организация самостоятельной работы детей. Каждый ребёнок был задействован на занятии, проблем по освоению программного содержания занятия у детей не возникало. При ответах на вопросы работа была фронтальной. Детям было интересно.
      5. Анализ методики проведения занятия. Дидактический материал - актуальный, интересный, с эффектом новизны, дети с интересом рассматривали, сравнивали свои работы. Шаблон был выдан каждому ребёнку, при необходимости воспитатель оказывала помощь каждому ребёнку индивидуально.
      6. Анализ работы и поведение детей на занятии. Занятие интересно, актуально, хорошо продумано, дети заинтересовались техникой, работали активно, с интересом, сосредоточенно. В то же время поделка оказалась не очень трудной, и все дети были довольны своими результатами. Дисциплина на занятии хорошая.
      7. Общая оценка занятия. Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Отрицательных моментов в работе нет. Можно лишь добавить повторение техники безопасности при работе с ножницами.

    Занятие по конструированию в средней группе

    «Сказочный домик»

    Провела: Кугай С.М.

    Программное содержание:

    1. Вызвать интерес у детей к созданию построек из строительного материала.

    2. Закрепить знания детей о строительных деталях, цвете.

    3. Способствовать развитию связной речи в ходе работы.

    4. Развивать воображение, память, логическое мышление.

    5. Воспитывать у детей сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание им помочь.

    6. Закрепить правила поведения в общественных местах.

    Оборудование:

    Строительный материал;

    Картины сказочных домиков;

    -ёжик;

    Письмо;

    Игрушки для обыгрывания построек;

    Ход занятия:

    Дети сидят на стульчиках.

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня в нашу группу почтальон принёс письмо.

    (Показывает конверт)

    Как вы думаете, кто его нам прислал?

    Дети: Это письмо от ёжика.

    Воспитатель: Давайте прочитаем его.

    «Дорогие, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею на выставку. Буду вас ждать. Ёжик»

    Ребята, как вы думаете, можно нам принять приглашение?

    Дети: Да, мы хотим пойти к ёжику.

    Воспитатель: Замечательно, только сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в общественных местах, а именно в галерее.

    Дети:

    В галерее нельзя громко разговаривать.

    - Нельзя бегать и прыгать.

    - Нельзя трогать руками картины.

    - Внимательно слушать экскурсовода.

    Воспитатель:

    Молодцы! А сейчас отправляемся в путь.

    Встали друг за другом. Представьте, что вы вагончики.

    «Загудел паровоз и вагончики повёз.

    Чу-чу-чу, чу-чу-чу – далеко я укачу!»

    По лестнице спускаемся, держимся правой рукой за перила.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые картины приготовил для нас ёжик. Кто мне скажет, что изображено на них?

    Дети: На картинах изображены сказочные дома.

    Воспитатель: А как вы думаете, кто в таких домах может жить?

    Дети: Сказочные герои.

    Воспитатель: Что необычного у этого домика?

    Дети: Этот домик стоит на курьих ножках.

    Воспитатель:

    Дети: Это домик Бабы-Яги.

    Воспитатель: Кто в этом домике может жить?

    Дети: Это домик снеговиков.

    Воспитатель: А на что похож этот домик?

    Дети: На грибок.

    Воспитатель: Кто в этом домике может жить?

    Дети: В этом домике живут бабочки.

    Воспитатель: Ребята, что общего у всех этих домиков?

    Дети: Все домики имеют стены, крышу, окна, двери.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие здесь ещё домики есть. Какие детали использовали при строительстве этих домов?

    Дети: При строительстве этих домов использовали кирпичики, кубики, бруски.

    Воспитатель: А кто знает, как эти детали называются?

    - Это пластина – используется для перекрытия;

    - Треугольная призма – используется при строительстве крыши.

    Воспитатель: А где же сам ёжик, а то нас пригласил, а сам не встречает.

    (Слышится пыхтение, появляется ёжик)

    Ёжик: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне.

    (Говорит печально)

    Эти картины прислал мне Чебурашка. На них изображены дома его друзей. А у меня нет своего дома. Я хочу научиться их строить. Я не знаю, кто сможет мне помочь?

    Воспитатель: Ёжик, мы сможем помочь тебе и твоим друзьям. Приглашай своих друзей. Ребята, поможем Ёжику?

    Дети: Да.

    Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую.

    (Дети начинают строить домики)




    Анализ работ.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Все домики получились разные и интересные.

    Итог занятия:

    Ребята, какой сегодня замечательный день. Мы с вами помогли ёжику и его друзьям.

    Список используемой литературы:

    Разработка занятия взята с сайта:

    Фотографии взяты из личного архива.

    1 часть.
    Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, из страны сказок, пришло письмо. Пишет нам Колобок. Вы хотите узнать, что в письме? Воспитатель читает письмо:
    В сказке одной случилась беда!
    Звери пропали, разбрелись кто куда.
    Помогите! Верните, зверюшек в сказку, я, Колобок, прислал вам подсказку»
    Воспитатель: Вы хотите помочь зверям? А вы знаете, в какой сказке случилась беда?
    Дети: Нет!
    Воспитатель: Мы должны это выяснить. Сегодня мы с вами будем, как детективы проводить расследование: разгадывать загадки, думать, искать. Давайте вспомним русские народные сказки, где главные герои - животные.
    Упражнение «Назови сказку»
    Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей».
    Воспитатель: Много сказок вы назвали, но непонятно в какой из них случилась беда? Нам необходимо попасть в страну сказок, и поможет нам в этом подсказка, волшебная карта, которую прислал Колобок.
    Достаём из конверта карту, рассматриваем на столе.
    Воспитатель: Что вы видите на карте? Дети: Цифры, картинки, дорогу. Дети называют цифры. Воспитатель: С какой цифры начнём поиск?
    Осматриваются, ищут первый символ в группе.
    «Волшебный камень» и надпись «Страна сказок». Рядом надпись и стрелки указатели «направо», «налево».
    Воспитатель: Это - волшебный камень, который открывает дорогу в страну сказок. Если мы сделаем правильный выбор - попадём в страну сказок. Слушайте внимательно, что здесь написано.
    «Налево пойдёшь, все потеряешь и сам пропадёшь.
    Направо пойдёшь то, что ищешь, найдёшь!»
    2 часть.
    Идут направо, находят второй символ. Сундучок, на нём цифра 2.
    Воспитатель: Это сказочный сундучок с загадками. Откроем его. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт картинку своего героя.
    1. Маленький рост,
    Длинный хвост.
    Собирает крошки,
    Прячется от кошки. (Мышка)
    2. Зимой белый,
    Летом серый.
    Никого не обижает,
    А сам всех боится. (Заяц)
    3. День и ночь по лесу рыщет.
    День и ночь добычу ищет.
    Ходит-бродит он молчком.
    Уши серые торчком. (Волк)
    4. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка.
    Пушистый хвост-краса,
    Кто это? (Лиса)
    5. Кто в лесу глухом живёт,
    Неуклюжий, косолапый.
    Летом ест малину, мёд,
    А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
    Воспитатель: А теперь ребята положите картинки на стол. Как вы, думаете из какой сказки эти животные?
    Дети отвечают. «Колобок». «Теремок». (Если «Теремок», почему нет лягушки)
    Воспитатель: Непонятно, в какой сказке беда? Какая цифра на карте следующая? Идут дальше, находят цифру три и конверт с заданием от «Колобка».
    Игра «Что лишнее»
    Четыре картинки с сюжетом сказки «Колобок» и одна «Теремок».
    Воспитатель раскладывает картинки на столе, рассматриваем с детьми.
    Воспитатель: Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? А теперь, вы скажете, в какой сказке случилась беда? Как-то неуверенно вы говорите. Послушайте подсказку:
    Как-то раз в лесу густом
    Вырос домик под кустом.
    Это что за чудо-дом?
    Поселились звери в нём.
    Рады мышка и зайчишка,
    И лисичка, рад волчок.
    Это сказка (Теремок).
    Мы определили сказку, в которой случилась беда. Осталась одна проблема, как вернуть зверей в сказку? Посмотрим в карту Колобка. Цифра 4 - подсказка-символ «Лесная мастерская». Дети осматриваются, находят «Лесную мастерскую».
    3 часть.
    Воспитатель: Это «Лесная мастерская». А мастера нет. Посмотрите есть заготовки «головки животных», но нет туловища. Мы будем мастерить туловище. Садитесь за столы. Приготовим пальчики к работе.
    Пальчиковая игра
    Десять пальцев у меня, (показываем пальцы)
    Сколько же умею я!
    Если хочешь - покажу (пальцы раскрыты, поворачиваем кисти, к себе, от себя)
    И про это расскажу.
    Кулаки могу сжимать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
    А потом их открывать,
    Я могу переплести, (переплетаем пальцы, сжимаем руки вместе)
    А могу их спрятать, (заводим за спину)
    Полетать могу пустить, (поднять вверх, сгибать и разгибать кисти рук)
    А потом и падать (вниз и потрясти кистями)
    А потом сложу тихонько (складываем руки на коленях лодочкой, вкладывая одну в другую) На коленках, как котёнка.
    Воспитатель: Что лежит на столе? (бумага - по цвету животных, клей)
    Будем складывать фигурку туловища по образцу мастера.
    Похожие публикации