Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Как исправить осанку у ребенка? Причины нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста

Екатерина Жаровских
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Профилактика нарушения осанки

у детей дошкольного возраста .

Составитель : Жаровских Екатерина Геннадьевна

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте . Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к

6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений , должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют :

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание .

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет . С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки : при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий :

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения : отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений : напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся : ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании : стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке .

Следует проводить и профилактику плоскостопия , так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног , что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ПРИ ХОДЬБЕ Необходимо держать корпус прямо, расправить плечи и слегка приподнять подбородок. Не держать руки в карманах,.

Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.

Консультация для родителей «Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки» Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки. 1. Постель ребёнка должна быть полужёсткой, ровной, ус.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений осанки, корректирующая гимнастика» Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей» Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».С каждым годом увеличивается количество детей, которые.

НОД «По волшебным дорожкам!» (профилактика плоскостопия и нарушений осанки) Конспект НОД по физической культуре для детей старшей группы. «По волшебным дорожкам!» Задачи: 1. Оздоровительные: Профилактика плоскостопия.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Здоровье для человека является главной ценностью.

Библиотека изображений:

Осанка – положение корпуса человека и головы в пространстве при сидении, стоянии, хождении. Она формируется под весом тела, с помощью костей скелета и мышечной ткани. Осанка – это не только положение корпуса в пространстве, но и расположение таза, стоп, головы относительно корпуса.

Ребёнок рождается с абсолютно ровным позвоночником, а изгибы позвоночного столба, амортизирующие удары при движении, формируются с возрастом. Первым формируется изгиб в шейном отделе позвоночника, происходит это, когда дети начинают держать голову. К 12 месяцам, когда ребёнок встаёт, изгибается грудной отдел и формируется изгиб в поясничном отделе.

Правильная осанка – это умеренные, симметричные изгибы позвоночника.

Изгиб в грудном отделе должен варьироваться от 20 до 40 градусов. По правильному расположению головы можно судить, если мочки ушей симметричны. Плечи имеют симметричное расположение, корпус и ноги прямые, а стопы стоят параллельно. Если плечи перекошены или позвоночный столб искривлён - это нарушение осанки.

  • Читайте также:

Разделяются типы неправильной осанки по отклонению от нормы расположения позвоночника в разных плоскостях.

  • Лордоз. Осанка прогнута вперёд, встречается чаще всего в шейном отделе и пояснице. Если прогиб сильней нормы, то такое положение тела считается патологией.
  • Кифоз – прогиб позвоночного столба к задней части. Обычно он выражен в области груди. Незначительное искривление есть у многих людей, но при сильном отклонении это считается патологией.
  • Сколиоз. Изгиб позвоночника влево или вправо относительно нормы.

Классифицировать неправильную осанку можно по следующим типам:

  • Сутулость – патология, вызванная чрезмерным углублением кифоза грудного отдела позвоночника. У таких людей наблюдаются крыловидные лопатки, а голова согнута.
  • Круглая спина. Этому отклонению подвержены дети старшего возраста (обычно подростки). Обычно причина в неправильной осанке, которую не корректировали в более раннем возрасте.
  • Плоская спина. Начинается при утолщении анатомических изгибов позвоночника. При патологии позвоночник человека утрачивает амортизационные свойства при движении и вибрации.
  • Сколиотическая осанка. Вызвана нарушением положения позвоночного столба относительно своей оси во фронтальной плоскости. Как правило, это искривление позвоночника влево или вправо.

  • Читайте также: ?

Профилактика нарушений осанки у детей

Правильная осанка должна формироваться с детства, поэтому важно с рождения малыша выполнять профилактику сколиоза, лордоза и других патологий. Моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка, и не возникло патологий:

  • Наличие активных нагрузок и режим дня. Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста полностью ложится «на плечи» родителей. Им рекомендуется выкладывать грудничков на живот, чтобы кроха тянулся за игрушками и яркими предметами. Можно организовать . Не стоит злоупотреблять ходунками и прыгунками. Это предупреждение нарушений в отделах позвоночника. Ведь если ребёнок ещё не ходит или плохо стоит на ногах, значит его мышечный корсет и позвоночник не готовы к вертикальным нагрузкам. В режим дня рекомендуется включать прогулки, а спать малыша следует выкладывать на ортопедический матрас средней жёсткости. До 12 месяцев его укладывают спать в кроватку без подушки. С года должна иметь небольшую высоту, а материал подушки следует подбирать упругий, чуть пружинящий.
  • Спорт. Врачи рекомендуют проводить профилактику нарушений осанки с помощью занятий гимнастикой, плаванием. Хорош для правильной осанки и конный спорт.
  • Профилактика нарушений осанки у дошкольников и школьников немало зависит от организации рабочего места для учёбы, лепки, рисования. Тут важно положение за столом. Как же правильно сидеть? Правильное положение тела: ноги стоят на полу, спина прислонена к спинке стула. Свет на рабочем месте должен соответствовать нормам освещённости. В противном случае ребёнок будет тянуться к источнику света, а его позвоночник день за днём будет искривляться.
  • Для детей, начинающих ходить, оптимальным вариантом обуви станут ботинки (сандалии) с подошвой из плотного материала. Задник такой обуви должен быть жёстким. В ней обязательно наличие супинатора и застёжки на липучке.

Массаж и гимнастика

Основными мероприятиями по профилактике нарушений осанки являются массаж и комплексы упражнений, направленных на её улучшение.

  • Это важно знать:

Упражнения с грудничком

Профилактика нарушений осанки у детей начинается с первых месяцев жизни малыша, может выполняться самостоятельно, но только после консультации с детским врачом. Первые упражнения для грудничка должны быть не слишком длинными (всего несколько минут).

  • Выкладываем ребёнка на бок, фиксируем ноги своей рукой, аккуратно левой рукой, используя большой и указательный палец, проводим по срединной линии позвоночника от поясницы к затылку. Поворачиваем ребёнка на другой бок, делаем то же самое. Суть упражнения состоит в рефлекторном разгибании позвоночника грудничка. Этот рефлекс у детей продолжается до достижения 3–4-летнего возраста.
  • После исполнения грудничку 3 месяцев можно производить такое упражнение: укладываем ребёнка так, чтобы он использовал живот взрослого, как упор. Берём малыша за руки и медленно поднимаем.
  • Подаём ребёнку палец правой руки, а второй рукой удерживаем его щиколотки и голени. Слегка помогаем ему перевернуть таз, а корпус ребёнок поворачивает самостоятельно. То же самое делается при перевороте малыша на другой бок.

Такую гимнастику, направленную на профилактику нарушений осанки, делают за 60 минут до или после приёма пищи.

Упражнения для дошкольников и школьников

Осуществляется с помощью комплекса гимнастики. Детям дошкольного возраста врачи рекомендуют упражнения около вертикальной плоскости. Их легко выполнять стоя у стены.

  • Для этого ребёнку необходимо встать около неё касаясь пятками, ягодицами, затылком и обеими лопатками. Это будет правильное расположение тела в пространстве. Стоит его запомнить и соблюдать при движении или стоянии.
  • Полезным упражнением будет и хождение с книгой на голове. Можно использовать для профилактики нарушений осанки ходьбу с балансирование по бревну.
  • Нелишним будет и комплекс упражнений, направленный на устранение или профилактику плоскостопия дошкольника.
  • Важно при нарушении осанки наблюдаться у специалиста-ортопеда и комплексно лечить это состояние. Те дети, у которых осанка правильная должны проходить медосмотр раз в полгода. Делается это для своевременной коррекции осанки и диагностики возникающих нарушений.

Для того чтобы осанка была правильной врачи рекомендуют 2–3 раза в неделю выполнять и мышц брюшной полости. Ими следует дополнять гимнастику, которую ребёнок выполняет после сна, включать в оздоровительную гимнастику. Нередко они включаются в школьные уроки физкультуры, занятия спортом.

  • Все способы,

Суть их в укреплении физической силы, приобретении телом выносливости. Мышцы становятся крепче и позволяют правильно держать тело и голову. Вот некоторые из упражнений:

  • Оценить возможности ребёнка поможет упражнение «Ласточка». Для выполнения он становится на одну ногу, вторую отводит назад и поднимает, спина держится ровно, а корпус наклоняется вперёд, руки разводятся в стороны. Для ребёнка 7–10 лет норма выдерживания упражнения от полутора до 2 минут. Дети старше от 11 до 18 лет должны уметь держать своё тело в таком положении две - две с половиной минуты. Для взрослого человека нормой считается 3–3, 5 минуты.
  • Состояние брюшного пресса диагностируется переходами из положения лёжа на спине в сидячее положение без помощи рук. Норма для детей 7–10 лет – от 15 до 20 раз, а для подростка от 30 до 50 раз.
  • Комплекс упражнений на статическую выносливость мышц проводится с фиксацией тела 5–7 секунд, после чего следует отдых (10 секунд) и снова переход к упражнению. Количество подходов не менее 4–5 раз. Сами упражнения меняются со статических на динамические, чтобы мышцы не уставали и не затекали. Их чередуют по группам задействованных мышц. Делают их с основной позиции: лёжа на животе.
  • Так же должно осуществляться хождение босиком и обтирание полотенцем, смоченным в прохладной воде.
  • Ещё одним важным моментом для школьников станет правильное ношение рюкзаков и ранцев на спине. Нагрузка на спинные мышцы должна быть равномерной, так можно избежать искривления позвоночника и нарушение осанки.
Ваш отзыв на статью

Нарушения осанки у детей - распространенное отклонение, вызванное искривлениями позвоночника во фронтальной и/или сагиттальной плоскостях. По статистике деформации проявляются у 2% детей в раннем возрасте (до 3-х лет), а среди старших школьников им уже страдают более 60% учащихся. Причинами становятся как врожденные отклонения, так и родовые травмы, но чаще всего - неправильный подход к воспитанию ребенка, отсутствие физической нагрузки, плохие социально-гигиенические условия. Именно на приобретенное нарушение осанки приходится более 90% всех случаев.

Их опасность в ненормальном формировании скелета, из-за чего нагрузка на организм распределяется неравномерно, что влечет за собой повышенный износ суставов, смещение костей, отклонения в развитии внутренних органов. Такие заболевания как сколиоз, остеохандроз, межпозвонковая грыжа - это все следствия не выявленных и не устраненных вовремя деформаций позвоночника.

В любом возрасте нарушениям осанки следует уделять самое пристальное внимание, но особенно важно сделать это в отношении детей, так как от правильного формирования скелета ребенка зависит в целом его здоровье. Тем более, что скорректировать отклонения достаточно несложно при минимальном вмешательстве специалиста-остеопата. Используемые им мануальные техники позволяют оказывать деликатное направленное воздействие на те точки организма, которые в этом нуждаются. Что позволяет быстро достигнуть требуемого результата, восстановив равновесное положение костей скелета ребенка.

Заниматься осанкой своего ребенка должны и сами родители, тем более, что существуют эффективные комплексы профилактических упражнений, позволяющие поддерживать и корректировать физическую форму ребенка. Подобрать наиболее подходящий комплекс поможет опять-таки специалист, который также сбалансирует питание ребенка, чтобы его организм получал все необходимые витамины и минеральные вещества.

Причины нарушения осанки у детей

Причиной возникновения дефектов в развитии осанки детей могут стать различные неблагоприятные факторы, как врожденные, так и приобретенные. В зависимости от их характера, проявляться они могут по-разному и в разном возрасте. Некоторые отклонения обнаруживаются уже в первые недели и месяцы после рождения. Искривление позвоночника может наблюдаться из-за неправильного (чаще всего ягодичного) положения ребенка в утробе матери. Также велик риск получения травмы в процессе родов. Ведь проходя по родовым путям и «протискиваясь» между бедренными костями матери, ребенок совершает оборот почти на 360 градусов. При этом наиболее частой является травма шейного отдела позвоночника. Обычно небольшие отклонения от нормы корректируются растущим организмом самостоятельно, но только при условии хорошего здоровья ребенка. В противном случае нарушения детской осанки остаются и с возрастом начинают прогрессировать, вызывая серьезные заболевания - сколиоз, остеохондроз и другие.

Наиболее остро проблемы с осанкой проявляются у детей в период активного роста и начала школы - 6-8 лет, а также в 11-12 лет, когда кости и мышцы ребенка резко увеличиваются в длину. Проблема состоят в том, что в этот период у ребенка еще в полной мере не выработались механизмы поддержания нормальной позы. По статистике более 60% всех нарушений приходится на младший школьный возраст 7-8 лет.

Причины нарушения осанки у детей:

  • Врожденные патологии. Как уже было сказано выше, врожденные отклонения вызваны обычно неправильным положением ребенка в период беременности. Они могут проявляться по-разному, поэтому важно уже в первые недели и месяцы показать ребенку специалисту-остеопату, который сможет диагностировать и устранить отклонения;
  • Родовые травмы. Различные вывихи и растяжения при родах часто становятся причиной ненормального развития костей скелета ребенка, приводят к неправильной осанке. Так довольно часто встречаются вывихи тазобедренных суставов, из-за чего у ребенка наблюдается увеличенный поясничный изгиб, искривление позвоночника. Смещение позвонков - еще одна малоприятная травма, которая приводит не только к нарушениям осанки, но и неврологическим заболеваниям, смещению внутренних органов и их неправильному развитию;
  • Несбалансированное питание. Если организм ребенка недополучает витамины и минеральные вещества, которые необходимы для правильного и сбалансированного развития костной, мышечной и хрящевой ткани, могут наблюдаться серьезные отклонения в развитии, особенно в период активного роста и формирования осанки - в возрасте 8-11 лет;
  • Неправильная поза. Неправильное положение тела, когда ребенок сидит или стоит, приводит к тому, что такие позы закрепляются в мышечной памяти, приводя к неправильному формированию скелета. Если ребенок неправильно сидит за столом, сутулится, отклоняется в ту или иную сторону, опирается на локоть, обратите на это его внимание. Научите его сидеть правильно, сохраняя ровную спину и горизонтальное положение позвоночника. Возможно, ребенку просто неудобно - его стол может быть слишком низким, а стул - высоким. К асимметрии в развитии опорно-двигательного аппарата приводит и привычка стоять, оставив ногу в сторону или поставив одну руку на пояс. Это может вызвать боковое искривление позвоночника или усугубить уже наметившиеся отклонения;
  • Малоподвижный образ жизни. Нередко детей с самого раннего возраста - 3-4 лет - отправляют в различные группы раннего развития. При обучении в них упор делается именно на умственное развитие, из-за чего ребенок много времени проводит в сидячем положении. Не менее вредно и продолжительное нахождение за компьютером, перед телевизором;
  • Неправильное развитие. Отсутствие адекватных физических нагрузок приводит к тому, что у ребенка не формируется достаточно развитый мышечный каркас, который бы удерживал позвоночник в нужном состоянии. Если нагрузки присутствуют, но не являются регулярными и сбалансированными, велика вероятность неправильного развития определенных групп мышц. Из-за чересчур развитой мускулатуры на груди или слабого развития спинных мышц наблюдается синдром «сведенных вперед плеч». «Свисающие плечи» - результат недостаточного развития трапециевидной мышцы;
  • Травмы и болезни. Перенесенные в детском возрасте заболевания могут дать осложнения на суставы, что приводит к неправильному распределению нагрузки, когда ребенок инстинктивно старается разгрузить больную руку или ногу, не менее опасно плоскостопие, которое также вызывает нарушение осанки и сколиоз. Травмы позвоночника - даже если они кажутся незначительными - не должны оставаться без лечения. Осмотр у остеопата - обязательная в данном случае процедура. Ведь в результате травм часто наблюдаются смещения костей, суставов, повреждения мышц, которые могут в дальнейшем вызвать осложнения.

Причины нарушения осанки могут воздействовать на организм ребенка по отдельности или комплексно. В последнем случае вероятность серьезных заболевания и отклонений в развитии существенно возрастает.

Каким бывает нарушение осанки

В зависимости от того, каковы причины нарушения осанки, проявляться деформации могут по-разному. Наиболее распространенными отклонениями, которыми страдают дети, являются:

  • Сутулость. При этом происходит уплощение внутреннего изгиба поясницы и увеличения кифоза грудного отдела. У ребенка как бы образуется горб в области плеч, лопаток;
  • Плоская спина. Характеризуется минимизацией и на поздних стадиях практически полным устранением изгибов позвоночника. При таком положении на позвоночник приходится большая нагрузка, он перестает амортизировать, что приводит к межпозвоночной грыже и суставным заболеваниям;
  • Круглая спина. Изменение кифоза грудного отдела, не затрагивающее поясничную область. Круглая спина зачастую предшествует сутулости;
  • Сколиоз. Наиболее опасное заболевание, связанное с неправильным формированием осанки. При нем наблюдается боковая деформация позвоночника, в результате чего плечи, лопатки ребенка располагаются на разном уровне. При отсутствии лечения сколиоз быстро прогрессирует и на поздних стадиях провоцирует отклонения позвоночника во фронтальной плоскости в результате чего помимо собственно сколиоза у ребенка может развиваться любая из вышеперечисленных форм деформации позвоночника.

Как вовремя распознать нарушения осанки у детей

Так как эффективность лечения искривлений позвоночника у ребенка напрямую зависит от того, насколько рано удалось обнаружить отклонения и начать восстановительные процедуры, следует уделять самое пристальное внимание осанке. Хотя остеопатические методы коррекции позвоночника демонстрируют прекрасные результаты и в более взрослом возврате - от 8 лет и старше - лучше, если возможные отклонения от нормы будут выявлены до школы. Так как возрастающие нагрузки на скелет и позвоночник ребенка в период учебы, способствуют быстрому прогрессу деформации осанки.

Возьмите за правило регулярно проводить самостоятельный осмотр ребенка. Это не значит, что следует отказаться от визитов к специалисту - они также должны быть регулярными. При осмотре в первую очередь обращайте внимание на положение лопаток и плеч ребенка. Они должны располагаться на одном уровне. Если оценить положение визуально затруднительно, прибегайте к помощи подручных средств. Проводя осмотр со стороны спины, легко заметить нарушения осанки у детей по подъягодичным складкам - они также должны располагаться на одном уровне. Еще одни показательный аспект - вертикальное расположение позвоночника. При осмотре спереди нарушения осанки можно заметить по положению ключиц и сосков.

Осматривая ребенка сбоку можно заметить такие отклонения от нормы как сутулость, круглая спина. Для облегчения диагностики воспользуйтесь простым тестом - ребенка следует поставить спиной к стене, так, чтобы он касался ее одновременно затылком, лопатками, ягодицами и голенями. Это правильное положение, в котором должен находиться позвоночник ребенка. Попросите сделать его шаг вперед, и вам сразу будут видны имеющиеся отклонения. Кстати, подобный тест может использоваться как профилактическое упражнение для работы над правильной осанкой.

Если осмотр выявил искривление - это еще не повод бить тревогу. Большинство деформаций, особенно в раннем возрасте, легко исправить у специалиста. Проведите дополнительный тест, уложив ребенка на твердую горизонтальную поверхность лицом вниз с вытянутыми параллельно телу руками. Проверьте, сохраняются ли искривления в таком положении. Если нет, то деформация носит обратимый характер, и исправить ее удастся физическими упражнениями, гимнастикой, постоянным контролем и выработкой правильной осанки. К любом случае, следует обратиться к специалисту-остеопату, который подскажет, как это сделать, скорректировав режим дня, рацион ребенка.

Полезно время о времени проводить тест на проверку тонуса спинных мышц, от чего и зависит положение позвоночника. Ребенка надо расположить на кровати или кушетке лицом вниз так, чтобы часть тела от бедер и выше находилась на весу. Сами при этом удерживайте ноги ребенка. Нормой считается удерживание тела в таком положении:

  • от 30 секунд - для детей в возрасте до 6 лет;
  • от 1 минуты - в возрасте до 10 лет;
  • от 1,5 минут - в возрасте до 16 лет.

Если вами были выявлены искривления позвоночника или установлен недостаточный мышечный тонус, необходимо обратиться к врачу, который займется осанкой ребенка. Обычно для получения более детальной информации о степени нарушениям осанки, назначаются дополнительные обследования - например, топографическая фотометрия. Данный метод диагностики основан на получении фотоизображений пациента с нанесенными на тело маркером отметками, позволяющими контролировать правильность положения тела. Фотометрия удобна еще и тем, что позволяет контролировать прогресс в процессе лечения детей.

Формирование правильной осанки у детей раннего возраста (до 3-х лет)

Помните, что здоровье вашего малыша находится в ваших руках и от правильного бережного ухода зависит в том числе и формирование правильной осанки. Необходимо не только самостоятельно следить за позвоночником малыша, но и регулярно проходить осмотр у специалиста-остеопата, который сможет обнаружить и диагностировать негативные изменения на ранней стадии, когда исправить их достаточно легко. Именно в раннем возрасте, когда ребенок еще не достиг 3-х лет, необходимо максимально пристально следить за его формирующейся осанкой:

  • Грудного ребенка не следует класть и усаживать на мягкие подушки и перины. Кроватка малыша должны быть достаточно жесткой. Приучайте ребенка с раннего возраста спать на жестком;
  • Начиная с возраста 3-х недель малыша уже можно укладывать на живот. Делайте это постепенно, сначала исключительно под наблюдением. Чередуйте положение ребенка - на спине и на животе. Если вы часто носите ребенка на руках, то не делайте это постоянно на одной руке;
  • Не старайтесь научить ребенка ходить в раннем возрасте. Позвоночник и мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы выдерживать нагрузки, поэтому в раннем возрасте легко травмировать кости скелета, что впоследствии приведет к нарушениям осанки. Ребенок инстинктивно начнет вставать и будет пытаться ходить, когда его физическое состояние позволит сделать это;
  • С раннего возраста (2-3 года) приучайте ребенка правильно сидеть на стуле. Старайтесь привить ему надлежащее положение, чтобы он запомнил его на рефлекторном уровне;
  • Во время прогулок не водите ребенка за руку, так как в силу большой разницы роста ему придется наклоняться, вытягивать руку, долгое время находиться в неудобном положении, что в итоге отрицательно сказывается на осанке. В раннем возрасте для контроля ребенка используйте специальную прогулочную шлейку.

Остеопатическое лечение при нарушениях осанки у детей

Остеопатическое лечение нарушений (деформации) осанки является весьма эффективным для пациентов разного возраста. В отличие от традиционной медицины, которая зачастую определяет болезнь как совокупность ее симптомов и предлагает симптоматическое лечение, остеопатия делает упор на поиск первопричины заболевания. И как показывает практика, такой подход является более логичным и эффективным.

Формирование правильной осанки - важный аспект в здоровье каждого человека. Согласно остеопатии, тело человека есть сложная саморегулируемая система, в которой в тесной взаимосвязи находятся кости и мышцы, суставы и внутренние органы. Равновесное положение скелета и мышечного каркаса - залог правильного симметричного развития, общего здоровья ребенка, правильного функционирования его органов и систем. Даже незначительные травмы и изменения в положении костей скелета приводят к тому, что нарушается кровообращение, обмен веществ в поврежденной области и организме в целом, ухудшаются нейронные связи. Именно с этими «тонкими материями» и работает остеопат. Нельзя просто «вправить» искривленный позвоночник - воздействие должно быть более тонким и направленным.

На первом этапе коррекции нарушений детской осанки специалист определяет его степень и ищет первопричины. Обычно это механические дисфункции организма, которыми и вызваны внешние изменения. Если у ребенка присутствуют болевые ощущения, то их необходимо купировать. Только в таком случае лечение будет эффективным - пациент должен быть полностью расслабленным, а его организм - отзывчивым к воздействию специалиста.

Остеопат воздействует на отдельные точки организма с целью восстановить кровообращение в них, снять мышечные спазмы, которые этому мешают. Ведь зачастую причиной «перекоса» позвоночника становится повышенное напряжение мышц с одной стороны тела и/или гипотонус - с другой.

Параллельно с работой над осанкой специалист выявляет другие нарушения, вызванные неправильным развитием и положением скелета. Это могут быть дисфункции внутренних органов, невралгические отклонения. Благодаря такому комплексному воздействию, организм ребенка получает мощный стимул к саморегуляции, что существенно ускоряет процесс лечения.

Дети весьма чувствительны к остеопатическим мануальным техникам, что позволяет эффективно проводить коррекцию на ранних этапах. Обычно изменения и результаты становятся заметны уже после первого сеанса. В отличие от исключительно массажных и костоправных воздействий, результат остеопатчиеского лечения сохраняется надолго.

Полный курс коррекции скелета и мышечного каркаса ребенка может занять несколько месяцев. Лечение проводятся курсами по 3-5 сеансов с промежутками между ними в 2-4 недели. Это время необходимо, чтобы организм ребенка «усвоил» изменения, внесенные мануальными техниками остеопата, и адаптировался к ним. Один сеанс занимает от 40 до 60 минут - в зависимости от возраста ребенка и характера наблюдаемых отклонений. В ходе сеанса остеопат использует следующие техники:

  • Коррекция дисфункции крестца и костей в области подвздошья. Микросмещения тазовых костей зачастую являются одной из основных причин деформации фигуры. Вызваны они как травмами, так и малоподвижным сидячим образом жизни. Мануальыне техники остеопата позволяют восстановить правильное положение костей и суставов, нормализовать кровообращение в области малого таза, что способствует улучшения обмена веществ в организме;
  • Восстановление подвижности позвоночника. Нарушения могут быть вызваны травмами (в том числе и родовыми), неправильным положением и позами в грудном возрасте, недостаточным питанием, из-за чего часто страдают межпозвоночные диски. Не имея собственной системы кровоснабжения, питание они получают из соседних тканей. Поэтому очень опасен застой крови и спазмы в мышцах спины, которые препятствуют поступлению к мышцам достаточного количества жидкости и питательных веществ. Дегидратация межпозвонковых дисков приводит к нарушению подвижности, дисфункции позвоночника. Воздействие остеопата позволяет улучшить кровообращение и восстановить структуру межпозвоночных дисков, тем самым вернув подвижность позвоночнику;
  • Краниальное воздействие. Воздействуя на области черепа и шейно-затылочного перехода, остеопат улучшает кровоснабжение головного мозга, что позволяет восстановить микроколебания костей черепа. Получая достаточно кислорода и питательных веществ, кора головного мозга активно работает, восстанавливая утраченные и создавая новые нейронные связи, в том числе и отвечающие за нормальную работу позвоночника, конечностей, суставов;
  • Мышечно-энергетические техники. Воздействуя на мягкие ткани организма - в том числе и мышцы, остеопат повышает их тонус, снимает блоки и спазмы. Это позволяет избавиться от застоя крови в мышцах, нормализовать кровообращение в них. В отличие от массажных техник, остеопатические являются более щадящими и направленными, так как специалист осуществляет воздействие не на все мышцы и ткани в целом, а лишь на их отдельные точки - там, где локализуется спазм или блок.

Эффект от остеопатического лечения сколиоза и других типов деформации позвоночника нагляден в том числе и на примере самочувствия ребенка. Обычно уже после нескольких сеансов наблюдается заметное улучшение здоровья, подвижности ребенка, свободы движений. Если параллельно при этом осуществляется лечение при помощи ЛФК, то вы не сможете не заметить, с какой легкостью ребенок выполняет упреждения, что давались ему с таким трудом еще некоторое время назад.

Даже после прохождения полного курса комплексного остеопатического лечения, не стоит забывать о регулярных визитах к специалисту. Избежать повторных рецидивов возможно только при условии сбалансированного питания, здорового образа жизни и умеренных физических нагрузок.

Физические упражнения и гимнастика для коррекции осанки у детей

Лечебная физкультура и нормированные физические нагрузки являются неотъемлемой частью комплексного остеопатчиеского лечения при нарушениях осанки у детей. Укрепляя мышцы спины, дети формируют надежный каркас, способный удерживать позвоночник в нужном положении. Кроме того, крепкие мышцы способны уберечь от травм при падении, физических нагрузках, резких движениях и т.д.

Помимо собственно мышц спины внимание надо уделять и брюшному прессу. Эта группа мышц очень важна для удержания позвоночника в правильном состоянии. Хорошим упражнением на пресс считается переход из положения лежа в положение сидя при удерживании ног. Упражнения должны осуществляться в медленном темпе из расчета - 4-5 секунд на одно упражнение. Начните с одного подхода по 10 упражнений и, постепенно увеличивая нагрузку, стремитесь к 2-3 подходам по 15-20 повторений на каждый с промежуткам в 1-1,5 минуты для отдыха.

Профилактика нарушения осанки у детей

Исправить нарушения осанки зачастую весьма непросто - для этого требуется немало времени и усилий специалиста. Гораздо проще - не допустить этих нарушений, следить за осанкой ребенка с раннего детства. Выполнение простых правил в купе с советами и помощью специалиста-остеопата позволит сохранить позвоночник ребенка здоровым:

  • Подвижный образ жизни. Долгое нахождение в сидячем положении провоцирует деформацию позвоночника, приводя к развитию сколиоза, круглой спины, другим опасным изменениям. Необходимо строго контролировать время, которое ребенок проводит перед компьютером, телевизором. При занятиях, выполнении уроков, научите ребенка делать перерывы и небольшую разминку, которая поможет расслабить мышцы, дать отдохнуть позвоночнику;
  • Занятия физкультурой и спортом. Гимнастика, бег, занятия на турнике, лыжи и плавание - эти виды спорта способствуют формированию правильной осанки и общему укреплению организма. Мышечный корсет позволяет удерживать позвоночник в правильном положении даже при долгом нахождении в неудобной позе, во время сна, вырабатывая у детей рефлекторную память и правильную осанку;
  • Удобная мебель. Стул и стол для ребенка необходимо выбирать, руководствуясь его ростом и принимая во внимание анатомические особенности. Хорошо, если мебель будет иметь возможность регулировки под рост. Хорошее компьютерное кресло с поддержкой спины и шеи, подлокотниками поможет сформировать правильную осанку. Немаловажны характеристики постели, в которой спит ребенок. Она должна быть достаточно упругой, чтобы поддерживать позвоночник. Рекомендуется приобрести анатомический матрас с разной степенью жесткости для обеспечения необходимого уровня поддержки каждому отделу позвоночника;
  • Вес. Контролируйте питание ребенка. Его рацион должен быть сбалансирован, чтобы растущий организм получал все необходимые вещества и микроэлементы. Но минимизируйте количество вредной жирной пищи, сладкого, мучного. Эти продукты приводят к быстрому набору веса, что в свою очередь приводит к неправильному распределению нагрузки на скелет. Незначительные на первый взгляд нарушения осанки с возрастом и увеличением веса быстро прогрессируют;
  • Нагрузки. Следите, чтобы в процессе физической активности нагрузка на тело ребенка распределялась равномерно. То есть при занятиях с гантелями - их должно быть две. Купите ребенку ранец, который позволит равномерно распределять вес на спину, а не сумку, вешающуюся на одно плечо. Также отучите ребенка от вредной привычки класть ногу на ногу - это также приводит к нарушениям осанки;
  • Обувь. Правильно подобранная обувь поможет избежать плоскостопия и сделает походку ребенка удобной и легкой. Именно из-за проблем с ногами - того же плоскостопия - часто и развиваются нарушения осанки у детей, вследствие неправильного распределения нагрузки на тело.

Состояние осанки — показатель, характеризующий состояние здоровье ребенка и подростка. Нарушения осанки у ребенка служат предпосылкой для развития некоторых функциональных и морфологических нарушений жизнедеятельности, отрицательно влияют на многие заболевания.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Под хорошей осанкой подразумеваются стройность человеческого тела, плавность в движениях.

Формирование правильной осанки требует терпения и настойчивости не столько от ребенка, сколько и от родителей, с помощью врача-педиатра.

Критерии правильной осанки следующие

  • Прямое положение головы.
  • Симметричные линии шеи.
  • Симметричное положение надплечий и ключиц.
  • Обе лопатки — на одном уровне и прижаты к грудной клетке.
  • Волнообразно-равномерные физиологические изгибы позвоночника.
  • Гребни подвздошных костей — на горизонтальном уровне, т.е. прямое положение таза.
  • Треугольники талии (образуются между боковыми поверхностями туловища и опущенными руками) симметричны и равны.
  • Правильно сформированные своды стоп и отсутствие дефектов развития стоп.
  • Симметричность скелетных мышц и их нормальный тонус.

Осанку определяет состояние и взаимодействие отдельных составляющих опорно-двигательной системы ребеночка. Это кости, связки, суставы, мышцы, работа которых регулируется нервной системой. Возможности позвоночника выполнять разные движения во многом определяется образующимися за период роста и развития ребеночка физиологическими изгибами в передне-заднем направлении.

Любое отклонение от нормы называют нарушением осанки, распространенность которого в разных возрастных группах — от 30 до 100%.

Риск развития нарушения осанки у ребенка увеличивается в те возрастные периоды, когда ребенок интенсивно растет. Это периоды первого (в 5-6 лет) и второго (13-15 лет) ростового сдвига, они называются критическими в формировании осанки.

Причины нарушения осанки у ребенка

  • Наследственная предрасположенность (так называемый анатомо-конституциональный тип строения позвоночника).
  • Отсутствие регулярных физических тренировок.
  • и слуха.
  • Неудовлетворительное питание.
  • Не соблюдение гигиенических и режимных норм (например, неправильная организация рабочего места ребенка).
  • Гормональные нарушения и сопутствующие болезни.

Среди причин дефектов осанки — привычка ходить, опустив голову привычка стоять, опираясь больше на одну ногу или неровно сидеть за столом и др. В скелете у дошкольника много хрящевых частей, кости мягче, податливее, чем у взрослых, легко искривляются.

Забота об осанке с первых дней

Забота об осанке должна присутствовать в обращении за ребеночком с 1-х дней его жизни. Новорожденные рефлекторно реагируют на свет, звук, цвет, запахи. Кроватку новорожденного устанавливают так, чтобы был подход к ней с любой стороны. После кормлений, в период бодрствования на руках родителям следует чаще перекладывать малыша с одной руки на другую, поддерживая вдоль позвоночника).

При вскармливании грудью нужно обеспечить попадание ребеночку в ротик не только соска, но и околососкового кружка (ареолы). Положение мамы в процессе кормления должно быть сидячим, а стул — с высокой и твердой спинкой. При этом ребенка нужно освободить от стесняющей одежды, держать на руках под углом 45-60° от горизонтальной плоскости. Примером может служить великолепная картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Пеленание, особенно тугое, противопоказано новорожденному. Правильная одежда — та, которая позволяет свободные движения в суставах рук и ног, не ограничивает подвижность позвоночника. Игрушки подвешивают над кроваткой таким образом, чтобы ребенку не пришлось постоянно поворачивать голову в одну сторону. Позднее при игре малышу предлагают брать предметы поочередно в правую и левую руку. Не следует активно учить ребенка самостоятельно сидеть, стоять и ходить, ускоряя физиологические сроки приобретения этих навыков.

На улице, во время прогулки, не рекомендуется всегда брать малыша за одну руку, создавая наклон тела в одну сторону, следует поддерживать ребеночка за обе руки; пока ходьба детей раннего возраста неуверенная, можно использовать специальные приспособления (вожжи). У прогулочной коляски сидение и спинка нужны жесткие.


Профилактика нарушения осанки у ребенка

Статико-динамический режим

Чередование вертикальных статических нагрузок с отдыхом. Отдых после длительных статических нагрузок. Выполнение части учебных заданий в положении лежа на животе.

Формирование правильной позы

  • Поза стоя . Стоять свободно, без напряжений, с равными нагрузками на обе ноги.
  • Поза во время ходьбы . Голову располагать прямо, надплечья — на одинаковом уровне, грудную клетку расправить, живот втянуть.
  • Рабочая поза . Промежуток между столом и грудью — 1,5 см, оптимальное расстояние от глаз ребенка, сидящего за столом до его поверхности — 30 см, угол между бедрами и голенями — 90°, длина сиденья должна примерно равняться длине бедра.
  • Рекомендуется ношение ранца. Если это портфель — чередование рук, соответствие веса ранца возрасту ребенка.

Подбор правильной одежды и обуви

Нагрузка одежды должна симметрично распространяться на плечи. Обувь для ежедневного ношения нужно выбирать с твердой подошвой и прямыми, нескошенными носками, высота каблука 3-4 см.

Рациональное физическое воспитание

Рекомендованы ходьба на лыжах, прогулки, подвижные игры, физическая зарядка, легкие гантели, танцы, спорт: плавание, бег, волейбол, баскетбол, бокс. Конкретный вид спорта должен соответствовать возрасту ребенка. Специальные физические упражнения и массаж.

Нарушения осанки у ребенка Профилактика

Правильно подобранные физические упражнения — хороший метод предотвращения и исправления нарушения осанки у ребенка.

При кифозе (круглой спине, сужении грудной клетки, плечах выдвинутых вперед и опущенных вниз) детишки не могут постоять ровно даже на протяжении нескольких минут. Для профилактики кифоза ребенок должен без подушки спать на спине, на жестком матрасе. Ограничивается подъём и ношение тяжестей, время проводимое в положении сидя. Рекомендуется дыхательная гимнастика. Подняться на носочки, одновременно делая вдох носом, надувая живот, затем выдохнуть, втянуть живот, опуститься на пятки, спину держать прямо. При кифозе полезно плавание.

Лордоз — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, с дугой, обращенной вперед. Для его профилактики также нужны физические упражнения, хорошо укрепляющие мышечный корсет.

Сколиоз

Боковые искривления позвоночника — сколиозы — бывают 2х форм.

Истинный сколиоз — анатомический дефект скелета. Деткам с таким сколиозом нужно специальное ортопедическое лечение.

У деток с гибким позвоночником и слабой скелетной мускулатурой возможно развитие сколиозной позы , когда одно плечо выше другого. Исправить это нарушение можно с помощью корригирующей гимнастики, а лучше — плавания.

Эффективны для формирования хорошей осанки и предотвращения ее нарушения — гимнастические упражнения с предметами (мячом, обручем, палкой).

Детей с нарушениями осанки не следует освобождать от занятий физкультурой. Рекомендуют включать их в основную группу без ограничений физической нагрузки и разрешают участвовать в соревнованиях.

Это всё про нарушения осанки у ребенка. Желаю Вам здоровья!

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе – все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма – опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.

Нарушение

К сожалению, нарушения, или дефекты, осанки, в том числе и сколиоз, встречаются достаточно часто: по данным медиков, почти 2/3 из нас в той или иной степени подвержены этому недугу. Сколиоз «в чистом виде» встречается у 10-15 % школьников. К концу обучения в школе частота сколиоза увеличивается.

Причин этого недуга – великое множество. Сколиоз может возникать вследствие перенесенных заболеваний (травмы, рахит), а также вследствие слабости мышц спины. Встречаются врожденные формы заболевания. Но в девяти случаев из 10 это заболевание приобретенное. То есть зачастую мы, сами того не ведая, способствуем тому, что у ребенка возникает нарушение осанки. То есть создаем обстановку, «благоприятную» для развития заболевания.

Способствуют сколиозу: неправильное оформление рабочего места, в результате чего ребенок подолгу сидит «сгорбившись» (например, маленькие, не по росту ребенка, парты, или, напротив, высокий стул), ношение тяжестей (особенно в одной руке), неправильное физическое воспитание, недостаток двигательной активности и т. д.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда (тесная, подобранная не по размеру), заболевания внутренних органов, снижение зрения (в результате чего ребенок вынужден низко наклоняться над книгой или тетрадью) или слуха (в результате чего дети часто наклоняются вперед и вбок, прислушиваясь к голосу учителя). Реже осанка у ребенка нарушается из-за тяжелых хронических заболеваний. В то же время, дефекты осанки нередко усугубляют течение других болезней (болезней позвоночника, сердца, бронхов, легких, верхних дыхательных путей). В то же время, запущенные дефекты лечить труднее, чем небольшие, поэтому важно вовремя обратить на них внимание.

Источник nnmama.ru

Упражнения

Приводим и маленький комплекс корректирующих упражнений, направленных на исправление неправильной осанки. Физические упражнения предназначены для школьников средних и старших классов, и выполнять их лучше всего перед большим зеркалом.

«Упражнение 1». Стоя у стены без плинтуса и касаясь ее лопатками, ягодицами и пятками, развести руки (до уровня плеч), скользя ими по стене (ладони при этом обращены вперед); слегка напрячь мышцы спины, рук. Затем опустить руки и расслабиться. Голову все время выполнения упражнения необходимо держать прямо. Дыхание - произвольное, количество повторов - до пяти.

«Упражнение 2». Стоя в том же исходном положении, что и в предыдущем упражнении, проверить правильность принятой осанки перед зеркалом, отойти, сохраняя осанку. Повторить упражнение не менее трех раз.

«Упражнение 3». Кисти на поясе пальцами вперед, локти касаются стены. Присесть, скользя, по стене руками, лопатками и ягодицами; встать, сохраняя правильную осанку. Во время выполнения упражнения наблюдать за собой в зеркало - все ли правильно. Повторить 3-5 раз.

Источник ladushki.info

Правильная

Традиционно осенью, вначале учебного года у сознательных родителей возникает вопрос, как сохранить у ребенка правильную осанку и предупредить развитие сколиоза. Учебная нагрузка на школьников младших классов с каждым годом возрастает, как и вес учебников, которые дети ежедневно носят из домав школу и обратно.

В раннем возрасте закладываются двигательные привычки, которые непосредственно влияют на формирование опорно-двигательного аппарата малыша, на его здоровье в целом, и которые, возможно, останутся у него на всю жизнь. Поэтому профилактика искривления позвоночника должна стоять на первом месте в списке приоритетов ответственных родителей.

Уговорами и наставлениями как, например, «сиди ровно!», сложно добиться длительного эффекта, лучше постараться увлечь ребенка подходящим видом спорта. Выбирая вид физической нагрузки для ребенка стоит учесть, что аэробная нагрузка или кардионагрузка нежелательны для неокрепшего детского организма. Лучше предпочесть тренировки с умеренной силовой нагрузкой, к примеру, пилатес.

Упражнения пилатеса

расправляют плечевой пояс,
исправляют осанку,
улучшают функцию позвоночника,
предупреждают боль в спине в будущем.

К тому же пилатес улучшает способность к концентрации внимания у ребенка, помогает снять умственную усталость и учит двигаться легко и грациозно, не напрягая мышц.

Источник uaua.info

Исправление

Каковы причины искривления позвоночника у детей? Мышцы и кости растут, их форма в процессе слегка меняется и к этому нужно постоянно приспосабливаться, на что мы не обращаем внимания.

Родители не в силах круглосуточно следить за действиями малыша, но в домашней обстановке можно проводить профилактические занятия, которые помогут сохранить его осанку правильной. Какие упражнения помогут исправить нарушение осанки и какие тренажеры могут стимулировать коррекцию осанки?

Ребенок склонен повторять действия родителей, ведь эти люди — авторитет и идеал. Работайте над своей осанкой и малыш захочет заниматься с вами. А зарядку для осанки легко превратить в веселую игру.

После 4 лет дитя проводит все больше времени за столом, школа уже не за горами. Необходимо подготовить спину к дополнительным нагрузкам, с которыми придется столкнуться позже.

Предлагаем комплекс упражнений для исправления осанки, выполняя которые ребенок обеспечит себе правильную осанку и ровную спину.

Держа одну руку на поясе, другую выпрямляем и делаем круговые движения (назад-вперед), постепенно увеличивая скорость действий. После руку поменять.

Стопы вместе, руки расставлены на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо-влево.

Поднять руки вверх и тянуться пальцами к небу, максимально выпрямляясь, потом медленно качаться, поочередно выводя плечи вперед.

Согнуть левую руку, затем поднять вверх. Наклониться вправо 8 раз. Поделать то же с правой рукой.

Поставить ребенка на руки, и попросить пойти на ладонях, при этом взрослый должен держать малыша за ноги. Выполнение данного действия способствует отхаркиванию, рекомендуется при кашле и бронхите.

Ползать вперед в положении лежа. Вытягиваться нужно, как кошечка и тянуть сначала руку, а после ногу.

Ходить на четвереньках, в процессе поочередно подтягивая колени, потом выполнять повороты в одну и другую сторону. Спину прогибать не нужно.

Полезно хождение на носочках и приседания с книгой на голове. Кататься на велосипеде (не сутулясь). Ходить по бревну и выполнять ласточку.

Это простые и вместе с тем очень полезные упражнения для осанки ребенка. Ниже вы найдете целый комплекс упражнений для укрепления спины и устранения сутулости у детей,которые помогут скорректировать нарушение осанки и укрепить мускулатуру ребенка. Также вы найдете информацию о том,что такое корректор осанки,как правильно выбирать его для ребенка и какие типы корректоров бывают.

Источник bebi.lv

Коррекция

Коррекция осанки человека предполагает использование следующих принципов:

Правильная организация постели;
Точный подбор обуви под ноги ребенка;
Устранение малоподвижности;
Отказ от патологических стереотипов ходьбы;
Постоянный контроль нагрузки на позвоночник;
Ежедневная лечебная гимнастика в домашних условиях.

Правильная организация постели для детей должна включать жесткий матрас и ортопедическую подушку. Жесткий матрас препятствует расслаблению мышечного корсета спины во время сна. Тем не менее, его нельзя применять при наличии деформаций позвоночника с болевым синдромом в пояснице.

Ширина подушки должна быть равна размеру плечевого пояса. Желательно приобретать специальную ортопедическую подушку согласно возрасту ребенка. Она обеспечит правильное функционирование шейного отдела позвоночника.

Коррекция обуви предполагает не только подбор правильного размера, но и исключение укорочения конечности у детей. Такое состояние наблюдается при плоскостопии и косолапии. Чтобы откорректировать осанку при данных патологических состояниях, следует выровнять высоту нижних конечностей.

Малоподвижный образ способствует застою крови в сосудах и воспалительным изменениям в мышечно-связочном аппарате. Включите в схему лечения неправильной осанки у детей ежедневные прогулки по 1-2 часа.

Дети любят стоять на одной ноге, во время сидения принимают неправильную позицию (сгорбленная спина и разное расположение надплечий). Научите ребенка правильно сидеть на стуле, за партой.

Нарушению осанки способствует ношение рюкзаков в школьном возрасте на одном плече. Следует также учитывать влияние на деформацию позвоночника веса портфеля.

Источник spinazdorov.ru

Формирование

Формирование осанки — процесс длительный, он начинается уже с первого года жизни и завершается только к 20-25 годам.

Правильной осанкой принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки. У детей дошкольного возраста может быть небольшая «выпуклость» живота на 1-2 см.

В период бурного роста у дошкольников в 5-7 лет, а в подростковом возрасте у девочек в 11 -13 лет, а у мальчиков в 13-15 лет особенно внимательно необходимо следить за осанкой ребенка и создать все условия для профилактики ее нарушений.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула – длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу.

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Источник sunny7.ua

Гимнастика

Гимнастика подойдёт для детей с предрасположенностью к боковым — сколиотическим — искривлениям спины. Наиболее широко распространены именно они, а не кифозы и лордозы.

Вначале следует сделать несколько полезных движений из исходного положения лёжа на животе:

Руки подложить под лоб тыльной стороной кверху, попеременно слегка поднимать локти и делать ими пару пружинистых покачиваний.

Держа руки так же, приподнимать верх туловища и опускать лоб после подъёма то на левый локоть, то на правый. Глаза в ходе упражнения должны смотреть в пол.

Кисти по-прежнему подо лбом. Нужно приподнимать верх корпуса, глядя вперёд, и на подъёме выполнять поворот в одну и в другую сторону.

Не меняя положение кистей, подтянуть к локтю соответствующую ногу до максимально возможного уровня. Повторить то же самое для другой стороны.

Поднять руки, попеременно тянуться ими вверх.

Прямые руки закинуть за голову и напрячь в вытянутом состоянии. Поворачивать корпус вправо-влево.

Сесть и широко раздвинуть ноги. Затем в такой позе:

Протянутыми вверх руками быстро чертить круги по воздуху в противоположных направлениях.

Правая ладонь — на затылке, левая рука вытянута в сторону. Наклониться в левый бок и потянуться пальцами к полу. Сделать аналогичное движение вправо.

Из позы на коленях — руки вперёд, присесть боком сперва вправо, потом влево. Пальцами тянуться в противоположную сторону.

Встать на четвереньки:

Одну руку вытянуть вперёд и немного наклонить корпус в соответствующую сторону. Выполнить три маха этой рукой вперёд-назад. Сменить руку.

Предплечья соединить и прижать к полу. Отвести попу вправо и посмотреть на правое же бедро. Теперь — в другую сторону.

Одну руку вытянуть вперёд единовременно с соответствующим коленом. Наклониться в противоположную сторону, пытаясь дотянуться лбом до второго колена. И — наоборот.

Сесть по-турецки:

Ладони тыльной стороной прижать к затылку, совершать ритмичные повороты корпуса в сторону, не двигая нижнюю часть туловища.

Из положения, как в предыдущем упражнении делать боковые наклоны.

Встать, ноги на ширине плеч:

Наклониться вперёд с круглой спиной и повисеть, болтая руками.

По возможности дотянуться пальцами до пола; оттянуть одну руку в сторону и вверх, устремляясь корпусом за нею, а второй по прежнему касаться пола.

Закинуть ладошки за затылок, наклониться вперёд и так поворачивать верх туловища влево-вправо.

Согнуть руки у груди, чтоб локти оказались повыше кистей, и сделать несколько пружинящих отмашек — рывков локтями. Можно сочетать их с поворотами.

Руки поднять и чертить ими круги в одном направлении. Затем поменять направление.

В завершение ребёнок должен проползти несколько метров по комнате по-пластунски. Это партизанское упражнение обычно обчень впечатляет мальчишек.

Каждое упражнение выполняется шесть-двенадцать раз. Начать можно с минимального количества повторений, а потом постепенно увеличить продолжительность гимнастики.

Источник spinainfo.ru

Похожие публикации