Методическая разработка проекта на тему «Моя малая Родина» для дошкольной разновозрастной группы. Проект (подготовительная группа) на тему: проект "Моя малая Родина"
Гульназ Салахова
Проект «Моя малая Родина»
Актуальность темы :
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине , преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту , где родился человек . Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной , необходимо применить проектный метод . Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей . Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности . Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников.
Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов . Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине .
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Содержание программы было решено расширить за счет использования парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохиной А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др. и разработать проект «Моя малая Родина » для детей подготовительной группы, чтобы обеспечить региональный компонент по данному разделу.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Тема проекта : «Моя малая Родина » .
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители , воспитатель - Салахова Гульназ Мингазиевна; старший воспитатель – Чаплыгина Жанна Леонидовна; инструктор по физической культуре – Нестеренкова Оксана Анатольевна; музыкальный руководитель – Старкова Наталья Николаевна.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Цель проекта :
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;
Воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
Воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи проекта
Для детей :
Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, поселку Некрасовский и городу Дмитрову;
Формировать представление о поселке Некрасовский Дмитровского района, как часть России : истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;
Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др. ;
Подвести детей к пониманию, что наш Дмитровский район и поселок Некрасовский является частицей большой Родиной – России ; познакомить детей с символикой Дмитровского района и поселка Некрасовский : гербом, флагом, гимном;
Для родителей :
Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой городок» , стенгазеты «Где мы любим отдыхать!» , через создание тематических альбомов с фотографиями «Дмитровский край» и «Мой городок» ; участие в акции «Синичкин день» и физкультурном досуге «Наша Родина – Россия » ;
Поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родины » .
Прогнозируемые результаты проекта
Для детей :
Повышение качества уровня знаний во время организованной образовательной деятельности;
Развитие положительной динамики в развитии интереса к социальному окружающему миру;
Активизация познавательной деятельности в жизни детей;
Проявление творческого, патриотического самовыражения;
Расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и
культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Для родителей :
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями , активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Дети должны знать и называть :
Герб, флаг, гимн России, столицу;
Герб, флаг, гимн Дмитровского района и поселка;
Дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;
Называют некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан;
Называют некоторые достопримечательности родного города/поселения;
Знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;
Проявляют познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищут способы определения свойств незнакомых предметов;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Определение участников проекта , их роль в достижении предполагаемых результатов;
2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы) .
3. Изучение материалов по родному краю, поселку.
4. Сбор и систематизация информации :
Географическая карта Дмитровского района, пос. Некрасовский;
Символика города;
Предметные и сюжетные картинки, флорой и фауной края,
Предметы быта народов;
Дидактические, подвижные игры;
Загадок, пословиц, занимательных упражнений;
Фотоальбомы.
5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и его соответствие данного материала комплексно-тематическому планированию.
6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта .
7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, исследование изменений интеллектуальных и личностных качеств детей, путем наблюдений за ребенком и бесед.
10. Публичный отчет о результатах реализации проекта на педсовете ДОУ .
Приложение №1
Перспективного плана работы по реализации проекта .
Направления
Работа с детьми - Беседы (приложение№2) :
«История города» . Цель : уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Дмитрова. Формировать уважение и любовь к Родине , к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
«Улицы моего города» . Цель : познакомить детей с определением «Малая родина – мой дом , двор, улица. Рассказать об истории главной улицы города. Дать представления об улицах нашего города, и о том, что они имеют названия.
«Путешествие по родному поселку Некрасовской» . Цель : Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах. Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.
«Моя малая Родина » . Цель : воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой посёлок; познакомить детей с достопримечательностями поселка, закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (приложение №3) :
Рассказ М. Пришвина “Моя Родина” . Цель : уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Рассказ Н. Носова «Фантазеры» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение.
Рассказ К. Ушинского «Наше отечество» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы; уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе; развивать патриотизм.
Заучивание стихотворений о родном городе, Родине .
Заучивание пословиц, поговорок, загадок на тему : «Моя малая Родина » .
Организованная образовательная деятельность детей (приложение №4) :
Аппликация : «Строим дом многоэтажный» . Цель : познакомить детей со способом модульной аппликации; формировать умение планировать свою работу и осуществлять замысел; развивать чувство композиции.
Рисования : «Гжельская посуда» (Роспись гуашью) . Цель : продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
«Наша – планета Земля» . Цель : углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Лепка : «Строительство дома» . Цель : формировать у детей умение лепить дом из столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой; закреплять умение пользоваться стекой; развивать воображение и творчество про создании поделки; продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.
Конструирование : «Дома на нашей улице» . Цель : учить передавать образ улицы на которой живёт ребёнок; уточнять представления о величине предметов : высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.
ООД : «Моя малая Родина » . Цель : продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – поселке Некрасовской. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место , где родился , где прошло детство; продолжать знакомить с поселком Некрасовским; продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация) ; продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Коммуникация «Мой город - моя малая Родина » . Цель : развитие речи, обучение составлению рассказов; раскрытие понятия «город» ; знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с
устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине , родной земле.
Сценарий физкультурный досуг (приложение №8)
«Наша Родина – Россия !» . Цель : закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России : флаг, гимн, герб; воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине – России , к родному городу, создать положительное эмоциональное настроение у детей; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений.
- Игровая деятельность :
Дидактические игры :
«Узнай и назови герб» . Цель : закреплять знания детей о гербе, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов.
«Что такое хорошо, что такое плохо» . Цель : развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.
«Знаешь ли ты свой город?» . Цель : закреплять знания детей о своем родном городе, умение называть и показывать достопримечательности города.
«Назови ласково» . Цель : закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Сюжетно – ролевые игры : «Дом, семья» . Цель : совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
«Детский сад» . Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
«Школа» . Цель : расширять знания детей о школе. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
«Магазин» . Цель : вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
Работа с родителями - Беседы с родителями с целью выявления отношения к родному городу.
Помощь в создании библиотеки (подборка книг, картинок о г. Дмитрове, о городке) .
- Оформление стенгазеты : «Где мы любим отдыхать!» (приложение №14) ;
Фотоотчет физкультурного досуга «Наша Родина – Россия !» (приложение №7) ;
-Создание фотоальбомов : «Мой городок» (приложение №11, «Дмитровский край» (приложение №12) ;
Организация и проведение фотосъемок.
- Консультации : Мой город - моя малая Родина .
- Участие в акции : «Синичкин день» (приложение №13) ;
Помощь в создании макета «Мой городок» (приложение №5) ;
Выставка детского творчества (приложение №6) ;
Презентация «Дмитровский край, в котором я живу» (приложение №9) ;
Презентация «Где мы любим отдыхать!» (приложение №10) .
в течении
учебного года
Сотрудничество с социумом 1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на месяц.
2. Организация выездных занятий в ИУМЦ г. Дмитрова (в течение учебного года) .
3. Проведение тематических, познавательных игр-занятий.
4. Организация просмотра тематических видеофильмов.
5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками МАДОУ.
6. Консультационный материал для педагогов.
в течение учебного года
Методическое сопровождение - организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников : макет городка, картинки о г. Дмитрове;
Подборка и создание картотеки дидактических игр по теме : «Моя малая Родина » ;
Подборка художественной литературы по тематическим блокам : «Моя малая Родина » ;
Конспекты ООД, бесед.
Сценарии праздников, досугов и развлечений.
Консультационный материал для родителей
в течении
реализации проекта
Вывод :
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины , традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
МКУДО Оричевский Дом детского творчества
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Село Коршик - происхождение названия,
зарождение и развитие жизни на селе
Социальный проект по краеведческому направлению.
Вылегжанина Ирина Ивановна
музыкальный руководитель
Координатор:
Панагушина Елена аркадьевна
I Введение
Тип проекта
Актуальность и новизна проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Руководитель проекта
Участники проекта
Срок реализации
II Планируемые результаты
III Материально техническое обеспечение
Финансовое обеспечение
IV Эффективность проекта
V Предполагаемые результаты
VI Схема реализации проекта
Введение
Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время - это граница между прошлым и будущим. А история России - это, прежде всего, история российской провинции, она интересна россиянам. История Вятского края интересна больше вятчанам, а история Коршика - коршанам. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Природа нашего села поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.
Мы родились в Вятском крае, в селе Коршик. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины. История появления села Коршик напрямую связана с построением церкви. И мы чувствуем ответственность перед потомками за жизнь этого памятника, напоминающего об уходящей эпохе.
Название села объясняют обычно от слова «коршевать», т.е. выкорчевывать корни деревьев и готовить почву под пашню. Основано оно было в начале XVIII века.
Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является - частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.
Тип проекта
Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски - поисковый, творческий;
Актуальность и новизна проекта
Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:
В осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно - образовательном процессе ДОУ - естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
В определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;
В понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно - духовных качеств личности ребенка
(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Социальная значимость проекта
Проект поможет объединить усилия нескольких социально - культурных институтов: детский сад, администрация поселения, семья, школа, библиотека, ДК, церковь.
Цель проекта
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
Расширить знания о родном селе, закрепить понятия «малая Родина».
Познакомить с историей возникновения села, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.
Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.
Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Руководитель проекта :
Вылегжанина Ирина Ивановна - музыкальный руководитель, координирует и организует основные мероприятия по проекту.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Инициативная группа, разрабатывает и проводит мероприятия по проекту, занимается организацией встреч, вечеров, массовых праздников, организует информационную работу по реализации проекта.
Срок реализации
Сентябрь - май 2015 год
Планируемые результаты
Подготовка методических пособий:
По ознакомлению с конкретным регионом где мы проживаем;
Подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине.
Сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр),
Подборка материалов о систематизированного художественного слова.
Сбор материала о характерных особенностях нашей местности,
Доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Все родители готовы сотрудничать с сотрудниками ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.
Для педагогов:
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для воспитанников:
Повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
Положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;
Активизация познавательной деятельности в жизни детей;
Проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для родителей:
Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
Повышение статуса семейного воспитания
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом - мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Материально техническое обеспечение
Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкально - спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.
Методическое обеспечение ДОУ: Детский сад с. Коршик работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, разработанной на основе программы «Радуга».
Финансовое обеспечение
Фотоальбом - 1 шт. 500р.
Фотографии 120р.
Фломастеры 100р.
Цветная бумага 150р
Итого: 890р
Критерии эффективности проекта:
Полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса
Педагогический опыт интересен коллегам;
Растёт мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта.
К деятельности привлечены родители.
Схема реализации проекта «Моя малая Родина» через разные виды деятельности
Сроки | Цели, задачи программы | Виды детской деятельности | Ожидаемые результаты |
сентябрь | Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само регуляции; Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации | Игровая деятельность 1. Сюжетно - ролевые игры: - «Детский сад»; - «Правила движения» ; - «Профессии моих родителей»; - «Почта» 2. Дидактические игры: приложение№1 - «Исправь ошибки» «Кому, что нужно для труда?»; - «Найди предметы»; - «День рождения»; 3. Коммуникативные игры: - «Я расту»; - «Пустим имя по ветру»; 4.Игра-беседа - «Кем я буду и каким», - «Разные профессии», Участие родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр. | У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах - помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно - ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым, и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, пожарных, работников почты. |
октябрь | формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о своей малой Родине Уточнить и закрепить знания о своей малой Родине - селе Коршик; вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, формировать бережное отношение к природе родного края | Познавательные занятия - «Путешествие по родной сторонушке» приложение №2; №2.1; - «Прогулка с детьми по городу» приложение№3 - «Растительный мир родного края» - «Животный мир Вятки» - «Путешествие по городам Вятки»Сотворчество детей и родителей по темам проекта | Дети смогут рассказать о своём родном селе, сумеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы, сумеют в играх проявлять смекалку, сдержанность. Узнают историю и культуру родного края, местных достопримечательностях. |
Цель: Формировать экологическую культуру у детей и родителей. Задачи: Формирование бережного отношения у детей к природе родного края. Развивать умение замечать изменения в живой природе. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. Формировать умение работать в коллективе. Формировать положительную мотивацию к занятиям. | Экологическое воспитание Беседа о климатических условиях села, города, области Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. Составление экосказки о городе Вятки. | ||
ноябрь | Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; Формирование представлений о роли мамы, её заботе о членах семьи; Воспитывать желание помогать маме в её делах по дому, радовать её своими хорошими поступками и добрыми делами; Развитие коммуникативных навыков, умения строить позитивное бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. | Изобразительная деятельность и дизайн 1.Рисование: - «С чего начинается Родина» приложение№4 - «Выходные в семье» - «Портреты членов семьи» - «Мой дом, моя улица» 2. Оформление выставок: - « Королева осени» - « Пасха» - «Мамины руки не знают скуки» » приложение №5 3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада. 4. Сотворчество детей и родителей: Оформление газет, книжек - малышек, составление родословной | Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки» помогли раскрыть творческий потенциал наших детей, родителей, сотрудников МДОУ. Способствовали возрождению и сохранению семейных традиций, укреплению связей между поколениями. |
декабрь | Цель, Организация пространства участка детского сада. Задачи. Активизация творческого потенциала родителей в процессе создания снежных построек. Создание снежного городка для активизации двигательных навыков старших дошкольников. Расширять представления детей о способах использования снежных построек. | Трудовая деятельность 1.«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке) 2. Конкурс на лучшую кормушку для птиц 3.Конкурс на лучшую ледяную постройку приложение№6 4.Задание на лето: Собрать гербарий растений с. Коршик 5.Привлечение детей родителями для труда на огороде 6.Ручной труд: Поделки из природного материала | Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и спортивной площадке детского сада. При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, замороженные льдинки, ледяные формы, и окрашивание. |
январь | Познакомить детей с понятиями родословная, представитель рода, Дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками, - сформировать интерес к своей родословной, расширить знания о семье, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками | Учебная деятельность 1.Познавательные занятия: - «Состав семьи» (Семь Я), - «Что такое родословная?», приложение №7 проект старшей группы - воспитатель Поцепкина Г.И. -«Кто такие родственники и что их объединяет?» 2. Беседы: - «Любимый отдых членов семьи», - «Имена, отчества, фамилии и их значение». - «Домашний адрес» 3. Игры: - «Моё семейное дерево» - «Я путешествую с семьей» - «Построй дерево и посели в него свою семью» 4.Экскурия - по детскому саду, По улицам села, К памятникам архитектуры села | У детей появится представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, составу. Пробудить гордость и любознательность за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. |
февраль | Цель: способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ. Задачи: Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; Помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах; | Социальное развитие 1. Экскурсии в лес 2.Экскурсии в библиотеку 3.Знакомство с выставками 4.Организация уголка краеведения в группе 5. Создание презентаций, библиотеки: о г.Кирове, Москве, иллюстраций, наборы открыток | |
март | Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, Задачи: воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. | Здоровье сберегающие занятия 1. Беседы: - «Правила безопасного поведения на улице, дороге» -«Микробы и мыло» -«Что за чудо огород» проект средней группы воспитатель Скопкарева Н.Н. приложение №8 2. Дидактические игры: - «Опасно - безопасно», - «Полезная и вредная еда» | Дети познакомились с культурными растениями У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо огород». |
апрель | Цель: Воспитание культуры общения и взаимодействия в праздничной атмосфере; Задачи: - дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; Развивать эмоционально - нравственную сферу ребенка средствами народного искусства; Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; Осуществлять нравственно - эстетическое воспитание и развитие каждого ребенка. | Художественно-эстетические занятия Проведение праздников: - «Праздник детского сада - нашего родного дома» - «Посиделки на Покров» - посиделки с мамами приложение №9 - «Рождественские посиделки» - «Масленица» - «Сороки - встреча весны» - «Пасха» - «День защитников Отечества» Разучивание стихов, песен : о детском саде, доме, о маме, Родине, друзьях, природе, о мире и тд. | Дети, присутствуя на фольклорных праздниках с удовольствием слушают, используют, играют в русские народные игры, водят хороводы, поют народные песни на посиделках, в самостоятельной художественной деятельности. Овладевают элементарными музыкально - теоретическими сведениями о народной культуре, тем самым раскрывают свой творческий потенциал. |
Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи. задачи: Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей. - Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей. | Взаимодействие с родителями 1.Создание эмоционально - благополучной атмосферы дома, в саду на основе доброжелательности и взаимодействия. 2. Анкета для родителей «Ваши впечатления от праздника» приложение 11 3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков; в составлении рассказов о семье. 4.Уголок доверия «Вы спрашивали, мы ответим» 5.Участие в выставках, конкурсах, фотокомпозиций | Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада; Повышение педагогической культуры родителей; Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; |
Результаты работы в ходе реализации проекта:
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно - эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.
В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина - Россия», «Моя планета».
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».
2.Потребность детей само выражаться в творческой деятельности.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем селе, «Малой Родины - селе Коршик».
5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно - воспитательного процесса в частности.
6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Список литературы:
1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Продолжительность проекта - краткосрочный
Тип проекта - информационно-творческий.
Участники проекта - дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Возраст детей - 6-7 лет
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села-это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Истье, его культура, улицы, известные люди, которыми гордятся жители села.Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель проекта:
Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистым и красивым.
Задачи проекта:
Для детей:
— Расширять представления детей о малой Родине - село Истье.
— Формировать интерес к истории возникновения села, и его достопримечательностям.
— Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.
Для педагогов:
— Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства, в процессе реализации проекта.
Для родителей:
— Привлечение к участию в воспитательно- образовательной деятельности с дошкольниками.
Форма проведения итогового мероприятия проекта -
Викторина, презентация.
Название итогового мероприятия проекта -
Презентация «Моя малая Родина», Викторина «Моя малая Родина - село Истье».
Продукты проекта:
Для детей:
Коллективные творческие работы
Для педагогов:
— Фотоальбом «Мое село».
— Ширма «Люби и знай родной свой край».
— Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»
— Консультация , анкета, беседа.
Для родителей:
Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас».
Ожидаемые результаты по проекту:
для педагогов:
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
для детей:
Дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного села и их значимость, достопримечательности;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
для родителей:
Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
Повышение статуса семейного воспитания.
II. Краткое содержание проекта «Моя малая Родина».
Этапы проекта | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с семьей |
Подготовительный Ознакомление педагога с методическими материалами по теме. Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Соответствие данного материала комплексно- тематическому планированию. | Модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы узнаем? | |
Продуктивный (непосредственная деятельность по проекту) | Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом в котором я живу» Рисование по теме Беседа об исторических названиях улиц. Составление творческих рассказов «Моя улица», Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам. Экскурсии: Краеведческий музей: Прошлое и настоящее села Истье | Консультации Памятка для родителей |
Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов) | Презентация «Моя малая родина» |
Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина»
Работа с детьми | Работа с родителями |
|
Сентябрь 1-я неделя | Беседа с детьми о селе Истье: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы узнаем? Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам. Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по селу» | Анкетадляродителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства» Знакомим родителей с историей села. |
2-я неделя | Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее села Истье». НОД «Дом в котором я живу» Рассказ воспитателя об истории развития села. Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?». | |
3-я неделя | НОД Тема: «Край ты мой любимый». Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего села. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю. Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старое и новое село». Экскурсия к памятнику Акция «Памятник»- уборка мусора. Рисование «Мой любимый детский сад». Создание уголка «Моя малая Родина - село Истье». | Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ». Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада |
4-я неделя | Беседа «Праздник «Город кузнецов» ». Рисование «Город мастеров». Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу». Дидактическая игра «Где находится памятник?» | Памятка для родителей «Как вырастить достойного человека». |
1-я неделя | Презентация к проекту «Моя малая Родина» Викторина «Моя малая Родина - село Истье» | Викторина «Моя малая Родина село Истье» (Совместно с родителями). Совместно с родителями оформить фотовыставку « Посёлок тогда и сейчас». |
Для успешного решения поставленных задач мы создали соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформили патриотический уголок. Подобрали наглядный материал о родном крае, его достопримечательностях.
Перспектива развития проекта
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего села, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям села. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
Начатую работу мы будем продолжать в течение всего года. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Моя планета»
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М. «Мозаика - Синтез», 2012г.
3.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии», Метод проектов в ДОУ, изд.»Детство-Пресс», 2012г.
4.Битюкская Н.П. «Система педагогического проектирования», опыт работы, проекты; Волгоград, изд. «Учитель», 2012г.
5. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград, «Учитель»,2013г.
6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. «Мозаика-Синтез», 2008-2010г.г.
7. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.М.»Мозаика- Синтез», 2010г.
8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.
9. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.
10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
12. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. - М., 2003.
13.Каратаев В.Т., Романенков Е.И., Федчук В.Н. По Петрову указу. Изд. «Узорочье» г. Рязань 1993г.
14.Левошин Н. Истье. // Приокская правда. - 1973. - 28 июля
15.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье.//Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
16.Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Истье. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.- С. 252.
- С. 216
17.Кузнецов С. К. Русская историческая география. - М., 1910. - Вып. 1 (меря, мещера, мурома, весь). - С. 121
18.Измайлова Е. Река Истья. // Старожиловские просторы. (Старожилово). - 2003. - 21 марта.
испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; Место работы родителей, значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности по дому, в детском семья» саду. Место проживания: город, микрорайон, некоторые достопримечательности города. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Этапы реализации проекта Выявление проблемы, формирование цели и задач. Разработка проекта. Подбор методической литературы. Создание в группе предметно – развивающей среды. Выполнение проекта. Практическая часть. Итоги и презентация проекта. Основные направления реализации проекта Разработать и организовать все виды детской деятельности по блокам: Формирование знаний о семье «Мой дом», «Моя улица», «Мой город» II. Организовать творческую деятельность детей, родителей, воспитателей. Работа с родителями: Консультации на тему: «Безопасность на дорогах», помощь родителям в создании фотоальбомов «Мой любимый город», «Моя семья» Предложить родителям вместе с детьми посетить памятники, красивые места нашего города. Дать рекомендации о книгах и мультипликационных фильмах на тему патриотического воспитания детей.