Самые ужасные средневековые пытки для девушек. Извращенные наказания в истории разных народов (8 фото)

В современном мире люди нарушившие закон отбывают своё наказание в тюрьмах, а дети, которые не слушаются своих родителей, отхватывают ремнём по мягкому месту или же получают устный выговор. Естественно такие меры наказания применялись не всегда и если бы люди прошлых веков попали в сегодняшнее общество, они бы наверняка очень удивились мягкотелости современных людей, ведь то, что творили наши предки в прошлом, было по-настоящему жестоко и ужасно.

Ацтеки

Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек - хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано - разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.

В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями. И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец. Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.

Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось. Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы. Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

Древний Рим

Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания - смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник. Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника. - Прим. «Моей Планеты») приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором. Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».

И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний. За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке - вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов - за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов - за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.

При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

Китай древний и не очень

По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи. Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз - и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение. Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо - особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.

Во времена правления династии Тан - в VII столетии н. э. - в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века. Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади. За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью - от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.

Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки». Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи. Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.

А вот тюрем у китайцев не было - слишком дорогое удовольствие.

На Руси

Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.

Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же - и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам. Не менее популярным было клеймение железом - буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления. Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей - такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.

Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых - за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах - от тюрем и армии до школы - были постепенно упразднены.

Нелепы и жестокие наказания.

Средневековье овеяно дымкой романтики. Отчасти в этом виноваты современные фильмы и книги, в которых храбрые рыцари готовы на все ради прекрасной дамы. Однако если заглянуть в настоящую хронику событий, средневековое общество ужасало своей жестокостью в отношении прекрасного пола. Юридически женщины были гораздо незащищеннее мужчин, и в случае любой провинности им угрожала немедленная расплата, передает Фрешер .

Внебрачная беременность? Отправляйся в сумасшедший дом!

Внебрачная беременность порицалась не только в Средневековье, но еще буквально в прошлом столетии. В Британии, заметив чрезмерно выпирающий живот у незамужней девушки, семья незамедлительно отправляла ее в специальный родильный дом. Там несчастная была обязана стирать белье, драить полы и выполнять другую черновую работу вплоть до самых родов. А после — когда ребенка забирали на усыновление — еще долго отрабатывать дорогостоящие услуги родильного дома. Но даже после выплаты всех долгов выбраться из спецзаведения было не так просто. Большинство родивших до брака женщин признавали асоциальными личностями и закрывали в сумасшедших домах на десятки лет.

Одним из самых нелепых, пожалуй, был закон средневекового Уэльса о неуважительном отношении к бороде или зубам мужа. Женщин, забывающих похвалить растительность на лице своих супругов, или обвиняющих их в чрезмерной грязи на зубах, наказывали битьем палкой.

Удары палкой за порицание мужниной бороды.

Процесс четко регламентировался: законом предопределялись длина и толщина орудия возмездия, а также количество допустимых ударов. Согласно правилам, провинившуюся жену можно было хлестнуть не более трех раз, используя для этого палку толщиной в средний палец мужа, а в длину не превышающую его руку.

Хочешь остаться с носом — не изменяй мужу!

Нельзя сказать, что в прошлом браки были более крепкими и счастливыми, однако супружеская неверность действительно встречалась реже. Все дело в том, что женщины неохотно вступали во внебрачные связи, опасаясь наказания.

На Сицилии времен правления Фредериго II замужней даме за адюльтер отрезали нос, а также отбирали все имущество и детей. С аристократками церемонились немногим больше. Им не наносили физических увечий, однако могли отправить в монастырь, а уже там подговорить нужных людей подсыпать в бокал яду или придушить изменницу во сне. Что интересно, похождения женатых мужчин никак не обнородовались и, более того, негласно поощрялись.

Вступила в связь с нехристианином — на костер!

Испанский король Альфонсо X Кастильский испытывал невероятную страсть к созданию новых законов и кодексов. Самый наглядный пример — свод правовых норм под названием Семь партид. Им регулировались не только гражданское, правовое и каноническое право, но также отношения женщин с мужчинами.

Согласно кодексу Семи партид, испанкам запрещалось делить ложе с иудеями и маврами. Приятные минуты в обществе мужчины-иноверца грозили им большими неприятностями. Если незамужняя девушка или вдова была впервые замечена в порочной связи, у нее сразу же отбирали половину всего имущества. Для проституток, несмотря на характер их заработка, наказание ужесточалось: избиение розгами.

Обычно этого было достаточно, чтобы отбить у женщин охоту влюбляться не в тех мужчин. Если же чувства вспыхивали с новой силой, второй раз становился последним. При повторном уличении в нарушении закона род деятельности и сословие женщины не играли никакой роли: их осуждали на смертную казнь через сожжение на костре.

К замужним дамам Альфонсо Мудрый был более милосердным. Их личное имущество не конфисковалось, а решение о выборе наказания полностью перекладывалось на плечи супруга. Многие видели в этом спасение и надеялись дома выпросить помилование. Однако мольбы раскаявшихся блудниц редко вознаграждались прощением. Обманутые мужья считали себя опозоренными и зачастую после первого же раза отправляли неверных жен на костер.

За рождение ребенка с отклонениями психики — лишить родительских прав!

На фоне историй о жестокости, царившей в средневековой Европе, зверства современников выглядят еще более ужасно. Буквально в двадцатых годах прошлого века американские женщины панически боялись обнаружить у своих детей психическое заболевание. В диагностированной шизофрении или аутизме ребенка ученые незамедлительно обвиняли мать и, как следствие, лишали ее родительских прав. Вердикт был един для всех и без того несчастных матерей: к болезни привела их излишняя холодность.

За сварливость — пытки ледяной водой или железный колпак с кляпом

В средневековой Европе серьезным женским проступком считалась излишняя сварливость. За разжигание склок с соседями, ругань на рынке или недовольство мужем женщине грозила страшная расплата. Подозреваемую в провинности силой волокли в суд, а там осуждали на позорное наказание. Для этого даже существовал специальный юридический термин: communis rixatrix.

В темные средневековые времена казни и экзекуции возводились в ранг народных забав, поэтому их выполнение проходило публично. Обвиненную женщину на глазах толпы привязывали к специальному стулу, обмазывали грязью и нечистотами. Затем ее, на потеху городским зевакам, протаскивали по главным улицам к ближайшей реке и резко скидывали в ледяную воду. Одним разом дело не ограничивалось — в зависимости от серьезности проступка судья назначал разное количество погружений. Однако больше десяти обычно никто не переживал, так как женщины погибали от шока и переохлаждения.

Альтернативный вариант наказания был не лучше, хотя и менее радикальным. На осужденную в сварливости женщину надевали тяжелый металлический колпак с импровизированным острым кляпом в области рта. Конструкция колпака была разработана таким образом, что снять его самостоятельно не представлялось возможным, и женщине приходилось всюду носить позорную маску до того момента, пока судья не признавал ее исправившейся.

Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания - детей больше бить нельзя.

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» - высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» - дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» - о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» - о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» - о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» - о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, - гласят Притчи Соломоновы в Библии. - Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России - Домострое - наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».

Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.

Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году - отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний - за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом - страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал - Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.

Поманский Н.Н., 1928 год

Фёдоров А., 1926 год

Лаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение - вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки - тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила , что «разумное и любовное использования физических наказаний» - право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали - наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Современный подзатыльник показался бы мальчугану из средневековой Руси чем-то вроде манны небесной. В то время розги, прут и кнут были обычным делом. И «я больше не буду» как палочка-выручалочка тогда не работало. Про ювенальную юстицию тоже никто не слышал. Провинился – получи по всей строгости. А строгость в отношении детей была одним из главных принципов воспитания. Считалось, что ребенка бьют исключительно из любви к нему – мол, вырастет человеком. Из Домостроя XV века: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей», «Не ослабляи, бия младенца». И даже в Библии: «Урок же ему – урок. Лоза же ему – лоза».

Лишь бы жив остался

«Порка». Павел Ковалевский

Страх быть битым преследовал детей не только в семьях, но и в школах при монастырях и церквях. За нерадивое отношение к учебе или гадкое поведение ребенка секли до посинения перед всем классом. Причем сила ударов и продолжительность «экзекуции» не прописывалась законами – лишь бы не умер. Доходило до 600 ударов и более. Даром что религия вообще была призвана нести в мир человеколюбие.

К XVIII веку порка становится все менее популярной, а в 1785 году представителей дворянства и вовсе избавляют от рукоприкладства. Правда, запрет просуществовал недолго – какой-то десяток лет. И только спустя столетие, в 1864 году, преподавателям гимназий окончательно запретили бить учеников.

Ребенок в машине: когда не нужно автокресло

  • Подробнее

Кроме физической расправы детей из высоких сословий за проступки лишали сладкого, ставили в угол, запрещали развлекаться. А при императорском дворе не пускали к родителям на их половину или (о, ужас!) за обедом предлагали есть один суп. А могли и вовсе лишить трапезы, если дитятко осмелилось поинтересоваться: «Что у нас сегодня вкусненького?»

В лицеях нередко альтернативой розгам (правда, довольно сомнительной) было переодевание. Безобразника наряжали в костюм другого цвета и заставляли носить – всем становилось известно о его «грехопадении». Как вариант – на куртку вешали табличку с говорящей информацией (к примеру, «Пушкин – двоечник»). Многие ученики, не выдерживая жестоких насмешек и издевок, предпочитали пережить кратковременную физическую расправу.

Кривое дерево пила исправит

Власть родителей над детьми была безоговорочной. Отец мог запросто своих чад продать, определить в работники за долги или отречься. А с середины XIX века – сбагрить в исправительное учреждение. Свод законов 1857 года гласит: «Детей обоего пола, не состоящих в государственной службе, за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки, отдавать в смирительные домы».

Донские казаки тоже в воспитании детей часто руководствовались соображением, что «спина дело наживное: плетка поубавит тела, так наживешь нового». «Если ребенка не трогать, не наказывать за шалости, то он выйдет неук: нужно, чтобы он во всем родителей слушал, а коли добром не слухает, то и посечь можно». Непослушного сына отец мог привязать к плугу или телеге, а затем избить вожжами. Помните «Тихий Дон» Шолохова?

Нежнее нежного: самые красивые поцелуи звездных пар

  • Подробнее

«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому. Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.

За что, батя?

За дело, су-у-у-кин сын!

Не пакости соседу! Не срами отца! Не таскайся, кобелина! - хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.

Драться не дам! - глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и – хряп! Пантелей Прокофьевич – сына по шее тугим кулаком».

Обычное дело.

Не та сторона картошки

В школах Советского Союза о телесном наказании и речи быть не могло. Во времена активной стройки коммунизма, когда общественное ценилось выше личного, поистине адской карой было исключение из пионеров или комсомольцев, объявление бойкота, пропесочивание на совете дружины. В семьях же по-прежнему лидировал ремень. Да вы и сами наверняка помните.

Я родилась в 1945 году. Авторитет родителей был для нас непререкаемым, – вспоминает ростовчанка Галина Фирсова. - Мы с сестрой и братом всю жизнь обращались к ним на вы – из уважения. А чтобы в ответ сказать бранное слово, такого и представить не могу. За проказы меня порола мать – всем, что под руку подвернется: ремнем, веревкой, полотенцем… Но и отец порой не выдерживал. Помню, как однажды за ужином меня, 8-летнюю, с размаху ударил ложкой по лбу только за то, что я потянулась к картошке не со своего края сковороды. И на горохе стояла в углу, было дело.

Униженные и оскорбленные

Надо сказать, в многонациональной России немало народностей, в семьях которых и ремень редкость. Не из мягкотелости, а потому что традиции другие. Горцы и в давние времена, и сейчас редко прибегают к физическому наказанию. Разве из униженного ребенка вырастет свободный человек с чувством собственного достоинства? Ну, подергали за ухо, ну дали подзатыльник, но не избивали. Обычно за проступки нагружали работой, вели долгие разъяснительные беседы с многочисленными родственниками. И крайне редко повышали голос. А самым ужасным было общественное порицание. «Позор семьи», «позор рода» – людская память долго могла колоть глаза.

Северные народы – тоже противники насилия над личностью. Принуждать ребенка к чему-либо, используя давление, шантаж, не в их правилах. Не хочет отрок учиться ставить чум – не надо. Придет время, когда сам поймет, что ему это нужно.

А под суд не хотите?

Сейчас бить детей считается дурным тоном. Большинство современных родителей предпочитают ребенка запиливать нравоучениями. К тому же за рукоприкладство и поплатиться можно.

Как пояснил юрист Михаил Ревякин, если родитель поднимает руку на ребенка, его действия оцениваются по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (административного кодекса), предусматривающей ответственность за оскорбление, поскольку унижение чести и достоинства может быть совершено действием, а не только словом. Наказание – от 1 000 до 3 000 рублей. Но в том случае, если суд оценит действия родителя как жестокость, будет применена ст. 156 Уголовного кодекса и может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Кроме того, действия родителей могут быть расценены по ст. 6.1.1 Административного кодекса как побои при осуществлении в отношении ребенка насильственных действий, которые вызвали физическую боль, но не привели к расстройству здоровья. Наказание в этом случае – штраф от 5 000 до 30 000 рублей, арест на 15 суток либо обязательные работы.

Когда люди вступают в брачные отношения, по традициям большинства стран подразумевается, что партнеры добровольно отказываются от сексуальных партнеров на стороне, вне брака. Очень жаль, что не всегда эти традиции не воспринимаются современными людьми, как руководство к действию. И зачастую так называемые леваки для многих становятся ничего незначащим явлением, унижая партнера и обесценивая связь, которая и так хрупка между людьми. Раньше прелюбодеяние всегда считалось достойным суровой кары, правда, только для девушек, у мужчин это не было настолько достойно порицания.

В разных странах наказание женщин за измену всегда было довольно жестким. Оно должно было стать позором для женского пола, сильным унижением ее перед соседями так, чтобы впредь неповадно было и ей, и другим, глядя на нее. Не всегда после этого несчастной удавалось выжить — например, в восточных странах избиение за измену с помощью разных предметов могло убить несчастную.

Обычно чем севернее регион, тем мягче кара, вероятно, это было связано с тем, что мужчин было в этих краях больше. За женскую измену нечестивица могла поплатиться ушами, губами или носом — как это было в средневековой Европе, потому заточение в монастырь могло быть не самой страшной карой. Но подробней об особенностях отношения и карания за супружескую неверность в разные времена и в разных странах — чуть дальше.

В старину наши предки славяне заключали браки не по любви, но по воле родителей. Потому часто случалось так, что супруги находились вместе не только без симпатии, но и с более яркими негативными чувствами. Как следствие — часто заводились связи у супругов на стороне, хотя это и очень порицалось общественной моралью.

Причем мужская неверность не была собственно неверностью, а вот женская преследовалась по всей жесткости морали того времени. В Уставе князя Ярослава Мудрого упоминается, что мужчина не является прелюбодеем, если у его любовницы есть дети от него. За прелюбодеяние предполагался штраф, размер которого определял сам князь. Но в целом существовал принцип «не пойман — не вор»: если об этом никто не говорит и делает вид, что не знает, то ничего страшного и не происходит.

За измену в Древней Руси наказывали, как ни странно, сильную половину: муж, простивший предавшую его жену, получал ощутимое порицание сам, потому что пустил ее на сторону.

Во избежание позора и кары, ему следовало развестись со своей супругой, причем сделать это немедленно, чтобы не усугублять ситуацию.

В допетровские времена супруга каралась в разы сильнее, чем супруг. Неверная после развода (неизбежного в данном случае) обязана была вступить в прядильный двор, ей было запрещено повторно выходить замуж. Особо жестко реагировали на неверность в крестьянской среде (дворяне были более толерантные в этом вопросе, позволяя и себе подобные шалости). Несмотря на неизбежность и суровость кары, желающие тем не менее оставались, что отражалось в фольклоре того времени, зафиксировано в пословицах и поговорках.

В других странах

Как в разных странах карали женщин за измену мужу — об этом можно писать диссертации, настолько широка эта тема. Наказание в разных странах основывалось на традициях и ценностях культуры той или иной страны, отражало ее социальный уклад и матримониальные отношения. Потому способы кары за неверность были и есть настолько разнообразны, что волосы шевелятся на голове.

У датчан в древности за супружеское предательство полагалась смерть, тогда как убийство было чревато только обычным штрафом. Это показывало, насколько серьезно воспринимали в Датском королевстве этот проступок. О мужской неверности речи не шло.

Монголы разрубали оступившуюся на две части.

Древние бретонцы секли ее до тех пор, пока она не умирала.

Галлы вымазывали ее тело в грязи, помоях и волокли по земле через весь город. Местные жители в знак порицания могли бросать в нее чем угодно, оскорблять и бить.

Готы не ждали суда или разрешения от внешних инстанций: супруг мог самостоятельно своими руками вынести приговор провинившейся.

В Китае провинившуюся обмазывали салом и бросали к голодным собакам.

Аборигены Канады пользовались своей характерной традицией снимать скальпы: там поступали и с неверными.

Греция сделала месть за подобный грех доступной любому гражданину, причем совершить его он мог любым способом. А вот в Спарте поход налево не был грехом и даже не был достоин порицания.

В исламских государствах уличенную красавицу могут забить камнями до смерти.

У древних монголов казнь за измену была очень жестокая: только разрубив грешницу на несколько частей, можно в достаточной мере покарать ее за проступок. Для такой особы достойная смерть была невозможна — уж слишком недостойной была ее вина.

Наказание за измену в древности на Востоке Римской империи предполагало несколько коммерческий подход: грешницу выставляли на продажу на рынке, и любой желающий мог ее купить. Но вот если товар был не интересен никому из покупателей, тогда дело было совсем плохо…

Особо больно слышать, как наказывали женщин за измену на Востоке. Провинившиеся обитательницы гарема страдали особенно изощренно: им надрезали тело в самых тонких чувствительных местах, плавили свинец и заливали его в получившиеся раны и в отверстия на теле. Могли втыкать в тело деревянные гвозди, пропитанные серой, которые затем поджигали, и пламя еще долго держалось за счет подкожного жира несчастной жертвы.

В Сингапуре наказывали за измену с помощью палок, причем этот способ применяется и в наши дни.

Жители Диарберкира казнили преступницу всей семьей: каждый член семьи должен был нанести ей удар кинжалом.

Интересно, как наказывали женщин за измену немцы в древности. Само карание было незамысловатым на фоне предыдущих вариантов — четвертовали. Но профилактика была необычна: перед военным походом муж надевал на свою даму сердца пояс верности, выкованный из железа, и снимал его после возвращения из похода.

Если вспомнить, как наказывали за преступления в Вавилоне, то в Талмуде говорится о четырех способах, как можно сделать это наиболее болезненно для виноватого и показательно для других: удушение, усекновение головы, сожжение, кроме того, могли сбросить с высоты на камни.

Так называемые среднеассирийские законы давали право мужу, который застал свою супругу с другим, убить на месте и ее, и любовника. Если он не делал этого сам, то суд карал прелюбодея таким же способом, каким муж — свою половинку.

Наказание за измену в разных странах весьма разнообразно и показательно с точки зрения того, насколько в культуре той или иной страны значимы и важны семейные ценности и как они соотносятся с человеческой жизнью.

Самые страшные наказания за измену существовали в темные времена. Изощренные умы иезуитов пытали и наказывали женщин в средневековье за такие проступки с глубоким пониманием физиологии. И в любом случае потерпевшая лишалась имущества и детей, так что дорога ей оставалась или воровать, или заниматься проституцией. Что интересно, даже если страдалица была верна своему мужу, но не торопилась отдать супружеский долг, государство могло помочь обездоленному супругу взыскать его принудительно. В Барселоне, к примеру, существовал Коррекционный дом, куда можно было сдать жену на перевоспитание: там она постилась, молилась, неустанно трудилась целыми сутками и, конечно же, подвергалась телесным весьма болезненным карам.

Испанский кодекс «Семь партид» (XIII в.) запрещал женскому полу совокупляться с иноверцами — маврами и иудеями. Правда, статус (и насколько она была состоятельна в том числе) очень влиял на степень порицания. Вдову или девицу лишали собственности, которая была в ее распоряжении, повторное прелюбодеяние грозило костром, на котором сжигали обоих участников процесса. Замужняя испанка получала свою порцию мести от мужа, так как не имела ничего своего, вплоть до того, что муж в своем гневе мог сжечь ее в порядке мести.

В средневековой Европе расплата за прелюбодеяние тоже была суровой. Причем заточение в монастырь было не самым страшным, хотя там ее могли приказать и задушить. И даже отрезание губ, носов и ушей уступало другой мере борьбы с грешницами. Молодых и не очень дам сжигали на костре подобно ведьмам, считая, что только огонь может избавить душу нечестивицы от колдовства, уводящего ее из семьи. Такая судьба ждала только особи женского пола. Великобритания создала закон, по которому обманутый муж имел право на одноразовую денежную компенсацию. Причем сумма должна была покрывать не только материальные затраты мужа, которые он понес в течение всей супружеской жизни на содержание жены, но и включать выплату за моральный ущерб, который был нанесен его гордости вследствие неверности жены.

Среди самых страшных практик можно назвать женскую кастрацию — в некоторых африканских племенах именно такой операции подвергалась та особа, которая себя не блюла.

Как бы страшно ни звучало все это, но есть еще десяток тяжелых способов воспитать супругу, даже если она не выживет после.

Топ-10 самых страшных наказаний женщин

  • В Турции при обнаружении подобного нечестивицу ждала ужасная судьба: ее сажали в мешок, туда же помещали кошку, и били по мешку цепями так, чтобы максимально задеть животное. Процедуру совершали до тех пор, пока неверная в мучениях не умирала.
  • В Корее заставляли пить уксус до тех пор, пока несчастная не распухала, а затем ее били палками до смерти.
  • Некоторые племена Америки при обнаружении предательницы бросали ее к ногам вождя, били, дробили все кости в теле, затем рубили на части и всем племенем съедали.
  • Пакистанских женщин по шариату приговаривала к смертной казни через повешение.
  • В небольшом королевстве Луанго в Африке по давним обычаям любовников сбрасывают со скалы.
  • В Сиаме существовало в древние времена одна из самых жестоких казней — слоном: провинившуюся сажали в клетку специальной конструкции и подводили к ней животное. Слон, будучи уверенным, что перед ним самка его вида, убивал ее в процессе.
  • В Северной Бирме поступали с женской неверностью весьма своеобразно. Девочкам с самого раннего детства надевают на шею кольца, и под их количеством шея постепенно сильно вытягивалась. Когда девочка входила в период полового созревания, ее шея была длинна настолько, что самостоятельно не могла держать голову — так атрофированы были все мышцы. Если жена изменила мужу, с ее шеи снимались эти обручи, и она умирала вследствие перелома шеи, или оставалась на всю жизнь калекой.
  • Афганистан в лице переходного правительства восстановил полицию нравов, действовавшую некогда при талибах. Прелюбодеяние каралось 100 ударами палок и тюрьмой.
  • Самым необычным способом наказывали в Папуа-Новой Гвинее, причем даже не саму любовницу, она как раз оставалась жива. А вот мужчине, который имел смелость соблазнить чужую жену, отрубали голову. Но при этом он перед смертью должен был съесть палец любовницы. Выжившая любовница оставалась со своим недостатком, все племя знало о ее вине и найти себе пару ей после этого было невозможно. Такова была ее расплата за поступок.
  • В Иране, Саудовской Аравии, Судане, Нигерии женщин забивали камнями за прелюбодеяние.

Конечно, то, как наказывают за измену в разных странах сейчас, существенно отличается от страшных способов кары прошлых веков. Сейчас супружеские измены в Китае, например, караются двумя годами тюрьмы и конфискацией половины имущества. Несомненно, это намного более гуманный способ, чем быть заживо съеденным дикими собаками, как это было ранее. Кара камнями во многих странах уже не актуальна. к счастью.

Так, Индонезия предусматривает наказание женщин за измену тюремным заключением сроком до 15 лет.

10 штатов США сегодня также наказывают тюремным заключением дам-ходоков. В Миннесоте, например, загулявшая супруга может быть заключена в тюрьму на 5 лет или оштрафована на 1000 долларов. А может и получить оба варианта одновременно.

Можно порадоваться толерантности европейских стран, которые в порядке порицания за неверность выбирают в основном имущественное поле.

Похожие публикации